Электрокары что это такое
Не «Теслой» единой. С чего начинался путь современных электрокаров
Электрические автомобили кажутся нам чем-то инновационным и необычным, вызывают восхищение и заставляют оборачиваться вслед. Но мало кто задумывается о том, что их история началась ещё в 90-х годах позапрошлого столетия и преодолела длинный путь: от продуваемых всеми ветрами телег с деревянными колёсами до сверхбыстрых седанов и пикапов с внушительной грузоподъёмностью. Предлагаю вспомнить некоторые из них.
1891 год / Автомобиль Уильяма Моррисона
Разносторонний химик шотландского происхождения стал одним из первых изобретателей, выкативших на улицы Соединённых Штатов транспортное средство на электротяге. Открытый автомобиль весом 2 тонны оснащался двигателем от трамвая мощностью порядка 4 лошадиных сил и мог разгоняться до 32 километров в час. Правда, носиться по улицам на деревянных колёсах с металлическими ободами было тем ещё удовольствием… Зато ёмкости двадцати четырёх аккумуляторов, расположенных под пассажирскими креслами, хватало почти на 80 километров пробега.
1896 год / Электрический родстер Эндрю Райкера
Автомобиль, который с трудом можно назвать двухместным, оснащался двигателем мощностью всего 3 лошадиные силы, питался от пяти батарей и управлялся при помощи румпеля (специального рычага, который нужно было потянуть на себя для поворота направо или толкнуть в противоположную сторону — чтобы поехать налево). Представляете, как некомфортно было путешествовать на нём в промозглую осеннюю погоду?
1914 год / Detroit Electric 47
Модель 47, разработанную компанией Anderson Electric Car, не нужно было долго и мучительно заводить вручную при помощи рукоятки, как того требовало большинство автомобилей тех лет. К тому же, машина избавляла владельца от необходимости переключать передачи, а на одной зарядке можно было преодолеть до 128 километров пути. Вот почему до Первой мировой войны этот электрокар часто выбирали женщины. На таком ездила и жена самого Генри Форда — Клара.
1967 год / Ford Comuta
Да, экологически чистый Ford Mustang без двигателя внутреннего сгорания дебютировал в 2019 году, но самый первый электрокар компании всё равно был гораздо милее: крошечная машинка длиной чуть больше 2 метров, построенная в качестве эксперимента, разгонялась до 64 километров в час и могла проехать столько же после полной зарядки четырёх расположенных на борту 12-вольтовых свинцово-кислотных аккумуляторов. По замыслу создателей, в ней должна была компактно уместиться семья из четырёх человек: двое взрослых и двое маленьких детей.
1970-е годы / Sebring-Vanguard CitiCar
Угловатый двухместный автомобиль, похожий на модный треугольный кроссовок из ЦУМа, на протяжении 40 лет удерживал звание самого массового электрокара в истории Америки. Он приводился в движение с помощью восьми 6-вольтовых батарей от гольф-каров, и, благодаря очень лёгкой конструкции, мог проехать около 56 километров. Как вы уже догадались, его очень часто критиковали за своеобразную внешность.
1996 год / EV1 от General Motors
Работая над купе EV1, инженеры компании изо всех сил пытались компенсировать внушительную массу свинцово-кислотных аккумуляторов, поэтому кузовные панели были изготовлены из пластика, а рама — из алюминия. Впоследствии устаревшие элементы питания заменили на более современные никель-металл-гибридные, благодаря которым запас хода увеличился со 120 до 240 километров. Разгон с места до сотни занимал у автомобиля порядка 9.5 секунд, а максимальная скорость не превышала ометку 130 километров в час. Электрокар был доступен только жителям Калифорнии и Аризоны, продавался исключительно в лизинг и продержался на конвейере не больше 3 лет.
2008 год / Tesla Roadster
Первой моделью всемирно известной компании стал компактный родстер, построенный на базе британского спорткара Lotus Elise. Он оснащался ячеистым литий-ионным аккумулятором с жидкостным охлаждением, который можно было зарядить всего за 3,5 часа. Электрокар разменивал первую сотню за 4 секунды и мог умчать пассажиров за 300 или даже 400 километров от дома.
2010: Nissan Leaf
Странный на вид электрокар из Страны восходящего солнца с выпуклыми фарами имел неплохую аэродинамику, стоил почти в четыре раза дешевле, чем Tesla Roadster, и выжимал до 160 километров пробега из 192 сегментов своего аккумулятора. На практике дальность поездки сокращалась примерно вдвое, но и этого вполне хватало, чтобы с комфортом добраться до работы, вернуться домой и поставить автомобиль на зарядку.
2021: Hummer EV
А теперь взгляните на этот внедорожный пикап с тремя электромоторами суммарной мощностью 1000 лошадиных сил и запасом хода в 563 километра. Он может ускоряться с места до сотни всего за 3 секунды, оснащается регулируемой пневмоподвеской и умеет ездить по диагонали — в буквальном смысле слова!
Боюсь представить, что нас ждёт в самом ближайшем будущем, но мне оно уже нравится… А вам?
Как я купила электромобиль
И экономлю больше 100 тысяч рублей в год
Полгода назад я вообще не знала о существовании бюджетных электромобилей.
Все слышали о Тесле, но мало кто собирается искать такой автомобиль для себя. Многие считают, что все электромобили дорого стоят, ими невозможно пользоваться зимой, трудно найти запчасти или заменить батарею, в сервисах не возьмутся за ремонт.
Как я решилась на электромобиль
В октябре 2018 я уже год ездила на Опеле Астре 2006 года выпуска. Машина хорошая, но на 12-й год эксплуатации стала часто ломаться. Я решила отремонтировать ее и продать. Взамен присматривала себе что-нибудь новое и экономичное.
Оказывается, есть обычные электромобили, а не навороченные Теслы. С виду они не отличаются от бензиновых и дизельных машин, «усов», как у троллейбуса, у них нет, поэтому мало кто о них знает.
Посидев несколько часов на форумах и посмотрев пару видео, я позвонила владельцу. Мы договорились встретиться, я осмотрела машину и внесла задаток. За неделю продала свою Астру — и стала счастливым обладателем электромобиля.
Первые впечатления от электромобиля
Первые ощущения от вождения авто с электродвигателем не передать словами. С самого начала поражает тишина: электромотора не слышно совсем. До сих пор я получаю море удовольствия от езды, хоть и пользуюсь машиной уже полгода.
Еще одно открытие: на светофоре я могу тронуться с места и обойти 90% авто с двигателями на бензине или дизеле. При этом вы вряд ли встретите на дороге лихача на электромобиле. Можно «притопить» пару раз, но в целом вырабатывается привычка не тратить заряд батареи без необходимости.
Производители позиционируют электромобили как «транспорт будущего», поэтому оснащают их самыми передовыми технологиями. В моей машине нет только подогрева сидений и руля, потому что машина изначально была сделана для юга Японии. В других комплектациях подогрев есть.
Главное достоинство электромобиля — в его экономичности: при активной езде он обходится где-то в 1000—2000 рублей в месяц. Я заряжаю машину каждую ночь по 5 часов, а к концу дня расходую весь заряд.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Сравнение трат на обычную машину и электромобиль
За 2018 год на Астре я проехала 30 000 км. Это 2500 км в месяц, около 83 км в день. Возьмем этот пробег за среднегодовой.
30 000 км × 3,69 Р = 110 700 Р — столько потрачу на бензин за год.
я потрачу за год на электромобиль
30 000 км × 0,53 Р = 15 900 Р потрачу на электричество за год.
Расходы на электроэнергию и замену масла в редукторе Лифа — 16 900 Р в год.
Траты на Опель Астру и электромобиль Ниссан Лиф в год при пробеге 30 000 км
Бензин | Электроэнергия | |
---|---|---|
Стоимость топлива | 41 Р за 1 л | 3,69 Р за 1 кВт⋅ч |
За год потрачу | 110 700 Р | 15 900 Р |
Замена жидкостей и расходников | 15 000 Р | 1000 Р |
Итого | 125 700 Р | 16 900 Р |
По самым скромным подсчетам, на электромобиле можно сэкономить 108 800 Р в год.
В электромобиле намного меньше узлов, чем у авто с двигателем внутреннего сгорания, и нет такого трения. Поэтому выйти из строя может меньшее количество деталей.
Какой у меня электромобиль
Электромобили выпускают многие компании. Расскажу подробнее о технических характеристиках на примере своего Ниссана Лифа — это самый распространенный электромобиль в России.
В машине три режима:
Батарея. В Лифе установлен литийионный аккумулятор на 24 кВт⋅ч. Есть варианты с 30 кВт⋅ч, а в 2018 году вышли новые модели — с емкостью 40 кВт⋅ч.
Батарея весит 270 кг и состоит из 96 ячеек и 48 модулей. Модули равномерно распределены в днище автомобиля для лучшей устойчивости на дороге. Напряжение в батарее — 380 В постоянного тока, на зарядку можно подключать к обычной сети.
Торможение. В электромобиле два вида торможения: рекуперативное и механическое. При легком нажатии на педаль тормоза двигатель начинает работать как электрогенератор и заряжает автомобиль — это и есть рекуперация. Если сильно нажать на тормоз, срабатывают тормозные колодки и машина останавливается резко, как при обычном механическом торможении.
В городе мы в основном притормаживаем, поэтому чаще работает рекуперация. Это дает еще и экономию на замене тормозных колодок — они в электромобиле служат очень долго. В моей машине передние поменяли в Японии, а задние стоят еще с завода, им 8 лет.
В новых моделях установлены сухие фены, которые греют сразу воздух, но кардинально проблему расхода энергии это не решает. Многие владельцы устанавливают автономные дизельные или бензиновые обогреватели, что прилично выравнивает ситуацию. Я не ставлю, хватает заряда.
Как я заряжаю электромобиль
Заряжается электромобиль от обычной сети, 220 В. В комплекте с машиной идет шнур с блоком питания и разъемом пистолетного типа.
Есть приложение PlugShare, в котором пользователи сами отмечают зарядные станции по всему миру. Еще есть одноименный сайт «Плагшер». В России еще принято отмечать те объекты, где энтузиасты дают обычную розетку подзарядиться
Я живу в арендованной квартире на третьем этаже, поэтому организовала себе парковочное место и зарядку под окнами. Это было не так уж и сложно: я 12 лет работала осветителем сцены в маленьком Дворце пионеров и имею большой опыт электромонтажа.
Чтобы не сверлить стены, проколола спицей утеплитель под подоконником, протянула кабель и смонтировала открытую розетку. Фактически это обыкновенный удлинитель, поэтому все законно. Блок питания и розетка хранятся в ящике для электрического счетчика на наружной стене дома. Пятиметрового шнура мне хватает, чтобы парковаться под своим окном и заряжать машину.
Организация парковочного места обошлась мне в 5000 рублей: я просто купила на эти деньги оборудование и все сама установила. Когда нужно зарядить машину, я открываю ключом шкафчик, достаю кабель и подключаю разъем.
Мой знакомый владелец Ниссана Лифа живет в собственной квартире, поэтому подошел к делу более основательно: договорился с председателем ближайшего гаражного кооператива, провел кабель к своему дому и организовал зарядную станцию. Платит за электричество по счетчику. Он даже записал видео, где рассказывает о своем Лифе и организации парковочного места для него.
Можно организовать фабричную зарядную станцию возле дома от управляющей компании. Для этого нужно провести общее собрание жильцов, собрать разрешения и написать заявление с просьбой установить зарядную станцию на территории дома. Я это обязательно сделаю, когда буду жить в собственной квартире.
Дома у меня вайфай-розетка — включить питание для машины могу в любой момент со смартфона. В приложении я ставлю таймер, чтобы заряжать машину ночью.
Про деградацию батареи
Рано или поздно придется менять батарею — это больной вопрос для каждого владельца электромобиля. Батарея деградирует на 3—4% в год. Моей машине 8 лет, емкость батареи — 70%. Одного заряда хватает на 120 км.
В России такие батареи не производятся и официально не продаются. Стоимость замены сравнима с капитальным ремонтом двигателя: живую батарею можно купить во Владивостоке за 100—120 тысяч рублей. Старую батарею за 30—40 тысяч рублей охотно купят любители солнечной энергии в качестве аккумулятора для солнечных панелей. Можно ее разобрать и продать по ячейкам.
Я думаю, что буду менять батарею через четыре года. За это время сэкономлю на бензине, запчастях, ремонте и расходниках гораздо большую сумму, чем стоимость батареи.
Плюсы и минусы электромобиля
Достоинства электромобиля — бесплатные парковки, возможность стартовать со светофора быстрее 90% автомобилей, экономичность, экологичность, комплектация, стоимость и качество сборки.
Я подала документы через МФЦ, и мой автомобиль внесли в реестр парковочных разрешений электромобилей. Теперь парковка для меня бесплатна.
Главным недостатком бюджетного электромобиля считается небольшой пробег на одном заряде. В среднем это 120—170 километров в зависимости от состояния батареи. Для моего авто — около 100—120 км летом и 70—80 км зимой. Знакомый ездил на Лифе с более емкой батареей из Казани в Чебоксары — это 150 км, и еще 20 оставалось в запасе. Другой владелец Лифа ради эксперимента устроился работать в такси. Справляется.
По закону с 1 ноября 2016 года автозаправки обязаны установить зарядные станции для электромобилей. Значит, я могу зарядить свой электромобиль на любой АЗС.
Правда, быстрые зарядки владельцы устанавливать не торопятся, но хотя бы обычной розеткой я вправе воспользоваться.
Еще один распространенный вопрос: «Что ты будешь делать, если у тебя внезапно кончится зарядка?» Да то же самое, что и без бензина: сяду кому-нибудь на трос и доеду до ближайшей розетки. Ситуация, когда заряд кончится ВНЕЗАПНО, практически невозможна: машина подсчитывает и показывает, сколько километров я еще могу проехать на текущем заряде.
Все электрокары в 2020-м году
¶ Нет и нет! Теслы в этой записи касаться никто не будет. Всем, кто меня знает, давно известно, что я не сторонник ни продукции фирмы Tesla, ни Илона Маска, ни чего-либо еще с ним связанного. Существует и более объективный аргумент. Порожденная южноафриканцем, Тойотой и Даймлером компания это первое, что сегодня приходит на ум простому обывателю при затрагивании темы электромобилей. Зачем тогда мусолить и без того стоящий на мейнстриме предмет?
Нет, в данном случае речь пойдет об абсолютно всех электрокарах, за исключением Теслы. А их, к слову сказать, очень даже поднакопилось, самых разных размеров, как физических, так и ценника. Лично мое мнение — эра авто с ДВС уже либо миновала свой пик, либо плавно подошла к нему. Электромобили все больше и больше натягивают парус вектора движения автопромышленности в свою сторону. Настало время вполне серьезно взглянуть на весь ассортимент, представленный на глобальном рынке, при чем желательно с четким докладом полезной информации о каждом индивидуальном случае. Что мы и сделаем.
Важно! Причины варьирующихся данных о разгоне, максимальной скорости или запасе хода — различия в комплектациях и силовых установках на авто. Указывались соответственно минимальные и максимальные значения для каждой модели, без учета промежуточных вариаций, если были таковы. Кроме этого, стоить иметь ввиду, что прямой зависимости между показателями максимального запаса хода и, скажем, лучшей разгонной динамикой нету. В некоторых случаях инженеры вынуждены добиваться оптимальных характеристик путем ограничения других.
Категория: «масс-маркет»;
Класс: хэтчбек с увеличенным внутренним объемом (C+);
Ускорение 0-100 км/час: 7.3-7.9 с;
Максимальная скорость: 144-157 км/час;
Дальность хода (WLTP): 270-385 км;
Привод: передний;
Стоимость, €: ≈ 30.000-43.000;
Страна: Япония.
Категория: «масс-маркет»;
Класс: хэтчбек С-класса;
Ускорение 0-100 км/час: 9.6 с;
Максимальная скорость: 150 км/час;
Дальность хода (WLTP): 231 км;
Привод: передний;
Стоимость, €: ≈ 31.000-43.000;
Страна: Германия.
Категория: «премиум»;
Класс: хэтчбек В-класса с однообъемной компоновкой;
Ускорение 0-100 км/час: 6.9-7.7 с;
Максимальная скорость: 160 км/час;
Дальность хода (WLTP): 200-330 км;
Привод: задний;
Стоимость, €: ≈ 40.000-57.000;
Страна: Германия.
Hyundai IONIQ Electric
Категория: «масс-маркет»;
Класс: хэтчбек С-класса;
Ускорение 0-100 км/час: ≈ 10.0 c;
Максимальная скорость: 165 км/час;
Дальность хода (WLTP): 294 км;
Привод: передний;
Стоимость, €: ≈ 35.000-44.000;
Страна: Южная Корея.
Hyundai Kona Electric
Категория: «масс-маркет»;
Класс: субкомпактный SUV;
Ускорение 0-100 км/час: 7.6-9.7 с;
Максимальная скорость: 155-167 км/час;
Дальность хода (WLTP): 290-450 км;
Привод: передний;
Стоимость, €: ≈ 35.000-50.000;
Страна: Южная Корея.
Ford Mustang Mach-E
Категория: «масс-маркет»;
Класс: среднеразмерный SUV;
Ускорение 0-100 км/час: 3.7-6.1 с;
Максимальная скорость: 180 км/час;
Дальность хода (WLTP): 420-600 км;
Привод: задний или полный;
Стоимость, €: ≈ 48.000-70.000;
Страна: Соединенные Штаты Америки.
Категория: «премиум»;
Класс: среднеразмерный SUV;
Ускорение 0-100 км/час: 4.8 с;
Максимальная скорость: 200 км/час;
Дальность хода (WLTP): 470 км;
Привод: полный;
Стоимость, €: ≈ 80.000-128.000;
Страна: Англия.
Категория: «премиум»;
Класс: среднеразмерный SUV;
Ускорение 0-100 км/час: 5.1 с;
Максимальная скорость: 180 км/час;
Дальность хода (WLTP): пока данные умалчиваются;
Привод: полный;
Стоимость, €: ≈ 71.000-92.000;
Страна: Германия.
Категория: «масс-маркет»;
Класс: хэтчбек А-класса;
Ускорение 0-100 км/час: 9.0 с;
Максимальная скорость: 150 км/час;
Дальность хода (WLTP): 320 км;
Привод: передний;
Стоимость, €: ≈ 38.000 (в дальнейшем появятся и другие комплектации);
Страна: Италия.
Категория: «масс-маркет»;
Класс: хэтчбек с увеличенным внутренним объемом (B+);
Ускорение 0-100 км/час: 9.5-11.4 с;
Максимальная скорость: 135 км/час;
Дальность хода (WLTP): 300-395 км;
Привод: передний;
Стоимость, €: ≈ 24.000-35.000;
Страна: Франция.
Категория: «масс-маркет»;
Класс: хэтчбек В-класса;
Ускорение 0-100 км/час: 8.1 с;
Максимальная скорость: 150 км/час;
Дальность хода (WLTP): 340 км;
Привод: передний;
Стоимость, €: ≈ 30.000-37.000;
Страна: Франция.
Категория: «масс-маркет»;
Класс: субкомпактный SUV;
Ускорение 0-100 км/час: пока данные умалчиваются;
Максимальная скорость: 150 км/час;
Дальность хода (WLTP): 310 км;
Привод: передний;
Стоимость, €: ≈ 34.000-43.000;
Страна: Франция.
Категория: «масс-маркет»;
Класс: компактный фургон в пассажирском исполнении/коммерция;
Ускорение 0-100 км/час: 20.6-22.6 c;
Максимальная скорость: 130 км/час;
Дальность хода (WLTP): 270 км;
Привод: передний;
Стоимость, €: ≈ 20.000-30.000 (сильно зависит от конкретного рынка);
Страна: Франция.
Категория: «масс-маркет»;
Класс: хэтчбек В-класса (формально, в действительности — меньше);
Ускорение 0-100 км/час: 7.3 с;
Максимальная скорость: 150 км/час;
Дальность хода (WLTP): 230 км;
Привод: передний;
Стоимость, €: ≈ 33.000-42.000;
Страна: Германия.
Категория: «масс-маркет»;
Класс: двухместный ситикар;
Ускорение 0-100 км/час: 11.6 с;
Максимальная скорость: 130 км/час;
Дальность хода (WLTP): 147 км;
Привод: задний;
Стоимость, €: ≈ 24.000-32.000;
Страна: Германия.
Volvo XC40 Recharge
Категория: «премиум»;
Класс: компактный SUV;
Ускорение 0-100 км/час: 4.9 с;
Максимальная скорость: 180 км/час;
Дальность хода (WLTP): 400 км;
Привод: полный;
Стоимость, €: ≈ 60.000-71.000;
Страна: Швеция.
Категория: «премиум»;
Класс: среднеразмерный SUV;
Ускорение 0-100 км/час: 6.8 с;
Максимальная скорость: 180 км/час;
Дальность хода (WLTP): 460 км;
Привод: задний;
Стоимость, €: ≈ 68.000-75.000;
Страна: Германия.
Категория: «премиум»;
Класс: большой SUV;
Ускорение 0-100 км/час: 5.7-6.8 с;
Максимальная скорость: 190-200 км/час;
Дальность хода (WLTP): 277-365 км;
Привод: полный;
Стоимость, €: ≈ 72.000-125.000;
Страна: Германия;
Категория: «люкс»;
Класс: 4-дверный спорткар;
Ускорение 0-100 км/час: 2.8-4.0 c;
Максимальная скорость: 250-260 км/час;
Дальность хода (WLTP): 407-463 км;
Привод: полный;
Стоимость, €: ≈ 109.000-239.000;
Страна: Германия.
Для понимания: верхние значения стоимости указывают максимальную комплектацию с учетом всех опций, которые только можно заказать для модели. Да, как видите, цены склонны кусаться. Автомобили с полностью электрической силовой установкой не являются шарой. Но, согласитесь, разброс огромен. Более того, это еще не полный список — класс европейских больших фургонов тоже уже весь электрифицирован! Renault Master, Mercedes-Benz Sprinter, Iveco Daily, FIAT Ducato, Ford Transit, Volkswagen Crafter получили 100%-«розетковые» версии, которые либо уже доступны, либо станут такими в ближайшее время. Но там по циклу WLTP совсем уж смешной пробег, полагаю, из-за оценки в груженном состоянии в том числе.
В скором времени появятся BMW i4, Polestar 2 от Volvo, сугубо электрический Jaguar XJ, целая линейка моделей EQ от Mercedes-Benz. У японцев уже готовы футуристичные Honda e и Mazda MX-30, в разработке Nissan Aria. Volkswagen вот-вот пустит в серию ID.3 на смену e-Golf, также ожидается возрождение Beetle в последнем кузове, но полностью на электро-платформе. Ведутся работы над 1000-сильным монстром GMC Hummer.
Чтобы потушить наверняка тлеющий уголек скептицизма некоторых относительно цифр запаса хода, скажу следующее: данные более чем реалистичны, ибо основываются на WLTP — Worldwide Harmonized Light-Duty Vehicles Test Procedure. Это новые общемировые жесткие стандарты оценки топливной экономичности и экологичности легких ТС. Вступили в действие в 2017-м году, принеся конец старому циклу NEDC, начало которого идет еще с 80-х. Новый стандарт включает тест-замеры при реальных условиях эксплуатации, кроме всего прочего, подразумевая множество фаз вождения: остановка, резкая остановка, торможение, ускорение, резкое ускорение. Поэтому указанные цифры являются даже не максимальными — при идеальных условиях и предельно рациональном стиле вождения во многих случаях к заявленому показателю можно добавить еще 100 километров!
Протикает много времени, прежде чем мы услышим, что электрокары заменили авто с ДВС. Даже когда такое случится, речь пойдет скорее о количественном замещении, нежели о качественном. Просто потому что слишком разное время будет, не говоря уже о разносторонности этих концепций и ценностей, которые они несут. Но.
В текущее время, когда авто на традиционных видах топлива безумно далеки от какого-либо вымирания, может стоит задуматься над преимуществами электрокаров? А это свобода от оплаты прогрева и каждой лишней минуты стояния в пробке, а что для меня лично важно, от осознавания вредности этих самых минут для окружающей среды. Не говоря уже о других очевидностях.