Энциклика это что такое
Энциклика
Смотреть что такое «Энциклика» в других словарях:
ЭНЦИКЛИКА — (греч.). Окружное послание к епископам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭНЦИКЛИКА [лат. encyclica Словарь иностранных слов русского языка
ЭНЦИКЛИКА — (от греческого enkyklios круговой, общий), послание римского папы ко всем католикам или к католическому духовенству по вопросам вероучения, нравственным, общественно политическим проблемам. Составляется чаще всего на латинском языке и получает… … Современная энциклопедия
ЭНЦИКЛИКА — (от греч. enkyklios круговой общий), послание римского папы ко всем католикам или к католическому духовенству по вопросам вероучения, нравственным, общественно политическим проблемам … Большой Энциклопедический словарь
Энциклика — послание папы Римского ко всем католикам или к католическому духовенству по вопросам вероучения, нравственным, общественно политическим проблемам. Составляется чаще всего на латинском языке и получает название по её первым словам. По канонам… … Исторический словарь
ЭНЦИКЛИКА — ЭНЦИКЛИКА, энциклики, жен. (новолат. encyclica с греч.) (церк.). Окружное послание одной церкви другим или послание епископа церквам (ист.). || Окружное послание римского папы всем католикам. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
энциклика — сущ., кол во синонимов: 1 • послание (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Энциклика — (лат. encyclicus, от греч. enkyklios круговой, общий) послание римского папы ко всем католикам или к католикам одной страны по вопросам вероучения и общественно политическим. По канонам католической церкви не подлежит обсуждению и обязательна к… … Политология. Словарь.
Энциклика — (от греческого enkyklios круговой, общий), послание римского папы ко всем католикам или к католическому духовенству по вопросам вероучения, нравственным, общественно–политическим проблемам. Составляется чаще всего на латинском языке и получает… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
энциклика — и, ж. Официальное послание Папы Римского ко всем католикам по вопросам вероучения, морали, политики и т. п. Этимология: От немецкого Enzyklika ‘энциклика’, ‘папская грамота’ (← лат. encyclica ← греч. enkyklios ‘круговой’, ‘общий для всех’). В… … Популярный словарь русского языка
энциклика — и; ж. [лат. encyclica] Послание папы римского ко всем католикам по вопросам политки, религии, морали и т.п. * * * энциклика (от греч. enkýklios круговой, общий), послание папы Римского ко всем католикам или к католическому духовенству по… … Энциклопедический словарь
ЭНЦИКЛИКА
Полезное
Смотреть что такое «ЭНЦИКЛИКА» в других словарях:
ЭНЦИКЛИКА — (от греческого enkyklios круговой, общий), послание римского папы ко всем католикам или к католическому духовенству по вопросам вероучения, нравственным, общественно политическим проблемам. Составляется чаще всего на латинском языке и получает… … Современная энциклопедия
ЭНЦИКЛИКА — (от греч. enkyklios круговой общий), послание римского папы ко всем католикам или к католическому духовенству по вопросам вероучения, нравственным, общественно политическим проблемам … Большой Энциклопедический словарь
Энциклика — послание папы Римского ко всем католикам или к католическому духовенству по вопросам вероучения, нравственным, общественно политическим проблемам. Составляется чаще всего на латинском языке и получает название по её первым словам. По канонам… … Исторический словарь
ЭНЦИКЛИКА — ЭНЦИКЛИКА, энциклики, жен. (новолат. encyclica с греч.) (церк.). Окружное послание одной церкви другим или послание епископа церквам (ист.). || Окружное послание римского папы всем католикам. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
энциклика — сущ., кол во синонимов: 1 • послание (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Энциклика — (лат. encyclicus, от греч. enkyklios круговой, общий) послание римского папы ко всем католикам или к католикам одной страны по вопросам вероучения и общественно политическим. По канонам католической церкви не подлежит обсуждению и обязательна к… … Политология. Словарь.
Энциклика — (от греческого enkyklios круговой, общий), послание римского папы ко всем католикам или к католическому духовенству по вопросам вероучения, нравственным, общественно–политическим проблемам. Составляется чаще всего на латинском языке и получает… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
энциклика — и, ж. Официальное послание Папы Римского ко всем католикам по вопросам вероучения, морали, политики и т. п. Этимология: От немецкого Enzyklika ‘энциклика’, ‘папская грамота’ (← лат. encyclica ← греч. enkyklios ‘круговой’, ‘общий для всех’). В… … Популярный словарь русского языка
Энциклика — Послание папы римского ко всем католикам (urbi et orbi) духовенству, монашеским орденам и мирянам по вопросам религии, морали и политики. По канонам католической церкви энциклика не подлежит обсуждению и безусловно обязательна к исполнению.… … Религиозные термины
энциклика — и; ж. [лат. encyclica] Послание папы римского ко всем католикам по вопросам политки, религии, морали и т.п. * * * энциклика (от греч. enkýklios круговой, общий), послание папы Римского ко всем католикам или к католическому духовенству по… … Энциклопедический словарь
Энциклика
Энциклика пишется обычно на латыни, иногда на современных языках, и называется по двум или трём первым словам текста. Над заголовком обычно пишутся те, кому документ адресован (напр. «ad patriarchas, primates, archiepiscopos, episcopos aliosque locorum ordinarios» в энциклике «Pascendi dominici gregis», в конце — традиционное указание даты, напр. «datum Romæ, apud Sanctum Petrum, die VIII Septembris MCMVII, Pontificatus Nostri anno quinto», там же).
В Англиканской Церкви энцикликами называются документы примасов, причём некоторые энциклики, как католические, так и англиканские, могут иметь форму булл, напр. изданная архиепископом Кентерберийским и архиепископом Йоркским «Apostolicæ Curæ», названная также «Sæpius officio», а напр. документ «Longinqua oceani» от 5 января 1895, адресованный Львом XIII архиепископам и епископам США, энцикликой не считается, хотя отвечает её форме.
В Православной Церкви с энцикликами обращались епископы Александрии, Антиохии и Константинополя, например, Афанасий Великий, а позднее патриархи. Они адресуются местным епископам или всей Православной Церкви. В Русской православной церкви энциклики называют окружными посланиями.
Полезное
Смотреть что такое «Энциклика» в других словарях:
ЭНЦИКЛИКА — (греч.). Окружное послание к епископам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭНЦИКЛИКА [лат. encyclica Словарь иностранных слов русского языка
ЭНЦИКЛИКА — (от греческого enkyklios круговой, общий), послание римского папы ко всем католикам или к католическому духовенству по вопросам вероучения, нравственным, общественно политическим проблемам. Составляется чаще всего на латинском языке и получает… … Современная энциклопедия
ЭНЦИКЛИКА — (от греч. enkyklios круговой общий), послание римского папы ко всем католикам или к католическому духовенству по вопросам вероучения, нравственным, общественно политическим проблемам … Большой Энциклопедический словарь
Энциклика — послание папы Римского ко всем католикам или к католическому духовенству по вопросам вероучения, нравственным, общественно политическим проблемам. Составляется чаще всего на латинском языке и получает название по её первым словам. По канонам… … Исторический словарь
ЭНЦИКЛИКА — ЭНЦИКЛИКА, энциклики, жен. (новолат. encyclica с греч.) (церк.). Окружное послание одной церкви другим или послание епископа церквам (ист.). || Окружное послание римского папы всем католикам. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
энциклика — сущ., кол во синонимов: 1 • послание (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Энциклика — (лат. encyclicus, от греч. enkyklios круговой, общий) послание римского папы ко всем католикам или к католикам одной страны по вопросам вероучения и общественно политическим. По канонам католической церкви не подлежит обсуждению и обязательна к… … Политология. Словарь.
Энциклика — (от греческого enkyklios круговой, общий), послание римского папы ко всем католикам или к католическому духовенству по вопросам вероучения, нравственным, общественно–политическим проблемам. Составляется чаще всего на латинском языке и получает… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
энциклика — и, ж. Официальное послание Папы Римского ко всем католикам по вопросам вероучения, морали, политики и т. п. Этимология: От немецкого Enzyklika ‘энциклика’, ‘папская грамота’ (← лат. encyclica ← греч. enkyklios ‘круговой’, ‘общий для всех’). В… … Популярный словарь русского языка
Энциклика — Послание папы римского ко всем католикам (urbi et orbi) духовенству, монашеским орденам и мирянам по вопросам религии, морали и политики. По канонам католической церкви энциклика не подлежит обсуждению и безусловно обязательна к исполнению.… … Религиозные термины
энциклика — и; ж. [лат. encyclica] Послание папы римского ко всем католикам по вопросам политки, религии, морали и т.п. * * * энциклика (от греч. enkýklios круговой, общий), послание папы Римского ко всем католикам или к католическому духовенству по… … Энциклопедический словарь
Значение слова «энциклика»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Энциклика пишется обычно на латыни, иногда на современных языках, и называется по двум или трём первым словам текста. Над заголовком обычно пишутся те, кому документ адресован (напр. «ad patriarchas, primates, archiepiscopos, episcopos aliosque locorum ordinarios» в энциклике «Pascendi dominici gregis», в конце — традиционное указание даты, напр. «datum Romæ, apud Sanctum Petrum, die VIII Septembris MCMVII, Pontificatus Nostri anno quinto», там же).
В Англиканской церкви энцикликами называются документы примасов, причём некоторые энциклики, как католические, так и англиканские, могут иметь форму булл, напр. изданная архиепископом Кентерберийским и архиепископом Йоркским «Apostolicæ Curæ», названная также «Sæpius officio», а напр. документ «Longinqua oceani» от 5 января 1895, адресованный Львом XIII архиепископам и епископам США, энцикликой не считается, хотя отвечает её форме.
В Православной церкви с энцикликами обращались епископы Александрии, Антиохии и Константинополя, например, Афанасий Великий, а позднее патриархи. Они адресуются местным епископам или всей Православной церкви. В Русской православной церкви энциклики называют окружными посланиями.
ЭНЦИ’КЛИКА, и, ж. [новолатин. encyclica с греч.] (церк.). Окружное послание одной церкви другим или послание епископа церквам (истор.). || Окружное послание римского папы всем католикам.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
энци́клика
1. религ. письменное послание папы римского ко всем католикам по важным вопросам политики, религии, морали и т. п. ◆ Генеральная конгрегация и генерал Ордена по-своему прокомментировали папские энциклики, посвящённые социальным проблемам и социализму. Н. Н. Шпанов, «Ученик чародея», 1935-1950 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова каталь (существительное):
О новой энциклике Папы Римского Франциска «Все — братья» (Fratelli tutti)
Доклад Научно-аналитического центра ВРНС
От редактора
3 октября 2020 года была обнародована новая энциклика Папы Римского Франциска под названием «Fratelli tutti» 1 (в переводе с итальянского — «Все — братья»). Энциклика — послание Папы своим епископам и пастве, которое он готовит раз в несколько лет и посвящает конкретной вероучительной теме. В XIX–XX столетиях тематика папских энциклик всё чаще стала включать не только церковные и вероучительные вопросы, но и социально-политические проблемы: права рабочих и рост социалистических движений, критика политики СССР, проблемы войн, неравенства, бедности, экологии и другие. Со второй половины XX века энциклики стали адресоваться не только католической пастве, но и представителям других конфессий, религий, мировоззрений. Превратив этот церковный документ в глобальную общественно-политическую декларацию, Папа претендует на роль мирового лидера мнения.
В результате последняя энциклика «Fratelli tutti» напрямую не затрагивает религиозно-нравственные вопросы, проблему жизни и спасения христианина в современном мире, не позиционируется как специфически католический документ, но написана в стилистике глобальных документов и обращена ко всему человечеству и выступает с так называемых внеконфессиональных, общечеловеческих позиций. Энциклика затрагивает проблемы миграции, экономической несправедливости, международной политической нестабильности и усиления нетерпимости в мире.
Несмотря на проповеднический стиль изложения, Энциклика представляет собой политический текст, который предлагает конкретные решения затрагиваемых проблем. В частности, Папа выступает за сохранение либерального миграционного законодательства в западных странах, сохранение режима максимального благоприятствования мигрантам, но при этом не освещает способы интеграции их в западное общество и тем более не поднимает тему проповеди среди них христианства. Эта позиция Папы явно антиевропейская, размывающая исторический культурный ландшафт Европы. Более того, она усиливается критикой новых правоконсервативных политических движений, которые Папа, используя риторику евроглобалистов, называет «популистами».
Также значительная часть Энциклики посвящена осмыслению мирового экономического кризиса. Папа критикует капиталистические отношения и говорит с позиции леволиберального подхода (близкого франкфуртской, неомарксистской философской школе), в который вкладывает идею социальной справедливости, а также крайнюю левизну, либерализм в ценностях и культуре. То есть социальную справедливость Папа связывает не с сохранением консервативных религиозных ценностей, но, наоборот, с их дальнейшей либерализацией и размыванием, с плюрализмом.
При этом в отличие от левацких антиглобалистских движений Папа сохраняет верность глобализму. Говоря о неэффективности ООН, он не только предлагает существенно реформировать эту организацию, а также глобальные экономические институты, но прямо заявляет о необходимости сформировать мировое правительство, которое будет координировать решение ключевых мировых гуманитарных вопросов, в том числе управлять мировыми миграционными потоками. При этом он не поднимает вопрос о необходимости реформирования крупнейшей глобальной военно-политической организации НАТО, ограничиваясь лишь пацифистскими размышлениями о важности всеобщего ядерного разоружения.
Папа, рассуждая как секулярный гуманист христианского происхождения (свою религиозность Папа подчёркнуто ретуширует, показывает её как частную и субъективную истину), смысл человеческой истории трактует в утопическом стиле — как строительство «цивилизации любви». Христианство предстаёт в Энциклике как один из вариантов истины в плюралистичном мире, где истин множество. Фактической основой этих рассуждений становится секуляризм.
Безоговорочная поддержка мигрантов, леволиберальная риторика, приверженность некапиталистическому глобализму свидетельствуют о том, что Папа представляет себя лидером «антифа», всех политизированых меньшинств. В условиях политического напряжения в США это выглядит как косвенная поддержка антитрамповского движения за права чернокожих («Black Lives Matter»), а также ультралиберальной повестки демократов и Байдена.
Характер рассматриваемой Энциклики также позволяет предположить, что Папа с её помощью стремится не сохранить или преумножить паству, а встроить Римско-католическую церковь в начавшиеся процессы реформирования мировой архитектоники на стороне атлантистов.
Сама Энциклика представляет интерес как демонстрация настроений в наиболее сильном, либеральном направлении современного католичества, показывает его политическое мировоззрение, а также фиксирует сохранение либерального тренда в католическом богословии.
руководитель Научно-аналитического центра ВРНС,
декан Социально-гуманитарного факультета РПУ
Общие особенности
Энциклика «Fratelli tutti» является третьей для Папы Римского Франциска. Её полное наименование: «Окружное послание Fratelli tutti святого отца Франциска о братстве и социальном дружелюбии» (Encyclical letter Fratelli tutti of the Holy Father Francis on fraternity and social friendship). Предыдущие энциклики были выпущены в 2013-м («Lumen fidei» 2 ) и 2015 году («Laudato si’»).
Послание по своей стилистике напоминает скорее социально-философскую публицистику, чем обращение христианского пастыря.
Ещё одна особенность документа — в его целевой аудитории. Строго говоря, папские энциклики — это послания к собственной пастве, традиционно адресованные епископам, пресвитерам, диаконам, монашествующим, мирянам, то есть членам Римско-католической церкви. Иногда в число адресатов добавляются все люди «доброй воли» («Redemptor Hominis», 1979; «Caritas in veritate», 2009). Новая Энциклика Папы Франциска фактически обращена не к католикам, а к секулярному миру, что очевидно из содержания послания. «Хотя я написал это исходя из христианских убеждений, которые меня вдохновляют и поддерживают, я стремился сделать это размышление приглашением к диалогу между всеми людьми доброй воли», — свидетельствует Франциск («Fratelli tutti», 6). Папа Франциск позиционирует себя как духовного лидера всего мира, а не только католиков.
Социальная и экономическая проблематика
В энциклике «Fratelli tutti» Папа Римский Франциск уделяет много внимания социальным и экономическим проблемам. Среди них — бедность, голод, миграция, расизм, неравенство, неравноправие, ущемление прав женщин. Критике подвергается глобальный капитализм, особенно на фоне пандемии COVID-19. По мнению Франциска, капиталистическая система терпит крушение после столкновения с новым заболеванием: «Хрупкость мировых систем перед лицом пандемии продемонстрировала, что не всё можно решить с помощью свободы рынков» («Fratelli tutti», 168).
Папа считает, что «потребительский индивидуализм привёл к большой несправедливости» («Fratelli tutti», 222). Страны должны создать новую экономическую систему, не основанную на эгоизме и алчности. Экономическая система должна быть полностью перестроена или даже создана заново.
Критика расизма может рассматриваться как реверанс в сторону движения «Жизни чёрных людей важны» («Black Lives Matter»): «готовность отвергать других находит выражение в порочных взглядах, которые, как мы считали, давно прошли, например, в расизме, который уходит в подполье только для того, чтобы возникать вновь. Примеры расизма продолжают нас стыдить, поскольку они показывают, что наш предполагаемый социальный прогресс не так реален или определён, как мы думаем» («Fratelli tutti», 20).
Рефреном в Энциклике проходит мысль о необходимости уважения каждого человека. «В то время, когда различные формы фундаменталистской нетерпимости разрушают отношения между отдельными людьми, группами и народами, давайте будем привержены жизни и обучению ценности уважения к другим, любви, способной приветствовать различия, и приоритета достоинства каждого человека над его или её идеями, мнениями, практиками и даже грехами» («Fratelli tutti», 191). В данной Энциклике Папа Франциск останавливается в шаге от того, чтобы выразить прямое уважение к представителям ЛГБТ-сообщества.
В политическом и социальном аспектах Энциклика во многом выглядит как развитие на современном этапе так называемой «теологии освобождения», а в социальном и политологическом плане — идей «новых левых» и Франкфуртской школы. Характерно, что одна из глав Энциклики называется «Свобода, равенство и братство». Послание наполнено тезисами, близкими левым идеям, особенно в части отрицания частной собственности: «христианская традиция никогда не признавала право на частную собственность как абсолютное или неприкосновенное и подчёркивала социальную цель всех форм частной собственности. Принцип общего использования созданных благ является первым принципом всего этического и социального порядка» («Fratelli tutti», 120).
Миграционная политика
При этом подвергнуты критике «определённые популистские политические режимы», которые утверждают, что «приток мигрантов следует предотвращать любой ценой» («Fratelli tutti», 37). Хотя страны не конкретизированы, но очевидно, что к числу таких «популистских режимов» можно отнести США при Дональде Трампе, а также власти таких стран – оплотов католицизма, как Венгрия и Польша. Подобными заявлениями Папа Франциск дистанцируется от католиков-традиционалистов, защитников «старой Европы».
Глобалистский подход Папы Франциска через риторику «любви» и «братства» фактически упраздняет национальную культуру и самобытность. Безусловное принятие мигрантов может разрушить остатки традиционной христианской культуры в той же Европе, а также принципиально изменит конфессиональный баланс во многих странах мира — и вряд ли в пользу католичества.
Избегая разговора о соответствующих рисках и угрозах, Папа Франциск фактически предлагает упразднить понятие государственного суверенитета: «В настоящее время твёрдая вера в общее предназначение земных благ требует, чтобы этот принцип также применялся к нациям, их территориям и их ресурсам. С точки зрения не только законности частной собственности и прав её граждан, но и первого принципа общего назначения товаров, мы можем сказать, что каждая страна также принадлежит иностранцу, поскольку в благах данной территории нельзя отказать нуждающемуся человеку, пришедшему откуда-то ещё» («Fratelli tutti», 124).
Понимая, что его предложения столкнутся с критикой, он говорит о том, что для их реализации необходимо подготовить людей идеологически: «Безусловно, всё это требует альтернативного мышления. Без попытки придерживаться такого образа мышления то, что я говорю здесь, будет звучать дико нереалистично» («Fratelli tutti», 124).
Глобализация и политика
Выступая с глобалистских позиций, Папа Франциск констатирует, что мировые интеграционные проекты «демонстрируют признаки определённого регресса» («Fratelli tutti», 11): «Мы всё больше отдаляемся друг от друга, в то время как медленное и требовательное движение ко всё более единому и справедливому миру терпит новую драматическую неудачу» («Fratelli tutti», 16).
Папа Франциск пишет о необходимости глубокого реформирования ООН, понимая слабость нынешней организации: «В этой ситуации важно создать более сильные и более эффективно организованные международные институты с функционерами, которые назначаются справедливо по соглашению между национальными правительствами и имеют право вводить санкции» («Fratelli tutti», 172). Папа фактически пишет о необходимости создания мирового правительства: «Когда мы говорим о возможности некоторой формы мировой власти, регулируемой законом, нам не обязательно думать о личной власти. Тем не менее такой орган должен по крайней мере содействовать более эффективным всемирным организациям, обладающим силой обеспечивать глобальное общее благо, искоренение голода и бедности и надежную защиту основных прав человека» («Fratelli tutti», 172). Интересен и следующий момент: «я также хотел бы отметить необходимость реформы Организации Объединённых Наций, а также экономических институтов и международных финансов, чтобы концепция семьи наций могла обрести настоящие зубы» («Fratelli tutti», 173). Речь идёт о предложении Папы фундаментально реформировать ООН.
Эта мысль органично встраивается в общий контекст социального учения РКЦ, а Папа Франциск выступает в роли преемника своих предшественников. Впервые понятие «всемирного общего блага» в официальную риторику ввёл Папа Иоанн XXIII в энциклике «Мир на земле» (Pacem in terris, 1963). Ещё полстолетия назад Ватикан провозгласил, что достижение всеобщего блага возможно только путём устроения «всеобщей общественной власти», «действие которой простиралось бы на весь мир и распоряжение которой имело бы силу по всей земле». В дальнейшем данные идеи получили развитие в догматической конституции Второго Ватиканского собора «Радость и надежда» (Gaudium et spes, 1965), в энцикликах Папы Иоанна Павла II «Забота о социальных вещах» (Sollicitudo rei socialis, 1987) и «Сотый год» (Centesimus annus, 1991), Папы Бенедикта XVI «Любовь в истине» (Caritas in veritate, 2009) и непосредственно в энциклике самого Папы Франциска «Хвала тебе» (Laudato si, 2015).
Тем самым Папа Франциск действует на ослабление принципа государственного суверенитета и формулирует идеологическое обоснование для реформирования механизмов глобального управления, предпринимаемого мировыми элитами.
Ещё один серьёзный политический и моральный вопрос Энциклики — это смертная казнь, которую Папа Франциск считает неприемлемой. Об этом сказано следующим образом: «Есть ещё один способ устранить других, нацеленный не на страны, а на отдельных лиц. Это смертная казнь. Святой Иоанн Павел II ясно и твёрдо заявил, что смертная казнь неадекватна с моральной точки зрения и больше не нужна с точки зрения уголовного правосудия. От этого положения нельзя отступать. Сегодня мы чётко заявляем, что «смертная казнь недопустима», и Церковь твёрдо привержена призыву к её отмене во всём мире» («Fratelli tutti», 263).
Экуменизм
Папа Франциск считает, что «крайне необходимо продолжать свидетельствовать о пути встречи между различными христианскими конфессиями. Мы не можем забыть желание Христа “да будут все едино” (ср. Ин 17:21). Услышав его призыв, мы с сожалением осознаём, что процессу глобализации по-прежнему не хватает пророческого и духовного вклада единства христиан» («Fratelli tutti», 280).
Завершается Энциклика экуменической молитвой.
Выводы
1 См. полный текст здесь: http://www.vatican.va/content/francesco/en/encyclicals/documents/papa-francesco_20201003_enciclica-fratelli-tutti.html
2 Энциклика была подготовлена Папой Римским Бенедиктом XVI, но подписана его преемником.
3 Папа Римский указывает, что помимо Франциска Ассизского при создании Энциклики его вдохновили «наши братья и сёстры, не являющиеся католиками: Мартин Лютер Кинг, Десмонд Туту, Махатма Ганди и многие другие» («Fratelli tutti», 286).
4 Прежние энциклики, названные не на латыни: «Non abbiamo bisogno» (итал. «Нам не нужно»), 1931 г.; «Mit brennender Sorge» (нем. «С огромной обеспокоенностью»), 1937 г.; «Le Pèlerinage de Lourdes» (фр. «Паломничество в Лурд»), 1957 г.
6 См., например: «как дети одной земли, которая является нашим общим домом, каждый из нас привносит богатство своих верований и убеждений, каждый из нас своим голосом, все братья и сестры» («Fratelli tutti», 8).
7 См., например: Евр. 3:1, Деян. 6:3, Деян. 15:7, Деян. 28:13-14 и др.
8 Папа Франциск видит это «общечеловеческое» измерение в словах Господа Иисуса Христа «Все вы братья» (Мф 23: 8) (см.: «Fratelli tutti», 95), тогда как из контекста ясно, что Христос говорит именно о своих учениках.
9 См. также: «Я желаю, чтобы в наше время, признавая достоинство каждой человеческой личности, мы могли внести свой вклад в возрождение всеобщего стремления к братству. Братству между всеми мужчинами и женщинами» («Fratelli tutti», 8).
10 Папа также заявляет, что «приезд тех, кто отличается от других, принадлежащих к другим образам жизни и культурам, может быть даром» («Fratelli tutti», 133).
11 В оригинале: «Never again war!».
12 См. также: «Каждая война делает наш мир хуже, чем был прежде. Война — это поражение политики и человечества, позорная капитуляция, болезненное поражение перед силами зла» («Fratelli tutti», 261).
13 См. также: «Мы призваны любить всех без исключения; в то же время любить угнетателя не означает позволять ему продолжать притеснять нас или позволять ему думать, что то, что он делает, приемлемо. Напротив, настоящая любовь к угнетателю означает поиск способов заставить его прекратить своё угнетение; это означает лишение его силы, которую он не знает, как использовать, что умаляет его собственную человечность и человечность других. Прощение не влечёт за собой позволение угнетателям попирать своё собственное достоинство и достоинство других или позволение преступникам продолжать их проступки» («Fratelli tutti», 241).
15 При этом в Энциклике не говорится, какие религии, кроме христианства, учат тому, что человек призван быть чадом Божьим, а Бог открывается людям как Отец.
16 «При подготовке «Laudato Si’» источником вдохновения для меня был мой брат Варфоломей, православный патриарх, который убедительно говорил о нашей необходимости заботиться о творении» («Fratelli tutti», 5).