Эпистемология что это такое
Что такое Эпистемология
Эпистемология (греч. episteme — знание, logos — учение) — направление в философии, которое изучает, что такое знание, из каких составляющих оно состоит, для чего оно нужно и как его развивать. Эпистемологию ещё называют теорией познания.
Сначала эпистемология изучала, что такое научное знание, затем — знание в целом.
Научное знание, в свою очередь, это такое, которое изучает, по каким законам строится общество, существует природа и каким образом человек мыслит. Иначе говоря, научное знание должно быть связано с обществом и быть доказуемым.
Нередко эпистемологию связывают с гносеологией. Эти понятия считаются эквивалентными.
Гносеология (греч. gnosis — знание, и logos — слово) — изучает теорию познания, а также то, как человек получает знания.
Современные философы стали различать эти два понятия. Отличие, по их мнению, состоит в том, что эпистемология изучает знание как таковое и его составляющие. А гносеология — как именно мы получаем эти знания.
Виды эпистемологии
Различают классическую и неклассическую эпистемологию.
Классическая эпистемология
Неклассическая эпистемология
Её ещё называют современной эпистемологией, потому что она возникла как результат развития общества, технологий, культуры, эволюции в целом.
Характерные черты современной эпистемологии отличаются от классической. В частности, современная эпистемология уже не критикует абсолютно все появившиеся до этого знания. Она опирается на них и принимает некоторые из них. Таким образом, критицизм перешёл в посткритицизм.
Современная эпистемология также не верит больше в наличие фундаментальных принципов или черт. На первый план в познании выходит психология. Появляются такие понятия, как:
Субъективизм не устраивает современных философов, изучающих эпистемологию. Они стали признавать существование внешнего мира, помимо мира сознания.
В связи с этим нужно упомянуть советского психолога Льва Семёновича Выготского, который утверждал, что люди взаимодействуют между собой во внешнем мире и таким образом меняется их сознание.
Эпистемология права
В рамках юриспруденции эпистемология изучает, что такое право, рассматриваются и изучаются правовые теории и правовые концепции, их появление и непредвзятость. Эпистемология права также изучает юридическое знание и мышление человека, который вовлечён в правовые отношения.
Эпистемология и онтология
Если эпистемология изучает, что такое знание. То онтология изучает бытиё, основу существования. Причём как всего мира в целом, так и отдельного человека.
Термин произошёл от греческих слов ontos — сущее и logos — учение. Создание термина приписывают немецкому учёному Рудольфу Гоклениусу (1547–1628).
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ЭПИСТЕМОЛОГИЯ» в других словарях:
эпистемология — эпистемология … Орфографический словарь-справочник
Эпистемология — Эпистемология ♦ Épistémologie Раздел философии, рассматривающий не знание вообще (чем занимается теория познания, или гносеология), а одну или несколько отдельных наук. Теория познания, если можно так выразиться, расположена «выше» знания;… … Философский словарь Спонвиля
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — (от греч. знание и слово, учение), термин, употребляемый для обозначения теории познания. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — [гр. epistemologia наука о знаниях] филос. ГНОСЕОЛОГИЯ, теория познания, занимающаяся возможностями, границами и объемом человеческого познания, а также его истинностью. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. эпистемология (гр.… … Словарь иностранных слов русского языка
эпистемология — ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ) раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности. Ни одна философская система, поскольку она претендует на нахождение… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — (от греческого episteme знание и. логия), то же, что теория познания … Современная энциклопедия
эпистемология — сущ., кол во синонимов: 3 • гносеология (3) • иллюзия (28) • философия (40) … Словарь синонимов
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Эпистемология
Эпистемоло́гия (от др.-греч. ἐπιστήμη — «научное знание, наука», «достоверное знание» и λόγος — «слово», «речь»); гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «познание», «знание» и λόγος — «слово», «речь») — теория познания, раздел философии.
Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века (ср. итал. Gnoseologia ; сербохорв. Gnoseologija ); «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в (ср. англ. Epistemology ).
Гносеология, или теория познания, — это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в котором исследуется возможность познания человеком мира и самого себя, исследуется движение познания от незнания к знанию, природа знаний самих по себе и в соотношении с познаваемыми предметами.
Содержание
Основные проблемы эпистемологии
Понятия и вопросы эпистемологии
История эпистемологии
Познание вообще и научное познание в частности сделалось предметом особо пристального внимания философов задолго до появления «эпистемологии/гносеологии».
Античная философия
Средневековая философия
Новоевропейская философия
Немецкая классическая философия
Неокантианство
Конституирование гносеологии в особую науку и исторически, и по существу связано с широким распространением неокантианства, которое на протяжении последней трети XIX столетия становится наиболее влиятельным направлением философской мысли Европы и превращается в официально признанную школу профессорско-университетской философии сначала в Германии, а затем во всех тех районах мира, откуда по традиции ездили в германские университеты люди, надеявшиеся получить там серьёзную профессионально-философскую подготовку.
Своеобразной чертой неокантианства была специфическая форма проблемы познания, которая, несмотря на все разногласия между различными ответвлениями школы, сводится к следующему: «…учение о знании, выясняющее условия, благодаря которым становится возможным бесспорно существующее знание, и в зависимости от этих условий устанавливающее границы, до которых может простираться какое бы то ни было знание и за которыми открывается область одинаково недоказуемых мнений, принято называть „теорией познания“ или „гносеологией“… Конечно, теория познания наряду с только что указанной задачей вправе поставить себе ещё и другие — дополнительные. Но, если она хочет быть наукой, имеющей смысл, то прежде всего она должна заниматься выяснением вопроса о существовании или несуществовании границ знания…».
Данное определение, принадлежащее русскому неокантианцу А. И. Введенскому, точно и чётко указывает особенности науки, которую «принято называть» гносеологией в литературе неокантианского направления и всех тех школ, которые возникли под его преобладающим влиянием. [источник не указан 1241 день]
Марксизм
Современная философия
Теории познания
Теория познания, или гносеология, — раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.
Эпистемология
Эпистемология — это философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется научное знание (см. Наука), его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с гносеологией, или учением о познании (см. Гносеология). Однако в неклассической философии отмечается тенденция к различению эпистемологии и гносеологии, которое основано на исходных категориальных оппозициях. Если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции «субъект — объект», то для эпистемологии базовой является оппозиция «объект — знание». Эпистемологи исходят не из «гносеологического субъекта», осуществляющего познание (см. Познание), а скорее из объективных структур самого знания (см. Знание). Основные эпистемологические проблемы: Как устроено знание? Каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности? Какие бывают типы знаний? Каковы общие законы «жизни», изменения и развития знаний? При этом, механизм сознания, участвующий в процессе познания, учитывается опосредовано, через наличие в знании интенциональных связей (номинации, референции, значения и другие). Объект при этом может рассматриваться как элемент в структуре самого знания (идеальный объект) или как материальная действительность отнесения знаний (реальность).
Исторически, эпистемологические представления и проблематика возникают раньше гносеологических и складываются уже в Античности. Таковы, например, «идеи» Платона и предложенная им референционная концепция «истины», апории Зенона, тропы скептиков, логика Аристотеля. Античные представления о знании имели не столько описательный, сколько проблематизирующий и нормативно-методологический характер. Например, апории Зенона фиксировали факт отнесения противоречивых знаний к одному и тому же объекту и задавали таким образом эпистемологическую проблему. Аристотель пытался снять накопившиеся проблемы за счёт нормировки научных рассуждений и введения общих принципов организации знания. Это позволило в дальнейшем создать образцы систематической организации знания. «Начала» Евклида можно рассматривать не только как продукт обобщения и сведения геометрических знаний, но и как реализацию нормативных эпистемологических концепций Платона и Аристотеля.
В Средние века критическая и исследовательская составляющие эпистемологии в большой степени сковываются и ограничиваются нормативным характером аристотелевской логики. Яркое выражение средневековой эпистемологии — схоластический спор «номиналистов» и «реалистов». Новые мотивы вносит Возрождение. Пробуждается интерес к опытному знанию, меняется представление о месте и назначении знания в общей картине мира. Николай Кузанский вводит представление о проблемах как «учёном незнании», то есть знании о незнании, что формирует в перспективе новую эпистемологическую стратегию. С другой стороны, философская рефлексия всё больше обращается к субъекту и его познавательным способностям. В этой связи актуализируется введённое фактически уже Петром Абеляром понятие сознания как индивидуальной способности и действительности существования концептов. «Великое усовершенствование наук», провозглашённое Ф. Бэконом и развернувшееся в веках, порождает новую формацию знания — новоевропейскую науку. Новая организация знания требовала критической рефлексии и теоретического оформления. Эпистемологические схемы Античности и Средневековья не могли решить этих задач. На их месте начинает складываться гносеологическая концепция познания, которая переорганизует философско-методологические представления о знании на основе субъект-объектных схем.
До XX века эпистемология не имела собственных институциональных форм, а соответствующая ей проблематика развивалась в основном в логике (прежде всего в английской аналитической традиции) и в рамках гносеологии. Однако уже с конца XIX века эпистемологическая проблематика начинает эмансипироваться от гносеологической. Исследователи (прежде всего логики) стремились уйти от субъективизма и психологизма, порождаемого сенсуалистическими и позитивистскими трактовками субъект-объектных схем. В XX веке этот процесс приводит к оформлению новых философско-методологических направлений и подходов. Развиваются аналитические, операциональные, нормативные, стуктурно-функциональные приёмы и методы исследования знания. В годах К. Поппер дал онтологическое обоснование эмансипации эпистемологии, выдвинув концепцию «третьего мира» (объективного содержания знания) и «познания без познающего субъекта».
Среди факторов, определяющих современное состояние эпистемологических исследований, отмечаются следующие:
Эпистемология
Смотреть что такое «Эпистемология» в других словарях:
эпистемология — эпистемология … Орфографический словарь-справочник
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — (от греч. знание и слово, учение), термин, употребляемый для обозначения теории познания. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — [гр. epistemologia наука о знаниях] филос. ГНОСЕОЛОГИЯ, теория познания, занимающаяся возможностями, границами и объемом человеческого познания, а также его истинностью. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. эпистемология (гр.… … Словарь иностранных слов русского языка
эпистемология — ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ) раздел философии, в котором анализируется природа и возможности знания, его границы и условия достоверности. Ни одна философская система, поскольку она претендует на нахождение… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — (от греческого episteme знание и. логия), то же, что теория познания … Современная энциклопедия
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — (греч. episteme знание, logos учение) философско методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания. Однако в неклассической… … Новейший философский словарь
эпистемология — сущ., кол во синонимов: 3 • гносеология (3) • иллюзия (28) • философия (40) … Словарь синонимов
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ — см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии