эссе дистанционное обучение благо или нет

Эссе «Дистанционное обучение: плюсы и минусы»

Автор: Александрина Вероника Александровна, музыкальный руководитель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Абакана «Центр развития ребёнка-детский сад «Чайка».
Описание материала: материал будет полезен широкому кругу читателей (родителям, педагогам, студентам).

Жизнь не стоит на месте: она неумолимо движется вперед, а вместе с ней происходит и развитие современного мира, который постоянно модернизируется и дополняется новыми элементами. Современный окружающий мир уже не тот, что был еще пару веков назад. Мировоззрение человечества – понимание общих процессов, взгляды на жизнь вообще, сильно изменились. Сегодня на Земле практически не осталось уголков, куда бы не добрались происки цивилизации. Человечество постоянно наращивает темпы своего интеллектуального, технического совершенствования. А потому и развитие современного мира происходит такими же быстрыми темпами.

Нынешнее столетие относится к информационной эпохе. Многие виды работ, непосредственно связаны с Интернетом и другими сетевыми ресурсами. Мир соединен глобальной паутиной, которая помогает напрямую общаться и сотрудничать людям из самых удаленных уголков земного шара. Сегодня люди могут трудоустраиваться, работать и обеспечивать рабочими местами других (выступать работодателями), не выходя из дома и получать всю интересующую их информацию из сети. А пару десятков лет назад для большинства населения России и стран СНГ это было просто немыслимо.

Изменилось все: восприятие людей по отношению к самим себе, к окружающим, к обществу, к духовным, материальным ценностям. Особенностью же такого развития современного мира является то, что наиболее приспосабливаемыми к быстрому изменению тенденций являются молодежь и люди среднего возраста. В то же время, даже многие престарелые граждане постепенно осваивают мобильные устройства, компьютеры, Интернет.

Сейчас принято ругать современное российское образование и вспоминать достижения образования советского. Не один раз разные люди по своему интерпретировали слова Бисмарка, который по поводу победы в битве при Садовой в 1866 году в войне Пруссии против Австрии сказал, что её одержал прусский народный учитель. Имелось в виду, что солдаты и офицеры прусской армии на тот момент были лучше образованы, чем солдаты и офицеры армии противника. Перефразировав его президент США Дж.Ф. Кеннеди, 4 октября 1957 года в день запуска СССР первого искусственного спутника Земли, сказал: «Космос мы проиграли русским за школьной партой». И это было советское образование, с крепкими знаниями, авторитетом учителя, стимулом к учебе, обычными линейками и карандашами, без гаджетов и сети Интернет.

Систему образования в современной России привыкли ругать за многое – это и избыточная нагрузка на учеников, и оторванные от практики знания, и многострадальные ФГОСы, и «заточенность» под ЕГЭ, и многое другое. Есть и более глубокие системные проблемы. Например, часто можно встретить график с числом школ в стране, которых становится все меньше. По факту это последствия демографического кризиса и закрытия малокомплектных школ. Сейчас ситуация поворачивается в обратную сторону – школ перестает хватать, рождаемость в стране повышается, разрабатываются федеральные программы строительства и реконструкции школ и детских садов. Казалось бы, всё у нас хорошо, но декабрь 2019 года изменил жизнь всего мирового пространства. Именно в это время пришла информация, что в китайском городе Ухань человек умер от неизвестной болезни, которую впоследствии назвали COVID-19. Мы думали, что Китай далеко и всё это происходит не с нами, но тревожные новости о новых очагах всё больше давали повод для беспокойства и вот болезнь уже в России.

Весна 2020 года.. Весь мир был вынужден перейти на дистанционное обучение и это оказалось делом крайне непростым и болезненным. Несмотря на то, что у нас у всех есть гаджеты и мы умеем ими пользоваться на самом высоком уровне, тема дистанционного образования все равно кажется страшной и пугающей. А страшит она нас потому, что мы сами не готовы к обучению с помощью компьютера и различных программ, нас сначала самих должны научить специалисты в этой области, время которых как раз наступило. Ведь, учась, мы учимся, и независимо от наших знаний, возраста, степени владения компьютером – мы должны научиться владеть современными технологиями. Специалисты в области IT-технологий и образования могут предоставить нам перечень электронных программ, с помощью которых мы будем работать, сможем так же, как и раньше, контролировать успехи и неудачи ребенка.

На деле всё оказалось намного сложнее, наша система образования и мы сами оказались не готовы к такому формату обучения. Многие не имели выхода в интернет, программы зависали и не выдерживали такого количества участников, родители не понимали, как выучить с ребенком домашнее задание. Дистанционное обучение вызвало огромный шквал негативных эмоций, виноваты были все: правительство, чиновники, учителя… Мобильные телефоны разрывались от гневных сообщений, социальные сети пестрили различными роликами, но факт остается фактом, выйти на обычное и такое привычное для всех обучение нельзя, нужно подождать. И мы ждали и потихоньку сами учились вместе с детьми их родителями. С приходом 2020 года наш словарный запас пополнился новыми словами: короновирус, карантин, самоизоляция, «дистанционка», «удаленка». Всё чаще информацию мы получали из вебинаров.

Из всех минусов дистанционного обучения многие извлекли и плюсы.
1) Ребенку не нужно тратить время на дорогу до школы. А это значит, что он может спокойно высыпаться, вовремя есть и рационально распорядиться своим временем.
2) Ребенку никто не мешает учить, ведь наполняемость в классах большая и не все дети отличаются дисциплинированностью. По результату одни отвлекают других.
3) Дома ребенок может выучить значительно больше материала, нежели в школе.
4) Дома сложнее чем-либо заразиться.
5) Дома больше условий для нормальных занятий.
6) У ребенка больше времени на любимые занятия.
7) Ребенок не зависит от некомпетентных учителей.

Дистанционное обучение внесло компьютерные технологии в каждый дом. Вряд ли бы даже год назад в семьях родители искали способы обучения ребенка с помощью компьютера. Сложившаяся ситуация подтолкнула общество к внедрению новых технологий (виртуальные экскурсии в музеи, просмотры виртуальных спектаклей, изучение языков и точных наук). Родители ошибочно сместили приоритеты на развитие интеллектуальных способностей, отодвигая на второй план эстетическое развитие. Однако музыка способствует всестороннему развитию личности. Сила музыки заключается в том, что ее влияние обусловлено психоэмоциональным состоянием человека. Музыка помогает человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, она способна создать и поддержать нужное настроение, помогает расслабиться, а может наоборот – зарядить энергией. Музыка способна сделать нас счастливее.

Таким образом, дистанционное обучение не так страшно, сколько незнакомо. Чем больше мы погружаемся в эту деятельность, тем больше раздвигаются границы наших возможностей. Дистанционная форма обучения дала толчок развития образования в целом. Родители стали вникать в процесс и проживать его вместе с детьми.

Источник

Педагогическое эссе «Дистанционное образование: вызовы и возможности»

Данная разработка носит характер педагогического эссе, написанного в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2020 году в Томской области. Данное эссе не носит научный характер, а лишь представляет собственные, личные размышления автора по данной теме. Данная разработка является авторской и уникальной.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое эссе «Дистанционное образование: вызовы и возможности»»

Асаинова Юлия Игоревна

Учитель английского языка

ЗАТО Северск Томской области

Конкурсное эссе «Дистанционное образование: вызовы и возможности»

В рамках регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2020»

в ЗАТО Северск Томской области

Слово «образование» звучит гордо. Наши родители с пелёнок говорят нам: «Ты должен получить образование! Без образования ты не сможешь устроиться на работу, да и вообще будешь необразованным человеком! Что про тебя люди подумают?» С детства мы уже понимаем, что образование – это фундамент всей нашей жизни и именно оно дает нам, открывает новые горизонты, новые возможности, и перед нами тогда откроются все двери.

На протяжении многих веков под словом «образование» мы понимаем книги, тетради, учебники, ручки, карандаши. Но, мы не заметили, что мир-то изменился. Мы живем в XXI веке в эпоху современных технологий, уникальных разработок и новых границ. Наш мир уже давно не прежний: печатные книги давно вытесняются электронными, тетради вытесняются пустым электронным полем, на котором можно писать специальным гаджетом, вместо привычной зеленой доски с мелом – электронная ручка-маркер и интерактивная доска. Да даже дневники стали электронными! А что говорить об учительских журналах, которые за последние несколько лет исчезли и на смену им пришли электронные! Так что же получается, нас все это время готовили к цифровому образованию? А если образование цифровое, то оно может быть дистанционным? И какое тогда занимает место учитель во всей этой цепочке? Неужели учителя будут не нужны в дистанционном процессе обучения? И если нас все это время готовили к дистанционному образованию, готовы ли вы к нему? Готовы ли дети? Голова идет кругом от такого наплыва вопросов! Но я хочу разобраться в этих вопросах, я хочу, я должна на них ответить!

Один из известнейших людей в мире компьютерных технологий Билл Гейтс, который, кстати, также приложил свою руку к переходу всего печатного к электронному, сказал: «Технологии – это всего лишь инструмент. Когда дело касается того, чтобы побуждать и мотивировать детей работать вместе, учитель играет самую важную роль». Значит, Билл Гейтс понимал, что даже если мы будем жить в компьютеризированном мире, то без роли учителя в этом мире все равно не обойтись. Возможно, если Гейтс не так был заинтересован в получении университетского образования, то в школе-то он учился. А что, если на одном из уроков по истории, которые вёл какой-то очень воодушевленный педагог, Гейтс понял, что историю нужно менять. Вдруг именно этот учитель дал ему толчок к тому, чтобы «зажглась лампочка»? Именно Гейтс стал создателем и основателем крупнейшей сети «Microsoft», на основе которой и работают все наши современные компьютеры…, ну, почти все. Наверное, сейчас этот учитель и не догадывается, что «его гордость – в его учениках, посеянных им семян», как говорил легендарный ученый Д.И. Менделеев. Учитель Гейтса посеял свои семена в своем ученике, а ученик создал всемирно известную компьютерную систему, на базе которой мы и работаем по сей день. Именно мы в этой системе работаем: люди, учителя, инженеры и другие специалисты – и именно нам её улучшать, делать крепче и сильнее.

Используя электронные технологии, мы понимаем, что образование может быть на расстоянии, то есть дистанционным. Многие люди уже работали и продолжают работать из дома. Да, некоторым ученикам в силу своего здоровья уже пришлось учиться из дома, но это единицы, таких учеников всё же мало. А когда их станет тысячи, миллионы или миллиарды? Готовы ли мы к такому количеству учеников, учащихся на расстоянии? Думаю, что данный момент не в полном объёме. Если ребенок ходит в школу, учитель лично сможет контролировать все успехи и неудачи ребенка, указать на его ошибки, проанализировать их и не допустить их повторения. Учась на расстоянии, ребенку нужна самостоятельность. Выработалась ли она у него? Кто сможет контролировать ребенка, если родители на работе? Да, ученик более старших классов способен сам себя проконтролировать, а если это ученик начальных классов? А родители на работе…вдруг, не дай Бог, бабушка в больнице, а дедушки и вовсе нет, тогда что? Ребенок один дома, а концентрация внимания у ученика начальных классов не большая, не долгая. Что тогда? Тогда-то образовательная платформа, на которой работает ученик, должна быть простой и не сложной, а самое главное – интересной, способной приковывать внимание ученика на долгое время. Но мы-то знаем, что есть документы, согласно которым ребенок не может долго находиться у компьютера. Значит, тогда обучение ребенка должно быть всесторонне деятельностным: и пописать, и поиграть, и отдохнуть, и почитать, конечно же. Дистанционная образовательная система должна быть грамотно, четко, понятно и прозрачно выстроена так, чтобы не возникало вопросов при ее использовании.

Итак, нужные программы найдены, вопросы по их использованию заданы, ответы получены. Да, понятно, что вызов современному образованию брошен, ведь когда мы сталкиваемся с трудностями это всегда для нас вызов. Давайте поговорим о новых горизонтах и новых возможностях в современном образовании, которое на неограниченный срок может стать для нас дистанционным. Американский педагог и философ Джон Дьюи сказал: «Если мы учим студентов сегодня так же, как и вчера, то мы воруем у них будущее». Я, как педагог, хочу, чтобы будущее у ребенка было счастливым и радужным, поэтому не стоит оглядываться назад, нужно идти только вперед. Я уверена, что дистанционное образование откроет нам новые грани. На мой взгляд, такое образование не должно быть примитивным, скучным и однообразным – нужно больше деятельности, больше активности, больше движений. Все должно быть ярко, красочно, все должно двигаться и перемещаться. Если нужно посчитать паровозы, то пусть они едут и издают характерные звуки. Если нужно нарисовать бабочку, то она в конце полетит. Если нужно составить предложение, пусть его части перемещаются, не нужно печатать его вручную на компьютере. Что же касается самого урока, то его можно даже посмотреть в готовом варианте: хочешь, открой YouTube, хочешь, запиши сам. Возможно, последний вариант будет даже лучше, ведь дети знают своего педагога, его манеру объяснять и вести урок, да и классная атмосфера кажется более родной и комфортной. А не хочешь, можно дать ссылку на видео урок в YouTube – там уже давно все за нас придумано. А еще, дистанционное образование – это еще и комфортное образование, где все по-домашнему: твой личный гаджет, твоя родная комната, свежезаваренный чай с только что испеченным маминым печеньем, кот, который мурчит рядом и трется об твою ногу, чтобы его погладили – это же все родное. Как говорят «родные стены лечат», а что, если родные стены еще и помогут не просто учиться ученику, а учиться лучше и улучшить свой привычный результат, ведь дома спокойнее и комфортнее, а так и новый материал запоминается быстрее и легче. А еще, можно выполнять задания и слушать любимую музыку в наушниках, ведь современное поколение – это поколение многозадачных учеников, которые успевают делать сразу несколько дел одновременно. Значит, дистанционное образование точно подходит современным детям – это необычно, но ярко, красочно, деятельно и интерактивно, а значит, далеко не скучно.

Каким бы не было образование, классическим или дистанционным, с учителем или без, главное то, как и мы к этому относимся и, как быстро мы готовы научиться пользоваться этим. Всю жизнь мы кого-то и чему-то учим, но нам нужно и самим учиться. Учась, мы учимся – так пусть нам откроются новые горизонты и новые возможности, и наш корабль знаний выйдет в открытое море легко и свободно.

Источник

Эссе «Дистанционное обучение» (статья)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема : Дистанционное обучение.

Сейчас в век информационных технологий невозможно обойти своим вниманием и проблему внедрения этих самых технологий в процесс обучения, а какие технологии могут быть введены и будут иметь должный эффект. Сейчас во всем мире пытаются использовать Интернет в обучении что привело к созданию нового способа обучения, который получил название дистанционный.

Становится возможным организация дополнительных элективных курсов.

При организации дополнительных элективных курсов в виде дистанционных продуктов появляется возможность широкого доступа учащихся к данному виду обучения. Существенным плюсом подобной системы является то,что она не замыкается на рамки конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений и расширяется спектр предлагаемых курсов, а также у ученика появляется возможность выбора преподавателя для конкретного курса.

Появляются тенденции использования дистанционных технологий обучения для такой формы обучения как экстернат. Не секрет,что во многих, особенно удаленных учреждениях общего образования отсутствуют преподаватели по некоторым видам предметов ( иностранный язык, биология, химия и пр.) Для получения полноценного аттестата о среднем образовании возникает необходимость сдачи этих предметов экстерном, однако при отсутствии системной подготовки у ученика по предмету, подобная форма для него не всегда приемлема. Технологии дистанционного обучения позволят восполнить этот пробел.

При внедрение дистанционного образования также становиться возможной организация профильного обучения для удаленных муниципальных образований, так как профильное обучение на сегодняшний момент является одним из приоритетных направлений развития образования. Однако проблема нехватки кадров не позволяет реализовать программу профильного обучения в полной мере на отдаленных территориях РФ. Так внедрение дистанционного обучения позволит учащимся из отдаленных регионов реализовать свои права гражданина РФ и быть равным с теми кто имел счастье получить в своём образовательном учереждение профильное образование.

Дистанционные уроки могут стать спасением для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни. Актуальная проблема пропуска занятий школьников в результате болезни не имеет на сегодняшний день системного решения. Ученик, пропустивший 1 или 2 недели занятий выпадает из образовательного процесса и восполнить знания он может только через дополнительные занятия с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. Дистанционное образование могло бы возместить этот пробел в системе образования и позволить ученикам не отрываться так сказать от производства, то беж от учебного процесса.

Система дистанционного образования, внедренная в рамках конкретного образовательного учреждения, кроме того, могла бы расширить возможности для общения учащихся между собой и стать основой для кооперации и совместной работы и учебы, предоставляя возможность обмениваться мнениями не только по учебным вопросам.

Оценивая выше сказанное можно сказать, что с внедрение дистанционного образование сразу решается множество проблем как социальных так и проблем собственно в образовании. То есть получается что дистанционное образование много функционально оно помогает как людям с ограниченными возможностями так и тем кто выбыл на не продолжительный срок из учебного процесса не потерять нужные знания, время и лишние деньги на репетиторов.

Дистанционное обучение свежо и современно поэтому даже разглагольствование по поводу возможной дороговизны нужно откинуть потому, как нельзя экономить на будущем то есть на детях. Возможно в будущем дистанционное обучение вытеснит современное классно урочное образование и ученики смогут выбирать себе учителей сидя дома перед компьтером.

Источник

Эссе. Дистанционное обучение (3). Дистанционное обучение плюсы и минусы для российского образования

Вступление. Пандемия коронавируса существенно изменила социальную реальность. COVID-19 явился катализатором многих процессов, активно развивающихся в предыдущий период: цифровизация всех сфер жизнедеятельности общества, усиление цифрового неравенства [1; 2], формирование цифровой грамотности различных социальных групп населения [3; 4] и т. д. Российская высшая школа столкнулась с новыми вызовами: цифровизацией образования; цифровым разрывом в цифровой культуре молодого и старшего поколения преподавателей и пр.

Дистанционное обучение – новый образовательный опыт, который появился в России совсем недавно, но уже успел получить свое место в педагогической среде после распространения нового Короновируса и переход российских образовательных организаций на «дистанционку». Необходимость в таком методе обучения обусловлена ​​различными факторами, среди которых можно назвать потребность в интерактивном взаимодействии соискателей образования и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала. И, конечно же, этот способ обучения дает возможность учиться тем, кто в силу определенных причин не может это делать в массовых учреждениях во время карантинных мер, как сейчас в 2020 году [1].

По данным ЮНЕСКО электронное обучение одного студента примерно втрое дешевле обучения в системе традиционного образования той же страны. Это позволяет уменьшить нагрузку на государственный бюджет с одной стороны, а с другой – облегчает получение образования представителям социально неблагополучных слоев населения, а также лицам с особыми потребностями. В условиях мирового финансового кризиса вызванного пандемией, сокращение расходов и повышение эффективности обучения становится одной из важнейших задач учебных центров и университетов. Поэтому сегодня особую актуальность приобретает вопрос полноценного внедрения дистанционной формы образования в системе вузов [4].

Основная часть . При использовании дистанционного обучения могут использоваться различные методы донесения учебной методической информации к обучающимся различных категорий (рефераты и конспекты, интерактивные лекции и семинары). Дистанционно сейчас можно получить практически любые знания, начиная от краткосрочных курсов и заканчивая высшим образованием, однако такая форма обучения подходит далеко не всем и не во всех случаях. Отмечу, исходя из собственного опыта и обзора литературы, преимущества и недостатки дистанционного обучения.

Преимущества дистанционного обучения:

• Возможность продолжать образовательный процесс во время всеобщего «локдауна» и ограничительных мер, где необходимо соблюдение дистанции между обучающимися.

• Возможность к усвоению максимального объема необходимых знаний, которые не могут быть включены в привычные классно-урочную форму и формы подготовительных курсов;

• Способность к обучению лиц в отдаленных труднодоступных регионах;

• Возможность родительского контроля за уровнем знаний студентов;

• Способность к централизации образовательного процесса различных регионов. Дистанционное обучение обеспечивает возможность учиться тогда, когда удобно студенту, в том темпе, что он сам выбирает (в рамках установленных сроков проведения курсов), в том месте, где он находится (не нуждается тратить время на дорогу в вузы для сдачи текущих, а иногда и итоговых контролей). Поэтому в контингент потенциальных студентов дистанционной формы обучения можно отнести тех, кто часто находится в командировках, военнослужащих, территориально удаленных слушателей, женщин, находящихся в декретном отпуске, людей с физическими недостатками, тех, кто совмещает учебу и работу, сотрудников, повышают свою квалификацию [1].;

• Размывания границ между очной и заочной формы обучения;

• Предоставление образовательных услуг в комфортных условиях;

Недостатки дистанционного обучения:

• Недостаточный контроль за усвоением студентами/учениками получаемых знаний;

• Зачастую преподаватели и учащиеся на «дистанционке» к такому виду образования подходят недостаточно ответственно. Преподаватели – просто скидывают учащемуся много заданий на электронную почту или в дистанционный ресурс ВУЗа и при этом, взаимодействие субъектов образования – минимально;

• Невозможность формирования полного представления о содержании учебного предмета. Преподаватели или учащиеся игнорируют возможность регулярно проводить видеоконференции, вебинары и другие современные средства, которые нивелируют разницу между традиционным и дистанционным образованием;

• Возможность хакерского вторжения в электронную базу данных.

Поскольку дистанционное образование в нашей стране появилась не так давно, соискатель высшего образования должен четко понимать все преимущества и недостатки данной формы получения образования, для принятия правильного решения, а именно учиться дистанционно, посещать занятия в стенах вуза.

Современный рынок образования предлагает массу возможностей учиться дистанционно. С дальнейшим развитием информационных технологий дистанционное образование может стать широко применяемой формой. Но сейчас, во время пандемии оказалось, что многие образовательные организации и основные субъекты процесса обучения – преподаватели и обучающиеся оказались не готовы к такому типу обучения. О высоком уровне развития образования при таких подходах говорить не приходится, однако сейчас происходит постепенная модернизации и адаптация, как системы образования, так и основных участников к новой реальности. Итак, обобщу свои рассуждения в таблице.

Таблица. Преимущества и недостатки дистанционного обучения для студентов

ПреимуществаНедостатки
Обучение в соответствии с собственного темпа, личностных особенностей и образовательных потребностей.Отсутствие личностного общения между преподавателем и студентом (происходит менее эффективно, безличностная передача знаний).

Не ограничен выбор учебного заведения и образовательных возможностей, независимо от местонахождения.Не хватает общения с коллегами – студентами для обмена опытом.

Использование в процессе обучения современных технологий, то есть, параллельно осваивать навыки, которые впоследствии понадобятся во время работыНеобходимость наличия у студента сильной личностной мотивации, умение учиться самостоятельно, без постоянной поддержки и подталкивания со стороны преподавателя.
Самостоятельное планирование времени занятий.Отсутствие возможности немедленного практического применения полученных знаний с последующим обсуждением возникших вопросов с преподавателем и разъяснения ситуации на конкретных примерах
Обучение в наиболее приятной и благоприятной атмосфере, которая создается самостоятельно.

Студенты не всегда могут обеспечить себя достаточным техническим оборудованием – иметь компьютер и постоянный выход в Интернет

Внедрение полноценного дистанционного обучения в РФ тормозится многими факторами. Это объясняется слабой проработкой методологических и психолого-педагогических особенностей дистанционного образования, очень высокими требованиями к «виртуальному» преподавателю, который помимо обычных знаний должен уметь пользоваться средствами информационных и коммуникационных технологий.

Выводы. Таким образом, развитие дистанционного обучения в России еще не отвечает требованиям информационного общества, в первую очередь, вызвано несовершенным законодательным и нормативным обеспечением. Для того, чтобы система дистанционного обучения заняла достойное место в системе образования РФ, нужно решить указании выше проблемы. А прежде всего, создать глобальную компьютерную сеть образования и науки, поскольку именно компьютер позволяет получать учебный материал, является одновременно и библиотекой, и центром справочной информации, и коммуникативным центром. Последние события форсировали развитие дистанционных услуг и это, как мне кажется, является позитивным последствием, которую оставит после себя пандемия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *