год рождения льва толстого в чем прикол
10 малоизвестных фактов о жизни гениального прозаика Льва Толстого, которого многие считали чудаком
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Играл в азартные игры
Не захотел получить Нобелевскую премию
Уступил свою награду простому солдату
Хотел засадить всю Россию лесами
Будучи человеком, близким к природе и безмерно любящим свою страну, Лев Николаевич проявлял заботу о будущем. В 1857 году он разработал собственный план озеленения России и готов был принять в нем непосредственное участие. В документе, адресованном Министерству государственных имуществ, он предлагал на 9 лет отдать ему земли, расположенные в Тульской области и готов был сам их засадить деревьями. Толстой не скрывал, что, по его мнению, государство обращается безнравственно с природными богатствами. Однако чиновники назвали этот проект не имеющим никаких перспектив и несущим убытки.
Шил сапоги «на подарки»
Лев Николаевич любил всякого рода ручной труд. Он получал удовольствием от процесса создания вещей своими руками, особенно если это приносило пользу и радость друзьям и близким. Одним из его увлечений было шитье сапог. Созданные пары обуви писатель с огромным удовольствием дарил родственникам, друзьям и знакомым. Его зять даже писал о таком презенте в своих мемуарах, придавая подарку большое значение. Он отмечал, что будет хранить сапоги на одной полке с изданием «Война и мир».
Пропагандировал физический труд и помогал голодающим
Будучи человеком состоятельным и имея дворянские корни, Толстой все равно был почитателем тяжелого физического труда. Он считал, что праздная жизнь не красит человека, она ведет к разрушению личности, как физическому, так и моральному. В сложные времена, когда мысли о будущем не давали писателю покоя (он уже стал думать об отказе от своего имущества), Лев Николаевич ходил с простыми мужиками пилить дрова. Чуть позже стал шить для общего пользования башмаки из бересты, прекрасно освоив это непростое ремесло. Он ежегодно помогал крестьянским семьям, в которых по тем или иным обстоятельствам некому было пахать, сеять или собирать урожай. И не смотря на всеобщее неодобрение среди своего благородного окружения, постоянно принимал участие в покосах.
Писатель всегда помогал голодающим. В 1898 в близлежащих уездах случился неурожай, а в деревнях не осталось еды. Толстой лично объехал дома и разузнал где обстановка наиболее сложная. После этого были составлены списки продуктов и розданы семьям. В самой Ясной Поляне готовили горячие блюда и дважды в день организовывали раздачу обедов. Все это очень не нравилось властям, которые даже организовали слежку за действиями Толстого.
Лечился кумысом и ходил пешком на дальние расстояния
В один из периодов размышлений о своей жизни писатель нашел свое состояние не совсем здоровым и поставил себе диагноз «тоска и равнодушие». Следуя моде того времени, он стал лечиться кумысом. Метод пришелся ему по душе, и он даже приобрел себе дом рядом с кумысолечебницей. Это место впоследствии стало местом ежегодного отдыха всей семьи.
Три раза предпринимал Толстой походы на дальние расстояния. Дорога давала графу время на размышления, позволяла сосредоточиться на важном и изучить свой внутренний мир. Ходил он из Москвы в Ясную Поляну. Расстояние между ними составляло 200 км. Впервые в такое путешествие Толстой отправился в 1886 году, и было ему в то время 58 лет.
Довел жену до психического расстройства
Мирная жизнь в семье Льва Николаевича и Софьи Андреевны оказалось под ударом в тот момент, когда граф заразился идеей отказаться от авторских прав на все свои произведения и распродать все имущество. Супруги не сходились во взглядах на жизненные принципы и устои. Толстой стремился отдать все блага и жить бедной жизнью, а его жена сильно переживала за то, что их потомки останутся на улице и будут вести нищенское существование.
Из-за переживаний она стала сама не своя, постоянно подслушивала разговоры графа и подсматривала за его действиями. После того, как Толстой огласил всем свои намерения быть ближе к простому народу, раздать имущество и отказаться от права на свои произведения, Софья Андреевна ждала, что Толстой изложит эти мысли в завещании, сделав их своей последней волей. Помимо слежки за самим писателем, в любой удобный момент она проверяла его кабинет, рылась в документах и бумагах, стараясь найти подтверждение этому волеизъявлению. На этой почве развилась мания преследования и навязчивые идеи. Летом 1910 у жены графа начались истерики и припадки, она практически не владела собой. Врачи, вызванные в Ясную Поляну, диагностировали у нее «дегенеративную двойную конституцию: паранойяльную и истерическую, с преобладанием первой».
Сбежал из дома
Столь сложная обстановка негативно влияла на всю семью. Жизнь Льва Николаевича под постоянным преследованием жены стала невыносимой. Последней каплей стал момент, когда он застал супругу, роющуюся в его личных бумагах. Этой же ночью, дождавшись пока все уснут, Толстой собрал самые необходимые вещи и ушел из родового имения.
Последнее путешествие, длинною в 10 дней
С 27 на 28 октября (старый стиль) глубокой ночью, в сопровождении своего врача Толстой начал странное путешествие. Сначала они держали путь в Оптину пустынь, граф хотел там пообщаться со старцами. До Козельска ехали они с простым народом в прокуренном, душном вагоне, Толстой часто выходил на холодный сильный ветер, чтобы продышаться от смрада. В эти моменты и подхватил писатель роковую простуду. Побывав в Оптиной пустыне, но не встретившись ни с кем из старцев, 29 числа граф отправился в монастырь в Шамордино. Терзаясь душевными муками, он постоянно менял планы и точки своего путешествия. Одной из последних стал Новочеркасск, в котором проживала его племянница. Оттуда он хотел уехать в Болгарию или на Кавказ. Но тут дала о себе знать полученная в поезде до Козельска простуда. Состояние графа ухудшалось, и им пришлось сойти с поезда в Липецкой области на станции Астапово.
Простуда перешла в воспаление легких, Лев Толстой умер через 3 дня в доме начальника железнодорожной станции.
Софья Андреевна не смогла по-человечески проститься с мужем, ее пустили к нему лишь когда граф был уже без сознания.
Уйдя из дома с небольшим чемоданом, Лев Толстой вернулся в Ясную Поляну в деревянном гробу. Ее последнее путешествие продлилось 10 дней….
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Спустя 192 года со дня рождения Льва Николаевича Толстого его популярность только растет.
«МК в Туле» в день рождения писателя вышел на улицы города, чтобы убедиться – сегодня Толстой ближе к каждому из нас, даже если мы так не думаем.
Толстой – это про еду
Сеть кофеен «КофеКульт» украшает стены своих помещений портретами писателя. Они выполнены в стиле постмодерна: классические изображения Толстого сочетаются с элементами современной поп-культуры.
С возрастом у писателя поменяется физиология вкуса, от сибаритства он перейдет к аскетизму. Изысканный пирог с осетром и ананасами начнет казаться ему затхлым и невкусным.
В зрелом возрасте Толстой стал вегетарианцем. Причем, он не только «жалел животных». В отказе от поедания «убоины», то есть плоти убитых животных, важную роль играют и социальные взгляды писателя. Толстому казалось невыносимо, что в богатых домах так много хлопочут об изысканности стола, в то время как кругом царят крайняя бедность, а порой и голод.
В Туле Лев Толстой стал секонд-хендом и граффити
Смотрите фотогалерею по теме
Кстати, у многих туляков на бессознательном уровне Толстой связан с гастрономическим удовольствием. «Вина» за это лежит на популярных конфетах-суфле с видами «Ясной Поляны» на обертке. Они выпускались еще в СССР и в почти неизменном виде дошли до наших дней.
Секонд-хенд, рисунок на стене и мем
Образ бородатого писателя проникает во многие сферы изобразительного искусства. Толстой нередко становится персонажем граффити. Пристальный взгляд Льва Николаевича может застигнуть и туляка, и гостя города в неожиданных местах: в Ликерке Лофт, на улице Максима Горького.
Оформители городского пространства любят подчеркнуть философскую ипостась писателя, поэтому изображения Толстого нередко сочетаются с его изречениями: «Делай то, что считаешь честным, не ожидая за это никакой славы», «Сильные люди всегда просты».
«Не грешить против истины»
«МК в Туле» решил узнать у самих туляков, какие ассоциации вызывает у них имя великого писателя. Мы опросили разных людей, студентов и преподавателей, «физиков» и «лириков».
У многих имя Толстого связано со школьными знаниями – они помнят его как автора романов «Война и мир», «Анна Каренина» и детских рассказов. Писатель также ассоциируется с Ясной Поляной, которая давно уже стала международным местом паломничества поклонников творчества Толстого.
Для тех туляков, у кого творчество писателя входит в сферу профессиональной деятельности, педагогов, переводчиков, лингвистов, Лев Толстой, в первую очередь, писатель, учитель и философ. И только в последнюю очередь – граффити на городской стене.
«Вне всякого сомнения, образ Льва Толстого востребован в современном мире. Это происходит потому, что писатель был человеком, намного опередившим свое время – его взгляды становятся популярными именно сейчас, когда мы говорим об отказе от избыточного потребления, экологическом сознании, здоровом образе жизни. Лев Николаевич не был противником научно-технического прогресса, с интересом воспринимая все новое.
Кстати, в ходе изучения образов Льва Николаевича в тульской городской среде нашелся и прямой ответ от самого писателя, кто же он такой.
Строки из дневника выбиты на постаменте памятника в Толстовском сквере: «Писание мое – есть весь я».
Биография Льва Толстого
Русский писатель, граф Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября (28 августа по старому стилю) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии (ныне — Щекинский район Тульской области).
Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, Мария Толстая (1790-1830), урожденная княжна Волконская, умерла, когда мальчику не было еще двух лет. Отец, Николай Толстой (1794-1837), участник Отечественной войны, тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница семьи Татьяна Ергольская.
Когда Толстому исполнилось 13 лет, семья переехала в Казань, в дом Пелагеи Юшковой, сестры отца и опекунши детей.
В 1844 году Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет.
Весной 1847 года, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», он отправился в Ясную Поляну, где пытался наладить по-новому отношения с крестьянами. Разочарованный неудачным опытом хозяйствования (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), Толстой вскоре уехал сначала в Москву, затем в Петербург. Образ его жизни в этот период часто менялся. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Тогда же у него появились первые незавершенные литературные наброски.
В 1851 году Толстой уехал на Кавказ с братом Николаем, офицером российских войск. Принимал участие в военных действиях (сначала добровольно, потом получив армейскую должность). Написанную здесь повесть «Детство» Толстой отправил в журнал «Современник», не раскрыв своего имени. Она была напечатана в 1852 году под инициалами Л. Н. и вместе с позднейшими повестями «Отрочество» (1852-1854) и «Юность» (1855-1857) составила автобиографическую трилогию. Литературный дебют принес Толстому признание.
Кавказские впечатления отразились в повести «Казаки» (18520-1863) и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855).
В 1854 году Толстой отправился на Дунайский фронт. Вскоре после начала Крымской войны его по личной просьбе перевели в Севастополь, где писателю довелось пережить осаду города. Этот опыт вдохновил его на реалистические «Севастопольские рассказы» (1855-1856).
Вскоре после завершения боевых действий Толстой оставил военную службу и некоторое время жил в Санкт-Петербурге, где имел большой успех в литературных кругах.
Он вошел в кружок «Современника», познакомился с Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Иваном Гончаровым, Николаем Чернышевским и другими. Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде.
Осенью 1856 года он уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 года отправился за границу. Толстой побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии, осенью вернулся в Москву, затем — снова в Ясную Поляну.
В 1859 году Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, а также помог устроить более 20 подобных заведений в окрестностях Ясной Поляны. В 1860 году он вторично отправился за границу, чтобы ознакомиться со школами Европы. В Лондоне часто виделся с Александром Герценом, был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал педагогические системы.
В 1862 году Толстой начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения. Позднее, в начале 1870-х годов, писатель создал «Азбуку» (1871-1872) и «Новую азбуку» (1874-1875), для которых сочинил оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре «Русские книги для чтения».
Логика же идейных и творческих исканий писателя начала 1860-х годов — стремление к изображению народных характеров («Поликушка», 1861-1863), эпический тон повествования («Казаки»), попытки обратиться к истории для понимания современности (начало романа «Декабристы», 1860-1861) — вела его к замыслу романа-эпопеи «Война и мир» (1863-1869). Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. В начале 1865 года первая часть произведения была напечатана в «Русском вестнике».
В 1873-1877 годах был написан еще один великий роман Толстого — «Анна Каренина» (опубликован в 1876-1877 годах). Проблематика романа непосредственно подводила Толстого к идейному «перелому» конца 1870-х годов.
Толстой написал ряд статей, в которых отражено его миропонимание: «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-1886, опубликована полностью в 1906 году), «О голоде» (1891, опубликована на английском языке в 1892 году, на русском — в 1954 году), «Что такое искусство?» (1897-1898) и др.
Религиозно-философские трактаты писателя — «Исследование догматического богословия» (1879-1880), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-1881), «В чем моя вера?» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893).
В это время были написаны такие рассказы, как «Записки сумасшедшего» (работа велась в 1884-1886 годах, не закончен), «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886) и др.
В 1880-е годы Толстой охладел к художественной работе и даже осуждал как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекся простым физическим трудом, пахал, шил себе сапоги, перешел на вегетарианскую пищу.
Главной художественной работой Толстого в 1890-е годы стал роман «Воскресение» (1889-1899), который воплотил весь спектр проблем, волновавших писателя.
В рамках нового миропонимания Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством. В 1901 году последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, это вызвало огромный общественный резонанс. Годы перелома привели также к семейному разладу.
Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, Толстой поздней осенью 1910 года тайно ушел из Ясной Поляны. Дорога оказалась для него непосильной: в пути писатель заболел и был вынужден сделать остановку на железнодорожной станции Астапово (ныне станция Лев Толстой, Липецкая область). Здесь, в доме начальника станции он провел последние несколько дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, следила вся Россия.
20 ноября (7 ноября по старому стилю) 1910 года Лев Толстой умер. Его похороны в Ясной Поляне стали событием общероссийского масштаба.
С декабря 1873 года писатель являлся членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (ныне — Российская академия наук), c января 1900 года — почетным академиком по разряду изящной словесности.
За оборону Севастополя Лев Толстой был награжден орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» и другими медалями. Впоследствии его также наградили медалями «В память 50-летия обороны Севастополя»: серебряной как участника обороны Севастополя и бронзовой как автора «Севастопольских рассказов».