гуманизация и демократизация педагогических отношений автор
Гуманизация и демократизация педагогических отношений
Технология сотрудничества в обучении;
Педагогика сотрудничества рассматривается как особого типа «проникающая» технология, в той или иной мере входящая во многие педагогические технологии как их часть.
Цели педагогики сотрудничества:
1. переход от педагогики требований к педагогике отношений;
2. гуманно-личностный подход;
3. единство обучения и воспитания.
Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
· гуманно-личностный подход к ребенку;
· дидактический активизирующий и развивающий комплекс;
· педагогизация окружающей среды.
Гуманно-личностный подход обращает школу к личности ребенка, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Задача школы – вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.
Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:
1. новый взгляд на личность как цель образования:
· личность – субъект педагогического процесса;
· личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
· каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
· приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, совесть достоинство и др.).
Гуманное отношение к детям включает:
· педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
· отсутствие прямого принуждения;
· приоритет положительного стимулирования;
· терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
· уравнивание ученика и учителя в правах;
· право ребенка на свободный выбор;
· право на собственную точку зрения;
· соблюдение Конвенции о правах ребенка;
· отношения учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не запрещать, а предоставлять свободу выбора.
3. отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях. Учение без принуждения характеризует:
· требовательность, основанная на доверии;
· увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
· замена принуждения желанием, которое порождает успех;
· ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
· применение косвенных требований через коллектив.
4. новая трактовка индивидуального подхода, включающая:
· отказ от ориентировки на среднего ученика;
· поиск лучших качеств личности;
· применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, особенности мыслительных процессов);
· учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
· прогнозирование развития личности;
· конструирование индивидуальных программ развития.
5. формирование положительной Я-концепции. Я-концепция – система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс открывает новые подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:
· содержание обучения – средство развития личности;
· интеграция школьных дисциплин;
· вариативность и дифференциация обучения;
· положительная стимуляция учения.
Концепция воспитания включает следующие положения:
· превращение школы Знания в школу Воспитания;
· постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
· формирование общечеловеческих ценностей;
· развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
· возрождение национальных и культурных традиций;
· сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
· постановка трудной цели.
Педагогизация окружающей среды: важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результат (личность выпускника) определяется совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Педагогика сотрудничества: гуманизация педагогических отношений, трактовка индивидуального подхода
Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:12, реферат
Описание работы
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской и зарубежной (Ж.Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные технологии как их часть.
Содержание
Работа содержит 1 файл
Реферат по технологиям.docx
Министерство образования Республики Беларусь
«Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка»
РЕФЕРАТ
«Педагогика сотрудничества: гуманизация педагогических отношений, трактовка индивидуального подхода»
студентка 2 курса, 23 группы
заочной формы получения образования факультета социально-педагогических технологий
Кайданик Вероника Вацлавовна
2.1. Классификационные характеристики ……………………………….……4
2.2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений ….………. 6
Человек есть мера всех вещей.
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки.
Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные технологии как их часть.
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
Классификационные характеристики
Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: комплексная: био-, социо и психогенная.
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.
По личностному подходу: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество).
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
По категории: массовая (все категории).
• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
• Единство обучения и воспитания.
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между сотрудниками, администрацией, детскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений детей, сотрудников и руководителей с окружающей социальной средой.
Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
• Педагогизация окружающей среды.
Гуманно-личностный подход ставит в центр системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Такой подход обращается к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья.
• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
• новую трактовку индивидуального подхода;
Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:
• личность является субъектом, а не объектом;
• каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).
Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты воспитательного процесса.
Гуманное отношение к детям включает:
• любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
• оптимистическую веру в ребенка;
• сотрудничество, мастерство общения;
• отсутствие прямого принуждения;
• приоритет положительного стимулирования;
• терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
• уравнивание ученика и педагога социального в правах;
• право ребенка на свободный выбор;
• право на собственную точку зрения;
• соблюдение Конвенции о правах ребенка;
• стиль отношений педагога социального и ученика: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Новая трактовка индивидуального подхода.
Новая трактовка индивидуального подхода включает:
• отказ от ориентировки на среднего ученика;
• поиск лучших качеств личности;
• применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);
• учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
• прогнозирование развития личности;
• конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:
• видеть в каждом ребёнке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы»);
• создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;
• исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда).
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, наработанное в течение многих лет преподавания в школе.
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
• гуманно-личностный подход к ребенку;
• дидактический активизирующий и развивающий комплекс;
• педагогизация окружающей среды.
Какие же механизмы позволяют достигать этих высоких целей?
Вся педагогика сотрудничества строится на гуманизации и демократизации педагогических отношений. Что включают в себя эти понятия?
• Любовь к детям, заинтересованность в их дальнейшей судьбе.
• Оптимистическую веру в ребенка.
• Отсутствие прямого принуждения.
• Терпимость к детским недостаткам.
• Сотрудничество, мастерство общения.
• Признание права ребенка на ошибку.
• Признание права на собственную точку зрения.
• Стиль отношений учеников и учителя: не запрещать, а направлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Индивидуальный подход к ученику находит свое отображение в любой педагогической технологии. Но в педагогике сотрудничества он имеет немного другую трактовку. Суть нового индивидуального подхода в следующем:
• отказ от ориентировки на среднего ученика;
• поиск лучших качеств личности;
• опора на те возможности, которыми ученик располагает;
• создание для личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, с тем чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;
• исключение прямого принуждения, а также акцентов на отставание и другие недостатки ребенка;
• предоставление возможности ребенку реализовывать себя в положительной деятельности.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
Этот комплекс в педагогике сотрудничества открывает новые принципиальные подходы в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:
1) содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
2) обучение ведется прежде всего при помощи обобщенных знаний, формирования умений, навыков и способов мышления;
3) идет объединение, интеграция школьных дисциплин;
5) используется положительная стимуляция ученья. Постановка таких целей, естественно, требует от учителя использования на уроках более совершенных методов и форм учебного процесса. Какими принципами следует руководствоваться при их выборе?
Принцип творчества успеха.
Подлинное про явление индивидуальности ребенка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому очень важно использовать на уроках задания не только репродуктивного, но и творческого характера. Желательно, чтобы не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи стали главными критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса.
Принцип доверия и поддержки.
Недоверие порождает подозрительность, излишнюю требовательность, неверие в силы и возможности учеников, что не стимулирует желание детей быть на уроке активными и открытыми, проявлять свою индивидуальность и раскрывать свои способности. Наоборот, атмосфера доверия и поддержки раскрепощает учащихся, способствует раскрытию их творческого потенциала, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.
Учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения уже имеющегося у учеников опыта.
Без выбора невозможно развитие индивидуальности человека. Ребенок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня освоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения.
На уроке биологии после изучения темы «Пищеварение в ротовой полости» ученикам можно предложить на выбор вопросы из двух вариантов:
а) Что происходит с пищей в ротовой полости?
б) Почему важно переваривать пищу?
в) Почему после пережевывания пищи ощущается сладкий привкус?
а) Будет ли выделяться слюна у животного с перерезанными нервами, идущими от мозга к слюнным железам?
б) Щенка кормили молоком. Будет ли у него выделяться слюна при виде мяса?
в) Объясните правильность поговорки «Когда я ем, я глух и нем».
Предложенные варианты отличаются по степени сложности. Если на вопросы 1 варианта можно найти ответы в учебнике, то II вариант требует от учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи, а также знаний из ранее изученных тем.
3. Концепция воспитания.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
• превращение школы Знаний в школу Воспитания;
• постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
• гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
• развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
• возрождение русских национальных и культурных традиций;
• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
• постановка трудной цели.
Идеология и технология педагогики сотрудничества служит не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.
Реализация воспитательных задач в педагогике сотрудничества предполагает прежде всего формирование пространства для развития и проявления индивидуальности учащихся. Внутренняя и внешняя среда учебного заведения должна превратиться в пространство для самореализации и самовыражения природных и приобретенных возможностей и способностей детей.
Какие черты присущи такому пространству?
• наличие благоприятного духовно-нравственного климата в школьном коллективе;
• преобладание отношений доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса;
• существование реальной свободы выбора у детей и взрослых при участии во внеурочной деятельности;
• наличие у учащихся широкого спектра возможностей для самоопределения во всех сферах школьной жизни.
4. Педагогизация окружающей cрeды.
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты (личность выпускника) определяются совместными действиями всех трех институтов воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении.
Статья на тему «Педагогика сотрудничества»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической практики и науки.
Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу «Концепции среднего образования Российской Федерации». Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: комплексная: био-, социои психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество).
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
По категории обучаемых: массовая (все категории).
• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
• Гуманно-личностный подход к ребенку.
• Единство обучения и воспитания.
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
• Гуманно-личностный подход к ребенку.
• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
• Педагогизация окружающей среды.
• новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
• новую трактовку индивидуального подхода;
• формирование положительной Я-концепции.
Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:
• личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
• каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).
Гуманизация и демократизация педагогических отношений.
Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса. Гуманное отношение к детям включает:
• педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
• оптимистическую веру в ребенка;
• сотрудничество, мастерство общения;
• отсутствие прямого принуждения;
• приоритет положительного стимулирования;
• терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
• уравнивание ученика и учителя в правах;
• право ребенка на свободный выбор;
• право на собственную точку зрения;
• соблюдение Конвенции о правах ребенка;
• стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Ученье без принуждения.
Ученье без принуждения характеризует:
• требовательность без принуждения, основанная на доверии;
• увлеченность, рожденная интересным преподаванием;
• замена принуждения желанием, которое порождает успех;
• ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;
• применение косвенных требований через коллектив.
Новая трактовка индивидуального подхода.
Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:
• отказ от ориентировки на среднего ученика;
• поиск лучших качеств личности;
• применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);
• учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
• прогнозирование развития личности;
• конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
Формирование положительной Я-концепции личности.
• создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»;
• исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:
• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
• обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
• идет объединение, интеграция школьных дисциплин;
• вариативность и дифференциация обучения;
• используется положительная стимуляция ученья.
Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В.Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С.Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П.М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлинского, развитии личности по Л.В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И.П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н. Ильина, Б.М. Йеменского и др.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
— превращение школы Знания в школу Воспитания;
— постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
— гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
— развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
— возрождение русских национальных и культурных традиций;
— сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
— постановка трудной цели.
Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.
Педагогизация окружающей среды
«Педагогика сотрудничества» как проникающая технология широко применяется в работе учителей и целых школ, как в России, так и за рубежом. Кроме вышеупомянутых, можно указать также известные школы и имена:
Агишева З.И. (Йошкар-Ола, Марий-Эл);
Жаренова Т.Н. (Лакинск, Владимирская обл.);
Англия: Саммерхилл (Педагогика свободы по А. Нейлу);
США: Бруклайн (Демократия в действии), Нью-Йорк («Справедливое сообщество» Л. Колъберга);
Швейцария: Иттиген (Валъдорфская школа).
3. Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к перестройке процесса обучения в школе //Народное образование. — 1988 — № 1.