ишимова история россии в рассказах для детей читать полностью весь текст
Ишимова история россии в рассказах для детей читать полностью весь текст
Александра Осиповна Ишимова
История России в рассказах для детей (том 1)
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Родного неба милый свет,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
Какое сердце не дрожит,
Славяне до 862 года христианского летосчисления
Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, т. е. сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков. В старину в отечестве нашем, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время. В них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли славянами. Верно, и самые маленькие из вас понимают, что значит слава? Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.
Они были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили только: «Если я не сдержу моего слова, да будет мне стыдно!» – и всегда исполняли обещанное, так храбры, что и отдаленные народы боялись их, так ласковы и гостеприимны, что наказывали того хозяина, у которого гость был чем-нибудь оскорблен. Жаль только, что они не знали истинного Бога и молились не ему, а разным идолам. Идол – значит статуя, сделанная из дерева или какого-нибудь металла и представляющая человека или зверя.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: История России в рассказах для детей (том 1)
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Родного неба милый свет,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
Какое сердце не дрожит,
Славяне до 862 года христианского летосчисления
Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, т.е. сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах ваших предков. В старину в отечестве нашем, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время. В них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли славянами. Верно, и самые маленькие из вас понимают, что значит слава? Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.
Эта картина из жизни древних славян представлена прекрасно и верно.
Но эта самая воинственность, охраняя землю их, была причиной и большого зла для нее. Вы слышали уже, что, не имея государей, они почитали начальником своим того, кто более других отличался на войне, а так как они все были храбры, то иногда случалось, что таких начальников было много. Каждый из них хотел приказывать по-своему; народ не знал, кого слушать, и оттого были у них беспрестанные споры и несогласия. А ведь вы знаете, как несносны ссоры! И вам в ваших маленьких делах, верно, случалось уже испытать, какие неприятные последствия имеют они.
Славяне также видели, что во время несогласий их все дела шли у них дурно, и они даже переставали побеждать своих неприятелей. Долго не знали они, что делать, наконец придумали средство привести все в порядок.
История России в рассказах для детей
Оно пользовалось неизменным успехом у читателей и издавалось многократно.
Однако настоящее издание является уникальным.
Читателям, несомненно, будут полезны комментарии и словарь, составленные специально для данного издания.
Уважаемые читатели! 1
Древнерусское государство *VI–XII века* 1
Русь удельно-вечевая *XII–XIII века* 13
Слово о полку Игореве от 1178 ДО 1185 года 18
Русь покоренная *XIII–XIV века* 22
От Куликова поля до реки Угры *XIV–XV века* 34
Московская Русь *XV–XVI ВЕКА* 46
Царство Грозного царя и последние Рюриковичи *1547-1584-1597 года* 53
«Смутное время» *1598–1613 года* 68
Россия в годы правления первых Романовых *1613–1682 года* 80
Россия накануне перемен *1682–1703 года* 95
Россия во времена реформ Петра I *1703–1725 ГОДА* 110
Эпоха дворцовых переворотов *1725–1762 года* 127
«Просвещенный век» Екатерины II *1762–1796 годы* 151
Правление Павла I *1796–1801 года* 186
Россия в годы правления Александра I *1801–1825 года* 198
Условные сокращения 251
Александра Осиповна Ишимова
История России в рассказах для детей
Уважаемые читатели!
Оно пользовалось неизменным успехом в течение многих десятилетий и издавалось многократно.
Однако настоящее издание является уникальным.
В нем не только в наиболее полном за последнее время объеме воспроизведен текст произведения, но и исправлены многие неточности, фактические ошибки. Кроме того, впервые данное произведение сопровождает столь значительный по составу, объему и художественному уровню иллюстративный материал, который поможет читателю посредством зрительных образов представить, как происходили те или иные исторические события, как выглядели знаменитые деятели отечественной истории, как жили наши предки в различные времена. Читателям, несомненно, будут полезны комментарии и словарь, составленные специально для данного издания.
Древнерусское государство *VI–XII века*
Славяне до 862 года
Вы любите, дети, слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах. Вас веселят сказки о добрых и злых волшебниках. Но, наверное, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах наших предков.
В старину в нашем Отечестве, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы теперь любуетесь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие большие, как в наше время: в них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли Славянами.
Славяне были сильными и храбрыми воинами. Они постоянно вели борьбу с соседними народами. Большинство из Славян шли в бой, вооружившись дротиками и щитами. Именно во время сражений лучше всего проявлялся истинный характер Славян.
Славяне разделялись на разные племена; у Северных, или Новгородских Славян не было и Государя, что бывает у многих необразованных народов: они почитали своим начальником того, кто больше всех отличался на войне. На поле, где они сражались и потом торжествовали победу или прославляли погибших товарищей, можно было лучше всего увидеть истинный характер Славян. Жаль, что до нас не дошли песни, которые обычно пелись в это время их певцами. Мы хорошо узнали бы тогда их самих, потому что в народных песнях выражается народ. Но я могу предложить вам несколько строк, из которых вы все-таки получите лучшее и более подробное представление о Славянах, чем может вам дать наш небольшой рассказ. Это отрывок из стихотворения «Песнь Барда над гробом Славян-победителей» известного русского поэта Василия Жуковского:
Эта картина из жизни древних Славян представлена прекрасно и верно. Смотря на нее, кажется, видишь наших горделивых, воинственных предков.
История России в рассказах для детей — Ишимова А.О.
Это отделение двух городов от Волыни, принадлежавшей отцу Давида Игоревича, было первою причиною ненависти Давида к его молодым племянникам и особенно к младшему, Васильку, которого все прославляли за ум, храбрость и доброе сердце. Видя на съезде уважение всех своих родственников к Васильку, прекрасному и телом, и душой, слушая рассказы о его неустрашимости, о его намерении победить без помощи других князей всех неприятелей Отечества — и Болгар, и Поляков, и Половцев, — завистливый Давид решил погубить его, чтобы возвратить к своей области отданный Васильку Теребовль.
Вот князья, окончив все свои дела на съезде и дав клятву жить дружно и довольствоваться своими уделами, поехали в свои области. Один Давид Игоревич отправился не домой, а в Киев и там напугал великого князя, сказав, что Василько хочет погубить их обоих. «Не думай, — говорил этот злой князь Святополку, — что Василько собрал войско для войны с Поляками, как он объявил об этом на съезде. Нет, он хочет напасть на тебя и на меня! Не будет нам обоим покою, пока он свободен; схвати его, когда он поедет мимо Киева, и отдай мне. Я уж справлюсь с ним!» Этого довольно было, чтобы встревожить слабого, трусливого Святополка: он поверил всему и условился с Давидом, как заманить во дворец бедного Василька. Они позвали его к себе в гости в то время, когда он заехал в Киевский монастырь святого Михаила помолиться Богу.
Не подозревая обмана и полагаясь на клятву, так недавно еще данную в Любече, молодой князь спокойно поехал во дворец дяди. Святополк с притворной лаской встретил его, привел в комнату, где сидел Давид, и вышел будто бы за тем, чтобы велеть подать угощение. Василько остался один со злодеем, начал дружески говорить с ним, но совесть так мучила Давида, что он ничего не слышал и ничего не отвечал, но только беспрестанно краснел и бледнел и, наконец, вышел из комнаты, чтобы послать убийц. Они тотчас вошли, сковали удивленного Василька и отвели в темницу.
Ужасно было положение страдальца, когда дорогой он пришел в сознание и не мог видеть ни светлого солнца, ни голубых небес, ни ярких звезд на небе! Грустно, грустно было бедному Васильку, милые дети! Темно, очень темно перед больными глазами, но светло в его доброй душе! Он не проклинал своих врагов, даже не роптал 49 на свою жестокую судьбу, а терпеливо переносил свое несчастье и думал, что Богу угодно было таким образом наказать его гордое намерение: победить всех врагов России без помощи братьев. Такие смиренные мысли были у кроткого несчастливца и во время его печального путешествия, и при въезде во Владимир, где жил его жестокий враг, и в самой Владимирской темнице, где его заперли тотчас по приезде.
Между тем слух об этом ужасном злодеянии скоро разнесся по всем Русским княжествам и заставил плакать всех добрых князей. Особенно огорчены были Мономах и Олег. Они условились наказать злодеев и пошли с войском к Киеву требовать ответа от Святополка. Этот недостойный и малодушный князь, как обычно, испугался, свалил всю вину на Давида и раскаялся только в том, что быстро поверил ему. Сжалясь над его слезами и страхом, митрополит 50 и старая княгиня — вдова Всеволода — поехали в стан 51 соединенных князей просить о том, чтобы они не раздирали Русской земли междоусобицами и помиловали Святополка. Добрый Мономах, привыкший уважать и Божьих служителей, и свою почтенную мачеху, согласился простить великого князя, который обещал наказать Давида.
Но долго бы бедному Васильку еще томиться в заключении, если бы его храбрый брат, Володарь, тотчас не пошел бы во Владимирское княжество и силой не заставил бы Давида освободить его. Обнимая друг друга, эти благородные, великодушные братья-христиане простили своих врагов и возвратились в свои области. Для наказания же Давида князья назначили новый съезд и наказали его тем, что его Владимирскую область: прибавили к владениям Святополка, а ему дали другую.
Владимир Мономах от 1113 до 1125 года
Владимир Мономах в любом возрасте умел заслужить любовь всех его окружавших. В детстве он был послушным сыном; в молодости — смелым на поле битвы, приветливым — дома, почтительным к родителям, которые в знак особой любви к нему и за храбрость, назвали его Мономахом; в зрелые годы он был добрым государем в своем наследственном владении, умным советником великого князя, сострадательным благодетелем бедных, знаменитым победителем врагов Отечества.
Слава его еще больше увеличилась в последние годы княжения Святополка: он уговорил в это время всех князей идти на жестоких Половцев, разорявших Русскую землю. Владимир говорил так увлекательно о счастье избавить от опасности жизнь своих соотечественников, о славе умереть за родину, что все князья забыли на время свои ссоры и с благородным усердием собрали воинов во всех княжествах. Согласие их давало им надежду победить, и эта надежда исполнилась: они победили Половцев и заключили с ними самый выгодный мир. Всей славой этой победы, всеми выгодами этого мира Россия была обязана Мономаху. Народ знал это и при всяком удобном случае старался проявить благодарность и особенную любовь к Владимиру. Эта любовь была так велика, что, когда великий князь Святополк умер, жители Киева объявили, что не хотят слышать ни о каком другом государе, кроме общего любимца всех Русских — знаменитого Мономаха. Сначала он отказывался, потому что были другие наследники престола ближе его: Олег Черниговский и его братья — дети старшего Владимирова дяди Святослава; но потом, видя, что в Киеве происходят ужасные беспорядки от безначалия, согласился с желанием Киевлян, тем более, что и сам Олег, его старинный неприятель и главный наследник великого княжения, не спорил с народом и своим молчанием подтверждал его выбор. Такой поступок Олега показывает, как велики были и его достоинства: надо иметь очень доброе сердце, чтоб не спорить, когда нашу собственность отдают другому, да еще нашему врагу! Может быть, причиной этого были слабость и старость; но как бы то ни было, мы обязаны благодарить его за то, что он не начал новой войны за свое наследство, и согласился видеть на великокняжеском престоле Владимира.
Начало русского государства и первые государи русские от 862 до 945 года. А. О. Ишимова
Варяги-Русь были очень рады такой чести, и три брата из их князей: Рюрик, Синеус и Трувор тотчас поехали к Славянам. Рюрик стал государем в одном из первых городов, основанных Славянами, — в Новгороде, Трувор — в Изборске, Синеус — в земле, лежащей около Белого озера. От этих трех Варяго-Русских князей Славяне начали называться Русскими, а земля их — Русью, впоследствии — Россией. Синеус и Трувор скоро умерли, и Рюрик один остался великим Русским князем и основателем Русского государства. Он княжил счастливо два года с братьями и пятнадцать лет один.
Не хотите ли вы прочитать что-нибудь о нем? Я могу доставить вам это удовольствие. Есть стихи, написанные одним из лучших наших поэтов, Державиным [*] , посвященные победам, одержанным Русскими в Италии в позднейшие времена (в конце XVIII века при императоре Павле I), и в этих стихах есть изображение Рюрика. Так как всякое описание, взятое из поэзии, гораздо живее прозы действует на ум и надолго запоминается, то я уверена, что вы сохраните в памяти черты, в которых великий поэт представил первого государя России. Вообразите, как было бы занимательно читать наизусть прекрасные стихи о примечательных событиях из Отечественной истории! Я постараюсь собрать для вас все самое лучшее, что имеет наша поэзия, а вы постарайтесь прилежным изучением достойно оценить эти прекрасные произведения наших поэтов. Но возвратимся к портрету Рюрика:
После Рюрика остался маленький сын, Игорь, который еще не мог быть государем, и для этого Рюрик просил своего родственника и товарища, Олега, управлять государством, пока не вырастет Игорь.
Олег был храбр и умен, победил много соседних народов и так увеличил Россию, что при нем она стала простираться почти до Карпатских гор. Но этот Олег не всегда заслуживал похвалы. Вы увидите это сами.
Вместе с Рюриком приехали к Славянам многие Варяги, которые еще на родине служили ему и, любя доброго начальника, не хотели расставаться с ним. Рюрик за это усердие дарил некоторым из них Славянские деревни и селения: отсюда появились у нас помещики, то есть такие бояре, которые владели людьми и землями. Но не все эти помещики были довольны своими поместьями: иным казалось веселее искать счастья на войне, нежели сидеть дома. Надо сказать вам, дети, что тогда люди очень любили войну. Это потому, что, будучи язычниками, они считали непременным долгом мстить за обиды, а обижали они друг друга очень часто! К тому же они тогда мало учились и не понимали прелести мира, который дает нам возможность предаться тихим занятиям, сладостным для сердца и полезным для ума. Они думали только о том, чтобы сражаться и побеждать своих врагов.
Двое из таких смелых воинов, Аскольд и Дир, отправились с товарищами к югу от Новгорода и на прекрасных берегах реки Днепр увидели маленький город, который им очень понравился. Это был Киев. Они недолго думали: завладели им и стали Киевскими государями.
«Вдруг словно мятеж усмиряется шумный
И чинно дорогу дает,
Когда поседелый в добре и разумный
Боярин [*] на вече [*] идет; —
Толпы расступились — и стал среди схода
С гуслями в руках Славянин.
Кто он? Он не князь и не княжеский сын,
Не старец, советник народа,
Не славный дружин* воевода*,
Не славный соратник дружин;
Но все его знают, он людям знаком
Красой вдохновенного гласа…
Он стал среди схода, — молчанье кругом,
И звучная песнь раздалася.
Он пел, как премудр и как мужествен был
Правитель полночной державы;
Как первый он громом войны огласил
Древлян вековые дубравы;
Как дружно сбирались в далекий поход
Народы по слову Олега;
Как шли чрез пороги, под грохотом вод,
По высям Днепровского брега;
Как по морю бурному ветер носил
Проворные Русские челны [*] ;
Летела, шумела станица ветрил [*]
И прыгали челны чрез волны.
Как после водима любимым вождем
Сражалась, гуляла дружина
По градам и селам, с мечем и огнем
До града царя Константина;
Как там победитель к воротам прибил
Свой щит знаменитый во брани,
И как он дружину свою оделил
Богатствами Греческой дани.
Умолк он — и радостным криком похвал
Народ отзывался несметный;
И братски Бояна сам князь обнимал,
В стакан золотой и заветный
Он мед наливал искрометный,
И с ласковым словом ему подавал
И вновь наполняемый медом
Из рук молодого владыки Славян
С конца до конца меж народом
Ходил золотой и заветный стакан».
Олег управлял государством тридцать три года: добрый Игорь не хотел напоминать ему, что уже может княжить, и стал Русским государем только тогда, когда умер Олег.
Игорь, как и все Русские князья, был храбр, но не так счастлив, как Олег: при нем в первый раз явились на Русскую землю Печенеги [*] — народ, ставший потом страшным врагом наших предков.
Самым несчастливым был поход Игоря на Древлян, которые жили там, где у нас теперь Волынские земли. Древляне также были Славянского племени; их покорил Олег. Игорь ездил к ним для того, чтобы взять больше дани, чем они платили всегда. Древлянам показалось это так обидно, что они забыли все почтение, с каким нужно относиться к своему государю, и совершили ужасный грех: убили Игоря! Эти жалкие люди не знали Бога и не понимали, какое страшное злодеяние совершили.
Так погиб Игорь. Он княжил тридцать два года, но не отличился никакими особо примечательными делами.