как могут обозначаться отношения между объектами
Учитель информатики
Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
§ 3. Отношения объектов и их множеств
Информатика. 6 класса. Босова Л.Л. Оглавление
Ключевые слова:
Разнообразие отношений.
Человек может рассказать не только о признаках объекта, но и об отношениях, в которых этот объект находится с другими объектами. Например:
В каждом из приведённых предложений выделено имя отношения, которое обозначает характер связи между двумя объектами.
Отношение — это взаимная связь, в которой находятся какие-либо объекты.
Одним и тем же отношением могут быть попарно связаны несколько объектов. Соответствующее словесное описание может оказаться очень длинным, и тогда в нём трудно разобраться.
Пусть про населённые пункты А, Б, В, Г, Д и Е известно, что некоторые из них соединены железной дорогой: населённый пункт А соединён железной дорогой с населёнными пунктами В, Г и Е, населённый пункт Е — с населёнными пунктами А, В, Г и Д.
Для большей наглядности имеющиеся связи («соединён железной дорогой») можно изобразить линиями на схеме отношений. Объекты на схеме отношений могут быть изображены кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. (рис. 4).
Имена некоторых отношений изменяются, когда меняются местами имена объектов, например: «выше» — «ниже», «приходится отцом» — «приходится сыном». В этом случае направление отношения на схеме отношений обозначают стрелкой.
Так, на рис. 4 каждая стрелка направлена от отца к его сыну и поэтому отражает отношение «приходится отцом», а не «приходится сыном». Например: «Андрей приходится отцом Ивану».
Стрелки можно не использовать, если удаётся сформулировать и соблюсти правило взаимного расположения объектов на схеме. Например, если на рис. 5 имена детей всегда располагать ниже имени их отца, то можно обойтись без стрелок.
Такие отношения, как «приходится сыном», «соединён железной дорогой», «покупает», «лечит» и т. д., могут связывать только объекты некоторых видов. В отношениях «является элементом множества», «входит в состав» и «является разновидностью» могут находиться любые объекты.
Отношения могут существовать не только между двумя объектами, но и между объектом и множеством объектов, например:
В каждом из этих предложений описано отношение «является элементом множества».
Отношения между множествами
Отношения могут связывать два множества объектов, например:
Графически множества удобно представлять с помощью кругов, которые называют кругами Эйлера.
Если множества А и В имеют общие элементы, т. е. элементы, принадлежащие одновременно А и В, то говорят, что эти множества пересекаются (рис. 6).
Пример. Пусть А — множество электронных писем, В — множество писем на русском языке. В пересечение этих множеств попадают все электронные письма на русском языке.
Если множества не имеют общих элементов, то говорят, что они не пересекаются (рис. 7).
Пример. Пусть А — множество компьютерных устройств ввода информации, В — множество устройств вывода информации. Эти множества не имеют общих элементов.
Если каждый элемент множества В является элементом множества А, то говорят, что В — подмножество А (рис. 8).
Пример. Пусть А — множество учеников, В — множество шестиклассников. Множество шестиклассников является подмножеством множества учеников.
Если каждый элемент множества В является элементом множества А и, наоборот, каждый элемент множества А является элементом множества В, то говорят, что множества А и В равны (рис. 9).
Пример. Пусть А — множество равносторонних прямоугольников, В — множество квадратов. Эти множества равны.
Отношение «входит в состав»
В зависимости от ситуации объект может либо рассматриваться как единое целое, либо «распадаться» на более мелкие объекты. Например, компьютер рассматривается как единое целое, если нужно подсчитать количество компьютеров в школе. Чтобы получить представление о возможностях компьютера, необходимо рассмотреть характеристики таких его устройств, как процессор, память, жёсткий диск и т. д.
Объект может состоять из множества одинаковых (однородных, подобных) объектов. Например, объект «апельсин» состоит из частей — долек апельсина. Объект «школьный класс» состоит из множества учеников — мальчиков и девочек приблизительно одного возраста. Каждый ученик является целой, самостоятельной частью объекта «школьный класс».
Объект может состоять из множества различных объектов. Например, объект «компьютер» состоит из множества не похожих друг на друга объектов (системный блок, монитор, клавиатура и т. д.). При делении объекта «компьютер» на части новые объекты получают разные имена; признаки новых объектов различны.
При описании состава объектов в одних случаях речь идет о составе конкретного объекта, а в других — об общих составных частях множества объектов. В последнем случае описание состава содержит ответ на вопрос «Из чего обычно состоят объекты некоторого множества?». Например:
Описывая состав объекта, человек мысленно «разбирает» его на части. При этом, как правило, используют такой приём: сначала называют небольшое число крупных частей, затем каждую из них «разбирают» на части поменьше и т. д. Например, при описании состава дома удобно выделить сначала фундамент, стены и крышу, затем в составе стены выделить окно и дверь, затем сообщить, что окно состоит из рамы и стёкол, и так же поступить, описывая состав двери (рис. 10).
Схема отношений «входит в состав» (схема состава) отражает не только составные части, но и тот порядок, в котором предмет «разбирался» на части. Таким образом, она отражает строение (структуру) объекта. На схеме состава можно использовать линии без стрелок, если имя объекта-части располагать ниже имени объекта, которому принадлежит эта часть.
Все имена на рис. 11 — общие (обозначают множества предметов), потому что эта схема отражает состав не одного конкретного дома, а «дома вообще».
При описании признаков сложного, составного объекта человек может назвать не только действия и характеристики всего объекта, но также действия и свойства объектов-частей. Например, весь дом можно строить и ремонтировать, крышу — красить, а стекло — вставлять; весь дом имеет длину, ширину и высоту, стены — толщину, крыша — высоту.
Самое главное
В сообщении об объекте могут быть приведены не только признаки данного объекта, но и отношения, которые связывают его с другими объектами. Имя отношения обозначает характер этой связи. Отношения могут связывать не только два объекта, но и объект с множеством объектов или два множества.
В зависимости от ситуации объект может рассматриваться как единое целое либо «распадаться» на более мелкие объекты.
Объект может состоять из множества одинаковых (однородных, подобных) объектов или множества различных объектов.
Схема отношений «входит в состав» (схема состава) отражает не только составные части, но и тот порядок, в котором предмет «разбирался» на части.
Тест по информатике Разнообразие отношений для 6 класса
Тест по информатике Разнообразие отношений для 6 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 8 заданий с выбором ответа.
1 вариант
1. Выберите верное утверждение. Что такое «отношение» у объектов?
1) свойство объекта
2) взаимная связь одного объекта с другим
3) размер объекта
4) обозначение объекта
2. Приведите пример «отношений».
1) Мария — сестра Ивана
2) синий и зелёный карандаши лежат в одной коробке
3) 1 гигабайт больше 1 мегабайта
4) все утверждения верны
3. Как могут обозначаться «отношения» между объектами?
1) на схеме
2) графически
3) словесное описание
4) все утверждения верны
4. Какими словами характеризуется «отношение» между объектом и множеством?
1) входит в состав
2) является элементом
3) оба утверждения верны
4) ни одно утверждение не верно
5. Выберите пример «отношений» между элементами одного множества (детей).
1) Маша учится по математике лучше, чем Миша
2) Мишиного учителя математики зовут Сергей Иванович
3) к Маше пришёл доктор Андрей Петрович
4) папу Маши зовут Алексей Семёнович
6. Гость Москвы пользуется метро. Он выбирает маршруты без пересадок. Каким способом лучше описать отношение «станции метро находятся на одной линии»?
1) словесное описание
2) схема
3) рисунок
4) видеофильм
7. Выберите пример отношения «является элементом множества».
1) Маша учится по математике лучше, чем Миша
2) учитель взял Мишу в группу, которая поедет на олимпиаду по математике
3) доктор Лариса Петровна вылечила Машу
4) маму Маши зовут Ирина Семёновна
8. У двух элементов множества сколько может быть отношений?
1) 0
2) 1
3) меньше 10
4) любое количество
2 вариант
1. Как называется связь объектов друг с другом?
1) свойство объектов
2) отношение объектов
3) размер объектов
4) обозначение объектов
2. Приведите пример «отношений».
1) Мария Сергеевна — мама Марины
2) 1 килобайт меньше 1 мегабайта
3) Миша выше Маши
4) все утверждения верны
3. Всегда ли понятно и наглядно словесное описание «отношений» между объектами?
4. Какие выражения характеризуют «отношение» между множествами?
1) входит в состав
2) является разновидностью
3) оба утверждения верны
4) ни одно утверждение не верно
5. Выберите пример отношений между элементами одного множества.
1) ягоды: земляника поспевает раньше, чем малина
2) ученики и учителя: Мишиного учителя математики зовут Сергей Иванович
3) больные и врачи: к Маше пришёл доктор Пётр Иванович
4) отцы и дети: папу Олега зовут Алексей Иванович
6. Каким методом лучше описать отношение «детали составляют единый механизм»?
1) словесное описание
2) схема
3) рисунок
4) чертёж
7. Выберите пример отношения «является элементом множества».
1) Маша учится по информатике хуже, чем Миша
2) Миша и Маша записались в спортивную секцию
3) учитель математики ушёл на пенсию
4) папу Маши зовут Сергей Алексеевич
8. Как принято обозначать на схеме отношения «родители и дети»?
1) дети ниже родителя
2) стрелка от родителя к сыну (дочери)
3) оба утверждения верны
4) в свободном произвольном виде
Ответы на тест по информатике Разнообразие отношений для 6 класса
1 вариант
1-2
2-4
3-4
4-3
5-1
6-2
7-2
8-4
2 вариант
1-2
2-4
3-2
4-3
5-1
6-4
7-2
8-2
Урок на тему: «Отношения объектов. Разновидности объектов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Отношения объектов.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Родители присматривают за ребёнком
Паром плывёт по заливу
Присматривают… Ниже… Плывёт… Отношения
Колизей находится в Риме
Гепард является хищником
Имена некоторых отношений изменяются, когда меняются местами имена объектов Мост через пролив длиннее моста через ущелье Мост через ущелье короче моста через пролив
Самое главное Объект характеризуют не только свойства, но и отношения, которые связывают его с другими объектами. Имя отношения обозначает характер связи между объектами. Отношение может связывать не только два объекта, но и объект со множеством объектов или два множества.
Давайте обсудим Приведите примеры отношений между: двумя объектами; объектом и множеством объектов; двумя множествами объектов. В каких отношениях могут быть только объекты некоторых видов? В каких отношениях могут находиться любые объекты? Как можно наглядно изобразить отношения объектов? Приведите примеры пар объектов, имена отношений которых изменяются, когда меняются местами имена объектов.
Выбранный для просмотра документ Отношения_объектов_разновидности.docx
Информатика 5 класс Волик Н.Н.
дать представление об отношении объектов и видами отношений между объектами.
закрепить представления об объектах и их признаках;
рассмотреть примеры отношений между объектами (между двумя объектами, между объектом и множеством);
рассмотреть примеры отношений между множествами;
развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Тип урока : урок изучения нового материала
Оборудование : ПК, ИД, проектор, презентация «Отношения объектов и их разновидность»
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
Проверка и актуализация знаний
Для того чтобы проверить, как вы усвоили предыдущую тему, ответьте на вопросы.
Какие виды объектов существуют?
Приведите пример объект-предмет, объект-явление, объект-процесс.
Сообщение темы и постановка целей урока
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение темы объекты и системы. Запишите в тетраде тему нашего урока: “ Отношения объектов. Разновидности объектов. ”
Изучение нового материала
В каждом из приведенных предложений выделено имя отношения, которое обозначает характер связи между двумя объектами.
Отношения могут существовать не только между двумя объектами, но и между объектом и множеством объектов, например:
• «Дискета является носителем информации»;
• «Камчатка — это полуостров (является полуостровом)».
Отношение может связывать два множества объектов, например:
• «Колеса входят в состав автомобилей»;
• «Бабочки — это насекомые (являются разновидностью насекомых)».
Попарно связаны одним и тем же отношением могут быть несколько объектов. Соответствующее словесное описание может оказаться очень длинным, и тогда в нем трудно разобраться.
Для большей наглядности имеющиеся связи («соединен железной дорогой») можно изобразить линиями на схеме отношений. Объекты на схеме отношений могут быть изображены кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. (рис. 1.2).
Имена некоторых отношений изменяются, когда меняются местами имена объектов, например : «выше» — «ниже», «приходится отцом» — «приходится сыном». В этом случае направление отношения обозначают стрелкой на схеме отношений.
Так, на рис. 1.3 каждая стрелка направлена от отца к его сыну и поэтому отражает отношение «приходится отцом», а не «приходится сыном». Например: «Андрей приходится отцом Ивану».
Назовите имя отношения в каждом приведенном предложении. Какое имя можно будет дать отношению, если имена объектов в предложении поменять местами? В каких парах имя отношения при этом не изменится?
а) Колобок поет песню Лисе.
б) Конек-Горбунок помогает Ивану.
в) В Москве есть Манежная площадь.
г) Пилюлькин лечит Сиропчика.
д) Страшила путешествует вместе с Элл и.
Схему отношения «является разновидностью» мы будем называть схемой разновидностей (рис. 1.9). Такие схемы используются в учебниках, каталогах и энциклопедиях для описания самых разных объектов, например растений, животных, сложных предложений, транспортных средств и т. д.
На схеме разновидностей имя подмножества всегда располагается ниже имени включающего его множества.
Объекты подмножества обязательно обладают всеми признаками объектов множества (наследуют признаки множества) и кроме них имеют еще свой, дополнительный признак (или несколько признаков). Этим дополнительным признаком может быть свойство или действие. Например, любое домашнее животное нужно кормить, собаки, кроме того, лают и кусаются, а ездовые собаки, кроме того, еще и бегают в упряжке.
Можно предложить следующую классификацию объектов, с которыми взаимодействует пользователь в операционной системе Windows (рис. 1.10).
1. Для каждого из указанных подмножеств назовите множество, с которым оно связано отношением «является разновидностью» (назовите общее имя, отвечающее на вопрос «Что это такое?»):
а) местоимение;
б) запятая;
в) джойстик;
г) параллелограмм;
д) ратуша;
е) басня;
ж) капилляр.
2. Найдите в списке шесть пар множеств, между которыми существуют отношения «является разновидностью». Определите в каждой такой паре имя подмножества. Назовите для него хотя бы одно дополнительное свойство:
• книга;
• бензин;
• врач;
• молоко;
• строитель;
• учебник;
• жидкость;
• справочник;
• человек.
3. Выберите из списка имена девяти множеств, связанных отношениями «является разновидностью». Составьте схему разновидностей:
• яблоня;
• хвойное дерево;
• сосна;
• пихта;
• дерево;
• лиственное дерево;
• яблоко;
• ствол;
• фруктовое дерево;
• береза;
• дуб;
• лиственница;
• корень;
• желудь.
Все ли было понятно на уроке? Что вызвало трудности?
Какие понятия мы сегодня изучили?
Приведите пример отношения объектов?
Что такое разновидность объекта?
Домашнее задание : выучить конспект.
Выбранный для просмотра документ разновидности_объектов.ppt
Как могут обозначаться отношения между объектами
2. Внимательно рассмотрите примеры отношений:
Для каждого отношения придумайте 2-3 собственных примера.
3. Для каждой пары объектов укажите соответствующее отношение.
а) пианино и музыкальный инструмент;
б) процессор и системный блок;
в) Новосибирск и город;
г) лазерный диск и информационный носитель;
д) бабочка и насекомое;
е) шестиклассник и ученик.
1) входит в состав;
2) является элементом множества;
3) является разновидностью.
4. Определите, какой из представленных на рисунке кругов соответствует множеству:
а) «европейский город»;
б) «город в Англии»;
в) «столичный европейский город».
Перечислите города-объекты, являющиеся элементами представленных на рисунке множеств.
5. В одном множестве 40 элементов, а в другом — 30. Какое максимальное количество элементов может быть в их:
а) пересечении — множестве, которому принадлежат те и только те элементы, которые одновременно принадлежат всем исходным множествам;
б) объединении — множестве, содержащем в себе все элементы исходных множеств?
39. Решите задачу, используя круги Эйлера или схему состава.
В летнем лагере отдыха 86 семиклассников.
8 из них не любят играть в компьютерные игры.
54 семиклассника предпочитают квесты,
62 — симуляторы.
Сколько ребят с одинаковым удовольствием играют и в квесты, и в симуляторы?
Повторение «Объект. Свойства объекта. Отношения между объектами»
Урок 8. Информатика 4 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Повторение «Объект. Свойства объекта. Отношения между объектами»»
Я проходил итоговый тест по темам «Объект. Свойства объекта. Отношения между объектами» и набрал всего 8 баллов из 10. Даже не могу предположить, где я ошибся. Я бы мог, конечно, сейчас опять попробовать пройти этот тест. Но будет разумным всё же освежить знания по этим темам, а затем сделать вторую попытку.
Итак, точно знаю, что объект – это общее название любого предмета, живого существа, явления, процесса, события, если мы обратили на него наше внимание.
Посмотрите на этот рисунок.
Сейчас он является объектом, ведь мы обратили внимание на весь рисунок. Вы видите, какая большая ёлка!
Вот огромный белый медведь. А в другой клетке милый кроха – бурый медвежонок.
Кстати, сейчас, чтобы обозначить объекты, я называл имена. В данном случае общие и конкретные имена. Общие – это медведь и медвежонок. А конкретные – белый и бурый.
Кроме общих и конкретных имён, у объектов бывают собственные имена. Например, в сейчас в Ленинградском зоопарке живёт пожилая медведица Услада. Услада – это собственное имя.
Чтобы обозначить конкретный объект, надо назвать его имена – общее,
конкретное и собственное.
Кроме имён у каждого объекта есть свойства. Форма, цвет, размер, вкус, запах, назначение, действия, элементарный состав, материал, отношения с другими объектами.
И конечно все свойства объекта воспринимаются органами чувств.
Все свойства объектов можно разделить на существенные и несущественные, на общие и отличительные.
Существенным свойством объекта будет считаться то свойство, которое
является важным для принятия человеком решения.
Общие свойства позволяют сказать, чем объекты похожи, и помогают объединять объекты в группы.
Отличительные свойства – это свойства, которые позволяют отличать объекты один от другого. Отличительные свойства помогают выделить нужный объект из группы.
Если надо передать информацию о каком-нибудь объекте, мы его описываем.
Это значит называем имя объекта и перечисляем все наиболее важные его свойства: форму, цвет, размер, вес, назначение, элементарный состав и так далее. Вот такое описание объекта называют его характеристикой.
Все объекты между собой находятся в определённых отношениях. Обычно говорят: объекты связаны отношениями. Часто это не одно, а много разных отношений.
У отношений есть свои имена: «у́же», «больше», «дороже», «дешевле», «сильнее», «крупнее», «быстрее», «левее», «шире», «выше», «старше», «светлее», и многие другие.
Отношения бывают разными: характеризующими вес, размер, возраст, расстояние между объектами.
Бывают производственные отношения: «начальник», «подчинённый», «помощник», «учитель», «ученик».
Отношения между объектами удобно представлять в виде схемы.
Все отношения между объектами можно разделить на симметричные и несимметричные.
В симметричных отношениях объект А находится с объектом Б в таких же отношениях, как и объект Б с объектом А.
Данила друг Баксику, и Баксик друг Даниле.
Ярким примером несимметричных отношений могут служить семейные отношения: брат и сестра, сын и отец, бабушка и внучка.
Представить в виде схемы симметричные отношения просто – стрелка двусторонняя.
А вот в несимметричных отношениях надо быть внимательнее.
К несимметричным отношениям относится такой важный вид отношений как «часть – целое» и «целое – часть».