как начислить кредиторскую задолженность по акту сверки
Как оформить корректировку долга в 1С
Чтобы минимизировать риски и сократить задолженности, предприятия должны делать сверки взаиморасчетов и добиваться уменьшения задолженностей. Умение правильно оформить корректировку долга несомненно поможет бухгалтеру улучшить финансовое положение организации.
Взаимозачет задолженности
Корректировка задолженности – хозяйственная операция, оказывающая непосредственное влияние на суммарный результат по взаиморасчетам.
Для начала стоит разобраться, в каких же случаях необходим документ «Корректировка долга».
Корректировки чаще всего формируются на основании таких документов, как акт-сверки, информационное письмо от контрагента или же по дополнительному соглашению или договору. Если данные поставщика и покупателя не совпадают, к примеру, была учтена неверная информация, сделаны ошибки в документах или же внесены изменения несогласованные с другой стороной договора, необходимо сделать взаимозачет.
Для проведения взаимозачета следует зайти в раздел «Продажи» или «Покупки», выбрать документ «Корректировка долга» и нажать кнопку «Создать».
После чего необходимо выбрать вид операции. Программой предусмотрено пять различных видов: зачет аванса, зачет задолженности, перенос задолженности, списание задолженности и прочие корректировки. Непосредственно для взаимозачета может использоваться 3 из 5 вариантов: зачет аванса, зачет задолженности и прочие корректировки.
Теперь рассмотрим каждую операцию подробнее.
Если у покупателя есть долг перед организацией или же у третьего лица перед вашей организацией, то вам поможет операция «Зачет аванса». Также она может быть использована с авансами, выданными контрагенту.
Что же следует сделать? Нам необходимо выбрать вариант операции «Зачет аванса», далее выбрать контрагента, чьи авансы мы хотим включить в корректировку и внести данные в табличную часть с помощью кнопки «Заполнить». Она есть в двух вариантах, в верхней части документа и в табличной. Разница в том, что верхняя кнопка заполняет весь документ, то есть кредиторскую и дебиторскую задолженность, а нижняя кнопка заполнит только нужный вид задолженности. После этого в документе появятся справочные суммы по задолженности.
Главное помнить, что для проведения документа суммы кредиторской и дебиторской задолженности должны быть равны, иначе программа будет выдавать ошибку и не проведет документ. Следовательно, если у вас есть разница, то суммы необходимо скорректировать вручную и уровнять.
Зачет задолженности
Следующий вариант – это зачет задолженности, который необходим для взаимозачета долговых обязательств: покупателя перед вашим предприятием или же вашего предприятия перед поставщиком. Взаимозачет можно провести по расчетам с вашей организацией в счет авансов, выданных третьим лицом вашему предприятию или же вашей организацией – третьему лицу. Все остальное заполняется так же, как и в первом варианте.
Перенос задолженности
Также нередко возникают ситуации, когда один контрагент решает оплатить задолженность другого. В таких ситуациях следует сделать перенос задолженности. Для проведения такой операции следует в документе, после выбора нужной операции указать контрагента, чьи долговые обязательства требуется перенести, далее указываем того контрагента, кто в последующем будет рассчитываться по обязательствам.
Далее заполняем все нужные реквизиты: старый и новый договор, счета учета, валюту и прочие. Также следует обратить внимание, что этот вид операции поможет не только осуществить перенос задолженности с одного контрагента на другого, но и перенос между договорами. В таком случае графы «Покупатель (поставщик)» и «Новый покупатель (поставщик)» заполняются одним и тем же контрагентом, а договоры указываются разные.
Списание задолженности
Если же возникла ситуация, когда задолженность не была и не будет оплачена в силу каких-либо обстоятельств, то следует сделать списание задолженности. Для этого в документе стоит выбрать контрагента, чей долг подлежит списанию, в табличной части указать все долговые обязательства. Также данный вид операции можно применять не только для покупателей, но и для дебиторов, ведь не все поставщики при расторжении договоров или отказе от услуг возвращают перечисленные им авансы.
Важно обратить внимание на то, что после кнопки «Заполнить» табличная часть включит в себя все долговые обязательства, даже те, которые еще могут быть оплачены, поэтому их следует удалить из списка, оставив только те, что подлежат списанию. На вкладке «Счет списания» необходимо указать счет, на который спишется кредиторская или дебиторская задолженность.
Если же вам не подходит ни один из предложенных вариантов, то вы можете воспользоваться таким видом операции как «Прочие корректировки». Главное, после проведения документа сформируйте оборотно-сальдовую ведомость, чтобы убедиться в правильности выбранной операции.
Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!
Ответ за 24 часа (обычно раньше).
Вся информация про безлимитные консультации здесь.
Инструкция: как провести корректировку задолженности по акту сверки
Корректировка долга — это исправление данных бухгалтерского учета по взаиморасчетам с контрагентами. Делать ее нужно, если во время сверки обнаружились расхождения. Если ошибки не исправить, организации грозит штраф.
Зачем проводить сверку долгов
Сверка долгов и корректировка ошибок необходимы для проведения внутренней проверки. Стороны сверяются с целью выявления ошибок в бухгалтерском учете и отражении операций. К сожалению, механические ошибки неизбежны, поэтому для их контроля и предупреждения нужна сверка. Если данные у организации и контрагента совпадают, значит, учет ведется правильно. При обнаружении ошибок будет проводиться корректировка задолженности.
Сверку также можно проводить в следующих случаях:
В какие сроки
Период и сроки проведения сверки определяются только по решению сторон. Исключением является только сверка за год для итоговой отчетности — здесь период будет отсчитываться либо с даты начала по дату окончания действия договора, либо с начала календарного года (1 января) по 31 декабря.
В рамках взаиморасчетов сторон может проводиться не одна сверка. Следовательно, периоды могут идти друг за другом — по окончании даты предыдущей сверки формируется следующий отчет. Если будет выявлена задолженность, ее необходимо учесть как долг на начало следующего периода.
Как оформлять
По общему правилу, по итогам анализа задолженности готовится акт сверки взаимных расчетов. Унифицированная форма документа не предусмотрена, поэтому стороны могут использовать любой бланк или разработать собственный, закрепив его в учетной политике.
Акт составляется за определенный отчетный период. В документе указываются все операции сторон, отмечается дата совершения действий и сумма по каждому трансферту. Рекомендуется сослаться на сопроводительную и подтвердительную документацию.
После отражения взаиморасчетов приводится сумма задолженности, образовавшейся по факту расхождения между платежами. Регистр подписывается уполномоченными лицами от обеих сторон.
Образец акта сверки взаиморасчетов
Зачем делать корректировку
Корректировка необходима для верного отражения в учете всех проводимых операций с контрагентами. Неверные бухгалтерские записи и неточные суммы взаиморасчетов могут привести к ошибкам в промежуточной и итоговой отчетности и неверной трактовке сведений о текущем финансовом состоянии внешними и внутренними пользователями бухгалтерской отчетности.
Организацию ожидают более серьезные последствия (штрафные санкции), если такие ошибки в учете приведут к неправильным расчетам налогооблагаемой базы, а следовательно, и самих налоговых платежей в бюджет.
Как исправлять
Ошибки в бухгалтерском учете исправить можно. Об этом говорится в ПБУ 22/2010. Порядок исправления ошибок напрямую зависит от того, существенны они или несущественны. Степень существенности каждая организация определяет самостоятельно, не забыв отразить это в учетной политике. Многие организации принимают за существенную ошибку ту, которая искажает данные по отчетам более чем на 5%.
Представим порядок исправления ошибок в таблице:
Дата выявления | Дата исправления | Законодательная норма |
---|---|---|
Ошибочные сведения выявлены до 31.12 отчетного года | Корректировка осуществляется в момент обнаружения неточности | п. 5 ПБУ 22/2010 |
Некорректные данные выявлены 31.12 отчетного года или позднее | Корректировка проводится по состоянию на 31.12 отчетного года | п. 6 ПБУ 22/2010 |
Выявлена несущественная ошибка | Исправляется в момент выявления | п. 14 ПБУ 22/2010 |
Чтобы исправить некорректную информацию, бухгалтеру надлежит просторнировать ошибочные записи в учете, сформировать правильные проводки и составить бухгалтерскую справку. В ней указывается ошибочная операция, дата ее выявления и проводки по корректировке задолженности по акту сверки.
Если некорректные данные учета не влияют на финансовую отчетность (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах), то такие неточности не исправляются. Если неточности затронули в итоговой отчетности показатели нераспределенной и чистой прибыли, то надлежащий счет корреспондируется со счетом 91 в таком порядке:
Если затронуты любые другие значения баланса, то ошибочные операции сторнируются и составляются корректные проводки.
Какие проводки использовать
Покажем на примере. Пусть по результатам сверки в акте выявлены расхождения по учтенным работам. Специалист отразил 10 000,00 рублей, но работы оказаны на 15 000,00 рублей. Представим проводки по корректировке данных в таблице:
Проводка | Сумма | Описание |
---|---|---|
Дт 20 Кт 60 | 10 000,00 | Затраты по выполненным работам. Эта запись никак не влияет на финансовый результат, не корректируем ее |
Дт 91 Кт 20 | 10 000,00 | Признание издержек по работам в качестве расходов. Влияет на итоги отчета, исправляем запись |
Корректировка | ||
Дт 20 Кт 60 | 10 000,00 | Просторнирована неверная запись |
Дт 20 Кт 60 | 15 000,00 | Указана верная сумма операции |
Дт 20 Кт 91 | 10 000,00 | Восстановление из расходов |
Дт 91 Кт 20 | 15 000,00 | Учет верной величины затрат на выполненные работы |
Как исправить ошибку в налоговом учете
Ошибочные сведения, влияющие на налоговую отчетность, подлежат исправлению в обязательном порядке и в любом случае. Корректируются записи в каждом отдельно взятом отчете.
Некорректные данные за прошлые периоды исправляются посредством корректировочных деклараций. Если ошибочные данные выявлены в отчетном году, то исправления отражаются в налоговой отчетности, которая предоставляется в ИФНС в следующем расчетном периоде.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Отражение кредиторской задолженности: проводки
Кредиторская задолженность — это долги организации перед поставщиками и подрядчиками, работниками по выплате зарплаты, бюджетом. Наша статья ознакомит вас с бухгалтерскими проводками при учете кредиторской задолженности и примерами проводок с пояснениями.
Виды кредиторской задолженности
Основные виды кредиторской задолженности приведены в разделе VI Приказа Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, утвердившего план счетов. Это расчеты:
Пожалуй, самым распространенным видом «кредиторки» является задолженность перед поставщиками и подрядчиками за товары, услуги и не оплаченные в срок работы.
Учет кредиторской задолженности в 2021 году
Порядок отражения кредиторской задолженности регулируется Положением по ведению бухучета и отчетности (Положение), утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
Согласно пункту 73 положения, обязательства компании отражаются в учете в суммах, сформировавшихся на основе бухгалтерских проводок. В случае если возникают сомнения в расчетах, правильными считаются именно свои показатели, подтвержденные соответствующей «первичкой».
При расчетах с банками и бюджетом подход другой. Здесь сомнений лучше избегать и разногласия устранять сразу. На это прямо указано в п. 74 положения: все цифры должны быть согласованы и тождественны. Оставлять показатели неурегулированными недопустимо.
«Кредиторка» отражается на счетах учета в зависимости от стадии — от ее возникновения до погашения или списания.
На этапе возникновения «кредиторки» производятся следующие записи.
Возникновение кредиторской задолженности
Содержание хозяйственной операции
Кредит
Перед поставщиками и подрядчиками
Перед покупателями и заказчиками по полученным авансам
Перед банками и иными кредиторами
Перед бюджетом и внебюджетными фондами
Перед персоналом по оплате труда
О том, какими проводками отразить погашение и списание «кредиторки», читайте в соответствующих разделах данной статьи.
Сроки кредиторской задолженности
Общий срок давности для списания кредиторcкой задолженности прописан в пп. 1 ст. 196, п. 1 ст. 192 ГК РФ. Он составляет три года. Истечение срока заканчивается в соответствующие месяц и число последнего (третьего) года срока — п. 1 ст. 192 ГК РФ.
А вот начало исчисления срока давности зависит от того, установлен ли специально срок погашения такой задолженности. Исходя из пункта 2 ст. 200 ГК РФ, возможны три варианта ситуаций.
Ситуации | Начало исчисления срока давности |
Срок погашения задолженности установлен в договоре | По окончании срока погашения задолженности |
Срок погашения задолженности не прописан в договоре либо определен моментом востребования | С даты предъявления кредитором требования об исполнении долга |
В договоре срок погашения долга не установлен или он определен моментом востребования, но кредитором при предъявлении требования установлен срок для его погашения | По окончании срока, установленного для погашения, требования о погашении обязательств |
Если последний день срока давности выпадает на выходной, днем окончания срока признается ближайший рабочий день (ст. 193 ГК РФ). Такой порядок применяется как к сроку погашения обязательств, так и к дате истечения срока давности.
Срок исковой давности отличается еще двумя особенностями.
1. Согласно статье 202 ГК РФ срок давности может приостанавливаться. В такой ситуации следует определить, укладывается ли этот срок в 10 лет с момента срока погашения обязательств, а по задолженности, срок погашения которой не определен или установлен моментом востребования — с даты ее возникновения (п. 2 ст. 202 ГК РФ).
2. Срок давности может восстановить свое течение.
Ситуации, при которых срок исковой давности подлежит восстановлению, представлены в таблице.
В какой момент
Норма
Признает наличие задолженности путем:
— внесения в договор условия о наличии долга;
— подписания акта сверки взаиморасчетов
Пункт 2 ст. 206 ГК РФ
Если восстановленный срок исковой давности выходит за пределы максимально установленного (10 лет — абз. 2 ст. 200 ГК РФ), он продлевается — п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43, п. 2 ст. 10.4 принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА (приняты в 2010 году).
Для отдельных видов обязательств федеральное законодательство устанавливает свои сроки исковой давности со специальными условиями их приостановления.
Погашение кредиторской задолженности в 2021 году: проводки
Оплата задолженности отражается в учете в зависимости от вида обязательств. Проводки со счетами списания задолженности представлены в таблице.
Содержание хозяйственной операции
Кредит
Погашение задолженности перед поставщиками и подрядчиками
Погашение задолженности перед покупателями и заказчиками по полученным авансам
Погашение задолженности перед банками и иными кредиторами
Погашение задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами
Погашение задолженности перед персоналом по оплате труда
Погашение задолженности перед другими кредиторами
Списание кредиторской задолженности: проводки
Процедура списания «кредиторки» производится при наличии одного из перечисленных ниже оснований:
Момент списания невостребованной кредиторской задолженности наступит, если в ее отношении обнаружится одно из названных выше обстоятельств.
Списывать «кредиторку» нужно в том периоде, в котором для этого появились основания (письмо Минфина РФ от 19.12.2006 № 07-05-06/302).
Если таким основанием является истечение срока давности, задолженность списывается в том периоде, на который выпадает дата его окончания (п. 16 ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н).
Если кредиторская задолженность списывается вследствие ликвидации кредитора или его исключения из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по решению ИФНС, тогда процедура списания производится на дату внесения в реестр записи о соответствующем событии (пп. 6, 7 ст. 22, п. 9 ст. 22.3, п. 5 ст. 22.4 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, п. 16 ПБУ 9/99).
Сумма списанной «кредиторки» учитывается в прочих доходах (п. 7 ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н).
Увеличение дохода от списанной кредиторской задолженности, согласно разделу VIII инструкции по применению плана счетов, утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, сопровождается следующей записью:
Содержание операций
Первичный документ
Счета 60 (62, 66, 67, 76)
Начисленный с полученного аванса НДС при списании кредиторской задолженности включается в прочие расходы (пп. 11, 16 ПБУ 10/99, утвержденный Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н) и отражается проводкой:
Содержание операций
Первичный документ
Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!
Ответ за 24 часа (обычно раньше).
Вся информация про безлимитные консультации здесь.
Как учитывать дебиторскую и кредиторскую задолженность в «1С:Бухгалтерии 8»
Примечание. Как в программе организован аналитический учет расчетов с контрагентами, как применяются договоры и счета, и для чего служат статусы документов, читайте в статье «Расчеты с контрагентами в «1С:Бухгалтерии 8″».
Учет дебиторской задолженности контрагентов
Под дебиторской задолженностью понимается задолженность перед организацией:
Соответственно, лица, имеющие обязательства перед организацией (в том числе и контрагенты организации), считаются ее дебиторами. Далее будем рассматривать только дебиторскую задолженность контрагентов.
Возникновение (увеличение) дебиторской задолженности всегда отражается по дебету счета учета расчетов с контрагентами, например:
Дебет 62.01 Кредит 90.01.1
— покупателю проданы товары (работы, услуги);
Дебет 60.02 Кредит 51
— поставщику перечислен аванс в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);
Дебет 58.03 Кредит 51
— контрагенту-заемщику предоставлен заем.
Погашение (уменьшение) дебиторской задолженности всегда отражается по кредиту счета учета расчетов, например:
Дебет 51 Кредит 62.01
— получена оплата от покупателя за реализованные товары (работы, услуги);
Дебет 60.01 Кредит 60.02 и Дебет 41.01 Кредит 60.01
— зачтен аванс поставщика при поступлении товаров;
Дебет 51 Кредит 58.03
— погашен заем.
В зависимости от учетных задач дебиторскую задолженность контрагентов можно классифицировать по различным признакам, например:
Учет дебиторской задолженности в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) зависит от совокупности настроек, таких как:
Рассмотрим подробнее эти настройки.
Примечание
Порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в данной статье не рассматривается.
Сроки погашения задолженности покупателей
Если организация ведет аналитический учет по договорам (в настройках функциональности на закладке Расчеты установлен флаг Учет по договорам), то срок исполнения обязательства по договору можно указать непосредственно в карточке договора с контрагентом. Для этого в группе реквизитов Расчеты следует установить флаг Установлен срок оплаты и указать срок оплаты в днях (рис. 1).
Рис. 1. Указание срока оплаты в карточке договора
Рис. 2. Сроки оплаты покупателями
Указанные в программе тем или иным образом сроки оплаты используются для автоматического выявления просроченной дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность контрагентов считается нормальной (срочной) в пределах срока оплаты, указанного в карточке договора, начиная с момента ее возникновения. Если по истечении срока оплаты дебиторская задолженность остается непогашенной, то она считается просроченной.
Если в карточке договора срок оплаты не установлен, то для договоров с покупателями просроченной считается дебиторская задолженность, которая не погашена в пределах Срока оплаты долга покупателями, указанного в настройках Параметров учета.
Таким образом, срок оплаты, установленный для конкретного договора, имеет приоритет для квалификации задолженности в качестве просроченной.
Если срок оплаты не указан ни в карточке договора, ни в целом по покупателям, то дебиторская задолженность считается просроченной с момента ее возникновения.
Просроченная дебиторская задолженность, выявленная в программе, влияет на учет расходов и доходов при формировании резервов по сомнительным долгам, а также на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно пункту 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) организация должна создавать резервы по сомнительным долгам в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена (с высокой степенью вероятности не будет погашена) в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Для целей формирования резервов в налоговом учете сомнительным долгом признается дебиторская задолженность контрагента в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом (п. 1 ст. 266 НК РФ).
При этом создание резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли является правом, а не обязанностью налогоплательщика (п. 3 ст. 266 НК РФ), поэтому формирование резервов определяется учетной политикой для целей налогообложения.
В программе для целей автоматического формирования резерва и в бухгалтерском, и в налоговом учете сомнительной задолженностью считается любая просроченная задолженность, отраженная на счетах 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76.06 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками». Иначе говоря, автоматически рассчитываются резервы по сомнительным долгам только по задолженности, учитываемой в рублях, и только в отношении договоров с покупателями и заказчиками.
В этих случаях расчет резервов по сомнительным долгам выполняется одноименной регламентной операцией, входящей в состав обработки Закрытие месяца. Для начисления резервов по сомнительным долгам в отношении других видов задолженности (например, выданных поставщику авансов или по договорам с покупателями в условных единицах) следует использовать документ Операция.
Дебиторская задолженность, признанная безнадежной (нереальной к взысканию), подлежит списанию (п. 77 Положения, пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ). Безнадежные долги не могут определяться программой автоматически. Их выявляет бухгалтер, руководствуясь критериями, изложенными в пункте 2 статьи 266 НК РФ, и своим профессиональным суждением.
1С:ИТС
Сроки оплаты выставленных счетов
Реквизит Срок оплаты выставленных счетов, указанный в регистре Сроки оплаты покупателями (рис. 2), не влияет на бухгалтерский и налоговый учет дебиторской задолженности и служит исключительно для принятия управленческих решений. В частности, Срок оплаты выставленных счетов позволяет контролировать состояние счетов, выставленных покупателям, включая частичные оплаты.
Напоминаем, что документ Счет покупателю предназначен для подготовки и печати счетов покупателям, а также для контроля взаиморасчетов с покупателями. В Счете покупателю можно увидеть не только полную сумму счета, но и ее оплаченную и неоплаченную части.
Реквизит Статус оплаты документа Счет покупателю может принимать значения:
Проанализировать информацию о неоплаченных счетах на текущую дату можно с помощью отчета Счета, не оплаченные покупателями (раздел Руководителю). Помимо счетов со статусом Не оплачен, в отчет включаются также частично оплаченные счета. В отчете раскрывается полная сумма счета, оплаченная и неоплаченная части. На основании данных отчета можно отправлять контрагентам по электронной почте напоминания о необходимости оплаты счетов. Для отправки сообщений по электронной почте требуется настроенная учетная запись электронной почты.
Планирование платежей от покупателей
Чтобы пользователь «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 мог контролировать ожидаемые поступления от покупателей, в настройках функциональности программы (раздел Главное) на закладке Расчеты следует установить флаг Планирование платежей от покупателей (рис. 3). Данная функциональность служит для принятия управленческих решений и не влияет на бухгалтерский и налоговый учет.
Рис. 3. Функциональность программы, закладка «Расчеты»
При включенной функциональности Планирование платежей от покупателей появляется возможность указывать сроки оплаты в документах расчетов с покупателями (заказчиками):
Реквизит Срок оплаты указывается в форме Расчеты, которая открывается из документа расчетов с покупателем по соответствующей ссылке (рис. 4) и заполняется автоматически на основании срока оплаты, указанного в карточке договора с покупателем, или на основании реквизита Срок оплаты долга покупателями.
Рис. 4. Срок оплаты в документе реализации
Рис. 5. Ожидаемая оплата от покупателей
Обработка анализирует остатки по счетам расчетов с покупателями. По каждой задолженности (то есть для каждого документа расчетов) указывается срок планируемой оплаты. Дополнительно в обработку включена планируемая оплата по выставленным счетам, имеющим статус Не оплачен или Оплачен частично. Если имеется задолженность по документу расчетов, связанному с выставленным счетом, то он отображается вместе со счетом в одной строке. Весь список выводится в хронологическом порядке.
Помощник Ожидаемая оплата от покупателей позволяет изменить срок оплаты одного или нескольких документов, предварительно выделенных курсором. По команде Изменить срок оплаты открывается форма ввода нового срока оплаты. Также срок оплаты документа можно изменить непосредственно в поле Срок оплаты. Выделив строку в списке, можно отправить электронное письмо контрагенту с напоминанием об оплате. Письмо сформируется автоматически по кнопке Напомнить.
Учет кредиторской задолженности контрагентов
Под кредиторской задолженностью понимается задолженность организации:
Соответственно, лица, перед которыми организация имеет обязательства (в том числе и контрагенты организации), считаются ее кредиторами. Далее будем рассматривать только кредиторскую задолженность организации перед ее контрагентами.
Возникновение (увеличение) кредиторской задолженности всегда отражается по кредиту счета учета расчетов с контрагентами, например:
Дебет 41.01 Кредит 60.01
— получены товары от поставщика;
Дебет 51 Кредит 62.02
— от покупателя получен аванс в счет предстоящей отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
Дебет 51 Кредит 66.01
— получен краткосрочный кредит от банка.
Погашение (уменьшение) кредиторской задолженности всегда отражается по дебету счета учета расчетов, например:
Дебет 60.01 Кредит 51
— перечислена оплата поставщику за полученные товары (работы, услуги);
Дебет 62.02 Кредит 62.01 и Дебет 62.01 Кредит 90.01.1
— зачтен аванс покупателя при отгрузке товаров (работ, услуг);
Дебет 66.01 Кредит 51
— погашен кредит.
Для отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации кредиторская задолженность классифицируется по следующим признакам:
Учет кредиторской задолженности в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) также зависит от ряда настроек, таких как:
Отдельные настройки программы служат только для принятия управленческих решений и не оказывают влияния на учет.
Сроки оплаты задолженности перед поставщиками
Рис. 6. Срок оплаты поставщикам
При этом срок оплаты, указанный в карточке договора, имеет приоритет.
Сроки оплаты, тем или иным образом установленные для расчетов с поставщиками, служат:
Планирование оплаты поставщикам
Для контроля и управления оплатой в адрес поставщиков в настройках функциональности «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 на закладке Расчеты следует установить флаг Планирование платежей поставщикам (см. рис. 3).
Данная функциональность позволяет указывать сроки оплаты в документах расчетов с поставщиками (исполнителями):
Реквизит Срок оплаты указывается в форме Расчеты, которая открывается из документа расчетов с поставщиком по ссылке и заполняется автоматически на основании срока оплаты, указанного в карточке договора с поставщиком, или на основании реквизита Срок оплаты нашего долга поставщикам. Если срок не указан ни в карточке договора, ни в целом по поставщикам, то реквизит Срок оплаты будет соответствовать дате документа расчетов. Сроки оплаты в документах расчетов можно изменять вручную. Указание сроков оплаты в документах расчетов с поставщиками не влияет на бухгалтерский и налоговый учет и служит только для принятия управленческих решений.
Рис. 7. Планирование оплаты поставщикам
В шапке помощника указывается организация и банковский счет, с которого планируется списание денежных средств. При выполнении обработки анализируются остатки по счетам расчетов с поставщиками. По каждой задолженности (для каждого документа расчетов) указывается срок планируемой оплаты. Дополнительно в список включается планируемая оплата поставщикам по документам Счета от поставщиков, имеющим статус Не оплачен или Оплачен частично. Список выводится в хронологическом порядке по возрастанию сроков оплаты (самые срочные платежи расположены наверху списка). Документы расчетов, связанные с неоплаченными счетами от поставщиков, отображаются в одной строке.
В форме Оплата поставщикам можно изменить срок оплаты одного или нескольких документов, предварительно выделив их курсором. По команде Изменить срок оплаты открывается форма ввода нового срока оплаты. Также срок оплаты документа можно изменить непосредственно в поле Срок оплаты.
Строки, по которым требуется сформировать платежные поручения, следует отметить флагом. Платежные документы формируются автоматически по команде Создать платежные поручения.
Управление зачетом авансов и погашением задолженности
В соответствии с законодательством о бухгалтерском учете авансы (как полученные от покупателя, так и выданные поставщику) учитываются обособленно от расчетов (см. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н; п.п. 3, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).
В налоговом учете по НДС авансы также отражаются отдельно (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
По умолчанию в «1С:Бухгалтерии 8» для всех документов учетной системы применяется автоматический способ зачета авансов и погашения задолженности, суть которого сводится к следующему:
Реквизит Способ зачета авансов указывается в форме Расчеты, которая открывается по соответствующей ссылке из документа реализации (см. рис. 4) или из документа поступления.
По умолчанию Способ зачета авансов установлен в положение Автоматически. При выборе способа зачета авансов По документу требуется указать Документ аванса (несколько документов) и Сумму зачета.
Если Сумму зачета аванса не заполнять, то при проведении документа реализации (документа поступления) автоматически зачитывается максимально возможная сумма по указанному документу аванса. Если фактический остаток аванса меньше указанной суммы зачета, то выдается сообщение об ошибке и документ не проводится. При выборе способа зачета авансов Не зачитывать авансы не зачитываются.
Реквизит Погашение задолженности указывается в форме банковских и кассовых документов. По умолчанию реквизит Погашение задолженности принимает значение Автоматически. При выборе способа погашения задолженности По документу требуется указать документ реализации (документ поступления), задолженность по которому следует погашать. Если выбран способ Не погашать, имеющаяся задолженность погашаться не будет.
1С:ИТС
Подробнее о расчетах по НДС с авансов см. в справочнике «Учет по налогу на добавленную стоимость» раздела «Инструкции по учету в программах 1С».
На практике довольно часто встречаются ситуации, когда поступление денежных средств от покупателя и отгрузка в его адрес товаров (выполнение работ, оказание услуг) происходят в течение одного дня. А бывает, что организация оплачивает денежные средства поставщику и в этот же день получает от него товары (работы, услуги).
Чтобы избежать лишних оборотов по зачету авансов в течение дня, в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 можно воспользоваться специальной настройкой, доступ к которой осуществляется из раздела Администрирование по гиперссылке Проведение документов. В форме Проведение документов следует установить флаг Время документов устанавливать автоматически (рис. 8).
Рис. 8. Настройка проведения документов
При использовании этой настройки документы в течение дня записываются в соответствии со строго определенным временем, при этом оплата поставщику и покупателю всегда отражается позднее, чем поступление и продажа товаров. Таким образом, указанная настройка позволяет избежать лишних оборотов по зачету авансов в течение дня (если документы в течение дня проведены в правильной хронологической последовательности).
Учет полученных и выданных обеспечений обязательств
В «1С:Бухгалтерии 8» поддерживается учет обеспечений обязательств (платежей) по договорам. Чтобы данная возможность стала доступна пользователю, в настройках функциональности на закладке Расчеты следует установить флаг Учет обеспечений обязательств и платежей (см. рис. 3).
Для договоров с обеспечением обязательств можно указать дополнительную информацию:
Эта информация в первую очередь предназначена для формирования отчетов заемщика в банк, но также может использоваться и для дополнительной аналитики состояния расчетов с контрагентом.
Подробнее о том, как поддерживается обеспечение обязательств в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0, см. в статье «Обеспечение обязательств в «1С:Бухгалтерии 8″».
Обратите внимание, что для целей формирования резервов по сомнительным долгам в программе не учитывается наличие обеспечений (гарантий, залога, поручительства и т. д.) по договору с покупателем, то есть не проверяется, является ли дебиторская задолженность действительно сомнительной.
Установить такую проверку в программе можно опосредованно через значение показателя Установлен срок оплаты по договору в карточке договора с контрагентом. Если организация получила от покупателя обеспечение задолженности или у нее есть уверенность в его платежеспособности, то для исключения данной задолженности из расчета резервов по ней достаточно указать в этом показателе заведомо длительный срок оплаты (в календарных днях).
Акт сверки расчетов с контрагентом
Для проведения инвентаризации расчетов с контрагентами (поставщиками, покупателями, комиссионерами, агентами, комитентами, принципалами и т. д.) используется акт сверки взаимных расчетов. Форма акта сверки действующим законодательством не предусмотрена и может разрабатываться организацией самостоятельно (письмо Минфина России от 18.02.2005 № 07-05-04/2).
В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 предусмотрено автоматическое заполнение документа Акт сверки расчетов с контрагентом на основании документов учетной системы (команда Заполнить). Доступ к актам сверки расчетов осуществляется по одноименной гиперссылке из разделов Покупки и Продажи.
Если контрагент имеет обособленные подразделения, можно сформировать единый акт сверки с учетом этих подразделений. Для этого в шапке документа нужно установить флаг С обособленными подразделениями.
Чтобы в акте сверки отражалась информация о полученных и выставленных счетах-фактурах, на закладке Дополнительно следует установить флаг Выводить счета-фактуры. Такая возможность актуальна при выставлении универсального передаточного документа (УПД).
При установленном флаге Разбить по договорам (на закладке Дополнительно) в печатной форме акта сверки расчетов сальдо на начало и конец периода сверки отображается по каждому договору.
Список счетов учета, по которым осуществляется сверка, указывается на закладке Счета учета расчетов. По умолчанию в список включены счета:
Если из сверки требуется исключить определенные счета, то для них следует снять флаг Участвует в расчетах. Неиспользуемые счета можно из списка удалить. Если какие-то счета требуется добавить (например, провести сверку по счету 58 «Предоставленные займы»), то по команде Добавить следует указать требуемый счет и установить для него флаг Участвует в расчетах (рис. 9).
Рис. 9. Счета учета расчетов в акте сверки
После согласования сверки с контрагентом в форме документа Акт сверки расчетов с контрагентом следует установить флаг: Сверка согласована. В этом случае все реквизиты документа, кроме информации о представителях сторон, будут защищены от изменений.
От редакции. В 1С:Лектории 25.07.2019 состоялась лекция «Автоматизация расчетов с контрагентами в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0)». Видеозапись доступна на сайте 1С:ИТС на странице 1С:Лектория .