как налоги стимулируют научно технический прогресс

Как налоги стимулируют научно технический прогресс

как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть фото как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть картинку как налоги стимулируют научно технический прогресс. Картинка про как налоги стимулируют научно технический прогресс. Фото как налоги стимулируют научно технический прогресскак налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть фото как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть картинку как налоги стимулируют научно технический прогресс. Картинка про как налоги стимулируют научно технический прогресс. Фото как налоги стимулируют научно технический прогресскак налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть фото как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть картинку как налоги стимулируют научно технический прогресс. Картинка про как налоги стимулируют научно технический прогресс. Фото как налоги стимулируют научно технический прогресскак налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть фото как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть картинку как налоги стимулируют научно технический прогресс. Картинка про как налоги стимулируют научно технический прогресс. Фото как налоги стимулируют научно технический прогресскак налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть фото как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть картинку как налоги стимулируют научно технический прогресс. Картинка про как налоги стимулируют научно технический прогресс. Фото как налоги стимулируют научно технический прогресс

18.3. Налоговые методы стимулирования научно-технического прогресса

Масштабное финансирование НИОКР, требующее постоянного расширения государственных ассигнований, заменяется из-за хронической дефицитности бюджета косвенными методами стимулирования научно-технического прогресса, главным из которых является налоговая политика. При этом правительство четко определяет приоритетные начала отдельных отраслей и компаний в соответствии с потребностями национальной экономики. Налоговые мероприятия осуществляются по нескольким направлениям.

Первое направление касается налоговых и амортизационных льгот, которые поощряют развитие научных исследований юридических лиц. В зависимости от потребностей экономики изменяется размер налоговых льгот, появляются новые льготы или приостанавливается действие старых и т. п.

Важной налоговой льготой для предприятий, действующей почти во всех капиталистических странах, является инвестиционный кредит (скидка), устанавливаемый в процентах к стоимости закупленных производственных фондов. Сумма кредита исключается из подсчитанного налога на прибыль корпораций, в то время как обычная налоговая скидка вычитается из суммы дохода, и не влияет на стоимость основного капитала. Таким образом, создается возможность для расширения инвестиций в новое оборудование за счет собственных ресурсов, образовавшихся в результате неплатежа налога, что равнозначно удешевлению машин и оборудования.

В развитых капиталистических странах имеется большое количество специальных налоговых льгот, поощряющих научную работу частных компаний. В США к таким льготам относится единовременный вычет из облагаемого дохода расходов на НИОКР, впервые введенный в 1954 г. Эта льгота дает право компаниям рассматривать расходы на НИОКР как текущие производственные затраты и исключать их из облагаемого налогом дохода единовременно или в течение ряда лет. Подобная льгота действует в большинстве развитых капиталистических стран.

Особые преимущества предоставлены японским промышленным компаниям, которым разрешено создавать резервные фонды для гарантии от потерь при осуществлении расходов на НИОКР, которые не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций.

Большое значение для обновления основного капитала имеет политика ускоренной амортизации, которая позволяет списывать стоимость основного капитала в более короткие сроки и по более высоким ставкам (нормам амортизации), создавая возможность для массовой модернизации производственных фондов, в том числе используемых для НИОКР.

В ФРГ в середине 80-х годов введены повышенные амортизационные ставки (до 40%) для нового научного оборудования, капиталовложений в научное исследование и других расходов на НИОКР.

Налогово-амортизационные мероприятия капиталистических государств, воздействуя на объем средств компаний, создают возможность обновлять основной капитал, увеличивать инвестиции в более производительное оборудование.

Государство оказывает воздействие на развитие так называемых «зарождающихся» отраслей. Традиционной формой защиты их от конкуренции иностранных товаров остается политика высоких таможенных пошлин. Хотя в целом таможенный барьер повсеместно понижен, но капиталистические страны периодически прибегают к нему для охраны новых наукоемких отраслей.

Второе направление налоговой политики связано со стимулированием возникновения частных научных учреждений, которые в США получили название бесприбыльных, или некоммерческих, исследовательских институтов. Эти учреждения создаются, как правило, на базе благотворительных фондов или средств, выделяемых частным бизнесом на филантропические цели. В большинстве капиталистических стран отчисления от прибыли в фонды на указанные цели полностью либо в значительной степени освобождены от обложения. Впервые налоговые льготы, обеспечившие благоприятный климат для появления таких институтов, были введены в 30-е годы американским правительством. Эти институты выполняют исследования по контрактам с правительством или частными компаниями. В США к ним относятся Брукингский институт, Стэнфордский исследовательский институт и др.

Кроме того, капиталистическое государство стимулирует кооперацию компаний в сфере научных исследований. Американские фирмы имеют возможность создавать научно-исследовательские партнерства, стимулом для которых служат крупные налоговые льготы, обеспечивающие получение больших доходов от реализации исследований. Доходы этих коллективных объединений, используемые для финансирования исследований, разработок и внедрения новой техники и технологии, полностью освобождаются от налога на прибыль корпораций.

Налоговые стимулы начали применяться в 80-е годы для частных компаний, которые занимаются разработкой фундаментальных проблем. В прошлом государство в основном само финансировало такие разработки. Однако в связи с нехваткой собственных средств теперь используются косвенные стимулы для привлечения частного капитала к разработке теоретических вопросов. В США законом 1986 г. введена новая скидка с налога на прибыль корпораций в размере 20% их расходов на фундаментальные исследования, выполняемые совместно с университетами и вузами по контрактам. Кроме того, компании, которые предоставляют высшим учебным заведениям оборудование и научные приборы, получили повышенные размеры налоговых скидок.

В целом косвенная форма стимулирования научно-технического прогресса, создающая общие благоприятные условия бизнесу для совершенствования производства и развития научных исследований, вызывает активизацию частного предпринимательства, усиление роли монополий в финансировании науки и техники.

В целом научно-технический прогресс в условиях капитализма присваивается крупным капиталом, получающим сверхприбыли на основе «научной» эксплуатации наемного труда.

Источник

1.7. Налоги — регуляторы научно-технического развития

Человек серьезно делает что-нибудь только тогда,

когда он делает для себя.

Одним из наиболее действенных инструментов государственного стимулирования научных исследований в промышленности является налоговая система.

Государственная поддержка научных исследований через налоговые льготы используется относительно недавно. Впервые это было введено

в 196^ г. для японских компаний. В 80-е гг. многие страны ввели подобный механизм стимулирования научных исследований.

Налоговое стимулирование в рыночной экономике имеет ряд преимуществ по сравнению с бюджетными субсидиями, поскольку оно: —

сохраняет автономность организации и ее экономическую ответственность; —

не создает искусственно поддерживаемого государством рынка знаний и нововведений; —

не привязано к ежегодному бюджетному процессу с необходимостью утверждения ассигнований, согласования интересов различных ведомств.

Если государственное финансирование научных исследований непосредственно влияет на направления вложения средств, то налоговые мероприятия косвенно стимулируют использование предпринимательского дохода на эти же цели. Государство не вкладывает в капитал, а создает условия для его движения. Государство помогает промышленности себя поддерживать. Налоговые инструменты регулирования наиболее желательны для предприятий, они создают благоприятные условия для экономического роста без прямого вмешательства государства. Налоговые льготы способствуют увеличению массы прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, что позволяет обеспечить разработку и внедрение новой техники. Причем чем меньше развита промышленность в научно-техническом отношении, тем шире должна быть система налоговых льгот для средств, вкладываемых в развитие.

Одна из основных функций налоговой системы — это стимулирование научно-технического развития. Реализуется подобная функция двумя способами.

Вторым способом реализации функции управления через налоги является введение системы льгот. Такой подход имеет более широкое распространение в мире. В налоговых системах различных стран имеется около 100 видов льгот, ориентированных на стимулирование деятельности в сфере научно-технического развития.

Почему государство как представитель общества идет на льготы по сбору налогов в связи с научно-техническим развитием? Имеется несколько причин, оправдывающих такие действия:

Вкладывание капитала в мероприятия, способствующие научнотехническому развитию, сопровождается более длительным запаздыванием для прибыли, чем краткосрочные кредиты. При равенстве процентных ставок по видам кредитов поток капитала нанравляется только на краткосрочные вложения. В результате экономика испытывает кризис и резко сокращаются поступления в бюджет страны. 2.

Предоставляя налоговые льготы в настоящее время, государство предполагает получить больший доход в будущем. Например, если сумма налоговых льгот, вложенных в новую технику, равнялась 1 млн руб., то в течение своего срока эксплуатации (например, 10 лет) появится дополнительная прибыль. При средней прибыли 20% и налоге на прибыль в 30% государство за 10 лет получит

1 х 0,2 х 0,3 х 10 = 0,6 млн руб.

С учетом фактора времени эта сумма будет несколько ниже и составит 0,37 при коэффициенте приведения 0,1.

Налог на добавленную стоимость (НДС) увеличивается пропорционально сумме реализации. Если дополнительная прибыль сопровождается ростом выпуска продукции, то дополнительная сумма НДС составит

0,6/0,1 X 0,2 =1,2 млн руб./год,

где ОД — доля прибыли в объеме реализации; 0,2 — ставка НДС.

Подоходный налог на заработную плату, составляющий 13%, при росте суммы реализации принесет в бюджет

где 0,2 — доля заработной платы в сумме реализации; 0,13 — ставка налога.

Сумма прироста дохода бюджета за счет трех основных налогов равна:

0,06 + 1,2 + 0,156 = 1,416 млн руб./год.

Суммарный доход бюджета за 10 лет при коэффициенте приведения 0,1 составит 8,7 млн руб. (870%). 3.

Вкладывание частного капитала в научно-техническое развитие позволяет государству не делать этого за счет своих средств. Например, если вы оплачиваете свое обучение при подготовке на должность инженера, то, следовательно, обществу не потребуется тратить средства на этого работника и оно, сознавая выгоду, готово предоставить вам возмещение затрат через налоговые льготы.

Государственное налоговое регулирование возможно на двух уровнях. Верхний — это сравнительное регулирование, реализуемое за счет разницы налогов в научно-технической сфере и других, альтернативных для вложения средств. Введение разных ставок на долгосрочный и краткосрочный кредит, разных обязательных резервов для банков по этим видам кредитов, регулирование курса валюты, соотношение темпов инфляции и ставок на долгосрочный кредит, соотношение импортных пошлин на оборудование и товары потребления оказываются регуляторами для потоков вкладываемых капиталов. Банк или частичный инвестор не отдаст свои капиталы в развитие предприятия, если это менее выгодно или более рискованно, чем вложения в другие сферы деятельности общества.

Структура налоговой системы тоже оказывается регулятором между потреблением и сбережением. В налоговой системе основными налогами считаются налоги на прибыль и добавленную стоимость потребительских товаров. Первый налог сдерживает прежде всего инвестиции в свое развитие, второй — потребление. Например, если убрать налог на прибыль и повысить налог на добавленную стоимость в потреблении, то предприятие будет стремиться к более полному использованию своих доходов за счет инвестиций.

Нижний уровень регулирования — это отдельные налоговые льготы внутри сектора научно-технического развития.

Весь комплекс налоговых льгот в сфере научно-технического развития можно разделить на четыре классификационные группы: 1)

льготы специальным предприятиям, работающим в области научно-технического развития; 2)

льготы предприятиям за разовые мероприятия в области научнотехнического прогресса; 3)

льготы частным лицам, работающим в области научно-технического развития; 4)

льготы частным лицам за разовые мероприятия в области научно-технического прогресса.

В первую группу налоговых льгот входят: •

льготы учреждениям Академии наук, •

льготы государственным научным центрам, •

льготы научно-исследовательским институтам.

Эти организации освобождаются от уплаты налога на земельную собственность, имущество, добавленную стоимость, импортируемое оборудование.

Вторую группу налоговых льгот определяют: •

исключение из налогооблагаемой прибыли суммы, направленной на НИР, развитие, реконструкцию; •

включение в себестоимость расходов на НИОКР; •

снижение обязательных резервов банку, направляющему средства в долгосрочные инвестиции; •

введение «налоговых каникул»; •

использование системы ускоренной амортизации; •

включение в себестоимость расходов на обучение персонала.

Третья группа налоговых льгот предусматривает: •

доплаты работающим в научных организациях; •

доплаты за ученые степени и звания; •

Четвертая группа налоговых льгот включает: •

освобождение от подоходного налога сумм, направленных на обучение, научную литературу; •

освобождение от подоходного налога сумм, вкладываемых в долгосрочное инвестирование; •

освобождение от подоходного налога дивидендов по инновационным проектам, изобретениям.

В США фирмы имеют возможность вычитать из налога на прибыль 20% их расходов на финансирование фундаментальных исследований в университетах, а также стоимость научной аппаратуры, передаваемой университетам. В период энергетического кризиса в США применялась скидка в 20% для налога на прибыль по инвестициям в технику и технологии, обеспечивающие применение альтернативных нефти и природному газу энергоносителей.

Некоторые страны используют одновременно оба вида льгот, но по отношению к разным видам расходов. Так, в США общая приростная скидка дополнена объемной в размере 20% для затрат частного сектора на финансирование фундаментальных исследований.

Существует и практика установления максимально допустимого размера налоговых льгот по затратам на исследования. В Японии и Южной Корее он не должен превышать 10% суммы корпоративного налога (для мелких и средних японских компаний — 15%). В Канаде, Испании и наТайване соответственно 75,35 и 50%. В Австралии, Франции, Италии и Нидерландах установлен стоимостный предел налоговой скидки. В США компания не может удваивать затраты на исследования в течение года и средняя наукоемкость (отношение затрат на исследования к стоимости продаж) не может превышать 16%.

Однако, оценивая значимость налоговых льгот, следует учесть, что доля покрытия затрат на исследования налоговой льготой в большинстве стран мала. В США, Японии, Италии и Дании она составляет менее 1%, во Франции и Нидерландах — 4-6%, в Австралии и Канаде соответственно 11 и 19%.

Если же сравнивать данную льготу с объемом государственного финансирования, получится несколько иная картина. Так, в Японии сумма льгот достигает 2/3 бюджетного финансирования, в Нидерландах и Канаде почти равна ему, а в Австралии превосходит в 4 раза. Это свидетельствует о том, что высокие и действующие продолжительное время налоговые льготы становятся стимулом к инновационной деятельности частного сектора.

Доля затрат на науку в общей сумме бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна: 6-7% в США, 4-5% во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3-3,5% в Японии.

Основными получателями бюджетных средств могут быть не только государственные лаборатории или университеты, что характерно для Японии, Германии, Канады, но и компании частного сектора, как это имеет место в США.

В уровне государственной поддержки частного сектора США существуют большие отраслевые различия. В аэрокосмической промышленности 3/4 научных расходов обеспечивается федеральным бюджетом и лишь 1/4 — за счет собственных средств компании отрасли. В то же время в других отраслях — автомобилестроении, химической и нефтеперерабатывающей, фармацевтической, пищевой — это соотношение имеет принципиально иной характер и доля самофинансирования НИОКР составляет 95-100%.

В Японии частный сектор практически не получает прямой государственной поддержки. Доля бюджетного финансирования в общем объеме отраслевых НИОКР составляет здесь всего 1,2% (в США — 34%, Франции — 22,4, Великобритании — 16,5%). Главная причина — низкая доля оборонного компонента в японской экономике в целом и в ИР в частности. Непосредственно из бюджета финансируются исследования в университетах и некоторых государственных компаниях.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает инвестиционный налоговый кредит в размере 30% стоимости оборудования, используемого для НИОКР, создания новых технологий, новых видов сырья и материалов, выполнения особо важных заказов развития региона. Суммы, направляемые научной организацией на проведение НИОКР, вычитаются из налогооблагаемой прибыли. Налогооблагаемая прибыль предприятий уменьшается на суммы, направляемые на НИОКР, в РФФИ и РФТР.

Пример воздействия налогов на развитие страны

налоги — и в то же время мы сократили расходы правительства. Взяв такой курс, мы сделали этот законопроект выражением веры в нашу систему свободного предпринимательства. Если американские предприниматели ответят на эту новую возможность увеличением капиталовложений, расширением производства и. созданием новых рабочих мест, то тогда это сокращение налогов обеспечит большее изобилие всем американцам. Тогда федеральному правительству не надо будет делать для экономики то, что она должна делать для себя».

Кеннеди и Джонсона, что экономический двигатель нуждается в горючем и что снижение налогов является путем обеспечения необходимого горючего. Решение о снижении налогов было куплено. ценой известного сокращения государственного бюджета. Удержав бюджетные расходы на 1965 финансовый год в рамках показателей 1964 г., президент Джонсон обеспечил быстрое принятие налогового законопроекта. В противном случае законопроект мог быть принят (если бы он вообще был принят) только после экономически опасной задержки. Мы можем только аплодировать политической проницательности президента Джонсона, одновременно сожалея о существовании ложной, но влиятельной идеологии, которая вынудила его пойти на эту сделку» (The Battle Against Unemployment. New Republic. 1964, March).

Источник

Пять факторов успеха инноваций и роль в них государства

как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть фото как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть картинку как налоги стимулируют научно технический прогресс. Картинка про как налоги стимулируют научно технический прогресс. Фото как налоги стимулируют научно технический прогресс

Раньше роль государства в инновационном процессе заключалась в создании инновационной среды и спонсировании фундаментальной науки и новых разработок. В современном мире скорость изменений растет, и роль государства становится еще более значимой. Оно может ускорить темп развития отдельных отраслей, стимулировать межотраслевое сотрудничество и помочь устранить препятствия для инноваций (законодательные и инфраструктурные).

Авторы исследования «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста» агентства McKinsey выделяют пять факторов успеха инноваций в стране, и в каждом из них государство играет сегодня существенную роль.

1. Государство как заказчик инноваций

Первый фактор успеха инноваций — это спрос на новые технологии и продукты. Государственный заказ на инновации — это стимул для инновационной деятельности университетов, исследовательских институтов и компаний.

как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть фото как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть картинку как налоги стимулируют научно технический прогресс. Картинка про как налоги стимулируют научно технический прогресс. Фото как налоги стимулируют научно технический прогресс

Например, такие неотъемлемые элементы смартфонов, как GPS, сенсорные экраны и доступ в интернет изначально разрабатывались по заказу Минобороны США, а солнечные батареи и технологии аккумуляторов Tesla — при грантовой поддержке Минэнерго США.

Пример подобной инновации в России — система навигации ГЛОНАСС, которая была создана в военных целях по государственному заказу, а в 1995 году стала доступна для гражданского применения и в настоящее время используется в навигационных устройствах, радарах-детекторах и других системах.

2. Государство как создатель инфраструктуры

В России при господдержке была создана инфраструктура для развития инноваций, но качественного скачка в их развитии и в деловой активности пока не произошло.

В России успешно функционируют четыре типа институтов развития инноваций:

В меньшей степени в России развиты институты, развивающие сотрудничество между наукой и производством. Сейчас эти функции, пишут аналитики McKinsey, берут на себя технологические площадки, но в них не так часто участвуют компании-лидеры отраслей, что необходимо для эффективного диалога.

как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть фото как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть картинку как налоги стимулируют научно технический прогресс. Картинка про как налоги стимулируют научно технический прогресс. Фото как налоги стимулируют научно технический прогресс

3. Государство как источник финансирования

Государство выборочно спонсирует фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным для него направлениям или исследования, обладающие потенциалом. То есть речь идет не только о вопросах национальной безопасности и оборонного комплекса, но и об исследованиях за пределами этих тем.

В России государство сыграло большую роль в формировании системы финансирования инноваций, в том числе рынка венчурного финансирования.

В дальнейшем потребуется изменить отношение к инвестициям в инновации, повысить толерантность к риску, потому что лишь малая часть инновационных проектов заканчивается грандиозным успехом. Упростить процесс привлечения финансирования для развития инноваций может снижение уровня бюрократии при выдаче грантов.

4. Государство и создание новых компетенций

По прогнозам McKinsey, к 2030 году по всему миру может быть автоматизировано от 10 млн до 800 млн рабочих мест. Поэтому важнейшей задачей в самое ближайшее время станет создание системы профессиональной переподготовки и предоставление работникам возможностей для приобретения новых навыков, востребованных на рынке на всем протяжении карьеры. Бизнес может организовать обучение сотрудников без отрыва от работы и предоставить им возможности повышения квалификации. Но ключевая роль в данном процессе останется у государства.

как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть фото как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть картинку как налоги стимулируют научно технический прогресс. Картинка про как налоги стимулируют научно технический прогресс. Фото как налоги стимулируют научно технический прогресс

Глобализация, размывание границ между работой и учебой создают новые возможности для развития образования и поддержки инноваций в России. Государство стимулирует развитие НИОКР и компетенций в частном секторе, занимается трансфертом зарубежных технологий и привлекает иностранные компании с передовыми технологиями на национальный рынок. Следующими шагами для России могут стать развитие в стране новых компетенций (управление инновационными процессами и углубленная аналитика) и запуск программы обучения и стажировок для специалистов инновационных профессий в передовых компаниях.

5. Государство и культура инноваций

Государство играет важную роль в развитии культуры предпринимательства и инноваций, реализуя образовательные программы, поддерживая систему наставничества, создавая и помогая агентствам и институтам развития. Кроме того, оно поощряет национальное инновационное предпринимательство.

как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть фото как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть картинку как налоги стимулируют научно технический прогресс. Картинка про как налоги стимулируют научно технический прогресс. Фото как налоги стимулируют научно технический прогресс

Россия прошла большой путь в развитии предпринимательской культуры. Но с учетом сравнительно короткой истории рыночной экономики в стране необходимо продолжать курс на популяризацию предпринимательства и инновационной деятельности. Например, надо увеличить количество инкубаторов, подобных Skolkovo Startup Village и Startup Tour.

Источник

Налоговое стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности

как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть фото как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть картинку как налоги стимулируют научно технический прогресс. Картинка про как налоги стимулируют научно технический прогресс. Фото как налоги стимулируют научно технический прогресс как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть фото как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть картинку как налоги стимулируют научно технический прогресс. Картинка про как налоги стимулируют научно технический прогресс. Фото как налоги стимулируют научно технический прогресс как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть фото как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть картинку как налоги стимулируют научно технический прогресс. Картинка про как налоги стимулируют научно технический прогресс. Фото как налоги стимулируют научно технический прогресс как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть фото как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть картинку как налоги стимулируют научно технический прогресс. Картинка про как налоги стимулируют научно технический прогресс. Фото как налоги стимулируют научно технический прогресс

как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть фото как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть картинку как налоги стимулируют научно технический прогресс. Картинка про как налоги стимулируют научно технический прогресс. Фото как налоги стимулируют научно технический прогресс

как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть фото как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть картинку как налоги стимулируют научно технический прогресс. Картинка про как налоги стимулируют научно технический прогресс. Фото как налоги стимулируют научно технический прогресс

На сегодняшний день созданы благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности.

Соответствующие поправки внесены в главы Налогового кодекса РФ о налоге на прибыль, НДС и УСН. Так, например, предусмотрено освобождение от налогообложения НДС операций, в том числе по реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, ноу-хау, а также прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Установлена возможность предоставления льготы по НДС в отношении работ, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию (усовершенствованию) новых продукции и технологий. В отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, организациям предоставлено право к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 3. Увеличен с 0,5 до 1,5 процентов доходов (валовой выручки) налогоплательщика предельный размер признаваемых для целей налогообложения расходов на НИОКР, осуществляемых в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Расширен перечень расходов, уменьшающих доходы налогоплательщиков, применяющих УСН. Теперь в составе таких расходов могут учитываться, например, затраты налогоплательщиков на приобретение исключительных прав на изобретения, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, секреты производства (ноу-хау), патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (Федеральный закон от 19.07.2007 N 195-ФЗ)[29]. В настоящее время не подлежит налогу на добавленную стоимость

исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также права на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

( Налоговый Кодекс от 19.07.2007 № 195-ФЗ)

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть фото как налоги стимулируют научно технический прогресс. Смотреть картинку как налоги стимулируют научно технический прогресс. Картинка про как налоги стимулируют научно технический прогресс. Фото как налоги стимулируют научно технический прогресс

создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

(Налоговый Кодекс от 19.07.2007 № 195-ФЗ)[30]

Правильным решением является также установленный частью первой Налогового кодекса инвестиционный кредит, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Важно, что осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов, является основанием для получения инвестиционного налогового кредита. К сожалению, и в этом случае льгота не увязана с государственными приоритетами. Наверное, это единственный случай прямого стимулирования инновационного процесса в российском законодательстве. Не очень выгодный, но существующий. Таким образом, новый Налоговый кодекс РФ задачу стимулирования научно-технической и инновационной деятельности в полном объеме не решает, но при этом отбирает у научных организаций существовавшие ранее льготы. Необходим комплексный механизм стимулирования инновационного процесса, в том числе установление льгот для научной и инновационной деятельности. Государство должно стимулировать научно-технический прогресс по всей цепочке, от фундаментальных исследований до внедрения разработок в производство, учитывая ограниченность ресурсов и государственные (общественные) приоритеты[31].

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года для решения проблемы стимулирования предполагается внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих введение льгот по уплате налога на прибыль, на имущество, налога на добавленную стоимость (НДС), и распространяющихся на организации, занимающиеся освоением в производстве новой техники и технологий, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в том числе созданные за счет федерального бюджета.

В Налоговый кодекс Российской Федерации должны быть внесены изменения, связанные с обложением НДС.

Во-первых, необходимо распространить действие статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации «Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика» на малые инновационные предприятия и индивидуальных предпринимателей, занимающихся инновационной деятельностью.

К малым инновационным предприятиям отнести юридические лица, обладающие следующими признаками:

количество работающих (по трудовому договору и договору подряда) менее 100 человек;

Для применения вышеуказанных правил вновь созданными малыми инновационными предприятиями в течение первого года деятельности необходимо представление в налоговый орган устава организации и информационного письма о присвоении кодов статистики.

внести изменения в подпункт 16 пункта З статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающее освобождение от уплаты НДС при выполнении любых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

дополнить подпункт 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ, положением, в соответствии с которым от уплаты НДС будет освобождаться реализация научной и учебной книжной продукции, периодических печатных изданий научного и образовательного характера, услуг по экспедированию и доставке печатных изданий и книжной продукции научного и образовательного характера, редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством книжной продукции и печатных изданий научного и образовательного характера;

внести дополнения в подпункт З пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, посвященной налогообложению по ставке 10%, согласно которым данный подпункт не будет распространяется на товары, работы и услуги, указанные в подпункте 17 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

В-третьих, необходимо в статье 150 Налогового кодекса Российской Федерации установить, что от налогообложения НДС освобождается ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему не только в качестве вклада в уставный капитал, но и для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и для образовательных нужд, а также ввоз печатной продукции научного и образовательного характера.

В-четвертых, необходимо освободить от налогообложения НДС (путем внесении дополнений в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации) либо снизить налоговую ставку (путем внесения дополнений в пункт 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации) по патентно-лицензионным операциям (кроме посреднических), связанным с объектами промышленной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания)

Также предусматривается внесением дополнений в статью 251 Налогового кодекса Российской Федерации освободить от налогообложения прибыль организаций:

полученную банками по договорам о предоставлении кредита малым инновационным предприятиям;

полученную страховыми организациями, осуществляющими страхование предпринимательских рисков малых инновационных предприятий.

Предлагается дополнить главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации статьей об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика малых инновационных предприятий в первые два года независимо от размера годового оборота.

В статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно сужен перечень фондов, денежные средства которых, будучи переданными в рамках целевого финансирования, не считаются доходами. Подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо дополнить фразой: «а также иных из иных фондов поддержки науки и инноваций». В статьях 254, 264, 266 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо внести дополнения, предусматривающие в числе расходов расходы на приобретение спецоборудования для научных (экспериментальных) работ и т.п. Предлагается внести в статью 381 Налогового кодекса Российской Федерации дополнения об освобождении от обложения налогом на прибыль имущества, используемого для осуществления научной (научно-исследовательской) и опытно-экспериментальной деятельности. Необходимо освободить от обложения налогом на имущество организации в отношении машин, оборудования, приборов, опытных образцов, макетов и других изделий, которые были получены ими (на возвратной или безвозвратной основе) для испытаний и экспериментов или были безвозмездно получены в процессе исполнения договора (заказа) о создании научно-технической продукции в соответствии с условиями такого договора. Представляется целесообразным предусмотреть в статье 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации норму о применении упрощенной системы налогообложения инновационными предприятиями с доходом до 30 млн. рублей по итогам девяти месяцев и 40 млн. рублей по итогам года[32].

Таким образом, в настоящее время требуется дальнейшая модернизация налоговой системы, в том числе системы администрирования, в целях создания комфортных налоговых условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития[33].

Налоговая политика в ближайшие три года должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения. В течение года следует принять федеральный закон, направленный на налоговое стимулирование научной и инновационной деятельности[34].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *