как написать отчет по учебной практике по психологии образец
Отчет о прохождении учебной практики по специальности: «Педагогика и психология»
Кокшетауский Университет имени Абая Мырзахметова
о прохождении учебной практики
«Педагогика и психология»
Цель практики: ознакомление студентов с организациями образования: с деятельностью директора школы, заместителя директора по учебной и по воспитательной работе, классного руководителя, системы его работы, планированием учебно-воспитательным процессом школы, колледжа. Знакомство с психологическими основами педагогического процесса и межличностными отношениями школьников и системы учитель-ученик. Психологические основы индивидуального и коллективного наблюдения.
познакомить с научными и практическими основами профессиональной деятельности учителя, школьного психолога
познакомить с основными направлениями и видами работы учителя в школе, школьного психолога
помочь овладеть культурой учебного труда школьного психолога;
научить самостоятельно, формировать у себя профессиональные качества школьного психолога.
Время и место прохождения практики: Акмолинская область город Кокшетау Центр Внешкольной работы « Әулет» с 02.05.- по 06.05.16.
Я, проходила учебную практику с целью расширение и углубление полученных теоретических знаний через ознакомление с деятельностью школьного психолога посредством приобретения первичных профессиональных умений, навыков и опыта работы в школьной психологической службе.
1.Учебная зона – парты для занимающихся, стулья и доска
2.Рабочая зона – стол, стул, компьютер и шкафы
3.Зона релакса – кресла, цветы, ковер
Мебель расставлена функционально, красиво и просторно. Зоны кабинета разделены по всем правилам, очень хорошо сделана зона релакса.
В кабинете находится литература по направлениям:
Ø Общая психология
Ø Психологические процессы
Ø Педагогическая психология
Ø Основы медицинской психологии
Ø Основы конфликтологии
Ø Возрастная психология
Ø Методическое обеспечение (учебники)
Время работы: с 9.00 до 18.00 с понедельника по пятницу
Роль психолога в школе.
Кроме уроков психологии (а такие есть в ряде школ), в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.
Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.
Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.
От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.
Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.
1. Ознакомление с документами
Документация делится на рабочую и отчетную. В свою очередь, рабочая документация служит задаче непосредственной регистрации деятельности психолога. Отчетная документация является непосредственным отражением содержания деятельности педагога-психолога. Первым этапом прохождения практики было ознакомление со следующими документами:
2. Должностные обязанности
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а так же родителей (лиц их заменяющих) в проблемах личностного развития обучающихся (воспитанников). Ведет документацию в установленной форме и использует её по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску. Определяет степень отклонений в развитии и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц их заменяющих).
Должен знать Закон Республики Казахстан «Об образовании», Декларацию прав и свобод человека, Конвенцию о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, (детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику), основы дефектологии; основы психотерапии, основы сексологии, основы психогигиены; основы профориентации, профессиоведения и психологии труда; основы психодиагностики, основы психологического консультирования и психопрофилактики, методы активного обучения, методы социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
3. План работы психолога
План работы школьного психолога на год составляется в майе месяце, который включает в себя такие разделы:
· Коррекционно развивающая работа
Мною был создан план работы за недельный период практики.
План работы на 1 неделю
Недельный план о прохождении практики психолога-практиканта Пархоменко Анны Юрьевны в Центре Внешкольной работы «Әулет» с 02.05.- по 06.05.16.
Отчет о прохождении преддипломной практики психолога (для студентов-бакалавров)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
В Г.МИХАЙЛОВКЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
о результатах производственной (преддипломной) практики
студентки Ерёминой Надежды Викторовны группы ПСП-4с(б) III
факультета педагогического образования
Производственная (преддипломная) практика проходила в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №9 городского округа город Михайловка Волгоградской области» в период с 9 февраля 2017 г. по 8 марта 2017 г.
Оценка работы студента в процессе прохождения практики
по направлениям деятельности
Виды деятельности студента
Разработка календарного плана работы
Подбор психолого-педагогического и методического материала для подготовки теоретической части
Работа по уточнению и конкретизации теоретического этапа исследования
Планирование опытно-экспериментальной работы
Подготовка учащихся и педагогов к исследованию
Согласование выбранных диагностических методик для экспериментальной части исследования
Проведение формирующего эксперимента и анализ результатов
Проведение контрольного эксперимента, анализ и обобщение результатов
Проявление исследовательских компетенций в ходе практики
Отметка о выполнении
Подготовка к исследованию:
— работа по уточнению и конкретизации теоретического этапа исследования, оформление результатов в рукописном (черновом) виде;
— согласование выбранных диагностических методик для экспериментальной части исследования, уточнение рабочей гипотезы.
Индивидуальный лист по практике
Черновик, рабочие материалы
Проведение опытно-экспериментальной работы в школе:
— планирование опытно-экспериментальной работы;
— подготовка и организация учащихся и педагогов к исследованию;
— проведение формирующего эксперимента и анализ результатов;
— контрольный эксперимент, анализ и обобщение результатов.
Диагностические методики, протоколы исследования
1-2 недели практики
Обработка результатов исследования:
— о формление отчетов, подготовка иллюстративного материала;
— корректировка практической части ВКР с учетом полученных результатов опытно- экспериментальной работы;
— подготовка к отчету научному руководителю.
Материалы второй главы ВКР
Выполнение этапов производственной (преддипломной) практики
студентки 4-го курса группы ПСП-4с(б) III
филиала ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» в г. Михайловке Волгоградской области Ерёминой Надежды Викторовны
Надежда Викторовна проходила преддипломную практику с 09.02.2017 г. по 08.03.2017 г. в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №9 городского округа город Михайловка Волгоградской области», расположенном по адресу: 403341, Волгоградская область, г. Михайловка, ул. Свободы, 142-а.
Во время прохождения практики Надежда Викторовна зарекомендовала себя как человек ответственный, исполнительный, целеустремлённый и пунктуальный.
Надежда Викторовна показала, что владеет исчерпывающими знаниями об особенностях проведения психолого-педагогического исследования в школе, знает основные методы психолого-педагогического исследования. Надежда Викторовна смогла самостоятельно и грамотно спланировать свою психолого-педагогическую деятельность, составила индивидуальный план работы.
Надежда Викторовна продемонстрировала умение организовывать и проводить опытно-экспериментальную работу. Во время наблюдения за обучающимися, показала себя как чуткий и внимательный педагог, использовала личностно-ориентированный индивидуальный подход к каждому ребенку.
Ею было проведена диагностика нарушений эмоционально-волевой сферы младших школьников. Весь инструментарий был подобран грамотно и в полном соответствии с темой дипломной работы студентки. Затем ею была разработана коррекционно-развивающая программа с использованием средств арт-терапии. Все занятия были составлены грамотно и вызвали большой ажиотаж среди учеников.
Надежда Викторовна показала, что грамотно владеет диагностическим инструментарием, к обработке результатов подходит со всей серьезностью и ответственностью, никогда не спешит с выводами, всегда вежлива и корректна. Все результаты проведенного исследования были ею оформлены надлежащим образом и остались строго конфиденциальными.
Надежда Викторовна обладает большим творческим потенциалом, постоянно повышает свой культурный и образовательный уровень, способна к самоанализу, самообразованию, использованию различных инновационных технологий в собственной деятельности, проявляет высокий уровень профессионализма и компетентности во многих вопросах, обладает большим лексическим запасом, правильно строит свою речь, свободно владеет терминологией профессии. При работе с учащимися всегда внимательна, улыбчива, открыта. Ученики школы любят ее, и она отвечает им взаимностью.
В коллективе коллег завоевала заслуженное уважение за ответственность, чуткость, доброжелательность, тактичность, добросовестное и творческое отношение к своей работе.
Оценка деятельности студента __________ (______________)
Руководитель производственной (преддипломной) практики
Социальный педагог: _________________
Директор школы: _________________
Замечания и предложения студента
(впечатления о практике, пожелания учреждению, на базе которого прошла практика, филиалу университета по ее улучшению)
Особых замечаний по прохождению производственной (преддипломной) практики у меня нет. Подчеркну, что производственная практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд как педагога-психолога, так и социального педагога мне близок, и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКЕ
Заключение факультетского руководителя: _________________________________________________
Оценка и подпись: _________________________________________
Представитель кафедры педагогики и психологии _____________________________
Факультетский руководитель практики _______________________________________
2. Индивидуальный план работы на период практики.
3. Перечень и краткая характеристика использованных методик.
4. Протокол исследования №1.
5. Протокол исследования №2.
6. Протокол исследования №3.
7. Протокол исследования №4.
8. Протокол исследования №5.
9. Краткая характеристика арт-терапии и её видов.
10. Самоотчет по итогам практики.
В соответствии с программой практики подготовлен отчет о преддипломной практике, предполагающей осуществление экспериментальной части исследования ВКР на практике.
Исследование проводилось в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №9 городского округа город Михайловка Волгоградской области».
Практика проходила под руководством социального педагога – Ткачевой Надежды Николаевны, стаж работы в данной школе – 7 лет.
Цель преддипломной практики:
— планирование и осуществление самостоятельного экспериментального исследования;
— обобщение полученных результатов;
— интерпретация экспериментальных данных исследования и формулирование выводов.
В ходе практики были поставлены следующие задачи:
— познакомится с целями и задачами практики, сроками ее проведения;
— по итогам практики представить для зачета отчетную документацию;
— провести экспериментальное исследование;
— подбор методик для экспериментального исследования практики;
— провести экспериментальное исследование;
— обработка полученных данных;
— подведение итогов производственной практики.
работы на период практики
Ознакомление с местом работы, планом рабочей деятельности в школе. Знакомство с коллективом и учащимися.
Знакомство с планами работы школьного психолога на период, совпадающий с периодом практики. Изучение расписания звонков.
Разработка совместно с руководителем практики плана моей работы, определение класса и педагога для наблюдения. Знакомство с должностными инструкциями, документацией педагога-психолога среднего образовательного учреждения
Присутствие на занятиях, проводимых школьным психологом, для наблюдения за манерой общения, порядком организации психологических занятий.
Изучение и подбор материала для теоретической части выпускной квалификационной работы.
Изучение и подбор диагностических методик для проведения формирующего эксперимента.
Проведение обследования испытуемого класса с помощью выбранного диагностического инструментария. Обработка результатов обследования.
Составление протоколов исследования.
Наблюдение за учащимися испытуемого класса. Анализ собранных данных. Разработка программы коррекции эмоциональных нарушений.
Оформление пакета отчетной документации по преддипломной практике.
ПЕРЕЧЕНЬ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Проективная методика «Красивый рисунок».
2. Проективная методика «Рисунок семьи».
3. Проективная методика «Несуществующее животное».
4. Методика «Определение уровня саморегуляции».
1. Проективная методика «Красивый рисунок».
При проведении теста не нужно высказывать поясняющие и уточняющие само задание реплики. Вы усаживаете ребенка в удобное положение за столом, даете ему белый лист бумаги форматом А4 (если повернет по горизонтали – не страшно), цветные карандаши 12 или 24 цветов и даете инструкцию.
Инструкция « Нарисуй самый красивый рисунок. Все, что ты захочешь ». Рисовать можно разными карандашами.
Особенность этой методики состоит в том, что вам нужно постараться расположить ребенка к выполнению. Внимательно понаблюдайте, в какой последовательности берутся карандаши, с каким цветом ребенок работал в начале, а какими он закончил рисунок. Ведь во время рисования настроение может меняться. Чтобы не забыть – пометьте себе незаметно на листке это чередование.
2. Проективная методика «Рисунок семьи».
Ребенку дают стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей (простой карандаш, ручку), просят: «Нарисуй свою семью». При этом не нужно напоминать, кто входит в состав семьи, пусть рисует так, как он представляет. Если ребенок спросит, кого рисовать, предоставьте ему полную свободу, пусть рисует хоть зверюшек, все равно рисунок будет достаточно информативным. После окончания рисования задайте наводящие вопросы: Кто? Где нарисован? Что делают члены семьи? Кто в каком настроении? и т.д.
3. Проективная методика «Несуществующее животное».
Методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпритируются символично.
Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием».
4. Методика «Определение уровня саморегуляции».
Испытуемому предлагается задание: «На этом листе дан образец написания палочек:
|—||—|||—| и т.д. Продолжи написание палочек, соблюдая следующие правила:
§ пиши палочки и черточки в такой же последовательности;
§ правильно переноси их с одной строчки на другую;
§ пиши не в каждой строчке, а через одну».
Время выполнения задания 5 минут.
Анализ проводится по следующим критериям:
5 баллов – ребенок воспринимает задание полностью и во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего времени; если допускает ошибки, то сам их находит и исправляет; не спешит сдать работу после сигнала, стремится проверить ее, делает все возможное, чтобы работа была выполнена правильно и аккуратно.
4 балла – по ходу работы ученик допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и не устраняет их; качество работы, ее оформление его не заботит, хотя желание получить хороший результат есть.
3 балла – ребенок воспринимает лишь часть задания, но и ее не может сохранить до конца в полном объеме; постепенно (примерно через 2-3 минуты) система знаков нарушается, допускаются ошибки, он не замечает их, не проявляет желания улучшить качество работы; к результату работы безразличен.
2 балла – ребенок воспринимает лишь небольшую часть задания, но сразу ее теряет и пишет палочки и строчки в случайном порядке; ошибки не замечает и не исправляет, к качеству работы безразличен.
1 балл — ребенок не воспринимает задания и пишет (или рисует) на своем листе что-то свое или ничего не делает.
5. Тест «Сказка». Автор – Луиза Дюсс.
Цель : наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений.
Следует выбрать подходящий момент, следует прервать повествование при проявлении тревоги или излишней возбудимости, безразличии, невнимательности.
Важно обратить внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро (медленно) он реагирует, не дает ли поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ №1
Цель: диагностика эмоционального состояния учащихся 3 «А» класса.
Используемая методика: проективная методика «Красивый рисунок».
— выявить детей с эмоциональными нарушениями;
— определить уровень тревожности.
Возраст испытуемых: 9 лет.
Количество испытуемых: 21 человек.
В ходе исследования было выявлено:
На основании данных проведенной диагностики можно говорить:
— о повышенной тревожности у 7 испытуемых;
— о повышенной сензитивности у 3 испытуемых;
— об эмоциональной напряженности у 4 испытуемых.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
— Повышенная тревожность испытуемых отражается в страхе несоответствия ожиданиям окружающих, страхе самовыражения, страхе ситуации проверки знаний. Это говорит об очень непростых отношениях детей как между собой, так и с классным руководителем и учителями-предметниками, работающими в данном классе.
— Повышенная сензитивность у 1 испытуемого является личностной особенностью, в следствие которой ребёнок очень эмоционально реагирует на все, что с ним происходит. У 2 испытуемых повышенная сензитивность является следствием переживаемого стресса.
— 4 испытуемых находятся в состоянии эмоциональной напряженности в связи с большой учебной и внеучебной нагрузкой (все дети посещают кружки и секции), непростыми отношениями с одноклассниками и классным руководителем, сложностями в общении с родителями.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ №2
Цель: диагностика детско-родительских взаимоотношений.
Используемая методика: проективная методика «Рисунок семьи».
— определить, какое место ребёнок отводит в семье для себя, степень близости взаимоотношений в семье.
Возраст испытуемых: 9 лет.
Количество испытуемых: 21 человек.
В ходе исследования было выявлено:
На основании данных проведенной диагностики можно говорить о следующем:
— трудности во взаимоотношениях с близкими у 6 испытуемых;
— чувство незащищенности наблюдается у 3 испытуемых;
— низкая самооценка у 8 испытуемых.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
— Трудности во взаимоотношениях с близкими испытывают 6 ребят. У кого-то непростые взаимоотношения с одним из родителей, кто-то испытывает чувство ревности к младшему брату или сестре. 4 из 6 испытуемых нарисовали всех членов семьи, включая домашних животных, но себя не изобразили. Это говорит о том, что дети не чувствуют себя членами семьи, им кажется, что о них забыли, их не понимают и не любят.
— Чувство незащищенности наблюдается у 3 испытуемых. На рисунке дети отгораживают себя от родителей и других членов семьи посторонними предметами, в частности 1 испытуемый нарисовал солнце. Это говорит об отсутствии тепла, взаимопонимания и доверия между ребёнком и родителями.
— 8 испытуемых изобразили себя маленькими по отношению к другим членами семьи. Это говорит о том, что в данный момент ребята имеют низкую самооценку в следствие каких-то семейных конфликтов.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ №3
Цель: диагностика уровня агрессивности и страха.
Используемая методика: проективная методика «Несуществующее животное».
— выявить уровень и причины агрессивности;
— определить подсознательные страхи испытуемых.
Возраст испытуемых: 9 лет.
Количество испытуемых: 21 человек.
В ходе исследования было выявлено:
На основании данных проведенной диагностики можно говорить о следующем:
— повышенная агрессивность наблюдается у 5 испытуемых;
— чувство страха остро проявляется у 13 испытуемых.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
— Повышенная агрессивность наблюдается у 5 испытуемых. Данная эмоциональная реакция является скорее средством защиты от окружающей действительности, нежели стилем поведения. Почти все испытуемые с повышенной агрессивность испытывают трудности в общении со сверстниками, учителями и родителями.
— Очень высокий показатель чувства страха наблюдается у 13 испытуемых. Почти все дети из данной группы имеют большое количество подсознательных страхов. Причиной некоторых из них являются трудности с учебой, некоторые же являются следствием пережитых стрессов, сложных взаимоотношений с родителями, повышенной сензитивности в определенный период развития.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ №4
Цель: диагностика волевой сферы испытуемых.
Используемая методика: методика «Определение уровня саморегуляции».
— выявить уровень саморегуляции испытуемых.
Возраст испытуемых: 9 лет.
Количество испытуемых: 21 человек.
В ходе исследования было выявлено:
На основании данных проведенной диагностики можно говорить о следующем:
— задание воспринималось полностью и было четко выполнено 6 испытуемыми;
— допускались незначительные ошибки 4 испытуемыми;
— воспринимается лишь часть задания 7 испытуемыми;
— воспринимается лишь незначительная часть задания 2 испытуемыми;
— отказались от выполнения 2 испытуемых.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
— 6 испытуемых из 21 показали хороший результат по итогам исследования. Ребята стремились выполнить работу точно, в соответствии с указаниями педагога, не спешили сдавать работы после сигнала, были усидчивы и очень внимательны. Данная группа учащихся обладает сильной волей.
— Те испытуемые, кто допустил незначительные ошибки, также стремились получить хороший результат. Однако, самостоятельно они свои недочеты не заметили и не устранили их. Это говорит о некоторой невнимательности. Ребята не склоны строго себя контролировать, давая себе небольшие послабления.
— 11 испытуемых показали средний и низкий уровень саморегуляции. Они рассеяны, неусидчивы, быстро теряют интерес к предложенному занятия и не хотят себя контролировать, считая, что им это не нужно.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ №5
Цель: диагностика причины эмоциональных нарушений.
Используемая методика: тест «Сказка».
— выявить причины эмоциональных нарушений у испытуемых.
Возраст испытуемых: 9 лет.
Количество испытуемых: 21 человек.
В ходе исследования было выявлено:
На основании данных проведенной диагностики можно говорить о том, что у испытуемых наблюдались следующие реакции:
— торопливые и поспешные ответы – 3 испытуемых;
— предложение неожиданных окончаний истории – 4 испытуемых;
— признаки волнения на лице – 5 испытуемых;
— отказ отвечать на вопрос – 2 испытуемых;
— настойчивое желание опередить события – 3 испытуемых;
— обычные реакции – 4 испытуемых.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
— Лишь у 4 испытуемых из 21 наблюдались обычные реакции на заданные им вопросы. Ответы детей были стандартными, без резких эмоциональных проявлений и неожиданных концовок.
— У 17 испытуемых проявлялись различные реакции, говорящие об общей тревожности напряженности, подверженности стрессам и страхам вследствие учебы или же взаимоотношений с окружающими, некоторой агрессивности и негативном отношении к задаваемым вопросам и прослушанным историям. Часть ребят, прослушав сказки об отношениях детей и родителей, вели себя крайне эмоционально. Это свидетельствует о сложных семейных взаимоотношениях.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРТ-ТЕРАПИИ И ЕЁ ВИДОВ
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Что бы решить данную проблему, психологами системы образования стали использоваться креативные методы в коррекционной работе, а в частности, технологии арт-терапии.
Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.
Арт-терапия в учреждениях образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состоянии.
Основываясь на гуманистическом подходе, арт-терапия преследует единую цель — гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их «невыразимости» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством). Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова.
Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.
Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:
· изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
· имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
· музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
· сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
· кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную;
· коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;
· игровая терапия и т. д.
ОТЧЕТ – САМОАНАЛИЗ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ
Я, Ерёмина Надежда Викторовна, в период с 9 февраля по 8 марта 2017 г. находилась на производственной (преддипломной) практике в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №9 городского округа город Михайловка Волгоградской области».
Я проходила преддипломную практику в 3 «А» классе под руководством Ткачевой Надежды Николаевны, социального педагога.
Под руководством Надежды Николаевны я разработала индивидуальный календарный план на период практики, занималась работой по уточнению и конкретизации теоретической части моей выпускной квалификационной работы. Мною были проведены изучение и подбор диагностического инструментария для экспериментальной части моего исследования.
Мной осуществлялось наблюдение за учащимися класса, в котором я проходила практику, как на уроках, так и во время перемен. Под руководством Надежды Николаевны мной был проведен констатирующий эксперимент, и выполнен анализ результатов, представленный в протоколах исследования. После получения результатов мной была разработана коррекционная программа, направленная на коррекцию эмоциональных нарушений младших школьников средствами арт-терапии. По окончании реализации данной программы был проведен контрольный эксперимент, показавший эффективность предложенной коррекционной программы и положительную динамику у испытуемых.
Также мной была проведена работа с детьми, позволяющая решить одну из задач деятельности педагога-психолога – изучить интересы и потребности детей, индивидуальные особенности, создать с учетом этого более комфортные условия для их развития и реализации в социуме, помочь ребятам выбрать свое место в реальной жизни, причем такое, которое наиболее благоприятствует их становлению и росту, нацелив на решение своих проблем.
На протяжении всей практики я старалась проявлять себя исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками также старалась, прежде всего, находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках психолого-педагогического процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход. С родителями учащихся нашла общий язык, они отреагировали на мое появление с радостью.
Особых замечаний по прохождению производственной (преддипломной) практики у меня нет. Подчеркну, что преддипломная практика стала важным этапом в моем профессиональном самоопределении. Она показала мне, что я не ошиблась в выборе своей профессии, что тяжелый труд как педагога-психолога, так и социального педагога мне близок, и я готова в дальнейшем, после окончания учебы в вузе, продолжить свой профессиональный и личностный рост в данной области, стремясь стать высококвалифицированным специалистом.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.