как называются отношения втроем фикбук
Что такое фанфики и почему дети читают и пишут их
POV: ребёнок пишет фанфики. Что делать и как разобраться
Что такое фанфик
Слово фанфик произошло от кальки с английского fan fiction — «фанатская проза». По сути это выдуманная история про героев уже известного произведения: аниме, фильма, книги, сериала, игры. В основе некоторых фанфиков лежат оригинальные, нигде ранее не упоминавшиеся персонажи. Такие истории получили название «ориджинал»
Существуют также рассказы о реально существовавших или существующих людях. В сети можно встретить выдуманные истории про Леди Гагу, древнегреческих философов и даже Александра Пушкина.
Какие виды фанфиков существуют
Фанфики также делят по объёму: мини, миди, макси, драббл — короткий отрывок, описание сцены.
Любовные линии в фанфиках: как что называется
Многие фанатские истории фокусируются на любви между персонажами. Это называется пейринг — обозначение героев, которые участвуют в романтических отношениях, например Гарри и Гермиона. У некоторых классических пейрингов в рамках фандома появляются названия. Пару Драко Малфоя и Гарри Поттера традиционно называют Драрри.
Существуют истории, в которых романтика практически отсутствует, любовная линия не привлекает к себе слишком много внимания. Такие фанфики называются джен (general audience).
Ещё есть разделение на гет-фанфики — они фокусируются на любви персонажей разного пола, и слеш- и фемслеш-фанфики — они описывают однополые отношения.
Возрастные ограничения фанфиков
Фанфики и оригинал
Некоторые авторы фанфиков придерживаются канона — принципов оригинального произведения. Они дублируют характеры персонажей в своей истории, помещают героев в максимально вероятные для их вселенной события. Такие истории называются не-AU (не alternative universe, альтернативная вселенная).
Другие авторы вносят значительные изменения во внешность и поведение оригинальных персонажей. Они получили название AU (alternative universe) и OOC (out of character).
Где можно почитать фанфики
В России есть несколько крупных платформ для фанатских историй. Например, «Книга Фанфиков» (Ficbook) и Wattpad. Некоторые авторы создают для выдуманных историй собственные паблики или аккаунты в соцсетях.
Что делать, если ребёнок увлекается чем-то непонятным для родителя
Родителям свойственно беспокоиться за безопасность своих детей, это естественный природный механизм. Для начала узнайте больше о хобби ребёнка и оцените, насколько оно может объективно угрожать его жизни и здоровью.
Принятие увлечений ребёнка — это один из аспектов принятия его в целом.
Всё, к чему человек испытывает влечение, закрывает его определённую внутреннюю потребность. Писательство, например, можно считать одним из видов художественной психотерапии. Человек выплёскивает на бумагу множество своих чувств и переживаний. Так у него появляется больше шансов в них разобраться.
Подросткам особенно важна свобода самовыражения и личное пространство, поэтому лучшая тактика — дать пространство и возможность ребёнку выражать себя творческим способом.
Если у вас возникает мысль, что это хобби не принесёт пользы в будущем, и есть желание оградить ребёнка от этого, стоит задуматься: а всем ли вашим знакомым кажутся бесспорно привлекательными ваши собственные хобби? Будь то бильярд или разгадывание кроссвордов.
Что делать, если ребёнок пишет или читает фанфики и как с ним поговорить об этом
Искренность и уважение к увлечению ребёнка — лучший фон для подобного разговора. Можно начать беседу с вопросов вроде «В какой вселенной происходит действие? Кто главные герои, какие между ними отношения, чем они отличаются от канона?» И конечно же — «Почему тебе нравится писать об этом, какую идею ты хочешь донести?»
Спросите прямо, нужна ли помощь с публикациями. Например, материальная помощь для размещения материала в крупных пабликах, поиск информации, вычитка текста, обдумывание логичности сюжета. Делитесь с ребёнком своими эмоциями, если его работы вам искренне нравятся или вы видите прогресс в его писательских способностях.
Изображение на обложке: Lucas Sales / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ТРОЙНИЧОК ЯОЙ
Комментарии 2 Ответить Читать обсуждение дальше.
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
The Mob Men’s Melancholy
Печаль одиночки
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Moral Princess
Моральная принцесса
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
I’m Being Targeted by My Two Sons
Мишень для близнецов
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Ai to Makoto (Moriyo)
Любовь и Искренность
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
From Points of Three
Чжи Су тихий, скромный. исполнительный. Он привык работать за камерой. Но по некоторым причинам, которые не спешит раскрывать, он влез в долги. Актёр Хи Чже, с которым он раньше работал, делает ему эксклюзивное предложение — работу над приватным проектом. Съемку его с партнёром, занимающихся сексом. Чжи Су думал, что его наняли только из-за навыков работы с камерой, но, кажется, Хи Чже знает о нем слишком много, и ему ничего не остаётся, кроме как гадать, почему же его наняли на самом деле.
Слэш Фанфик: Втроем
Perelynn
Знаменосец
— Виллас слишком легко прощает людей.
— Мне кажется, Оберин понравился бы тебе, если бы вы проводили вместе больше времени.
— А сколько времени с ним провел ты?
— Кончай ревновать. Это было давно, с тех пор годы прошли. Ты еще даже у меня в сквайрах не числился.
— Он уже старый, ему больше сорока.
— Иногда я забываю, как ты молод.
Потом, поняв, что Лорас от таких замечаний только злится, принц поймал его руку и провел губами по костяшкам.
Тирелл смягчился. Он слишком любил Ренли.
— Тогда ладно. Но только один раз. И никакого другого подарка на именины ты от меня не получишь.
Они собрались в покоях Мартелла на следующий вечер. Лорас твердо заявил, что не намерен пускать Красного Змея в их с Ренли постель. Ну и пусть это была всего лишь койка в староместском трактире; он не допустит, чтобы Оберин Мартелл осквернил ее своим присутствием.
— Он не имел в виду ничего плохого. Вы, дорнийцы, с вашими фаворитками, считаетесь диковиной. В остальном королевстве у мужчины есть либо жена, либо шлюхи.
Красный Змей послал Лорасу озорную ухмылку.
Кровь бросилась Тиреллу в лицо. Ему очень хотелось врезать Мартеллу. Возможно, именно поэтому Ренли настоял, чтобы сегодня он не носил меча.
— Давайте уже покончим с этим.
Тирелл принялся раздеваться, опасаясь, что иначе передумает и выбежит из комнаты. Он снимал одежду торопливо, не стараясь двигаться изящно, не желая давать Оберину никакой лишней возможности получить удовольствие. Мартелл, тем не менее, следил за ним оценивающе.
Мартелл был знаменит своими познаниями в ядах; Лорас не испытывал никакого желания пить то, что он предлагал. Но Ренли налил им всем вина и пригубил свое, поэтому Тиреллу пришлось выпить тоже, иначе он опять выглядел бы капризулей.
Когда принц начал целовать Мартелла, для Лораса это было уже слишком. Он отвернулся и стал смотреть за окно, на корабли, стоявшие на якоре в гавани. Он пытался не замечать шороха одежды и тихих фраз, которыми обменивались Оберин и Ренли. Он так старался их игнорировать, что вздрогнул, когда на плечо ему легла рука. Лораса притянули для поцелуя, и он ответил прежде, чем понял, что целует его Мартелл, а не Ренли.
Тирелл по-прежнему ненавидел этого ядовитого гада. Но когда, несколько минут спустя, Оберин подтолкнул его к кровати, Лорас подчинился. Он говорил себе, что делает это только ради Ренли. Но в глубине души знал, что врет.
История возникновения фанфиков: от «Дон Кихота» до Гарри Поттера
Если мальчик-волшебник неожиданно стал аспирантом-ядерщиком закрытого советского НИИ, если ваш одиозный президент-миллиардер оказался зомби-роботом, если гений и филантроп купил ушанку в Гостином Дворе или ваш любимый 2×2 напился в стельку, и даже Первый канал склонился перед ним, чтобы развязать ему шнурки…
Поздравляю, возможно, вы попали в прекрасный, неукротимый и необъятный мир фанфикшна — фанатских произведений, использующих уже существующих героев и основанных на известных сюжетах. В родном английском это слово — fanfiction — слеплено из двух одинаково значимых частей: «фанатский» (fan) и «выдумка» (fiction).
Неискушенный зритель был вынужден осознать, что живет в одном мире с фанфиками (отдельными фанатскими произведениями) в период между 2011-м и 2015 годами: от выхода первой книги «50 оттенков серого» о БДСМ-неофитке Анастейше Стил и её Сером Господине до промо-кампании первого фильма о них же. В то славное время люди, прежде в глаза не видевшие фанфиков, передавали друг другу секрет Полишинеля: а вы знали, что эта книга — фанфик на «Сумерки»? Да, а что такое фанфик?
«Сейчас мы вам ответим», — сказали в New York Times и написали статью. И вот тогда все упали: оказывается, можно взять чужое произведение, переиначить его на свой лад, не прикрываясь никаким постмодерном, а потом взять и покорить с ним Голливуд. И чтобы Бейонсе написала тебе саундтрек. Да, и так тоже можно.
Но появился фанфикшн задолго до «Оттенков», Бейонсе, интернета и New York Times. Первый известный науке фанфик относится к Ренессансу – периоду, когда человек впервые сообразил, что можно делать что-то исключительно для удовольствия. Преданный фанат (или хейтер — литературоведы до сих пор спорят на этот счет) Мигеля Сервантеса, человек под псевдонимом Алонсо Фернандес де Авельянеда написал продолжение «Дон Кихота». Сервантес был возмущен, но продуктивен, и выпустил авторское продолжение, чтобы было где обозвать Авельянеду «тордесильясским писакой» с «окоченевшим умом».
Самовольные творцы продолжений изначально бесили всех, особенно sci-fi коммьюнити, которое расцвело в США в тридцатых годах XX века. Именно они в 1939 году придумали слово «fanfiction», чтобы описать ими тех, кто не способен придумывать собственные сюжеты и пишет вариации на тему уже существующих. Произносить это слово полагалось с тем же видом, что Малфой произносит заветное «грязнокровка», потому что настоящий научный фантаст пишет только «pro-fiction» с оригинальными сюжетами и героями, а фикрайтеры (писатели фанфиков) занимаются ерундой.
Однако именно благодаря изначально заниженным ожиданиям и отсутствию каких-либо требований к содержанию и форме фанфикшн оказался невероятно живуч: заняться им мог любой, и он куда лучше отражал фанатские настроения, нежели занудные «взрослые» обсуждения, отзывы и публичные чтения. Почти сразу фанфикшн превратился в культурное явление — его начали изучать. В 1944 году (в разгар Второй Мировой) в Лос-Анджелесе первый в мире историк фанфикшна Джон Бристоль Спир (кстати, юрист по профессии) опубликовал книгу «Up To Now» («Доныне»), посвященную творчеству фанатов научной фантастики в 30-е годы XX века.
Если pro-fiction выходил по-настоящему хорошим и интересным — он мигом обрастал фанфикшном. Но ещё где-то четверть века это никого не волновало: гиганты вроде Айзека Азимова не нуждались в фидбеке, а идея зарабатывать на мерче и прочих сопутствующих товарах ещё не пришла никому в голову.
А потом появился Джин Родденбери и создал первую по-настоящему великую франшизу по выдуманной вселенной — «Звёздный путь».
Успеху изначального проекта тогда способствовало… ну, примерно всё: планета бредила космосом, сериальный формат побеждал тяжеловесное кино, Америка находилась на экономическом подъёме, и почти в каждом домохозяйстве был цветной телевизор. Но ни идея, ни формат, ни удачно выбранный момент не смогли бы принести «Звёздному пути» столь ошеломительную славу, если бы не одна деталь: Родденбери умел слушать своих фанатов. И у него было много, очень много материала.
Фанфикшн, каким мы знаем его сейчас, появился в фанзинах (fanzines, фанатские издания). Первый фанзин был создан фанатками «Звёздного пути» Деврой Лэнгсам и Шерной Комерфорд ровно через год после выхода первой серии, в сентябре 1967 года. Он назывался «Spockanalia», содержал 90 страниц и был размножен на мимеографе (машина трафаретной печати для копирования произведений). Первый пуск фанзина состоял исключительно из фанатских историй, стихов и комментариев, но уже второй, вышедший в апреле 1968-го, был дополнен рубрикой от сценаристки «Пути» Д. С. Фонтаны, где она отвечала на вопросы и делилась инсайдерскими сведениями о загадочной фигуре Спока.
Сам Родденбери не только читал фанзины, но и называл их «необходимым чтением» для «каждого, кто принимает решения о политике своей телепрограммы». Сейчас, когда целые флотилии специально обученных людей и алгоритмов специально бороздят просторы интернета, чтобы изучить вкусы аудитории, эта рекомендация кажется довольно наивной. Но речь идет о 1968 годе: для сравнения, монстры маркетинга из Coca-Cola додумались спросить, чего по-настоящему хотят люди, только в 1985 году, лишь зафейлив кампанию New Coke и с позором продув Pepsi.
Кроме того, авторы по-разному реагировали и до сих пор реагируют на фанфики по своим произведениям. Например, Джоан Роулинг назвали «великодушной крёстной матерью фанфикшна нулевых» благодаря статье BBC, в которой она благословила своих фанатов развивать историю Гарри Поттера так, как лежит душа. Одному из фанатов, Норману Липперту, благодати Роулинг отсыпали щедрой ложкой: когда его фанатский приквел о Джеймсе, отце Гарри, был ошибочно принят за официальный, «разоблачен» и обруган в интернете, Роулинг поспешила уладить конфликт и отозвалась о работе Липперта «сердечно» и «воодушевляющее».
Автор «Сумерек» Стефани Майер также благосклонна к фанфикам, а вместе с ней ещё и Нил Гейман, Стивен Кинг, продюсер «Сверхъественного» Сэра Гэмбл и вдохновитель «Мстителей» Джосс Уидон. Последний и вовсе назвал фанфикшн мерилом своего творчества: «Я сам именно такой фанат. Я специально создаю шоу, которые могли бы заставить меня делать всё это».
Ненавистников фанфикшна среди популярных авторов тоже хватает. Например, Энн Райс и Дж. Р. Р. Мартин говорят что-то вроде: «Делайте с моими персонажами, что хотите, пока это не попадается мне на глаза». Автор «Игры Эндера» Орсон Скотт Кард и вовсе пообещал засудить каждого, кто попробует опубликовать своё фанатское произведение в интернете, однако спустя годы смягчился, и в 2012 году объявил конкурс фанфиков (а ещё, по слухам, сам когда-то писал фанфики по произведениям Азимова).
Как показывает практика, фанфикшн существует «для души» и денег не приносит, если вы, конечно, не Э. Л. Джеймс или ещё кто-то из пары-тройки удачливых писательниц (или не судитесь с ними, как, например, произошло в 2018 году). Даже если отвлечься от финансового вопроса, дело это неблагодарное. Фанфикшн в фанатском мире оказался тем самым забитым ребенком, который обедает возле мусорки, в отличие, например, от яркого и красивого косплея: многие считают его низкопробным развлечением для тех, кто не смог себя выразить в более «модном» фанатстве или «полноценной литературе». Почему?
Во-первых, у фанфикшна минимальный порог вхождения. Знать буквы, иметь текстовый редактор и уметь включать интернет — вот и все технические требования. Во-вторых, фанфикшн — это хобби. А значит и уровня от него ждут любительского. Поэтому писать — ещё куда ни шло, а вот читать, по слухам, совсем зашквар. И, в-третьих, фанфикшн доверху напичкан терминами и жаргонизмами, которые приходится учить в дополнение к матчасти, и вот этот пункт обычно добивает.
Поэтому прежде, чем рассказать, почему фанфикшн — это классно, я проведу небольшой ликбез по основным понятиям.
Часть фэндома, созданная автором, называется каноном. Все, что придумано самими фанатами, — это фанон. Причём он не универсален, а варьируется в представлении каждого отдельного фаната.
Фанфики бывают двух направленностей: джен (Gen, от General Audiences — обозначение из Системы рейтингов Американской Киноассоциации, обозначающее фильмы без ограничений по возрасту зрителя), где сексуальные отношения между героями упоминаются вскользь или не описываются вовсе, и все остальные, где им уделяется значительное место в повествовании. Последние, в свою очередь, делятся на три категории: гет (Het, от Heterosexual), где описываются отношения мужчин и женщин; слэш (от названия символа /, которым разделяются имена участвующих персонажей в описании фанфика) — об отношениях только мужчин; и фемслэш (слэш с приставкой fem, от Female — женский) — об отношениях только женщин. Два (реже — более) персонажа, состоящие в романтических и/или сексуальных отношениях, называются пейрингом.
Для сравнения, на Ao3, одном из двух самых популярных сайтов-сообществ фанфикшна, примерно 18% фанфиков имеют направленность джен, 24% — гет, 48% — слэш, 8% — фемслэш, и ещё 2% ушло на «другое», когда пейринг не ясен или пол персонажей не укладывается в парадигму м/ж. Отвечать на вопрос «Почему так?» я не буду: научные работы на эту тему пишут столько, сколько я на свете живу, и люди до сих пор не пришли к однозначному выводу. Просто смиритесь: слэш — самая популярная категория фанфикшна. Вспоминая известную красную футболку: Get over it.
Слов, обозначающих жанры и особенности фанфикшна, больше, чем персонажей в «Игре престолов», и, в отличие от последних, они абсолютно не убиваемы. Но, если опустить эти терминологические нюансы (или выучить — запоминаются они до абсурдного легко), фанфикшн — это самый демократичный вид творчества, потому что его не ограничивает буквально (подчеркните это слово дважды, нет, трижды!) ничего. Он технически прост, изначально не рассчитан на коммерческий успех и не интересен юристам. А значит им может заниматься кто угодно и фантазировать о чем угодно.
Американский культуролог Генри Дженкинс назвал фанфикшн «способом, которым культура исправляет вред, нанесённый системой, в которой современные мифы принадлежат корпорациям, а не народу». В действительности, один из самых распространённых мотивов написания фанфика — недовольство тем, как законный автор обошёлся с любимым персонажем или пейрингом. Например, после довольно спорной финальной серии «Сверхъестественного» сайт Ао3 просто взорвался от новых фанфиков по Дестиэлю (пейрингу Кастиэль/Дин Винчестер), примерно 320 против обычных 20-25 за сутки. Фанаты были недовольны случившимся и пытались это исправить единственным доступным им способом, написав свою версию.
Ещё один мотив написать фанфик — заполнить информационную пустоту, которую автор оставил, взяв «паузу». Это желание знакомо, например, фанатам сериала «Шерлок», последние серии которого вышли четыре года назад. Или отменить тот новый контент, который без спросу навыпускали наглые продюсеры — боль, которая ещё недавно съедала фанатов оригинальной саги «Звёздных войн».
Но иногда, наоборот, вселенная так хороша, что хочется развить её шире и добавить того, чего в оригинале и в помине нет: например, запустить роботов в «Мерлина», сделать Тони Старка капитаном «Чёрной жемчужины» или хуманизировать маленьких пони. Кстати, «нормализация» фэндома — штука популярная: написать человеком то, что изначально не человек, или перенести персонажей из их магическо-сакрального мира в обычный офис. Высший пилотаж Рунета — взять англоязычный фэндом и адаптировать под нашу действительность (поверьте, выходит классно).
Если у вас сложилось впечатление, что зона фанфикшна — это такие Асфоделевы поля, где бродят неприкаянные фикрайтеры и читатели, периодически по чистой случайности сталкиваясь друг с другом, мне нужно разбавить эту вашу пасторальную картину.
Однако для начала я предложу вам переварить уже прочитанное. В конце концов, не каждый день узнаешь, что выдумывать новую жизнь уже существующим персонажам — никакое это не ноу-хау российских школьниц или американских домохозяек, а вполне себе пласт культуры, в который охотно вгрызаются продюсеры и учёные. А через месяц вы узнаете, кто и как пишет фанфики, где их можно встретить и почему они гораздо ближе, чем кажутся.
«Почему так много людей читают и пишут фанфики?», «Почему писателю полезно написать фанфик?» и другие стыдные вопросы о фанфикшене
Социолог – о самых распространенных заблуждениях о фанфиках и фан-сообществе
Этой весной в китайском сегменте фанфикшн-сообщества разгорелся нешуточный скандал: фанаты певца Сяо Чжаня возмутились фанфиком, в котором Сяо и его партнера по дорама-сериалу Ван И Бо изобразили в виде гомосексуальной пары (кроме того, в фанфике Сяо Чжань стал трансгендером). Фанаты Сяо Чжаня на волне популярности подобной работы возмутились и стали требовать запрета на слэш-фанфикшен со своим любимым актером в главной роли. Конфликт быстро вышел на государственный уровень: в феврале Китай заблокировал доступ к крупнейшему фанатскому сайту Archive Of Our Own (больше 2 млн. зарегистрированных пользователей по всему миру). Фикрайтеры с портала обвинили во всем Сяо и его фанатов, а сам Сяо Чжань лишился ряда крупных контрактов с компаниями-дистрибьюторами контента.
На эти и другие вопросы мы попросили ответить социолога, аспирантку Самарского университета Дарью Свежинцеву.
Правда ли, что фанфики пишут только графоманы и фрики?
Здесь и далее мы будем часто пользоваться информацией из книги, ставшей своего рода библией для исследователей фан-литературы. Это опубликованная в 1992-м году американским философом и культурологом Генри Дженкинсом книга «Текстуальные браконьеры: телевизионные фанаты и культура участия». Эта монография представляет собой обширное этнографическое исследование конкретной группы медиа-фанатов, их специфических социальных институтов и культурных практик, а также их проблемных отношений со средствами массовой информации и остальными потребителями масс-контента. Несмотря на то, что с момента написания книги прошло уже почти тридцать лет, она содержит в себе глубочайшее фундаментальное исследование, а сами фандомы изменились не так уж сильно — основные коррективы (абсолютно такие же, как в остальных сферах творчества) внёс интернет.
Генри Дженкинс сразу исключил из своего круга интересов фанатов в привычном нам понимании этого слова: футбольных болельщиков, посетителей рок-концертов, постоянных гостей оперных театров и так далее.
Давая свое определение слову «фанат», Генри Дженкинс напоминает, что слово «фанат» является сокращённым от «фанатика», которое в свою очередь происходит от латинского «fanaticus». Этим словом называли принадлежащих храму слуг. Сокращённая форма этого слова «fan» впервые была использована в XIX веке в журналистских статьях, посвящённых фанатам спортивных команд. Одно из ранних применений слова «fan» имело место быть по отношению к женщинам-театралам. Мужчины-критики клеймили их этим словом, указывая на то, что женщины ходят в театр смотреть на актёров, а не наслаждаться пьесами.
Само это слово так никогда и не смогло лишиться изначальных негативных коннотаций. Например, Роберт Джеветт и Джон Шелтон Лоуренс в своей работе 1977 под названием «Американский мономиф» ставят написание текстов фанатами в один ряд с одержимостью семьи Чарльза Мэнсона и волной подражательных самоубийств, последовавшей вслед за распространением романа Иоганна Гёте «Страдания юного Вертера».
Этой же точки зрения придерживалась и Джули Берчилл в книге «Испорченные боги». Она писала: «Безобидное увлечение может стать клинической одержимостью, если будет продолжаться слишком долго. Тонкая грань между любовью и ненавистью, между свободой воли и судьбой стирается, постепенно исчезает для фаната на чердаке».
«Самая невыносимая вещь для тех, кто считает себя обладателями культурного капитала – кощунственное совпадение во вкусах с тем, кому предписывается иметь другие, отделённые от общепринятых вкусы».
Говоря простым языком, фанатская субкультура вызывает отторжение у большей части зрителей извне, потому что фандомные люди «потребляют контент неправильно». Особенно болезненным столкновение становится тогда, когда фанат «неправильно» взаимодействует с произведением, которое нравится обывателю. В такой момент фанфики, фанарты и косплей начинают восприниматься, как личное оскорбление.
Дженкинс приводит в своей книге и более поздних работах некоторые статистические данные и даже выдержки из интервью, позволяющие утверждать, что фаны зачастую имеют высшее образование и являются представителями среднего класса. Социальные ожидания по отношению к этим людям таковы, что их увлечение может подвергаться не просто неодобрению, но жёсткой критике, поскольку предполагается, что они «не должны тратить свое время на построение сложной интерпретации телевизионных программ». Таким образом
фанство и фикрайтерство могут быть прочитаны как сознательный отказ от высокой культуры, или, по крайней мере, традиционных границ между высокой и популярной культурой.
В 1984 году Мишель де Серто, французский социальный философ, в своих «Практиках повседневной жизни» писал: «[Признаки потребления] таким образом исполняют несколько ролей, меняют форму, смешиваясь с окружением, исчезают, поселяясь в структурах, продукты которых не оставляют потребителю места для того, чтобы обозначить собственную деятельность. Ребёнок продолжает разрисовывать школьные книги, даже если оказывается наказан за это, он занял это место и обозначил в нём своё существование, как автора. Телезритель не может писать на экране телевизора. Он оттеснён от продукта, не играет никакой роли в его появлении. Он теряет права автора, и становится, как кажется, чистым приёмником».
Успех был мгновенным: огромное количество текстов, артов, клипов, во многих из которых этот персонаж выжил — и конечно, когда вышла вторая часть фильма, в которой этот персонаж действительно выжил, а значит, контракт с читателем оказался запоздало выполнен — это не вызвало такого бурного отклика.
Говоря об основных способах работы с исходным текстом, у нас есть следующие:
1. Реконтекстуализация (недостающие сцены, задача которых – заполнить пробелы в вещательном материале и дать дополнительные объяснения поведения персонажа);
2. Расширение таймлайна (углубление истории с помощью более детального прописывания персонажей);
3. Рефокализация (переключение повествования на второстепенных персонажей, зачастую – представителей меньшинств, чьё экранное время ограничено);
4. Нравственная перестройка (крайняя форма рефокализации, когда с протагониста фикрайтер переключается на антагониста, при этом инвертируя мораль базового произведения);
5. Жанровое смещение (изменение жанра базового произведения, смещение акцента, например, на отношения персонажей или их личностное развитие);
6. Кроссоверы (пересечение разных вселенных);
7. Перемещение персонажа (кроме пересечения вселенных возможно простое перемещение персонажей одной вселенной в другую);
8. Персонализация (крайним проявлением стремления интегрировать медиа-представления в личный опыт является специфический вид фанатской литературы: «Мэри Сью» или «Марти Стю», в случае, если автор мужского пола. Такие фанфики предполагают помещение в сюжет базового произведения некоей идеализированной версии автора);
9. Эмоциональная интенсификация (в таких текстах на первый план будут выходить эмоции персонажей; не является жанровым смещением, поскольку речь идёт об углублении ситуаций, которые в каноне имели место быть);
10. Эротизация (в фанфикшне сексуальные взаимодействия зачастую выступают способом разрешения продолжающихся конфликтов или закрепления уже существующих отношений).
Фанфики появились изначально в интернете?
Нет. Часто первым фанфиком в истории называют поэму XV века «Завещание Крессиды», написанную Робертом Генрисоном как продолжение поэмы Джеффри Чосера «Троил и Крессида». К фанфикам иногда причисляют пародии и подражания «Алисе в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла и творчество поклонниц книг Джейн Остин. Также в эту категорию часто включают «Божественную комедию» Данте Алигьери, в качестве примера можно привести комический анализ ютуб-эссеистки Рэд:
«Вот что нужно знать об «Аде», прежде чем мы приступим:
по сути это написанный Данте исторический фанфик-самовставка, в котором Данте получает возможность объединиться в команду со своей ролевой моделью/нежно любимой знаменитостью Вергилием, а заодно посмотреть, как все его враги вечно горят в Аду».
Первым же фандомом можно назвать «Литературное общество Шерлока Холмса», образованное в 30-х годах XX века в Англии.
Это вообще можно считать литературой? Фанфики же всегда сырые и не представляют никакого интереса для взыскательного читателя.
Это не совсем так. Некоторые тексты действительно просто не требуют глубокой проработки, но в основном авторы становятся своего рода эрудитами, поскольку вынуждены, например, разбираться в социально-экономической ситуации времён «Великой депрессии», и не на уровне поверхностных знаний, а настолько, чтобы представлять, чем питались его персонажи в то время, где могли жить и как зарабатывали. Для создания правдоподобной романтической линии автор погружается и в социальные традиции, обычаи времен, в которых происходит действие. По сути, погружение в контекст требуется на том же уровне, что у нефандомных авторов, с той лишь разницей, что для фикрайтеров это все еще хобби, не приносящее заработка.
Зато разговаривая с фикрайтером, вы можете случайно узнать подробности из жизни музыкальной индустрии в русскоязычном пространстве девяностых, разобраться в структуре британской разведки семидесятых и ненароком изучить историю воздушной акробатики до повсеместного распространения телевидения.
Не раз и не два я лично наблюдала, как фандом становился толчком к выбору профессии или образования — например, исторический фандом породил немало талантливых исследователей в своей области!
Конечно, это не отменяет и массы текстов, в которых действительно не было попыток соблюсти контекст, но, согласитесь, этим грешат и профессиональные авторы.
В фанфикшене поднимают глубокие темы? И какая от них польза?
Само существование фанфикшна как ниши квир-литературы имеет остросоциальную подоплеку.
Именно этим обусловлено то, что в общественном сознании становится перекосом «пишут только школьницы, пишут только порно». Как раз в период самоопределения остро встаёт вопрос поиска не просто себя, но ролевых моделей или хотя бы пространства, где твоя самость не будет порицаться. Для многих такой средой становится именно фанфикшн — он создаёт комфортное пространство, где можно покрутить привычные модели, перестроить их, а также попросту встретить людей, которые не будут тебя осуждать.
В качестве арт-терапии и поиска близких по духу людей фандомы, пожалуй, спасли немало жизней. Признание коммьюнити очень важно, но далеко не каждый может для начала признать самого себя, тем более — найти поддержку в окружении, среди пореаловых друзей.
Это лишь первый уровень: от исходного произведения зависит глубина осмысления проблемы и сама её постановка. В фанфикшне регулярно поднимаются проблемы войны, рабовладения, эйблизма (тип дискриминации, при котором трудоспосодные люди рассматриваются как превосходящие людей с инвалидностью, что приводит к предрассудкам в отношении последних – прим. «Многобукв»). Постоянно и откровенно освещаются вопросы школьной травли — и методы совладания с ней.
У всех фикрайтеров разные причины творить, но арт-терапия является достаточно распространенным побуждением, хотя и мало кто сознательно формулирует такую цель.
Зато когда я говорила с фандомными людьми (двадцать лейтмотивных интервью), то регулярно слышала мысль о том, что фандомы спасли им жизнь и помогли справиться с реальными проблемами.