как определить излишне уплаченный или взысканный налог
Зачет и возврат налоговой переплаты по-новому
Главным отраслевым событием осени можно считать принятие 29.09.2019 Федерального закона № 325-ФЗ, внесшего масштабные поправки в Налоговый кодекс. Одна из таких поправок – изменение в порядке зачета и возврата переплаты, стала предметом рассмотрения актуальной темы. О том, что нового привнес новый закон в порядок зачета или возврата налога, а также с какими трудностями может столкнуться организация при отказе налоговиков в зачете или возврате излишне оплаченных налогов, изложено в нашем материале. Приведенные примеры судебной практики помогут оптимально распорядиться переплатой, учитывая опыт других налогоплательщиков.
Четыре новшества в порядке зачета или возврата переплаты
Полностью утрачивает силу положение о том, что зачет переплат производится исключительно в счет налога того же вида: федерального в счет федерального, регионального – в счет регионального, местного – в счет местного. Это новшество позволит налогоплательщикам рационально распорядиться своими средствами.
Получается, что с 01.10.2020 будет возможно зачесть, к примеру, переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на тот факт, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу. То есть появится возможность зачета переплаты по налогам любого вида. Также ее можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.
Еще одним позитивным новшеством является поправка, позволяющая производить зачет или возврат переплаты любым налоговым органом, а не только по месту учета налогоплательщика (пп. «б» п. 22 ст. 1 закона). Это новшество упростит процедуру зачета, правда, заявление о зачете и возврате придется, как и прежде, подавать в инспекцию по месту учета компании (пп. «ж» п. 22 ст. 1 закона).
Перечисленные позитивные новшества повлекли за собой ужесточение требований к возврату налога. Он будет возможен, если отсутствует недоимка по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам. На сегодняшний день достаточно отсутствия недоимки по налогу того же вида (пп. «е» п. 22 ст. 1 закона). Таким образом, с принятием поправки вернуть из бюджета переплату станет еще сложнее.
Переплата: как вернуть или зачесть
Срок для подачи заявлений общий. Он составляет три года с даты уплаты либо излишней уплаты налога. Если речь идет о возврате переплаты из-за превышения авансовых платежей к сумме налога за год, три года отсчитываются со дня подачи годовой декларации – п. 7 ст. 78 НК РФ.
Срок принятия решения как о возврате, так и о зачете налога составляет 10 рабочих дней с даты получения заявления или окончания камеральной проверки по уточненной декларации – п. 8 ст. 78 НК РФ. Если инспекция предлагает пройти сверку расчетов, то от даты подписания акта сверки. О принятом решении о возврате или зачете ИФНС обязана сообщить в пятидневный срок – п. 9 ст. 78 НК РФ.
Срок возврата переплаты – один месяц со дня получения заявления, причем даже в случае проведения сверки расчетов. Если переплата выявлена по уточненным декларациям – месяц после окончания «камералки» – п. 6 ст. 78 НК РФ, письмо Минфина РФ от 21.02.2017 № 03-04-05/9949.
Если инспекция откажет в возврате излишне взысканного налога, то о своем решении она сообщит, указав причину отказа.
Отказ в возврате или зачете можно обжаловать сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (ст. 137, пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ, письмо ФНС РФ от 21.12.2017 № ГД-3-8/8522@). Срок для обжалования – один год с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Срок подачи в суд иска о возврате излишне взысканного налога – три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возврат или зачет (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким днем может быть, например, дата, когда инспекция сообщила о принятом решении об отказе в возврате (Постановление АС Северо-Западного округа от 27.07.2017 № Ф07-6490/2017).
В суде необходимо доказать, что трехлетний срок еще не истек, а также что у организации действительно есть суммы излишне взысканных налогов. В противном случае в возврате откажут.
НДФЛ можно зачесть в счет будущих платежей, но исключительно по другим видам налогов
Ведомство, ссылаясь на ст. 78 НК РФ, подтвердило, что такой зачет возможен, но по налогам соответствующего вида, то есть федеральных налогов. В данном случае – в счет УСН.
Примечание редакции:
Если переплата образовалась из-за удержания у физлица налога в большем, чем нужно размере, вернуть ее можно только в специальном порядке.
Кроме того, нужно помнить, что вернуть или зачесть переплату по НДФЛ возможно в течение трех лет после его перечисления в бюджет.
Акт сверки не обязывает налоговый орган возвращать переплату
Суд признал такое решение правомерным. Дело в том, что налогоплательщику ничто не мешало своевременно оценить свои налоговые обязательства. Спорная сумма излишне уплаченного налога оплачена предпринимателем в 2014 году, то есть с момента оплаты до подачи заявления о возврате прошло четыре года.
Ссылку заявителя на акт сверки как на момент, с которого он узнал о факте переплаты, суд отклонил. Подписание акта сверки не является действием по признанию долга перед налогоплательщиком, поскольку с требованием о проведении акта сверки расчетов налогоплательщик может обратиться по истечении любого периода времени, и налоговый орган будет обязан составить и подписать соответствующий акт. Акт сверки не свидетельствует о безусловной обязанности налогового органа вернуть переплату, а дата его составления не является моментом для начала отсчета срока давности обращения в суд.
Справка о состоянии расчетов с бюджетом – недостаточное доказательство переплаты
Представление справки о состоянии расчетов с бюджетом не может рассматриваться как достаточное доказательство наличия у налогоплательщика переплаты по налогу.
Реорганизация срок возврата переплаты не увеличивает
Дело в том, что переплата досталась заводу от другой организации в порядке правопреемства в результате реорганизации. Причиной отказа явился пропуск трехлетнего срока для обращения с заявлением о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога.
Указанный срок исчисляется со дня подачи правопредшественником общества декларации по налогу на прибыль за 2013 год. При этом последующая передача обществу как правопреемнику права на зачет (возврат) излишне уплаченного налога не повлияла на порядок исчисления срока.
Доводы завода о том, что до реорганизации он не знал о наличии переплаты и до завершения процесса присоединения не мог заявить о возврате, суд отверг, указав, что срок нужно исчислять со дня, когда правопредшественник подал декларацию. Передача права на зачет или возврат при реорганизации на Определение срока не влияет.
Переплата не возникает, если она оплачена через проблемный банк
Организации пришлось дважды оплатить налог, поскольку первый платеж не прошел из-за отсутствия средств на корсчете банка. Второй платеж был успешно зачислен в бюджет.
Суды нижестоящих инстанций согласились с инспекцией, что причин для возврата средств нет, ведь в первый раз деньги фактически в бюджет не поступили. А раз так, то и переплаты нет.
Суды указали: организация должна была знать о проблемах банка.
Тем более что даже в ситуациях, когда суды признают обязанность по уплате исполненной, вернуть переплату очень сложно.
Примечание редакции:
Момент предоставления отчетности не является отправной точкой для отсчета срока возврата налога
По мнению общества, налоговый орган отказал неправомерно, поскольку окончательно база по налогу формируется именно в момент заполнения форм 2-НДФЛ и поэтому срок следует отсчитывать именно с него, а не с момента перечисления денежных средств.
Суд заявил, что перечисление в бюджет суммы, фактически превышающей сумму удержанного НДФЛ, вообще не является уплатой НДФЛ, а рассматривается в качестве ошибочно перечисленной суммы. Данное обстоятельство подтверждается расчетом суммы удержанного и перечисленного налога, представленного налоговым агентом. Поэтому в данном случае возврат ошибочно перечисленной суммы осуществляется по общим правилам ст. 78 НК РФ.
Поскольку срок для подачи заявления о возврате спорной суммы обществом был пропущен, суд признал отказ налогового органа в возврате части суммы правомерным.
Результаты проверки отсчета трехлетнего срока на возврат переплаты не меняют
Инспекция часть налога вернула, часть зачла, в возврате остатка в размере 1,6 млн рублей 13.04.2016 обществу было отказано в связи с истечением 3-летнего срока с момента перечисления налога.
Оспорить отказ обществу не удалось. Дело в том, что срок для обращения в суд истек. Платежи были осуществлены в январе 2012 года, заявление в суд подано 23.03.2017, то есть спустя пять лет.
Доводы общества, что достоверно о размере переплаты ему стало известно из акта выездной налоговой проверки (в сентябре 2014 года) и из решения суда (23.03.2016), суд отклонил – три года нужно отсчитывать от даты платежных поручений.
Молчание инспекции о переплате на трехлетний срок ее возврата не влияет
Переплата образовалась в связи с представлением предпринимателем уточненной декларации по НДС за II квартал 2011 года, согласно которой налогоплательщиком были скорректированы ранее начисленные к уплате суммы налога в размере 434 тыс. рублей.
Суд пришел к выводу о пропуске заявителем трехлетнего срока на обращение о возврате излишне уплаченного налога, поскольку заявитель узнал (должен был узнать) об излишней уплате налога в 2011 году – в момент его перечисления в бюджет.
Норма пункта 3 ст. 78 НК РФ об обязанности инспекции сообщать о каждом факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня ее обнаружения в данном случае не действует. Дело в том, что налогоплательщик знал о переплате. Это подтверждает факт подачи им первичной и уточненной декларации и добровольная оплата налога.
Таким образом, неинформирование налогоплательщика налоговыми органами на течение трехлетнего срока для возврата переплаты не влияет.
Переплату страховых взносов в ПФР вернуть можно, если ИП оплатил их за себя
Довод фонда, что возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов не производится, если сведения о взносах уже отражены в данных персучета и разнесены на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, суд отклонил. Причина в том, что исходя из положений п. 6.1 ст. 78 НК РФ, а также положений Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об персучете», ограничения по возврату переплаты страховых взносов установлены в отношении страховых взносов, учтенных относительно физических лиц, являющихся работниками предпринимателя. В рассматриваемой ситуации речь шла о взносах, оплачиваемых предпринимателем за себя лично. Поэтому ограничение в данном случае не действует.
Если переплата подтверждена решением суда, трехлетний срок на ее возврат отсчитывается именно с него
Основанием для доначисления послужил вывод инспекторов о неверной переоценке основных средств, проведенной обществом по состоянию на 01.01.2010, в результате которой стоимость имущества общества была занижена. Доначисление налога суд признал законным в 2016 году.
Так как на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налога на имущество относятся к расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль, общество скорректировало отчетность по прибыли за 2012 и 2013 годы. Уточненные отчеты были приняты и зарегистрированы инспекцией, но в карточку расчетов с бюджетом в системе электронной обработки данных не попали из-за истечения срока давности. Поэтому согласно акту сверки по состоянию на 01.01.2016:
Суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, указал, что до момента принятия судом решения в 2016 году у общества не имелось оснований считать, что им неверно определен налог на имущество. Налогоплательщик добросовестно заблуждался, учитывая для расчета налога неверные данные переоценки основных средств. В момент уплаты налога на прибыль в течение 2012, 2013 годов и при сдаче первоначальной налоговой декларации общество не могло знать о его излишней уплате. Поэтому именно принятие судебного акта в 2016 году является тем моментом, с которого начинает течь трехлетний срок для возврата переплаты по налогу.
Трехлетний срок не пропущен, если причина задержки – урегулирование разногласий с контрагентами
В декабре 2016 года и в марте 2017 года общество представило уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2013 год, в которой сумма налога к уплате была уменьшена. В декабре 2017 года компания обратилась с заявлением о возврате образовавшейся переплаты по налогу за 2013 год. Инспекция, ссылаясь на пропуск обществом трехлетнего срока для возврата налога, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, в возврате переплаты отказала. В связи с чем организация обратилась в суд.
Все три инстанции общество поддержали. Дело в том, что вопрос о порядке исчисления срока подачи в суд заявления о возврате переплаты должен решаться в соответствии с п. 2 ст. 79 НК РФ. То есть с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишне уплаченного налога.
Переплата по налогу на прибыль возникла у общества в связи с уменьшением заявленного ранее размера доходов по причинам:
С какого момента начислять проценты за поздний возврат переплаты
Суд обязал чиновников вернуть деньги фирме, что те и сделали в январе 2018 года.
Предприятие потребовало взыскать с обидчиков проценты за время, которое прошло с месяца, следующего за обращением в фонд до осуществления им перевода. Чиновники парировали, что раз решения об отказе в возврате не было, проценты должны начисляться со вступления в силу судебного вердикта.
Три инстанции, включая окружную кассацию, признали обоснованным расчет компании. Фемида указала, что отношения по страховым взносам за периоды до 01.01.2017 регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Согласно его положениям возврат переплаты осуществляется в месячный срок со дня получения заявления страхователя, а если этот срок нарушен, начисляются проценты. Следовательно, дата судебного решения в указанном вопросе значения не имеет.
Примечание редакции:
Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!
Ответ за 24 часа (обычно раньше).
Вся информация про безлимитные консультации здесь.
Налог, излишне взысканный или излишне уплаченный?
«Налоговый вестник», 2012, N 9
В этой статье рассмотрены вопросы о том, в каких случаях уплаченный налог признается излишне взысканным, ввиду чего налогоплательщик имеет право на получение процентов. В частности, рассмотрена актуальная судебная практика по вопросу начисления процентов в случае уплаты налога до вступления решения налогового органа в силу при условии последующего признания названного решения недействительным.
Однако часто в таких случаях налогоплательщики предпочитают дождаться выставления налоговым органом требования об уплате доначислений. При этом такое промедление грозит тем, что в случае неудачного оспаривания доначислений придется уплатить пени, которые начисляются на недоимку по день ее фактической уплаты.
Нередко такой подход объясняется тем, что налоговые органы рассматривают исполнение налогоплательщиком решения как согласие с содержащимися в нем выводами и доначислениями, несмотря на его последующее обжалование.
При этом налоговыми органами не учитываются, например, положения п. 9 ст. 101 НК РФ, согласно которым подача апелляционной жалобы не лишает налогоплательщика права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части. Такой подход объясняется и еще одним обстоятельством.
Существует категория судебно-арбитражных споров, в которых рассматриваются вопросы о том, можно ли квалифицировать налог как излишне взысканный, если налогоплательщик самостоятельно уплатил его по результатам проверки?
Например, в ситуации, когда решение по проверке еще не вступило в силу (в т.ч. в связи с подачей апелляционной жалобы), а значит, инспекция не выставляла требования об уплате доначисленных сумм и не предпринимала иных мер принудительного взыскания доначислений.
Квалификация налога в качестве излишне взысканного налоговым органом, а не излишне уплаченного налогоплательщиком, имеет существенное значение, поскольку в отношении налога, признанного излишне взысканным, действует специальный порядок начисления процентов.
Согласно п. 5 ст. 79 НК РФ излишне взысканный налог подлежит возврату с процентами, рассчитанными на основании ставки рефинансирования Банка России. Для инициирования процедуры возврата излишне взысканного налога налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате излишне взысканного налога, которое должно быть исполнено в течение одного месяца.
Таким образом, в случае излишнего взыскания налога проценты начисляются со дня, следующего за днем списания средств с расчетного счета налогоплательщика, по день фактического зачисления налога обратно на счет налогоплательщика.
При этом более ранняя уплата доначисленного налога (на основании вынесенного инспекцией решения) уменьшает период, за который начисляются пени, что имеет значение в случае, если решение налогового органа будет признано действительным.
Одновременно с этим увеличивается период, за который начисляются проценты в связи с излишним взысканием налога, в случае успешного обжалования доначислений.
Можно не ждать вступления в силу решения
Описанная ситуация с исполнением решений налоговых органов может существенно измениться с принятием Президиумом ВАС РФ Постановления от 24.04.2012 N 16551/11. В этом Постановлении в качестве излишне взысканных квалифицированы суммы налога, уплаченные налогоплательщиком на основании еще не вступившего в силу решения налогового органа, которое впоследствии признано судом незаконным.
Данный позитивный вывод суда для многих стал неожиданным.
Дело в том, что еще в Постановлении от 29.03.2005 N 13592/04 Президиум ВАС РФ высказывал свою позицию относительно взыскания налога, определив момент начала процедуры взыскания. В частности, в названном Постановлении сделаны следующие выводы:
Налоговый орган, учитывая выводы Постановления N 13592/04, полагал, что налог, уплаченный на основании решения инспекции, но до его вступления в законную силу, не может рассматриваться в качестве излишне взысканного, поскольку не производилось взыскание доначисленного налога. Кроме того, инспекторы ссылались на следующие обстоятельства:
Однако описанная позиция налогового органа имеет существенный недостаток, который учли судьи при принятии Постановления от 24.04.2012 N 16551/11. Побуждением к уплате определенной суммы дополнительного налога, т.е. основанием для исполнения налоговой обязанности стало принятие налоговым органом решения по результатам проверки, которым были определены налоговые обязательства налогоплательщика. Такие решения автоматически вступают в силу по истечении 10 дней со дня их принятия, если налогоплательщик не подает апелляционную жалобу.
Таким образом, налогоплательщик уплатил налог в сумме, которую налоговый орган счел подлежащей уплате.
Риск применения обеспечительных мер
Ссылка налогового органа на то, что не вступившее в силу решение не нарушает права налогоплательщика, является ошибочной.
Этот вывод становится очевидным, если обратиться к п. 10 ст. 101 НК РФ, согласно которому после вынесения решения по результатам проверки налоговый орган вправе применить обеспечительные меры в качестве обеспечения исполнения налогоплательщиком принятого решения.
В качестве обеспечительных мер в таком случае могу быть применены:
Очевидно, что такие действия налогового органа могут не просто повлиять, но и исключить возможность ведения налогоплательщиком предпринимательской деятельности.
Правда, стоит заметить, что приостановление операций по счетам в банке может быть применено лишь после установления запрета на отчуждение имущества и при условии, что совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы доначислений.
Кроме того, операции могут быть приостановлены лишь в отношении той части средств на счете, которая соответствует величине доначислений.
При этом сумма средств, которая «замораживается» на счете, уменьшается на стоимость имущества, которое налоговый орган запретил отчуждать. На наличие возможности применения обеспечительных мер обратил внимание и Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.04.2012 N 16551/11. Тем самым суд признал, что не вступившее в силу решение может нарушать права и интересы налогоплательщика.
Заметим также, что указание в Постановлении N 16551/11 на возможность применения обеспечительных мер сняло еще один спорный вопрос: допустимо ли установление обеспечительных мер до вступления решения инспекции в силу.
Ответ в данном случае утвердительный.
Стоит отметить, что Минфин России придерживается аналогичной точки зрения. В частности, в Письме от 16.11.2011 N 03-02-07/1-394 финансисты разъясняют следующее.
Из положений п. 10 ст. 101 НК РФ следует, что обеспечительные меры могут быть приняты до вступления в силу решения по проверке.
Принудительно взысканный, но излишне уплаченный налог
Несмотря на то что налог по первичной налоговой декларации был взыскан налоговым органом в принудительном порядке, сумма в 3 млн руб. не может рассматриваться в качестве излишне взысканной.
В данном случае налогоплательщик самостоятельно определил величину налоговой обязанности, представив первичную налоговую декларацию. В принудительном порядке была взыскана сумма, отраженная в налоговой декларации налогоплательщика. Таким образом, говорить о наличии излишне взысканной суммы нет оснований, поскольку взыскано то, что задекларировано.
Тот факт, что впоследствии налогоплательщик обнаружил ошибки при ведении налогового учета, которые повлияли на величину налоговой обязанности, не связаны с действиями налогового органа по определению обязательств налогоплательщика перед бюджетом (посредством проведения мероприятий налогового контроля).
Порядок квалификации налога в качестве излишне взысканного либо излишне уплаченного в зависимости от того, в какой период налог был уплачен в связи с проведением налоговой проверки, представлен в таблице.
Признание налога излишне уплаченным или излишне взысканным
По мнению автора, уплаченный до вынесения решения по проверке налог не может быть квалифицирован как излишне взысканный. Несмотря на то что проверяющие в акте проверки указывают сумму недоимки, которая, по их мнению, подлежит уплате налогоплательщиком, данная сумма является лишь мнением проверяющих, их выводами и предложениями (п. 3 ст. 100 НК РФ). Оценку таким выводам с учетом возражений налогоплательщика дает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, и именно результат этой оценки (в виде принятого решения) изменяет права и обязанности налогоплательщика.
Переплата: фундаментальное заблуждение налоговиков или хитрая уловка?!
В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся «слабой» стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.
Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина «переплата» является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур «зачет излишне уплаченной суммы налога» и «взаимная сверка расчетов».
В Налоговом кодексе РФ термин «переплата» не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин «переплата» в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы «сумма излишне уплаченного налога» (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).
Для примера скан странички «Личный Кабинет налогоплательщика» (ЛК ИП) на сайте ФНС России:
В действительности суммы, формирующие вкладку «Переплата» в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во «внутреннем» учете налоговиков «положительное» (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.
Налоговые органы ведут «внутренний» учет налоговых обязательств в интерактивном информационном ресурсе «карточка РСБ» (КРСБ).
В следующих статьях будет представлена более развёрнутая информация об Автоматизированной Информационной Системе ФНС России (АИС «Налог-3»), ключевой подсистемой которой является информационный ресурс Карточка «Расчеты с бюджетом местного уровня» (карточка РСБ, КРСБ). Именно в карточках РСБ агрегируется юридически значимая информация по налоговым обязательствам в разрезе каждого налога.
Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на 2-й, 3-й день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно «обнулит» сальдо) только по окончании «декларационной кампании» — то есть примерно через три-пять месяцев после получения налоговым органом декларации налогоплательщика. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится «положительное» сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как «переплата». Данное положение нисколько не смущает Министерство Финансов России (МФ РФ), которое «ничтоже сумняшеся» сообщает об этом налогоплательщикам в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 (извлечение):
Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.
Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.
Вот как это выглядит в информационном ресурсе «Личный кабинет налогоплательщика — ИП»:
Квалифицировать эти суммы как «переплата» – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.
Правовое и функциональное содержание термина «переплата» в налоговом праве.
Общеизвестно, что «переплата» – это разговорный аналог словосочетаний типа «переплаченная сумма«, «заплатить больше, чем нужно«, «сумма платежей, подлежащая возврату плательщику«.
Таким образом, в нашем случае «переплата» – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.
Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.
Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это «нештатная» ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.
Начнем со случая «квази-переплаты» (будем исходить из доминирования интересов «кредитора», коим является налогоплательщик).
«Квази-переплата» – это когда «переплата» как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.
В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н
Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая «переплата». Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.
Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.
В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.
Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.
Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.
В настоящее время АИС «Налог-3» (подсистема «информационный ресурс «Камеральные налоговые проверки») такие ошибки выявляет в автоматизированном режиме. Программа самостоятельно формирует протокол ошибок, на основании которого налоговый инспектор в соответствие с п. 3 ст. 88 НК РФ обязан предложить налогоплательщику уточнить данные налоговой декларации.
Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).
После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.
Как фиксируется факт «переплаты»?
Императивно установленная обязанность налогового органа.
В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта». Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.
Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его «согласии» с фактом переплаты). Если же налоговый орган «сомневается» (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: «В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам«.
Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.
Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта«.
Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.
Смею предполагать, что методисты ФНС России столкнулись с проблемой адаптации программного обеспечения (управляющего Информационным ресурсом «КРСБ») к нормам Налогового Кодекса России. Этой «системной» проблеме посвящена отдельная статья: Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады».
Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.
Установление факта переплаты по итогам «декларационной кампании».
В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).
Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.
1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.
Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. «Прекращенная» камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.
2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.
Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).
Так как переплата не может быть квалифицирована как «нарушение законодательства о налогах и сборах» (хотя и является «нештатной» ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.
Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 » Сумма налога к уменьшению за налоговый период «.
Налоговый орган после окончания камеральной налоговой проверки переносит сумму переплаты из проверенной (и подтвержденной) налоговой декларации сначала в информационный ресурс «Камеральная налоговая проверка», а уже из него – в карточку РСБ (если быть более точным, то сумма переплаты в КРСБ формируется автоматически на основании данных уточняющей декларации). После чего у налогового органа возникает обязанность в срок 10 рабочих дней направить налогоплательщику Сообщение по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.
К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция «Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)».
Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.
Теперь настало время обобщить изложенное.
Первое и главное: факт переплаты (в части «излишне уплаченной суммы налога») может быть установлен и документально подтвержден только по итогам или взаимной сверки расчетов, или камеральной налоговой проверки. Юридически значимыми документами, подтверждающими факт (и сумму) переплаты, являются – в первом случае акт сверки расчетов; во втором – налоговая декларация, прошедшая без замечаний камеральную налоговую проверку. А вот факт «излишне взысканной суммы налога» подтверждается вступившим в законную силу решением вышестоящего налогового органа или судебным актом.
Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.
Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – «кредитора» в данном правоотношении.
Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.
Следует иметь ввиду, что установленные ФНС России правила формирования информационных ресурсов (эти вопросы будут более подробно освещены в следующих статьях) полностью соответствуют положениям Налогового Кодекса России. При их соблюдении по результату декларационной кампании в КРСБ может появиться только недоимка, подтверждённое вступившим в законную силу решением по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Соответственно наличие в КРСБ некоторое время (межпроверочный период) «переплаты» не имеет никакого значения.
Вот только повальное игнорирование территориальными налоговыми органами этих обязательных для применения правил стало «типовой» причиной нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков. Описанное выше нарушение (неправильное истолкование термина «переплата») является одним из элементов в «схемах», используемых налоговиками в ущерб законным интересам налогоплательщиков.
Например, вот такой.
Сначала формируется «недоимка» — отрицательное сальдо во внутреннем учете налогового органа без надлежащего оформления процессуальных документов (один «выдающийся» правоприменитель даже придумал новый термин — «текущая недоимка»). Соответственно Требование об уплате налога в адрес налогоплательщика не направляется.
А после того, как налогоплательщик во исполнение текущей налоговой обязанности перечислил авансовый платеж (сумма которого в КРСБ до получения налоговой декларации отражается как «переплата»), налоговики её «списывают» в счёт погашения «отрицательного» сальдо прошедшего налогового периода. Естественно, налогоплательщику об этой операции «автоматического» зачета «переплаты в счет недоимки» не сообщается. Но уже в новом налоговом периоде возникает задолженность перед бюджетом. Которую уже можно оформить более-менее «правильно».
Данный способ активно использовался для лишения налогоплательщиков права на признание «безнадёжными к взысканию и подлежащих списанию» налоговых задолженностей, образовавшихся до 01.01.2015, в соответствие с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ.