как определить левый или правый борт судна
Как вы называете борта лодки? Левый-правый? Или.
Прижились ли профессиональные названия бортов корабля у любителей?
Какие это? Port? Starboard? Так это только в английском. По русски вроде левый-правый, или нет?
Я слышал и другие названия.
Моряки может скажут слово.
Но любители, я думаю, используют лево-право.
Я столкнулся с ситуацией, когда полезно было бы иметь специальные названия бортов, а не лево-право.
2 Renown. Как по вашему называют борта профессионалы? В России, а не в англоязычных странах (русский-яхтенный за три месяца).
2 Renown. Как по вашему называют борта профессионалы? В России, а не в англоязычных странах.
Я встречал людей, служивших на флоте, и они всегда говорили штирборт и бакборт.
Я столкнулся с ситуацией, когда полезно было бы иметь специальные названия бортов, а не лево-право.
Встречался мне у профессионалов термин «Руль на ЛЕВУЮ (ПРАВУЮ)!». Чего: борт, сторону? Или это жаргонизм?
хранящий лодку в гараже
Штирборт и бакборт как названия не отменялись но практического применения не имеют. Можно конечно ввернуть словечько в речь чтоб напустить тумана на чью нить свотловолосую голову но применение в рабочей обстановке чревото тем что вас не поймут.
Я на непарусном форуме (хоть там и рыбаки) выкладывал рассказы о походах на лодке так меня просили расшифровывать что я там такое пишу.
Одному читателю очень понравилось «поднял бы гик на топенант»
Перевод терминов чтоб сделать их понятными да не изуродовать повествование вызвало у меня весьма значительные трудности, которые я так и не преодолел.
Так что чем проще тем лучше.
Рулевой 2-го класса
а. Третий курс, Бакинский мареходка.
Как вы называете борта лодки? Левый-правый? Или.
Встречался мне у профессионалов термин «Руль на ЛЕВУЮ (ПРАВУЮ)!». Чего: борт, сторону? Или это жаргонизм?
Вопрос возник из ситуации, когда лодка идет по створу с кормы, а не с носа и за курсом следит один человек, который смотрит в корму, а на руле стоит другой, который смотрит в нос. Если борта имеют названия, то им обоим все должно быть понятно, а если борта названы сторонами от смотрящего, то может получиться конфуз.
К слову, в другой теме кипятились о терминах. Я считаю что термины имеют глубокий смысл и выстраданы за столетия. Предебрежение к ним вызвано недостатком традиций/опыта в стране или в группе людей.
Опять к слову. Сам я недостаточно употребляю термины, отношусь к последней стране/группе. Что поделать, то революции, то перестройки: здесь помню, здесь не помню, здесь не играть, здесь рыбу заворачивали.
Вопрос возник из ситуации, когда лодка идет по створу с кормы, а не с носа
Команд рулевому на самом деле больше и они где-то официально оформлены т.к. используются так же и при лоцпроводке.
Можно еще отметить, что команды на руль делятся на Дискретные и Директивные.
Рулевой 1-го класса
Вопрос возник из ситуации, когда лодка идет по створу с кормы, а не с носа и за курсом следит один человек, который смотрит в корму, а на руле стоит другой, который смотрит в нос. Если борта имеют названия, то им обоим все должно быть понятно, а если борта названы сторонами от смотрящего, то может получиться конфуз.
.
» Начинаем запуск левого двигателя. »
Рулевой 1-го класса
Рулевой 1-го класса
» Начинаем запуск левого двигателя. «
Хорошо, но как запомнили где он? Если до этого судя по всему не могли запомнить где у самолёта левое крыло, а где правое.
. но это так шутки
Я просто привел пример выработки адекватной системы терминов, обеспечивающей однозначное понимание при сокращенных сроках освоения техники (они тот самолет чуть ли не испытывали). На самом деле понятия не имею, как сейчас двигатели «адресуют».
Рулевой 1-го класса
» Начинаем запуск левого двигателя. «
Рулевой 1-го класса
Рулевой 1-го класса
» средний корпус, правый борт!»
Плывет корабль. На мостике стоит боцман и смотрит в бинокль:
— Капитан, по Штирборту шестивесельная шлюпка!
Через некоторое время:
— Капитан, по бакборту шестивесельная шлюпка!
— Боцман, убери вошь с бинокля!
Рулевой 1-го класса
Рулевой 2-го класса
вся идентификация в авиации идет по «направлению полета».
Рулевой 1-го класса
хранящий лодку в гараже
Тайная бортопись
Иногда спрашивают, что означает та, или иная маркировка на борту судна.
Не просто на борту, а на корпусе.
Чтобы не отвечать и пояснять в отдельности, решил запилить пост, где сразу всё и растолкую.
Всю эту тайную бортопись, и, что из неё можно узнать.
Какой смысл несут в себе все эти слова, буковки и цифирки.
Для чего нужна вся эта информация на борту, и кому она пригодится.
(Умирает старый, заслуженный капитан.
Нашли. Развернули. Читают.
«Перед, это нос. Зад, это корма»)
Корма у современных судов чаще всего транцевая.
То есть плоская обрезанная.
Крейсерские кормы, с плавными обводами, закруглённые, остались в прошлом.
Хорошо это, или плохо, не об этом речь. Просто знайте, что плоская корма, это корма транцевого типа.
Что на ней пишут-рисуют?
Имя судна пишут обычно латиницей. Но никто вам не запрещает писать это имя и на национальном языке.
Вот пример хорошего тона.
Греки, кстати, такой фишкой особо не заморачиваются. Пишут по своему, по гречески. И не часто дублируют на корме.Но дублировка латиницей присутствует всё равно.Обычно дублировка пишется на именной доске, которая расположена на мостике.
Вон она, на леерах навигационного мостика.
Вот грек. Фотографировал в Бейре, Мозамбик.
Ну, и как название да приписку расшифровать?
Но и тут есть исключение. Не обязательна и эта доска, если судно работает только в каботаже, исключительно в своих территориальных водах. Япония вам в пример. Всё на иероглифах.
Как написать название судна «Залив Америка» латиницей?
Ну, да, так и есть. Но только, если указывать континент в качестве названия.
Поэтому, если вы вдруг заметили какое-то несоответствие в названии, не стремитесь тут же восстанавливать справедливость. А осторожно расповедайте, а мож. так и надо?
Танкер-афрамакс «Zaliv Amerika» в порту Анакортес, США.
А это судно часто меняло владельцев и имя. Но номер IMO остался прежний.
Это названия порта регистрации судна.
До повсеместного применения «удобных» флагов, а следовательно и портов регистрации судна, можно было с большой точностью назвать национальность судна.
(«Удобный» флаг, или флаг открытой регистрации.
Можно плевать на национальное законодательство, можно плевать на. Всё это было. Сейчас с этим намного строже. В нескольких строках не уместишь, это отдельная большая тема.)
Пароходы научились прятать так, что откопать настоящую принадлежность только под силу гениям сыска.
И помнить, что есть судовладелец, что есть оператор, что есть техменеджмент.
Номер это уникален. Он присваивается судну однажды, и на всю его жизнь.
Судно может поменять много имён, много портов приписки, но номер IMO не меняется.
Поэтому, когда рассказывают, что де в Сингопе (Сингапур по нашему), например, легко можно поменять регистрацию, этот рассказ ничего, кроме лёгкой улыбки не вызывает. Типа, пригнал любой пароход, да и поменял.
Ну, да. можно. Наверное. Желающие посидеть в сингапурской тюрьме могут начинать. Там клёво. Сингапур же, мля. Бананово-лимонный.
Номер IMO не только на корме. Он также нарисован в машинном отделении. Иногда на лобовине надстройки.
Под надписью No Smoking номер IMO.
Это номер танкера-афрмакса «Zaliv Vostok».
Найти судно в инете можно вбив в поиск номер IMO.
Поехали вдоль борта дальше.
А это вот цифирки такие. Бывают арабские, бывают римские.
Они есть на корме, на миделе( серединной части корпуса) и на носу судна.
Отсчёт идёт в метрической и/или имперской системе. Или, что понятнее, в сантиметрах или дюймах.
Показывают максимальное значения заглубления судна, при котором оно ещё может как-то ходить.
Но на самом деле, до максимальных значений грузить пароход никто( в здравом уме) не будет.
Заглубление на нос также сказывается и на мореходности судна. Иногда это заглубление получается просто в режиме нормальной эксплуатации.
Для примера. Вам надо перевезти 150 000 тонн нефти из Находки в Лонг-Бич(США). При загрузке, всё нормально, ровный киль. Но каждый день ваш танкер расходует 100 тонн топлива, а бункерные танки все в корме. И через две недели корма становится легче на 1400 тонн, следовательно, нос погружается в вод больше.И вот здесь и спасают танки водного балласта. Вы просто принимаете в эти танки, в кормовые секции те самые 1400 тонн воды, и снова даёте судну ровный киль.
Всё это упрощённые примеры, не надо воспринимать это как настоящее руководство.
Для чего ещё нужна марка заглубления?
Для упрощённых расчётов, сколько груза принято на борт.
Это символы, означающие, что на судне есть подруливающие устройства.
Есть на корме. Есть на носу. И не по одной штуке.
Дело новое, и появилась необходимость в маркировке.
Маркировка азиподов выглядит так.
Но пока ещё полностью не определились, как будет выглядеть маркировка выдвижных азиподов.
Дальше едем вдоль борта.
То, есть, самая серёдка парохода.
Гребёнка с латинскими буквами, это и есть грузовая марка.
Эта грузовая марка танкера. Есть ещё отдельные марки по типам судов, например, для лесовозов.
Это то, что спасло жизни тысяч моряков.
Это то, благодаря чему работа на море перешла из разряда экстрима в нормальную работу.
Могу добавить только то, что на могиле Плимсоля, на его памятнике, нанесена точно такая же марка, как и на бортах всех судов в мире.
Сэмюль Плимсоль. Друг моряка.
Хотя слово friend можно перевести, как «друг», но значение совсем не «друг». А больше.
Красно-белая вертикальная полоска.
А это стилизация лоцманского флага.
Это место приёма-сдачи лоцмана. И лоцманские катера подходят именно под эту маркировку.
Там тоже есть свои требования, по высоте, по освещённости, но. зачем вам это? Просто знайте, тут принимают-сдают лоцмана. Ну, и других членов экипажа, если вдруг потребовалось/
Вот под парадным трапом эта маркировка.
В районе грузовых манифолдов на танкерах (манифолды, это хвостовики грузовых магистралей), на борту может быть нанесена схема этих самых магистралей, с расшифровкой.
VR или VL, это vapour line. Приём/отдача газа из груза, который нельзя выпускать в атомсферу. Также для работы СИГа (Систем Инертного Газа. Инетрным газом заполняют грузовые танки танкеров для понижения значений кислорода в атосфере грузовых танков. Противопожарная система.)
Маркировка танкера VLCC.
И такая вот маркировка бульба.
Иногда пишут длину бульбы в метрах, чтобы особо ретивые буксиры под нос не влазили.
Снова тевтонские кресты. Про них вы уже знаете.
Также на борту могут быть нанесены зоны аварийного выреза.
Это значит, что здесь можно спокойно работать газорезкой, ничего опасного по ту сторону нет.
В основном эти зоны расположены в районе машинного отделения.
Иногда есть разметка корпуса вообще.
От форпика, до ахтерпика.
Размечены границы грузовых и балластных танков.
Размечены границы коффердамов ( это узкий отсек для разделения помещений на судне, в основном для предотвращения смешивания и просачивания газов из смежных цистерн) ), помпового и машинного отделения.
Фото было сделано в Дурбане, ЮАР, во время дождя.
STR, значит Store Room, подшкиперская обычно на баке, боцманские дела и вещи хранятся.
А ближе к корме уже показано разграничение между машинным отделением, грузовыми помещениями, ахтерпиком и помещением рулевой машины.
Сокращения могут быть не стандартными, но смысл будет понятен в любом случае.
Все сокращения я приводить не буду, незачем голову забивать)
Хммм. на картинку попал «Федя». У нас так звали чучело-манекен, имитирующее вахтенного наблюдателя. Почему-то спецы по безопасности (security), решили, что это может отпугнуть злоумышленников. И у нас на пароходе был свой «Федя». Мы как раз работали в районе Африканского рога и Сомали.
Правда «Федя » у нас был раздолбайский, не такой, как на картинке.
Борт судна
Смотреть что такое «Борт судна» в других словарях:
БОРТ (судна) — БОРТ (от нем. Bord) судна, совокупность элементов набора и обшивки, образующих боковые стенки корпуса. Левый (от кормы к носу судна) борт бакборт, правый борт штирборт … Энциклопедический словарь
борт судна — Боковая поверхность судна. [ГОСТ 13641 80] Тематики корабли и суда … Справочник технического переводчика
борт (судна) — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN boardside … Справочник технического переводчика
Борт судна — 3. Борт судна Боковая поверхность судна Источник: ГОСТ 13641 80: Элементы металлического корпуса надводных кораблей и судов конструктивные. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Поставлено на борт судна — торговый термин, не включенный в Инкотермс. Согласно DOB продавец производит очистку товара от пошлин на экспорт, оплачивает расходы, необходимые для доставки товара в указанный порт отгрузки в определенное время. Право собственности и риски… … Финансовый словарь
бурение с буровой площадки, вынесенной за борт судна — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN ship side drilling … Справочник технического переводчика
ВЫБРАСЫВАНИЕ ИМУЩЕСТВА ЗА БОРТ СУДНА — (ДЖЕТТИСОН) В страховании океанских и морских перевозок: выбрасывание (или выгрузка) части судового груза или частей либо принадлежностей корпуса судна за борт, предпринимаемое в критической ситуации для того, чтобы спасти судно от затопления. В… … Страхование и управление риском. Терминологический словарь
Надводный борт судна — Назначенный надводный борт является расстоянием, измеренным отвесно на миделе от верхней кромки палубной линии до верхней кромки соответствующей грузовой марки. Источник: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ О ГРУЗОВОЙ МАРКЕ 1966 ГОДА … Официальная терминология
борт — 3.12 борт : Сплошное ограждение вдоль боковой кромки поверхности катания на роликах для пайпа (см. 4.6.11). Источник: ГОСТ Р 54415 2011: Оборудование для скейтплощадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
БОРТ — условие, по которому товар должен быть доставлен на борт судна за счет продавца … Большой экономический словарь
Безопасное расхождение судов
Уважаемые судовладельцы и судоводители!
Мы продолжаем рубрику «Это должен знать каждый судовладелец и судоводитель». Сегодня мы обсудим вопрос безопасного расхождения с судами при плавании по рекам, крупным озерам, внутренним морским водам и территориальном море РФ.
При плавании по рекам, входящим в систему ВВП Российской Федерации, судоводитель должен строго руководствоваться правилами плавания по ВВП: следовать за правой кромкой (по ходу) судового хода, либо по судовому ходу (по правой стороне) не далее 10 м. от кромки. Маломерное судно на ВВП уступает дорогу всем крупнотоннажным судам, идущим по судовому ходу.
Гребные маломерные суда могут выходить на судовой ход, только для его пересечения, соблюдая правила.
Категорически запрещается маломерным судам становиться на якорь на судовом ходу для осуществления любительского рыболовства, так как в данном случае они создают препятствие движению крупнотоннажных судов.
Моторное судно на ходу должно уступать дорогу всем крупнотоннажным судам, не моторным судам, парусным судам не зависимо от стороны движения, маломерные не моторные суда должны уступать дорогу парусным судам, идущим под парусом.
При плавании маломерного судна на акватории крупного озера расхождение с встречными судами осуществляется следующим образом:
-если суда идут встречными курсами, то для безопасного расхождения им нужно на расстоянии, дающим свободу маневра, изменить курс вправо не менее чем на 20 градусов, что бы следующее встречным курсом судно заметило этот маневр;
-если суда идут пересекающимися курсами, то судно, у которого помеха справа, должно изменить курс под корму судна, которое идет на пересечение курса справа;
-если расстояние не позволяет совершить маневр изменением курса, то для предотвращения столкновения необходимо сбросить ход вплоть до полной остановки.
Если судов много, и они следуют разными курсами, необходимо из них выделить суда, курс которых ведет к столкновению:
-если пеленг на судно не меняется, а дистанция сокращается;
-если линия относительного движения на экране РЛС идет в центр экрана;
-если характеристика ходовых огней не меняется, а дистанция сокращается. (Пример: Мы видим красный бортовой и топовый огни и другие огни не появляются, а дистанция сокращается.
После определения наиболее опасных судов, необходимо произвести расхождение с ними изменением курса или скорости, либо того и другого одновременно.
Даже если вы определили опасные в плане расхождения суда и рассчитали курсы расхождения с ними, не стоит успокаиваться и упускать из вида суда, которые по правилам должны уступить дорогу вашему судну, ибо их нужно тоже держать под контролем.
Если у судоводителя имеются сомнения, существует ли опасность столкновения с другим судном, нужно считать, что она существует и принять все меры для предотвращения столкновения.
Руководитель группы регистрационно-экзаменационной работы Центра
старший государственный инспектор Самылов Иван Александрович.