как правильно играть правой рукой на фортепиано
Техника игры правой рукой
Исходное положение пальцев правой руки для игры в тональности до-мажор показано на рис. 1. Пальцы правой руки имеют следующую нумерацию: 5 – мизинец, 4 – безымянный, 3 – средний, 2 – указательный, 1 – большой.
Рис. 1. Исходное положение пальцев правой руки при игре в тональности до-мажор
Рис. 2. Положение пальцев правой руки на клавиатуре
При игре в режиме автоаккомпанемент синтезатор «выравнивает» неточную игру левой рукой. Если левая рука берет аккорд немного раньше или позже доли ритма, то синтезатор корректирует это нажатие таким образом, чтобы при воспроизведении аккомпанемента оно попало точно в долю метра. При игре правой рукой данная коррекция не производится и все неточности при игре правой рукой будут хорошо слышны. Правая рука должна играть точнее и техничнее. Сначала разогреем руки упражнениями, аналогичными тем, что были показаны для левой руки.
Выберите на синтезаторе тембр фортепиано для игры правой рукой и повторите упражнения ниже.
Упражнение 1. Последовательная игра вверх
Рис. 3. Упражнение 1
Упражнение 2. Последовательная игра вниз
Рис. 4. Упражнение 2
Упражнение 3. Движение вверх-вниз
Рис. 5. Упражнение 3
Упражнение 4. Игра интервалов
Рис. 6. Упражнение 4
Упражнение 5. Независимая игра одним пальцем
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 1, 2, 3, 4, а мизинцем равномерно 20-30 раз нажмите и отпустите клавишу. Нажимает клавишу только мизинец, остальные пальцы удерживают клавиши в нажатом состоянии.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 1, 2, 3, 5. Работает безымянный палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 1, 2, 4, 5. Работает средний палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 1, 3, 4, 5. Работает указательный палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 2, 3, 4, 5. Работает большой палец.
Упражнение 6. Попеременная работа соседними пальцами
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 1, 2, 3, а 4и 5 попеременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 1, 2, 5. Тоже самое 3 и 4.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 1, 4, 5. Тоже самое 2 и 3.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 4, 5. Тоже самое 1 и 2.
Упражнение 7. Одновременная игра соседними пальцами.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 1, 2, 3, а 4 и 5 одновременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 1, 2, 5. Тоже самое 3 и 4.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 1, 4, 5. Тоже самое 2 и 3.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 4, 5. Тоже самое 1 и 2.
Упражнение 8. Игра гаммы в пределах одной октавы.
Игра гаммы в предела октавы осуществляется при помощи подкладывания пальца. Сначала последовательно играют пальцы 1, 2, 3. В то время, как средний палец нажимает клавишу, перенесите большой палец под него и нажмите следующую клавишу. То есть 8 клавиш нажимаются следующими пальцами: 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 5. Игра в обратном порядке осуществляется так: сначала играется 5, 4, 3, 2, 1. В момент удержания клавиши большим пальцем перенесите средний палец над ним и нажимает следующую клавишу.
Рис. 7. Упражнение 8
Пример 1. Игра гамма в пределах двух октав.
Урок 4, часть вторая
А что, если.
В этой части урока мы разберемся со второй проблемой, которая мешает нам играть двумя руками. Это координация рук.
Суть в том, что одновременная игра двумя руками подразумевает, что ноты левой руки вы нажимаете не когда попало, а именно в тот момент, когда это нужно.
Правильная игра достигается только практикой, поэтому этот урок в основном будет состоять из упражнений. Рекомендую скачать и распечатать лист с упражнениями, так вам будет удобнее.
За основу возьмем простенькую гамму, которую мы уже играли в уроке 4, часть 1. С правой рукой, думаю проблем нет. В правой руке восьмые ноты (помните счет? Раз-и-два-и-три-и-четыре-и, на каждый счет приходится по одной восьмушке. Не забудьте про паузы и обратите внимание, что встречаются также и четвертные ноты, и одна целая). Добавляем простенькое сопровождение левой рукой:
Вот они, четвертные ноты в басовом ключе. Попробуйте сначала сыграть только партию левой руки. Это нетрудно, но если вы хотите научиться играть двумя руками, очень важно соблюдать тактовый размер. Считаем вместе. Давайте так: те доли, на которые будет приходится нота в партии левой руки, я выделю БОЛЬШИМИ БУКВАМИ, а на которые приходится пауза – обычными маленькими. Итак: РАЗ-И-два-иТРИ-И-четыре-и|РАЗ-И-два-и-три-и-четыре-и…так несколько раз, и в конце РАЗ-И-ДВА-И-ТРИ-И-ЧЕТЫРЕ-И. Я специально не подписываю счет внизу под нотами, для того, чтобы вы сами потрудились и сравнили правильность счета, а не пробежались глазами мимо рисунка. Пожалуйста, сделайте это, посчитайте длительность нот в басовом ключе.
Это вам очень пригодится, когда вы начнете играть двумя руками.
Соединяем правую и левую руку
Итак, мы разобрали отдельно правую и левую руку, теперь остальось только соединить их вместе. Попробуйте. Напоминаю: когда вы будете считать раз-и, то правой рукой сыграете две ноты (на «раз» и на «и»), тем временем левой рукой вы нажмете только одну клавишу и будете держать ее все время, пока считаете свое раз-и.( не так уж долго, честно говоря). Потом пойдет два-и – снова две восьмых в правой руке, а в левой руке тем временем пауза – это значит, что вы уже отпустили предыдущую ноту и пока ничего левой рукой не играете. Пока не начнется три-и – опять две восьмых правой рукой и одна четвертная нота в левой. И последний счет в такте – четыре-и. Две восьмых правой рукой, а левой снова четвертная пауза. Вот мы и осилили первый такт. Во втором такте ничего сложного – одновременно играем четвертную ноту и правой и левой рукой (то есть на раз-и.), затем благополучно отпускаем и досчитываем два-и-три-и-четыре-и в полной тишине – выдерживаем паузу, которая обозначена в нотах. Дальше все по аналогии (только обратите внимание, что в последующих тактах ноты меняются). Ну а целые ноты в последнем такте, думаю, проблем не вызовут – просто держите их и не отпускайте, пока счет не закончится.
Я специально так подробно излагаю. Это для тех, кто сталкивается впервые с необходимостью одновременно играть двумя руками ноты разных длительностей. У вас получится!
Если с предыдущим упражнением вы уже разобрались, то следующее покажется вам ну просто оочень легким:
Тренируйтесь, практикуйтесь. Конечно, только этих упражнений мало для того, чтобы научиться с легкостью играть в две руки. Но хотя бы их сделать нужно. Тут главное понять принцип.
Общие рекомендации
Когда собираетесь играть какое-то произведение двумя руками, разберите сначала правую, а потом левую руку по-отдельности. Обязательно считайте, лучше вслух. Не обязательно выучивать партии наизусть, просто разберитесь с длительностями нот. И только после этого начинайте играть двумя руками вместе, продолжая считать вслух или про себя. Сначала медленно, потом в нужном темпе. Тогда все обязательно получится!
Как развить руки? В помощь фортепианисту. Упражнения без ничего
Так уж повелось, что не все ценители прекрасного оканчивают музыкальную школу, и именно эта жажда гармонии и тонких мелодических переплетений иногда толкает всецело созревших людей на нелегкий шаг — обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте.
В помощь этим подвижникам, если они избрали предметом своего интереса фортепиано, и была написана данная статья (хотя она окажется весьма полезной и всем остальным музыкантам, будь то скрипачи, гитаристы или флейтисты).
Несомненно, залогом мастерства является практика: чем больше вы занимаетесь с инструментом, тем лучше ваша игра. Однако что же делать, если инструмента под рукой не оказалось (я еще ни разу не видел человека в очереди в супермаркете с синтезатором под мышкой), или же соседи через стенку каждые пять минут передают по батарейной связи обширные послания, зашифрованные азбукой Морзе — мол, потише, пожалуйста? Для этой цели (и примерно в таких условиях) вашим покорным слугой был выдуман целый ряд упражнений для пальцев, которыми он спешит поделиться.
Данную гимнастику для суставов разделим на две группы: 1 — упражнения без ничего, 2 — упражнения со снарядом (с мячиком для большого тенниса и с шариковой ручкой). Также уделим пару слов вопросам разминки и техники безопасности, но это уже в конце. Г. И. Семирадский, «Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла», 1887 г.
Источник: artchive.ru
Итак, группа 1 — упражнения без ничего.
Необходимое оборудование: пальцы, иногда — стена или любая другая поверхность. В целях удобства и краткости присвоим каждому пальцу свой номер. Большому — 1, указательному — 2, среднему — 3, безымянному — 4, мизинцу — 5.
Упражнение 1 — на координацию. Стучим по большому пальцу.
Сперва коснемся большого пальца мизинцем, потом — безымянным, средним и указательным по очереди. Теперь — в обратном порядке: указательным, средним, безымянным и мизинцем. Получаем такую последовательность: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Повторять любое количество раз. Постарайтесь добиться чувства уверенности в пальцах, хлесткости ударов, а также ровного ритма. Позже ваши пальцы скажут вам «Спасибо», когда вы будете разучивать мелодические произведения.
Если с правой рукой (если вы — правша), как правило, проблем не возникает, то с левой поначалу будет очень непросто. Но это временное явление — с практикой все становится на свои места (меня пальцы стали более-менее слушаться только на третий день занятий). Норман Роквелл, «Настройка фортепьяно»
Источник: artchive.ru
Упражнение 2 — на силу и выносливость. Жмем на большой палец.
Делаем все, как указано выше, но с тем лишь отличием, что теперь мы с силой нажимаем на большой палец. Последовательность остается неизменной: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Так мы разовьем силу и выносливость пальцев — сможем дольше играть и радовать наших соседей гармоническими переливами всевозможных гамм и аккордов.
Упражнение 3 — на скорость.
Делаем все, как в упражнении 1, но теперь возможны две вариации: или пытаемся максимально быстро простучать последовательность 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5, или так же быстро стучим ее без повторных простукиваний указательным пальцем и мизинцем, 5, 4, 3, 2, 3, 4, 5, 4, … и так далее. Ведь иногда приходится играть очень быстрые произведения, и как же печально, когда в руках недостает так нужной в этот момент скорости…
Упражнение 4 — на координацию. «Терции».
Теперь переходим от «мелодических» простукиваний к «гармоническим»: начинаем стучать одновременно несколькими пальцами. Вот именно здесь нам и понадобится стол (или хотя бы чья-нибудь коленка, своя тоже подойдет). Пальцы будем брать через один: 1 и 3, затем 2 и 4, затем 3 и 5 (далее 1−3, 2−4 и 3−5, соответственно). Данное упражнение может сперва показаться невыполнимым, но с практикой придут и уверенность, и скорость, и плавность. Джованни Больдини, «Женщина за фортепиано»
Источник: artchive.ru
Упражнение 5 — на постановку руки.
Согнем пальцы так, будто мы держим в руке мячик (все пальцы равномерно согнуты, будто обхватывают невидимый шар). Теперь, не меняя положения пальцев, ставим получившуюся фигуру на стол пальцами вниз — получается, что мы упираемся в поверхность стола ногтями. Теперь слегка надавим на руку весом своего тела, стараясь удержать пальцы дугообразными и не дать им прогнуться.
Данное упражнение рассчитано на выработку у пианистов правильной постановки руки. Такое «дугообразное» нажатие является более результативным и менее трудоемким (в отличие от нажатия, которым мы звоним в дверь или вызываем лифт), и, как результат, игра на фортепиано становится значительно легче и уверенней.
Далее нам предстоит побеседовать об упражнениях с мячом и/или ручкой, а также о разминке и технике безопасности…
Постановка рук для игры на фортепиано
Постановка рук и правильная осанка — это то, чему деток учат в музыкальной школе с первых дней занятий. Неправильная постановка рук и посадка — это довольно распространенные ошибки самоучек. А тем временем существует даже специальная обучающая литература, посвященная консерваторской постановке рук на фортепиано. В этом плане довольно интересным является труд М.И. Николаевского «Консерваторская постановка рук на фортепиано» (1917 г.). Что же представляет из себя правильная постановка рук для фортепиано? Как научиться следить за собой, в том случае, если вы — самоучка, и некому указать вам на ваши ошибки?
Почему так важно правильно держать руки во время игры на фортепиано?
Консерваторская постановка — это правильная посадка, высота стула, положение корпуса и его наклон, правильное положение ног и колен, плеч и локтей, рук, кистей и пальцев. Также важен подъем пальце во время игры на фортепиано, постановка первого пальца и его подкладывание в гаммах.
Правильная посадка во время игры на фортепиано
Итак, правильная посадка за фортепиано — это прямая спина, опора на ноги и чуть опущенные плечи. Во время игры на фортепиано обязательно следите за своими локтями. Они не должны болтаться или мешать вам — вся тяжесть вашей руки должна ощущаться в кончиках пальцев.
Во время игры на фортепиано избегайте резких движений руками. Рука должна идти настолько плавно, будто вы плывете под водой. Обязательно включите выступления известных пианистов и посмотрите, как они сидят за инструментом и держат руки во время игры на фортепиано. Старайтесь подражать им. Не садитесь слишком близко к инструменту или слишком низко на стуле — это приведет к скованности плеча.
Постановка рук пианиста
Теперь поговорим о постановке рук во время игры на фортепиано. Держите пальцы в собранном виде ближе к черным клавишам. Представьте, что вы держите в руке невидимую сферу. Пальцы не должны прогибаться во время игры на фортепиано (довольно распространенная ошибка слабых пальцев). Нажимать на клавиши следует подушечками пальцев, так что о длинных «кошачьих» ногтях придется забыть.
Во время игры все пальцы необходимо закруглять (ставить «домиком») и во время пауз подвешивать кисть в воздухе. Профессиональный пианисты делают это очень эффектно — это помогает снять напряжение в руке.
Во время игры используйте всю руку от самого плеча. Руки должны непрерывно и плавно двигаться.
Посадка и постановка рук на пианино
Перед игрой важно потратить немного времени, чтобы убедиться, что ваша поcадка и постановка рук на пианино правильные. Это гораздо проще сделать сейчас, чем потом пытаться исправить вредные привычки!
Стул и положение инструмента
Убедитесь, что вы используете правильный стул для фортепиано. Стандартная высота табуретки около 50 см, лучше всего приобрести стул с регулируемой высотой.
Если вы играете на синтезаторе, а не на пианино, отрегулируйте подставку таким образом, чтобы клавиши находились примерно в 70-75 см от пола. Это стандартная высота пианино.
Убедитесь, что табурет для пианино направлен прямо на клавиатуру.
Сидячее положение
Убедитесь, что ваши руки и плечи расслаблены. Отрегулируйте табуретку передвигая вперед или назад до тех пор пока вы не сможете достигнуть удобного положения рук. Многие новички садятся близко к клавишам, но, сидя дальше, вы даете рукам больше свободы и легкости движения.
Держите ноги на полу. (Позже мы будем использовать ноги, чтобы дотянуться до педалей, но пока привыкаем держать их неподвижно. Ваши колени должны быть слегка под клавиатурой и не должны касаться какой-либо части пианино. Никогда не позволяйте локтям касаться коленей!
Немного наклонитесь вперед во время игры.
Форма Руки
Постановка правильной формы руки, возможно, самый важный элемент в начале обучения игре на фортепиано.
Важно держать мышцы рук расслабленными. Прежде чем мы начнем, разомните руки, убедитесь, что нет напряжения в запястьях или пальцах.
При игре на пианино, нам необходимо сохранить изогнутую форму руки, когда это возможно. Вот отличное упражнение, чтобы найти правильную форму:
Положите руки на колени. Пусть пальцы свободно изогнутся вокруг колена. Обратите внимание на их округлую форму. Теперь поднимите руки от колен и поднесите их к клавиатуре, сохраняя тот же изгиб.
Нажимайте на клавиши кончиками пальцев— а не подушечками.
Упражнение Пузырь
Еще один отличный способ найти правильную форму руки— и метод, который особенно хорошо работает с маленькими детьми— это держать руки вверх ладонями. Теперь представьте, что в каждой из ладоней находится пузырь размером с апельсин. Какую форму вам нужно сделать, чтобы убедиться, что пузырь не уплывает? Не забывайте держать руки мягкими – иначе пузырь лопнет!
Запястья и предплечья
На приведенных выше изображениях, запястья и предплечья плоские. Будьте внимательны, не опускайте запястья. Старайтесь поддерживать прямую линию между запястьями и локтями. Отличный способ проверить это – положить линейку на предплечье. Можете пошевелить пальцами, так, чтобы она не упала?! Держите локти немного подальше от тела.
Почему это так важно?
Итак, мы подробно поговорили о правильной постановке рук на фортепиано. Но почему это так важно?
Игра кончиками пальцев дает гораздо больший контроль по сравнению с игрой подушечками пальцев. Вы сможете играть с гораздо более точной динамикой (громкость и мягкость) и более контролируемым характером звука.
Вы наверняка видели, как кто-то играет на фортепиано, и можете понять, что игра на пианино включает в себя много скрещивания пальцев друг под другом. Попробуйте сделать это плоскими руками. Невозможно, правда? Наконец, игра в такой форме позволяет пальцам двигаться гораздо быстрее.