как принять металлолом на учет
Акт оприходования металлолома
Акт оприходования металлолома, представленный чуть ниже, является важным первичным документом. Он пригодится в случае, если необходимо оприходовать металлические отходы производства либо другой вид металлолома.
Основания
Важно уяснить, что любое количество металлолома необходимо оприходовать, если имущество (списываемое, демонтируемое) числилось как основные средства, независимо от массы получаемого металла за единицу списываемого товара. На это ссылаются ряд инструкций:
Дальнейшее хранение либо продажа металлолома остается на усмотрение организации. Главное, чтобы факты распоряжения имуществом были юридически грамотно оформлены.
Составные части акта
В самом верху необходимо оставить место для визы руководителя. Только с его подписью и по возможности с печатью организации бумага будет иметь юридическую силу.
Поэтому в правом верхнем углу акта располагаются графы со следующими сведениями:
Кроме того, для формирования подобной документации всегда созывается специализированная комиссия. Поэтому сразу после полного наименования документа располагается список членов комиссии во главе с председателем, если он был выбран.
После вводной части акт должен содержать конкретную информацию:
Заканчивается акт постановкой подписей всех членов комиссии, а также упомянутого материально ответственного лица.
Бухгалтерский учет
Согласно бухгалтерскому учету металлолом чаще всего проходит в качестве возвратных отходов.
Стоимость же возвратных расходов может назначаться исходя из цены реализации либо цены возможного использования. Это выбирается самой организацией исходя из ее интересов. О таком просторе выбора четко прописано в Методических указаниях, которые были утверждены Приказом Минфина №119н от 28.12.2001 года.
Единственное требование – закрепить в учетной политике эти данные, то есть там должно быть прописано, какая стоимость выбрана: продажная либо цена использования.
Алгоритм списания основных средств
При необходимости списать ОС самым распространенным способом действия считается следующий:
Если при совершении ликвидации, демонтажа какого-либо объекта образуется металлолом, то его оприходование является обязательной процедурой. Учетные регистры для удобства пользуются цифрами рыночной цены полученного металлолома.
Применение
Когда металлолом оприходован, организация вправе с ним поступить по своему усмотрению. Чаще всего его реализовывают либо используют в каких-либо подходящих производственных процессах. Главное, что подлежащие учету материальные ценности должным образом отражены в документации.
Альтернативный способ
После демонтажа либо разборки механизмов и других изделий, числящихся в основных средствах, можно металлолом сразу поставить на баланс организации. Тогда понадобится заполнить обычный акт оприходования материальных ценностей по типовой межотраслевой форме М-35.
Определение стоимости
Для того чтобы указать в документе стоимость металла, необходимо ориентироваться на достоверные сведения из официальных источников. Например, на котировки LME. Это лондонская биржа металлов. Но бывают и другие проверенные источники информации для определения стоимости металла на конкретную дату. Именно на них и следует ориентироваться при формировании акта оприходования металлолома, особенно если речь идет о крупной партии.
Налоги
Металлолом относится к внереализационным доходам. Его туда относят согласно 250 статье, пункту 13 Налогового кодекса. Исключением из правил будут являться только товары, перечисленные и 251 статье, пункте 18.
Схема исчисления налогов будет зависеть от формы налогообложения конкретной организации. Если металлолом будет использован в качестве материала либо товара, то его относят к сумме материальных либо организационных расходов компании.
Если не включить металлолом в расходы (либо неверно оформить документы по этому поводу), то у контролирующей налоговой организации будут все основания для того, чтобы доначислить налог на прибыль.
Что же касается НДС, то он на сдачу металлолома организациями не распространяется, но не во всех случаях. А только при условии, что этот лом черных и цветных металлов образовался как побочный продукт в процессе деятельности той или иной компании.
Словом, акт оприходования металлолома является важной бумагой, позволяющей документально оформить оптимизационные траты организации.
Как принять металлолом на учет
III. Порядок приема и учета лома
и отходов черных металлов
6. Прием лома и отходов черных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности.
7. Прием лома и отходов черных металлов осуществляется при предъявлении лицом, сдающим лом, документа, удостоверяющего личность. В случае сдачи лома и отходов черных металлов, не принадлежащих лицу, сдающему эти лом и отходы, кроме документа, удостоверяющего личность, необходимо предъявление соответствующей доверенности от собственника указанных лома и отходов.
8. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность.
Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.
8(1). Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить:
а) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов контролера лома и отходов металла 2 разряда;
(пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов:
лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных металлов;
лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность (допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов площадки с твердым неразрушаемым влагостойким покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля и взвешивания лома и отходов черных металлов в соответствии с установленными требованиями;
(пп. «в» в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:
пресс для пакетирования лома черных металлов;
установка для дробления и сортировки легковесного лома;
оборудование для сортировки или измельчения стружки;
копер для разбивки металлолома.
(пп. «г» в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 8(1) введен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287)
9. Учет лома и отходов черных металлов ведется лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего прием указанных лома и отходов, или индивидуальным предпринимателем.
10. Прием лома и отходов черных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта по форме согласно приложению N 1.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)
(см. текст в предыдущей редакции)
Приемо-сдаточный акт составляется либо в 2 экземплярах на бумажном носителе (1-й экземпляр передается лицу, сдающему лом и отходы черных металлов, 2-й экземпляр остается у лица, осуществляющего прием), либо в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.
Допускается ведение книги учета в электронном виде.
Страницы книги учета должны быть пронумерованы, в случае ведения книги учета на бумажном носителе страницы книги учета должны быть также прошнурованы.
После окончания ведения книги учета производится запись «В настоящей книге учета пронумеровано ___ страниц». Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных металлов, и печатью (при наличии).
(п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. На первой странице книга учета должна содержать:
а) наименование «Книга учета приемо-сдаточных актов»;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов;
в) запись «Начата» с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов черных металлов;
г) запись «Окончена» с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов черных металлов;
д) запись «Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета» с указанием должности, фамилии, имени, отчества этого лица, его подпись и дата.
13. При каждом случае приема лома и отходов черных металлов в книгу учета вносится следующая информация:
а) регистрационный номер приемо-сдаточного акта;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) дата приема лома и отходов черных металлов;
в) данные о лице, сдающем лом и отходы:
(пп. «в» в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);
д) вид принятых лома и отходов черных металлов;
е) данные о проверке лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль);
ж) процент засоренности принятых лома и отходов черных металлов;
з) вес принятых лома и отходов черных металлов;
и) подпись лица, сделавшего запись в книге.
14. Книга учета и приемо-сдаточные акты должны храниться на объекте по приему лома и отходов черных металлов в течение 1 года с даты внесения последней записи о приеме лома и отходов черных металлов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Оплата принятых лома и отходов черных металлов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов при заготовке лома и отходов черных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими заготовку лома и отходов черных металлов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 N 1619)
(см. текст в предыдущей редакции)
При отборе (извлечении) сопутствующих лома и отходов цветных металлов составляется акт по форме согласно приложению N 2.
Отобранные (извлеченные) из лома и отходов черных металлов сопутствующие лом и отходы цветных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учет реализации металлолома в 1С: Бухгалтерии 8 ред. 3.0
Учет продажи металлолома в 1С
В случае, если необходимость вести такие операции появляется редко, то данная статья поможет быстро решить возникшую проблему посредством введения ручных проводков в типовой программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8 ред. 3.0. Но есть и другие ситуации. Например, если компания в будущем планирует выполнять большое количество аналогичных операций. В такой ситуации следует заранее позаботиться о приобретении программы 1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0 версии КОРП. Ее особенностью является то, что учет покупки и продажи лома полностью автоматизирован. Следовательно, бухгалтеру не нужно регулярно прибегать к ручным проводкам. Кроме того, данная версия имеет немало сходств с обычной программой, поэтому у пользователя не возникнет трудностей с ее использованием.
Чтобы подробнее разобраться с учетом реализации металлолома, нужно вернуться к рассматриваемой программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8 ред. 3.0. Предварительно рассмотрим следующий пример: компания, которая занимается эксплуатацией жилого фонда, произвела демонтаж ненужного ограждения из металла, чтобы в дальнейшем поставить новое. При этом металлолом появился после разбора старого забора, который был отражен в учете как основной.
Нужно заметить, что в учете оприходование всех материальных ценностей, которые остались после демонтажа забора, отражается следующим документом под названием «Оприходование товаров». Его можно отыскать в разделе «Склад».
При этом акт комиссии об оприходовании металлолома выступает главным основанием для составления этого документа. Сразу после проведения документа данная программа создает следующую проводку:
Необходимо обратить внимание, что рыночная цена имеющегося металлолома в налоговом учете отражается во внереализационных доходах. Это указывается в том периоде, когда конкретный лом был оприходован (иными словами, на дату составления акта).
После этого руководитель конкретной компании издает соответствующий указ о списании данного имущества (лома). В этом документе обязательно должно быть прописано, что металлолом, оставшийся после ликвидации забора, необходимо сдать в соответствующий пункт приема.
Далее компания подписывает договор купли-продажи лома с фирмой, которая выступает покупателем. Эта сделка оформляется с помощью накладной на отпуск материалов на сторону. Для этого используется форма М-15 или форма, которая специально была разработана организацией и утверждена. Кроме того, пункт приема лома выпишет клиенту приемосдаточный акт.
Операция реализации металлолома обязательно должна быть отражена в программе. Она оформляется следующим образом: составляется документ «Реализация товаров». Для этого нужно предварительно открыть раздел «Продажи».
Один важный момент: продажа металлолома, который появился в ходе хозяйственной деятельности компании, не облагается налогом. При его продаже на территории России обязанности по уплате налогов ложатся на плечи налоговых агентов.
Однако и здесь есть некоторые исключения. Например, Налоговый кодекс не освобождает от уплаты НДС в таких случаях:
Если же ваша компания не попадает ни под один из вышеперечисленных пунктов, то при продаже металлолома вам не придется выставлять счет-фактуру. Причем в декларации по НДС реализацию лома, полученного в результате демонтажа ограждения, нужно отразить в разделе под номером 7.
Далее будет рассмотрена ситуация, как правильно отразить НДС компании-продавцу в данной версии программы 1С.
Ранее было отмечено, что компания заключила договор купли-продажи лома. В рамках данного договора наша компания предварительно получила оплату в размере 100 000 рублей без НДС. После этого была произведена отгрузка лома на сумму, составляющую 375 000 рублей без налога.
То, что оплата была получена, нужно отразить определенным документом «Поступление на расчетный счет».
После того, как документ был проведен, данной программой будут сформированы проводки на сумму предоплаты, которая поступила без учета налога.
После того, как частичная или полная оплата была получена, компания должна выставить счет-фактуру без налога и сделать в нем запись (в качестве альтернативы можно поставить штамп). Запись должна быть следующей: «НДС исчисляется налоговым агентом».
Поскольку в документе «Поступление на расчетный счет» нет точной суммы налога, то не получится создать обычным способом «Счет-фактуру выданный». В такой ситуации счет-фактура на сумму полученной предоплаты оформляется ручным способом. Это делается по гиперссылке «Счета-фактуры выданные», которая есть в разделе «Продажи».
Посредством кнопки «Создать» нужно выбрать опцию «Счет-фактура на аванс».
После того, как документ прогрузился, нужно заполнять его вручную. Нужно заметить, что данная программа проставляет «Код вида операции» 01 в автоматическом режиме. Поэтому его следует заменить вручную на 33.
После проведения документа в регистр сведений «Журнал учета счетов-фактур» вносится запись. Дополнительно в регистр «НДС Продажи» вносится соответствующая информация.
Далее надо войти в режим корректировки движений документации. Здесь требуется поставить отметку «Ручная корректировка». Далее заполняющему нужно исправить показатель «Получен аванс» на «Налог исчисляет покупатель».
После осуществления отгрузки лома следует создать новый документ «Реализация».
Далее программой будут сформированы проводки.
Потом вносится запись в «НДС Продажи».
После этого пользователь должен оказаться в режиме ручной корректировки движений определенного документа. Потом, войдя в регистр «НДС Продажи», надо заменить значение «Реализация» на показатель «Налог исчисляет покупатель».
Потом пользователю следует нажать опцию «Записать и закрыть». После этого он вернется в документ «Реализация». Внизу есть кнопка под названием «Выписать счет-фактуру».
Он создается в автоматическом режиме. Далее появится гиперссылка, по которой пользователь может проверить правильность заполнения файла.
Далее вносится соответствующая запись в регистр сведений и регистр накопления.
Поскольку налог за продавца вносится покупателем, то счет-фактура не регистрируется. Следовательно, в книге продаж будут такие данные:
Как принять металлолом на учет
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Приведенный в вопросе расчет себестоимости соответствует требованиям действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету и учетной политике организации. Данный порядок учета в большей мере обеспечивает принцип рациональности ведения бухгалтерского учета, закрепленный в п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В случае принятия решения использовать в рассматриваемом случае счета 15 и 16, такой вариант учета предприятию следует закрепить в учетной политике.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет технологических потерь при производстве и (или) транспортировке.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Елистратова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Смотрите материалы:
— Вопрос: Какими проводками отразить списание сварочной проволоки в металлолом, оприходование металлолома на склад? На каком бухгалтерском счете должна учитываться разница между стоимостью проволоки и учетной ценой металлолома? Правильно ли будет урегулировать разницу между стоимостью поступившей проволоки по закупочной цене и стоимостью металлолома по применяемой организацией учетной цене (цене возможной реализации металлолома) с применением балансовых счетов 15 и 16? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2018 г.)
— Основные средства и материально-производственные запасы: учет по правилам ПБУ (С.А. Рассказова-Николаева, Е.М. Калинина, С.В. Михина, «Экономико-правовой бюллетень», N 5, май 2008 г.).
Как оприходовать металлолом от списания основных средств?
Порядок списания основных средств
На предприятии, имеющем некие объекты основных средств, может возникнуть необходимость в их ликвидации. Такие действия, как правило, сопровождаются образованием отходов, часть из которых надлежит соответствующим образом учесть, поскольку в дальнейшем они могут стать объектами реализации. К этой категории относится, в частности, металлолом.
Ликвидировать основные средства компания может по основаниям, указанным в п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
Важно! С 2022 года ПБУ 6/01 утратит силу. Его заменит новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Что в связи с этим изменится в учете, узнайте из Обзора от экспертов КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Списывать такие ОС следует с обязательным соблюдением порядка, определенного пп. 77, 78, 79 Методических указаний по учету основных средств (утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91). В рамках процедуры, оговоренной этим документом, формируется комиссия, состав которой утверждает руководитель предприятия.
Члены комиссии выбираются из состава работников предприятия, но обязательно ее членом должен являться главбух по той причине, что именно на нем замыкаются все вопросы учета ОС.
Этот орган в дальнейшем оценивает стоимость объекта основных средств и решает, следует ли его списывать по причине отсутствия реальной выгоды от его использования. Процедура проста: члены комиссии проводят осмотр объекта, определяют, по каким причинам он не может использоваться в дальнейшем и получится ли использовать образовавшиеся в результате разбора детали.
По результатам работы комиссии пишется заключение. Шаблона для такого документа не предусмотрено, поэтому его можно создать самостоятельно. Под заключением комиссии ставятся подписи всех ее членов. В дальнейшем содержащиеся в нем выводы ложатся в основу приказа руководителя о ликвидации объекта ОС.
Наконец, после подписания заключения и издания соответствующего приказа по предприятию пишется акт на списание этого объекта. В нем должна присутствовать информация следующего характера:
Как правило, организации используют для списания шаблоны в виде унифицированных форм, определенных Госкомстатом РФ в постановлении от 21.01.2003 № 7. Этим распорядительным документом утверждены три вида актов:
Допускается составление акта по своим разработкам, поскольку с 2013 года отменена обязательность применения некоторых форм первичных документов, в числе которых есть и этот акт.
Утверждать его должен руководитель предприятия.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Акт на списание обязательно должен быть подписан всеми без исключения членами комиссии. Если будет отсутствовать хоть одна подпись, появляется риск получить доначисление налога на прибыль. Причина — налоговики считают такой документ недействительным, и списание, соответственно, становится неправомерным.
Оприходование металлолома от списания основных средств, бухгалтерский учет (проводки)
После оформления акта на списание бухгалтерия должна отметить, что объект ОС выбыл из числа используемых. Это делается с помощью инвентарных карточек форм ОС-6, ОС-6а и ОС-6б.
Если говорить о бухучете, то стоимость ликвидированного ОС надлежит списать с 01-го счета, тем самым отражая случившийся факт. Начисление амортизации прекращается со следующего месяца.
При образовании металлолома в результате работ по ликвидации соответствующий его объем следует оприходовать. Для отражения в учетных регистрах используется рыночная цена металлолома.
В дальнейшем руководство компании принимает решение по реализации таких материалов или их применении в производстве.
Эксперты КонсультантПлюс рекомендуют приходовать металлолом от списания основного средства в качестве долгосрочного актива к продаже (ДАП). Подробнее мнение экспертов К+ читайте в К+, получив пробный демо-доступ. Это бесплатно.
В бухучете оприходование металлолома при списании ОС следует отражать так:
Дт 10 Кт 91 — приходуем материалы, образовавшиеся при ликвидации объекта ОС (в данном случае металлолом).
Результат от реализации металлолома надлежит записывать в прочие доходы. Себестоимость металлолома, в свою очередь, записываем в прочие расходы. В результате проводки будут выглядеть так:
Дт 62 Кт 91-1 — отражаем выручку от продажи металлолома;
Дт 91-2 Кт 10 — списываем себестоимость металлолома.
Запись Дт 91 Кт 08 следует применять, когда ликвидация коснулась объекта незавершенного строительства. Дело в том, что объект незавершенки отнесен к капитальным вложениям, а не к ОС.
Дт 10 Кт 91 — отражаем металлолом, который остался после ликвидации объекта незавершенки, по цене рынка в прочих доходах.
Все бухгалтерские записи делаются на основании первичных документов. Образцы оформления пакета бумаг при списании ОС доступны в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Налоговый учет при ликвидации ОС, использование и реализация металлолома
По нормам п. 13 ст. 250 НК РФ при подсчете налога на прибыль во внереализационные доходы следует включать стоимость образовавшихся при ликвидации материалов. Исключить из этого списка следует лишь те, которые обозначены в п. 18 ст. 251 НК РФ.
Момент признания дохода жестко привязан к способу, который применяется для расчетов доходов и расходов.
Так, при методе начисления момент признания доходов придется на день, когда составлен акт ликвидации амортизируемого объекта. А при кассовом методе — на день, когда этот объект оприходован.
Если компания решила использовать образовавшийся при ликвидации металлолом в своем производстве или продать его, стоимость этого материала вносится в материальные или реализационные расходы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Согласно ст. 252 НК РФ уместность расходов надлежит обосновать и подтвердить документально. Если не предпринять таких усилий, у налоговых инспекторов появится основание исключить эти затраты из базы по налогу на прибыль, и, соответственно, доначислить сумму этого налога.
О том, какие изменения появились в налоговом учете основных средств, читайте в материале «Порядок налогового учета основных средств».
Итоги
Приходуя металлолом, образовавшийся при ликвидации ОС, следует правильно оформить списание объекта, непременно с участием комиссии от предприятия, а также внести необходимые записи в бухгалтерский и налоговый учет.