как принять на работу в ип работника чтобы меньше платить налог
Как оформить сотрудника в ИП за шесть шагов
Сергей — переводчик с ИП. Работы становится всё больше, поэтому Сергей просит жену помочь. Он хочет оформить ее к себе в штат, чтобы шел стаж.
Для ИП, которые считаются микропредприятиями, действует упрощенная система оформления сотрудников. По этой системе тоже придется оформлять много бумаг, но не так много как обычно. Рассказываем, как и что нужно делать.
Упрощенная система оформления
Чтобы оформить сотрудника в штат по общим правилам, нужно составить правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков, положение об оплате труда и премиях. Но для некоторых ИП действует упрощенная система.
По упрощенной схеме могут работать ИП и ООО, которые считаются микропредприятиями. У них:
На сайте налоговой можно проверить, подходит ИП под микропредприятие или нет. Для этого нужно ввести в строку поиска ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название предприятия или ФИО предпринимателя:
Если ИП оказался в списке микропредприятий, он может оформлять сотрудников по упрощенной процедуре за шесть шагов:
Рассказываем о каждом шаге подробно.
Шаг 1. Составить штатное расписание
Штатное расписание — это внутренний документ о том, как всё устроено в компании: какая структура, сколько сотрудников и какие выплаты идут сотруднику. Это обязательный документ, чтобы оформить сотрудника в штат.
Вот, что нужно заполнить в штатном расписании:
У Сергея из нашего примера жена — первый сотрудник. Ее оклад 50 000 рублей. Штатное расписание будет вот таким:
Сергею не нужно показывать себя в штатном расписании. По закону он не считается работником своего ИП.
Сергей заполняет штатное расписание и издаёт приказ о том, что утверждает штатное расписание.
После этого можно заключать трудовой договор с сотрудником.
Шаг 2. Составить трудовой договор
Чтобы принять супругу на работу, Сергей заключает с ней трудовой договор по форме для микропредприятий. Он включает в себя локальные нормативные акты, которые при типовом договоре оформляются отдельно.
В договоре прописывают условия работы: график, зарплату, должность, место работы, условия труда.
В трудовом договоре есть существенные условия и дополнительные. Без существенных условий предприниматель при проверке может получить штраф до 10 000 рублей на каждого неправильно оформленного сотрудника. Дополнительные добавляют по желанию. Они нужны, чтобы уточнить отношения между сотрудниками и работодателем.
Если забыть внести какие-то из обязательных условий, у договора всё равно будет юридическая сила. Но чтобы избежать штрафа, недостающие данные нужно включить в дополнительное соглашение к договору.
Дополнительно в договоре можно прописать всё, что касается условий работы:
Сергей заполняет трудовой договор:
Чтобы оформить трудовой договор, от сотрудника нужны такие документы:
Договор заключают в двух экземплярах. Подписать должны сотрудник и работодатель, и на это у них есть три дня после того, как сотрудник вышел на работу. Как только договор подписан, он вступает в силу.
Если ИП работает с сотрудником без трудового договора, ему грозит штраф до 10 000 рублей, за повторное нарушение — до 40 000.
Шаг 3. Оформить приказ о приеме на работу
После договора нужно подписать приказ. По нему можно завести личную карточку и сделать запись в трудовой книжке. Вот утвержденная форма приказа:
После приказа можно делать запись в трудовую книжку.
Шаг 4. Сделать запись в трудовой книжке
При найме работодатель заполняет трудовую книжку сотрудника. Это нужно сделать, если сотрудник работает больше пяти дней.
Если работа у сотрудника первая, книжку заводит сам предприниматель. Ее можно купить в типографиях «Гознака» или через компании, которые работают с защищенной полиграфической продукцией. В этих случаях будет гарантия, что книжка подлинная.
Если сотрудник приходит со своей книжкой, ее нужно проверить на подлинность. Она может быть поддельной в двух случаях:
У такой трудовой книжки нет юридической силы и её нужно переоформить, но расторгать договор не нужно. Сотрудник обходит все предыдущие места работы, получает копии приказов о приеме и увольнении, а текущий работодатель вносит дубликаты записей.
Чтобы проверить подлинность трудовой книжки, работодателю нужно сравнить год выпуска книжки с ее серийным номером. Если они совпадают, книжка настоящая.
Вот правила заполнения трудовой:
Если заполнить неправильно, порядок исправления такой:
Чтобы нанимать других сотрудников, предприниматель должен вести книгу учёта движения трудовых книжек. Такие книги продаются в обычных магазинах канцтоваров. Предприниматель покупает её, прошивает, пломбирует и вписывает в неё сотрудников.
Сергей заполняет книгу учёта:
После этого можно составить личную карточку Анны.
Шаг 5. Составить личную карточку
Личная карточка — информация о сотруднике, который работает в компании. В ней пишут номер приказа, данные паспорта, трудовой книжки, диплома, СНИЛСа и военного билета.
Вот пример заполненной шапки личной карточки:
Это только первая страница личной карточки, на самом деле их больше, вот шаблон.
Карточку нужно хранить 50 лет.
Шаг 6. Зарегистрироваться в фондах
Когда ИП нанимает сотрудников, он платит за них взносы в Пенсионный фонд, фонды медицинского и социального страхования.
Для этого нужно зарегистрироваться в фонде социального страхования за тридцать дней после заключения трудового договора. Пенсионный и медицинский фонды узнают всё от налоговой при регистрации ИП.
Зарегистрироваться в фонде социального страхования нужно при найме первого сотрудника, а потом можно нанимать других сотрудников и никуда не ходить. В микропредприятия можно нанять не больше 15 человек. Это лимит, чтобы оформлять сотрудников по упрощенной системе.
Что и куда платить — зависит от фонда.
Пенсионный фонд. Специально регистрироваться не нужно: информация об ИП Сергея уже есть в фонде.
Фонд медицинского страхования. В этом фонде нужно регистрироваться только ИП на общей системе налогообложения. ИП на упрощенке регистрирует сама налоговая и присылает номер заказным письмом.
Фонд социального страхования. Он оплачивает сотруднику больничные листы по беременности и родам и пособия на детей до 1,5 года. Чтобы зарегистрироваться в фонде, нужно:
Заполненный образец заявления о регистрации
Эти документы нужно отправить или принести лично в фонд. Адрес своего отделения можно узнать на сайте ФСС по номеру ИНН или КПП.
После этого фонд соцстрахования за три рабочих дня:
После регистрации в фондах предприниматель получает извещение с номером, по которому платит взносы.
Бесплатный зарплатный проект в Модульбанке
Зарплата на любые карты в 1 клик и без комиссии
Короче
Как оформить сотрудника в ИП
найти ИП в реестре микропредприятий;
издать приказ о переходе на упрощенную систему оформления сотрудников;
получить документы от сотрудника;
заключить трудовой договор.
Кто может нанимать по упрощенной системе
выручка до 120 млн в год;
до 15 сотрудников в штате.
дней на регистрацию в фондах после найма первого сотрудника.
Как не менять работу и платить меньше налогов?
Недавно я занялся своим финансовым образованием и сейчас читаю об этом книги. Задумался, как снизить налоговую нагрузку для наемного работника в России. Есть ли какие-то реальные способы снизить налог и тем самым увеличить доход у того же работодателя?
Если я оформлю ИП, получится, что работодателю не придется платить за меня НДФЛ и взносы. Я буду платить 6% на УСН и взносы, а экономию мы с работодателем разделим. И мне, и ему это будет выгодно. Возможно, есть какие-то риски в этой схеме. Расскажете мне о них?
Рисков достаточно много, ведь такая схема незаконна. Мы уже предупреждали, что если вы работаете на одного работодателя как ИП, а не в штате, то можете получить штраф. Налоговая и трудинспекция отрицательно относятся к подобным схемам.
Но есть и другие нюансы — посмотрите, чем обернется для вас замена трудовых отношений на гражданско-правовые в других, не менее важных аспектах.
Когда заключают трудовой договор
Вы устраиваетесь на работу на определенную должность за оговоренную зарплату и подчиняетесь трудовому распорядку, установленному вашим работодателем. Например, работаете экскурсоводом с зарплатой 50 000 Р в месяц в режиме 5 дней в неделю с 9 до 18 и сегодня проводите экскурсии по одному маршруту, а завтра — по другому. Это зависит от того, что именно указано в должностных обязанностях и как решит руководство. Работодатель обеспечивает вас автобусом с водителем и микрофоном — то есть оборудует ваше рабочее место. Вам предоставляют оплачиваемый отпуск, оплачивают больничный, отчисляют за вас в налоговую взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование.
Работодатель может заключить с вами срочный или бессрочный трудовой договор. Срочный — это договор на определенный срок. Его заключают в исключительных случаях и на срок не более пяти лет. По такому договору работают сезонные рабочие либо те, кто устраивается на время, когда основной сотрудник ушел в отпуск, декрет, уехал в длительную командировку и в других подобных случаях. В остальных ситуациях заключают бессрочный договор. Он лучше защищает интересы работников, поэтому по закону эта форма предпочтительнее.
Независимо от вида договора за работу работодатель платит зарплату дважды в месяц и вносит в трудовую книжку запись. Отработанное время засчитывают в пенсионный стаж.
В трудовых отношениях работодателя в первую очередь интересует, чтобы вы выполняли свои обязанности на регулярной основе. В нашем примере работодателя будет интересовать не одна проведенная экскурсия, а постоянное экскурсионное сопровождение всех групп. Руководитель должен знать, что вы в любой момент рабочего времени будете на месте и сможете провести экскурсию. То есть важен процесс, а не результат — понравилась экскурсия или нет.
Отношения работника и работодателя в трудовом договоре регулируются нормами трудового законодательства. Это значит, что стороны в любой конфликтной или нерегулируемой договором ситуации будут обращаться к статьям трудового кодекса. Например, если компания задержит выплату зарплаты больше чем на 15 дней, вы вправе предупредить руководство, что прекратите работать до выплаты, и перестать ходить на работу. Компания должна будет заплатить вам причитающийся заработок, компенсацию за каждый день задержки и средний заработок за дни, когда вы не ходили на работу.
Когда заключают гражданско-правовой договор
Если компании нужна разовая услуга или специалист на конкретный недолгий проект, проще и удобнее заключить гражданско-правовой договор — услуги или подряда. Такой договор можно заключить с предпринимателем или с физическим лицом. Если компания наймет ИП, налоги и взносы он заплатит сам. Если физическое лицо — придется удержать из причитающихся ему денег НДФЛ 13% и перечислить налог, а также заплатить за него пенсионные и медицинские взносы — 22 и 5,1% от гонорара соответственно. Компания-наниматель выступит в данном случае налоговым агентом для исполнителя.
Как сторона гражданско-правового договора, вы не обязаны подчиняться установленному режиму труда работодателя и работать под его контролем и руководством. Вы самостоятельно, своими силами и средствами, организуете свою работу, обустраиваете рабочее место и рассчитываете время, которое надо будет потратить для достижения оговоренного результата.
В этом варианте организацию интересует конкретный результат — исполнение разового или краткосрочного задания. Исполнитель может выполнять работу не лично, а с помощью третьих лиц. Он сам определяет, в каком режиме ему работать, и сам обеспечивает себе возможность выполнить работу — заказчик не обязан предоставлять ему рабочее место.
Гражданско-правовой договор оправдан, например, если организации понадобилось вымыть окна и она наняла мойщика. Это разовая работа: держать в штате такого специалиста, если компания сама не оказывает клининговые услуги, непрактично. Другой пример: компании нужен переводчик для иностранного специалиста, который приехал, чтобы настроить оборудование. Это продолжительная работа, но она ограничена сроком работы иностранца. После его отъезда надобность в переводчике у компании отпадет.
В таком договоре отношения заказчика и исполнителя регулируются нормами гражданского законодательства. И все ситуации, когда стороны не могут прийти к соглашению или если они не прописаны в договоре, будут решаться на основе положений гражданского кодекса. Например, если заказчик не заплатил исполнителю за сделанную работу, исполнитель может взыскать с него убытки и проценты за нарушение денежного обязательства.
Как законно сэкономить на сотрудниках в кризис и чего делать не стоит: ликбез для предпринимателя
Отчаянные времена требуют отчаянных мер — каждый кризис вызывает размышления на тему «Как сэкономить на зарплате сотрудникам и не нажить себе проблем». В этом материале мы собрали ответы на самые популярные вопросы относительно оформления персонала для тех, кто хочет законно снизить расходы, чтобы удержать бизнес на плаву.
Поговорим о том, как:
Кроме экономии на сотрудниках есть и другие законные способы снизить нагрузку на бюджет компании — им посвящена наша статья «Как законно уменьшить налог на прибыль и НДС: подсказки для ИП и юрлиц».
Как трудоустроить самозанятого сотрудника
Авторы Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ такой вариант развития событий предусмотрели. Пп. 8 п. 2 ст. 6 гласит:
«Не признаются объектом налогообложения доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад».
Это значит, что, сотрудничая с недавно уволенным специалистом, вы все равно будете платить отчисления в фонды, а он — 13% НДФЛ. Перевести сотрудников на самозанятых нельзя, работать с ними в качестве самозанятых вы сможете только через два года после увольнения.
Скрывать тот факт, что ранее вы с самозанятым состояли в трудовых отношениях, бесполезно — в чеке, который формируется через приложение «Мой налог», виден ИНН вашей компании, по которому легко отследить, что человек в ней работал. Бдит автоматизированная система, которая выявляет нестыковки и передает на проверку инспектору. Как только тот обнаружит нарушение, вас обяжут доплатить взносы за весь период, а также уплатить штраф и пени.
А что если самозанятые будут работать вместо штатных сотрудников? Уволил одних, нанял других и никаких больше отчислений в фонды! Не спешите радоваться — так тоже нельзя.
Если выяснится, что самозанятый по сути является штатным сотрудником компании, вас привлекут к ответственности. За подмену трудовых отношений гражданскими предусмотрены административные штрафы:
Кроме того, придется уплатить НДФЛ и страховые взносы за все время, пока трудовые отношения заменяла самозанятость.
Перевести всех сотрудников на самозанятых закон не позволяет, но вы можете сэкономить, обращаясь к таким специалистам с разовыми или нерегулярными заказами. Самозанятыми могут быть, например, программист, копирайтер, специалист по настройке таргетированной и контекстной рекламы, SEO-специалист и т.д. Так вам не придется держать в штате тех, для кого нет постоянной загрузки, или каждый раз искать фрилансеров с риском, что те сорвут сроки или исчезнут с предоплатой.
Как безопасно сотрудничать с самозанятыми:
Так вы сможете избежать необоснованных подозрений и лишних разбирательств.
Некоторые бизнесмены не хотят сотрудничать с самозанятыми, т.к. считают, что не имеют рычагов влияния: нельзя ни премии лишить, ни увольнением пригрозить. Вот как обстоят дела на практике:
Оформление сотрудников как ИП: выгода и риски
Оформление сотрудника как ИП — схема старая, применяемая во многих российских компаниях, но «серая». На первый взгляд она может показаться очень выгодной, но давайте на примере разберем, сколько получится сэкономить и какими могут быть штрафы, когда налоговая вас раскроет.
Работодатель 2021: три способа оформить отношения с сотрудниками
Как выгодно оформить сотрудников? Какие налоги платить и есть ли альтернатива? Мы собрали информацию для предпринимателей о трудовых, и не только, отношениях в 2021-м году.
Высокая налоговая нагрузка — уже не главная угроза в 2021 для малого бизнеса. Есть другие трудности — снижение спроса на товары и услуги из-за падения доходов у покупателей и недостаток средств на развитие у самого предпринимателя.
Одна из самых острых проблем — сохранение клиентов. Ее решение — повышение уровня сервиса, расширение линейки товаров и услуг, изменение ценообразования и формата торговли под новые требования покупателей. Эти задачи требуют вовлечения всей команды, всех сотрудников, а возможно и привлечение новых кадров!
В знаковом 2020, из-за пандемии, многие предприниматели вынуждены были сократить штат. По оценкам Центра стратегических разработок, количество занятых в малом и среднем предпринимательстве за 2020 уменьшилось на 1,1 млн человек.
Но кризис минует, возобновляют работу общепит, кинотеатры и другие общественные заведения, бизнес возвращается к жизни и ему нужны новые кадры, которых он, возможно, ранее лишился.
Расходы на зарплату сотрудников остаются ощутимой статьей затрат, особенно с учетом налоговой нагрузки. Давайте посмотрим, сколько “стоит” каждый работник предпринимателю.
Классика жанра и налоги с ФОТ
За сотрудника в штате необходимо платить НДФЛ 13% и 4 вида обязательного страхования: медицинское, пенсионное, социальное и от несчастных случаев. Если его доходы превысят 5 млн. рублей в год, НДФЛ рассчитывается по ставке 15%.
Страховые взносы во внебюджетные фонды:
ИП или самозанятые
Временных сотрудников и исполнителей можно заменить на более дешевую альтернативу — ИП или самозанятых. Главное правильно оформить отношения и не злоупотреблять ими.
Индивидуальный предприниматель. Привлекайте курьера, юриста или маркетолога не в штат, а по договору. Ваши расходы — гонорар специалисту. Налоги, в данном случае, ИП платит самостоятельно.
Важно! Если ИП утратит статус предпринимателя, то станет обычным физлицом и тогда придется платить все взносы, как при обычных трудовых отношениях.
Режим самозанятости действует во всех регионах России и найти нужного специалиста не проблема. За время пандемии, когда многие задачи бизнеса решались дистанционно на удаленке, число самозанятых выросло в 6 раз.
И здесь важно отслеживать статус самозанятого. Сделать это можно в бесплатном сервисе от ФНС.
Плюс в том, что вы можете привлечь солидного профессионала, который будет ударно выполнять объем работ, а не обычного сотрудника для просиживания в офисе с 09.00 до 18.00. А еще самозанятому и ИП не нужно оплачивать отпуска и больничные.
Просто и со вкусом — физлицо по договору
Работа с физлицом без статуса самозанятого и ИП. Это самый дорогой вариант после зачисления в штат. Специалист оказывает услуги по договору, вы платите НДФЛ и взносы, кроме социального страхования и от несчастных случаев.
Так можно привлекать работников для выполнения непостоянной работы — бухгалтер, бизнес-аналитик, маркетолог, копирайтер, юрист, логист, уборщик. Обычно между заказчиком и исполнителем (подрядчиком) оформляется договор и акт на выполненные работы (оказанные услуги).
Если переборщить с платежами, то можно вызвать интерес проверяющих и повысить риски блокировки счета по 115-Ф3. Банку кажутся подозрительными частые и в больших суммах переводы физлицам. А если гонорары вы платите со счета в одном банке, а налоги с другого — готовьтесь к объяснениям.
Не спасут вас и наличные расчеты. Если вы начнете регулярно снимать средства или переводить их себе на карту и потом снимать, то банк тоже заинтересуется — куда вы их, собственно, тратите?
Если в вашем бизнесе часто приходится совершать такие платежи или вести наличные расчеты — рекомендуем подключить комплаенс-поддержку для защиты от блокировок счёта.
Чтобы выбрать между наймом и аутсорсингом, надо рассуждать стратегически и оценивать, стоит перед вами задача найти сотрудника на полный рабочий день или для решения разовых задач.
Мы будем держать вас в курсе изменений и напоминаем: решая бизнес-задачи не забывайте оставаться в рамках закона, проявляйте гибкость и пользуйтесь современными решениями.
Если у вас нет времени на бюрократию — Чёрная бухгалтерия заберет на себя общение с налоговой и банками, будет вести налоговый и кадровый учет за вас.
Работаю в найме и как ИП, как платить взносы?
С уважением,
Дмитрий Ш.
Логика ФНС: взносы за ИП и за физлицо не дублирующие
По закону страховой стаж при одновременном выполнении двух видов деятельности для определения права на трудовую пенсию считается как один.
В вашем случае вы работаете по найму и на себя. В первом случае вы договорились ходить в офис и выполнять определенную работу. Ваш налоговый агент — работодатель, он не может не платить налоги и взносы за сотрудника.
Но если мысль о двойных взносах не дает вам покоя, подумайте о полном переходе в работу не по найму. Если все правильно рассчитаете, то сэкономите деньги работодателю и заработаете больше. Вот, например, история фитнес-тренера, которую в Тинькофф-бизнесе сняли для рассылки про то, как зарабатывать больше:
Работайте как ИП — не платите взносы как физлицо
Возможно, даже со своим работодателем вы сотрудничаете не как работник, которому платят за выполнение обязанностей, а как исполнитель. То есть оказываете ему какие-то услуги и фактически получаете деньги за результат, а не за процесс.
Обосновать ваше предложение можно тем, что работодатель сможет сэкономить. Он платит сверх вашей зарплаты почти 50% налогов и взносов. Формально, конечно, НДФЛ 13% платите вы, а работодатель лишь выступает налоговым агентом: удерживает и перечисляет в бюджет. Но оставшуюся сумму он платит сам — в пределах этой суммы и договаривайтесь.
Но это будет законно только при соблюдении таких условий:
Прежде чем уйти полностью в собственный бизнес, просчитайте риски. Первое, что приходит в голову: у ИП нет отпусков и есть фиксированные взносы, которые не зависят от наличия дохода. На этот счет тоже есть судебная практика. Когда идет речь об экономии и повышении зарплаты, сотрудники соглашаются на договоры подряда. Но если требуется больничный или случается травма, становится понятно, что работник не защищен, он не может получить выплаты и компенсации. Приходится ходить по судам. Словом, думайте.
Пенсия у ИП есть
Индивидуальный предприниматель имеет право на получение пенсии. Одно из условий для этого — отсутствие долгов по страховым взносам за себя.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.