как решать задачи по гражданскому праву алгоритм

Методика решения любых задач по гражданскому праву

Ещё раз о методике решения задач по гражданскому праву (кейсов в практикуме). Повторю этот пост, ему два с половиной года.

Студенты (боюсь думать о дипломированных юристах) не всегда понимают, что это универсальный алгоритм решения ЛЮБОЙ юридической задачи (реальной нисколько не менее, чем учебной), и что на самом деле имплицитные ответы на вопросы права ЛЮБОЙ юрист даёт всегда. Вот как только он изрекает хотя бы что-то о каком-либо деле.

Вроде бы мы с вами надёжно поставили её на семинарах. Но напишу, чтобы затвердело. Прочитать желательно и студентам 2 курса, и 4-го (МЧП), потому что алгоритм един, другого не существует.

В качестве экспериментального стенда для иллюстрации этой методики возьмём простую задачу,. Специально конструирую фабулу применительно к теме «Граждане», в которой нынешние второкурсники должны разбираться.

«14-ти летняя Оля после получения паспорта обратилась в банк N с заявлением об оформлении ей дебетовой банковской карты. Банк удовлетворил её заявление, карту ей выдал. Был заключен договор банковского счёта, привязанного к банковской карте, в соответствии с которым банк сформировал, согласно действующим тарифам, платежное требование о списании комиссии за годовое обслуживание карты со счёта Оли. Поскольку денежных средств на счёте не оказалось, банк уведомил Олю о необходимости погашения образовавшейся, по мнению банка, задолженности. Родители Оли, узнав от неё о заключённом договоре и о выпуске к нему карты, заявили банку, что их дочь не должна выполнять это требование, поскольку, по их мнению, договор между банком и Олей нельзя считать заключённым по причине несовершеннолетия их дочери. Какую бы консультацию вы дали сторонам спора?»

Итак, ваше рассуждение должно подчиняться следующей схеме, с последовательно применяемыми правилами.

1) Решение по любому спору, или, иначе, любой акт правоприменения, строится в виде простейшего по структуре силлогизма, иначе — дедукции.

Три этапа силлогизма: общая посылка, малая (частная) посылка, вывод.

2) Общая посылка — это ответ на так наз. вопрос права. Малая или частная — ответ на вопрос факта, при этом вопрос факта всегда должен быть сформулирован как частный случай по отношению к полученному ответу на вопрос права.

Вывод – это и есть решение задачи.

3) Задаём вопрос права.

Вопрос права — это вопрос о том, какими положениями права необходимо руководствоваться, чтобы правильно решить спор. Иначе: познания в какой именно области права будут необходимы для разрешения спора.

Это иногда, с непривычки, вызывает у студентов сложности, но на самом деле каждый должен понимать: если вы осуществляете акт правоприменения, вы неизбежно, сознательно или бессознательно, первым делом ВСЕГДА формулируете вопрос права. Потому что, повторяю, это решение всегда следует принципу дедукции. Поэтому начинается правоприменение всегда с обнаружения общей посылки, общего правила. И поэтому вам всего лишь нужно отдать себе отчёт в том, какой именно вопрос права вы себе задали — то есть знание каких положений права вам понадобилось.

Естественно, область поиска определяется обстоятельствами дела. При внимательном прочтении фабулы видно, в чём именно несогласны стороны. Предмет этого несогласия может быть описан в виде абстрактных выражений, каковые и составляют вопрос права.

Очень важно: всегда учитывайте ту тему занятия (раздел практикума), к которой относится задача. То есть в учебных целях формулирование вопроса права значительно упрощено по сравнению с тем, как это бывает в профессиональной деятельности.

В нашей задаче правильным вопросом права будет такой.

«Поскольку из задачи видно, что предметом спора является совершение сделки 14-ти летней девочкой, то необходимо спросить себя, каковы положения права, определяющие совершение сделок частично дееспособными гражданами (т.е. лицами от 14 до 18 лет)». При этом не следует пытаться задавать вопросы права, которые относятся к теме «финансовые сделки», «расчёты» и даже «недействительные сделки». Интересующий автора задачи, преподавателя и вас в целях усвоения материала вопрос права относится к теме «Граждане», коль скоро вы её изучаете.

4) Ответ на вопрос права. В нашем случае, он таков: «В соответствии со ст. 26, частично дееспособные граждане совершают сделки самостоятельно, то есть своими действиями, но с письменного согласия или при условии последующего одобрения сделки законными представителями. Данное правило не распространяется на сделки, которые указаны в п. 2 ст. 26, — они могут совершаться частично дееспособным гражданином независимо от наличия согласия или одобрения их законных представителей. Среди этих сделок нет договора банковского счета. Допускается самостоятельное, без согласия родителей, внесение указанными гражданами вкладов в кредитные учреждения и распоряжение этими вкладами (подп. 3 п. 2 ст. 26), однако это не сделка по заключению договора банковского счёта. По смыслу положений п. 2 ст. 26, совершение сделок частично дееспособными полностью самостоятельно является изъятием из общего запретительного правила с замкнутым объёмом. Перечень таких сделок является исчерпывающим. Принцип дозволительности здесь не применяется».

5) Вопросы и ответы на вопросы факта (напоминаю, вопросы факта задаются только в смысловых рамках полученного ответа на вопрос права).

Относилась ли совершённая Олей сделка к тем, совершение которых допускается п. 2 ст. 26 ГК без согласия или одобрения законных представителей? Ответ: «нет».

Давали ли родители Оли согласие или одобрение на совершение такой сделки? Исходя из того, что известно из условий задачи, ответ — «нет».

Вывод: консультирующий юрист должен разъяснить сторонам, что сделка совершена с нарушением закона. Однако, конечно, это недостаточная консультация. Для полной же консультации необходимо будет поставить ещё один вопрос права: каковы последствия совершения частично дееспособными лицами сделок, которые требовали согласия или одобрения законных представителей, если таковых согласия или одобрения не было получено? Данный вопрос явно входит в область изучения темы «Граждане», без него невозможно считать изученными положения о правосубъектности частично дееспособных лиц.

Не прибегая к изучению темы «Недействительные сделки» и не раскрывая в ответе положения о недействительных сделках, студент-второкурсник, изучающий тему «Граждане», тем не менее, должен дать ответ на этот второй вопрос права. Вот этот ответ: «Такая сделка является оспоримой (ст. 175): она может быть признана судом недействительной по иску родителей, усыновителей или попечителя. До вступления решения суда в законную силу сделка сохраняет действительность». Таким образом, мнение родителей Оли, полагающих договор незаключенным, ошибочно. Если они не желают, чтобы у этой сделки наступили правовые последствия (кроме последствий собственно недействительности), в том числе — в виде необходимости исполнения их дочерью обязательства по оплате комиссии за обслуживание карты (а при отсутствии у неё средств — самими родителями согласно правилам п. 2 ст. 1074), они должны будут обратиться в суд с требованием о признании этой сделки недействительной в течение одного года (п. 2 ст. 181) после того, как им стало известно о заключении договора банковского счета без их согласия (одобрения). Именно такую консультацию следует им дать.

Вот сейчас задача решена правильно и полно. И что очень важно — в соответствии с изложенной схемой решения, которой мы будем неукоснительно следовать на наших занятиях и овладение которой составляет важнейший профессиональный навык.

Факультативно — можно рекомендовать родителям Оли написать кляузу регулятору (ст. 56 Закона о Банке России), то есть Центральному Банку РФ: соответствующая форма на сайте ЦБ имеется, а также в Роспотребнадзор (формально у него остаются общие функции по надзору за соблюдением законодательства о защите прав потребителей).

Источник

Как решать задачи по гражданскому праву

как решать задачи по гражданскому праву алгоритм. Смотреть фото как решать задачи по гражданскому праву алгоритм. Смотреть картинку как решать задачи по гражданскому праву алгоритм. Картинка про как решать задачи по гражданскому праву алгоритм. Фото как решать задачи по гражданскому праву алгоритмГражданское право относится к одной из наиболее сложно изучаемых отраслей права, поэтому неудивительно, что студенты часто испытывают затруднения при решении практических заданий по данному предмету.

Дать универсальный ответ на вопрос, как решить задачи по гражданскому праву невозможно, слишком большим разнообразием могут отличаться задания по этой учебной дисциплине.

Однако, для тех, кто действительно самостоятельно будет пытаться решать задачи по гражданскому праву, мы можем дать дельные советы и на примерах показать, как не допустить при этом ошибок.

Алгоритм решения задач по гражданскому праву

Например, вопрос о самовольной постройке – находим и читаем в ст. 222 ГК РФ, вопрос о дистанционной купле-продаже – в ст. 497 ГК РФ.

Например, в сфере дистанционной купли-продажи действует Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 «Правила продажи товаров дистанционным способом». Если этот вопрос касается потребителей-физических лиц – ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1.

Как правило, задачи для студентов юридических вузов составляются таким образом, что без применения разъяснений высших судебных инстанций, пользуясь лишь одним отраслевым кодексом, правильно решить задачу не получится.

Пример решения задачи по гражданскому праву

Вы решаете задачу по Общей части ГК РФ о самовольной постройке. Вопрос в задаче: может ли суд признать право собственности на самовольную постройку и какие для этого требуются условия? Ответ находим в п. 3 ст. 222 ГК РФ, из анализа которой следует, что да, суд может признать такое право за лицом, если соблюдены три условия:

Вроде бы, все просто, ссылаемся на эти условия и думаем, что задача решена верно. Однако, это не так.

Если мы откроем Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», то в п. 26 найдем положение о том, что суд удовлетворит иск о признании права собственности на самовольную постройку, только если установит, что это истец предпринимал необходимые меры к ее легализации, т.е. обращался в компетентные органы для получения разрешения на строительство или акта ввода в эксплуатацию. Если такие меры лицом не предпринимались, суд откажет в иске.

Таким образом, как видим, для правильного решения задачи перечисленных в кодексе условий легализации судом самовольной постройки недостаточно.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с решением задач по гражданскому праву или написанием любой другой работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Источник

МЕТОДИКА АКТИВНОГО РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ

Преподаватель кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Тамбовского филиала МосУ МВД России

Опыт обучения показывает, что у большинства курсантов, приступивших к изучению дисциплины «Гражданское право», уголовно-правовая направленность изучения, ввиду специфики специализации, примитивные представления о праве, на уровне бытового понимания, у них нет начальной правовой подготовки в области гражданско-правовых отношений, не изучается базовая юридическая дисциплина «Римское право».

Предлагаемая обучающая методика дает возможность интенсифицировать практическую сторону обучения. Занятия по данной методике дополняют традиционно проводимые лекции и семинары. Сначала на лекциях, а затем на теоретических семинарах обучающиеся получают знания об основных понятиях и юридических конструкциях права в целом и гражданского права в частности. С помощью активной методики они развивают навыки по практической реализации гражданских прав, способам их защиты, приобретают опыт выделения значимых юридических фактов, выбора необходимых для правильного решения дела норм гражданского права и дела норм гражданскою права.

Предлагаемая методика состоит из задач по одному из институтов гражданского права. При решении используются наводящие вопросы, позволяющие постепенно, от общего к частному, перейти к ее решению.

Предложенный вариант решения построен по схеме: 1)условие задачи;

наводящие вопросы, последовательная постановка которых подводит к правильному решению и варианты ответа на наводящие вопросы (курсантам необходимо проставить «+» и «-«);

вопросы, каждый их которых конкретизирует соответствующий наводящий вопрос и варианты ответа на них;

4) решение обучающимся варианта с приведенным судебным решением.

Курсанту предоставляется возможность найти правильный ответ на вопрос. Для подготовки к ответу приведена теоретическая часть в виде справки, которая содержит необходимые сведения из соответствующих нормативно-правовых актов. Время на обдумывание каждого вопроса устанавливается преподавателем в зависимости от подготовленности и индивидуальных особенностей обучающегося. Приводимое решение суда оформлено согласно соответствующим требованиям, т.е. является обоснованным и содержит ссылки на нормативные акты.

Летом Сидорова отправила дочь к бабушке в деревню. Через неделю позвонила соседка бабушки и сообщила, что ее мать и дочь пошли в лес за грибами и попали под сильный дождь и уже вторые сутки лежат дома с высокой температурой. Мать решила ехать в деревню. Ввиду отсутствия денег у нее в это время, Сидорова обратилась к свояченице Никулиной с просьбой одолжить ей необходимую сумму. Никулина деньги дать отказалась, но предложила Сидоровой продать ей брошь с бриллиантом, которую давно хотела купить и неоднократно обращалась с такой просьбой к ней. Брошь была оценена в комиссионном магазине в 9200 р. Никулина предложила Сидоровой сумму 4000 р. Положение Сидоровой было безвыходным: времени искать другого покупателя не было, занять деньги было не у кого. Сидорова была вынуждена согласиться на предложенные условия.

Через несколько месяцев Сидорова вернулась в город и обратилась в юридическую консультацию с просьбой дать совет по вопросу: может ли она требовать расторжения договора купли-продажи и возвращения ей кольца, проданного значительно дешевле, чем оно в действительности стоит?

Вопрос, на который необходимо дать ответ:

Какой ответ получит Сидорова?

При рассмотрении данной задачи необходимо поставить следующие наводящие вопросы:

Какая отрасль права регулирует рассматриваемые отношения?

Какие из гражданских прав регулируют рассматриваемое отношение?

Какое из перечисленных понятий характеризует рассматриваемое правоотношение?

Кто является субъектом (участником) данного правоотношения?

К какому виду договоров относится рассматриваемое обязательство?

Какие судебные органы осуществляют защиту нарушенных гражданских прав?

7 Каковы способы защиты нарушенных и оспоренных имущественных и личных неимущественных гражданских прав?

Когда правомерна самозащита гражданских прав?

Как определяются размеры компенсации морального вреда?

Какие требования к форме сделки предъявляет гражданское законодательство?

Каковы условия действительности сделок?

Каковы юридические особенности недействительных сделок?

Для начала ответим на наводящие вопросы:

Наводящий вопрос 1. Какая отрасль права регулирует рассматриваемые отношения. Из сути задачи видно, что это могут быть отрасли:

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в чьи-либо частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Уголовный кодекс РФ. Задачами являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. (ч. 1 ст. 2 УК РФ).

Законодательство о гражданском судопроизводстве. Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. (ст. 2 ГПК РФ)

Следовательно, данные правоотношения регулируются нормами гражданского права.

Вопрос 1. На чем основываются отношения Сидоровой и Никулиной:

Охране прав сторон.

Обеспечении восстановления нарушенных прав.

Судебной защите прав.

Принуждении одной из сторон.

Отношения Сидоровой и Никулиной не основываются на равенстве сторон, свободе договора, неприкосновенности собственности. А основываются на: охране прав сторон, обеспечении восстановления нарушенных прав, судебной защите прав, принуждении одной из сторон.

Наводящий вопрос 2. Какие из гражданских прав регулируют рассматриваемое отношение:

Личные неимущественные права.

Неотчуждаемые права человека.

Обязательственное право и основания его возникновения:

в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, уплатить деньги и т.д., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности;

обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из других оснований, указанных в настоящем Кодексе (ст. 307 ГК РФ).

1 Личные неимущественные права тесно связаны с имущественными, прежде всего в облас-

ти интеллектуальной собственности (патентного и авторского права), их субъекты наряду с имущественными правами обладают правомочиями личного характера: правом на авторство, неприкосновенностью собственного произведения (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

2 Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются

гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ (п. 2 ст. 2 ГК РФ). К числу таких прав и свобод относятся жизнь и здоровье, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, деловая репутация и некоторые другие (ст. 150 ГК РФ).

Таким образом, данные отношения основываются на вещных правоотношениях и обязательственном праве.

Вопрос 2. Каким образом можно выразить (определить) предмет рассматриваемого правоотношения:

Возможность пользоваться и распоряжаться некой вещью.

Правомочие личного характера.

Денежно-возмездный характер правоотношения.

В данном случае предметом правоотношений будут: возможность пользоваться и распоряжаться некой вещью и денежно-возмездный характер правоотношения.

Наводящий вопрос 3. Какое из перечисленных понятий характеризует рассматриваемое правоотношение:

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, применении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух и многосторонних сделках, предусмотренные гл. 9 ГК РФ (ст. 420 ГК РФ).

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из других оснований, указанных в настоящем Кодексе (ст. 307 ГК РФ).

Понятия характеризующие данные правоотношения: сделка и договор.

Вопрос 3. Какое из своих правомочий реализовала Сидорова (Никулина):

Приняла исполнение обязательства.

Вывод: Совершила сделку, заключила сделку.

Наводящий вопрос 4. Кто является субъектом (участником) данного правоотношения:

Участниками регулируемых гражданским законодательством правоотношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Вопрос 4. Кто является субъектом рассматриваемого правоотношения: 1 Сидорова.

Субъектами данных правоотношений являются Сидорова и Никулина.

Наводящий вопрос 5. К какому виду договоров относится рассматриваемое обязательство:

Договором купли-продажи называется договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать имущество в собственность другой стороне (покупателю), которая обязывается уплатить за него определенную денежную сумму (ст. 454 ГК РФ). Предметом купли-продажи, т. е. товаром, по общему правилу может выступать любое имущество, не изъятое из гражданского оборота. Это имущество на момент заключения договора уже принадлежит продавцу на праве собственности.

Договором подряда является такой договор, в силу которого одна из сторон (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ). Иными словами, подряд относится к таким обязательствам, в которых должник обязуется не что-либо дать, а что-либо сделать, т.е. выполнить определенную работу; и уже затем передать заказчику не любую вещь, а именно ту, которая явилась результатом его работы. Таким образом, подряд охватывает отношения не только товарного обращения, но и производства материальных благ.

3 Обязательство по оказанию услуг может быть определено как такое гражданское правоотношение, в силу которого исполнитель (услугодатель) обязан совершить те или иные действия, результат которых не имеет овеществленного выражения и не может быть гарантирован, а заказчик (услу-гополучатель) обязан оплатить оказанные услуги. Полезный эффект услуги в данном случае неотделим от самой деятельности, в которой услуга воплощена, и поэтому результат не может быть гарантирован, по крайней мере, в полном объеме. Это очевидно, если речь идет об услугах репетитора, врача, адвоката, посреднических и информационных услугах.

Вопрос 5. Как в гражданском праве определяется достигнутое между Сидоровой и Никулиной соглашение:

1 Договор купли-продажи.

Договор по оказанию услуг.

Это договор купли-продажи.

Наводящий вопрос 6. Какое из перечисленных понятий характеризует рассматриваемое правоотношение:

Результаты творческой деятельности.

Свобода заключения договора.

Право на имя (имя гражданина).

4 Важнейшим основанием возникновения гражданско-правовых отношений служат договоры и иные сделки. Речь идет о договорах, заключаемых по свободному усмотрению сторон, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом или иными правовыми актами. При этом граждане и юридические лица обязаны соблюдать основы правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ), действовать добросовестно и разумно (ст. 10 ГК РФ).

Вывод: Свобода заключения договора.

Вопрос 6. Какие гражданские права Сидоровой нарушены иной в данном правоотношении:

Право на результаты интеллектуальной деятельности.

Право на неприкосновенность частной жизни.

Право на свободу договора.

Вывод: Право на свободу договора.

Наводящий вопрос 7. Какие судебные органы осуществляют защиту нарушенных гражданских прав:

Суд общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам (ст. 126 Конституции РФ).

Арбитражные суды осуществляют гражданское судопроизводство, рассматривая хозяйственные споры между юридическими лицами (ст. 127 Конституции РФ).

Гражданский иск предъявляется по месту жительства ответчика (ст.28 ГПК РФ).

Вопрос 7. В какой судебный орган нужно обратиться Сидоровой:

В суд первой инстанции по своему месту жительства.

В суд первой инстанции по месту жительства иной.

Вывод: В суд первой инстанции по месту жительства ответчика.

Наводящий вопрос 8. Каковы способы защиты нарушенных и оспоренных имущественных и личных неимущественных гражданских прав:

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

Прекращение действий, нарушающих право.

Возмещение убытков, понесенных в связи с нарушением права.

Признание оспоримой сделки недействительной.

Компенсация морального вреда.

Закон различает следующие основные способы защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ):

признание права судом, осуществляющим конкретную защиту прав граждан и организаций;

восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право;

присуждение к исполнению обязанности в натуре (когда между сторонами гражданских правоотношений обязанное лицо должно передать определенную вещь);

взыскание с лица, нарушившего право, причиненных убытков или неустойки (штрафа, пенни);

признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий недействительности оспоримых и ничтожных сделок;

самозащита права (не требует обращения в суд);

компенсация морального вреда: при нарушении принадлежащих гражданину личных неимущественных прав или других нематериальных благ.

Приведенный перечень не является исчерпывающим.

Вывод: Все перечисленные способы доступны кроме самозащиты.

Вопрос 8. Каким образом суд может защитить нарушенные права Сидоровой в рассматриваемой ситуации:

Возместить Сидоровой убытки.

Компенсировать моральный вред.

Признать данную сделку недействительной.

Вывод: Признать сделку недействительной.

Наводящий вопрос 9. Когда правомерна самозащита гражданских прав:

При любом нарушении гражданских прав.

При соразмерности мер правозащиты характеру правонарушения.

До момента исполнения обязательства.

необходимости пресечь это нарушение;

соразмерности принятых для пресечения нарушения мер характеру и содержанию правонарушения.

Вывод: При соразмерности мер правозащиты характеру правонарушения.

Вопрос 9. Есть ли у Сидоровой в данной ситуации основания для самозащиты своих прав:

Наводящий вопрос 10. Как определяются размеры компенсации морального вреда:

По усмотрению потерпевшего (истца).

В соответствии со степенью вины нарушителя.

По усмотрению суда.

В соответствии со степенью нравственных и физических страданий потерпевшего.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и степень нравственных и физических страданий лица, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ).

Вывод: В соответствии со степенью вины нарушителя, по усмотрению суда, в соответствии со степенью нравственных и физических страданий потерпевшего.

Вопрос 10. Что примет во внимание суд в случае определения размеров компенсации морального вреда по данному иску (если это будет необходимо):

Степень вины Никулиной.

Сумму стоимости данной сделки.

Вред, нанесенный личным правам Сидоровой.

Размер убытков Сидоровой вследствие действий Никулиной.

Вывод: Степень вины Никулиной и вред, нанесенный личным правам Сидоровой.

Наводящий вопрос 11. Какие требования к форме сделки предъявляет гражданское законодательство:

Форма определяется соглашением сторон.

Форма определяется суммой сделки.

Форма определяется предметом сделки.

Способ, посредством которого выражается воля сторон при совершении сделки, называется формой сделки. Гражданское право признает две основные формы сделки: устную и письменную. Устные сделки заключаются в следующих случаях:

когда законом или соглашением сторон не установлена письменная форма;

Письменная форма бывает простой и нотариальной. Кроме того, в отдельных случаях возможно заключение сделки в форме конклюдентных действий и молчания (ст. 158 ГК РФ). В простой письменной форме должны совершаться следующие сделки:

1) сделки юридических лиц между собой и гражданами;

2) сделки граждан между собой на сумму свыше 10 установленных законом минимальных разме- ров оплаты труда (ст. 161 ГК РФ).

В случаях, прямо указанных в законе, требуется нотариальное удостоверение сделок и их государственная регистрация (ст. 163, 185, 187, 339 и др. ГК РФ).

Вопрос 11. Какая форма заключения сделки должна соответствовать данному соглашению (установленный законом минимальный размер оплаты труда 720 р.):

Вывод: Письменная форма.

Наводящий вопрос 12. Каковы условия действительности сделок:

Достижение необходимого результата.

Сделка, которая повлекла за собой тот правовой результат, к которому стремились ее стороны, называется действительной. Чтобы сделка была признана действительной, необходимо ее соответствие следующим условиям:

сделка должна быть законной, т.е. отвечать требованиям правопорядка и нравственности;

сделка должна быть совершена дееспособными лицами;

должна быть соблюдена форма сделки;

4) волеизъявление, выраженное в сделке, должно соответствовать действительной воле лица, совершившего сделку.

Сделка, при совершении которой не соблюдены условия действительности, является недействительной, т.е. не влечет за собой правовых последствий, на которые она была направлена.

Вывод: Дееспособность сторон, законность и действительность волеизъявления.

Вопрос 12. По какому основанию может быть признана недействительной данная сделка:

Несоответствие действительной воле лица, ее совершившего.

Вывод: Несоответствие действительной воле лица, ее совершившего.

Наводящий вопрос 13. Каковы юридические особенности недействительных сделок:

Признание судом недействительности сделки необходимо всегда.

Недействительные сделки подразделяются на ничтожные и оспоримые. Ничтожной является сделка, недействительность которой вытекает из факта ее совершения, и признание судом такой сделки недействительной не требуется. Например, ничтожной признается сделка, не соответствующая закону, совершенная недееспособным лицом, сделки с нарушением соответствующей формы заключения и др.

Более сложная ситуация возникает при совершении сделки под влиянием заблуждения, когда нужно учитывать интересы обоих партнеров. В данном случае суд принимает во внимание только заблуждение, имеющее существенное значение, и к последствиям такой сделки применяется принцип двусторонней реституции в отношении имущества, переданного участниками сделки.

Вопрос 13. Необходимо ли признание судом недействительности данной сделки (как оспоримой):

Вопрос 13а. Каковы будут последствия признания судом данной сделки недействительной:

Вывод: Односторонняя реституция.

Вывод по задаче: При обращении в юридическую консультацию Сидорова должна получить следующий ответ. В рассматриваемом случае необходимо обратиться в суд по месту жительства Никулиной для признания сделки недействительной. Данная сделка является договором купли-продажи и в ее основе должна лежать свобода договора, чего не было. После признания сделки недействительной суд обяжет вернуть все в исходное положение.

1 Суд признает факт заключения договора купли-продажи, что подтверждается показаниями сторон, однако признает данную сделку недействительной (ст. 179 ГК РФ).

2 Суд обязывает Никулину возвратить Сидоровой ее брошь с бриллиантом.

3 В связи с отсутствием реальных убытков, как последствий данного соглашения, суд не требует дополнительной компенсации вреда со стороны иной.

В рассматриваемой методике подробно рассмотрена всего лишь одна задача. Она позволяет логически выделить ту область права, в которой рассматриваются данные правоотношения. В этой области обрисовать круг вопросов, которые должен задать себе курсант и логически подойти к решению данной задачи.

Предлагаемая методика составлена на основе новейших научных разработок и с 2004 г. успешно проходит апробацию при проведении теоретических и практических занятий по гражданскому праву с курсантами Тамбовского филиала МосУ МВД РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *