как сделать дорогу в снт за счет государства
Дороги на дачи будут строить на бюджетные деньги
В четверг, 11 июля в Госдуму внесен законопроект, регламентирующий механизм финансирования строительства объектов загородной социальной инфраструктуры в садовых и огороднических товариществах.
Поправку планируют внести в Закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Прежде всего, речь идет о прокладке дорог, средства на которые после принятия закона смогут выделять из регионального или муниципального бюджета.
Тогда как для развития территорий товариществ необходимы куда более расширенные меры. Как поясняют инициаторы изменений, на данный момент общий перечень проектов закрытый, при этом некоммерческим объединениям и их членам необходимы не только системы жизнеобеспечения, но и объекты социальной инфраструктуры, и транспортная доступность, невозможная без нормальных дорог. Одним из авторов инициативы является Андрей Кутепов.
И в старом законе была предусмотрена возможность помощи садоводам, например – Петербуржское Управление садоводства и огородничества занималось развитием садоводства в рамках принятых программ. Расширение же перечня проектов в законодательстве даст возможность бюджетного финансирования и новый толчок к развитию садоводств и огородничеств в регионах.
После принятия законопроекта региональные и местные власти получат право финансировать организацию социальной и транспортной инфраструктуры на территории СНТ и ОНТ из собственного бюджета. Не факт, что муниципалитеты кинутся укладывать асфальт и строить медпункты, но, как минимум, прикрыться запретом на их финансирование после принятия закона уже не получится.
Дороги в СНТ
Кому принадлежат дороги в СНТ
Вне зависимости от задач, председатель не имеет права принимать самостоятельного решения о проведении ремонтных работ. Этот вопрос обязательно должен выноситься на общее собрание и обсуждаться совместно с членами СНТ.
Садоводам нужно не только дать свое согласие, но и утвердить смету, выбрать уполномоченное лицо, которое будет отвечать за составление договора с подрядчиком и контроль выполнения работ.
Ведение бухгалтерии СНТ
Требования к дорогам в СНТ
Если эти нормы в товариществе не соблюдены, дороги придется модернизировать и расширять.
В чем сложность модернизации дорог в садоводческих товариществах
При расширении дороги в товариществе придется «отнимать» часть земли от участков, расположенных вдоль проезжей части. Понятно, что перспектива отдать свою личную собственность под земли общего пользования не радует садоводов. Поэтому председателю бывает сложно утвердить модернизацию дорог на общем собрании: дачники, имеющие наделы рядом с дорогой, голосуют против.
Без согласия всех членов СНТ председатель не может приступить к ремонту. Но если оставлять все как есть, то дороги в товариществе по-прежнему не будут соответствовать пожарным нормам.
Задача председателя в такой ситуации — максимально подробно разъяснить дачникам, зачем нужно расширение проезжей части, и постараться убедить всех садоводов в том, что это действительно необходимая мера.
Как отремонтировать дороги в СНТ
После того как общее собрание утвердит ремонт дорог, сроки работ и смету расходов, можно приступать к поиску подрядчика — компании, которая готова предоставить весь комплекс услуг по укладке полотна.
Как правило, подрядчики могут предложить несколько вариантов работ в зависимости от вашего бюджета.
Когда садоводы на общем собрании утвердят выбранный вариант ремонта, можно заключать договор с подрядчиком. Строительные компании качественно выполнят свою работу, и в вашем СНТ снова будут хорошие дороги.
Проблемы строительства загородных дорог, или война за накатанный путь к любимому дому
Раз уж тему строительства дорог относят к одной из двух злополучных российских проблем, то и внимания она заслуживает более чем пристального. Особенно с этим будут согласны жители российской глубинки и обитатели многочисленных дачных поселков. Порою самым животрепещущим вопросом для них бывает следующий: кто должен строить дороги в их родном населенном пункте?
Развернутый ответ на него можно получить, обратившись к пункту 5 главе 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В нем ясно изложено, что строительство дорог общего пользования (также это касается остановок и других инженерных сооружений) в пределах населенного пункта – это прерогатива местной администрации. Причем выполняться она должна за счет средств местного бюджета. Совсем другое дело, если органы местного самоуправления всеми силами стараются отсрочить незабываемый момент, олицетворяющий завершение строительства. В таких случаях вполне можно получить судебное решение, превращающее рассказы о нехватке бюджетных средств в наивное оправдание. Но иногда для этого приходится хорошо постараться.
Что делать для того, чтобы администрация вас услышала
Для того чтобы главы местных поселений не остались в стороне от вашей проблемы, связанной со строительством дороги общего пользования, помните: никогда не тратьте время на переписку с такими людьми. Получив первое уведомление о невозможности решить вопрос «по-хорошему», обращайтесь к служителям фемиды. Вот, что думает о решении этой проблемы наша форумчанка, обладающая приличным опытом в решении подобных вопросов.
Я бы вообще послала их отписку в прокуратуру с жалобой. С ними переписываться – это терять время. Если будете все же писать им, то, конечно, на имя главы. Посылать обязательно заказным письмом с уведомлением. Чтобы быстрее получить новую отписку, можно продублировать мылом.
Итак, вот что мы имеем. Если на плане населенного пункта нанесены дороги, съезды и им подобные сооружения (например, мосты), то все они должны строиться, а также обслуживаться средствами и стараниями местной администрации. Конечно, никто не спорит с тем, что старания эти всегда очень сильно растянуты во времени.
Все вышесказанное в полной мере относится к дорогам, обеспечивающим непосредственный подъезд к участку. Их еще называют съездами с дорог общего пользования.
Если нет, то вот мнение, заслуживающее внимания.
Когда администрация выделяла вам участки, она должна была заложить в проекте, где должны быть дороги. Надо с администрации «трясти», где должны быть дороги.
На данном этапе, в принципе, проблем возникнуть не должно. Тем более, что земельный участок с капитальными постройками или правом на их возведение должен быть обеспечен проездом к нему. Это сказано в статье 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
И это как раз тот случай, когда администрация с большой долей вероятности пойдет жителям навстречу. Если нет, то возможность обращения в прокуратуру еще никто не отменял.
Для тех, кто желает построить дорогу своими силами
Некоторые жители небольших поселков, которым надоело обивать пороги администрации, решаются на строительство дороги общего пользования своими силами. Практически всегда подобный шаг является экономически неоправданным.
Построить дорогу с соблюдением всех норм и правил – очень дорогое удовольствие. А за самострой могут и к ответственности привлечь.
И впрямь, ну подумайте сами, ведь с чего начинается строительство? С разработки проекта, с создания проектно-сметной документации – с дальнейшим согласованием всех документов в государственных инстанциях различного уровня. И это всего лишь перечень «бумажных» работ, предшествующих трудоемкому строительству. А что вас может ожидать после окончания всех этих хлопот? Не всегда это может оказаться чем-то хорошим. Например, ответственность за любой несчастный случай, произошедший на этой дороге, может запросто лечь на плечи самих строителей. Даже одного этого факта многим читателям будет достаточно для того, чтобы всерьез задуматься о целесообразности подобной затеи.
Делаем вывод: каким бы трудолюбием не располагали вы и ваши единомышленники, правильнее всего будет заставить органы местного самоуправления выполнять свои прямые обязанности по обеспечению поселения качественными и надежными дорогами.
Для того чтобы собственный успех в борьбе с бюрократическими препонами не вызывал у вас сомнений, почитайте статью 15 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ. В ней говорится о том, что бездействие должностных лиц, ответственных за деятельность в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, в наши дни может сурово караться законом.
Для тех, кто, несмотря ни на что, решился строить дорогу к дому своими руками, на нашем сайте найдется подходящая статья. Если кто-то желает «померяться силами» с представителями местной администрации, то ему будет полезно посетить раздел, посвященный нормативным актам и показательным судебным решениям, которые касаются дорожного строительства. А принять участие в рассуждениях на тему «Кто должен прокладывать дороги?» вы можете в соответствующем разделе. Для всех желающих принять участие в не менее интересных обсуждениях, посвященных представленной тематике, у нас открыт раздел «Практика борьбы с бездорожьем».
Отсутствие дороги на улице
Проживаем в сельской местности, по улице проходит грунтовая дорога без покрытия. Каждую весну и осень она становится непригодной для проезда, что создает угрозу жизни и здоровью жителей улицы. Все попытки договориться или заставить власти сделать дорогу (хотя бы отсыпать щебнем) заканчиваются тем, что власти ссылаются на то, что дорога относится к 5-й категории и не подразумевает ремонта и твердого покрытия, а только грейдирование. Как можно добиться ремонта дороги?
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
— приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
— приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
— соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно п. 4 ст. 6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:
— принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
— участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района;
— ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление указанных полномочий на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
— принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
— ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий;
— участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким образом, обеспечение проведения мероприятий, направленных на безопасность дорожного движения на дорогах местного значения, к которым относятся и грунтовые дороги сельского поселения, возлагается на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся данные дороги.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст, устанавливает сроки проведения мероприятий по устранению дефектов дорожного покрытия, в том числе для дорог 5-й категории.
Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приняты письмом Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) содержат основные положения по организации и выполнению работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, искусственных сооружений и элементов их инженерного обустройства, обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с приказом Минтранспорта России от 16.11.2012 N 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» установлен состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог. Классификация предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного проихзводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Таким образом, для решения вашей проблемы необходимо направить письменный запрос в местную администрацию с требованием приведения дорожного покрытия дороги в надлежащее состояние, обеспечивающее безопасность дорожного движения. Желательно предварительно заказать проведение независимой экспертизы дорожного покрытия.
В случае получения отказа его можно обжаловать в порядке ч. 1 статьи 218 КАС РФ.
Дороги в СНТ – кто должен делать и за чей счет
Добавление статьи в новую подборку
Разбитые дороги, как при подъезде, так и в самом садовом товариществе – привычная для многих дачников картина. Когда дело касается их ремонта, и возникает вопрос, кому принадлежат дороги и за чей счет производить работы. Узнайте, что говорит закон.
Деятельность СНТ регламентируется Федеральным законом N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд», а дорожная – Федеральным законом № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации».
Кому принадлежат дороги в СНТ
В соответствии с этими законодательными актами, дороги, ведущие к СНТ, принадлежат органам муниципальной власти: районным, городским, поселковым, а расположенные внутри товарищества являются имуществом общего пользования всех его членов и их общей собственностью (о чем должна быть соответствующая запись в уставных документах).
Поэтому и содержать, и ремонтировать эти транспортные пути должны собственники. То есть все дороги, утвержденные кадастровым планом СНТ, должны приводиться в порядок за счет членов товарищества.
По действующему законодательству, даже если дорога по документам принадлежит товариществу, запретить свободное передвижение по ней нельзя.
Решение принимается на общем собрании (высшем органе управления СНТ). На нем оговаривается способ ремонта, назначаются ответственные лица по сбору средств и контролю над проведением работ.
Содержание и ремонт подъездных дорог к СНТ
Содержанием же дорог муниципального значения и их ремонтом занимаются местные администрации. Однако большинство подъездных путей, ведущих от основных магистралей к СНТ, не относятся к автодорогам общего пользования местного значения и не числятся у них на балансе, т.е. являются бесхозными.
Раньше члены товариществ, чтобы «не бить» свои транспортные средства, могли заделывать ямы на этих дорогах сами. Но с вступлением в силу закона о садоводстве и огородничестве №217-ФЗ товарищества больше не имеют права оплачивать какие-либо услуги за пределами своей территории.
Чтобы передать эти подъездные пути на баланс местных администраций, садоводам приходится пройти немало инстанций и потратить уйму времени. Ведь зачастую собственника этих дорог найти очень сложно.
Строили дороги предприятия или социальные учреждения еще в советское время, часто хозяйственным способом. Многих из них уже не существует, а те, что сохранились, давно отказались он непрофильных активов и лишней социальной нагрузки. Разумеется, документов на такие дороги не осталось.
К тому же передать их возможно только, если дороги находятся на муниципальных землях, а не в частной собственности. Но постепенно этот процесс идет. После передачи в местных бюджетах, согласно Федеральному закону № 257 (ч. 11 ст. 13), должны быть заложены деньги на «капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения».
Обеспечение надлежащего состояния этих транспортных путей станет прямой обязанностью органов местного самоуправления.
Ремонт дорог в СНТ
Но даже с ремонтом и модернизацией дороги, находящейся на территории СНТ, могут возникать сложности и не только материального плана. В юриспруденции есть понятие земель общего пользования (ЗОП). В садовых товариществах к ним относятся проезды, улицы и дороги, пожарные водоемы, места размещения мусорных баков и парковки автомобилей.
Но, несмотря на то, что ими все пользуются, у отдельных участков этих земель может быть свой собственник. Поэтому все работы на данной территории необходимо согласовывать с ним. Так, часть дороги внутри товарищества может принадлежать муниципалитету или частному лицу.
С местной администрацией проблем обычно не возникает: чиновникам главное, чтобы денег не просили. А вот без уведомления частного лица начинать работы по ремонту или модернизации дороги юристы не рекомендуют. Кто знает, как отреагирует «частник» на решение заасфальтировать его собственность, может и оплату за это потребовать.
Вне зависимости от того, кто является собственником ЗОП, по закону ремонт должен производиться за счет членов СНТ, которые имеют право улучшить инфраструктуру по добровольному решению. Для проведения этих работ председатель товарищества должен заручиться поддержкой всех его членов.
И речь идет не только о внесении необходимых средств, но и о согласии тех садоводов, чьи участки граничат с дорогой, на выделение небольшой части своей земли в пользу ЗОП. Ведь без этого модернизировать проезжую часть нельзя.
Модернизация же большинства дорог в СНТ нужна из-за их несоответствия современным строительным нормам, прописанным в СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих дачных объединений граждан, здания и сооружения (с Изменением N 1)».
Какими должны быть дороги в СНТ
По принятым нормам, ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 м, а проездов – не менее 3,5 м. В СНиП 30-02-97 также содержится информация о радиусах поворотов – не меньше 6,5 м.
Такие требования установлены неслучайно. Их соблюдение позволяет беспрепятственно прибыть на место возгорания пожарной спецтехнике. Если быстро не отреагировать, пожар распространится на соседние участки, и могут пострадать как люди, так и их имущество.
Понятно, что в старых садовых товариществах, которые строились без планов и инфраструктуры, подобные нормы не соблюдены, поэтому их дорогам нужна модернизация. А для ее проведения у участков, граничащих с дорогой, необходимо забрать часть земли. Зачастую собственники неохотно идут на такой шаг, но безопасность куда важнее лишней грядки.
Тем более что расширение проезда между участками может осуществиться и в принудительном порядке: пожарная инспекция фиксирует нарушение и передает сведения в жилищную инспекцию.
Модернизация дороги в СНТ требует от членов СНТ некоторых жертв и значительных средств, но от нее никуда не уйти. Администрации отдельных регионов также подключаются к этому делу, предоставляя финансовую помощь. Только в Ленинградской области, например, в прошлом году СНТ получили из регионального бюджета свыше 40 млн рублей, которые пошли на обслуживание электросетей и ремонт дорог.