как в еис разместить доп соглашение к договору по 223 фз
Работаем с реестром договоров по 223-ФЗ по новым правилам с 22.02.2021
Реестр закупок по 223-ФЗ — это свод всех заказов компаний, которые заключают договоры на основании этого закона. С 22.02.2021 работу с ним серьезно изменят.
Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной
Скачать постановление правительства № 1132 от 31.10.2014 из КонсультантПлюс |
Последние изменения
С 22.02.2021 вступает в силу приказ Минфина № 343н от 31.12.2020, который изменил приказ Минфина № 173н и уточнил порядок ведения реестра договоров по 223-ФЗ. С этой даты заказчикам придется отправлять информацию по сделкам с самозанятыми. Подробнее: «Как участвовать в закупках: подробная инструкция для самозанятых».
Еще положения этого приказа привели в соответствие с действующим законодательством: скорректировали правила указания информации о стране происхождения товара. Ее нужно отражать и если по договору на выполнение работ (оказание услуг) есть поставка товара. Тот же порядок применяйте и для информации о цене единицы товара.
При заполнении информации о результатах исполнения договора, в т. ч. оплаты, в числе прочих сведений придется указывать такие:
Информация о наименовании и коде страны происхождения товара по ОКСМ формируется по исполненному договору (отдельному этапу исполнения договора) на основе сведений из документа о приемке постановленного товара.
При заполнении информации об объеме финансового обеспечения договора за счет средств субсидии, которая предоставлялась для реализации национальных и федеральных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, придется указывать такие сведения:
Напомним, что с 01.01.2021 вступило в силу постановление правительства № 1799 от 07.11.2020, которое уточнило, когда отправляют сведения о выполнении обязательств по договору в рамках 223-ФЗ, — в течение 10 дней, в т. ч. со дня приемки или оплаты договора. С этой даты наряду с другой информацией в реестр вносят сведения о цене единицы товара, работы или услуги.
А для тендеров на строительные работы это постановление ввело правило о необходимости передавать данные о товарах, которые заказчик принимает к бухучету.
Напомним, что с 01.07.2020 вступили в силу изменения правил ведения свода договоров по 223-ФЗ (постановление № 523 от 16.04.2020), которые:
А еще с 30.10.2020 на сайте проектов нормативных актов рассматривается проект приказа Минфина, который изменяет приказ Минфина № 173н от 29.12.2014 и уточняет правила работы с реестром заключенных договоров по 223-ФЗ о закупках отдельными видами юридических лиц.
В частности, в этом проекте закреплены такие поправки:
Что такое реестр
Реестр по 223-ФЗ — это база данных всех контрактов, которые заключены госкомпаниями. Перечень контрактов 223-ФЗ ведут на основании правил, которые утверждены ПП от 31.10.2014 № 1132. В установленные сроки в него включаются информация и документы, которые подлежат размещению в ЕИС.
На картинке видно, что две базы (вторая — это перечень контрактов по 44-ФЗ) соседствуют, но не сливаются в единый блок. База по 223-ФЗ имеет свои задачи и особенности.
Информация из перечня носит открытый характер, за исключением:
Остались вопросы? В КонсультантПлюс есть статьи экспертов, которые подробно объясняют процесс работы с реестром сделок по 223-ФЗ.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ .
Какая информация вносится
Рассказываем, какие сведения и какие документы размещаются в реестре договоров по 223-ФЗ в обязательном порядке:
В пункте 2 правил ведения перечня, которые утверждены постановлением № 1132 от 31.10.2014, сказано, надо ли размещать контракт по 223 в реестр контрактов в ЕИС: да, копия этого документа подлежит внесению в перечень.
Как внести сведения
Постановление № 1132 от 31.10.2014 разъясняет, какое ведомство ведет в ЕИС реестр договоров по 223-ФЗ: полномочиями по ведению такого перечня обладает Федеральное казначейство. Вносят информацию заказчики. Это подлежит делать по всем процедурам, которые осуществляются в рамках закона о закупках от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
Информацию заказчик направляет в ведомство, которое в течение 3 рабочих дней проверяет данные и, если все в порядке, формирует запись, которая получает уникальный номер. Если обнаружатся ошибки, придется доработать документы по результатам замечаний.
Сроки
Информация о том, в течение какого срока со дня исполнения, изменения или расторжения договора заказчиками вносится в реестр договоров информация о результатах исполнения договора, содержится в ПП № 1132 от 31.10.2014. Заказчику необходимо направить сведения в Казначейство со дня:
Когда в законе не указано, какие дни — календарные или рабочие, отдавайте преимущество в пользу календарных во избежание риска привлечения к административной ответственности, поскольку уточнения по этому вопросу пока нет. На основании ст. 193 Гражданского кодекса, если последний день такого срока является нерабочим днем, сведения направляют в ближайший рабочий день.
Минфин и Минэкономразвития рекомендуют (в письмах от 21.07.2015 № 02-04-11/41911, от 12.02.2016 № ОГ-Д28-1574) включать в положение о закупке порядок и сроки направления сведений об исполнении этапов. Заказчик сам решает, вносить ли ему сведения после завершения каждого этапа или после исполнения в целом.
Какие сведения не вносятся
Не передают данные:
Дополнительное соглашение к контракту по 223-ФЗ
Антикризисное предложение до 11 ноября
Дополнительное соглашение к контракту по 223-ФЗ: правила составления и подводные камни
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
Стороны составляют дополнительное соглашение к контракту по 223-ФЗ, когда уже подписанный договор по тем или иным причинам нуждается в изменениях. Причем инициатива о внесении последних может исходить и от исполнителя, и от заказчика.
Как и всякий документ, данное соглашение составляется по определенным правилам. И если не следовать им со всей возможной тщательностью, то легко нарваться на санкции со стороны государственных органов. Чтобы не рисковать, стоит воспользоваться нашей статьей-шпаргалкой.
Цели дополнительного соглашения к контракту
Дополнительное соглашение составляется в том случае, если в ходе исполнения договора возникает необходимость внесения корректировок в его содержание. При этом изменения могут касаться следующих аспектов:
Составление дополнительных соглашений – это обычная бизнес-практика во всех сферах деятельности.
Дополнительное соглашение имеет следующие характерные признаки:
Дополнительное соглашение к контракту является таким же юридически значимым документом, как и сам договор, поскольку имеет все его признаки. Правоотношения, установленные контрагентами в рамках дополнительного соглашения, также являются сделкой. Следовательно, на дополнительные соглашения распространяются все те же правила, которые применимы к любым договорам, при условии что ни закон, ни сам договор не предусматривают иного.
Это означает, что дополнительное соглашение должно быть оформлено по тем же правилам, что и договор. Для него также актуально наличие информации, которая указывается при заключении сделки – правосубъективность, волеизъявление и т. д. В случае, когда стороны подписывают договор, подлежащий обязательному нотариальному удостоверению либо регистрации в государственных органах, такая же процедура должна соблюдаться и при оформлении дополнительных соглашений к данному договору.
В то же время дополнительное соглашение не является самостоятельным правовым документом. Без основного договора, к которому оно было составлено, оно не имеет юридической силы. Также актуальность этого документа упраздняется, если основной договор признается недействительным или незаключенным.
Можно ли менять условия контракта по 223-ФЗ
Дополнительное соглашение к договору по 223-ФЗ подчиняется общим правилам для подобных документов, но при этом все вносимые коррективы должны учитывать требования законодательства о закупках. Вышеуказанный закон не запрещает изменять положения заключенного контракта, но и не устанавливает регламент внесения поправок. Следовательно, составляя дополнительное соглашение к контракту по 223-ФЗ, необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ.
Внести изменения можно в такие положения договора:
При желании сторон внести какие-либо изменения в уже действующий договор через механизм оформления дополнительного соглашения должно выполняться главное условие – единое мнение контрагентов по всем необходимым корректировкам. Если же какая-то сторона не согласна с предложенными поправками, то инициатору придется обращаться в суд. Суд обычно удовлетворяет исковые требования, когда имеются факты нарушения ответчиком условий договора либо обязательства не могут быть исполнены на начальных условиях ввиду существенных изменений внешних обстоятельств.
Для процедур в системе закупок обычно существует ряд ограничений. В том числе запрещено изменять условия контракта. Если сделка подпадает под подобные ограничения, то у контрагентов нет возможности внести коррективы в действующий договор, так как это незаконно.
Но все-таки иногда в соответствующих обстоятельствах возникает необходимость изменить некоторые положения контракта, а именно объем поставки, цену, сроки. В этом случае стороны обязаны составить дополнительное соглашение к контракту по 223-ФЗ и зарегистрировать его в ЕИС.
Как быть, когда обстоятельства исполнения договора меняются и требуется внести коррективы в другие положения действующего документа? В законе 223-ФЗ указано, что изменить можно лишь те положения, о которых было сказано выше. Прочие существенные условия допускается корректировать, если суть договора при этом не меняется. Так, нельзя составить дополнительное соглашение к контракту по 223-ФЗ и предусмотреть в нем иной объект. Позиция контролирующих служб и исполнительных органов по этому вопросу неоднозначна, но обычно они согласны с тем, что прочие условия договора изменению не подлежат.
Еще одним существенным условием исполнения контракта является срок его действия. Стороны не смогут существенно увеличить этот период по отношению к действующему договору. Иначе такое изменение расценивается как ограничение конкуренции и является нарушением норм законов 223-ФЗ и 44-ФЗ. Срок может быть увеличен лишь немного, если исполнитель не успевает вовремя осуществить поставку.
Оформление дополнительного соглашения к контракту по 223-ФЗ
223-ФЗ не содержит указаний, каким именно образом нужно оформлять дополнительное соглашение. В этом вопросе каждый заказчик составляет дополнительное соглашение к контракту по 223-ФЗ по собственному образцу. Необходимо лишь придерживаться требований Гражданского кодекса РФ. Если контрагент желает внести корректировки в содержание договора, он направляет второй стороне уведомление. Можно также сразу приложить текст дополнительного соглашения без своей подписи.
Другая сторона рассматривает предложение и в случае согласия подписывает документ, отправляет его контрагенту. Если предложение о корректировке принято быть не может, то оформляется протокол разногласий и вместе со всем полученным ранее пакетом документов пересылается инициатору.
В дополнительном соглашении должна содержаться следующая информация:
Поскольку возможность внесения изменений в контракты ограничена законом 223-ФЗ, нужно очень внимательно изучить основной договор, нормативные акты относительно закупки и Гражданский кодекс РФ. Любые ошибки при составлении дополнительного соглашения приведут к санкциям.
Когда стороны выработали единое мнение относительно изменения положений основного договора, составили и подписали дополнительное соглашение, новые условия вступают в силу. Этот путь единственный, когда можно откорректировать обстоятельства сделки, сохранить правоотношения контрагентов и не нести ответственность по факту неисполнения принятых обязательств.
Отражение изменений договора в ЕИС
Если составляется дополнительное соглашение к контракту по 223-ФЗ, то заказчик должен в соответствии с ним откорректировать информацию в ЕИС в части объема поставки, цены и срока. Не надо размещать только те сведения, которые относятся к государственной тайне.
После того как дополнительное соглашение подписано, у заказчика есть 10 рабочих дней для внесения информации в ЕИС. Несоблюдение данного требования наказывается штрафом от 10 до 30 тысяч рублей. При этом персональную ответственность несет контрактный управляющий, который может быть оштрафован на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.
Публикация данных по факту корректировки условий контракта осуществляется по следующему алгоритму:
Пример порядка действий при составлении дополнительного соглашения об изменении цены договора
Проиллюстрируем конкретным примером, как изменить цену контракта по 223-ФЗ:
Подрядчик, предлагая увеличить стоимость контракта, обязан иметь весомые основания для такого действия. Все необходимые доказательства приводятся в уведомлении. Также инициатору следует осознавать собственные риски в случае, если заказчик не согласится поднимать цену контракта, а именно:
У заказчика, получившего предложение о повышении цены, остается право самостоятельно проанализировать рынок и убедиться в обоснованности требований контрагента. Весь переговорный процесс между сторонами необходимо фиксировать письменно, это поможет заказчику обосновать перед ФАС свою позицию и исключить прессинг со стороны подрядчика.
Дополнительное соглашение должно содержать следующую информацию:
Реквизиты сторон, указанные в дополнительном соглашении, должны быть точно такими же, как и в основном договоре. Если произошли изменения в этой части, то данные корректируются и дается ссылка на основание, например произошедшую реорганизацию компании и соответствующий номер приказа.
Предметом соглашения является корректировка раздела «Цена и порядок расчетов» основного контракта. Дополнительные изменения могут касаться объемов и характеристик объекта поставки.
При описании изменения указывается соответствующий пункт контракта, который затем излагается в новой редакции.
В организациях нередки случаи сокращения финансирования по уже имеющимся договорам. В связи с этим заказчик вынужден пересматривать объем и цену поставки. Он должен уведомить исполнителя о данном факте и приложить копию приказа вышестоящей инстанции о сокращении бюджета. Исполнитель, в свою очередь, вправе отстаивать свои интересы в ФАС, требуя провести аудит заказчика. Также дело может быть передано в арбитражный суд.
Часто задаваемые вопросы про дополнительное соглашение к контракту по 223-ФЗ
По этой причине стоимость сделки может быть изменена, если нет ограничений по Гражданскому кодексу РФ и по локальному положению о закупке. Следует заранее предусмотреть такую ситуацию и учесть ее при составлении основного договора. Наиболее рациональной будет такая схема: выраженная в рублях цена корректируется путем составления дополнительного соглашения контракту по 223-ФЗ лишь в ситуации, когда валютный курс изменяется более определенного значения по сравнению с положением на момент заключения договора (например, преодолевает порог в 5 %).
Дополнительное соглашение фиксирует корректировку некоторых положений уже существующего договора, составленного по факту имеющихся хозяйственных отношений двух сторон. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 453 Гражданского кодекса РФ оно не является самостоятельной сделкой, не выделяется в плане закупок отдельной строкой, также по нему не разрабатывается документация и не публикуется извещение.
Иная ситуация возникает, когда у дополнительного соглашения наблюдаются признаки самостоятельного договора, а именно свой объект, период действия и цена. Тогда такие правоотношения являются отдельный закупкой, подчиняющейся соответствующим требованиям закона: отражение в плане, подготовка и публикация документации, занесение в реестр договоров.
Чтобы предупредить непонятные моменты по поводу квалификации дополнительного соглашения по росту объемов закупки, заказчику следует предусмотреть в Положении о закупках или в закупочной документации возможность увеличения количества товаров/услуг в рамках действующего контракта примерно на 20–30 % (эти цифры являются распространенной практикой).
В самом деле, изменение положений контракта может ущемлять права других участников тендера. Например, при проведении закупки заказчик выдвинул требования произвести работы в течение 15 дней. Впоследствии заключенный с победителем договор был изменен, его сроки продлены до двух месяцев. Если бы в конкурсной документации изначально был обозначен двухмесячный срок, то был бы иным круг участников и, возможно, победитель. Также заказчик имел бы шанс разместить контракт по более выгодной цене.
Несмотря на то что тут просматривается нарушение законодательных норм, контролирующие органы не уделяют должного внимания таким моментам, хотя на практике они нередки. Внимание общественного контроля также в большей степени сосредоточено на самих конкурсных процедурах, а нюансы исполнения контрактов выпадают из его поля зрения, так как доступ к этой информации имеется только у ФАС России.
Для любой закупочной процедуры на всех ее стадиях важно правильно и тщательно оформлять документы в соответствии с требованиями законодательства. Причем актуальность этого момента тем выше, чем крупнее закупка, потому что с увеличением объемов возрастает и внимание контролирующих органов.
Заключение дополнительного соглашения, внесение изменений в договор
Создание и отправка дополнительного соглашения (проекта изменений договора) участнику закупки
При необходимости заключения дополнительного соглашения по проекту договора необходимо в колонке «Действия» реестра договоров выбрать действие «Формировать доп. соглашения».
При выборе указанных действий открывается форма «Карточка проекта доп. соглашения – Формирование проекта доп. соглашения».
Содержание полей формы «Карточка проекта доп. соглашения – Формирование проекта доп. соглашения» идентично содержанию полей формы создания карточки проекта договора. За тем исключением, что необходиом заполнить дополнительный блок «Информация об изменении договора».
В нижней части формы «Редактирование карточки проекта договора» отображаются функциональные кнопки:
Подписание дополнительного соглашения (проекта изменений договора) участником
По созданному дополнительному соглашению (проекту изменений договора) участник может принять одно из решений:
Подписание дополнительного соглашения заказчиком
В случае если Участником успешно подписана форма «Карточка проекта доп. соглашения» (проект изменений договора), то в реестре «Мои договоры» Заказчика отображается действие «Просмотреть доп. соглашение», при выборе которого отображается страница «Карточка проекта доп. соглашения».
При подписании заказчиком доп. соглашения статус договора изменяется на «Доп. соглашение отправлено на ООС».
Ошибка отправки доп. соглашения на ООС
При получении с ООС сообщения с ошибками валидации статус договора изменится на «Ошибка отправки доп. соглашения на ООС», а пользователю будут доступны следующие действия:
1) просмотреть договор;
2) просмотреть доп. соглашение;
3) редактировать доп. соглашение;
4) просмотреть ошибки.
При переходе по действию «Редактировать доп. соглашение» отображается форма «Карточка доп. соглашения», которая была подписана пользователем заказчика, при этом доступно редактирование следующих блоков:
1) перечень позиций закупки;
2) информация об изменении договора;
3) сведения о договоре;
5) информация о привлечении субподрядчиков;
6) основание заключения договора;
7) дополнительная информация;
8) дополнительные документы по договору, прикрепленные заказчиком;
9) дополнительные документы по договору, прикрепленные участником.
После подписания и отправки формы, статус договора изменяется на «Доп. соглашение передано на подписание участнику закупки».
Ожидание публикации доп. соглашения на ООС
При получении с ООС сообщения об успешной валидации пакета с доп. соглашением статус договора изменяется на «Доп. соглашение ожидает публикации на ООС» Пользователю доступны действия:
1) просмотреть договор;
2) просмотреть доп. соглашение.
Публикация доп. соглашения на ООС
При получении с ООС сообщения об успешной публикации доп. соглашения на ООС статус договора изменяется на «Исполнение договора». Пользователю доступны действия:
1) просмотреть договор;
2) формировать доп. соглашение;
3) сделать расторжение договора.
Сведения о договоре обновляются сведениями из доп. соглашения.
Какие документы должен разместить заказчик по 223‑ФЗ в ЕИС
онлайн-обучение с выдачей документа об образовании
С одной стороны кажется, что закон 223-ФЗ даёт свободу заказчику при проведении закупок, но по факту выходит не всё так гладко. Дело в том, что отчетность по закупкам достаточно строгая. Читайте в статье, какие документы заказчик обязан разместить в ЕИС и какая ответственность грозит за неразмещение
Сроки размещения документов в ЕИС по 223-ФЗ
1. Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в ЕИС не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона 223-ФЗ).
2. План закупки товаров, работ, услуг на очередной год размещается в течение 10 календарных со дня утверждения, но не позднее 31 декабря. Изменения в план закупки в течение года размещаются также в течение 10 календарных дней со дня внесения изменений (п. 14 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908).
3. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств с 1 января 2015 года размещается заказчиком в единой информационной системе на период от 5 до 7 лет (ч. 3 ст. 4 Закона 223-ФЗ).
4. Информация о закупке (ч. 5 ст. 4 Закона 223-ФЗ)
Документы, подлежащие размещению:
Торги (конкурс, аукцион)
Иные способы закупок
Извещение о закупке
Документация о закупке
Не менее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок (ч. 2 ст. 3 Закона 223-ФЗ)
В сроки, предусмотренные Положением о закупке
Изменения, вносимые в извещение и документацию о закупке
Разъяснения документации о закупке
Не позднее, чем в течение 3 дней со дня принятия соответствующих решений о внесении изменений в документацию, предоставления разъяснений (ч. 11 ст. 4 Закона 223-ФЗ)
Не позднее, чем в течение 3 дней со дня принятия соответствующих решений о внесении изменений в документацию, предоставления разъяснений (ч. 11 ст. 4 Закона 223-ФЗ)
Протоколы, составляемые в ходе закупки
Не позднее чем через 3 дня со дня подписания (ч. 12 ст. 4 Закона 223-ФЗ)
Не позднее чем через 3 дня со дня подписания (ч. 12 ст. 4 Закона 223-ФЗ)
Отказ от проведения закупки,
Иная информация о закупке
В сроки, предусмотренные Положением о закупке
В сроки, предусмотренные Положением о закупке
5. Сведения о количестве и общей стоимости договоров. Подлежат размещению ежемесячно, до 10 числа каждого месяца, следующего за отчётным. Обязательно публикуются 4 вида отчетов. В отчеты включаются абсолютно все закупки. Не включаются в отчеты только дополнительные соглашения к договорам.
6. Информация и документы о заключении договора с поставщиком. Направляются в Реестр в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора. Информация и документы об изменении, исполнении или расторжении договора — в течение 10 дней.
7. Заказчики, у которых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 существует обязанность по закупке ТРУ у субъектов МСП, должны до 1 февраля года, следующего за отчетным, размещать в ЕИС годовой отчет о таких закупках.
Что можно не размещать в ЕИС заказчику по 223-ФЗ
1. Сведения о закупке, составляющие государственную тайну.
2. Сведения о закупке, по которым принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона 223-ФЗ.
3. Сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 руб.
4. Сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 000 руб., если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб.
Закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 (500) 000 руб.
Ответственность заказчика за неразмещение информации в ЕИС
На заказчика, который не разместил необходимую информацию в ЕИС, накладывается штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей в зависимости от степени тяжести нарушения. При этом должностное лицо уплачивает штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей. Ответственность заказчика за нарушение сроков размещения в сети информации колеблется в пределах от 10 000 до 30 000 рублей. Контрактный управляющий в этом случае выплачивает от 2 000 до 5 000 рублей.
Если во время публикации необходимых документов на ЕИС происходит технический сбой, который не позволяет завершить операцию, то регламентированный срок отодвигается на один рабочий день с момента устранения всех неполадок. Сведения о закупках, которые включают в себя информацию о государственной тайне, не подлежат размещению в единой информационной системе. Заказчик вправе не размещать также сведения о закупках, сумма которых не превышает 100 000 рублей.