как выглядит договор с самозанятым
Образец договора с самозанятым лицом
Договор с самозанятым — это соглашение юридического, физического лица или индивидуального предпринимателя с гражданином, применяющим новый налоговый режим — налог на профессиональный доход. Такой контракт содержит как общие правила, установленные гражданским законодательством и соответствующие специфике отношений сторон, так и специфические нормы, необходимые для работы с особенным контрагентом.
Особенности заключения соглашения
Сделки с самозанятыми оформляются по правилам Гражданского кодекса РФ, предусмотренным для конкретного вида соглашений. Текст соглашения включает в себя такие условия:
Перед тем как заключить соглашение с самозанятым, заказчику следует узнать, является ли его контрагент индивидуальным предпринимателем или нет. Если является, в реквизитах указывается номер счета ИП. Если самозанятый — обычный гражданин, указывается номер его личной карты либо полные реквизиты банковского счета, к которому она привязана.
Образец реквизитов самозанятого в договоре:
Иванов Иван Иванович
Паспорт гражданина Российской Федерации серия 8765 № 432112, выдан: 13 февраля 2009 года, Отделом УФМС России по Свердловской области в Ленинском р-не гор. Екатеринбурга, код подразделения 660-006
Адрес регистрации: 000000, г. Москва, ул. Самозанятости, д. 1, кв. 1
Номер счета: 12345678901234567890
Банк получателя: СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
Корр. счёт: 12345678900000000123
Помимо стандартных условий, в соглашении с самозанятым следует указать:
С юридическими лицами
Для компании самозанятый — стандартный контрагент, работа с которым не требует соблюдения каких-либо особенных процедур. Порядок, как работать юрлицам с самозанятыми, следующий:
Заключая сделку между юридическим лицом и самозанятым, особенно важно помнить про ее особенные условия, соответствующие статусу исполнителя, как пользователя системы НПД, и его обязанности по своевременному предоставлению чека. Без этого чека заказчик не сможет надлежащим образом учесть расходы.
Вот пример — образец договора с самозанятым на оказание услуг 2021 года, составленного по всем правилам:
На соглашение между ИП и самозанятым распространяются все особенности, что и для договора юридического лица с субъектом НПД.
Еще один пример договора с самозанятым — договор подряда:
С физическими лицами
Если в отношения с самозанятым вступает гражданин, помимо уже указанных особенностей, важно помнить о том, что договор самозанятого с физическим лицом — это, по сути, договор двух граждан и на него распространяются условия о форме сделок, установленные ст. 161 ГК РФ. В частности, сделку двух физических лиц допустимо заключить устно.
Несоблюдение письменной формы не влечет никаких последствий, если ее сумма не превышает 10 000 рублей. При превышении единственное последствие в том, что при возникновении спора стороны в суде не смогут привлекать свидетельские показания, но смогут ссылаться на документы и иные материалы. В остальном такая сделка действительна.
Вот образец договора ГПХ с самозанятым физического лица:
Кто такой самозанятый
Самозанятый — это гражданин, применяющий в своей деятельности специальный налоговый режим — налог на профессиональный доход. Порядок применения, его особенности урегулированы Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Суть режима состоит в том, что лицо осуществляет определенную профессиональную деятельность, а с полученного дохода самостоятельно уплачивает налог. Самозанятый не обязан платить страховые взносы, а доход, на который уже уплачен налог на профессиональный доход (НПД), не облагается НДФЛ.
Чтобы стать самозанятым, достаточно зарегистрироваться в мобильном приложении «Мой налог». Стать самозанятым вправе гражданин или ИП, чей доход за год не превышает 2,4 млн рублей. Вид деятельности допускается любой, кроме нескольких исключений, перечисленных в ст. 4 422-ФЗ. В их числе:
Налогообложение
Самозанятый платит налоги со своего дохода самостоятельно. Получив гонорар от заказчика, он вводит информацию о нем в приложение «Мой налог», вычисляет сумму, подлежащую уплате, и перечисляет налог. Для спокойствия заказчика условия договора с самозанятым лицом по налогам формулируются таким образом, чтобы из текста однозначно следовало, что заказчик не обязан платить за исполнителя никаких сумм в казну.
Для налога на профессиональный доход в ст. 10 422-ФЗ предусмотрены два варианта ставок:
Для самозанятых, работающих с физическими лицами | 4% от дохода |
Для самозанятых, работающих с юридическими лицами и ИП | 6% от дохода |
Типовые ошибки при заключении
При заключении соглашения с самозанятым необходимо избегать следующих ошибок:
Как компании платить самозанятому
1 января 2019 года в силу вступил закон о налоге на профессиональный доход. Теперь исполнители регистрируются как самозанятые и сами платят налоги, а компания не перечисляет за них НДФЛ и не сдает отчеты. Но кое-какие документы всё же понадобятся.
Подписать договор с самозанятым
Если компания или предприниматель оплачивает услуги самозанятого, понадобится договор. По закону, сделки между компаниями и гражданами должны совершаться в «простой письменной форме», то есть по договору. Самозанятые — не исключение.
Для работы с самозанятым подойдет самый простой договор: договор-счет-акт, или ДСА. Он занимает одну страницу и не требует согласования с юристами.
Самый простой договор
Договор-счет-акт описывает условия сотрудничества с самозанятым, показывает, сколько денег платить, а еще заменяет счет и акт. Такой договор вправе заключать компании, предприниматели и самозанятые.
Если у компании есть стандартный договор услуг, можно использовать его. Никаких ограничений нет: в договоре с самозанятым прописывают всё то же самое, что и в договоре с ИП или другой компанией.
Перевести деньги или оплатить наличными
Компании и предприниматели оплачивают услуги самозанятых с расчетных счетов или наличными. Наличными можно платить не больше 100 000 рублей в месяц.
Чтобы перевести деньги самозанятому с расчетного счета, понадобится три реквизита:
В назначении платежа компания вписывает номер, дату договора и за что платит. Например, оплата по договору-счету-акту № 1 от 1.01.2019 за редакторские услуги без НДС.
Получить от самозанятого чек
Итак, компания оплатила, теперь исполнитель формирует чек в приложении «Мой налог». Чек отправляется клиенту по электронной почте или в смс.
Так выглядит чек в приложении «Мой налог»:
Если компания переводит оплату частями, например половину авансом, а остальное потом, исполнитель должен отправить по чеку на каждый платеж.
В таком виде чек получает клиент:
Чек нужен, чтобы учесть оплату исполнителю в расходах компании на общей системе налогообложения или на упрощенке доходы минус расходы.
Расходы для упрощенки 15%
Налоги самозанятый платит сам. Компании не нужно сдавать отчеты или переводить за него НДФЛ. Если не заплатит вовремя — его проблемы.
Какие риски у компании
Риск есть в одном случаем: когда компания заплатила, и оказалось, что самозанятый не вправе использовать налог на профессиональный доход. Тогда налоговая может попытаться доначислить компании взносы и НДФЛ. Но судебной практики по таким делам еще нет.
Я советую проверить две вещи:
У налоговой есть сервис для проверки самозанятых, но пока он не работает. Сейчас компания может попросить у исполнителя скриншот из приложения или личного кабинета, на котором видно, что он зарегистрировался.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Как компаниям работать с самозанятыми
С 1 января 2019 года в четырех субъектах РФ — в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан — проходит налоговый эксперимент. Те, кто предпочитает работать на себя, может легализоваться в качестве самозанятого и платить налог на профессиональный доход. Юрлица уже поняли, что с самозанятыми сотрудничать выгодно. Осталось только разобраться, как это делать.
В конце ноября 2018 года президентом был подписан пакет законов о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход (НПД). Чиновники прописали условия для легализации, прежде всего — ставку налога. Так, если самозанятые оказывают услуги или продают товары физлицам, то ее размер составляет 4 %. В случае оказания услуг или продажи товаров юрлицам или ИП, ставка чуть выше — 6 %.
В чем выгода сотрудничества с самозанятыми?
Когда компания работает с физлицом, например, в рамках договора ГПХ или по трудовому договору, то она платит за него НДФЛ в размере 13 % плюс начисляет на его вознаграждение страховые взносы. При сотрудничестве с официально зарегистрированным самозанятым платить за него налог компании не нужно — эта обязанность ложится на самого самозанятого. Налог будет составлять 6 % от каждой сделки с юрлицом.
Некоторые компании, почувствовав эту выгоду, стали задумываться о «переводе» своих работников в статус самозанятых. Но Минфин в одном из своих писем (Письмо Минфина РФ от 01.02.2019 N 03-11-11/5884) пояснил, что такое переоформление невозможно. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не запрещает применение спецрежима для самозанятых для физлиц, которые заключили трудовой договор с юрлицом. Однако есть одно условие: это юрлицо не должно быть заказчиком услуг или работ по договору ГПХ для указанных физлиц и не должно являться их работодателем менее двух лет назад. То есть юрлицо может работать с самозанятым, который является его бывшим сотрудником, но при условии, что с момента увольнения последнего прошло не менее двух лет.
Таким образом, уволить работников и заключить с ними в дальнейшем договоры ГПХ как с самозанятыми, чтобы сэкономить на уплате взносов и НДФЛ, не получится.
Договор между юрлицом и самозанятым. Какие условия прописать?
Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не регулирует гражданско-правовые отношения сторон сделки и порядок их оформления. Поэтому налоговики в данном вопросе советуют руководствоваться нормами гражданского законодательства.
Составляя договор с самозанятым, можно ориентироваться на любой договор ГПХ, который вы используете в работе с другими контрагентами. Он должен включать следующие положения:
Помимо стандартных пунктов, перечисленных выше, стоит учесть несколько важных деталей.
Во-первых, не забудьте указать в договоре, что исполнителем является гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого. Венера Камалова, главный эксперт Совета по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан, также рекомендует внести в договор сведения о его регистрации. Кроме того, она обращает внимание на то, что в тексте договора следует:
Когда договор между самозанятым и юрлицом может быть устным?
В Письме ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@ уточняется, что письменный договор не нужен, если услуга оказывается по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора. В этом случае заключение договора будет подтверждаться уплатой заказчику денег за оказанные услуги.
При расчетах, связанных с получением доходов от реализации услуг, являющихся объектом налогообложения НПД, самозанятый должен сформировать и передать компании-заказчику чек (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). В нем содержатся такие сведения, как наименование оказанных услуг и ИНН юрлица или ИП, который является заказчиком услуг.
Таким образом компания, как заказчик, может подтвердить свои затраты на оплату услуг с помощью полученного чека.
Прежде чем заключить договор с самозанятым, убедитесь в том, что он действительно имеет этот статус. Сделать это можно двумя способами:
ФНС напоминает компаниям о том, что налог на профессиональный доход не имеет какие-либо особенности в оформлении платежных документов. Поэтому их оформление при перечислении денег за товары или услуги, которые предоставил самозанятый, происходит в общепринятом порядке.
Вычитаем расходы на услуги самозанятого из налоговой базы
Компания может уменьшить налог к уплате на сумму расходов на услуги самозанятого только в одном случае — если у нее будет чек от самозанятого. При взаимодействии юрлица / ИП и самозанятого чек, по сути, играет роль акта выполненных работ. Поэтому компания может принять его к учету.
Для самого самозанятого формирование чека не составляет большого труда — все происходит автоматически в приложении «Мой налог».
Тем не менее на тему чека возникает немало частных вопросов. На большинство из них налоговики уже успели ответить.
Можно ли компании принять к учету затраты не на основании чеков от самозанятых, а по актам в конце месяца?
Ссылаясь на ч. 8 — 10 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, ФНС однозначно отвечает, что наличие чеков обязательно — без них нельзя учесть суммы, уплаченные налогоплательщику, при определении налоговой базы. При этом не исключается оформление акта, в котором обозначены период или дата оказания услуги, что тоже влияет на отражение расходов в налоговом учете. Тем не менее акт сам по себе является лишь дополнением к чеку.
Требуется ли распечатка чеков?
Распечатывать не обязательно, так же как и хранить чек можно в любой удобной форме — бумажной или электронной.
Электронный чек обладает той же силой, что и бумажный. Он содержит аналогичную информацию, в частности, уникальный идентификационный номер, который присваивает ФНС. По этому номеру чек можно проверить (ч. 4 — 6 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Каков срок передачи чека от самозанятого и чем грозит его непередача?
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, передача чека происходит в момент расчета, если этот расчет производится наличными или с использованием электронных средств платежа.
Но есть и иные формы расчета. В таких случаях с передачей чека нужно успеть до 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором была произведена оплата.
Подписывайте документы с физлицами и самозанятыми удаленно. Для старта нужен только браузер и удаленная идентификация личности.
Если в процессе взаимодействия между самозанятым и юрлицом участвует посредник, то тогда формированием чека занимается именно он. При этом у посредника должна быть обязанность применять контрольно-кассовую технику.
Поскольку в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ прописана обязанность самозанятого передавать заказчику чек, то игнорирование этой обязанности может привести к тому, что заказчик уведомит о нарушении ФНС. Нужно помнить, что только наличие чека позволяет компании вычесть расходы на услуги самозанятого из налоговой базы. Поэтому она очень заинтересована в том, чтобы передача чеков осуществлялась бесперебойно.
Что делать, если самозанятому пришлось вернуть деньги и аннулировать чек?
ФНС обращает внимание, что в таком случае компании тоже придется аннулировать чек. Ей также нужно будет внести изменения в суммы расходов, учитываемых при расчете налоговой базы. Порядок корректировки зависит от режима налогообложения, который применяет компания.
ИП, с которым работает компания, переходит на НПД. Нужно ли перезаключать договор?
Разъяснения по этому вопросу ФНС дала в Письме ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@. Специалисты считают, что перезаключение договора не нужно, если это не влияет на соблюдение существенных условий договора. Если же условия меняются, то договор стоит перезаключить.
Есть еще ряд ситуаций, когда налоговики рекомендуют оформить дополнительное соглашение. Речь идет о случаях, когда исполнитель договора являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала этот налог.
Так, например, согласно ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ ИП, применяющие НПД, не платят НДС, кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Поэтому, если по договору стоимость реализации товаров включала в себя НДС, то заключение допсоглашения позволит урегулировать цены. В этом документе важно прописать, что ИП начал применять НПД с определенной даты.
Самозанятый превысил лимит дохода и потерял статус. Что делать юрлицу?
Среди всех прочих особенностей у НПД есть важное ограничение по предельному размеру дохода. Самозанятый может пользоваться всеми привилегиями и послаблениями до тех пор, пока его годовой доход не превысит суммы в 2,4 млн руб. или 200 000 руб. в месяц. Поэтому эксперты рекомендуют применять НПД тем, кто уверен в том, что его доход не «вылезет» за рамки этой суммы. Подробнее все плюсы и минусы НПД мы рассматривали ранее, в статье «ИП или самозанятость: что выгоднее и проще?».
Если самозанятый превышает установленный лимит по доходу, он автоматически утрачивает право на применение НПД с даты превышения. При этом порядок налогообложения остается тем же в отношении доходов, учтенных для целей применения НПД до даты утраты права (Письмо ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
В этом случае юрлицо должно исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в отношении физлица (если оно не является ИП) с даты утраты права на применение НПД (в том числе с даты превышения суммы в 2,4 млн руб.).
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как составить договор с самозанятым лицом
Самозанятые лица, или плательщики налога на профдоход, оказывают услуги, выполняют работы, продают собственные товары юридическим, физическим лицам, ИП. Этот налоговый режим действует экспериментально в четырех российских регионах, согласно ФЗ-422 от 27/11/18. Хозяйствующие субъекты, ведущие учет, задаются вопросом: как оформить договор с самозанятым и обязательна ли его письменная форма? Ведь согласно ГК РФ сделки могут при определенных условиях заключаться и устно. Разберемся, зачем нужен договор с самозанятым, каковы его содержание и последствия его заключения.
Вопрос: Возможны ли негативные последствия для организации, если она расторгнет трудовые договоры с некоторыми работниками и заключит гражданско-правовые договоры с ними как с самозанятыми гражданами, применяющими НПД?
Посмотреть ответ
Зачем нужен договор
Согласно ст. 159 ГК РФ, если для сделки не требуется по закону простой письменной формы либо нотариального заверения, ее можно заключить устно. Вместе с тем ведение качественного учета предполагает документирование сделок, следовательно, договор с самозанятым при наличии совместных хозяйственных операций нужен.
Вопрос: Можно ли не принимать главного бухгалтера в штат, а заключить договор с самозанятым лицом об оказании бухгалтерских услуг?
Посмотреть ответ
Если налог на профдоход уплачивает частное лицо, с ним заключается письменное соглашение, соответствующее характеру хозяйственных операций. Это может быть договор на поставку товара, на выполнение работ, гражданско-правовой договор на оказание услуг.
Аналогично поступают и в случае, если плательщик налога – ИП. С ним заключается договор, как и с плательщиком, находящимся на ином налоговом режиме. В договоре прописывают стандартные условия и специальные, указывающие на статус самозанятого. Если этот момент упущен, не исключены проблемы, связанные с уплатой налогов и взносов самозанятым.
Вопрос: Заключается договор с самозанятым, который самостоятельно разрабатывает и реализует организации методички, однако издает их в типографии. Имеет ли право самозанятый в целях НПД продавать товар, изданный в типографии?
Посмотреть ответ
Налоги и взносы: кто платит?
Договор с самозанятым предполагает, что этот гражданин или ИП должен регулировать свои взаимоотношения с бюджетом самостоятельно, т.е. другая сторона не обязана уплачивать за него налоги и взносы.
Данный момент необходимо проверить. Является ли, согласно ЕГРИП, предприниматель действующим на момент заключения договора? Если статус ИП не подтвержден, значит, договор заключался с частным лицом. Другая сторона приобретает обязанности налогового агента по НДФЛ (13%), а также обязана уплатить за физлицо взносы в фонды. Последний вывод следует из решения ВС РФ от 11/11/16 г. №309-КГ16-14620, в котором рассматривается случай заключения договоров на перевозку с частными лицами. Договоры оказания услуг являются объектом обложения страховыми взносами, решили судьи.
Вопрос: Какие обязанности по НДФЛ и страховым взносам могут быть у организации, заключившей договор с самозанятым лицом (не ИП), если последнее утратит право применять НПД? Правомерно ли в договоре с самозанятым лицом указать, что в случае утраты этого права физическое лицо обязано компенсировать убытки, понесенные организацией, в виде штрафных санкций?
Посмотреть ответ
Граждане, работающие без статуса предпринимателя и уплачивающие налог на профдоход, от уплаты НДФЛ освобождены (ФЗ-422 от 27/11/18 г. ст. 2-8), а полученные ими доходы не облагаются страховыми взносами (ФЗ-422 от 27/11/18 г. ст. 15-1 абз.2). Однако последнее верно лишь в том случае, если доходы подтверждены чеком, указывающим на хозяйственную операцию. Он формируется в соответствии с ФЗ-422.
Заказчик может проверить статус самозанятого на специальном сервисе ФНС https://npd.nalog.ru/check-status/ и убедиться, что у него нет обязанностей налогового агента по НДФЛ. Наличие чека от самозанятого гражданина избавляет от необходимости уплаты страховых взносов.
Договор с самозанятым не должен иметь признаков трудового (например, содержать указание на режим труда и отдыха, регулярную оплату труда). В противном случае при проверке ИФНС может усмотреть между сторонами признаки именно трудовых отношений, согласно ТК РФ. Самозанятый приобретает статус наемного работника, следовательно, за него придется платить НДФЛ, взносы, предоставлять отпуск или выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск и пр.
Вопрос: Организация (ОСН) заключает договор с самозанятым (НПД) о выполнении работ и выплачивает аванс в размере 100%. В каком периоде организация сможет отразить расходы и на основании каких документов? Обязателен ли для учета в составе расходов в целях налогообложения акт выполненных работ, подписанный самозанятым?
Посмотреть ответ
Содержание договора
В договоре с самозанятым необходимо предусмотреть две части: общую и специальную.
Общая содержит такие сведения:
Специальная формулируется так, чтобы избежать сложностей, в частности с уплатой налогов, о которых говорилось выше.
К договору целесообразно приложить документ ФНС, подтверждающий регистрацию самозанятого.
Важно! Граждане, заключившие с организацией (ИП) договор ГПХ, могут продолжать работать по нему и после перехода в статус самозанятого (требуется допсоглашение с самозанятым). Если между организацией (ИП) и гражданином заключался трудовой договор, в течение 2-х лет после увольнения самозанятому нельзя работать с бывшими работодателями. Самозанятый может работать по ТК РФ, но не в той организации (ИП), с которой заключал договор ГПХ (ФЗ-422 ст. 6-2 п. 8, письмо №03-11-11/52382 от 15/07/19 г. Минфина).
Главное
При работе с плательщиком налога на профдоход (самозанятым гражданином или ИП) заключается договор гражданско-правового характера. Он включает стандартные положения, присущие любому такому договору, а также дополнительные сведения, указывающие на то, что одна из сторон использует в работе режим НПД.