как выставить счет в евро иностранной организации
Как работать с иностранными контрагентами
Сотрудничать с иностранными компаниями выгодно и прибыльно. Но в этом есть определённые риски: банк может заблокировать расчётный счёт по 115-ФЗ. Как этого не допустить и на что обращать внимание при работе с зарубежными контрагентами? Разбираемся в статье.
Почему банк может заблокировать счёт
Начнём с законов: сотрудничество с иностранными контрагентами контролируют 174-ФЗ и 115-ФЗ. Согласно первому закону вы должны проходить валютный контроль и ставить на учёт все сделки с предпринимателями из других стран. Когда вы предоставляете информацию о вашем сотрудничестве с иностранными компаниями, банки могут проверить, соответствуют ли договоры российским законам.
Валютный контроль проходят компании и ИП, которые заключают контракты на сумму больше трёх миллионов рублей при экспорте товаров или на шесть миллионов — при импорте. Чтобы поставить контракт на учёт, достаточно загрузить копию контракта в интернет-банк и заполнить краткую информацию о сделке — остальное банки проверяют сами.
Договоры на меньшую сумму не ставят на учёт, но их проверяют по 115-ФЗ. Важно, чтобы ваши операции не показались банку подозрительными. Если вы не хотите, чтобы ваше сотрудничество с иностранными компаниями вызывало дополнительные вопросы, вы можете соблюдать простые правила.
Правило 1. Подтверждать все операции документами
Перед каждой валютной операцией необходимо предоставлять подтверждающие документы. Чаще всего банки запрашивают контракты со всеми приложениями, счета на оплату, товарные накладные и таможенные декларации. Но это не мешает вам загрузить и другие документы, которые могут подтвердить перевод денег.
Чем раньше вы загрузите необходимые документы, тем проще будет сотрудникам банка проверить операцию и одобрить её.
Правило 2. Используйте курс Центробанка
Иностранцы платят вам в валюте, но налоги рассчитываются в рублях. Как быть? Необходимо переводить сумму по курсу Центробанка на день совершения операции.
Если взять другой курс (например, на другой день или биржевой курс), то в ведомости банковского контроля будет расхождение. А оно, в свою очередь, приведёт к проблемам с банком, налоговой и таможней.
Чтобы избежать таких сложностей, предприниматели добавляют в контракты пункт о валютной оговорке. Она привязывает сумму договора к третьей, более стабильной валюте.
Правило 3. Откажитесь от снятия наличных в иностранной валюте
Снятие наличных может вызвать вопросы у банка, он заподозрит вас в обналичивании средств или уклонении от уплаты налогов. Кроме того, рубли можно снимать в небольших объёмах, а иностранную валюту запрещено обналичивать предпринимателям.
Правило 4. Платите зарплату в рублях
Иногда предприниматель решает сэкономить на конвертации и выплатить зарплату в валюте. Но это приведёт только к блокировке счёта.
Однако есть случаи, когда вы можете переводить деньги в валюте:
Работать с иностранными контрагентами может быть особенно выгодно предпринимателям. Важно соблюдать законы и проверять все тонкости.
Оформить инвойс
Читатель Валерий спрашивает:
Я дизайнер с ИП, у меня появился заказчик из-за рубежа. Как оформить сделку и пройти валютный контроль? Работаю без посредников, напрямую с клиентом.
Отвечаем: для разовой сделки хватит инвойса
Инвойс — это международное обозначение счета на оплату услуг или товаров. Здесь все так же, как и в России: вы выполняете услугу или поставляете товар для клиента, выставляете ему счет, клиент оплачивает.
Сложности начинаются, когда вы работаете с иностранным клиентом. Такие сделки государство считает внешнеэкономической деятельностью — то есть вы экспортируете свои услуги или товары за границу. Поэтому нужно проходить валютный контроль, и одного инвойса может оказаться недостаточно.
Счет-договор, инвойс и договор
Основным документом по сделке с иностранным клиентом может быть:
Инвойс подходит для разовых и небольших сделок. Например, веб-дизайнер сделал одностраничный сайт, выставил иностранному заказчику инвойс в 500 долларов, тот его оплатил. Все, сделка завершена.
Счет-договор или счет-договор-акт подходит для простых сделок на постоянной основе, если предприниматель хочет упростить бумажную работу. С полноценным договором все тянется долго: сначала нужно его подготовить и согласовать, потом подготовить акты, потом все это подписывает исполнитель, потом клиент, потом нужно обменяться оригиналами.
Счет-договор быстрее и удобнее. В нем предприниматель прописывает основные условия сделки и кто сколько платит, но не уточняет все детали сделки. Счет-договор подписывает исполнитель, поэтому не надо ждать подписи от клиента. Но для крупных или специализированных сделок — например, если вы выполняете заказ на миллион или продаете лекарства, счет-договор не подходит. Еще он не подходит, если есть дополнительные документы, например, техническое задание на 30 страниц.
Договор нужен для крупных, специализированных сделок и работы на постоянной основе. Специализированные — это если вы продаете лекарства, бурите скважины, консультируете по финансам. В нем подробно прописываются суть и стоимость сделки, оценка качества, ответственность сторон на случай, если что-то пойдет не так.
К крупным сделкам другие требования. Крупными контракты считаются, когда вы переводите за границу больше трех миллионов рублей или вам платят иностранцы больше шести миллионов. Тогда договор обязателен — при валютном контроле банк поставит договор на учет и присвоит ему уникальный номер. Так банк контролирует крупные сделки.
Что должно быть в инвойсе
Чтобы банк принял инвойс и выдал вам деньги от заказчика, в инвойсе должны быть указаны:
Тем, кто работает в услугах, можно не составлять и не пересылать друг другу акты. Достаточно указать в инвойсе такую формулировку: «Полной или частичной оплатой счета-договора заказчик подтверждает, что все перечисленные ниже условия договора выполнены в полном объеме, в надлежащие сроки и с надлежащим качеством». То есть, если заказчик оплатил работу по инвойсу — значит, она принята и претензий у него нет. Если инвойс выставляют на товары, то эта фраза не подойдет. Чтобы подтвердить получение товаров, понадобятся другие документы — они зависят от способа доставки.
В Модульбанке при разовых сделках можно пройти валютный контроль только по инвойсу. В других банках условия могут отличаться, поэтому лучше уточнить в поддержке.
Легкий валютный контроль для бизнеса в Модульбанке
Получайте деньги из других стран и обменивайте валюту без комиссий
Счет в евро, а оплата в рублях: как оформлять счет-фактуру?
Вопрос от читательницы Клерк.Ру Татьяны (г. Москва)
Счет в EURO. Оплата в рублях. Счет-фактура должна быть оформлена в рублях?
В соответствии с п. 7 ст. 169 Налогового кодекса РФ в случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.
Таким образом, налоговым законодательством предусмотрена возможность указывать в счете-фактуре суммы в иностранной валюте.
Обратите внимание, что в п. 7 ст. 169 НК РФ говорится о валюте обязательства, а не о валюте платежа.
Согласно Информационному Письму Президиума ВАС РФ от 04.11.2002 г. № 70 разделяются понятия валют: в которой денежное обязательство выражено (валюта долга) и в которой оно должно быть оплачено (валюта платежа) (п. 1 Информационного Письма).
В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (п. 2 ст. 317 Гражданского кодекса РФ).
По мнению ФНС РФ, выраженному в Письме от 24.08.2009 г. № 3-1-07/674, нельзя выставлять счет-фактуру в иностранной валюте или в условных денежных единицах (по договору, обязательство об оплате по которому предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте (условной денежной единице)). Выставлять счета-фактуры в иностранной валюте можно только в том случае, если по условиям сделки обязательство подлежит оплате в иностранной валюте.
Ранее налоговые органы придерживались иной позиции. Например, в Письме УФНС по г. Москве от 12.04.2007 г. № 19-11/33695 разъясняется, что в п. 7 ст. 169 НК РФ речь идет не об оплате в иностранной валюте, а об оценке обязательств сторон. То есть поименованная норма Кодекса распространяется не только на контракты с зарубежными партнерами, но и на договоры между российскими организациями, по которым стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав выражена в иностранной валюте (или в условных единицах, приравненных к иностранной валюте), а расчеты производятся в рублях, поэтому продавец имеет право оформлять счета-фактуры в иностранной валюте.
Аналогичное мнение выражено в Письме УФНС по г. Москве от 06.12.2007 г. № 19-11/116396.
Суды, ссылаясь на п. 7 ст. 169 НК РФ, придерживаются точки зрения, что если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте или условных денежных единицах (а подлежит оплате в рублях), то счет-фактуру можно выставлять в иностранной валюте или в условных денежных единицах. Например, Постановление ФАС Уральского округа от 17.03.2008 г. № Ф09-1590/08-С2 по делу № А47-3561/07, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2008 по делу N А56-5204/2007.
Таким образом, вопрос в настоящее время является спорным.
В случае получения покупателем счета-фактуры в иностранной валюте или в условных денежных единицах (если в денежном обязательстве предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах), существует риск непринятия налоговыми органами НДС к вычету.
В этом случае вопрос принятия покупателем НДС к вычету придется отстаивать в суде, либо продавцу (в соответствии с рекомендациями, приведенными в Письме ФНС РФ от 24.08.2009 г. № 3-1-07/674) в данные счета-фактуры следует внести исправления: из граф 4, 5, 8 и 9 счета-фактуры исключить показатели в иностранной валюте (условных денежных единицах) и произвести их замену на рубли.
Данные исправления вносятся в соответствии с порядком, изложенным в п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Основные понятия и определения
Для того чтобы разобраться с дополнительными (по сравнению с «обычным» платежным поручением) полями в валютной платежке, следует немного изучить технику международных переводов. Ведь в валюте платим почти всегда зарубежным контрагентам. Валютные расчеты с партнерами-резидентами запрещены законодательно, за редкими исключениями (ст. 9 закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном контроле»).
Для международных переводов применяется несколько больше информации, чем для транзакций внутри страны. Уместнее всего дать их названия (обозначения) и немного расшифровать суть, чтобы было понятно, зачем им посвящены отдельные поля в валютном поручении.
SWIFT — международное банковское объединение. Банки, обслуживающие международные платежи, регистрируются в SWIFT и получают индивидуальный код-идентификатор с тем же наименованием. Указание SWIFT-кода в платежном поручении позволяет четко определить банк, в который уходит платеж. Собственно SWIFT-код — это 11-тизначный электронный «адрес» банка в системе SWIFT.
BIC-код — то же, что и SWIFT. Используется название из стандарта ISO 9362, регламентирующего методы идентификации участников финансовых расчетов.
BEI-код — тоже идентификатор в SWIFT, но уже не банка, а корпоративного клиента этого банка. Банк может регистрировать своих клиентов в системе SWIFT для повышения скорости и корректности расчетов. BEI-код тоже помогает тому, что отправляемый платеж уйдет по назначению.
Клиринговый код банка — тоже является идентификатором банка, но уже не в SWIFT, а в национальных клиринговых системах.
IBAN — еще один практически комплексный идентификатор: определяет банк (филиал) и номер счета клиента в международном формате (стандарт ISO 13616).
ISO-код — часть стандарта ISO 3166-1 содержит коды названий стран и подчиненных территорий. Применяется для указания в платежном документе адресов.
ВАЖНО! Существуют и другие подобные кодировки. Для банковских целей нужно применять именно ISO 3166-1.
Адрес — любой адрес указывается в последовательности: улица, номер дома, город, район, почтовый индекс, страна (можно кодом ISO). Это международный формат.
Бенефициар — тот, кому платим.
Банк-посредник (банк-корреспондент) — указывается в том случае, если непосредственно банк бенефициара держит счет в соответствующей валюте в другом банке (посреднике).
Таким образом, технически процесс создания корректного платежного поручения в валюте представляет собой правильное указание всех идентификаторов получателя платежа и его банка.
На пути выполнения международного перевода есть еще несколько подводных камней, на которых тоже стоит подробнее остановиться:
Кроме того, система автоматически заменяет их допустимыми. Таким образом, может быть нарушена последовательность знаков в идентификаторах и возникнет ошибка.
Как осуществляются валютные платежи и контроль валютных операций, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Создание поручения на перевод в валюте — пошаговая инструкция
Разобравшись с технологией и нюансами оформления перевода, рассмотрим процесс создания валютного поручения (распоряжения) пошагово:
ВАЖНО! И SWIFT, и клиринговый код выбираются из международных справочников. То есть рядом с полем для кода должен находиться значок выпадающего списка банков с кодами.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В некоторых системах (например, Сбербанка) информация о комиссиях за перевод включается в платежное поручение после уточнения назначения платежа (а не на первых шагах, как стандартно представлено выше).
Об указании дополнительной информации для банковского контроля см. статью «Как указать код валютной операции в платежном поручении?».
Итоги
Формирование валютной платежки в клиент-банке требует выполнения некоторых дополнительных правил и внесения большего объема информации, чем при подготовке обычного платежного поручения.
Как бизнесу получать платежи из-за границы
Работа с зарубежными клиентами, выход на внешние рынки — важный этап развития бизнеса. И делать это могут не только большие корпорации. По данным Райффайзенбанка, малый бизнес и индивидуальные предприниматели (ИП) в среднем за три года могут выйти на внешний рынок.
Мы поговорили с экспертами и бизнесменами о том, как этого достичь и что нужно учесть. Что такое внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) и валютный контроль, и почему теперь это стало просто.
Что ИП нужно знать о валютном контроле
Как начать работать с зарубежными компаниями
Все поступления денег от иностранных компаний нужно показывать валютному контролю. Также это нужно делать, если сам покупаешь какие-либо услуги за границей. Делать это нужно, даже если переводы осуществляются в рублях.
Что необходимо для работы:
Чтобы пройти валютный контроль, необходимо предоставить в банк документы и условия, на которых деньги поступают. Это делается на основании контракта, который лучше сразу составлять на двух языках: русском и английском или языке компании. Если зарубежная компания предоставляет свой договор, его необходимо перевести на русский язык.
Общая сумма услуг по договору определяется исходя из сумм, указанных в спецификациях к договору
3. Если сделка разовая, можно работать по инвойсу.
Инвойс — международное обозначение счёта на оплату услуг или товаров. По нему можно работать, если сделка небольшая или разовая. Он содержит информацию о контрагентах, товарах или услугах, сроках исполнения, стоимости и порядке оплаты. Если вы договорились о ежемесячной выплате гонораров, то без контракта не обойтись.
Если заказчик должен оплатить ваши услуги в течение двух недель, то валютный контроль будет следить не только за поступлением денег, но и за соблюдением условий договора.
Если заказчик не соблюдал сроки по оплате, нужно написать в банк валютному отделу, что оплата задерживается, и составить новое соглашение с заказчиком о том, что оплата переносится, чтобы не попасть на штраф до 100% от суммы сделки.
Можно сказать, что я микробизнес. Сам я фрилансер, но иногда беру на работу других фрилансеров. В основном работаю один с зарубежными компаниями.
Какие документы нужно предоставлять для валютного контроля
В прошлом году, когда я открывал контракт с новой компанией в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), первым делом отправил договор в банк, который осуществляет валютный контроль. Но зарубежные компании обычно делают договор на английском или своём локальном языке.
Обычно всё начинается с того, что я беру договор и отдаю его переводчику, который делает юридически грамотный перевод.
Потом каждый месяц, когда приходит оплата от заказчиков, нужно предоставлять акт об оказании услуг и инвойс, тоже, разумеется, с переводом. Но с этим обычно проблем нет, потому что, по сравнению с договором, акт и инвойс очень короткие документы и их можно перевести самостоятельно.
Каждый месяц, когда приходит оплата, нужно показывать акт и инвойс, а также отправлять договор в банк, который осуществляет валютный контроль.
Механизм работы ВЭД
Для расчётов с зарубежными клиентами необходимо открыть валютный счёт, например в долларах. Банк, помимо расчётного счёта, откроет дополнительный транзитный счёт. Когда заказчики переводят оплату по договору, деньги попадают на транзитный счёт. Пока валютный контроль не пройден, деньги будут лежать на транзитном счёте, ими нельзя будет пользоваться.
Если условия договора не исполняются по какой-то причине, и вы не предупреждаете об этом банк, который оказывает услугу ВЭД, то на вас будет наложен штраф. Если по какой-либо причине поступление средств задерживается, необходимо предупредить об этом банк. Сделать это можно дистанционно, просто написав в банк через чат или почту.
Какие комиссии нужно платить за валютный контроль
Комиссия за валютный контроль небольшая, она зависит от суммы, которая вам поступает, и от тарифа самого банка. Если приходит 200 000 ₽, то комиссия где-то 290 ₽ от этой суммы и ещё НДС около 50 ₽. Получается совсем немного.
Контракт до 200 000 ₽ | Контракт от 200 000 ₽ до 6 000 000 ₽ | Контракт от 6 000 000 ₽ |
---|---|---|
Документы не нужны | Договор с переводом на русский язык, акт оказанных услуг, инвойс | Договор с переводом на русский язык, акт оказанных услуг, инвойс + регистрация договора в валютном контроле и получение уникального номера |
Райффайзенбанк за 1000 ₽ может ещё проверить договор перед тем, как вы его подпишете, на предмет возможных проблем с валютным контролем в будущем. Так что перед подписанием договора вы можете договор исправить и договориться с заказчиком. Для тех, кто только начинает работать с зарубежными заказчиками, это может быть полезно. Обычно зарубежные заказчики не в курсе российского законодательства и предоставляют договор, оформленный по правилам их страны.
Если письменного объяснения вам не нужно, то могут просто посмотреть договор бесплатно и проконсультировать устно. В прошлом году я просил у сотрудника валютного контроля просмотреть договор перед подписанием. Сотрудник подсказал: в договоре нужно обязательно указать, что я индивидуальный предприниматель (а не просто консультант). В результате перед подписанием мы исправили договор с заказчиком, и больше никаких вопросов при прохождении валютного контроля не было.
менеджер продукта «Валютный контроль” для малого бизнеса Райффайзенбанка
В Райффайзенбанке есть два вида консультаций для клиентов — платная и бесплатная.
Когда клиент вкратце описывает проблему, менеджер просто подсказывает решение. Такая консультация по телефону будет бесплатной. Если же клиент оставил в интернет-банке заявку и приложил документы, которые банк должен изучить и проверить, то речь идет о платной консультации. В этом случае специалист банка рассмотрит документы и даст по ним письменное заключение. Для простых задач бесплатной консультации будет вполне достаточно.
Также у предпринимателя с большим опытом мы узнали, как ИП работать с большими контрактами, которые превышают по сумме 6 000 000 ₽, и как в этом случае платить налоги.
предприниматель, консалтинг в сфере ИТ
Я оказываю услуги консалтинга в сфере IT. С иностранными компаниями в качестве ИП работаю с 2017 года.
В 2019 году заключил контракт, в котором было необычное для меня требование со стороны клиента, — оплата в датских кронах. Большинство банков в России работает с долларами, евро, фунтами или юанями. Когда я начал искать, кто работает с кронами, оказалось, что всего два банка. Один из них был Райффайзенбанк — его я и выбрал для обслуживания.
Мне нравится, что всё обслуживание и общение происходит дистанционно. Удобно также, что есть мобильное приложение, где можно общаться в чате с сотрудниками банка. Процесс стандартный: выставляю счета контрагенту, когда приходит оплата — заполняю документы через интернет-банк.
Мы выпустили бесплатный курс для предпринимателей «От старта бизнеса до поиска инвестора»
В курсе есть все, что нужно знать для того, чтобы вести свой бизнес в России. Вас ждут 14 видео-уроков с концентрированной пользой.
Мы выпустили бесплатный курс для предпринимателей «От старта бизнеса до поиска инвестора»
В курсе есть все, что нужно знать для того, чтобы вести свой бизнес в России. Вас ждут 14 видео-уроков
с концентрированной пользой.
Моменты, которые нужно учитывать при работе с ВЭД
1. Важный нюанс: срок поставки или для фрилансеров — срок оказания услуг. У меня был неприятный момент, связанный с этим.
Объясню на примере: контракт заключён до июня, и вы спокойно оказываете услуги, а оплата по условиям контракта приходит с задержкой, например, в месяц.
У меня сумма сделки превышала 6 000 000 ₽. При регистрации договора и получения уникального номера я указал срок контракта — до июня. В итоге последний инвойс в рамках контракта банк у меня не смог принять, так как контракт заканчивается июнем. Но всё поправимо — можно отправить уточнение к контракту и указать корректный срок с учётом сроков оплаты.
Таким образом, нужно учитывать, что должен пройти срок выставления счёта, плюс банковские дни для поступления оплаты, и получается немного больше, чем срок окончания в контракте.
2. Другой важный момент связан с получением уникального номера договора, — когда его нужно оформлять.
Вроде бы всё просто — при превышении суммы контракта 6 000 000 ₽. Но непонятно, как это должно считаться на практике, так как у вас может быть контракт без указания суммы, курс валюты постоянно меняется и т. п. Самому мне ответ на этот вопрос не удалось найти — задал его в чате Райффайзенбанка. Диалог перевели на специалиста валютного контроля, который онлайн ответил на все мои вопросы. В итоге я узнал, что сумма считается по первоначальной котировке валюты на дату открытия контракта. То есть неважно, как потом меняется курс, — его можно не отслеживать.
Если поступления по контракту превысили 6 000 000 ₽ по первоначальному курсу на дату его заключения, необходимо зарегистрировать договор в банке и получить его уникальный номер. При этом вместе с выставлением инвойса нужно будет отправить в банк справку и подтверждающие документы в течение 15 дней. Это нужно делать обязательно, в противном случае возможны штрафы до 100% от суммы поступления.
До 6 000 000 ₽ | Свыше 6 000 000 ₽ |
---|---|
После получения платежа на транзитный счёт нужно отправить распоряжение на распределение выручки с транзитного валютного счёта. Затем выручка поступает на обычный валютный счёт, и дальше можно распоряжаться деньгами по своему усмотрению | После получения платежа на транзитный счёт нужно отправить распоряжение на распределение выручки с транзитного валютного счёта. Затем необходимо дополнительно отправить справку и подтверждающие документы, чтобы учесть комиссию, которую удержал иностранный банк |
менеджер продукта «Валютный контроль” для малого бизнеса Райффайзенбанка
предприниматель, консалтинг в сфере ИТ
Комиссия иностранного банка
Приходится писать отдельное письмо в свободной форме. В Райффайзенбанке я прикладывал его к остальным документам в интернет-банке.
Важно правильно выбрать систему налогообложения. Изначально я работаю на УСН. Когда ввели патентную систему, я перешёл на работу по патенту, но также у меня осталась действовать УСН. Я нахожусь в Саратове, а услуги дистанционно оказываю для иностранной компании, клиенты которой находятся в Москве. По другому контракту дистанционно работаю с клиентом из Европы. И так как услуги оказываются дистанционно, то вполне можно их оказывать по патенту.
По окончании года при формировании отчётности необходимо учесть все доходы в книге доходов и расходов по патенту.
При работе на УСН важно учитывать доходы по курсу на дату зачисления денег на транзитный счёт. В патенте фиксированная сумма дохода и налога — в зависимости от вида деятельности, региона ИП и других параметров (например, количество сотрудников). Поэтому сумма налога на патенте не зависит от фактически полученного дохода. Но так как при патенте ИП обязан вести книгу учёта доходов и расходов, то как раз в ней указывается сумма дохода на дату зачисления.
На УСН бывают интересные ситуации, когда ты получил валюту на транзитный счёт по курсу 75 ₽ за доллар, а потом, когда начал менять на рубли, он уже снизился до 71 ₽, но налоги ты заплатил уже по 75 ₽.
Другая ситуация — если у тебя лежит валюта на валютном счёте и ты хочешь её поменять на рубли. С утра ЦБ установил курс по 75 ₽ за доллар, потом он резко пошёл вверх и стал 77 ₽, и ты смог продать по 77 ₽. В таком случае с этих двух рублей, с каждого доллара ты также заплатишь налог. Если у тебя только патент, то заплатишь по ставке 13%, а при УСН заплатишь по ставке УСН.
Если УСН доходы, то 6%. Если УСН доходы минус расходы, то учитываешь как обычный доход, который потом будет уменьшен на обычные расходы для уплаты налогов по ставке 15%. Поэтому использование УСН помогает оптимизировать суммы налога.
Когда поступает валюта, переводить её со своего счёта ИП в другие банки, как правило дороже, чем перевести на свой счёт физ. лица и затем отправить с него, так как для физ. лиц обычно комиссии меньше, чем для ИП.