Вы все очень умные, а Бульдозера я люблю давно я бы С УДОВОЛЬСТВИЕМ наклеила все это ООО на стенку и мечтаю устроить праздник огня и танца над документами после ликвидации, НО.
Существуют разные мнения. В К+ найдете много материалов на эту тему.
К примеру, посмотрите вот это:
«Бухгалтерский бюллетень», 2005, N 12
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТМЕНЯЕТСЯ: ЧТО ДЕЛАТЬ БУХГАЛТЕРУ?
Для того чтобы рассмотреть различные способы списания лицензии, вспомним, как бухгалтер принимал лицензию к учету. Для получения лицензии фирма-соискатель должна представить в лицензирующий орган необходимые документы. Перечень этих документов определяется ст. 9 Закона N 128-ФЗ и Положением о лицензировании данного вида деятельности. Формально процесс обстоит так: фирма заявляет о желании получить лицензию, уплачивает сбор за рассмотрение лицензии, представляет пакет документов и ждет решения лицензирующего органа. В срок, не превышающий 60 дней, лицензирующий орган принимает решение. Если оно положительное, то соискатель уплачивает лицензионный сбор и получает лицензию. Поэтому формально лицензия должна обходиться фирме очень дешево. На практике для получения лицензии на некоторые виды деятельности компания вынуждена прибегать к услугам фирм, «оказывающих помощь в оформлении документов». Помощь этих компаний сводится к тому, что процесс прохождения лицензирования идет более гладко, как если бы этой помощи не было. Вознаграждение таких компаний может быть весьма значительным и в сотни раз превышать плату за получение лицензии. С фирмой-благодетельницей заключается договор об оказании услуг и, соответственно, подписывается акт.
Лицензии учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» в сумме фактических затрат на их получение. Возникает вопрос: должны ли учитываться в стоимости лицензии суммы, уплаченные по договору возмездного оказания услуг? Если из текста договора явствует, что услуги оказаны именно в процессе получения лицензии, то должны. Таким образом, на счете 97 числится сумма 96 300 руб. (95 000 руб. + 1000 руб. + 300 руб.). Поскольку лицензия взята на 3 года, то ежемесячные отчисления составят: 96 300 руб. / 36 мес. = 2675 руб.
С 01.01.2007 г. лицензирование строительной деятельности отменено
Может возникнуть вопрос: эти расходы являются операционными или внереализационными? ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) не дает четкого ответа на этот вопрос. Перечни операционных и внереализационных расходов приведены соответственно в п. п. 11 и 12 этого документа, и оба перечня являются открытыми. Ни в одном из них не приведено ничего похожего на списание лицензий. Очень слабый намек есть в п. 11, где в качестве примера операционного расхода указаны «расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием. активов, отличных от денежных средств». В то же время по сути своей это списание близко к внереализационным расходам. Думается, бухгалтер может принять любой вариант и при этом не совершит методологической ошибки.
В течение срока действия лицензии в бухгалтерском учете ежемесячно будет начисляться расход в сумме 2675 руб. При этом в налоговом учете никаких расходов, связанных с лицензией, нет. Соответственно, часть суммы, отраженной на счете 77, должна ежемесячно списываться с этого счета. 2675 руб. x 24% / 100% = 642 руб.
Если бы отмены лицензии не планировалось, такая процедура должна была повторяться в течение 35 месяцев (642 руб. x 35 мес. = 22 470 руб.). Как видим, за период действия лицензии вся сумма отложенного налогового обязательства должна была быть списана. В нашем случае лицензия отменена за 7 месяцев до ее окончания. Со счета 77 списано 17 976 руб. (642 руб. x 28 мес.). По состоянию на 01.01.2007 на счете 77 числится 4494 руб. (642 руб. x 7 мес.). Отмена лицензии не позволяет продолжать ежемесячное списание ее стоимости в бухгалтерском учете. Поэтому оставшуюся сумму отложенного налогового обязательства списываем проводкой:
Вариант 2. Списание лицензии равномерно в течение срока ее действия. Списание в бухгалтерском и налоговом учете в этом случае совпадает. Как уже отмечалось, этот способ признается налоговыми органами единственно правильным, так что компания, выбрав его, избавляет себя сразу от двух проблем: от конфликта с налоговиками и от отражения в учете отложенного налогового обязательства. Минусом этого метода является то, что фирма не сможет сразу уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму расхода, связанного с получением лицензии. Итак, в ООО «Монолит» по состоянию на 01.01.2007 в бухгалтерском и налоговом учете не списана сумма 18 725 руб. (2675 руб. x 7 мес.). В январе 2007 г. фирма должна списать оставшуюся сумму. Возникает вопрос: имеет ли она право принять ее в качестве расхода для целей налогообложения? С одной стороны, лицензия получена для деятельности, направленной на получение дохода. Срок действия лицензии сократился по сравнению с предполагаемым, но расходы по-прежнему остаются и документально подтвержденными, и экономически оправданными. Но эти же аргументы можно повернуть и другой стороной: лицензия была получена на 3 года, из которых 7 месяцев можно получать доход и без лицензии. Так что часть затрат не связана с получением дохода. В настоящее время не получено никаких официальных разъяснений Минфина России или ФНС России по этому поводу, поэтому налогоплательщику остается только терпеливо ждать, когда уполномоченные органы разъяснят, как они расценивают эту ситуацию.
О.А.Букина К. э. н., главный аудитор «Аудит-Стандарт» Подписано в печать 23.11.2005
Закрытие счета при ликвидации организации: общие сведения
Процедуру расторжения договора банковского счета регулируют:
Также важно учитывать положения:
Законодатель не устанавливает определенного срока, в который счет должен быть закрыт. Однако следует учитывать, что кредитная организация вправе расторгнуть договор по своей инициативе. Это возможно, если:
Закрытие расчетного счета при ликвидации ООО, как правило, происходит после полного прекращения деятельности компании. Однако закон не запрещает сделать это и раньше, например, после утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Если на момент закрытия счета на нем были финансовые средства, банк возвращает их в полном объеме в течение 7 дней (п. 8.3 гл. 8 Инструкции 153-И). Если не забрать их в этот период, деньги будут перечислены банком на его спецсчет.
Если у организации несколько расчетных счетов — при условии, что один останется активным, каждый из них может быть закрыт в любой момент, в том числе и в процессе ликвидации.
Нужно ли сообщать в ФНС и внебюджетные фонды о закрытии расчетного счета? Ответ на этот вопрос разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и переходите в готовое решение, чтобы узнать экспертное мнение. Это бесплатно.
Особенности процедуры закрытия расчетного счета зависят от того, в каком порядке происходит ликвидация общества — принудительном или добровольном.
Причины, по которым организация может быть упразднена в добровольном и принудительном порядке
Добровольная ликвидация общества может быть произведена, если учредители по собственной инициативе приняли решение о том, что дальнейшее ведение бизнеса нецелесообразно, например, когда достигнута главная цель, для которой была основана компания, либо фирма не приносит прибыли.
Что касается принудительной ликвидации, подобная мера может быть принята, если доказано, что компания:
Если общество прекратило деятельность, в течение года не сдает отчетность и у нее отсутствует движение денежных средств по расчетным счетам, то применяется административная процедура по исключению юрлица из ЕГРЮЛ.
О порядке принудительной ликвидации общества читайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Расторжение договора банковского счета при ликвидации общества в добровольном порядке
После того как принято добровольное решение о прекращении хозяйственной деятельности, проводится общее собрание, на котором назначается ликвидационная комиссия. С этого момента все обязательства по управлению делами общества, в том числе закрытию счета, переходят к ней (п. 3 ст. 57 закона 14-ФЗ). Алгоритм действий для расторжения договора банковского счета следующий:
Несмотря на право клиента расторгнуть договор в любой момент, есть некоторые основания, при наличии которых банк вправе отказать в закрытии счета. К ним относится:
Читайте также:
Закрыть счет можно в любой момент, но чаще всего это делается после завершения всех процедур по ликвидации, перед регистрацией прекращения деятельности в ФНС.
Закрытие счета при ликвидации в принудительном порядке (банкротство)
Одним из оснований для ликвидации общества в принудительном порядке является его несостоятельность. Согласно п. 1 ст. 7 закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, направить в арбитражный суд ходатайство о признании организации банкротом может:
После того как суд вынесет решение о признании компании банкротом, открывается конкурсное производство (п. 1 ст. 124 закона 127-ФЗ) и назначается конкурсный управляющий (п. 1 ст. 127 закона 127-ФЗ). Именно он несет ответственность за соблюдение всех норм в процессе упразднения компании, в том числе регулирует процедуру закрытия счета после завершения всех необходимых действий. При наличии нескольких расчетных счетов все они аннулируются, за исключением одного, с которого совершаются все операции по конкурсному производству (п. 1 ст. 133 закона 127-ФЗ). Этот счет подлежит закрытию, после того как судом будет вынесено определение (ст. 149 закона 127-ФЗ):
Исходя из п. 8.6 гл. 8 Инструкции 153-И, для закрытия счета при ликвидации ООО, признанного банкротом, конкурсный управляющий представляет в кредитную организацию:
Действия после аннулирования счета
После расторжения банковского договора владелец счета должен направить уведомление об этом своим контрагентам. Данное требование носит рекомендательный характер и призвано не допустить возможных проблем с перечислением средств.
Какие последствия могут быть, если не закрывать счет при ликвидации организации
Несмотря на то что законодательство не устанавливает точного этапа, на котором должен быть закрыт расчетный счет, данную процедуру следует выполнить в оптимальный момент. Лучше всего делать это после произведения расчетов, составления ликвидационного баланса и направления уведомления в налоговые органы, но до официальной регистрации упразднения общества в ЕГРЮЛ.
Объясняется это тем, что после внесения в реестр сведений о ликвидации могут возникнуть сложности с подтверждением полномочий на закрытие счета. Вместе с тем, если счет останется активным после аннулирования компании, кредитная организация продолжит снимать плату за его обслуживание, притом что совершение операций с него будет уже невозможно. Также могут возникнуть проблемы с расчетами с контрагентами, которых не уведомили об аннулировании банковского договора.
ИТОГИ
Таким образом, своевременное закрытие расчетного счета при упразднении общества имеет решающее значение. Несмотря на то что данная процедура не предполагает больших сложностей, следует относиться к ней максимально серьезно.
Списание в учете расходов при ликвидации организации
Ликвидация организации по добровольному решению участников (собственника) может приводить к ситуации, когда после завершения расчетов со всеми кредиторами у организации остаются активы, которые физически не могут быть распределены между участниками организации либо возвращены собственнику в силу специфики таких активов.
Одними из таких активов являются нематериальные и иные активы, которые неотделимы от организации.
Рассмотрим порядок действий организации на примере конкретной ситуации.
Ситуация:
Предприятием принято решение о ликвидации. На балансе числятся:
— в составе нематериальных активов — право заключения договора аренды земельного участка (сч. 04 «Нематериальные активы»), предоставленного для строительства;
— в составе прочих долгосрочных активов – расходы, произведенные организацией до начала строительства (расходы по проектным работам, проценты за пользование рассрочкой по плате за право заключения договора аренды земельного участка и т.п.) (сч. 97 «Расходы будущих периодов»).
Рассмотрим, вправе ли предприятие в связи с принятием решения о прекращении строительства и ликвидации предприятия учесть в составе затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль либо в составе внереализационных расходов, списание вышеуказанных активов?
Краткий ответ:
Да, организация вправе учесть такие затраты в качестве внереализационных расходов при определении облагаемой налогом прибыли.
Обоснование:
А. Списание нематериального актива.
На основании вышеизложенного остаточная стоимость нематериального актива (далее — НМА), включенная в состав внереализационных расходов для целей налогообложения, будет учитываться при определении облагаемой налогом прибыли как в случае списания НМА в связи с проводимой ликвидацией организации, так и в иных ситуациях, т.е. при списании НМА по любым иным правовым основаниям.
При этом следует обратить внимание на дату списания с учета рассматриваемого НМА в процессе ликвидации как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения, так как проведение ликвидации может быть достаточно долгим по времени процессом, в ходе которого организация продолжает исполнять свои налоговые обязательства, в том числе по налогу на прибыль, и дата списания НМА будет являться важной для определения отчетного и налогового периода, в котором остаточную стоимость списанного НМА можно будет учесть при налогообложении.
Дата отражения внереализационных расходов определяется плательщиком на дату признания расходов в бухгалтерском учете, а в отношении расходов, по которым в пункте 3 статьи 129 НК указана дата их отражения, — на дату, указанную в пункте 3 ст. 129 НК.
Таким образом, поскольку плата за право заключения договора аренды земельного участка является составной частью затрат, связанных с получением земельного участка в аренду, то ее списание должно быть отражено при прекращении у организации права пользования земельным участком.
Вместе с тем при расторжении (досрочном прекращении) договора аренды земельного участка в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 420 ГК, либо при наличии оснований, предусмотренных ст. 590 и ст. 591 ГК, у организации правовые основания использования земельного участка будут отсутствовать уже с даты, указанной в соглашении о расторжении договора аренды земельного участка, несмотря на то, что регистрация прекращения права аренды на земельный участок может быть осуществлена организацией и позднее.
С учетом вышеизложенных требований законодательства организации следует списать НМА в бухгалтерском и соответственно налоговом учете, на одну из следующих дат:
— дату расторжения договора аренды земельного участка, подтвержденную соответствующим дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка, свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации, подтверждающим факт прекращения права аренды на земельный участок;
— дату составления окончательного ликвидационного баланса, если по каким-то причинам у организации будут отсутствовать документы о расторжении (досрочном прекращении) договора аренды земельного участка и организацией не будет зарегистрировано прекращение права аренды на земельный участок.
Б. Списание расходов до начала строительства.
Прежде всего следует отметить, что в соответствии с требованиями налогового законодательства списание затрат организации, понесенных до начала строительства и отраженных в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов», нельзя включать в состав затрат, учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли в соответствии со ст. 130 НК, согласно которой затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
В связи с этим списание расходов, понесенных организацией до начала строительства и отраженных в составе расходов будущих периодов, следует рассмотреть с точки зрения двух вариантов:
— их включения при списании в состав затрат, не учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли в соответствии со ст. 131 НК;
— их включения в состав внереализационных расходов в соответствии со ст. 129 НК.
Следует обратить внимание, что необходимость и обязанность включения расходов, понесенных организацией до начала строительства (расходы на разработку проектной документации, проценты за пользование рассрочкой по плате за право заключения договора аренды земельного участка и т.п.), в состав затрат, не учитываемых при определении облагаемой налогом прибыли, прямо ст. 131 НК не предусмотрены.
Статьей 129 НК прямая возможность включения затрат, понесенных организацией до начала строительства, в состав внереализационных расходов, причиной списания которых является ликвидации организации либо иные причины, прямо не предусмотрена.
Вместе с тем, по мнению автора, такие расходы в процессе ликвидации следует рассматривать как внереализационные расходы, предусмотренные подп. 3.27 п. 3 ст. 129 НК, как «другие расходы, потери, убытки плательщика при осуществлении своей деятельности, непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав».
Аналогичные разъяснения по списанию рассматриваемых затрат предоставляются и специалистами налоговых органов, например, данная позиция была высказана специалистами инспекции МНС по Минской области. Материал опубликован на официальном сайте МНС.
В связи с этим в целях подтверждения правомерности включения рассматриваемых затрат в состав внереализационных расходов на основании подп. 3.27 ст. 129 НК организации рекомендуется обратиться с письменным запросом в инспекцию МНС по месту своей регистрации.
Закрытие счета 97 при ликвидации предприятия. Бухучет инфо
Расходы будущих периодов (РБП) – затраты, понесенные единовременно, а списываемые на производство в других отчетных периодах постепенно. В силу таких особенностей эти активы составляют отдельный вид, который обязательно принесет доход в будущем. Какие затраты относят к РБП и как осуществляется их учет узнаем из настоящей статьи.
Распознаем расходы будущих периодов
Основной задачей при учете РБП является разграничение затрат на расходы и активы, которые впоследствии выделяются в обособленный одноименный объект. Признание активов расходами будущих периодов определяется его подконтрольностью фирме и возможностью получения от него экономических выгод, которые он принесет, если:
Что относится к расходам будущих периодов
ПБУ определяет два вида затрат, которые могут быть признаны в составе РБП:
Помимо этого, существуют специфические затраты, которые компания может признать РБП, поскольку ни в одном из ПБУ не указывается, как их учитывать, но, по логике списывать их следует постепенно на протяжении определенного времени. К таким затратам, например, относят расходы:
Расходы будущих периодов в налоговом учете
Налоговым законодательством не предусмотрено понятие РБП, однако имеется особый порядок признания некоторых затрат. Например, к таким расходам можно отнести финансирование на освоение природных ресурсов, НИОКР, страхование имущества, возникший при реализации амортизируемых активов убыток (ст. 261,262,263,268 НК РФ).
НК РФ установлено, что расходы признаются таковыми в том отчетном периоде, в котором они возникают из условий соглашений или сделок. Если же документы подтверждают, что затраты относятся к ряду периодов, то учитывать их при расчете ННП плательщику придется на протяжении всего означенного срока.
Например, разовый платеж за право использования бренда включается в состав налогооблагаемых расходов равными долями на время действия лицензионного соглашения.
Проводки по 97 счету «Расходы будущих периодов»
Расходы будущих периодов в бухгалтерском учете учитываются таким образом:
В балансе РБП отражаются отдельной статьей по строке 1210 «Запасы» или строке 1260 в составе прочих оборотных активов. Для подтверждения своевременности и правильности их списания компании периодически проводят аудит расходов будущих периодов, при котором выверяют сумму оборотов и остатков по счету с информацией документов первичного учета.
Расходы будущих периодов при УСН
Если же РБП компания оплачивает после перехода на УСН, то она вправе учесть эти затраты в составе расходов. Правда, возможно это лишь тогда, когда расходы перечислены в статье 346.16 НК РФ.
Инвентаризация имущества. В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона № 129-ФЗ при ликвидации организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса необходимо провести инвентаризацию. Порядок инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. Основные цели инвентаризации при ликвидации организации – выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в учете обязательств.
Методическими указаниями установлены Правила проведения инвентаризации. Согласно этим Правилам инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по его месту нахождения.
Правила проведения инвентаризации включают:
Инвентаризацию имущества и финансовых обязательств;
Инвентаризацию основных средств;
Инвентаризацию нематериальных активов;
Инвентаризацию товарно-материальных ценностей;
Инвентаризацию незавершенного производства и расходов будущих периодов;
Инвентаризацию животных и молодняка;
Инвентаризацию денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности;
Инвентаризацию расчетов (расчетов с банками и кредитными учреждениями по ссудам, расчетов с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами), которая заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета;
Инвентаризацию резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов (проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов: на предстоящую оплату отпусков работникам; расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства).
Имущество инвентаризируется по его местонахождению и по материально-ответственному лицу. По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В них отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.
Выявленные расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке.
Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации – Дебет счетов учета имущества (01, 03, 04, 08 и др.) Кредит сч. 91.1.
Недостача имущества и его порча относятся:
1) на издержки производства или обращения (расходы) в пределах норм естественной убыли – Дебет сч. 20 (25, 26, 44 и др.) Кредит сч. 10, 41;
2) за счет виновных лиц (сверх норм) – Дебет сч. 94 Кредит сч. 10, 41;
3) если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то эти убытки списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации – Дебет сч. 91.2 Кредит сч. 94.
Если излишки, учтенные по рыночной стоимости в соответствии с п. 5 ст. 274 НК РФ, увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль в качестве внереализационных доходов (п. 20 ст. 250 НК РФ), то расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, могут быть признаны в уменьшение налоговой базы только в том случае, если факт отсутствия виновных лиц документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ).
При дальнейшей реализации выявленных в результате инвентаризации излишков ТМЦ в целях налогообложения прибыли организация сможет признать расходы в сумме налога на прибыль, исчисленного с дохода, который был отражен в налоговом учете при оприходовании выявленных излишков (п. 2 ст. 254 НК РФ).
Пример. В результате инвентаризации ТМЦ на складе выявлена недостача 50 метров хлопчатобумажной ткани по цене 100 руб. за метр и излишек ткани льняной в количестве 40 метров по цене 150 руб. за метр. Лица, виновные в недостаче, не установлены, на основании распоряжения ликвидационной комиссии недостача относится на убытки организации. Документов уполномоченных органов государственной власти, подтверждающих отсутствие виновных лиц, нет. Выявленные излишки ткани реализованы в процессе ликвидации.В бухгалтерском учете результаты инвентаризации отражаются следующими записями:Дебет сч. 94 Кредит сч. 10 – 5000 руб. – отражена недостача хлопчатобумажной тканиДебет сч. 19 Кредит сч. 68.2 – 900 руб. – восстановлен НДС, принятый ранее к вычетуДебет сч. 94 Кредит сч. 19 – 900 руб. – НДС отнесен на счет недостачДебет сч. 91.2 Кредит сч. 94 – 5900 руб. – недостачи отнесены на расходыДебет сч. 10 Кредит сч. 91.1 – 6000 руб. – оприходованы излишки льняной тканиДебет сч. 62 Кредит сч. 91.1 – 7080 руб. – реализованы излишки льняной тканиДебет сч. 91.2 Кредит сч. 10 – 6000 руб. – списана стоимость реализованной тканиДебет сч. 91.2 Кредит сч. 68.2 – 1080 руб. – начислен НДС.В уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль при реализации оприходованных излишков можно будет принять только 6000 руб. х 24% = 1440 руб.
Инвентаризации подлежит не только имущество организации, но и ее обязательства (расчеты с бюджетом, с подотчетными лицами, с персоналом по оплате труда, с дебиторами и кредиторами и проч.). Порядок проведения сверки расчетов налогоплательщиков по налогам и сборам установлен Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/[email protected] «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами». Правила сверки расчетов налогоплательщиков, изложенные в этом документе, применяются начиная с 01.11.2005.
Списание стоимости основных средств. Порядок ликвидации и списания с баланса объектов основных средств установлен п. 94 – 97 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20.07.1998 № 33н.
1. Создание комиссии.
Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.
2. Составление акта на списание основных средств.
Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 утверждены новые формы первичной учетной документации по учету основных средств.
Для оформления и учета списания пришедших в негодность основных средств применяются следующие формы:
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) – форма № ОС-4;
Акт о списании автотранспортных средств – форма № ОС-4а;
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) – форма № ОС-4б.
Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации, и утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. При списании автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (Госавтоинспекции).
Затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств, отражаются:
а) в разд.3 «Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания» (форма № ОС-4);
б) в разд.5 «Сведения о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания» (форма № ОС-4а);
в) в разд.2 «Сведения о поступлении материальных ценностей от списания объектов основных средств» (форма № ОС-4б).
3. Оприходование материальных ценностей.
Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.
4. Отметка в инвентарной карточке (книге).
На основании актов на списание основных или автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится от метка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся и в документе, открываемом по месту его нахождения.
Прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.
Согласно п.101 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств списание стоимости объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете развернуто: по дебету счета учета списания (реализации) основных средств – первоначальная стоимость объекта, учитываемая на счете учета основных средств, и затраты, связанные с выбытием основных средств, которые предварительно аккумулируются на счете учета затрат вспомогательного производства (начисленная оплата труда и произведенные отчисления на социальное страхование работников, участвующих в операциях по выбытию основных средств, налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при реализации основных средств, и др.), а по кредиту указанного счета – сумма начисленных амортизационных отчислений, сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к основным средствам.
Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса подлежат зачислению со счета учета списания (реализации) на финансовые результаты организации (п.103 Методических указаний).
Согласно п.75 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н, расходы, связанные со списанием основных средств, включая их остаточную стоимость, учитываются в составе прочих расходов:
– в случае списания при моральном и физическом износе основных средств;
– в случае списания в результате аварий, стихийных бедствий и в иных чрезвычайных ситуациях.
Доходы в виде материальных ценностей, оставшихся после списания основных средств, отражаются соответственно в составе прочих доходов.
В бухгалтерском учете списание объекта основных средств отражается следующими проводками:
Дебет 01 «Выбытие основных средств» Кредит 01 – отражена первоначальная (восстановительная) стоимость списываемого объекта основных средств;
Дебет 91-2 Кредит 01 «Выбытие основных средств» – списана остаточная стоимость объекта основных средств;
Дебет 91-2 Кредит 23 (25, 69, 70, другие счета) – списаны затраты, связанные с ликвидацией (списанием) объекта основных средств;
Дебет 10 Кредит 91-1 – оприходованы материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств (по рыночной стоимости).
По тем или иным причинам собственники решили ликвидировать ООО. Как бухгалтеру спланировать предстоящий объем работ? А самое главное – что представляет собой бухгалтерская отчетность такой компании? Узнайте об этом из нашей статьи.
Общая программа действий
О возникновении признаков банкротства руководитель ООО обязан проинформировать его участников (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Впрочем, процесс ликвидации начинается с решения общего собрания участников и завершается записью о ликвидации общества в ЕГРЮЛ. Стратегический план предстоящих мероприятий представлен в таблице.
Если собственники передумали ликвидировать ООО, то чтобы остановить официальную процедуру, нужно уведомить регистрирующий орган. Для этого применяется все та же форма № Р14001. Проставьте в ней отметку «представлено в связи с принятием решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица» и приложите новое решение.
«Ликвидационная» учетная политика
В связи с принятием решения о ликвидации компании необходимо пересмотреть учетную политику в целях бухгалтерского учета. Почему?
Дело в том, что действующая учетная политика была сформирована исходя из допущения непрерывности деятельности. Оно подразумевает, что компания будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. У нее отсутствуют намерения ликвидации, поэтому обязательства будут погашаться в установленном порядке (). Ну а теперь основания для такого допущения утрачены.
В чем же заключаются основные изменения учетной политики? Описать все нюансы в статье невозможно. Наметим лишь главные направления. В деталях вам придется опираться на собственное профессиональное суждение.
Переклассификация активов и обязательств
Значит, в разделах I «Внеоборотные активы» и IV «Долгосрочные обязательства» стандартного баланса придется поставить прочерки.
Более того, основные средства (включая доходные вложения в материальные ценности) и нематериальные активы перестают удовлетворять условиям их признания ( и ). Соответственно прекращается их амортизация. А недропользователь спишет поисковые активы (п. 21 ПБУ 24/2011).
Ввиду переклассификации вы можете открыть новые синтетические счета.
Ввиду ликвидации в рабочий план счетов ООО введены счета 30 «Материальные активы, предназначенные для продажи» и 31 «Материальные активы, предназначенные для распределения между собственниками». На эти счета бухгалтер списал материальные внеоборотные активы:
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01, 03
Списана накопленная амортизация;
ДЕБЕТ 30 КРЕДИТ 01, 03, 07, 08
Выделены объекты, предназначенные для продажи;
ДЕБЕТ 31 КРЕДИТ 01, 03, 07, 08
Выделены объекты к передаче собственникам.
Аналогично не приходится говорить о материалах в их нормативном понимании (п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов). Ведь переработке эти товарно-материальные ценности уже не подлежат.
Исходя из задач, стоящих перед компанией, активы целесообразно перераспределить на четыре группы:
Внутри третьей и четвертой групп уместна детализация (например, недвижимость, доли в уставном капитале других компаний, товарные запасы, бывшее в употреблении оборудование и т.п.).
В составе пассива нет смысла обособлять добавочный капитал и стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров. Эти статьи объединяют с нераспределенной прибылью. Утрачивает самостоятельное значение и статья «Доходы будущих периодов».
Наконец, показатели баланса «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства» нужно отнести на строку «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Кроме того, продажи компании больше не являются доходами от обычных видов деятельности ().
Денежная оценка активов и обязательств
Если дебиторская или кредиторская задолженности отражены в вашем балансе по дисконтированной стоимости (а действующие правила такую оценку допускают), то в преддверии ликвидации от дисконтирования нужно отказаться. Причина очевидна: отсрочек погашения больше не имеется. Предстоящие расчеты следует показать в номинальных суммах.
Не исключено, что придется увеличить резервы по сомнительным долгам. Ведь теперь срок для взыскания задолженностей у вас ограничен.
Несомненно, подлежит списанию такой условный показатель, как деловая репутация (). Притока денежных средств он не породит. По тем же соображениям списывают суммы, числящиеся на счете 97 «Расходы будущих периодов». Ведь «будущего» у вашей компании нет. Соответствующие суммы отнесите в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
А балансовую оценку активов целесообразно максимально приблизить к цене их возможной продажи.
Что такое «последняя бухгалтерская отчетность»
Этот отчетный период законодатель разделил на две части:
Получается, что первый период охватывается ликвидационным балансом.
За второй период составляется так называемая последняя бухгалтерская отчетность (). Причем в сказано, что состав последней бухгалтерской отчетности, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты. Но на сегодня таковых не имеется. По этой причине «последнюю бухгалтерскую отчетность» вы составлять не обязаны.
Проблема годовой отчетности
Для государственного статистического учета необходимы данные о деятельности компаний за весь отчетный год, даже если он неполный. Казалось бы, бухгалтерскую отчетность нужно сформировать и представить за весь период существования компании в отчетном году.
Этот вывод непосредственно следует из взаимосвязи норм Закона № 402-ФЗ. устанавливает, что годовая отчетность составляется за отчетный год. А в пункте 1 статьи 17 сказано, что для ликвидируемой компании отчетный год является «укороченным». Он ограничен датой ее существования.
На первый взгляд, отчетность формируется в общеустановленном порядке. Между тем ликвидационная комиссия не является экономическим субъектом, обязанным ее составлять и представлять в орган государственной статистики, да еще и по месту государственной регистрации. Ведь такового места уже не имеется. Так что невыполним. Аналогично не существует и налогоплательщика (), поэтому нет и лица, обязанного сдавать отчетность за последний год в налоговую инспекцию (опять же непонятно, в какую именно).
В поисках «ликвидационных» форм
Требование гражданского законодательства о составлении промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов распространяются на кредитные организации. Что подтверждает статья 23 (абз. 12) Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Как известно, система бухгалтерского учета банков тщательно разработана. Притом банк может иметь организационно-правовую форму ООО (абз. 1 ст. 1 Закона № 395-1). Эти соображения вдохновляют на поиск аналогий ().
Примечательно, что такой подход снимает с повестки дня вопрос о составлении за период. Ведь ОСВ содержит не только балансовые остатки по счетам, но обороты по счетам учета доходов и расходов. Но и это еще не все. Неотъемлемыми приложениями названных балансов выступают различные расшифровки. Баланс прошнуровывается с пояснениями к нему. В частности, это сведения о размере требований кредиторов и обязательствах компании, сведения об имуществе (активах) компании.
Промежуточный ликвидационный баланс
Промежуточный ликвидационный баланс можно составить на дату окончания срока для предъявления требований кредиторами ().
Расплатиться вы обязаны только с кредиторами, которые заявили свои требования до срока, объявленного в публикации о ликвидации. Задолженность остальных кредиторов вы вправе списать.
Ликвидационный баланс
Ликвидационный баланс составляется после расчетов с кредиторами. Имущество, оставшееся после удовлетворения их требований, передается собственникам компании (п.п. 5 и 7 ст. 63 ГК РФ).
Это распределение производится на основании статьи 58 Закона № 14-ФЗ. Она тоже устанавливает специальную очередность, а именно:
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
Может оказаться, что имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли. Тогда имущество распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Кредиторской задолженности нет, она погашена.
То есть все пассивы представлены собственным капиталом.
При выплатах участникам ООО выступает налоговым агентом. Под налогообложение не попадают выплаты юрлицу в пределах оплаченной им доли уставного капитала, то есть сумма 30 000 руб.
Подлежат удержанию и перечислению в бюджет налоги по «дивидендной» ставке 9 %:
В этой ситуации бухгалтер ООО применит проводки:
ДЕБЕТ 80 КРЕДИТ 75
ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 75
ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 68
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 51
ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 51
Остатки в балансе на дату ликвидации будут нулевыми.
Подведем итог. В период ликвидации компании бухгалтер становится наиглавнейшей фигурой. В других работниках компания уже практически не нуждается. Роль бухгалтера столь велика, что его целесообразно включить в состав ликвидационной комиссии.
Бухгалтерская отчетность от баланса до пояснительной записки
Вся необходимая информация для корректного составления любой формы бухгалтерской отчетности в Бераторе «Бухгалтерская отчетность»: подробный построчный комментарий к каждой форме с примерами заполнения; рекомендации утверждения и представления отчетности в инспекцию.
Деятельность ООО прекращена. Принято решение о ликвидации. Как быть с расходами будущих периодов на счете 97 в период ликвидации организации? Списать на расходы единовременно (тогда в какой момент), продолжать списывать ежемесячно (но деятельность не ведется) или оставить на остатке по счету?
В п. 65 Положения Минфина Росси от 29.07.1998 № 34н сказано, что затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
В письме Минфина России от 12 января 2012 г. № 07-02-06/5 говорится, что если осуществленные затраты соответствуют условиям признания актива, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, то эти затраты подлежат отражению в бухгалтерском балансе в составе этого актива. Это значит, что если речь идет об основных средствах, нематериальных активах, материально-производственных запасах, то списывать их следует в порядке, установленном для списания стоимости этого актива. В ином случае такие затраты отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов.
При ликвидации предполагается, что актив или расход, который подлежит списанию через счет 97 в деятельности организации больше использоваться не будет. Значит счет 97 должен быть закрыт на дату составления окончательного ликвидационного баланса (баланс, который составляется после расчетов с кредиторами и собственниками общества).
Из письма Минфина России от 12.01.2012 № 07-02-06/5
Вопрос: О порядке отражения в бухгалтерском балансе затрат, произведенных организацией в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам, а также о порядке списания указанных затрат.
В связи с письмом Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Исходя из этого в случае если какие-либо затраты соответствуют условиям признания определенного актива, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.2001 N 44н, и др.), то они отражаются в бухгалтерском балансе в составе этого актива и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости этого актива. В ином случае такие затраты отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов и подлежат списанию путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Списание расходов будущих периодов —процедура, результат которой способен повлиять на финансовое положение и финансовые результаты работы фирмы. О нюансах их списания и трудностях классификации расскажем в нашей статье.
Понятие будущих расходов и нюансы их признания и списания
Будущие расходы или, как принято их называть, расходы будущих периодов (РБП) — это затраты, осуществленные фирмой в прошлых и (или) текущем периодах и подлежащие списанию в последующие временные отрезки.
РБП являются объектом бухучета, хотя упоминание такого термина редко встречается в бухгалтерской и налоговой нормативке. К примеру, отсутствует оно в налоговом кодексе, МСФО, законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухучете.
Исходя из определения, сформулированного законодателями в п. 65 положения по ведению бухучета и отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34, произведенные в отчетном периоде затраты, относящиеся к последующим отчетным периодам, списываются по схеме, установленной для списания стоимости активов данного вида, в течение временного промежутка, к которому они относятся.
Классификация РБП и определение алгоритмов их списания — процедура, основанная на детальном знании законодательства и практическом опыте бухгалтера (финансового специалиста).
Отсутствие в законодательстве конкретного списка затрат, классифицируемых как РБП, порождает разнообразные подходы бухгалтеров разных фирм к отражению и списанию РБП в учете и отчетности.
Поскольку набор осуществляемых различными фирмами затрат зависит от специфики деятельности той или иной фирмы, нюансы признания РБП и алгоритм их учета могут отличаться. Эти особенности требуется предусмотреть посредством включения в учетную политику отдельного, посвященного этому вопросу раздела.
Приступая к процессу классификации РБП, следует руководствоваться требованиями следующих нормативных документов:
Подробнее о затратах, попадающих в разряд РБП на основании указанных групп нормативных документов, пойдет речь в следующем разделе.
Трудности признания затрат и алгоритма их списания
Смело признавать будущими расходами (поскольку на это прямо указано в законодательстве) можно следующие затраты:
В отношении остальных затрат, списание которых производится равномерно, классификация их в составе РБП требует от бухгалтера серьезного аналитического подхода.
Основная трудность при такой классификации — считать ли осуществленные затраты активом или признать расход? Помочь разобраться с этим может следующий алгоритм, помогающий классифицировать затраты в качестве актива:
При этом у фирмы вероятны будущие экономические выгоды, если есть возможность:
Если затраты не отвечают критериям актива, их признают расходами.
Правильная классификация поможет избежать ошибок в отражении РБП в финансовой отчетности, а также применить необходимый способ их списания.
Для прояснения этой непростой задачи чиновники Минфина России дали следующие разъяснения (письмо от 12.01.2012 № 07-02-06/5):
Знакомьтесь с международными подходами к оценке активов с материалами нашего сайта:
Проводки по списанию расходов будущих периодов
После проведения процедуры классификации РБП их величина отражается в бухучете и постепенно списывается с использованием следующей корреспонденции счетов:
Важный нюанс при этом — период списания РБП. Если он не указан в договоре, его определяют самостоятельно с учетом закрепленного учетной политикой способа списания РБП. В качестве такого способа может использоваться:
Итоги
При классификации будущих расходов и выборе метода их списания требуется не только знание нюансов законодательства по данному вопросу, но и практический опыт, позволяющий бухгалтеру сформировать надлежащие выводы.
Алгоритм с названием «Списание расходов будущих периодов» закрепляется в учетной политике фирмы.