как заполнить элн при прямых выплатах

Проекты ФСС по электронным больничным и прямым выплатам, поддержка в 1С

как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть фото как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть картинку как заполнить элн при прямых выплатах. Картинка про как заполнить элн при прямых выплатах. Фото как заполнить элн при прямых выплатах

Электронный листок нетрудоспособности

Листок нетрудоспособности может быть оформлен как в бумажном, так и в цифровом виде согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Равной юридической силой оба варианта наделены начиная с 01.07.2017 в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2017 № 86-ФЗ. Оформление документа в цифровом варианте возможно, если медицинская организация и страхователь (работодатель) являются участниками системы информационного взаимодействия.

Преимущества электронных листков нетрудоспособности

Неоспоримые преимущества электронных листков нетрудоспособности перед бумажными вариантами обеспечивают их широкое применение.

Схема взаимодействия по проекту «ЭЛН»

Взаимодействие сотрудника (застрахованного лица), работодателя (страхователя), ФСС (страховщика) и медицинского учреждения в проекте «ЭЛН» выглядит следующим образом (рис. 1):

как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть фото как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть картинку как заполнить элн при прямых выплатах. Картинка про как заполнить элн при прямых выплатах. Фото как заполнить элн при прямых выплатах

Рис. 1. Схема взаимодействия по проекту «ЭЛН»

1С:ИТС

Поддержка проекта «ЭЛН» в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3)

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 запрос из ФГИС ЕИИС «Соцстрах» электронного листка нетрудоспособности производится по кнопке Получить данные из ФСС при вводе документа Больничный лист (рис. 2). При этом достаточно выбрать сотрудника и указать номер листка нетрудоспособности, полученный сотрудником в медучреждении.

как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть фото как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть картинку как заполнить элн при прямых выплатах. Картинка про как заполнить элн при прямых выплатах. Фото как заполнить элн при прямых выплатах

Рис. 2. Документ «Больничный лист»

Автоматически из ФГИС ЕИИС «Соцстрах» загружаются все данные электронного листка нетрудоспособности, в том числе сведения о медицинской организации и об особых причинах нетрудоспособности. Просмотреть результаты загрузки можно по гиперссылке Заполнены данные ЛН. Данные в документе Больничный лист автоматически дополняются сведениями из программы «1С:Зарплата и управление персоналом 8» о стаже сотрудника, его среднем заработке, предыдущих больничных листах по уходу, условиях расчета НДФЛ и т. п.

Получив ЭЛН из ФГИС ЕИИС «Соцстрах» и рассчитав его, работодатель оплачивает сотруднику пособие в обычном порядке, а в ФСС передает реестр электронных листков нетрудоспособности. Сформировать реестр, отправить его сразу или выгрузить в файл удобно в сервисе 1С-Отчетность. Расшифровка записи реестра ЭЛН содержит подробную информацию о листке нетрудоспособности.

Если при отправке реестра ЭЛН часть листков нетрудоспособности из-за каких-либо ошибок окажется не принятой ФСС, то исправления этих ошибок будут учтены при следующей отправке указанного реестра. Для этого начиная с версии 3.1.10 программы в отдельности для каждого ЭЛН сохраняется его состояние:

Состояние ЭЛН автоматически обновляется при загрузке ответа ФСС.

Прямые выплаты пособий

Система выплат пособий сотрудникам напрямую из ФСС РФ была запущена еще в 2011 году. Особенности прямых выплат пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в субъектах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.

К пилотному проекту ФСС в 2011 году подключились Нижегородская область и Карачаево-Черкесская республика. По состоянию на конец 2019 года прямой порядок выплат пособий из ФСС уже успешно работает в более чем в 50 субъектах РФ.

С 01.01.2020 в проекте участвуют Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Кировская, Кемеровская, Оренбургская, Саратовская и Тверская области, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Иркутская область должна была присоединиться к проекту с 01.07.2020, но срок был перенесен на 01.01.2020 (Постановление Правительства РФ от 13.11.2019 № 1444).

С 01.07.2020 проект распространится на другие регионы: Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Красноярский и Ставропольский края, Волгоградская, Ленинградская, Тюменская и Ярославская области. Планируется, что в 2021 году к проекту прямых выплат присоединится вся страна.

Проект прямых выплат подразумевает, что суммы за счет ФСС перечисляются непосредственно сотрудникам для следующих видов пособий:

Ряд видов пособия по-прежнему выплачивается работодателем, а потом возмещается по заявлению из средств ФСС РФ:

Преимущества механизма прямых выплат

Участвуя в проекте ФСС «Прямые выплаты», с точки зрения расчета пособий страхователь по-прежнему:

Преимущества проекта ФСС «Прямые выплаты»:

Упрощение работы бухгалтера не столь очевидно: хранение, подготовка и ответственность по выявлению фальсификации листков нетрудоспособности не позволяют снизить нагрузку.

Дополнительными обязанностями для бухгалтеров при прямых выплатах становятся подготовка и отправка в ФСС:

Схема взаимодействия по проекту прямых выплат пособий из ФСС

как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть фото как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть картинку как заполнить элн при прямых выплатах. Картинка про как заполнить элн при прямых выплатах. Фото как заполнить элн при прямых выплатах

Рис. 3. Схема взаимодействия по проекту прямых выплат пособий из ФСС

Прямые выплаты в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3)

Для подтверждения участия региона в проекте прямых выплат в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» редакции 3 в настройке Учетной политики организации на закладке Пособия ФСС следует установить флаг Подтверждаю, что организация зарегистрирована в регионе с прямой выплатой пособий через ФСС и в поле Выплата пособий передана в ФСС с: указать дату вступления в пилотный проект (рис. 4).

как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть фото как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть картинку как заполнить элн при прямых выплатах. Картинка про как заполнить элн при прямых выплатах. Фото как заполнить элн при прямых выплатах

Рис. 4. Настройка учетной политики

В результате настройки Учетной политики в документе Больничный лист становится доступной закладка Пилотный проект ФСС (рис. 5).

как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть фото как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть картинку как заполнить элн при прямых выплатах. Картинка про как заполнить элн при прямых выплатах. Фото как заполнить элн при прямых выплатах

Рис. 5. Документ «Больничный лист»

По ссылке Заполнить данные для реестра сведений, передаваемого в ФСС открывается форма для заполнения данных о медицинской организации и враче, выдавшем листок нетрудоспособности. В отделение ФСС необходимо передать заявление работника на выплату пособия. Его можно сформировать тут же по ссылке Ввести заявление сотрудника на выплату пособия. Данные, которые уже есть в программе, подставляются в заявление автоматически.

В меню Отчетность, справки предусмотрено специализированное рабочее место Пособия за счет ФСС, где можно создать документы на оплату пособий, а затем, используя сервис 1С-Отчетность, сразу же отправить необходимые сведения в требуемом формате по каналам электронной связи в ФСС.

1С:ИТС

Электронный листок нетрудоспособности при прямых выплатах

Преимущества электронных листков нетрудоспособности в проекте прямых выплат

Одновременное участие страхователя в обоих проектах ФСС предоставляет для организации широкие возможности автоматизации обработки пособий. С бухгалтера снимается ответственность контроля фальсификации листков нетрудоспособности. Работодатель оплачивает три первых дня больничных листов, уже зарегистрированных в ФСС. Однако страхователь получает не только преимущества двух проектов, но и необходимость формирования и представления отчетности отдельно по каждому из проектов.

Схема взаимодействия при участии страхователя в двух проектах

как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть фото как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть картинку как заполнить элн при прямых выплатах. Картинка про как заполнить элн при прямых выплатах. Фото как заполнить элн при прямых выплатах

Рис. 6. Схема взаимодействия при участии страхователя в проекте «ЭЛН» и прямых выплат

ЭЛН при прямых выплатах в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3)

В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 в документе Больничный лист можно загрузить электронный лист нетрудоспособности по его номеру. При этом на закладке Пилотный проект произойдет автоматическое детальное заполнение всей требуемой информации. А в сервисе 1С-Отчетность пользователям предоставляется возможность сформировать реестры по прямым выплатам и по ЭЛН.

Источник

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ЭЛН. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЕСТРА НА ВЫПЛАТУ ПОСОБИЙ ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ЭЛН И ФОРМИРОВАНИЕ НА ИХ ОСНОВЕ РЕЕСТРА НА ВЫПЛАТУ ПОСОБИЙ.

как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть фото как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть картинку как заполнить элн при прямых выплатах. Картинка про как заполнить элн при прямых выплатах. Фото как заполнить элн при прямых выплатахРабота с ЭЛН состоит из последовательного выполнения трех этапов:

1. Запрос ЭЛН по номеру листка и СНИЛС пациента.

Талон с номером ЭЛН выдается лечебным учреждением пациенту, который предоставляет его по месту работы.

Талон имеет свободную форму и обязательно должен содержать СНИЛС и НОМЕР ЭЛН (12 знаков, как и номер бумажного листка нетрудоспособности), остальная информация в талоне имеет справочный характер и не может служить основанием для оплаты листка нетрудоспособности.

Запросить ЭЛН может работодатель при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) юридического лица, средств криптозащиты и программного обеспечения, в котором реализована работа с ЭЛН.

2. Заполнение полученного ЭЛН в части работодателя и отправка заполненного ЭЛН в ФСС.

Заполнение и отправка ЭЛН в ФСС осуществляются в ПО работодателя, средствами которого ЭЛН был запрошен. Заполненная распечатанная форма ЭЛН не является основанием для оплаты.

Отправка ЭЛН является обязательной.

3. Подготовка и отправка реестра больничных листков в ФСС для назначения и выплаты пособия.

Для оплаты ЭЛН в регионах, участвующим в пилотном проекте «Прямые выплаты», необходимо направить электронный реестр сведений на выплату пособия по временной нетрудоспособности в ФСС. Заполнение реестра по ЭЛН полностью аналогично заполнению реестра для бумажных листков нетрудоспособности.

Обращаем Ваше внимание! Сначала необходимо получить, заполнить и отправить ЭЛН в ФСС,

а затем передать реестр листков нетрудоспособности на оплату.

В настоящее время работа с ЭЛН реализована в большом количестве бухгалтерских программ, воспользуйтесь программными продуктами: 1С, ПАРУС, Контур, СБИС, Калуга-Астрал и т.д.:

Программный продукт 1С, поддерживающий работу с ЭЛН:

▪ Видео по работе с ЭЛН в программах работодателя https://buh.ru/articles/faq/58089/

▪ Видео по настройке в программах работодателя https://buh.ru/articles/faq/59529/

▪ Видео о работе с ЭЛН в программах линейки 1С: Медицина https://youtu.be/GKAmQCArFr4

На Форуме Корпорации ПАРУС размещена ветка «Электронные больничные» по работе с ЭЛН:

На сайте компании Контур имеется раздел про ЭЛН:

На сайте компании СБИС имеется раздел про ЭЛН с подробной инструкцией по работе с ЭЛН:

Для справки: В соответствии с Федеральным законом от 01.05.2017 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) представляет собой электронный документ с 01 июля 2017 года имеет равную юридическую силу с листком нетрудоспособности на бумажном носителе.

Информация Приморского регионального отделения

Фонда социального страхования

Адрес:
690990 г. Владивосток ул. Муравьева-Амурского, 1-б;
e-mail: info@ro25.fss.ru

ПРИМОРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Горячая линия по вопросам выплат работникам медицинских учреждений 8 914 792 16 50

Приемная
т. (423) 220-86-20; факс (423) 226-74-02, «Телефон доверия» (423) 226-43-98

Отдел страхования профрисков (423) 260-89-17

Отдел страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

226-60-88 (каб.4-1, 4-2, 4-3);

Обеспечение санаторно-курортным лечением:

222-09-88, 222-83-04, 226-49-83 (каб. 1-10, 1-15)

Обеспечение техническими средствами реабилитации:

226-50-03, 222-34-99 (каб.1-12)

Отдел администрирования страховых взносов

Филиал № 3 (г. Владивосток)

Администрирование страховых взносов по районам:

Ленинский район: 222-80-20 (каб. 3-5)

Фрунзенский район: 222-81-34 (каб. 3-7)

Первореченский район: 222-80-48(каб. 3-10)

Первомайский район: 222-80-58 (каб. 3-7)

Советский район: 222-82-99, 222-81-21 (каб. 3-10 )

Регистрация страхователей: тел. (423) 226-43-07 (каб. 3-9) 3-й этаж

Пилотный проект «Прямые выплаты» (оплата больничных листов, пособий)

Тел. (423) 222-83-99, 226-99-84 каб. 4-22 (4 этаж)

Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

220-92-55, 222-09-45, 220-92-65 (каб. 1-4, 1-5)

Отдел социальных программ (услуги для инвалидов):

Технические средства реабилитации (423) 260-89-25 (каб. 1-14) 1-й этаж

Санаторно-курортное лечение (423) 222-83-04 (каб. 1-15) 1-й этаж

Источник

Топ-10 вопросов по ЭЛН и прямым выплатам

как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть фото как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть картинку как заполнить элн при прямых выплатах. Картинка про как заполнить элн при прямых выплатах. Фото как заполнить элн при прямых выплатах

Что сделать, чтобы сотрудницы в 2021 году вовремя получили пособия до 1,5 лет? Как оплачиваются ЭЛН совместителей? Как будут удерживаться алименты при прямых выплатах? Нужно всем сотрудникам с января открыть карты «МИР»? Эксперты Контур.Экстерна ответили на горячие вопросы бухгалтеров, связанные с электронными больничными и прямыми выплатами.

1. Заявление на выплату пособия заполняется на бумаге? Нужно ли хранить эти заявления?

Сейчас сотрудники подписывают заявления на пособия (форма утв. Приказом ФСС от 24.11.2017 № 578 ), когда приносят документы для расчета конкретного пособия: больничный, свидетельство о рождении ребенка и т.п. Работодатель может заполнить и распечатать заявление вместо сотрудника и передать ему для сверки. Сотрудник проверяет реквизиты и подписывает заявление от руки (чернила любого цвета). Работодатель хранит все подписанные заявления.

С 2021 года порядок изменится ( проект постановления ). Сотрудники будут подписывать заявление по всем пособиям при приеме на работу. Заполнить его можно будет не только на бумаге, но и в электронном виде, заверив электронной подписью.

Электронные заявления можно будет не распечатывать: достаточно хранить их в своей информационной системе. А в бумажных заявлениях нужно будет распечатать только заполненные листы.

2. Сотрудник принес БЛ 29.12.2020 (период болезни с 22.12.20 по 28.12.2020). Когда нужно начислить и выплатить пособие?

Начислить вы должны не позднее 10 календарных дней с 29 декабря, то есть не позднее 7 января. Выплатить в ближайший день выплаты заработной платы, то есть 11 января.

А вот схема, по которой будет оплачиваться этот больничный лист, может быть разный. Если начисление больничного вы проведете еще декабрем (речь сейчас о месяце в бухгалтерском учете) и, соответственно, эти начисленные больничные будут показываться в отчете по страховым взносам за 4 квартал 2020 года, то и оплатить такой больничный стоит самим (с последующим возмещением).

Если вы этот больничный не выплатили в декабре, то можно его передать на оплату в ФСС, предоставив гарантийное письмо, что организация не выплачивала сумму за счет ФСС по такому больничному. Если при этом вы начисление этого больничного провели по бухучету в декабре, а на оплату передадите ФСС, то надо еще не забыть скорректировать отчет по страховым взносам, чтобы там не было сумм по таким больничным.

Справедливости ради стоит заметить, что с 29 по 31 декабря вы еще не можете сформировать реестр ПВСО для передачи в ФСС, если ваш регион переходит на прямые выплаты с 2021 года. С 1 января уже можете, но чтобы уложиться точно в сроки отправки реестра, отправить его надо не позднее 02.01.2021 (5 календарных дней с момента получения документов от работника).

3. Как будут выплачиваться пособия до 1,5 лет? Начисляем в декабре 2020 года, выплата придется на январь 2021-го. Что нужно сделать работодателю, чтобы сотрудники получили деньги в срок?

В ситуации с пособиями до 1.5 лет правильнее отталкиваться от месяца, за который мы начисляем пособие. Пособие за декабрь выплачиваем сами, пусть даже и в январе. Пособие за январь и далее — уже ФСС, тогда все сроки точно будут соблюдены.

4. Как быть, если сотрудница уже получает пособие по уходу за ребенком? Какие документы должна представить в ФСС, чтобы с января сотрудница получала пособие напрямую от ФСС? Требуется ли оформление заявления на выплату пособия по форме, утвержденной приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 578? Если нужно, то до какого числа? Нужно ли отправлять реестр ежемесячно?

Страхователь должен отправить реестры в ФСС с расчетными суммами для произведения выплат. Заявление с получателя пособия должно быть получено (все действия по прямым выплатам в настоящий момент выполняются только после получения заявления, по каждому страховому случаю).

Сроки прописаны в регламенте (п. 9 Положения в Постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 ). Если выплаты пособия по уходу начались еще в 2020 году, то чтобы фонд в срок выплатил пособие за январь, надо постараться отправить реестры по таким пособиям к 20-м числам января.

Но при этом у нас есть еще один срок, который надо постараться соблюсти: 5 календарных дней с момента получения всех документов от застрахованного (под документами подразумевается в том числе и заявление на выплату пособия по форме, утвержденной Приказом ФСС от 24.11.2017 № 578 ).

5. Какие пособия останутся возмещаемыми, а какие будут выплачиваться напрямую?

Напрямую застрахованным лицам выплачиваются:

Правило начинает действовать с момента, когда регион переходит на прямые выплаты.

По зачетному принципу продолжат выплачивать:

6. Как оплачиваются ЭЛН совместителей? Загружаю ЭЛН на совместителя — появляется ошибка.

Не видя ошибки, сложно сказать, в чём проблема. И надо понимать, что все разделено на «до 14 декабря 2020 года» и «после 14 декабря 2020 года». До 14 декабря оформлялся отдельный ЭЛН для каждого места работы. Теперь оформляется один ЭЛН для всех мест работы, каждый страхователь заполняет его своими данными.

7. Как будут удерживаться алименты при прямых выплатах?

Бухгалтерия удерживает деньги только из тех выплат, которые проводит сама организация (ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). К удержаниям с «основного» пособия, которое перечисляет ФСС, работодатель никакого отношения не имеет. А значит, рассчитывать удержание нужно только по выплачиваемой сумме — за первые три дня болезни.

8. Как оплачивать бумажные больничные с 2021 года?

Схема та же самая, что и по ЭЛН, но есть нюансы. Если организация должна подавать реестры ПВСО в электронном виде, то при создании электронного реестра ПВСО всю информацию (абсолютно всю!) с бумажного больничного необходимо вручную внести в реестр. Поэтому чем активнее организация будет убеждать своих сотрудников переходить на ЭЛН, тем меньше трудозатрат будет при отправке реестров ПВСО.

Если же в вашей организации 25 человек и меньше, то можете в этом случае предоставлять пакет документов в бумажном виде.

9. Медорганизация не заводит ЭЛН в систему в течение 5 дней. Как нам соблюсти сроки по отправке реестра?

Все очень просто. Отсчет ваших 5 дней начинается с того момента, когда у вас есть все необходимые данные для расчета и формирования реестра ПВСО: заявления и документы от работника, закрытый ЭЛН. Пока ЭЛН не закрыт, отсчет 5 дней для страхователя не ведется.

10. С 2021 года оплата больничных листов будет производиться только на карты «МИР»?

Планировалось, что с 1 января 2021 года только на карты «МИР» будут перечисляться:

На днях стало известно, что срок перехода на карты МИР снова продлили — на этот раз до 1 июля 2021 года.

После 1 июля 2021 года банки будут проверять наличие привязки к банковскому счету платежной карты «МИР». Если у получателя не окажется такой карты, банк предложит ему в течение 10 дней получить пособие наличными или сообщить другие реквизиты для зачисления средств. Если в течение 10 рабочих дней получатель пособия этого не сделает, средства вернутся плательщику, то есть фонду.

Чтобы упростить получение пособий, Центробанк рекомендовал банкам выдавать карты «МИР» дистанционно.

Источник

Фонд будет выплачивать пособия напрямую

С 1 января 2021 года к пилотному проекту ФСС «Прямые выплаты» присоединятся: Москва и Санкт-Петербург, Московская, Свердловская и Челябинская области, Краснодарский и Пермский края и Ханты-Мансийский автономный округ. В пилотных регионах сотрудники будут получать пособия напрямую от ФСС, а не от работодателя. Расскажем, кого это коснётся и как будут назначать и выплачивать пособия.

Проект «Прямые выплаты» стартовал в 2011 году. Сейчас в нём уже 69 регионов, а к началу 2021 года присоединится еще 16. Полный список участников дан в постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.

Как работает проект «Прямые выплаты»

Сейчас ФСС работает со страхователями по зачётному принципу: работодатель выплачивает пособие, а в Фонд он перечисляет разницу между суммами начисленных страховых взносов и выплаченных пособий.

В проекте «Прямые выплаты» страхователи должны платить взносы на обязательное соцстрахование в полном объёме, их нельзя уменьшить на сумму произведённых ФСС расходов.

Также меняется порядок взаимодействия ФСС, работодателя и работника. Компания получает от сотрудника заявление и документы для выплаты пособия, направляет их в ФCC в электронном виде, а Фонд напрямую выплачивает застрахованному работнику пособие. При этом принцип расчёта и размер пособий не меняются.

Новые правила касаются выплат следующих пособий:

Джульетта Анатольевна Устова, управляющая отделением ГУ — регионального отделения ФСС РФ по Кабардино-Балкарской Республике рассказывает о преимуществах пилотного проекта:

«Новый порядок позволяет гражданам получать полагающиеся им по закону пособия своевременно и в полном объеме, независимо от финансового положения работодателя. Страхователю не нужно изымать из оборота средства на их выплату. Рассчитывать и перечислять пособия теперь будет не бухгалтерия предприятия, а региональное отделение ФСС. Это исключает некорректный расчёт пособий, снижает трудозатраты и упрощает отчётность. Страховые взносы на обязательное соцстрахование не уменьшаются на сумму произведенных расходов. Работодатели выплачивают их в Фонд в полном объеме».

Нормативные документы

Также разработан Проект постановления Правительства РФ № 00110475. Он утверждает особенности назначения и выплаты территориальными органами ФСС РФ пособий по временной нетрудоспособности, травматизму, беременности и родам, единовременных детских пособий, а также порядок возмещения расходов страхователям на выплату социальных пособий и на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Например, при наступлении страхового случая планируют отказаться от запроса у работников заявления на выплату пособия и полного списка документов для назначения, как это делают сейчас. Вместо этого работник будет предоставлять только те документы, которых нет у страхователя. Если проект примут, декретницам больше не придётся подавать заявления на получение пособий.

Алгоритм назначения и выплаты пособий

Последовательно рассмотрим действия бухгалтера для назначения и выплаты работнику пособия.

Шаг 1. Работодатель получает документы от сотрудника

Когда сотрудник принесёт документы, подтверждающие право на пособие, проверьте их корректность. Например, больничный должен быть выдан не ранее чем полгода назад.

Затем подготовьте заявление в ФСС по форме, установленной Приказом ФСС от 24.11.2017 № 578. Оно требуется для всех страховых случаев, в том числе для периода временной нетрудоспособности. Работодатель может сформировать и распечатать такое заявление за сотрудника и передать ему для сверки. Сотрудник проверит реквизиты для перечисления средств (счёт в банке, почтовый адрес) и лично подпишет заявление.

«Застрахованное лицо может выбрать удобный способ получать пособие: на банковский счёт, почтовым переводом или на платёжную карту «Мир» с 16- или 19-значным номером. Пособия могут быть перечислены работнику как на зарплатный счёт, так и на любой другой», — рассказывает Наталья Владимировна Матвеева.

«Счёт обязательно должен быть 20-значным, соответствовать БИК в банке и оформлен именно на работника. При этом реализована возможность перечислять пособие только по одному реквизиту — номеру платёжной карты “Мир”», — дополняет Джульетта Анатольевна Устова.

С 1 января 2021 года на карты «Мир» будут в обязательном порядке перечисляться:

После 1 января 2021 года банки будут проверять привязку карты «Мир» к счету. Если ее не окажется, а застрахованному лицу перечислят пособие, то от банка придет уведомление с предложением в срок не позднее 10 рабочих дней явиться за получением средств наличными или сообщить другие реквизиты для зачисления средств. По истечении этого периода средства вернутся плательщику — то есть ФСС.

Медорганизация может выдать больничный лист в бумажном виде или сформировать и разместить электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) в информационной системе ФСС.

Получить информацию об электронном больничном можно из базы ФСС по номеру ЭЛН и СНИЛС работника. Это доступно в личном кабинете страхователя в единой интегрированной информационной системе (ЕИИС), личном кабинете ФСС, АРМ ФСС, Контур Экстерн, 1С и т.д. Оплачивать можно только ЭЛН со статусом «Закрыт».

Дальнейший порядок действий зависит от типа листка нетрудоспособности.

Если в «пилотном» регионе ЛН бумажный

как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть фото как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть картинку как заполнить элн при прямых выплатах. Картинка про как заполнить элн при прямых выплатах. Фото как заполнить элн при прямых выплатах

Если в «пилотном» регионе ЛН электронный

как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть фото как заполнить элн при прямых выплатах. Смотреть картинку как заполнить элн при прямых выплатах. Картинка про как заполнить элн при прямых выплатах. Фото как заполнить элн при прямых выплатах

Шаг 2. Работодатель рассчитывает пособие и выплачивает сумму за первые три дня

В проекте «Прямые выплаты» не меняется ни размер пособий, ни порядок расчёта:

Пособие за первые три дня временной нетрудоспособности сотрудника назначает и выплачивает работодатель, удерживая НДФЛ (пп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294; п. 1 ст. 217 НК РФ).
Остальную часть пособия работник получит от ФСС, поэтому с неё НДФЛ удерживает Фонд.

Шаг 3. Работодатель готовит и отправляет документы в ФСС

Работник может подать заявление на пособие не позднее 6 месяцев со дня окончания страхового случая. Например, не позднее 6 месяцев со дня рождения малыша можно обратиться за единовременным пособием при рождении ребёнка.

В течение пяти календарных дней с момента получения от сотрудника заявления и ЛН, ЭЛН, свидетельств или справок работодатель должен сформировать и отправить в ФСС комплект документов на выплату пособия, в том числе реестр сведений.

Заполнить и передать ФСС электронный реестр по проекту «Прямые выплаты» можно в бухгалтерском ПО, доработанном под требования проекта, в информационных системах специализированных операторов связи, а также в бесплатном АРМ «Подготовка расчетов для ФСС», который доступен для загрузки на официальном сайте ФСС.

Компании, среднесписочная численность которых более 25 человек, должны представить реестр сведений в электронной форме. Организации, штат которых меньше, могут подавать документы как в электронном виде, так и на бумаге. Электронный реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий, заполняется в xml-формате, как и при сдаче расчетных ведомостей по форме 4-ФСС. Реестр подписывается электронной подписью и отправляется через единую точку приема по адресу docs.fss.ru или через сервис, который вы используете.

Бывает, что нужно внести исправления в уже отправленный реестр, например, страховой стаж был посчитан неверно, не были указаны льготные условия, повышающие размер пособия, или изменилась сумма среднедневного заработка в связи с тем, что сотрудник принес справку с предыдущего места работы. В этом случае нужно сформировать новый реестр с уточненными данными и повторно отправить его в ФСС с указанием причины перерасчёта (п. 3 Постановления от 21.04.2011 № 294).

Контур Экстерн поможет сформировать реестр или загрузить и отправить в ФСС готовый документ. Вот возможности Экстерна:

Формирует реестр в соответствии с требованиями ФСС и проверит на ошибки;

Формирует заявление о выплате пособия, которое можно распечатать и отдать на подпись;

Автоматически заполняет реквизиты медицинского учреждения и банка получателя пособия;

Показывает актуальный статус документа: «В очереди на отправку», «Отправлен в ФСС», «Принят ФСС»

Позволяет за раз отправить в ФСС несколько ЭЛН и реестров;

Реестр и ЭЛН может отправлять обслуживающая бухгалтерия;

Проверяет сертификат подписи на действительность, чтобы ФСС гарантированно принял документ;

Проверяет реестр на ошибки. Если ФСС не примет реестр, вы сможете посмотреть протокол ошибок.

Сохраняет данные на защищённом сервере, который соответствует требованиям Закона № 152-ФЗ «О персональных данных».

Шаг 4. ФСС проверяет документы и назначает пособие

В течение 10 календарных дней с момента получения полного комплекта документов региональное отделение Фонда принимает решение о назначении и выплате пособия, — говорит Джульетта Анатольевна Устова.

В процессе обработки документов и перечисления пособия региональное отделение или банк может обнаружить ошибку. Тогда документы вернут работодателю для исправления, — дополняет Наталья Владимировна Матвеева.

Если в ответ на отправленный комплект документов приходит квитанция о доставке, значит, всё в порядке: документы приняты на рассмотрение. При получении протокола ошибок нужно исправить их и отправить документы в ФСС заново. Если документы передавались на бумаге, нужно отправить их повторно, требуемый результат — квитанция о доставке.

Шаг 5. ФСС выплачивает пособие

Бумажные документы для назначения и выплаты пособия Фонд возвращает страхователю, который хранит их согласно порядку и срокам, установленным законом. Отслеживайте, когда работник получит пособие, чтобы забрать подтверждающие документы из ФСС.

Если компания со среднесписочной численностью менее 25 человек передаёт документы в бумажном виде, посетить филиал Фонда бухгалтеру придётся минимум дважды. Если возникнут вопросы, обнаружатся ошибки в документах, потребуются пояснения и исправления, идти в ФСС придётся ещё.

Узнать о выплаченном пособии можно в личном кабинете получателя услуг. Войти в него можно с логином и паролем от портала госуслуг — рассказывает Залина Гацировна Айларова. Там же работающие граждане могут просматривать историю начислений, подавать запросы и консультироваться со специалистами Фонда, — добавляет Наталья Владимировна Матвеева.

Наталья Владимировна Матвеева, и. о. заместителя управляющего ГУ — РО ФСС РФ по Республике Карелия о сроках выплаты пособий декретницам

Раньше работники получали пособия в день выплаты зарплаты. Теперь ежемесячное пособие по уходу за ребёнком будет выплачивать отделение Фонда с 1-го по 15-е число месяца, следующего за месяцем, за который оно причитается. Например, пособие по уходу за ребенком за июль 2020 года фонд выплатит с 1 по 15 августа 2020 года.

Отчётность

Расчёт по страховым взносам

Форма и инструкция по заполнению расчёта по страховым взносам за 2020 год и будущие периоды утверждены Приказом ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/751@. Участники проекта «Прямые выплаты» заполняют РСВ с учётом следующих особенностей:

Регионы, которые присоединились к проекту 1 января 2021 года, должны отчитаться за 2020 год в стандартном порядке: выставить признак «2» и заполнить вышеназванные строки. Правила заполнения расчета для участников «Прямых выплат» они будут использовать при отчете уже за I квартал 2021 года.

О том, как отражать в РСВ пособия за первое полугодие, рассказала Залина Гацировна Айларова, управляющий отделением ГУ — РО ФСС РФ по Республике Северная Осетия — Алания:

«Суммы пособий, которые страхователь назначил до 01.01.2021, но не выплатил до указанной даты, должны быть включены в расчёт за 2020 год. Выплатить эти пособия страхователь должен в январе 2021 года.

Если страховой случай начался в 2020 году, а работник закрыл больничный в самом конце года, бухгалтер может не успеть посчитать и начислить пособие. В данном случае пособие будет начислено в январе, поэтому его выплатит фонд. Рекомендуем прикладывать письмо о том, что больничный ранее не оплачен».

Особенности заполнения формы для пилотных регионов установлены Приказом ФСС РФ от 28.03.2017 № 114. Страхователи, которые присоединятся к программе с 1 января 2021 года, не заполняют:

Уже появился проект новой формы 4-ФСС № 00110877, который, вероятно, нужно будет применять для отчёта за I квартал 2021 года.

Справки 2-НДФЛ для сотрудников

В пилотных регионах отделения ФСС — налоговые агенты в отношении сумм пособий по временной нетрудоспособности, которые выплачиваются сотрудникам организаций напрямую. Поэтому отделения Фонда выдают физлицам справки о полученных ими пособиях и удержанных с них суммах налога. Делается это в течение трёх рабочих дней с момента получения заявления (п. 3 ст. 230 НК РФ).

«Заявление на получение справки 2-НДФЛ по пособиям оформляется в произвольной форме. В нём указывают ФИО, СНИЛС, паспортные данные, полное наименование работодателя, адрес проживания застрахованного. Такое заявление можно направить почтой или с помощью сервиса ФСС “Личный кабинет застрахованного лица”. Если застрахованный не может получить справку лично, её могут отправить по почте», — поясняет Наталья Владимировна Матвеева.

Как подготовиться к переходу на проект «Прямые выплаты»

Чтобы работники вовремя получали пособия, работодателю нужно подготовиться к проекту «Прямые выплаты».

Обратите внимание, что с 1 января 2021 года выплата пособий по беременности и родам, по ежемесячному уходу за ребенком до полутора лет, единовременного пособия при рождении ребенка, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности осуществляется только на карту «МИР» (письмо ФСС РФ от 05.07.2019 № 02-08-01/16-05-6557л).

Как возместить из ФСС сумму превышения расходов

У регионов, которые в ближайшее время присоединяются к проекту «Прямые выплаты», на дату перехода могла остаться переплата — расходы на выплату пособий превысили сумму страховых взносов. В этом случае они имеют право получить от ФСС возмещение суммы перерасхода или зачесть её в счёт предстоящих платежей.

Для этого страхователь должен обратиться в территориальное отделение ФСС по месту регистрации за возмещением средств и представить:

Если вы воспользовались зачётом, следите за его остатком, чтобы не допустить задолженности по взносам на ВНиМ.

Как возместить из ФСС расходы на финансовое обеспечение предупредительных мер

Предупредительные меры работодатель оплачивает за свой счёт, а потом получает возмещение из бюджета ФСС в пределах суммы, согласованной с отделением Фонда.

Для этого до 1 августа текущего года нужно подать заявление о разрешении финансирования предупредительных мер и подготовить документы, обосновывающие необходимость мероприятий. А до 15 декабря нужно представить заявление о возмещении понесённых расходов.

«Задолженность отделения Фонда перед страхователем, сформировавшаяся за счет превышения расходов над начисленными страховыми взносами по состоянию на 01.07.2019, подлежит возмещению по заявлению страхователя. Страхователь имеет право направить до 20 % сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, на финансовое обеспечение предупредительных мер. Это могут быть обязательные периодические медосмотры (обследования) сотрудников, труд которых связан с вредными и (или) опасными производственными факторами», — поясняет Наталья Владимировна Матвеева, и. о. заместителя управляющего, начальник отдела проверок ГУ — регионального отделения ФСС РФ по Республике Карелия.

Екатерина Слобожанина и Елена Кулакова, эксперты системы интернет-отчетности Контур.Экстерн

Читайте также

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *