каждый имеет право на стремление к счастью
Право на стремление к счастью
Декларация независимости признала право на стремление к счастью
Закон служит построению правопорядка и его обеспечению в государстве. В нем не преследуются сверхцели по обеспечению счастья и благоденствия человека. И все-таки Декларация независимости США признала право на стремление к счастью. Вопрос только за кем: человек имеет право на стремление к счастью или народ (нация) в целом?
Вот еще одна истина, очевидная для жителей 18 столетия, и логически вытекающая из признания права на стремление к счастью. Это то, что правительства учреждаются для обеспечения этих прав (в числе которых Декларацией признаны жизнь, свобода и стремление к счастью). «В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье».
Следовательно, Декларация независимости США расценивает право на стремление к счастью как политическое право народа. А если данным политическим правом наделяется население, то и каждый гражданин должен иметь право на стремление к счастью и возможности его реализовать политическими инструментами.
Российский закон не знает права на стремление к счастью
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Это равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли и слова, иные права, перечисленные в главе 2 Конституции РФ.
В российском основном законе нет упоминания о праве человека либо населения, как нации в целом, на стремление к счастью, а значит, оно и не гарантируется, иными словами, лучшая жизнь не гарантируется, поскольку к ней никто не стремиться на законодательном уровне 🙂 Жаль, как говориться бумага бы все стерпела 🙂 но в законе речь идет о гражданских и политических правах, а стремление к счастью, наверное, «уценено» до эмоционального атрибута индивида.
Почему в российском законе нет права на стремление к счастью? – вопрос для простого и ясного ответа:
Нормой права нельзя описать содержание данного понятия, соответственно, невозможно его гарантировать. Как найти то, не зная чего? Ведь определение счастья зависит от «исповедуемого» мировоззрения (счастье, отождествляемое в одном случае с удовольствием (трактовка, развиваемая в гедонизме), в другом — с пользой, успехом (утилитаризм), в третьем — с отсутствием страданий и безмятежностью души (Эпикур), или счастье как критерий и высшая санкция индивидуальной человеческой морали *(1).
Но в силу неопределенности слагаемых, из которых строится счастье индивидуума, его право на стремление к счастью никак и не выберется из философской категории в политическую сферу, и счастье нации не избрано сверхцелью государственности.
Эмоционально счастье заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. За субъективным чувством и представлением о счастье всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое счастье и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании счастья человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и др. людям. Более того: счастье. одних индивидов прямо зависит от счастья других. К примеру, не может быть счастлива мать, если несчастны ее дети. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей. Это значит: Счастье одних индивидов связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества.*(2)
В законе не может быть правил «пойди туда, не знаю куда, и найди то, не знаю что». Пока законодатель не определился с критериями счастливого российского общества, право стремление к счастью в числе наших гражданских и политических прав ждать не приходится.
Тем более что за данным правом стоят вполне обоснованные риски роста недовольных. Еще претензий от несчастных граждан не оберешься, да еще они вздумают на этом основании поменять правительство (как, например, в Декларации независимости США записано). А у нас еще из года в год, примерно по 800 тыс. в год осужденных, которые точно не отнесут себя к осчастливленным гражданам.
Конечно, было бы замечательно, закрепить и в нашем законе право на стремление к счастью. Может попробовать в качестве общественной инициативы предложить дополнить главу 2 Конституции РФ правом на стремление к счастью?
*(1) Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Степина. 2001
*(2) Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983
Основные положения, история принятия, влияние Декларации независимости США 1776 г. на устройство мира
01.06.2019 No Comments Posted in
Декларация независимости (United States Declaration of Independence), единогласно принятая Вторым Континентальным конгрессом 4 июля 1776 года в Филадельфии, штат Пенсильвания, является основополагающим историческим документом США.
В тексте Декларации независимости 1776 года изложены причины, побуждающие 13 американских колоний к провозглашению своей независимости от Британской империи. Кроме этого, в документе затронуты важные аспекты по защите прав человека.
История создания и принятия Декларации независимости США 1776 года
Свою независимость США получили не с момента принятия Декларации 4 июля 1776 года. Молодая американская нация в виде революционеров, противостоящих британской короне, получила свою независимость в ходе долгих лет войны — Американской революции (19 апреля 1775 — 1783 гг.). Лишь 30 ноября 1782 года было заключено перемирие, а 3 сентября 1783 года Великобритания признала независимость США.
Значимость Декларации независимости заключается в торжественности принятия важного исторического решения — объединение 13 колоний, единогласное подписание декларации и противостояние тирании со стороны короля Великобритании.
С чего же начинается история такого важного документа, как Декларация независимости США? Кто является ее автором? Как создавался текст декларации? Далее в статье вы найдете подробные ответы на все эти вопросы.
11 июня 1776 года Конгресс назначил комиссию из 5 человек для подготовки текста декларации. Членами комиссии были: Томас Джефферсон из Вирджинии, Джон Адамс из Массачусетса, Бенджамин Франклин из Пенсильвании, Роджер Шерман из Коннектикута и Роберт Ливингстон из Нью-Йорка. В итоге, именно Томасу Джефферсону было поручено составить текст документа.
Томас Джефферсон — один из отцов-основателей США, 3-й президент
То́мас Дже́фферсон (англ. Thomas Jefferson) — деятель Войны за независимость США, один из авторов Декларации независимости (1776), 3-й президент США в 1801—1809 годах, один из отцов-основателей этого государства, выдающийся политический деятель, дипломат и философ эпохи Просвещения. Был разносторонним учёным — агрономом, архитектором, археологом, палеонтологом, изобретателем, коллекционером, писателем.
Томас Джефферсон работал над документом 17 дней (с 11 по 28 июня). При написании Декларации Джефферсон использовал приемы рациональной риторики 18 века.
Со 2 по 4 июля Конгресс обсуждал, редактировал и составлял окончательный текст Декларации. Из версии Джефферсона были удалены некоторые разделы, например, пункт, в котором король Британии обвиняется в поощрении рабства и работорговле. Из 1800 слов документа члены Конгресса выбросили около четверти текста, было заменено несколько фраз и слов.
4 июля окончательный вариант декларации был утвержден Конгрессом и подписан президентом Конгресса Джоном Хенкоком и секретарем Чарльзом Томсоном. По печатному варианту этого документа была создана рукописная копия, которую подписали представители 13 колоний 2 августа 1776 года.
Рукописная копия Декларации независимости США, подписанная 2 августа 1776 года представителями 13 колоний
Представителей было 56, большинство из них — адвокаты, купцы, плантаторы:«…мы клянемся друг другу поддерживать настоящую Декларацию своей жизнью, своим состоянием и своей незапятнанной честью.»
Некоторым из них действительно пришлось расплачиваться за свою подпись. Ни один из подписавшихся не был казнен, но многим пришлось нелегко: трое представителей от Южной Каролины были взяты в плен британскими военными, другие во время войны за независимость потеряли свое имущество, лишились жизни, семьи и детей.
Вторая половина подписавшихся получила государственные должности: так Томас Джефферсон и Джон Адамс занимали президентский пост; другие — стали губернаторами, членами Конгресса, принимали участие в создании Конституции США.
Анализ Декларации независимости США
Текст Декларации независимости представлен в виде силлогизма с основной предпосылкой, второстепенной предпосылкой и заключением.
Силлогизм — это логическое умозаключение, в котором из двух данных суждений (посылок) получается третье (вывод).
Основная предпосылка указана во втором абзаце Декларации. Именно эта часть документа вызвала у Томаса Джефферсона наибольшие трудности: он неоднократно исправлял и переписывал текст, пока не посоветовался с другими участниками комиссии — Франклином и Адамсом, которые и предложили внести некоторые изменения.
Вдохновением при написании Декларации для Томаса Джефферсона служили работы политических философов (Томаса Гоббса, Жан-Жака Руссо, Монтескье), а также научные трактаты, в частности «Второй трактат о правлении» Джона Локка. Единственное, Джефферсон внес свою корректировку и указал «право человека на жизнь, свободу и стремление к счастью». В то время, как в трактате Джона Локка — это жизнь, свобода и собственность.
Итак, основная предпосылка звучит так:
«Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью.
В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье.»
Далее Джефферсон одобряет идею революции, но лишь в крайнем случае, когда правительство отказывается идти на уступки и нарушает основные права человека: «когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа.» Необходимо свергнуть деспотичное правительство и учредить «правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых.»
Второстепенная предпосылка заключается в перечислении неправомерных действий со стороны короля Великобритании Георга III по отношению к своим колониям в Северной Америке. Эта предпосылка занимает большую часть Декларации независимости США и состоит из 19 обвинительных абзацев или 27 пунктов. Первые 12 абзацев касаются злоупотребления исполнительной властью, ниже перечислены некоторые из них:
«Он (король Георг III) запрещал своим губернаторам проводить неотложные и чрезвычайно важные законы…
Он созывал законодательные органы в непривычных и в неудобных местах, находящихся на большом удалении от места хранения их официальных документов, с единственной целью измором заставить их согласиться с предлагаемой им политикой.
Он неоднократно распускал палаты представителей … противостоящих его посягательствам на права народа.
Он в течение длительного срока после такого роспуска отказывал в выборах других депутатов…
Он пытался помешать заселению этих штатов, игнорируя по этой причине законы о натурализации иностранцев … а также затрудняя выделение новых земельных участков.
Он создавал препятствия для осуществления правосудия, отказываясь давать согласие на принятие законов об организации судебной власти.
Он поставил судей в исключительную зависимость от своей воли…
Он создавал множество новых должностей и присылал к нам сонмища чиновников, чтобы притеснять народ и лишать его средств к существованию.
Он стремился превратить военную власть в независимую…»
В 13-м абзаце Джефферсон указывает на то, что король дал свое согласие на утверждение британским парламентом правовых актов относительно «расквартирования у нас крупных соединений вооруженных сил; прекращения нашей торговли со всеми частями света; обложения нас налогами без нашего согласия…»
С 14-го по 18-й пункт королю выдвинуты обвинения в том, что он начал против колоний войну, посылая армию иностранных наемников. Кроме этого:
«Он грабил нас на море, опустошал наши берега, сжигал наши города и лишал наших людей жизни. Он принуждал наших сограждан, взятых в плен в открытом море, воевать против своей страны, убивать своих друзей и братьев либо самим погибать от их рук. Он подстрекал нас к внутренним мятежам и пытался натравливать на жителей наших пограничных земель безжалостных дикарей-индейцев…»
В последнем обвинительном пункте представители колоний жалуются на то, что все их просьбы о прекращении преступных действий остались без внимания: «в ответ на эти притеснения мы каждый раз подавали петиции, составленные в самом сдержанном тоне, с просьбой о восстановлении наших прав: в ответ на наши повторные петиции следовали лишь новые несправедливости.»
«Государь, характеру которого присущи все черты, свойственные тирану, не может быть правителем свободного народа.»
После основной и второстепенной предпосылок следует заключение — это вывод, итог, вытекающее следствие данных предпосылок:
«Поэтому мы, представители соединенных Штатов Америки, собравшись на общий Конгресс, призывая Всевышнего подтвердить честность наших намерений, от имени и по уполномочию доброго народа этих колоний, торжественно записываем и заявляем, что эти соединенные колонии являются и по праву должны быть свободными и независимыми штатами, что они освобождаются от всякой зависимости по отношению к британской короне и что все политические связи между ними и Британским государством должны быть полностью разорваны, что в качестве свободных и независимых штатов они полномочны объявлять войну, заключать мирные договоры, вступать в союзы, вести торговлю, совершать любые другие действия и все то, на что имеет право независимое государство.»
Суть и основные положения Декларации независимости США 1776 года
Для полноты и целостности картины выделим основные положения Декларации:
Влияние документа на ход мировой истории
Декларация независимости США 1776 года сыграла решающую роль в судьбе молодой американской нации. Это своеобразное «свидетельство о рождении» американского народа, ведь именно здесь впервые встречается название «Соединенные Штаты Америки».
В декларации перечислены идеалы и принципы, на которых было основано государство США: право на жизнь, свободу и стремление к счастью; формирование правительства по согласию управляемых и сопротивление тирании и деспотизму.
Декларация независимости США повлияла на мировоззрение многих политических и общественных деятелей. Неоднократно текст декларации служил основой для публичных выступлений и знаменитых речей, например, таких как: выступление президента США Авраама Линкольна в Геттисберге и известная на весь мир речь «У меня есть мечта» Мартина Лютера Кинга-младшего.
Кроме этого, создание и принятие Декларации независимости стало основополагающим событием в становлении и развитии мировой демократии. Если обратиться к истории Европы 18-го века, становится очевидным, что единственной формой правления в тот период является монархия. В то время, как в декларации указывается новый вид правления — принцип народного суверенитета, когда источником власти является не один человек (монарх), а народ:
«людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье.»
Данный документ повлиял на историю не только Великобритании и Северной Америки, но и многих других государств. Декларация стала вдохновением и толчком к переменам — возникали массовые движения за независимость, протесты и революции. Самый яркий пример в истории — Великая французская революция.
Также Декларация независимости США оказала влияние на развитие европейского права.
Интересные факты
P. S.: Понравилась статья? Сохраняйте ссылку и делитесь информацией в социальных сетях. Спасибо, и хорошего дня!
Каждый имеет право на стремление к счастью
В истории США нет, пожалуй, более памятных слов, чем те, что записаны в американской Декларации Независимости: «Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены творцом прирождёнными и неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью». Что значила эта триада, «жизнь, свобода, стремление к счастью» для современников Американской Революции и почему теперь, почти 240 лет спустя, не утратила своего жизненного значения для нынешнего поколения американцев, но и стала для многих порабощённых народов остальных частей света эталоном в их борьбе за свои неотъемлемые человеческие права. Автором этих ставших бессмертными строк был американский просветитель, философ, и государственный деятель Томас Джефферсон.
«Жизнь пуста, если она не имеет цели»
Т. Джефферсон.
ПРЕДЫСТОРИЯ
По профессии он был адвокатом, но предпочитал считать себя фермером. К слову, он был отличным фермером-агрономом, хорошо разбирался в почвах и сельскохозяйственных культурах и даже изобрел новый усовершенствованный вид плуга.
По свидетельству одного из ранних биографов, Томас Джефферсон мог высчитать, когда будет солнечное затмение, сделать топографическую съемку местности, перевязать поврежденную артерию, спроектировать здание, провести судебный процесс, объездить лошадь, протанцевать менуэт и сыграть на скрипке. Он говорил на шести языках, изучал диалекты индейцев и предпочитал читать Гомера в оригинале. Джефферсон был талантливым инженером, хорошим математиком (участвовал в создании американской десятичной денежной системы, но не смог убедить своих соотечественников принять метрическую систему мер и весов), ботаником и палеонтологом (однажды придя в Белый Дом, изумленные иностранные послы застали его на полу за изучением челюсти… динозавра).
Джефферсон очень любил скрипку, о музыке он говорил: «Это страсть моей души».
Дарования Джефферсона были настолько велики и разнообразны, что много поколений спустя Джон Кеннеди, тридцать пятый президент США, обращаясь к группе Нобелевских лауреатов, сказал: «Никогда еще в Белом Доме не собиралось столько талантов и знаний, кроме разве тех случаев, когда Томас Джефферсон обедал здесь в одиночестве»!
Но Джефферсон хотел увековечить в памяти грядущих поколений только три своих достижения, о которых он завещал упомянуть в эпитафии на памятнике, когда его похоронят. Потомки вспомнят его волю…
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ
В составе своей делегации на 2-й континентальный конгресс Виржиния послала и 32-летнего Томаса Джефферсона. Несмотря на свою молодость, Джефферсон уже успел завоевать себе имя, и в июне 1776 года был избран в комиссию из пяти членов, которой Конгресс поручил составить проект резолюции, провозглашающей независимость Америки, т.е. Декларацию Независимости. В комитет вошли Джон Адамс (второй Президент США), Вениамин Франклин, Роджер Шерман, Ливингстон и Джефферсон – по одному человеку от главных районов Америки. Остальные четыре члена комитета настаивали, чтобы текст Декларации составил Джефферсон. Но тот хотел уступить эту честь Адамсу, более старшему по возрасту. Адамс, однако, твердо стоял на том, что писать должен Джефферсон.
Он не стремился к оригинальности и не цитировал чужих слов. «Декларация должна была быть выражением американского образа мышления», считал Джефферсон. Проект сначала прочел Франклин и внес несколько изменений, то же сделал и Адамс. Шерман и Ливингстон приняли текст без поправок. В типографии наборщик, видимо машинально, в слове «неотъемлемые» заменил латинскую приставку in «на английскую» un. Конгресс, во избежание обвинений в механическом утверждении резолюции, тоже внес несколько стилистических изменений, после чего она была поставлена на голосование и принята с сохранением джефферсоновского определения «права на жизнь, свободу и стремлению к счастью».
Работа утомила Джефферсона, но он был удовлетворен тем, что сделал нужное дело. Он назвал жизнь основным правом человека, самым ценным его достоянием. Он верил в жизнь и любил ее.
В 33 года он приближался уже к концу средней продолжительности, достигавшей тогда едва 35 лет. Он сознавал огромную личную ценность жизни для человека, каковой она остается и поныне во всех правовых государствах. И, тем не менее, человеческая жизнь сегодня подвергается, быть может, еще большим, чем в те времена, опасностям: от болезней до бессмысленного насилия, от несчастных случаев до стихийных бедствий. Что такое жизнь и чем она ценна?
Джефферсон верил в присущую человеку способность к самосовершенствованию. И все же это мир, который признает неповторимость человеческой личности. А ведь именно об этом и писал Джефферсон. Жизнь – это ценнейшее из благ, о котором мы знаем так много, и вместе с тем так мало. Но пока теплится в нас жизнь, мы продолжаем стремиться к знаниям, чтобы познавать и понимать ее тайны. Право спрашивать, искать и, в конечном итоге, познавать столь же не отделимо от той жизни, которую мы так ценим, сколь неотъемлемо оно было от «жизни», так мудро названной Томасом Джефферсоном в Декларации независимости.
СВОБОДА
Стремление к счастью. Джефферсон ввел поправку в ошибочное представление. Завоеванная Американской Революцией свобода не ограничивалась одной лишь политической независимостью. Составленный Томасом Джефферсоном текст Декларации Независимости включал также и философскую идею личной свободы – идею, нашедшую вскоре отклик в революционной Франции.
Провозглашенные в Декларации Независимости принципы 14 лет спустя получили юридическую силу с включением их в основу Конституции США и ее первых десяти поправок Билля о правах, гарантирующих основные свободы: свободу слова, печати и собраний, свободу совести, вероисповедания, свободу от произвольных арестов и вторжений в личную жизнь граждан.
На основе Декларации Независимости и Билля о правах была создана демократическая система палат конгресса и независимо от них избираемый Президент, и вытекающая потому необходимость согласования и интересов по всем основным вопросам. В рамках этой системы, сколь бы сложно не было ее функционирование, конкретные свободы становятся не только результатом системы, но и неизбежным ее компонентом. В основе системы заложены политические права и свободы: право голоса, свобода устного и письменного слова, свобода объединений для мирных политических целей.
Первая поправка к Конституции (Билля о правах), гарантирующая свободу слова и печати, ставили своей целью защитить от преследований критиков правительства, но она также распространяется и на литературное и художественное творчество. С политической свободой тесно связана свобода интеллектуальная. Это право, например, привело к обеспечению профессуре постоянства пребывания в должности, за исключением лиц, виновных в серьезных нарушениях уставных этических норм. Первая поправка к Конституции гарантирует также свободу вероисповедания. Связано это было с тем, что местные переселенцы из Европы прибывали в Новый Свет в поисках религиозной свободы. Поэтому в стране существовало много религиозных сект, различных по количеству и качеству. Поэтому в первую поправку была внесена двойная гарантия: это обеспечение свободы вероисповедания и запрещение установления правительства какой либо религии государственной.
Право беспрепятственного передвижения тоже принадлежит к числу традиционных свобод. Это право было существенно необходимо для верующих, ищущих религиозную свободу. Оно обеспечивало освоение континента. В более позднее время свобода передвижения была особенно важна для тех, кто стремился к более высоким заработкам в промышленности. Свобода всегда находится в диалектической взаимосвязи с теми или иными частными или общественными интересами, и эта связь обуславливает границы свободы и способствует правильному пониманию ее значения. Такая взаимосвязь, в частности, существует между свободой и общественным порядком.
Где пролегает тот рубеж, за пределами которого свобода высказывания должна склоняться перед соображениями общественной безопасности? Несомненно, что подлежать ограничению могут только высказывания, представляющие собой явную и непосредственную опасность вызвать беспорядки и побудить к совершению преступлений. Джефферсон понимал, что общественный порядок не может обеспечиваться только страхом перед карой за его нарушение, что опасно препятствовать развитию мысли, надежды и воображения, что страх порождает ненависть, что ненависть угрожает стабильности в государстве, что путь к безопасности лежит в возможности свободного обсуждения и предполагаемых поводов к недовольству и предлагаемых средств к их устранению. Боязнь серьезных правонарушений сама по себе не может оправдывать подавление свободы слова и собраний. Функции слова в том и заключаются, чтобы освободить человека от пут, противоречащих разуму страхов.
СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ
Из трех неотъемлемых прав, перечисленных Томасом Джефферсоном в Декларации Независимости – право на жизнь, на свободу и на стремлениие к счастью – кажутся равноценными, но это только кажется. Стоит попытаться объяснить, почему именно третье из них следует считать основным. Однако прежде надо разобраться в самом понятии «неотъемлемое право».
Не все права бывают неотъемлемыми. Отрицательная частица «не» в слове «неотъемлемый» дает нам ключ к раскрытию сущности этих дарованных самой природой человеку прав. Юридические права, которые государство представляет гражданам путем позитивных законодательных актов и конституционных положений, могут быть им же отобраны и аннулированы. Они, следовательно, неотъемлемы. Когда же мы называем какие-то права неотъемлемыми, то мы тем самым утверждаем, что они принадлежат человеку вне зависимости от какого-либо законодательства. Они неотъемлемы, ибо присущи самой природе человека.
Джефферсон вовсе не считал, что правом на жизнь, свободу, стремление к счастью исчерпываются все неотъемлемые права человека. Это явствует из сделанного им в декларации утверждения, что права на жизнь, на свободу и стремление к счастью относятся к числу неотъемлемых прав, которыми наделен человек. Этим он подчеркнул, что помимо указанных им трех прав существуют и другие естественные человеческие или нравственные права. Отсюда возникает вопрос: о каких же других правах может идти речь и как они относятся к конкретно перечисленным Джефферсоном правам, а также, почему из всех существующих прав он в Декларации остановился только на трех указанных? Можно ли утверждать, что ею ограничиваются главнейшие или самые основные права, которым подчинены все остальные?
Аргументы в пользу этого утверждения могут очень схематично быть сформулированы следующим образом. Понимание человеческой природы, вытекающее из размышлений над опытом и историей человека, приводит к признанию известных обязательств, которые он должен выполнять для полного раскрытия своей человеческой личности. Он должен бороться за сохранение своего существования. Обладая свободой выбора, он должен стремиться управлять развитием своей жизни. Используя свободу в выборе ее направления, он должен стараться сделать эту жизнь достойной, он должен стремиться к самосовершенствованию, к полному развитию своих способностей – стремлению к счастью. Для выполнения этих обязательств человек должен обладать правом на жизнь, свободу и стремление к счастью: право на жизнь – это право на безопасность от всех враждебных сил, угрожающих ее сохранению; право на свободу – это право на условия, благоприятствующие и способствующие человеку в достижении избранных им целей; а право на стремление к счастью – это право на любого рода помощь, которую ему может предоставить организованное общество в его усилие создать себе достойную жизнь. Если жизнь, свобода и счастье представляют собой взаимосвязанные блага, которые каждый человек естественно стремится сохранить и увеличить, то счастье само по себе составляет конечную цель, к которой он стремится ради нее самой, а не как к средству достижения чего-либо помимо нее. Именно поэтому даже права на жизнь и свободу могут рассматриваться как права дополнительные, помогающие человеку добиваться счастья, «ибо жизнь и свобода насущно необходимы для его осуществления».
Моральный долг человека – создавать себе достойную жизнь не только обосновывает его право стремиться к счастью, но охватывает также и все другие права: права на все, что необходимо для достижения счастья, в частности на сохранение жизни, на защиту свободы и все остальные, подчиненные этим целям, права. Соблазн предположения, что Джефферсон в своем выборе триады прав был движим вдохновением, особенно усиливается тем обстоятельством, что он произвольно изменил третий элемент в этой триаде прав. Остановимся на этом подробнее. Нет оснований считать, что Джефферсон не был знаком с формулировкой основополагающих прав Джона Локка. В свою триаду Локк включил «жизнь, свободу, собственность» или «жизнь, свободу и имущество». Триада прав английского философа 17 века Джона Локка в предреволюционный период в американских колониях была чрезвычайно популярна, воспринималась, чуть ли не как каноническая истина. Трудно поэтому считать, что слова «собственность» или «имущество» Джефферсон заменил «стремлением к счастью» без долгих предварительных размышлений. Он не только подверг радикальному изменению формулировку Локка. Еще дальше он отошел от постулата, выдвинутого его близким другом и земляком вирджинцем Джорджем Мэсоном, писавшем до этого Декларацию штата Вирджиния, где он прокламировал «права пользования жизнью и свободой, средствами приобретения и владения собственностью и право добиваться и обретать счастье и безопасность».
Ясно, что Джефферсон принял идею о неотъемлемом праве добиваться счастья. Но также ясно и то, что он решил не включать слова Мэсона: «Средствами приобретения и владения собственностью». Кроме того – и это еще более знаменательно – он вполне сознательно вместо фразы «добиваться и обретать счастье и безопасность», как у Мэсона, написал: «на стремление к счастью». В связи с неприятием идеи Локка и Мэсона о собственности укажем, что, обсуждая позже французскую Декларацию прав человека и гражданина с Лафайетом, Джефферсон, как известно, советовал своему другу не включать право на собственность. Нет причин полагать, что Джефферсон отрицал законность существования права на собственность. Если бы оно было выражено в достаточно обобщенной форме, допускающей различные определения действующих законов, применяющихся экономических условиях, он бы, вероятно, согласился рассматривать это право как естественное. Но при всем том он все-таки не поставил бы его на уровень основных прав в ряд с правами на жизнь, свободу и стремление к счастью. Замена права на собственность третьим в его триаде правом на стремление к счастью придала джефферсоновской декларации прав тот универсальный характер и охват, которых бы она в противном случае не получила. Она может санкционировать любое представление о средствах, способствующих осуществлению права на стремление к счастью, которое общество и правительство могут впоследствии открыть в своих непрекращающихся исторических усилиях обеспечить человеку условия, необходимые для роста его благосостояния и благополучия.
Владения же собственностью или ее экономическим эквивалентами представляет собой, конечно, лишь одно из этих условий. В традиционном философском представлении «счастье» неразрывно связывается с достойно прожитой жизнью или с достойной жизнью, как таковой, но достижение счастья зависит от наличия у человека известных добродетелей, воспитывать которые в себе способен каждый. И если человек в этом не преуспевает, то винить он может только себя. Никакое общество или учрежденная им власть не может наделить его моральными качествами и сделать из него хорошего, нравственного человека. А следовательно, поскольку обретение счастья зависит от внутренних нравственных качества человека, ни общество, ни правительство не может обеспечить ему обретения или достижения счастья.
Если же считать, что счастье состоит в том, что каждый человек индивидуально желает для себя, и что оно различается в зависимости от личных желаний и склонностей, то тогда ни какое правительство не сможет обеспечить всем людям право на стремление к счастью, поскольку требования и желания одного человека так часто приходят в конфликт с требованиями и желаниями другого. Джефферсон, надо полагать, понимал, что стремление к счастью зиждется на солидарности, а также на соперничестве, ибо в противном случае было бы не в силах обеспечить это право всем гражданам, чтобы стать целью, к которой могли бы стремиться все люди, не вступая в конфликт друг с другом, достойная жизнь должна строиться на основе не персональных, а общечеловеческих ценностей – благ, одинаково ценных для всех, и для всех доступных.
ЗАКОН О СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
Всем уже пришлось вкратце коснуться этой категории права. Стоит остановиться на ней тоже подробно. В XVIII веке в каждом европейском государстве была своя государственная религия, высшие священнослужители которой наравне с правящей аристократией пользовались огромным политическим влиянием. Становление американских колоний Англии, как самостоятельного государства, сопровождалось попыткой одной из христианских конфессий, а именно английской церковью, стать государственной религией нарождавшегося государства.
Джефферсон, понимал всю ненужность подобного положения для экономического и политического развития страны. Критическое отношение Джефферсона к церкви не распространялось на нравственное учение религии, которое он принимал, его волновал вопрос политического положения церкви. Он считал религию, служащую орудием в руках государства, угрозой свободе человека. В своих «Заметках о Вирджинии» он писал, что вирджинцы никогда не откажутся от своего права на свободу совести: «Мы ответственны за это право перед Богом». Кроме того, говорил Джефферсон: «Какой мне вред, если мой сосед утверждает, что существует двадцать богов или Бога нет? От этого ни мой карман, ни мое здоровье не пострадают»
В своем проекте он утверждал: «Что всемогущий Бог создал человеческий разум свободным и, сделав его совершенно недоступным ограничению, тем выразил свою волю, чтобы таким он и оставался».
«Что нечестивая самонадеянность законодательных органов и правителей – как гражданских, так и церковных, которые будут склонны к ошибкам, и не имея вдохновения свыше, сами берутся господствовать над верой других и, считая свои взгляды и мысли единственно верными и непогрешимыми, стараются навязать их другим. Эта самонадеянность и поддерживала ложные религии в большей части во все времена… Что эта самонадеянность также подрывает принципы самой религии, которую она стремится поддержать, подкупая мирскими почестями и выгодами тех, кто станет внешне признавать и исповедовать эту религию». «Что допущение, чтобы представители гражданской власти простирали свои полномочия на область убеждений и ограничивали исповедание или проповедь идей, основываясь на их вредном направлении, является очень опасной ошибкой, которая сразу уничтожает всякую свободу религии, потому что представитель власти, судя по направлениям идей, убеждения, и одобряет или осуждает чувства других только в зависимости от того, насколько они совпадают или расходятся с его собственными». «И, наконец, что Истина велика и восторжествует без посторонней помощи».
Тут Джефферсон натолкнулся на самое сильное сопротивление, какое ему когда-либо приходилось встречать. Только через 10 лет в 1786 году, когда Джефферсон был послом в Париже, он получил известие, что Вирджинский закон о свободе вероисповедания был утвержден. Джефферсон особенно гордился тем, что его родная Виржиния была первой, «имевшей мужество заявить, что человеческому разуму можно доверить формирование его собственных мнений».
Однако Джефферсону пришлось заплатить за эту победу. Когда он выставил свою кандидатуру в Президенты против кандидатуры Адамса, духовенство сделало все возможное, чтобы провалить его на выборах, но он отнесся к этому спокойно. У него было немало планов, которые он торопился осуществить (претворить). Еще в 1786 году он предложил проект школьной системы, венцом которой был бы университет. Но посвятить себя этому он сможет много позже, уже сложив с себя бремя президентства, в возрасте 74 лет. Со свойственным ему напором он убедил конгрессменов и сумел получить ассигнования на строительство, и это без малого в 75 лет.
Последующие 6 лет Джефферсон жил исключительно Вирджинским университетом. Он был архитектором, подрядчиком, планировщиком и старшим мастером, обучавшем рабочих. Он все делал сам. Построенный по архитектурным планам самого Джефферсона комплекс университетских зданий, выросший на красной вирджинской почве, вырисовывался на фоне зеленых гор и представлял собой самый красивый архитектурный ансамбль страны.
Но Джефферсон знал, что хорошие профессора важнее, чем здания. Он выписывал профессоров из лучших университетов Англии и других стран. Наконец в 1825 году настал долгожданный день открытия Вирджинского университета, о котором так мечтал теперь уже 82-летний его основатель. Джефферсон живо интересовался университетом до конца своих дней.
ЭПИЛОГ
Последние 17 лет жизни Джефферсона прошли в поместье Монтичелло, построенном по его проекту. Здесь «мудрец из Монтичелло», как назвал его Дж. Адамс, принимал многочисленных гостей, вел обширную (свыше тысячи писем в месяц) переписку с американскими и европейскими политиками, учеными и общественными деятелями. Человек разносторонних интересов и знаний, Джефферсон в 1797-1815 был президентом Американского философского общества. Его книжное собрание, насчитывавшее 6,5 тыс. томов и слывшее одним из лучших в Америке, положило начало знаменитой Библиотеке конгресса. Последним достижением Джефферсона стало создание университета Виргинии. Им был подготовлен великолепный архитектурный проект университетского комплекса, разработаны устав и детальные учебные планы, сформирован профессорско-преподавательский состав. Открытый в марте 1825 университет Виргинии в Шарлотсвилле стал первым в системе университетов штатов.
В его честь названы города, река и гора, колледжи и университеты, площади и улицы. Память о Джефферсоне увековечена в мемориале, открытом в Вашингтоне к 200-летию со дня его рождения. Внутри этого увенчанного куполом сооружения с колоннами, выстроенного в излюбленном им классическом стиле, высится почти шестиметровая статуя Джефферсона, а стены украшены самыми известными его изречениями.
Здесь похоронен
ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН
Автор
Декларации Американской
Независимости
и
Закона штата Вирджиния
о свободе вероисповедания
и
Отец Вирджинского университета