Кто такой азаб на армянской свадьбе
Кто такой азаб на армянской свадьбе
1. Приготовление к венчанию
2. Венчание
Далее все едут в церковь на венчание. По армянским традициям венчание проводится в церкви до официальной регистрации брака. Для армян главное не бумажка из загса, а венчание в церкви.
После венчания и официальной регистрации брака, молодожены едут в дом жениха. По армянской традиции на пороге у дома жениха, мать жениха угощает сына и невестку медом и лавашом, после чего молодожены разбивают на счастье две тарелки, чтобы в доме было полное взаимопонимание. Выпив в доме жениха, уже за его фуршетным столом, молодожены и все гости торжества едут в ресторан.
4. Кармир хэндзор (красное яблоко)
Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы. Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери сторона жениха посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой в знак благодарности за сохраненную невиность дочери.
Альберт Восканян. Нагорный Карабах. Фотоблогер
13 армянских свадебных традиций.
Очень интересные обычаи. некоторые дошли до наших времён, некоторые видоизменились, но, всё-равно, очень интересно прочитать, посмотреть рисунки, сделанные Альбертом.
1.Сватовством традиционно занимались мужчины: не женское это дело — вести переговоры. Причем ходили вечером, после наступления сумерек, чтобы никто из соседей об этом не узнал. Ведь если откажут, рейтинг отвергнутого жениха в глазах сельчан упадет. Нельзя было и с первого же визита сватов соглашаться выдать замуж дочь. Это означало бы, что у невесты есть какой-то изъян и отец хочет как можно скорее избавиться от нее. Поскольку вопрос был очень щепетильный, за годы сформировался специальный языковой код. Скажем, если сватам говорили: «Нам надо еще подумать, и вообще, у нас все дядя решает, а он сейчас в отъезде», — то это означало отказ, который через визит-другой мог перерасти в согласие. А отговорка «Они еще слишком молоды» подразумевала, что второй раз к ним идти, скорее всего, не имеет смысла.
2. Третий визит сватов, при успешном проведении переговоров, фактически становился помолвкой (хоскап – буквально «скрепить слово»). С этой минуты и вплоть до самой свадьбы девушке не разрешалось видится со своим суженым. Тоскующему жениху приходилось тайком пробираться в дом нареченной, чтобы увидеть ее. Мать невесты принимала будущего зятя втайне от мужа при условии, что он будет соблюдать дистанцию и ни в коем случае не дотронется до девушки.
В некоторых регионах жениху, в случае, если он оставался на ночь, даже разрешалось ложиться рядом с невестой, но условие не прикасаться к ней оставалось незыблемым. В отличие от матери, любой уважающий себя отец семейства, узнав о том, что юноша пытался проникнуть в его дом до свадьбы, должен был метать громы и молнии. Впрочем, иногда отец невесты, который хорошо помнил себя в подобной ситуации, мог сделать вид, что не заметил, как будущий зять лез в окно или в ердык ( отверстие в потолке, выполняющее в сельском доме функцию дымохода и источника света) и знать ничего не знает. За помолвкой следовало обручение (ншандрек – буквально «поставить метку») – мини-свадьба, которая проходила в доме девушки. Сторона жениха обязательно приносила подарок невесте. Кстати, дарить на обручение бриллиантовое кольцо стало принято лишь со второй половины XX века.
3. Ни одна свадьба не обходилась без выпечки свадебного хлеба (лаваша), которая происходила и в доме жениха, и в доме невесты. День обрядовой выпечки назывался таштадрек (дословно «ставить корыто»). Обряд начинался с просеивания муки, к которому привлекали близких к жениху и невесте юношей и девушек. Просеивание муки сопровождалось песнями, игрой на различных музыкальных инструментах и плясками, а после превращалось в игру — парни и девушки обсыпали друг друга мукой.
Гости клали в сито сладости, сухофрукты, орехи. Полакомиться ими можно было, когда вся мука просеивалась. В некоторых регионах просеивала муку попадья, притом молча и непременно с закрытым лицом, чтобы невеста была немногословна и… чтобы не сошла с ума. В народе считалось, что связь с умными образованными людьми (а ими в селе считались поп с попадьей) защищает от внезапного безумия. В других регионах Армении просеиванием муки занимались исключительно женщины, при этом непременно соблюдали субординацию. Первой к этой важной процедуре приступала самая старшая из женщин, затем посаженая мать (кавор-кин), а после остальные дамы. Солили и месили тесто в той же очередности.
4. Заключение договора между отцами жениха и невесты полагалось провести еще до помолвки. В некоторых районах Армении, например, Шираке и Алашкерте, его обставляли весьма своеобразно – главы семейства делили лаваш. При этом, как правило, присутствовал священник, который становился между мужчинами, и те начинали тянуть свернутый свистком лаваш за края.
Совершение этого обряда было равносильно подписи под брачным контрактом, поскольку означало, что отныне у них общий хлеб. А к хлебу, как известно, предки наши относились с благоговением.
5. Для ведения переговоров с обеих сторон высылали специальных посредников – хнамахоск, векилнер. Во время этих переговоров назначался день свадьбы, определялось число гостей со стороны невесты, оговаривалось, сколько и какой ткани должна купить сторона жениха для свадебного наряда невесты, кройка и шитье которого обставлялись особым обрядом – шордзевек, шорктрел. Он совершался в торжественной обстановке в доме невесты, на него специально приглашали хорошую портниху, а также близких родственниц с обеих сторон.
Обряд жертвоприношения производили обязательно в пятницу. В советские годы стало принято заранее покупать теленка (бычка), скажем, когда сын уходил служить в армию, и откармливать его до свадьбы юноши. Причем бычка всячески обхаживали, осознавая, что он ритуальный, и если он болел, то очень переживали, поскольку связывали все, что с ним происходило, с судьбой сына.
7. К венчанию жениха готовили в доме кавора. Там устраивался своеобразный мальчишник, во время которого и проводилось ритуальное купание жениха. Купал его сам кавор. В таз спиной друг к другу усаживали жениха и азаббаши — главного друга — и обливали их водой. Суть обряда купания заключалась в том, что струей воды жениха символически отделяли от его холостых друзей.
В доме кавора также совершали ритуал одевания жениха и параллельно украшали свадебное дерево (арсаники цар), сооружавшееся, как правило, из веток ивы. Каждый предмет одежды торжественно анонсировали, причем сильно преувеличивая его достоинства: «А вот чуха, купленная в Тифлисе, скроенная в Париже, сшитая в Бомбее!» Надев очередной предмет одежды на жениха, вокруг него проделывали танцевальный круг. Потом украшали один ярус свадебного дерева и совершали танцевальный круг вокруг него. Арсаники цар символизировало плодородие, его традиционно украшали сладостями и фруктами — яблоками, гранатами, орехами, изюмом, а вершину увенчивали свечами. На современной армянской свадьбе похожим образом — деньгами и конфетами — украшают меч, который держит азаббаши. В прежние времена азаббаши выполнял функцию телохранителя и должен был оберегать молодых: в одной руке у него была сабля, а в другой — свадебное дерево.
8. Одним из наиболее ярких обрядов традиционной свадьбы было выкрадывание курицы. В главной роли тут выступал карнавальный персонаж — свадебный гонец, или так называемый свадебный Лис, — Агвес. Обойдя молодежь, которая чинила ему препятствия, он должен был тайно пробраться в курятник, принадлежащий родителям невесты, и выкрасть курицу, затем явиться с ней — непременно первым — в дом и оповестить, что свадебная процессия уже в пути и скоро приедет жених.
Родители невесты должны были наградить молодца ценным подарком. Агвесом назначали наиболее ловкого юношу, а чтобы его можно было распознать, к его одежде прикрепляли настоящий лисий хвост. Считалось, что подобно тому, как Лис крадет птицу, жених крадет невесту. На обратном пути, когда ехали уже с невестой в дом жениха, Лис снова должен был опередить всех — первым прийти к матери жениха и известить ее, что едут молодые. За это его награждали вторично. В советские времена Агвес трансформировался в молодого человека с курицей в руках, ехавшего в машине, капот которой был украшен лисьим мехом.
9. К венчанию невеста должна была предстать в одеянии, которое приготовила для нее сторона жениха. Дома, в присутствии женщин — родственниц жениха и двух подруг невесты, — под руководством посаженой матери невесту раздевали догола, затем наряжали в новые одежды.
Одевала ее одна из молодых замужних родственниц, имевшая первенца-сына. Наиболее важной частью обряда была замена девичьей прически — одной или нескольких косичек — на женскую — две косы. И отныне девушка не имела права выходить на люди с непокрытой головой. Во время всей церемонии женщины пели хвалебные песни в честь невесты. Во многих культурах оголение — символ смерти. Это и лежит в основе ритуала одевания. Символически девушку надо было умертвить, а затем возродить как женщину из семьи жениха. Сейчас этот обряд практически изжил себя — невеста к приходу жениха бывает одета и ей торжественно подносят фату, перчатки и туфли.
10.У частники свадебного шествия по пути в церковь пели песни, плясали и, дабы отогнать злых духов, стреляли в воздух. Впереди процессии шли музыканты, позади них — жених в сопровождении кавора и азаббаши, за ними вели невесту. Подруга или брат невесты несли за женихом подол его одеяния, держа его у груди невесты, и никто не должен был проходить между женихом и невестой, чтобы не прервать связь между ними.
В церкви священник проводил обряд венчания и повязывал жениху и невесте на шею, руку или лоб нарот — переплетенные красную и зеленую нити, иногда с крестом — и скреплял концы воском. Домой из церкви шли по другой дороге, чтобы обмануть злых духов. По пути родственники новобрачных выносили на улицу подносы, а то и накрывали столы и дарили молодоженам подарки. Через 3 или 7 дней после венчания (в зависимости от региона) проводился ритуал тагверац (снятие венца): священник приходил в дом молодоженов, ставил невесту с женихом на колени друг против друга, так, чтобы их головы соприкасались, читал молитвы и снимал с них нарот. Одновременно разрезали красно-зеленые ленточки на свадебном дереве и снимали с него все фрукты и сладости. Только после этого молодые могли взойти на брачное ложе.
11. Свадьба должна быть веселой. Для этого серьезные ритуалы перемежали карнавальными сценами. Одну из таких разыгрывали во дворе дома жениха, встречая новобрачных. Между отцом и матерью жениха завязывалась шуточная драка. В неравной борьбе обязательно должна была победить женщина. Помогали ей молодые парни, они буквально валили отца жениха на лопатки и сажали на него победительницу. Все дружно хохотали, поскольку считалось, что нет ничего более невероятного, чем жена, побившая мужа.
Также пели шуточные песни-небылицы. К примеру, обращаясь к матери жениха, пели о том, что молодая невестка будет помогать свекрови убирать, готовить, вести хозяйство, а еще… будет ее бить. Сейчас эта ритуальная игра практически забыта, а если и проводится, то супруги имитируют борьбу, после чего жена целует мужа в щеку — поцеловавший считается победителем. Зато другая традиция, — когда мать жениха встречает новобрачных хлебом — покрывает им плечи лавашем, — сохранилась по сей день. А еще с крыши дома на молодых сыпали сладости, зерно, монеты, символизирующие благополучие и достаток.
12. Роскошный стол, щедрое угощение были не только залогом веселой свадьбы, но и делом чести родителей. В особенности семьи жениха. Так что к вопросу подходили со всей серьезностью.
Сначала с обеих сторон выбирали почтенных стариков с внушительным опытом по организации застолий, которые и должны были рассчитать, сколько понадобится еды и напитков. Причем родители жениха должны были выдать стороне невесты все, что требовалось для приготовления пиршества, не только во время свадьбы, но и обручения. Согласно сохранившимся записям, на среднестатистическое обручение уходило: 1 баран, 1 пуд пшена, 10 фунтов масла, 8 бутылок водки, 60—70 бутылок вина. А для самой свадьбы всего этого нужно было раза в 3—4 больше. Обеспечением же хорошего настроения гостей занимались тамада и музыканты.
13. Институт девственности существует в армянском обществе с незапамятных времен, и тому было рациональное объяснение. Муж, а также вся его родня, должны были быть уверены, что родившийся первенец — их потомок. В условиях отсутствия ДНК-анализа залогом этой уверенности могла служить только девственность невесты. Кстати, ритуал красного яблока, который многие считают одним из древнейших, стали проводить лишь в советские годы.
Утром, после первой брачной ночи в знак констатации невинности невесты, ее матери посылают красные яблоки и бутылку коньяка, повязанную красной лентой. А в старину во время первой брачной ночи старшая замужняя подруга невесты или кухарка стояла за дверью, а после оповещала всех о том, что невеста была девственна, и получала за это подарки, а мужчины поднимались на крышу и стреляли в воздух, чтобы разгласить новость по всей округе.
Альберт Габриелян. «Cвадьба в с.Ванк». Нагорный Карабах.
Армянские свадебные традиции
В армянских свадьбах есть много интересных и захватывающих моментов, поскольку жители этой страны свято чтят давние традиции. Армянская свадьба проводится с учетом исторических обрядов. Родители жениха и невесты с благоговением относятся к такому важному событию, не жалеют сил и средств для того, чтобы молодые были счастливы и надолго запомнили свое свадебное торжество. Традиции армянских свадеб яркие и фееричные, а сам праздник насыщен играми, конкурсами и состязаниями.
Основные особенности армянской свадьбы
Узами брака армяне связывают себя строго по старшинству – сначала женится старший брат, а потом – младший. Есть здесь и несколько запретов на заключение брака. Кровные родственники не могут жениться друг на друге до четвертого, а в некоторых случаях до седьмого колена. Также запрещены однополые браки между родными сестрами и братьями. По законам Армении дети, которых усыновили, и кумовья тоже считаются кровными родственниками, запреты распространяются и на них. Поэтому на протяжении всей истории Армении вступать в брак не могли не только кумовья, но также их дети и внуки. Осуждался раньше и брак с мусульманами.
По традиции, невесту нужно было выбрать из родного или ближайшего населенного пункта. Официально жениться армянам можно не более трех раз, причем, третий раз только на вдове. Исключения и отступления от традиций, конечно, имели место, но они получали серьезное общественное осуждение.
В Армении женятся рано. Подходящий для брака возраст – 12-16 лет для девушки; 14-29 лет для парней. Девушка, которая оставалась незамужней в 17 лет, считалась в Армении старой девой, а в 20 лет ее уже называли «перезрелой». Традиционно армянская жена должна быть моложе мужа на несколько лет. Разница в возрасте может достигать 15-20 лет. Юношей старались женить сразу после службы, а девушку выдать замуж после того, как она закончит школу.
Традиционно армянская свадьба была основным фактом создания семьи, а брак регистрировали уже после появления первенца. Если у супругов детей не было, то официально они считались чужими людьми. Ради своей любви армянские юноши и девушки готовы на серьезные поступки. Они могли даже ослушаться родителей и уйти из дома, если те не давали согласия на свадьбу.
Главными свадебными традициями армян всегда были «похищение невесты» и «брак по сговору». В давние времена они строго соблюдались, а сегодня являются в основном красивыми древними ритуалами.
Обряд сватовства в Армении
Когда девушка для сына была выбрана, родители жениха готовились к сватовству. Для переговоров с будущими сватами они выбирали одну из ближайших родственниц. Ее задача – получить согласие отца девушки на свадьбу. Когда мать потенциальной невесты узнавала, что ее девочку хотят взять замуж, она советовалась по этому поводу со своим братом. Оговаривали дату сватовства, которое происходило через несколько дней. По традиции, в дом к невесте приходили родственники жениха с посредницей, а иногда и матерью жениха. Сначала будущие сваты здоровались друг с другом и говорили о вещах абсолютно не касающихся свадьбы: погоде, политике, огороде, прочих темах. И только затем с помощью пословиц, шуток и афоризмов сваты намекали, для чего пожаловали в гости.
Вот один из типичных примеров иносказания. «Мы пришли для того, чтобы взять немного воды из вашей реки в нашу реку». По традиции, предложение сватов никогда не принималось сразу, даже если родители девушки были согласны. Они всегда находили много поводов потянуть время, говорили, что им нужно подумать над таким серьезным предложением. И сватам приходилось наведываться в дом армянской невесты не один раз.
Поговорив с родней, спросив согласия у дочери, отец девушки тоже оглашал свой вердикт в оригинальной форме: «Не будем пререкаться, пусть наша птица летит к вам в сад». По традиции, этот исторический момент нужно было скрепить подарком – кольцом или каким-нибудь украшением для девушки. После того, как официальная часть была закончена, накрывали стол, пили вино, которое приносили сваты.
Армянский «брак по сговору»
В давние времена у жителей Кавказа и у армян в том числе, был распространен «брак по сговору». Это означало, что обручали даже младенцев. Родители, которые по каким-то причинам, хотели породниться, договаривались между собой о браке своих детей. В знак скрепления договора они вешали на люльку кусок золота или серебра, а в некоторых случаях просто делали на ней отметку.
Позже армянская церковь запретила «брак по сговору», поскольку никому не дано право венчать людей без их согласия. Ребенок, когда вырастет, может захотеть связать свою жизнь совсем с другим человеком. Если священник все же решался венчать «по сговору», его наказывали. Но народ не мог представить, что такая свадьба не состоится. Эта традиция почти исчезла в конце ХХ века, и сегодня «брак по сговору» бывает лишь формальным.
Невесту армянскому юноше выбирали отец и больше мать жениха, ей в этом процессе принадлежала главная роль. Она примечала девушку, потом советовалась с мужем, братом и остальной родней.
Семья жениха собирала информацию о кандидатке в невесты и ее родне. Лучшими качествами армянской девушки испокон веков были: скромность, трудолюбие, образованность. Высоко ценилось хорошее здоровье, чтобы могла родить крепких детей. Внешность невесты была на втором плане, главное, чтобы она была доброй женой и замечательной хозяйкой. Про характер девушки судили по ее матери. Считалось, что какая мать, такой будет в браке и ее дочь.
Веселые свадебные гуляния
Традиционно армянскую свадьбу играли зимой или осенью, после того, как собран урожай. Главными персонажами на свадебном гулянии были «кавор» и «каворкин» (посаженые отец и мать), а также «азабы» (холостые дружки жениха). Лучший друг жениха назывался на свадьбе «азаббаши», что означает «брат жениха». На армянскую свадьбу приглашали тамаду, который говорил тосты, организовывал песни и танцы. Хозяином на свадьбе является отец жениха.
Старинная армянская свадьба длилось от трех до семи дней. Это зависело от материального благосостояния родителей будущих супругов. Начинали празднование в пятницу, а заканчивали в воскресенье или на следующей неделе.
В свадебном армянском торжестве есть много интересных обрядов. Например, купание молодых накануне свадьбы, которое символизировало их очищение. Девушку купали дома подруги, а юношу – дружки в хлеву. Купание невесты было торжественным мероприятием, во время проведения этого ритуала девушки пели и танцевали.
Свадебный хлеб пекли дома у жениха или у невесты. Друзья, под звучание веселых песен, просеивали муку и месили тесто.
Из дома жениха процессия направлялась к дому невесты, которая ждала суженого в углу своей комнаты за занавесом. Родственники невесты встречали команду жениха у ворот и требовали выкуп. Когда жениху удавалось, наконец, добраться до невесты, начиналось свадебное армянское застолье, которое продолжалось несколько часов. Потом гости постепенно расходились, а жених с «азаббаши» оставались ночевать. С невестой ночевала ее подружка.
Как сегодня приезжает армянский жених за своей невестой, вы можете узнать из этого видео.
Утром следующего дня невеста одевалась за занавесом. Подружки молодой жены надевали на нее свадебный наряд под печальную армянскую мелодию. Торжественный наряд не многим отличался от повседневной одежды, но был сшит из дорогой ткани. Лицо девушки закрывала вуаль. Взгляните на это фото и оцените, как очаровательна армянская невеста.
Женатый и многодетный мужчина выносил невесту и ставил возле жениха. Он желал молодоженам здоровья, счастья и многочисленного потомства. Пара обязательно должна была обвенчаться. Не совершив такого обряда, молодожены не имели права ложиться вместе в постель.
На третий день свадьбы жена приходила в дом мужа. Из своих рук в руки новой семьи девушку передавал отец. Он приказывал молодому мужу беречь и защищать свою дочь. Под грустные мелодии жена прощалась с домом родителей и вместе с приданым шла в дом мужа. Там их торжественно встречали родственники, осыпали конфетами, орехами, зерном и деньгами. Всеми символами счастья и богатства.
В Армении все свадебные обряды сопровождались угощениям, фееричными танцами и зажигательными свадебными песнями. Торжественный стол был богат различными угощениями, хорошим вином, коньяком, сладостями и фруктами.
Посмотрите наше видео, в котором опытный тамада подробно рассказывает об армянской свадьбе.
Послесвадебные обряды и обычаи
В некоторых районах Армении приданое привозили только после окончания свадебного торжества. Это был первый послесвадебный обряд. Второй – мытье головы девушки. Через неделю после свадьбы в дом к молодым приходила мать молодой жены. Она приносила с собой мыло, расческу, полотенце, одежду для своей дочери, помогала ей мыть голову. В давние времена этот обычай соблюдался очень строго – до этого дня мать не могла видеть свою дочь. Сейчас этот обряд несет лишь символическое значение.
Если вы станете гостем на армянской свадьбе, то никогда не забудете это интересное и увлекательное событие. Поделитесь с нами впечатлениями свадебных торжеств, участником которых вы были.