курс история россии с древнейших времен до начала xxi века 11 класс

Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс

НазваниеКурс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс
Дата конвертации18.11.2012
Размер199.86 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /История/История ЕГЭ.Важно. /chast_s__primery_zadaniy_raznyh_tipov._ix-xvi_veka_.doc
2. /История/История ЕГЭ.Важно. /chast_s__primery_zadaniy_raznyh_tipov._pervaya_polovina_hh_veka_.doc
3. /История/История ЕГЭ.Важно. /osnovnoy_material._istoriya_rossii._chast_1.doc
4. /История/История ЕГЭ.Важно. /osnovnoy_material._istoriya_rossii._chast_3.doc
5. /История/История ЕГЭ.Важно. /osnovnoy_material._istoriya_rossii._chast_4.doc
6. /История/История ЕГЭ.Важно. /osnovnoy_material._kultura_rossii._ix-xviii_veka.doc
7. /История/История ЕГЭ.Важно. /Анализ историческоих источников. Примеры.doc
8. /История/Россия начала 20 в тест.doc
9. /История/Тексты по истории часть С.doc
10. /История/Часть С история 9-18.doc
11. /История/Часть С история.doc
Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс
Единый государственный экзамен. Россия в 1917 – 1945 годах
Восточные славяне. Образование Древнерусского государства. Восточные славяне в VIII-IX веках. «Повесть временных лет»
Тема Российская империя в XVIII веке. Правление Петра I
Тема 11. Российская империя в конце XVIII начале XIX века
Книга на Руси Остромирово Евангелие (изготовлено по заказу новгородского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого). Летописание
Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс
Единый государственный экзамен. Россия в конце XIX – начале XX века
Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс
Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс
Единый государственный экзамен. Россия в 1917 – 1945 годах

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Большинство наименований славянских племенных союзов образовалось от названий занимаемой ими территории. Приведите не менее двух примеров. Для какого этапа в жизни общества это характерно? Объясните ответ.

С1–С3. Анализ исторического источника.

С5. Задание на рассмотрение исторических версий и оценок.

1 точка зрения. (1) восточные славяне не могли создать государства вследствие своей отсталости; (2) варяги (норманны) были более развитым народом, имели свое княжение, поэтому и были приглашены восточными славянами на княжение в Новгороде

2 точка зрения. (1) развитие промыслов, ремесел, торговли; (2) переход от родовой общины к соседской (территориальной); (3) складывание межплеменных союзов; (4) складывание племенных княжений и их центров; (5) необходимость объединения для отражения набегов хазар, норманнов

С7 – Задание на сравнение.

Сравните систему управления Древнерусским государством при первых русских князьях (Олег, Игорь) и при Ярославе Мудром. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

С7 – Задание на сравнение.

Сравните политический строй Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

С5. Задание на рассмотрение исторических версий и оценок.

Некоторые историки, например, Н.М. Карамзин, считали, что политическая раздроб­ленность Древней Руси имела негативное значение. Какие другие оценки этого истори­ческого процесса вам известны? Какую из оценок вы считаете более убедительной? При­ведите аргументы и факты, подтверждающие избранную вами точку зрения.

С5. Задание на рассмотрение исторических версий и оценок.

Ряд историков резко негативно оценивают последствия политической раздробленности Руси в XII – начале XIII века. Какую другую точку зрения по вопросу о последствиях политической раздробленности Руси вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими ва­шу точку зрения.

Историки дают раздробленности на Руси как негативную, так и позитивную оценку. Все они сходятся во мнении, что раздробленность была явлением неизбежным.

С5. Задание на рассмотрение исторических версий и оценок.

В середине XIII века великий князь владимирский Александр Невский стремился поддерживать мирные отношения с ордынскими ханами, избегать конфликтов и не давать поводов для новых вторжений.

Назовите не менее двух попыток русских княжеств и земель проводить в середине XIII века отличную от охарактеризованной выше политику в отношении Орды.

Какие причины предопределили выбор, сделанный князем Александром Невским? Приведите не менее трех причин.

С4. Задание на представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений.

Назовите не менее трех последствий монгольского нашествия на Русь в XIII веке. Приведите не менее двух примеров зависимости Руси от Золотой Орды.

С5. Задание на рассмотрение исторических версий и оценок.

В исторической науке существуют разные оценки монголо-татарского ига. Какие оценки вам известны? Какая оценка вам кажется более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.

С5. Задание на рассмотрение исторических версий и оценок.

Некоторые ученые полагают, что монголо-татарское нашествие оказало глубоко регрессивное воздействие на экономическое и политическое развитие Руси. Какие другие точки зрения на эту проблему вам известны? Какую точку зрения вы считаете наиболее убедительной? Аргументируйте свое мнение.

Может быть изложено другое суждение: монгольское господство охраняло Русские земли от экспансии со стороны Литвы и западноевропейских рыцарей.

С4. Задание на представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений.

Назовите основные этапы процесса объединения русских земель вокруг Москвы и дайте краткую характеристику каждого из них.

1 этап (конец XIII – первая половина XIV века): основные центры – Москва, Тверь, Литва. Образование и начало возвышения Московского княжества. Борьба Москвы и Твери, успехи московских князей в борьбе за ярлык на великое княжение. Превращение Москвы в церковный центр русских земель.

2 этап (вторая половина XIV века): основные центры – Москва, Тверь, Литва. Куликовская битва – первое поражение Орды в сражении с объединенными силами русских земель и княжеств. Утверждение Москвы в качестве центра объединения русских земель.

3 этап (первая половина XV века): основные центры – Москва и Литва. Объединение земель вокруг Москвы. Борьба Литвы за Псков и Новгород, и «все великие княжения русские». Феодальная война.

4 этап (вторая половина XV – начало XVI века): основные центры – Москва и Литва. Завершающий этап объединения. Освобождение от ордынского ига. Возникновение единого Российского государства.

С4. Задание на представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений.

Назовите факторы, способствовавшие процессу объединения русских земель в XIV – начале XVI века (не менее трех факторов). Приведите имена князей, с которыми связан этот процесс (не менее трех имен).

С5. Задание на рассмотрение исторических версий и оценок.

С5. Задание на рассмотрение исторических версий и оценок.

Существует точка зрения, что московские князья в первой половине XIV века были верными слугами ордынских ханов и выполняли их волю, не учитывая общерусских интересов. Какие другие оценки политики московских князей вам известны? Какая из этих характеристик вам более близка и почему?

Другое суждение: Московские князья проявляли внешнюю покорность ханам, чтобы сберечь силы для будущей решающей борьбы за свержение власти Орды.

С7 – Задание на сравнение.

Сравните политику Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Сравните итоги Куликовской битвы и «стояния на Угре». Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

С4. Задание на представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений.

С4. Задание на представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений.

С5. Задание на рассмотрение исторических версий и оценок.

Ниже приведены две точки зрения на опричную полити­ку Ивана Грозного:

1. Опричная политика способствовала дальнейшему объ­единению русских земель и отвечала интересам широких сло­ев населения, страдавших от распрей феодальной аристокра­тии.

2. Опричная политика ослабила Российское государство, она была направлена на усиление личной власти царя, сопровожда­лась террором и произволом.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представля­ется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждаю­щими избранную вами точку зрения.

С7 – Задание на сравнение.

Сравните реформы Избранной Рады и политику опричнины Ивана Грозного. Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Источник

История России с древнейших времен до начала XXI века. 10-11 классы.

курс история россии с древнейших времен до начала xxi века 11 класс. Смотреть фото курс история россии с древнейших времен до начала xxi века 11 класс. Смотреть картинку курс история россии с древнейших времен до начала xxi века 11 класс. Картинка про курс история россии с древнейших времен до начала xxi века 11 класс. Фото курс история россии с древнейших времен до начала xxi века 11 класс

Автор: Склейнов Е. Л.

Электронное пособие содержит многовариантные тесты по истории России (с автоматической функцией правильного ответа), логические задания, теория, понятия, даты, схемы. Эти материалы могут быть использованы для систематизации, организации проверки и контроля знаний у обучающихся 10-11 классов, подготовки к ЕГЭ по истории старшеклассников. Возможно использование электронного пособия на интерактивной доске любого типа.

В сборник входят интерактивные приложения на следующие темы:

1. Восточные славяне в 6-8 веках.

2. Древнерусское государство.

3. Русь в 12-15 веках.

4. Россия в 16 веке.

5. Россия в 17 веке.

6. Россия в 18 веке

7. Россия в 19 веке.

8. Россия в 20 веке.

Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

Похожие материалы:

Более новые статьи:

Более старые статьи:

Популярные материалы

Контроль знаний

Новые гдз

Новое на сайте

Главное меню

Готовые д/з

Мы в FACEBOOKe

Мы ВКОНТАКТЕ

SCHOOL-BOX.RU-ДЛЯ ВСЕХ, КТО УЧИТСЯ И ПРЕПОДАЕТ!

это образовательный портал, который создан специально для учителей и учащихся школ.

На нашем сайте Вы найдете только нужную, качественную и интересную информацию, методические разработки, учебные пособия для подготовки к ГИА и ЕГЭ, интересные статьи для учителей о работе в школе. Вы можете скачать отличные презентации по всем школьным предметам, рефераты, готовые домашние задания— и все это на одном сайте! Если Вы преподаватель и готовите своих учеников к итоговой аттестации и единому государственному экзамену-Вы зашли правильно и найдете здесь необходимую информацию. Если вы учитесь в школе и Вам срочно необходимо подготовить к уроку презентацию и реферат-e нас есть все, чтобы качественно подготовиться к урокам. Скачать презентации, учебные пособия рефераты и гдз на нашем сайте можно абсолютно бесплатно!

Источник

Курс история россии с древнейших времен до начала xxi века 11 класс

• Государство влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

• Мощный импульс получила древнерусская культура.

• В рамках Древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности – основы трех восточно-славянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

3. Особенности геополитического положения.

• Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом влияло на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

1. Какие внутренние предпосылки образования государства сложились у восточных славян в IX в.? Попытайтесь определить степень их зрелости.

2. Как внешние связи и влияния воздействовали на жизнь восточных славян в IX–X вв.?

3. В чем сущность, а также сильные и слабые стороны норманнизма и антинорманнизма? Каково происхождение этнонима «русь»?

4. Проанализируйте содержание летописной легенды о призвании варягов, а также арабские источники, рассказывающие о русах. Что в них вам представляется мифическим, а что реально отражающим процесс становления государства у восточных славян? Какова действительная роль варягов в этом процессе?

5. Расскажите об основных событиях в жизни восточных славян во второй половине IX – начале X в. Можно ли считать, что государство сложилось во время правления Олега?

6. Найдите доказательства тому, что процесс образования государства у восточных славян завершился лишь к концу X в.

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). М., 1999. Лекции 4–5.

Думин С. В., Турилов А А «Откуда есть пошла Русская земля?»// История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX – начала XX в. М., 1991.

Кацва Л. А, Юрганов А. Л. История России VIII–XV вв. М., 1993. §§ 1–6.

Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI веков. Смоленск, 1995.

Рыбаков Б. А. Мир истории. М., 1984.

Хрестоматия по истории России. Т. 1. С древнейших времен до XVII века. М., 1994. С. 11–37.

Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 1. История России. От древних славян до Петра Великого. М., 1995.

Тема 3 Древняя Русь X – начала XII в.

1. «Русская Правда» и развитие восточнославянского общества.

1.1. Правда Ярослава.

1.2. Правда Ярославичей.

1.3. Устав Владимира Мономаха.

2. Общественный строй.

2.1. Характер общественного строя.

2.2. Основные черты зрелого феодального строя.

2.3. Особенности общественного строя Древней Руси: Община и свободные общинники. – Князь и дружина. – Зависимое население.

3. Государственный строй и политическая жизнь Древней Руси в XI в.

3.1. Форма политической власти.

3.2. Особенности древнерусской раннефеодальной монархии: Вече. – Княжеская дружина. – «Вой». – Родовой (династический) характер наследования власти. – Сакрализация личности князя.

3.3. Эволюция древнерусской государственности: Усобицы. – Княжение Ярослава Мудрого. – Местные княжеские династии.

4. Социально-политическая борьба в Древней Руси.

4.1. Характер народных выступлений.

4.2. Крупнейшие народные выступления в Киевской Руси: Волнение 1024 г. в Суздальской земле. – Восстание 1068 г. в Киеве. – Восстание 1113 г.

4.3. Многозначность народных движений.

1. «Русская правда» и развитие восточнославянского общества

Наряду с ПВЛ источником, в котором можно найти сведения о социально-политической истории Древней Руси, является «Русская Правда». Повышенное внимание исследователей к этому своду законов объясняется тем, что он составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества. Известны три редакции «Русской Правды» [1] :

Краткая Правда, состоящая в свою очередь из Древнейшей Правды, или Правды Ярослава (1016 г.?) и Устава Ярославичей (1072 г.?);

Пространная Правда (XII в.);

Сокращенная Правда (XIV–XV вв.).

1.1. Правда Ярослава. В первой статье Краткой Правды говорится о праве кровной мести за убийство свободного «мужа». С одной стороны, эта норма свидетельствует о сохранении значительных элементов родоплеменных отношений. Но с другой – некоторые положения этой статьи (ограничение круга родственников, имеющих право мстить и введение альтернативного штрафа за убийство в 40 гривен) свидетельствуют об их распаде и усилении власти князя.

Источник

История России. Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. Освещаются основные этапы российской истории с учетом новейших достижений исторической науки. Особое внимание уделено вопросам становления и развития земельных отношений, истории проведения реформ в аграрном секторе экономики. Предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также для всех, кто интересуется историей России.

История России. Учебное пособие для вузов
Под редакцией доктора исторических наук И. И. Широкорад

Рекомендовано УМО в качестве учебного издания для студентов высших учебных заведений

Учебник подготовлен кафедрой Отечественной истории и культуры Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК).

Авторский коллектив:

доктор исторических наук И. И. Широкорад – руководитель авторского коллектива – гл. I–III, VIII (§ 1, 2); IХ (§ 3, 4); гл. X–XIV.

профессор В. А. Соломатин – предисловие; кандидат исторических наук, доцент Г. Н. Чарыгина – гл. I–III;

кандидат исторических наук, доцент А. Н. Закатов – гл. IV–V, VIII (§ 3, 5, 7);

доцент Т. В. Филатова – гл. VIII (§ 4, 6, 8), IX (§ 1, 2) старший преподаватель Е. В. Рыжкова – гл. VI–VII.

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор Н. П. Ионичев. доктор исторических наук, профессор Н. Н. Марчук.

© Широкорад И. И., 2004

Предисловие

Многовековой опыт человечества убеждает, что история, как гуманитарная наука, исследующая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии, дает ключ к пониманию настоящего и тенденций развития в будущем.

Многие выдающиеся деятели прошлого отмечали общественную роль и значение изучения истории. Крупнейший русский историк В. О. Ключевский подчеркивал, что без знания истории мы должны признать себя «случайностями», не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться. Другой видный историк И. Е. Забелин неизменно указывал не только на познавательное, но и воспитательное значение преподавания истории в учебных заведениях. «Познание законов физической жизни необходимо, но столько же и еще в высшей степени необходимо познание законов жизни нравственной и умственной, ибо в человеческой жизни устройство физического существования вполне зависит от умственных и нравственных начал жизни. Кто же нам раскроет с большой подробностью все те начала и законы, как не история», – говорил он, обращаясь к воспитанникам Константиновского межевого института, в стенах которого долгое время преподавал.

В последние десятилетия многократно возросла политизированность российского общества. Средства массовой информации каждый день доносят до читателей и слушателей огромное количество сведений по истории нашего Отечества. Однако многие их этих сведений носят фрагментарный характер, зачастую, в условиях естественного ныне плюрализма мнений, содержат противоречивые, подчас взаимоисключающие суждения и оценки. Нередко русская история, особенно ее советский период, рассматривается с негативных позиций. Однако, как писал Расул Гамзатов: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Поэтому в оценке исторического прошлого необходим взвешенный, объективный подход.

Задачу данного учебного пособия авторы видят в том, чтобы представить историю России во всем ее многообразии и противоречивости, избегая при этом крайностей, ажиотажа и сенсационности, взвешенно учитывая воздействие объективных и субъективных факторов на исторический процесс. Только такой подход позволяет оставаться на принципах научности, объективности, историзма и системности.

Методологической основой излагаемого материала является представление об истории как о прогрессивном, поступательном процессе, органически цельном и непрерывном. Еще И. Е. Забелин в заметках к лекциям по истории России писал: «Вся история заключается в неразрывном, жизненно связном круге отношений личности, общества и государства. Все это составляет одно, живое целое, которое по частям рассматривает только наука, изучение. Это та связь, целое и именуется историей». Авторы пытаются следовать этим забелинским принципам изложения курса истории России.

Предлагаемое изложение отечественной истории реализует важнейшее требования Государственного образовательного стандарта РФ – гуманизацию и гуманитаризацию высшего образования.

Хотя необходимость гуманитаризации образования сейчас никем не оспаривается, острые столкновения наблюдаются как раз в вопросе поиска гармонии межеду гуманитарными и профессиональными дисциплинами в учебных планах высших учебных заведений, прежде всего технического профиля. В связи с этим непродуктивной представляется постановка вопроса: «Что важнее для студента: гуманитаризация или профессионализация?». Без качественной профессиональной подготовки не может быть сформирован специалист, и, стало быть, обучение в вузе теряет свой изначальный смысл. Однако без гуманитарной составляющей образования не может быть сформирована полноценная личность. Профессия помогает человеку функционально включиться в социум, в разветвленную систему общественной деятельности со стороны его навыков и умений. Однако помимо функциональной адаптации к социуму через профессию, человек должен еще вписаться в пространство культуры, освоить ее смысл и ценности. В этом освоении или, вернее, присвоении смысла и ценностей гуманитарной культуры формируется духовность человека, его мировоззрение, понимание им своего места и роли в обществе. Вне этой духовности мы имеем ущербного человека, функционера в заданной системе общественного разделения труда, «винтика» в гигантской машине, называемой государством.

Изучению истории как важнейшему образовательному и воспитательному элементу формирования молодого поколения в рамках высшей технической школы всегда уделялось пристальное внимание. Так, в одном из старейших высших учебных заведений России – Константиновском межевом институте в середине XIX в. история преподавалась в течение шести лет. В низших классах читался курс «Всеобщая история», составленный из трех разделов: «Древняя история», «Средняя история» и «Новая история». В старших изучался курс «История России» и дополнительная историческая дисциплина: «Русская история в связи с археологией». Причем преподаватели истории, среди которых – И. Е. Забелин и Ю. В. Готье, в своих лекционных курсах особое внимание уделяли изложению истории земельных отношений, аграрной политики государства на разных этапах его развития, истории межевого дела и межевания в России. Это свидетельствует о том, что уже тогда в преподавании истории непременно учитывался, говоря современным языком, профиль вуза.

Опираясь на богатый научный и учебно-методический опыт преподавания исторических курсов в прошлом, авторы настоящего учебного пособия стремились максимально точно и объективно осветить основные этапы истории страны, показать историю России как составную часть мировой истории. При этом наряду с достаточно подробным изложением политической истории основное внимание уделено социально-экономическим отношениям, прежде всего, в аграрной сфере.

В учебном пособии освещается история России с древнейших времен до начала XXI века. Структура пособия определяется общепринятой периодизацией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *