куршская коса история возникновения
История заселения
Куршская коса представляет собой уникальный объект для изучения практически всех народов, в разное время присутствовавших на Янтарном берегу. Населенный сегодня носителями русского языка, полуостров хранит материальные свидетельства пребывания древних индоевропейцев, западных балтов, скандинавов и германцев.
Благодаря усилиям немецких, российских и литовских ученых, работавших на косе в разное время, сегодня мы можем с достаточной степенью определенности восстановить историю заселения косы человеком, смены на ней этносов и формирования культурных ландшафтов, что представляет неоценимое значение для современной экологии и хозяйства косы. Особенно актуальными данные исследования являются после включения полуострова как единого международного объекта в список ЮНЕСКО в номинации «культурный ландшафт», то есть ландшафт, преобразованный деятельностью человека.
Первые люди появились на косе уже в конце III тысячелетия до н.э., то есть в эпоху неолита, или позднего каменного века. В это время на месте полуострова располагалась цепь больших и малых островов, покрытых первозданным лесом.
Первые обитатели косы являлись носителями культуры берегов заливов, или жуцевской культуры, входящей в круг памятников археологии шнуровой керамики. Для этого значительного для Европы массива древностей характерны находки керамики с декором из оттисков крученого шнура, наносимого на глину до обжига сосуда.
В южной части Куршской косы известно 12 поселений жуцевской культуры. Все они представляют собой сезонные (от 2 недель до полугода) стоянки древних людей, основным занятием которых было рыболовство. К сожалению, в российской части полуострова практически все эти объекты к настоящему времени развеяны или перекрыты дюнами.
В раннем бронзовом веке (во второй половине II тысячелетия до н. э.) население косы сильно сократилось. Возможно, в результате изменения климатических условий или как следствие хозяйственной деятельности человека произошла деградация растительности, после чего косу, утратившую пищевые ресурсы и защитные свойства, покинули ее обитатели. Вплоть до IX в. н.э. свидетельства постоянного пребывания человека на территории Куршской косы отсутствуют.
ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса»
ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса»: 238535, Россия, Калининградская область, Зеленоградский р-н, пос.Рыбачий, ул.Лесная, 7
Дежурный национального парка: 8 (4012) 310001
История заповедания
Начиная с глубокой древности, природа Куршской косы и прилегающей к ней местности охранялась, при этом цели заповедания в разные эпохи были разными.
Заповедные леса язычников-балтов
Источники упоминают, что пруссы и курши водили хороводы вокруг больших деревьев (дуба и липы), поклонялись им и приносили жертвы. Существовала также вера в волшебные свойства необычно искривленных и петлевидных деревьев, которые считались воротами в иной мир. В местном культе такие деревья обладали волшебной силой. Больных детей просовывали дважды сквозь древесные петли и, якобы заново родившись здоровыми, эти дети навсегда прощались со всеми своими хворобами.
Поваленное или склонившееся через тропу дерево считалось признаком несчастья, ведьмиными вратами, дорогой в мир духов. Пройти под их сводом означало скорую погибель; к таким деревьям старались без нужды не приближаться и всегда обходили стороной.
Охотничьи угодья прусских королей
До начала песчаной катастрофы леса Куршской косы отличались богатством животного мира, поэтому начиная с XVI в. они стали излюбленным местом проведения королевских охот на лосей и благородных оленей. Для того, чтобы сохранить охотничьи ресурсы косы от браконьеров, в начале XVIII в. в корневой части полуострова по указу короля Фридриха Вильгельма I был организован заповедник «Королевский лес». В дальнейшем, в период массовой вырубки коренных лесов косы, заповедание данного участка спасло его от уничтожения.
Борьба с опустыниванием – природоохранный проект длиной в 200 лет
Вырубка коренных лесов косы повлекла за собой развитие экологической песчаной катастрофы, связанной с образованием на морском берегу больших дюнных массивов, их свободным перемещением по поверхности полуострова, засыпанием акватории Куршского залива, человеческих поселений, дорог и оставшихся лесных участков.
Борьба с опустыниванием, которая стала вестись на косе силами местных жителей с начала XIX в., спустя полвека была поддержана правительством Восточной Пруссии и финансировалась вплоть до 1910 г. По объему выполненных мероприятий, количеству вложенных средств и трудозатрат этот природоохранный проект может смело быть назван одним из самых дорогостоящих в истории человеческой цивилизации.
В рамках проекта на Куршской косе был построен защитный приморский пляжевый дюнный вал длиной 98 км и высотой до 15 м (для защиты от новых порций песка, штормовых волн и нагонов); были созданы обширные лесные плантации на 50% площади от моря до залива; были остановлены и искусственно покрыты лесом большие дюнные массивы на берегу Куршского залива.
Всевозможные древесные и кустарниковые растения испытывались во время этого грандиозного эксперимента в лесничествах косы на приживаемость в условиях движущегося песка, соленого морского ветра, избыточной радиации и недостаточного увлажнения. Отбирались выходцы из самых разных стран, обладающие большой экологической пластичностью, способностью выживать в экстремальных условиях.
В 1937 г. появилось распоряжение о создании государственного природного заповедника «Немецкий лосиный лес». Созданный тогда заповедник включал земли к востоку и юго-востоку от Куршского залива общей площадью 46 550 га. В 1939 г. к «Немецкому лосиному лесу» были присоединены лесные округа Куршской косы.
В 1941 г. заповедные леса были выведены из провинциального подчинения и непосредственно подчинены имперской службе лесного и охотничьего хозяйства. Слияние 11 провинциальных уездов в централизованное управляемое государством заповедно-охотничье хозяйство не имело аналогов в истории Восточной Пруссии. Несмотря на свою короткую историю, работникам этого заповедника удалось достичь небывалых успехов в развитии охотничьего хозяйства и селекции восточно-прусского лося. Не будет преувеличением утверждение, что для Восточной Пруссии Эльхвальд имел примерно такое же значение, какое имела Беловежская пуща для России.
Заказник
Национальный парк
Всемирное наследие
В настоящее время территория Куршской косы официально находится под защитой Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО от 16.11.1972 г., которую Россия ратифицировала 12.10.1988 г.
ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса»
ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса»: 238535, Россия, Калининградская область, Зеленоградский р-н, пос.Рыбачий, ул.Лесная, 7
КУРШСКАЯ КОСА (Калининград)
История заповедания природы Куршской косы
Этимология корня «кур» не ясна. Существует много гипотез, но нет убедительных.
Заповедные леса язычников-балтов
Литва. Гора Ведьм — гора около маленького литовского посёлка Юодкранте на Куршской косе.
Склоны горы заросли вековыми соснами, а к вершине 42 — мётровой дюны ведёт извилистая тенистая тропа.
История
Гора считается священным местом у племён куршей и самбов.
Идолы — куршские божества, стиль жизни и религия которых вдохновила Толкина на создание племени Синдаров (сумеречных эльфов).
После прихода крестоносцев в 1.255 году поклонение этим богам стало запретным, но это место оставалось священным для людей, исповедующих старые ведические культы, и поскольку святая инквизиция в Пруссии имела достаточно непрочный статус, на гору каждый год приходили ведьмы со всей Европы, и почти безбоязненно совершали обряды поклонения силам природы и богине-матери, тем более что в то время коса ещё не успела сформироваться, а гора стояла на маленьком острове, доступ к которому был достаточно затруднён — мелкое в том месте море делало невозможным судоходство, и некому было следить за «охраной правопорядка» на острове.
В XIX — начале XX веков жители Малой Литвы именно здесь любили праздновать Расос или Йонинес (ночь на Ивана Купалу).
На парусных судёнышках и на небольших пароходах по Куршскому заливу съежались на косу хористы и музыканты из Тильзита, Русне, Клайпеды, веселились и собирали цветы.
Первая мировая война положила конец этой традиции.
После 1933 года отношение официальных властей к горе резко поменялось.
Нацисты, которые пришли к власти, пытались возродить древнегерманские и арийские культы, и конечно мимо них не прошла одна из многочисленных куршских легенд, согласно которой на этом месте разбился огненный шар, из которого вышли высокие люди, и научили диких местных жителей всему, что знали, подарив им цивилизацию.
Нацисты истолковали эту легенду как пришествие на землю древних арийцев, и начали возрождать древние ритуалы. Занимались этим сотрудники аненербе, поэтому ритуалы имели ярко идеологическую окраску.
После второй мировой войны, половина Куршской косы вместе с горой, перешла Литве, а вторая половина — РСФСР.
О священном месте забыли на несколько десятилетий.
В 1979 году литовские народные мастера — резчики по дереву и кузнецы — впервые собрались в творческом лагере на косе.
Они создали 25 скульптур. На следующий год — ещё один слёт, ещё через год — третий. До сих пор почти ежегодно сюда съезжаются мастера, реставрируют старые скульптуры, создают новые.
В 1937 г. появилось распоряжение о создании государственного природного заповедника «Немецкий лосиный лес». Созданный тогда заповедник включал земли к востоку и юго-востоку от Куршского залива общей площадью 46 550 га. В 1939 г. к «Немецкому лосиному лесу» были присоединены лесные округа Куршской косы. Не будет преувеличением утверждение, что для Восточной Пруссии Эльхвальд имел примерно такое же значение, какое имела Беловежская пуща для России.
Охотничьи угодья прусских королей
До начала песчаной катастрофы леса Куршской косы отличались богатством животного мира, поэтому начиная с XVI в. они стали излюбленным местом проведения королевских охот на лосей и благородных оленей. Для того, чтобы сохранить охотничьи ресурсы косы от браконьеров, в начале XVIII в. в корневой части полуострова по указу короля Фридриха Вильгельма I был организован заповедник «Королевский лес». В дальнейшем, в период массовой вырубки коренных лесов косы, заповедание данного участка спасло его от уничтожения.
Морское, на горе Пиллекоп
«…В конце XIX века археологи в окрестностях современного Морского обнаружили многочисленные остатки сезонных поселений рыбаков эпохи позднего каменного века – неолита. Население этих стоянок принадлежало к культурному кругу изготовителей шнуровой керамики – индоевропейцев, прибывших на берега Балтики из Восточной Европы. Однако уже к концу 60-ых годов XX века эти археологические памятники были погребены под мощным покровом подвижных дюн.
Засыпанными песками оказались и археологические объекты гораздо более позднего времени, – замок и кирха, возведенные в 1283 году немецкими Тевтонскими рыцарями в 2 км к югу от современного пос. Морское, на горе Пиллекоп.
Имя этой горы с использованием данных западно-балтских языков переводится как «городище» («пилис» – крепость, «копас» – гора), что свидетельствует о наличии здесь поселения задолго до прихода немецких рыцарей.
Видимо, это место использовалось в языческие времена и для культовых целей, ведь орден строил свои крепости и кирхи не только там, где уже были прусские укрепления, но и в тех местах, где нужно было вытеснять старые языческие культы.
Жители поселения (а оно именовалось Пилкопа), согласно преданию, называли себя «кривингами» и считали себя потомками великого жреца пруссов Криве Кривайтиса. Это дало основания предполагать, что Пилкопа является единственным селом Куршской косы, на котором лежит отблеск древнепрусского прошлого. Но здесь, вероятно, кроется неточность, так как территория Куршской косы начиная с XII века обживалась не пруссами, а куршами. Это подтверждается и данными антропологии. Так, по рассказам Вернера Мушкайта из Росситтен (Рыбачий), его отец во второй половине XIX века пытался перезахоронить кости, открытые подвижными песками на кладбище Латтенвальде, одного из засыпанных поселков косы. Он был поражён длиной берцовых костей видневшихся в песке скелетов. Этот факт свидетельствует о том, что по своему этно-культурному происхождению похороненные на кладбище Латтенвальде люди (а там, согласно немецким источникам, в XII – XIV веках хоронили умерших жителей из разных поселков косы) были куршами – они отличались высоким ростом. (И в начале XX века мужчины-курши высотой около 2 м на косе удивления не вызывали.) Напротив, рост пруссов, как показывают данные археологии, не превышал 1,70 м.
Реконструкция внешнего вида мужчины-курша эпохи викингов на Самбии и в его окрестностях по данным археологии Логунова К. К.
Борьба с опустыниванием – природоохранный проект длиной в 200 лет
Заказник
После окончания Второй Мировой войны леса Куршской косы были разделены на 2 категории лесов первой группы: леса зеленой зоны, примыкающие к г. Зеленоградску, и почвозащитные леса, расположенные собственно на косе.
Национальный парк
6 ноября 1987 г. постановлением Совета Министров РСФСР №423 на южной половине косы, по административному делению относящейся к Зеленоградскому району Калининградской области РСФСР, на площади 6621 га был образован государственный природный национальный парк.
Всемирное наследие
Ценность и уникальность Куршской косы признана мировым сообществом. В 2000 г. международный российско-литовский объект «Куршская коса» был включён в Список всемирного наследия как «наглядный пример традиционного человеческого поселения или землепользования, характерного для культуры (или культур), в особенности если она (культура) разрушается под воздействием необратимых перемен».
В настоящее время территория Куршской косы официально находится под защитой Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО от 16.11.1972 г., которую Россия ратифицировала 12.10.1988 г.
Вайделоты
Вайделоты (прус. Waidelotte, лит. Vaidilos, латыш. Vaidelosi) — общее обозначение языческих жрецов у балтских народов (пруссов, литовцев, латышей), распространившееся позже и в других языках.
В источниках XVI века встречаются в прусской форме Waidelotte.
Это слово происходит от сочетания vaid-lo-to-jis и корня waist со значением «знать», «ведать».
Считается, что вайделоты были помощниками верховного жреца Криве и занимались принесением жертв богам, в особенности Перкунасу (Пяркунасу).
Вероятно, вайделоты были жрецами, которые «видят, ведают и передают своё знание (ведение) людям в слове».
Они были обязаны поддерживать в святилищах священный огонь, а также занимались предсказаниями и назначали время для праздников.
Кроме предсказаний, обязанностью Вайделотов было ещё назначать время для местных праздников, во время войны принимать участие в походах и возбуждать мужество литовцев, лечить людей и т.п.
Вайделоты занимали среднее место в литовской языческой иерархии; выше их стояли: креве, кревейто, эварто-креве, креве и кревули.
Мужчины-вайделоты, в отличие от вайделоток, имели право жениться, однако нет сведений о передаче профессии по наследству.
Одежда вайделотов состояла из длинной туники, обшитой белой тесьмой, застёгнутой белым шнурком и украшенной внизу кистями из бычьих хвостов.
Они опоясывались широким белым поясом и при жертвоприношениях носили зелёные венки на голове.
Вайделотки — вендалотки или вейдалотени литовские жрицы вечного огня, нечто вроде весталок.
Как вайделоты обязаны были беречь и поддерживать вечно неугасаемый священный огонь Перкунаса, так и Вайделотки исполняли эту обязанность при храме богини Прауримы.
Грунау описывает жившую в дубовой роще великаншу Погезану (сравните Погезания) — вайделотку, речи которой приравнивались к словам самих богов.
В «Прусской хронике» Симона Грюнау (1529) содержится легенда, согласно которой в VI веке Брутен — один из мифических братьев-родоначальников пруссов, стал верховным жрецом Криве-кривайтисом и основал святилище в Ромуве, где жили «низшие жрецы» — вайделоты.
Часть 5. Куршская коса (Neringa).
Коса появилась после ледникового периода. При таянии ледник оставил в Балтийском море скалистый хребет. С течением времени ветер, сдувающий песок с берегов всей нынешней Калининградской области, образовал островки песка вокруг вершин хребта, которые в итоге соединились в единую косу. Таким образом появилась коса и Куршский залив, который впоследствии был опреснён водой, приносимой рекой Неман. Спустя годы на эту территорию попали семена различных растений и образовался тонкий слой почвы, укреплённый корнями. Так вся коса покрылась лесом.
На фото ниже показана схема косы. Можно заметить, насколько ровный берег, обращённый к морю, и неровный берег со стороны залива. Это обусловлено именно действием ветра с моря.
Куршской коса была названа в честь аборигенов, именуемых куршами. У местных жителей была своя легенда на происхождение косы. Легенда гласит, что давным давно у одного владыки была дочь-великан по имени Неринга. Во время бури она шла в море и спасала корабли, тянув их за якори, в густой роще заблудившемуся человеку путь показывала. Однажды на людей разгневался бог ветра. В море поднялись бури, образовались огромные волны. Неринга начала спасать людей. Набрав в передник песка, она сыпала его в море. Куда сыпался песок, там образовалась дюна. По побережью растянулась коса. Благодарные моряки песочную полосу назвали Нерингой. На фото ниже Неринга:
Около 300 лет назад в эпоху расцвета мореплавания для постройки кораблей потребовалось много деревьев и на косе стали рубить лес. В конце концов коса превратилась в пустыню, по которой перемещались огромные стометровые дюны. Такое положение дел не устраивало местных жителей и со временем люди пришли к выводу, что надо как-то восстановить зелёных покров косы. Так начался период озеленения, длящийся до сих пор.
Песок там мелкий кварцитный. На фото ниже видны тёмные вкрапления кварцита.
Крупные дюны могли перемещаться со скоростью 10 метров в день. Среди дюн была особенно большая, высотой в 100 метров, которая постепенно наползала на посёлок Морское. Когда дюна прижала посёлок к воде, то некто Франц Эфф (в честь него и названа дюна) решил положить этому конец и начал озеленение. Сначала никто не верил, что это вообще возможно. Эфф придумал высаживать склоны дюн специальными травяными растениями с развитой корневой системой. Корни образовывали сетку, препятствующую выдуванию песка.
Впоследствии был разработан целый комплекс мер по восстановлению. Эффу удалось остановить и озеленить гигантскую дюну. На ней была установлена памятная таблица, дюна была названа в честь озеленителя (дюна Эфа) и сейчас на ней стоит. радиолокационная военная российская станция. Сама же дюна покрыта лесом и с течением времени опускается. На момент озеленения её высота была 88 м, а сейчас что-то около 60 м.
Ниже я расскажу про меры озеленения:
Хотя травянистая растительность и задерживала выдувание песка, это не помогало защитить огромные территории от вновь приносимого ветром песка. Было решено создать специальный заградительный вал вдоль берега со стороны моря, откуда приносится песок. Этот вал был назван авандюной. Высотой 6 метров, эта искусственная дюна, засаженная растениями, препятствует переносу масс песка с пляжной зоны к центру косы. На плакате ниже можно почитать подробней.
Вид на авандюну с пляжа. Специальные помостья делают, чтобы жители не разрушили авандюну постоянной ходьбой к пляжу.
Кроме авандюны вдоль всего берега (с обоих сторон косы) ставились ряды ячеек-коробов из веток размером где-то 1х1х1 метр. Эти ячейки задерживали приносимый ветром песок. Когда один ряд заполнялся песком, то в действие вступал следующий ряд. Когда все ряды заполнены на верх ставятся ещё слой ячеек. Когда песок достигает нужной озеленителям высоты, сверху больше не ставятся новые ячейки, а высаживается укрепляющая трава, а затем и деревья. Также была создана и авандюна.
На фото ниже как раз эти ячейки со стороны залива.
Помимо мер против песка на самой косе, проводились меры по ограничению вымывания песка с берегов всей нынешней Калининградской области.
Вдоль берегов были расставлены волнорезы. Они там повсюду. Состоят они из ряда вбитых в дно стволов деревьев. Обычно это один ряд. Но на фото ниже достаточно сложная и редкая разновидность конструкции, где два ряда и булыжники между ними. Такими же булыжниками вымощены практически все берега курортных городов. Изначально никаких булыжников, кстати, не было. 150 лет назад каждый проезжающий через косу (а это был очень удобный короткий почтовый путь между Европой и Россией) должен был принести с собой камень и оставить его у косы. Сейчас считается, что волнорезы оказались неэффективны и возможно даже усугубляют положение с песком.
Процесс выдувания песков с берегов бесконечный и длиться до сих пор. Считается, что пляжи нынешних курортов Светлогорска и Зеленоградска исчезнут уже через 10 лет при нынешнем темпе выдувания песка. Ныне большая часть косы озеленена. Но толщина почвы, там где стоит настоящий лес всего 3 см. Любой проход нескольких человек по одному пути приводит к разрушению почвы, поэтому зона объявлена заповедником и на большей части территории дюн можно ходить по специальным настилам:
Малый слой почвы и слабая песочная подложка не позволяет деревьям крепко стоять на земле. Практически весь лес со стороны моря наклонён ветром под углом 30-45 градусов к поверхности. Во время мощного урагана в 200-каком-то году в одном месте косу даже полностью размыло (пришлось организовывать лодочные переправы для связи с материком), а неустойчивые деревья разбросало как спички. Крепко там стоят только хвойные деревья, у которых один мощный и длинный корень (у лиственных же корневая система разветвлена и не имеет выраженной оси).
Флора и фауна на косе вся привнесённая из вне. Животных привозили с собой люди и многие животные так и не смогли приспособиться к самостоятельному обитанию. Поэтому лесничии оставляют много еды в лесу для животных, которые сами не способны найти пропитание.
Этого зверя пробовали отпустить на волю, но он несколько раз возвращался в свой вольер. Так там и живёт теперь около музея Куршской косы.
В первой половине 20-го века на косе проводились соревнования планеристов. Восходящий поток воздуха со стороны моря, нагретый песками, создавал идеальные условия пилотам.
Поскольку коса очень позволяет сильно срезать путь из России в Европу, через неё мигрирует на зимовку огромное количество птиц (около 2 млн в год). Некто священник Иоганесс Тинеманн именно на Куршской косе придумал впервые окольцевать птицу, чтобы посмотреть, вернётся ли она ещё раз. Он основал первую в мире орнитологическую станцию. Современная станция, которая находится на косе мало чем отличается от первой версии.
Станция представляет собой несколько ловушек для птиц и домик орнитолога. Ловушка сделана в виде сетки в форме сужающегося к земле тоннеля с несколькими воротами. Если птица залетела в первые ворота (высота ворот около 15 м), то выбраться наружу она уже не может, а двигается только в направлении сужения ловушки.
В конце концов птица попадает в узкий тоннель, заканчивающийся подъёмом к последним воротам, откуда птица проваливается в клетку. Обычно за час попадается несколько птиц. Но большие птицы не попадаются, т.к. летают гораздо выше этих ловушек.
Птица извлекается (вместе со специальной мини-клеткой) и относится в домик к орнитологу. Там каждая птица подвергается стандартной процедуре: надевается алюминиевое кольцо с уникальным номером. Нумерация только в пределах России. Существует европейская ассоциация орнитологов, но как сказал наш гид-орнитолог европейцы с ними не делятся никакой информацией. Затем определяется пол птицы и примерный возраст, определяется высиживала ли она птенцов, количество жира (на фото ниже орнитолог дует на живот птицы, чтобы определить количество жира), далее птица взвешивается и отпускается. Все данные записываются в журнал, а процедура на одну птицу занимает около 30 секунд.
Там же пытаются метить бабочек, но по словам орнитологов ещё ни одну меченную ими бабочку они не встретили снова. Они пытаются опробовать технологию мечения насекомых. В США учёные метили больших махаонов и смогли отследить, что они мигрируют почти на 3000 км за жизнь.
Далее мы поехали в место, которое называется «танцующим» лесом. Это участок леса на холме, где деревья закручиваются в спираль. Объяснения этого феномена нет. Существуют несколько версий, одна бредовее другой. Одна из версий в том, что здесь водится какой-то жук короед. Он подтачивает кору с одной стороны ствола и дерево вынуждено компенсировать рост в противоположенную сторону. Однако, почему-то этот жук обитает на локальной территории только этого холма. Отходишь на 200 метров и уже ни одного такого закрученного дерева нет. По другой версии, под холмом находится что-то аномальное. По третьей, мифической, версии здесь раньше жили друиды. И стали они враждовать между собой. В итоге какой-то их бог прогневался и наслал проклятье. Там упоминался ещё какой-то камень дружбы, который этот бог разорвал в клочья. Экскурсовод показал куски этого камня ))) конечно же эти куски остались со времён Второй мировой войны, а не от друидов.
В любом случае загадка не разгадана. Сейчас биологи стали высаживать контрольную группу новых деревьев с другой зоны, чтобы окончательно определить причину феномена. Но результатов пока нет.
Также на косе есть Музей дерева.
Мужик вытачивает вот такие фигурки и продаёт там же. За съёмку фигурок пришлось отдать аж 30 рублей.
Вытачивает он их тут:
Помимо фигурок из дерева, в местах скопления туристов продают янтарь и вяленую рыбу. На косе я провёл целых 2 дня из 5 дней прибывания в области. Один день отвёл на экскурсию. Экскурсия прошла в ударные темпы и на дюны я смог взглянуть лишь немного, поэтому в последний день решил ещё раз приехать рано утром, когда нет никого и пройтись по дюнам. Вообще поход по дюнам запрещён. Объясняется это тем, что любой шаг приводит к разрушению почвы и расползанию песков. В лесистых зонах это оправдано, но на косе есть до сих пор не озеленённые просторы песка. Это на мой взгляд и было самым красивым и интересным во всей Калининградской области.
На дюнах на открытых пространствах дует сильный и холодный ветер. Воздух там сверхчистый и насыщенный кислородом. Многие сюда приезжают лечиться. На территории самой косы, кстати, есть несколько баз отдыха, но добираться до них от Калининграда или других частей области всё-таки проблематично.
Следы на песке быстро заметаются. Высота песочных дюн около 20-30 метров над уровнем моря.
Дюны спускаются прямо к воде. Никакой прибрежной зоны или пляжа со стороны залива нет вообще. Спуститься по такому спуску с дюны очень просто, т.к. проваливающаяся в песок нога идёт как по лестнице, а вот подняться назад невозможно. Я было решил пройти несколько километров вдоль кромки воды, удаляясь от посёлка Морское, но идти стало очень сложно: встать на дюну нельзя, т.к. она ссыпается в воду, а в воде идти не комфортно. Да и погода там меняется моментально. Облака затягивают всё небо за несколько минут. За всё время утром на косе я не встретил ни одного человека. Пришлось возвращаться и идти к селу Морское. Путь туда очень неудобный вдоль берега, совсем устал. Морское ближе всего находится к литовской границе. А сам город представляет собой скорее какое-то садовое дачное товарищество. Пока ждал автобуса, сел на скамейку, достал ноутбук, подключился к инету по GPRS и стал веб-сёрфить )) Выглядело наверное странно. Кстати, в Калининградской области везде сети 3G и сотовый инет поэтому очень быстрый.
На фото у меня такой странный вид, т.к. там очень сильный ветер.
На этом заканчиваю рассказ о Калининградской области. Ещё фото с дюн есть в 1-й части рассказа с лучшими фотографиями.
Следующая поездка в США.