кутахов маршал авиации биография

V. Гл-4. Встреча с Маршалом Кутаховым

В начале сентября прилетел к нам из Тбилиси Ан-26 с врачами, это ЛАМ – Лаборатория Авиационной Медицины. Будем проходить ВЛК. Как обычно, в санчасти организовали прохождение разных врачей, а вместо барокамеры устроили подъём на Ан-26 с незагерметизированной кабиной. Где-то с полчаса болтались в воздухе под присмотром доктора и в результате, получил я очередной допуск докторов к полётам ещё на один год – «…без ограничения».

В октябре слетал шесть полётов, так называемых, контрольных и специальных проверок на второй класс. Летал с замом командира полка Веником и с Чайковым, нашим бывшим начальником штаба эскадрильи, а ныне лётчиком-инспектором дивизии. Отправили документы на присвоение «второго класса», ждать придётся не один месяц. Но я уже, по «достигнутому уровню», могу приступить к несению Боевого Дежурства.

Есть ещё одно «хитрое» дежурство – «по АДА». Сейчас это большая редкость, а в своё время на территорию Советского Союза с «запада» запускались АДА – Автоматические Дрейфующие Аэростаты. На большой высоте двигался в воздушном потоке аэростат с подвешенным шпионским оборудованием, снимал на нашей территории различные объекты, записывал самую разную информацию и тут же передавал куда надо. Вот и дежурил один экипаж на всех ПВОшных аэродромах по таким аэростатам, в задачу которого входило сбить «шпиона». Приезжаем в Дежурное Звено, принимаем самолёты, опробываем двигатели, проверяем самолётное оборудование. Потом проходит Ритуал заступления на Боевое Дежурство. Есть так называемая, «ритуальная площадка» с обязательным пограничным столбом и флагштоком. Приезжает кто-нибудь из полковых командиров, на площадке выстраивается весь личный состав заступающей смены – солдаты-механики, техники, лётный состав, штурманы КП, представители от ОБАТО и ОБС РТО. Докладывают о готовности к несению Боевого Дежурства. Начальник зачитывает приказ о заступлении на дежурство. Под звуки государственного гимна поднимается флаг, и состав дежурной смены строем проходит мимо флага, отдавая ему честь.

Заступление произошло. Если в процессе дежурства объявляется готовность №1, то экипаж, который находится в готовности №2, переходит в эту «первую» готовность – занимает места в самолёте и готовится к команде «Воздух», то есть к вылету. Экипаж из готовности №3 переходит в готовность №2. Если даётся команда «Воздух», то экипаж, находящийся в готовности №2, занимает в своём самолёте готовность №1. И в Дежурное звено прибывают экипажи «усиления». Занимают соответственно готовности №2 и №3.

Теперь в кабине можно просидеть и час. Или до команды «Воздух», или до отмены Готовности №1. Дежурный «по приёму и выпуску» бежит на СКП и тоже устанавливает связь с экипажем. По какой причине дали готовность, что за цель, где она – ничего неизвестно. КП молчит. Это может быть реальный самолёт-нарушитель, а может и просто контрольная цель для проверки сил ПВО. Сидим, скучаем. Минут через двадцать с КП дают команду – «Воздух». Техник кричит механикам:
— Запуск!
Снимает с катапультных кресел, моего и лётчика-оператора, предохранительные чеки, забирает их с собой. Убирает стремянку от самолёта, проверяет, что убраны заглушки с двигателей и колпаки с головок ракет. Снимает с ракет предохранительные чеки. Я в это время запускаю двигатели. Пока выходит правый двигатель на обороты, одеваю кислородную маску и закрываю фонарь. Лётчик-оператор в задней кабине докладывает о готовности. Запускаю левый двигатель, после его выхода на обороты малого газа, включаю все необходимые тумблера, и показываю технику, что готов вырулить. Он показывает чеки от катапультных кресел и ракет. Дежурный по приёму и выпуска докладывает с СКП, что полоса свободна, можно её занимать, даёт условия на взлёте – направление и силу ветра. Увеличиваю обороты, самолёт страгивается с места.

В наборе пробил я облачность, набрал пять тысяч метров. Доложил на КП. Штурман даёт мне дальнейший курс. Лётчик-оператор уже доложил о готовности прицела к работе. Мы готовы хоть сбивать цель. Нужна только команда. Штурман наведения с КП информирует о цели, о меняющихся всё время азимуте и дальности. Понятно, что мы сближаемся с целью. Под нами нейтральные воды, можем приблизиться к турецкому берегу до двадцати двух с половиной километров, то есть 12 миль. Но мы, конечно, делать этого не будем. Мы даже не сопровождаем цель, а так, находимся невдалеке – на всякий случай! Хотя, турки обычно никак и не реагируют на наше приближение к их берегу. Подозреваю, что они и не смотрят за нами. Не утруждают себя. Так и ходим галсами вдоль берега, пока цель не покинула, по мнению нашего КП, опасной зоны. Штурман даёт команду возвращаться домой. Беру курс на точку, снижаюсь. В воздухе никого близко нет, только слышу радиообмен гражданских экипажей в районе аэропорта Адлер. Правда, для этого надо перейти на первый канал, так называемый «перелётный». На нём работают все гражданские экипажи и военные при перелётах. Заходим на посадку, садимся. Полёт длился один час и две минуты! Поскольку полётов в полку нет, после пробега и сброса тормозного парашюта, разворачиваюсь прямо на полосе и по ней возвращаюсь на стоянку ДС. После остановки двигателей и установки всех предохранительных чек вылезаем из самолёта. Лётчик-оператор, Володя Архаров, поздравил меня с первым Боевым вылетом. Да, формально вылет из Дежурных Сил считается Боевым вылетом.

15 декабря 1983 года был я назначен старшим лётчиком, это значит, что я теперь ведущий пары а ещё получил право на присвоение очередного воинского звания капитан.

В начале марта вышел я из отпуска и сразу узнал, что Приказом Главкома ВВС присвоена мне классификация «Военный лётчик второго класса». Такой я был не один. Естественно, организовали в гаражах «чествование» повышения выучки лётного состава. И делалось это «немножко тайно». Всё время крутилась «дурная» мысль – почему нельзя устроить официальное торжество в лётной столовой, поздравить лётчиков с очередной ступенькой в лётной службе, посидеть за столом? Но, это на корню пресекалось. В первую очередь политотделом. Хорошо, персонал лётной столовой не подчиняется политотделу. Там, по какой-то старой и очень доброй традиции, на каждый праздник на столы графины с вином ставили.

После отпуска начал я с контрольных полётов на спарке. В нашей эскадрилье появился новый лётчик, замкомэска майор Сагановский. Пришёл к нам с Як-28Р, с разведчиков. Я с ним слетал один контрольный полёт ночью. В течение марта летал, можно сказать – интенсивно, налетал 16 часов.

Источник

К 100-летию со дня рождения главного маршала авиации П.С. Кутахова

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

Павел Степанович Кутахов родился 3 (16) августа 1914 г. в селе Малокирсановка Таганрогского округа Области войска Донского (ныне Матвеево-Курганского района Ростовской области) в многодетной крестьянской семье. В 1918 г. от тифа умер отец. В Малокирсановке тогда была только начальная школа, и Павел после окончания трехлетки в 1924 г. поехал учиться в село Фёдоровку, что в 18 км от родного села. В 1930 г. он переехал в Таганрог, где продолжил учебу в средней школе, а затем поступил в фабрично-заводское училище трамвайщиков. В 1934 г., после окончания ФЗУ, был направлен на авиационный завод №31 им. Димитрова. Работу на заводе совмещал с учёбой на рабфаке при индустриальном институте. В августе 1935 г. по комсомольскому призыву поступил в Сталинградскую военную школу летчиков. Начинал летать на самолете «У-2».

После выпуска в феврале 1939 г. лейтенант Кутахов прибыл в 7-й истребительный авиаполк под Ленинградом, где вскоре стал командиром звена истребителей. Осенью 1939 г. совершил несколько вылетов в район боевых действий Красной армии в Западной Белоруссии.

Именно на этом направлении немецкое командование стремилось ударами своего 5-го воздушного флота вывести из строя Мурманский порт, чтобы не допустить прохода по Баренцеву и Белому морям конвоев наших союзников и сорвать работу Кировской железной дороги. В ходе боёв П.С. Кутахов проявлял беззаветную храбрость и героизм, завоевав славу одного из лучших воздушных бойцов Карельского фронта. Зимой 1942 г. на фронте появилась новая модификация немецкого истребителя «Ме-109». Ее отличала скорость атаки и исполнение «горки», которую старый «Мe-109» не смог бы сделать. Сведений о новом самолете становилось все больше, но сбить его не удавалось.

Кутахов заметил, что эти самолеты в бою держатся обычно в стороне и вверху, машина слаба на виражах и тяжела на боевом развороте. В очередном воздушном бою Кутахов использовал свои знания об этом самолете, его слабые стороны и сбил противника. Так летчики фронта смогли познакомиться с новейшими немецкими истребителями «Ме-109F».

В мае 1942 г. при отражении налета вражеской авиации на станцию Кица шестерке советских истребителей во главе с Кутаховым пришлось сражаться с восемью самолетами врага. Верный своему принципу, командир эскадрильи атаковал первым. Стремительным маневром наши летчики раскололи строй противника. Фашистские пилоты растерялись и об ударе по железнодорожным составам уже не помышляли. В этом бою было уничтожено несколько самолетов противника, один из которых летчик сбил лично.

Достижения в выполнении боевых задач, мужество и воинское мастерство личного состава 145-го истребительного авиационного полка были высоко оценены командованием: в апреле 1943 г. полк получил наименование гвардейского и был преобразован в 19-й гвардейский истребительный авиационный полк.

За умелое командование эскадрильей, высокое летное мастерство, мужество и отвагу, проявленные в боях, за 7 лично сбитыхсамолетов противника и 24 в составе группы в 40 воздушных боях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 г. майору Кутахову Павлу Степановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Советского Союза Павел Кутахов не только закалился и прошел трудный путь совершенствования своего мастерства. За это время он сплотил вокруг себя замечательную плеяду отважных летчиков-асов, явился воспитателем новых воздушных бойцов».
Майор А.Е. Новожилов, ставший впоследствии командиром 19-го гвардейского истребительного авиаполка, вспоминал: «Самой яркой и колоритной фигурой в полку был летчик Павел Кутахов. Худощавый, высокого роста, с живым выразительным лицом и широкими энергичными жестами. В короткие минуты отдыха он буквально заряжал товарищей бодростью и юмором, а в бою служил примером стойкости, мужества и летного мастерства. Он отлично владел техникой пилотирования, умел использовать в бою малейшие благоприятные условия и выходил победителем из сложнейших положений».

В период с июля 1943 г. по сентябрь 1944 г. П.С. Кутахов проходил службу в должности помощника командира, а затем заместителя командира 19-го гвардейского истребительного авиаполка.

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

В сентябре 1944 г. его назначают командиром 20-го гвардейского истребительного авиаполка, личный состав которого под его командованием совершил 1998 боевых самолето-вылетов, уничтожив 39 самолетов противника. В конце 1944 г. полк в короткие сроки и без летных происшествий освоил новый истребитель Як-9.

Осенью 1944 г. в период проведения Петсамо-Киркенесской наступательной операции корреспондент газеты «Боевая вахта», описывая действия 20-го авиаполка, так характеризовал его командира: «Мастер, умудренный опытом многих битв, Павел Кутахов знает, что нужно для победы, что рождает успех в бою, и по-своему сурово и мудро воспитывает молодых гвардейцев. Он ведет бой, и молодежь видит его изумительное мастерство маневра, перенимает стремительный темп кутаховских атак. Трудно встретить, пожалуй, человека более простого и доступного, чем Кутахов. И вместе с тем немногие могут похвастать такой выдержкой, немногие умеют так зорко подмечать главное и за малым видеть большое. Кутахов строг и требователен, не дает поблажки никому в своем полку, если замечает небрежность, разгильдяйство. Без лишних слов командир умеет дать понять, что выдержка и собранность, которых он требует от подчиненных, в бою, формируются из дисциплины строя, умелого и настойчивого выполнения приказов».

В 1944 г. король Великобритании Георг VI наградил гвардии майора П.С. Кутахова орденом Британской империи 4-го класса за высокое летное мастерство и подвиги при охране северных конвоев.

Служивший в 14-й армии поэт Бронислав Кежун посвятил летчику такие строки:

Вновь команда – и вновь без страха,
В синь небес устремляя взгляд,
Истребитель – майор Кутахов
В бой ведёт своих соколят.

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

После войны гвардии подполковник П.С. Кутахов еще несколько лет командовал авиаполком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецке, хотя в его характеристике отмечалось: «В посылке на курсы усовершенствования командного состава не нуждается, потому что имеет военную, военно-специальную, политическую и общеобразовательную подготовку в объеме, необходимом для полного и успешного командования авиационным полком». Окончив курсы с отличием в 1949 г., он был направлен в Группу советских оккупационных войск в Германии, где в декабре 1950 г. его назначают командиром 145-й истребительной авиационной дивизии. С ноября 1951 г. он проходил службу в должности заместителя командира, а с декабря 1953 г. по декабрь 1955 г. – командира 71-го истребительного авиакорпуса в Прибалтийском военном округе.

За время летной работы П.С. Кутахов освоил около 30 типов самолетов, из них 7 реактивных, в том числе МиГ-21 и его модификации, Су-7б, Як-28.

В июле 1967 г. генерал-полковника авиации Кутахова назначают первым заместителем главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР, а в марте 1969 г. маршал авиации П.С. Кутахов становится главнокомандующим ВВС. В1972 г.ему было присвоено воинское звание «главный маршал авиации».

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

Главком постоянно заботился о создании наиболее благоприятных условий для летного и инженерно-технического состава: благоустройстве авиагарнизонов, обеспечении жильем и достойной оплате их труда. Он добился того, что комиссованные по здоровью военные летчики получали пенсии с более высокооплачиваемой последней летной должности, а не с той, с которой они ушли на пенсию.

За время своей службы П.С. Кутахов был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных силах» 3-й степени и многими иностранными наградами.

Умер главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов 3 декабря 1984 г. от обширного инфаркта во время рабочей поездки в Звёздный городок. Бронзовые бюсты П.С. Кутахова установлены в селе Малокирсановка и г. Люберцы Московской области. В Москве на доме, в котором жил Герой, и в Таганроге на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски.

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

Имя П.С. Кутахова было присвоено Армавирскому высшему военному авиационному Краснознаменному училищу летчиков и рыболовецкому траулеру Мурманского морского пароходства. Сейчас имя маршала носит гимназия в г. Люберцы, его личные вещи и фотографии хранятся в музее его родного села Малокирсановка.

Источник

Превратности судьбы Маршала Кутахова.

На этом известном фото главком ВВС СССР, Главный Маршал Авиации, Дважды Герой Советского Союза, знаменитый летчик-ас Павел Степанович Кутахов.

Зимой 1939-40 годов тогда еще молодой 25-летний Кутахов в звании лейтенанта служил во 2-й эскадрилье 7-го истребительного авиаполка. В декабре эскадрилья была временно передана в подчинение 68-го ИАП и занималась непосредственной поддержкой частей действовавшей на востоке Карельского перешейка советской 13-й армии. ВО второй половине дня 24 декабря Кутахов в составе пары истребителей-бипланов И-15бис с аэродрома на озере Метсяпитри вылетел на очередное боевое задание по прикрытию частей 3-го стрелкового корпуса, которое едва не стало для него последним.

Примерно в то же время с другого аэродрома в воздух поднялась группа исторебителей И-16 из состава 2-й и 3-й эскадрилий 26-го ИАП, вел которую знаменитый на тот момент летчик, Герой Советского Союза полковник А.С. Благовещенский. Группа должна была найти финский аэродром в районе Кякисалми (Приозерск) и уничтожить базировавшиеся там финские истребители. Однако из-за плохой погоды найти упомянутый аэродром не удалось и не солоно хлебавши группа Благовещенского повернула домой, но в районе линии фронта летчики 2-й эскадрильи заметили пару бипланов и не раздумывая бросились в атаку (в предыдущем вылете они вели воздушный бой с финскими истребителями-бипланами «Бульдог», что и стало поводом к вылету на поиск их аэродрома).

Увидев несущиеся к ним группу И-16 ведомый Кутахова, от греха подальше, сразу ретировался в облака, а вот Кутахов то ли замешкался, то ли не вовремя осознал угрозу, но этих секунд лейтененту Алексею Николаевичу Сторожакову вполне хватило, чтобы всадить в «бис» Кутахова хорошую очередь. К счастью для Кутахова, Сторожаков решил, что заскользивший к земле биплан сбит, и преследовать его не стал. Это позволило будущему Дважду Герою довести свою избитую машину (И-15бис №5101) до аэродрома, но при посадке истребитель все-таки разбился, хотя для самого Павла Степановича это проишествие, к счастью, осталось без последствий и он продолжил летать.
кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография
А.Н. Сторожаков (в центре) со своими однополчанами по 26-му ИАП, зима 1939-40

Финны летчикам эскадрильи особо не докучали, зато свои «тиранили» регулярно. Самолеты 15 (!) раз обстреливались огнем своей же пехоты, причем один И-15бис был так сбит, а его летчики погиб. Сам же Кутахов незадолго до окончания «зимней войны» имел «удовольствие» вновь стать объектом нападения своих же истребителей. 5 марта пара лейтенант Кутахов – младший лейтенант Костиков прикрывая разведчики Р-5 заметили, что в атаку на Р-5 заходит звено И-153 (вероятнее всего принадлежавшая 68 ИАП). Кутахов подал сигнал «я свой», но ведущая «Чайка» все же атаковала И-15бис самого Кутахова. К счастью, на этот раз атака была безрезультатной.

Источник

Кутахов Павел Степанович

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

К февралю 1943 года командир 1-й эскадрильи 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 258-я истребительная авиационная дивизия, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт ) Гвардии майор П. С. Кутахов совершил 262 боевых вылета, в 40 воздушных боях лично сбил 7 и в составе группы 24 самолёта противника.

1 мая 1943 года за мужество и военскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К маю 1945 года совершил 367 успешных боевых вылетов, провёл 79 воздушных боёв, в которых уничтожил лично 14 самолётов противника и 28 в составе группы.

Награждён орденами: Ленина ( четырежды ), Октябрьской революции, Красного Знамени ( пять ), Кутузова 1-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени; медалями, иностранными орденами. Его имя носит судно Рыболовецкого Флота.

Две встречи. Обе ярко сохранились в памяти корреспондента армейской газеты «Часовой Севера» Андрея Ивановича Бескоровайного. А между ними пролегло более 35 лет.

Первая встреча состоялась в августе 1942 года. Время было тревожное. На юге, в донецких степях, немцы развивали наступление, рвались к Волге. С тревогой и надеждой ждали все каждую сводку Совинформбюро. Но ничего утешительного они не приносили. Под Сталинградом шли ожесточённые бои. Наши войска с трудом сдерживали противника. С каждым днём положение становилось всё опаснее.

Многие жители Мурманска наблюдали этот бой. А из редакции «Часового Севера» сейчас же стали звонить в полк, стоявший неподалеку от Мурманска, чтобы узнать, кто тот лётчик, который так смело атаковал воздушного противника и сбил его. Долго не удавалось найти в полку по телефону нужных людей. Наконец через корреспондента, находившегося в полку, сумели выяснить, что бой вела эскадрилья майора П. С. Кутахова.

Так что, и с вражескими самолётами ему уже приходилось встречаться, и с тактикой противника он был знаком. В полку смотрели на Кутахова как на ветерана, к слову и совету которого надо прислушаться.

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

Боевые друзья: Кутахов, Лаврушин, Бочков. 145-й ИАП, весна 1942 года.

Не сразу пришли к нашим лётчикам успехи. На первых порах, когда противник был сильнее, наши лётчики нередко терпели поражения, несли потери. В этих условиях первостепенное значение приобрели не только тактика воздушного боя, маневра, но и уверенность в своей машине, умение использовать все её боевые и лётные качества, а также знание местности. Среди лётчиков нередко возникали споры о том, как лучше действовать. Молодые, задорные парии считали, что особенно размышлять и раздумывать некогда. В бою всё решает натиск, отвага. Кутахов часто не соглашался с ними. По складу своего характера oн относился к тем людям, которые всё делают после точного расчёта, предварительного обдумывания. Он был уверен, что нельзя подниматься в воздух, не обдумав нескольких вариантов предстоящего боя.

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

Близким боевым другом его был и лейтенант Константин Фомченков, смелый, находчивый, осмотрительный в бою. Потом, когда Кутахов стал командиром звена, а затем и эскадрильи, Бочков и Фомченков являлись его надёжной опорой. С ними он чаще всего летал, так как верил в них, как в самого себя.

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

22 июня 1942 года эскадрилья под командованием Кутахова отражала налёт на Мурманск 30 самолётов противника. В этом бою советские лётчики сбили 2 Ме-110 и 1 Ме-109F. Группа Кутахова вернулась без потерь.

28 июня 1942 года 9 истребителей, ведомые П. С. Кутаховым, поднялись в воздух, чтобы перехватить немецкие самолёты, идущие бомбить Туломскую ГЭС. Количественное превосходство было на стороне врага: против нашей девятки истребителей дрались 8 Ме-110 и 3 Ме-109F. И вновь победу одержали кутаховцы, сбившие 3 самолёта, и без потерь вернувшиеся на аэродром.

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

Много раз Кутахов водил лётчиков в бой и каждый раз возвращался с победой. Командир 19-го Гвардейского истребительного авиаполка А. Е. Новожилов, ныне Гвардии полковник запаса, вспоминает:

«Самой яркой и колоритной фигурой в полку был лётчик Павел Кутахов. Худощавый, высокого роста, с живым выразительным лицом и широкими энергичными жестами. В короткие минуты отдыха он буквально заряжал товарищей бодростью и юмором, а в бою служил примером стойкости, мужества и лётного мастерства. Он отлично владел техникой пилотирования, умел использовать в бою малейшие благоприятные условия и выходил победителем из сложнейших положений».

25 июля 1942 года армейская газета «Часовой Севера» напечатала небольшую заметку о лётчике Кутахове. В ней очень верно схвачено и передано то основное, что отличало лётчика не только как мастера воздушного боя, но и как воспитателя. Заметка называлась «Учитель»:

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

Немецкие истребители начали выходить из боя. И тут наши «ястребки» обрушились на них. Дружной атакой они сбили 2 «Мессера», а сами без потерь вернулись на аэродром.

Этим боем эскадрилья Кутахова ещё раз доказала, что можно успешно драться с превосходящим по численности противником. И не только драться, но и побеждать. Надо только быстро и трезво оценивать обстановку и принимать правильные решения, действовать дружно, выручая друг друга.

И вот августовский бой с большой группой вражеских бомбардировщиков и истребителей противника, о котором упоминалось. Четвёрка наших «ястребков» в составе Кутахова, Фомченкова, Миусова и Ибрагимова отсекла шестёрку «Мессеров» от прикрываемых ими бомбардировщиков. Наши лётчики сознательно пропустили вперёд «Юнкерсы», ибо знали, что их встретит другая группа наших истребителей.

У немецких лётчиков было преимущество в высоте и скорости, они стали разворачиваться для атаки. Кутахов дал команду подготовиться к активной обороне. Наши «ястребки» стали в восходящую спираль и, замкнув кольцо, зорко следили за ходом боя другой нашей группы. Немецкие лётчики вели бои упорно и хитро. Когда ведущие шли в атаку, ведомые прикрывали их и пытались oтвлечь на себя наших пилотов. Но советские истребители научились разгадывать маневры врага. Вот один из «Мессеров» атаковал машину Фомченкова. Миусов развернулся и несколькими выстрелами из пушки прошил врага. Тот попытался выйти из зоны огня, сделал горку, но наш лётчик предвидел и этот маневр, настиг врага в верхнем положении и вновь прошил его очередью из пулемётов. Немец задымил и рухнул вниз. В это время 2 «Мессера» набросились на Ибрагимова. Увидев, что товарищу грозит беда, Кутахов пришёл на помощь. Он зашёл одному врагу в хвост и сбил его. Третьего «Мессера» сбил Ибрагимов. Оставшиеся 3 самолёта предпочли не ввязываться больше в бой и удрали.

Вскоре в «Часовом Севера» было рассказано о славных советских соколах Герое Советского Союза старшем лейтенанте Хлобыстове, капитане Бочкове и других. Было помещено и стихотворение, посвящённое майору Кутахову. Стихотворение это написал армейский поэт Бронислав Кежун. Вот несколько строк из него:

Бородай посочувствовал и хотел было уже взять у них газеты, обещая передать их по назначению. В это время над аэродромом появился самолёт. Вскоре он при приземлился, и над кабиной показалась голова лётчика.

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

Корреспонденты с комиссаром пошли к самолёту. Из кабины его вылез и спрыгнул на землю лётчик. Он был высок, сухощав, подтянут. С приветливой улыбкой протянул руку:

Так они познакомились. Комиссар сказал, что привезли газету, где напечатано стихотворейие о лётчике, о его боевых делах.

Бескоровайный подал ему газету, сказав, что редактор просил передать от всего редакционного коллектива сердечный привет и пожелания успехов в боях с врагами.

Он тут же развернул газету, прочитал стихи.

— Что ж, вроде бы правильно написано, добавить нечего. Ещё раз спасибо.

Комиссар передал просьбу редакции: надо рассказать о последних боях.

Рассказывая, майор энергично жестикулировал. Его живое, выразительное лицо освещалось улыбкой.

В полку Кутахова знали как отличною и терпеливого воспитателя молодых лётчиков. Многие, учась у него, стали асами. Он никогда не стремился к увеличению личного счёта сбитых самолётов, а добивался дружных, слаженных действий в бою, взаимной выручки. Учеников у него было много. Среди них будущие Герои Советского Союза Кривошеев, Дмитрюк. Кутахов гордился своими учениками.

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

Истребитель Airacobra I ( P-400 ) П. С. Кутахова. 19-й Гвардейский ИАП, Сентябрь 1942 года.

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

И вновь новые боевые вылеты, новые воздушные схватки.

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

Командир эскадрильи 19-го Гвардейского ИАП Гвардии майор П. С. Кутахов.

1 мая 1943 года за мужество и военскую доблесть, проявленные в боях с врагами, отважный лётчик был удостоен звания Героя Советского Союза.

. Под вечер 2 июня 1943 года с постов ВНОС поступило сообщение о появлении вражеских самолётов. На их перехват вылетело 7 истребителей во главе с Героем Советского Союза майором П. С. Кутаховым. На высоте 2000 метров наши лётчики сначала встретили 4 Ме-109G. Следом за ними шла такая же группа Ме-109F. Ещё тройка вражеских истребителей, как оказалось позже, находилась в облаках.

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

Истребитель P-39Q «Аэрокобра» Гвардии майора П. С. Кутахова. 19-й Гвардейский ИАП, 1943 год.

Решительной атакой наши лётчики разбили строй первой четвёрки «Мессеров». Немцы поспешили в облака, надеясь заманить туда советских истребителей и затем перебить их поодиночке, когда они будут выходить из облаков. Советские лётчики уже устремились за врагом, окунувшись в туманную пелену, которая становилась всё гуще. Майор Кутахов разгадал замысел противника и по радио скомандовал: «Облачность не пробивать, выйдем все вместе вниз».

Ещё более убедительную победу лётчики под командованием П. С. Кутахова одержали 22 июня. Воздушная схватка началась на высоте 3000 метров и закончилась на высоте бреющего полёта. Снова Кутахов первым сбил неприятельский самолёт. Одержали победы также Н. А. Кулигин, П. М. Рябов и С. Н. Компанейченко. Успеху способствовало тесное взаимодействие в группе, взаимная выручка. Прикрывая Кутахова, младший лейтенант Н. П. Сверкунов принимал на себя удары «Мессеров». Машина оказалась повреждённой в нескольких местах. Когда на самолёт капитана Кулигина напал Ме-109F, на помощь командиру пришёл его напарник младший лейтенант А. А. Пузанов и отогнал противника от самолёта ведущего. В этом бою наши лётчики сбили 4 вражеских самолёта, не потеряв ни одного своего.

Но не только удачи сопутствовали эскадрилье. Случалось, что погибали в бою лучшие бойцы, испытанные боевые друзья. В неравной схватке был сбит любимец полка капитан Иван Бочков, очень перспективный, отважный лётчик. В бою против 21 FW-190, когда наша шестёрка сбила 3 самолёта противника, погиб и Константин Фомченков. Тяжело было переживать гибель боевых друзей. Но шла война, каждый бой требовал собранности, быстрого ввода в строй молодых лётчиков. И Павел Кутахов отдавал этому все свои силы. Он всегда показывал пример добросовестного отношения к порученному делу, первым вызывался на трудные задания.

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

Он блестяще провёл этот первый полёт на незнакомом ещё самолёте и потом обучал других лётчиков. Без единой аварии и поломки переучился на самолётах «Аэрокобра» лётный состав 145-го истребительного авиаполка. За 20 дней в нём было выпущено в самостоятельный полёт 22 лётчика. В совершенстве овладел техникой пилотирования на этой машине не только командир эскадрильи капитан Павел Степанович Кутахов, но и другие лётчики. Приказом командующего ВВС Карельского фронта была объявлена благодарность командиру полка майору Г. А. Рейфшнейдеру, его заместителю по политчасти батальонному комиссару А. А. Бородай, командирам эскадрилий капитану П. С. Кутахову, капитану И. И. Павлову, майору А. Е. Новожилову, руководителям технической службы полка.

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

8 сентябре 1944 года Гвардии майор П. С. Кутахов был назначен командиром соседнего 20-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Забот у него прибавилось. Но и тогда он находил время, чтобы учить молодых лётчиков искусству маневра и точности огня, лично участвовал в боях и показывал на практике, как надо бить врага.

Высокое мастерство, мужество и отвагу проявляли лётчики 20-го Гвардейского истребительного авиаполка, которым командовал Герой Советского Союза майор П. С. Кутахов. Он умело руководил лётчиками в бою и личным примером увлекал их на подвиги.

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

Во главе с П. С. Кутаховым восьмёрка истребителей эскадрильи «Комсомолец Заполярья», сопровождая штурмовиков, в районе цели вступила в бой с 18 немецкими самолётами Ме-109. Пользуясь численным преимуществом, противник группами устремился к «Илам». Кутахов преградил путь врагу. Развернув ударную группу своих истребителей, он сам атаковал четвёрку «Мессеров».

Умело сражались и остальные лётчики группы, которыми в течение всего боя руководил Кутахов. По одной машине уничтожили старший лейтенант И. И. Разумов и младшие лейтенанты М. П. Делаев и В. И. Савинов.

На старшего лейтенанта Шилкова набросились сразу 3 «Мессера». Зайдя в хвост одному из них, Шилков сразил врага, но в неравной борьбе с двумя другими вражескими истребителями был сбит. Его друзья, связанные в этот момент боем, не смогли прийти на помощь товарищу. Всего группа во главе с Кутаховым сбила 5 самолётов, потеряв одного лётчика.

Всего за время войны Павел Кутахов совершил 367 боевых вылетов, провёл 79 воздушных боев, в которых лично сбил 14 и в группе 28 самолётов противника. Справедливости ради, следует отметить что по официальным архивным документам боевых потерь Люфтваффе подтверждаются только 5 личных побед.

После войны Гвардии полковник П. С. Кутахов оставался на службе в ВВС. Был заместителем командира авиационной дивизии. Вспоминая о тех временах, известный советский лётчик Арсений Ворожейкин писал:

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

И снова Кутахов вспоминал военное время. На фронте не раз переучивался, садился за новые машины. Так и здесь. Много летал, сам учил молодых. В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба имени К. Е. Ворошилова.

кутахов маршал авиации биография. Смотреть фото кутахов маршал авиации биография. Смотреть картинку кутахов маршал авиации биография. Картинка про кутахов маршал авиации биография. Фото кутахов маршал авиации биография

Потом они заговорили о прифронтовом Мурманске. Павел Степанович сожалел, что только раз после войны побывал в этом городе.

Коснувшись родных мест, Павел Степанович стал вспоминать о селе, в котором родился, о привольных степях вокруг села Малокирсановка Ростовской области. Вырос Кутахов в крестьянской семье, с детства узнал цену труду.

Они условились при случае обменяться фронтовыми фотоснимками. Но когда Бескоровайный через несколько дней позвонил Главному маршалу авиации, ему сказали, что он в отъезде. Оказалось, что в одну из частей поступил на вооружение новый самолёт, и Кутахов решил сам поехать, посмотреть, поговорить с лётчиками перед тем, как они уйдут в полёт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *