кыргызы и казахи история
Казахи и кыргызы: история братских трений и конфликтов
Часто бывает, что прошлое народов, состоящих в близком родстве, состоит не из одних праздников. Народы Казахстана и Кыргызстана – не исключение.
Сегодня, когда очередное трение между Казахстаном и Киргизией по всем признакам достигло своего апогея и пошло на спад, можно вспомнить о былом. Не для того, чтобы заполучить партию аргументов для предъявления претензий, а лишь затем, чтобы понять, что при любом раскладе всё непременно закончится, как всегда, – дружбой и добрососедством. А без этого долго рядом не прожить.
Вот лишь некоторые случаи накала отношений, которые в общем и целом следует признать успешно разрешёнными.
1850-е. Борьба за Заилийский край
Перманентные столкновения двух народов особенно обострялись в мутные моменты истории. В этом смысле весьма показательной была середина XIX века, когда в Семиречье столкнулись интересы сразу нескольких мировых игроков. Не буду останавливаться на самом, пожалуй, известном моменте казахско-киргизского негатива – кончине Кенесары, об этом и так понаписано достаточно. Затрону другой любопытный казус отношений той бурной эпохи – менее известный.
Главной силой кочевников всегда считалась мобильность, позволявшая неожиданно нападать, когда был смысл нападать, и так же неожиданно исчезать, когда смысла нападать не было. Эта военная стратегия использовалась степнякам со времён скифов и саков. Однако в такой тактике таились и определённые опасности. Потому что, вернувшись на свои оставленные ввиду опасности земли, номады могли найти их занятыми.
Так едва не случилось с казахами рода дулат, кочевавшими в Заилийском крае. После появления русских войск они предпочли пересидеть лихие времена за рекой Чу. А когда вернулись, то нашли свои земли уже захваченными. Но не русскими, а киргизами-сарыбагышами. Предводительствовал ими знаменитый манап Ормон, известный своим участием в ликвидации Кенесары. Ормон имел звание фарманчи – губернатора, потому обращаться за справедливостью в Коканд, которому формально подчинялись оба племени, казахам было бесполезно.
Однако сам Ормон чувствовал, что кокандская власть в крае не имеет уже реальной силы. Русские к тому времени уже переправились через Или и заложили в урочище Алматы укреплённый форпост – Верное. Потому киргизский манап, дабы закрепить край за собой и памятуя о своих заслугах перед Российской Империей в деле Кенесары, решил напрямую обратиться к русскому царю Николаю I. Обратился. И получил отказ.
В Петербурге предпочли лояльность казахов Старшего жуза дружбе со своевольным предводителем киргизов. Усобиц в раздираемом противоречиями крае хватало и без того. Сам властитель сарыбагышей, кстати, вскоре после того, в 1854 году, сложил голову в битве со своими собратьями из рода бугу на Иссык-Куле.
1859-й. Пленение Чокана Валиханова
Знаменитое Кашгарское предприятие Чокана Валиханова, ставшее классикой не только в области географических открытий, но и в сфере внешней разведки, если вглядеться в него попристальнее, постоянно находилось на грани провала и разоблачения. Создаётся впечатление, что, в общем-то, миссия Валиханова в Восточный Туркестан и не составляла ни для кого особого секрета, просто все стороны играли в ней по установившимся правилам. Правилам Большой Игры.
Потому-то реальные проблемы возникли у Валиханова уже на обратном пути, когда он столкнулся с родственным, в общем-то, народом – «дико-каменными киргизами», которые, однако, никаким чужим правилам не подчинялись и жили по своим законам и понятиям. Караван-прикрытие был задержан в одном из ущелий, и участь его могла быть самой печальной.
Манап Турегельды прознал, что Валиханов, которого его люди видели в Верном в мундире поручика русской армии, и «купец Алимбай», возвращающийся с караваном из Кашгара, – одно и то же лицо. Несмотря на полученные «подарки» на 356 рублей, он потирал руки, предвкушая ещё более солидный куш, который получит ещё и за голову Валиханова в Коканде. И неизвестно, чем бы всё кончилось, если бы высланный Г.А. Колпаковским из Верного для встречи Валиханова казачий отряд не поспел вовремя.
1927-й. Схватка за Турксиб
При изначальном планировании центром Турксиба должен был стать Пишпек (вскоре его переименовали во Фрунзе, ныне – Бишкек), а не Алма-Ата. Подразумевалось, что рельсы стального первенца Пятилетки прорежут горы либо через известный перевал Курдай, либо через безвестный Какпатас. Но в самом начале работ стало ясно, что этот небольшой, но сложный участок значительно (на 25-26 млн. рублей) удорожит дорогу, а главное, почти на год затянет строительство.
Когда руководство Киргизии осознало реальность нового «Чокпарского проекта», при котором железнодорожный путь минует республику и пройдёт в стороне, началась настоящая информационно-лоббистская война, получившая название «борьба за варианты». В ней были задействованы все силы, вплоть до центральной партийной периодики, и вовлечено множество персонажей, включая начальника управления строительства В.С. Шатова, председателя киргизского Госплана тов. Гальперштейна, профессоров Бернадского и Скорнякова, предсовнаркома Киргизии Абдурахманова, предсовнаркома Казахстана Нурмакова, предсовнаркома СССР Рыкова и председателя Комитета содействия строительству Т.Р. Рыскулова.
Война велась по всем правилам подобных баталий. На лаконичную телеграмму тов. Нурмакова: «Поддерживаем Чокпар» тов. Абдурахманов заявил: «Правительство Союза не нашло возможным игнорировать интересы Казахстана и решило поэтому провести дорогу через Алма-Ату. То же самое должно быть сделано и в отношении Курдая. Отказ от Курдая знаменует собой разрыв старых и прочных экономических связей, существовавших между Фрунзе и Алма-Атой». Экономические проблемы, таким образом, грозили перерасти в политическую плоскость.
Грозный рык Рыкова из Москвы угомонил спор. Турксиб пошёл через Чокпар, и столица Киргизии навсегда осталась в транспортном тупике.
1948-й. Борьба за Героя
В советские времена свой бюст при жизни полагался лишь тем Героям войны и труда, на пиджаках и мундирах которых сияли по две золотые звезды. Причём устанавливался такой прижизненный бюст только в том месте, где дважды Герой появлялся на свет. Если учесть, что нежные годы многих советских людей пришлись на неразбериху начала столетия, то установить доподлинно место рождения того или иного человека было непросто. И с этим связан ещё один эпизод возникшего между республиками напряжения.
Одним из тех казахстанцев, кому памятник был положен при жизни, был наш прославленный ас, дважды Герой Советского Союза Талгат Бегельдинов. В 1946 году, когда война закончилась, и Бегельдинов был уже слушателем военной академии, возник неожиданный вопрос: а где, собственно, ставить памятник? В Казахстане или Киргизии? «Где я родился? Родители говорили мне – в акмолинской степи, во время переезда в город Пишпек… Никаких свидетельств не сохранилось…» Так, по крайней мере, казалось самому «виновнику» спора.
Но во время совещания у тов. Жданова, где должен был решиться вопрос и на котором присутствовали представители как от Казахстана, так и от Киргизии, киргизский оппонент неожиданно вытащил из портфеля сильный аргумент – мятый клочок тетрадки, в котором якобы было написано, что Бегельдинов родился в Пишпеке. Это и решило спор. Как позже вспоминал сам Герой: «Повертел в руках товарищ Жданов эту бумагу с арабской вязью, написанную рукой какого-то муллы, улыбнулся: какой ни есть, а документ! И бюст установили во Фрунзе.»
В 1948 году бюст Талгата Бегельдинова поставили в столице Киргизии – напротив исторического музея.
Чем казахи отличаются от кыргызов
Расхожее мнение, что киргизы и казахи практически ничем не отличаются друг от друга, в корне неверно. Несмотря на заметное сходство обычаев, традиций, языков и национальной одежды, этногенез этих двух народов происходил по-разному. И дело не только в том, что одни из них живут в обширных степях, а другие — в горах. Значительные различия можно заметить в культуре, устном народном творчестве, а также в традиционном укладе жизни казахов и киргизов.
Казахи моложе на две тысячи лет. Киргизы являются одним из самых древних тюркоязычных народов, об их государстве китайский автор Сым Цянь упоминает в летописи «Ши цзи», датированной III веком до нашей эры. Данный народ зародился в бассейне Енисея, но со временем перекочевал в горы Тянь-Шаня. За свою долгую историю эти люди узнали немало побед и поражений. Кыргызский каганат был мощной державой в IX веке, его влияние распространялось на земли уйгуров, Тыву и Монголию.
Казахский этнос сформировался только в середине XV века, после распада Золотой Орды, когда двое потомков легендарного Чингисхана, которых звали Жанибек и Керей, покинули Узбекский улус вместе со своими племенами и откочевали в район современной Алма-Аты. Они провозгласили себя свободными от прежней власти, использовав тюркское слово «казак», которое означает «вольный человек». Затем этноним трансформировался, чтобы избежать путаницы с казаками, населяющими бассейн Дона и в Запорожье.
То есть, один народ возник примерно на две тысячи лет раньше другого. Это означает, что этногенез киргизов и казахов происходил в различных условиях.
Казахстан находится в самом центре нашего континента. Это обширные степи, окаймленные на юге горами. Более 2 миллионов 724 тысяч км² территории дают государству девятое место в мире по занимаемой площади. При этом население составляет 18 миллионов человек. ч
В силу географического расположения и богатства природных ресурсов Казахстан — страна с амбициями, которая стремится к усилению своего влияния на Евразийском пространстве.
Киргизия (Кыргызстан) — небольшое азиатское государство, расположенное в горах. Его территория не достигает и 200 тысяч км², а численность населения в 2015 году едва перевалила за 6 миллионов человек. Эти люди живут на Тянь-Шане, в горах Северного Памира, а также на берегах знаменитого озера Иссык-Куль.
Обитатели равнин всегда значительно отличаются от горцев образом жизни, особенностями быта, традиционными промыслами, что обусловлено влиянием окружающей среды.
Устное народное творчество киргизов уникально, этот древний народ сумел создать и донести до наших дней поэтический эпос «Манас», рассказывающий о жизни и подвигах легендарного богатыря. Одна из версий этого произведения, занявшая целых 18 томов, была опубликована с 1984 по 1995 годы в городе Урумчи.
У казахов устное народное творчество составляют лирические поэмы, сказания и легенды о разных героях, космогонические и волшебные сказки, а также рассказы юмористического характера о веселом шутнике по имени Алдар-косе. Наиболее известны в народе поэмы о любви: «Кыз-Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-Сулу.
У киргизов был матриархат
Киргизы, как народ, зародились во времена, когда кочевники-скотоводы Азии жили матриархальным укладом. И только начиная с V века, в сознании людей произошли глобальные перемены.
Традиции поклонения женщине-матери, хозяйке домашнего очага, до сих пор живы среди киргизов. Казахский этнос сформировался гораздо позднее, их общество более патриархально.
А колпаки-то разные
Национальные головные уборы двух народов тоже различны. Киргизы носят «ак колпак», который шьют из белого войлока: четыре клина расширяются книзу, образуя поля. Казахский «айыр калпак» — это шляпа, отделанная снаружи атласом или бархатом.
Головы киргизских дам украшает «элечек» — тюрбан, на изготовление которого уходит до 30 м белой ткани. «Кимешек» казашек намного проще: обычно это белый платок с намотанным поверх него небольшим отрезом материи.
Киргизское произношение тверже
Языки этих народов очень похожи, они относятся к восточной группе тюркской семьи. Однако в речи жителей двух стран есть свои отличия. Лингвисты утверждают, что киргизы говорят намного тверже и жестче, чем казахи. Например, горцы скажут «чы» или »чэ», а степняки в тех же словах выдадут «чи» или »че».
Кроме того, в географических названиях типа «Ала-Тоо» или »Барскоон», сдвоенный звук «о» киргиз произнесет на одном выдохе, а казах обязательно сделает небольшую паузу между одинаковыми гласными.
Казахи едят верблюжатину
Национальные кухни двух народов похожи, они состоят, в основном, из мясных и молочных блюд. Однако в рационе есть и свои различия. Если баранину, конину и говядину обычно едят жители обеих стран, то блюда из верблюжатины часто бывают на столе у казахов, тогда как киргизы употребляют в пищу мясо яков.
Просто верблюдов не разводят в условиях предгорий, «корабли пустыни» предпочитают равнинный сухой климат, для них подходят природные условия Казахстана. А яки традиционно обитают на Памире и Тянь-Шане, их в своих хозяйствах держат киргизы.
Этногенез казахов и кыргызов
19 июля 2021, 13:39 1702 1 Автор: Золотая Орда
Автор:
Золотая Орда
На госслужбе у монголов
Команда генетиков изучила аутосомные маркеры разных тюркских народов. Они с помощью нового метода оценили, когда произошло генетическое смешение, которое породило современных казахов и кыргызов.
Казахи как продукт Золотой Орды
У ханов и нойонов Золотой Орды, которые были чингисидами, самыми многочисленными подданными были кыпчаки.
Совершенно определённо можно сказать, что во времена Золотой Орды было положено начало казахскому этносу, который возник после того, как на территорию нынешнего Казахстана пришли монгольские завоеватели и смешались с местным населением – кыпчаками.
Разные по генезису монгольские и тюркские племена слились в один народ, а от кыпчаков был унаследован язык.
«Этногенетический коллектив, который стал позже известен как казахи, возник в период между 1230 и 1340 годами. Здесь всё легко объяснимо с точки зрения истории и антропологии, — говорит казахстанский генеалог Жаксылык Сабитов, — Казахи возникли в улусе Джучи из смешения местных домонгольских кыпчакских и тюркских племён и пришлых монгольских и восточно-тюркских племён XIII века.
В XIII веке из-за нашествий монголов, уровень монголоидности у казахов вырос с 50% до 70%».
Присутствие гаплогруппы C у представителей казахов, по мнению исследователей, связано с массивом монгольских племён XIII века, распространивших эту гаплогруппу по территории Монгольской империи.
Таким образом, Золотая Орда, являясь составной частью Монгольской империи, «смогла» создать казахский этнос. Позже сформировались каракалпаки и ногайцы, которые отделились от казахов и стали их соседями. У этих трёх народов идентичен ДНК по аутосомам.
Учёные отмечают, что разнообразие женских ДНК у казахов в три раза больше, чем у русских и киргизов. Это связано с тем, что у «основателей» казахов было многожёнство. Условно говоря, к «основателю» женщины «приходили» разными путями: с запада, с востока, с юга.
На госслужбе у монголов
В Монгольской империи существовало чёткое разделение народов на господствующие и полностью им подчинённые. Это было залогом её процветания и стержневой политикой – подчинять и эксплуатировать. Покорённые кыпчаки, славяне и другие, все без исключения, были вассалами монгольских ханов, нойонов и офицеров. Они подчинялись приказам монголов как своим непосредственным начальникам.
Кыпчаки, которые были на госслужбе у монголов, отлично знали и понимали традиции монгольских кочевников. Следовательно, им было не сложно приспособиться к монгольским завоевателям, да и сами монгольские ханы и нойоны предпочитали брать в жёны женщин из кочевых тюркских племён близких им по духу. Их дети переходили на язык матери.
Впоследствии Золотая Орда положила начало не только казахскому этносу, но и, например, субэтносу казанских татар, которые сформировались в XV веке в результате смешения кыпчаков с потомками осёдлых волжских булгар на территории бывшей Волжской Булгарии.
Происхождение кыргызов
Кыргызы, согласно генетическим расчётам, как единый этногенетический коллектив, который с тех пор кардинально не менялся, возник около 1340 года, тогда как казахи возникли в период между 1230 и 1340 годами, рассказывает генеалог Жаксылык Сабитов.
К сожалению историки не обращали внимания на этот чётко установленный факт. Скорее всего эта дата связана с разделением алтайских кыргызов на кыргызов, ушедших на юг, на территорию современного Кыргызстана и на алтайских кыргызов, которые остались на Алтае и стали предками современных южных алтайцев.
Можно чётко говорить, что как минимум 40% современных кыргызов являются потомками енисейских кыргызов с территории Хакасии по прямой мужской линии. Причём, аутосомно, в каждом кыргызе (вне зависимости от мужской гаплогруппы) есть генетическое наследие от енисейских кыргызов, при этом также не стоит забывать о других компонентах этногенеза современных кыргызов.
Если брать разные кыргызские генетические кластеры Y-хромосомы, наиболее близким к современным кыргызам будут южные алтайцы, которые являются потомками алтайских кыргызов, не переселившихся на Тянь-Шань в XIV веке.
В российских документах с XVIII века пошла путаница и с тех пор вплоть до 1920-х годов казахов называли киргиз-кайсаками или просто киргизами, в то время как кыргызов называли кара-киргизами или дикокаменными киргизами. На самом деле казахи никогда не называли себя киргизами.
Согласно источникам, примерно в 1326-1329-х годах часть алтайских кыргызов была переселена на юг:
«Ильчигидай (хан Чагатайского улуса) обеспечивал внутренний порядок в стране и успешную её защиту от внешних врагов. В частности, он свершил военный поход на северо-восток ханства с целью наказания «военачальников кыргызских племён» (сердаран-и аквам-и кыргыз), которые подвергали нападениям окраинные земли Чагатаидов; оттуда Ильчигидай прибыл к берегам Иртыша и переселил тамошних «лесных жителей» (бишенишинан) в центральные районы своей богохранимой страны» (судя по контексту, в юго-западные пределы Семиречья)» [4, с. 159].
То есть фактически, часть кыргызов, живших на Иртыше, была переселена в Семиречье (предки современных кыргызов), а другая её часть вошла в состав современных южных алтайцев.
После этого вновь переселённые кыргызы втянулись в политическую жизнь сначала Чагатайского Улуса, а потом Могулистана и начали играть в данном государстве значительную роль.
В итоге все эти факты можно свести в одну цельную картину этногенеза современных кыргызов:
Современные кыргызы сложились из 3-х больших компонентов: «кыргызского», который состоит из потомков енисейских кыргызов, переселившихся на Алтай и Иртыш, «могульского» (кочевое население Могулистана) и «кыпчакского».
Таким образом, если казахи как этнос сложились в результате более раннего смешения монголов с кыпчаками, то кыргызы сформировались в результате более позднего смешения потомков енисейских кыргызов с могулами и кыпчаками. Могулы берут начало от монголов, но они уже сформировались на территории Могулистана. Это государство образовалось в середине XIV века на территории Юго-Восточного Казахстана (к югу от озера Балхаш) и Киргизии (побережье озера Иссык-Куль) в результате распада Чагатайского улуса.
Во времена хунну и тюрков, енисейские кыргызы проживали в Минусинской котловине, на территории современной Хакасии.
В IX веке часть енисейских кыргызов переселилась на Алтай.
Красоты российского Алтая (myaltai.ru)
С IX по XIII век шло смешение на Алтае и Прииртышье пришлых енисейских кыргызов и местных кимаков и кыпчаков. На базе этого смешения появились алтайские кыргызы, которые около 1326-1329 годов пережили разделение. Часть осталась на Алтае, а часть была захвачена и переселена на территорию Семиречья и современного Кыргызстана, где началось их смешение с могулами. Поэтому генетики и получили 1340-ой год как год, когда смешались два этнических коллектива: кыргызо-кыпчакский («алтайские кыргызы») и могульский, породив современных кыргызов.
Современные кыргызы унаследовали от 3-х этнополитических общностей («кыргызы», «кыпчаки», «могулы») отдельные генетические компоненты, также от енисейских кыргызов было унаследовано имя, от кыпчаков был унаследован язык, сближающий кыргызов с казахами, а от могулов монголоидность.
Все три компонента представлены в этногенезе кыргызов. Так что мысль о том, что казахи произошли от кыргызов, не верна.
Алтайцы (фото: altai-republic.ru)
Аутосомно после каракалпаков к казахам близки граничащие с ними кыргызы: помимо общего исторического «кыпчакского прошлого» соседство казахов и кыргызов, и схожие быт и культура, привели к «обмену генами» и сближению двух народов.
Почему казахов называли киргизами
Как известно, до революции казахов называли киргизами. Журналисты попробовали разобраться в том, почему это произошло и откуда пошла путаница.
Поговорите на Иссык-Куле с любым местным жителем, и он обязательно спросит: «А ты знаешь, что до революции казахов называли киргизами?» Да и в начале советских времён не было никакого Казахстана, а была Киргизская ССР?», пишет газета «Экспресс К». Действительно, почему до Октябрьской революции казахов называли киргизами? Как-то автор материала попробовал задать такой вопрос ещё в школе, но учитель истории что-то туманно бормотал про общность наших народов и про киргиз-кайсаков. Ему пришлось выяснять самому, но лишь недавно он узнал историю этого вопроса с помощью ведущего сотрудника Института истории и этнологии Ирины Ерофеевой.
Оказывается, вся эта путаница случилась по вине журналистов, живших 280 лет назад. Казахи стали киргизами из-за обычного журналистского ляпа. Но начнём по порядку.
Слово «қазақ» появилось в XV веке, когда в 1460 году ханы Жанибек и Керей со своими аулами откочевали с берегов Сыр-Дарьи в Семиречье – на земли правителя Могулистана Есен-буги. Там в 1465 году они образовали Казахское ханство. Эти племена стали именовать себя свободным людом – «қазақтар» (в русском языке «казахи»). Долгие годы и века те кочевники гордо именовали себя «мен қазақ». Даже в царских документах казахи упоминаются под своим собственным именем.
Например, в журнале русского посланника в Джунгарию Ивана Унковского (1722) можно встретить упоминания о казахах именно под именем «казак». Но Унковского тогда мало кто читал. Более популярной была книга голландца Николая Витзена. Сей нидерландский негоциант по заданию Петра I должен был собирать данные о народах, живущих к югу от Российской империи. Задание в принципе он выполнил, хотя не очень честно. Побоявшись ехать в опасные степи, он обосновался недалеко и стал брать «интервью» у приезжих чиновников, путешественников и купцов, которые побывали там.
Кто-то дал правдивый сказ, а кто и приврал, но, как бы то ни было, все рассказы уместились в сборник Витзена «Северная и Восточная Тартария». В этом труде действительно много полезной информации: к примеру, есть данные об отце хана Абулхаира – султане Кажы. В своей книге Витзен распределил народы Азии по географическому признаку: он дал описание башкир (башкортов), енисейских кыргызов, хакасов и казаков. Информация о казахах была помещена в главу «Бухария». Казахи фигурировали у него под собственным именем «казаки» или «татарские казаки» – подданные Бухары.
Последнее связано вот с чем. Казахское ханство в конце XVII века вело борьбу с Бухарским ханством за сферы влияния на территории Средней Сыр-Дарьи. В те времена отдельные территории современного Южного Казахстана постоянно переходили из рук в руки. Какое-то время Бухара распространила там своё политическое влияние, поэтому голландец Витзен в разделе «Бухария» и поместил очерк, посвящённый казахам. Вроде и книжка его познавательная, и казахи названы своим собственным именем, но в 1734 году случился казус.
В Санкт-Петербург с официальным визитом прибыла делегация, которую возглавлял сын хана Абулхаира султан Ералы. В то время русская публика мало что знала о казахском народе, поэтому газета «Санкт-Петербургские ведомости» решила дать большую статью на эту тему. Главный редактор Михайло Ломоносов поручил это дело одному сотруднику редакции. Тот сразу схватился за книгу Витзена. Беда всех журналистов – это вечная спешка: кровь из носа срочно статью в номер! Поэтому тот шелкопёр до главы «Бухария» просто не долистал.
Он добавил от себя ремарку: «Казахи произошли от енисейских киргизов». Кое-как состряпав статью и добавив немного интриги, журналист сдал свой опус в номер. В нём подразумевалось, что речь идёт о казахах, а на самом деле – о енисейских киргизах, или будущих хакасах. «Санкт-Петербургские ведомости» – это был главный официальный рупор Российской империи, поэтому всё, что было написано в этой газете, воспринималось читателями как истина в последней инстанции. По этой причине «филькину грамоту» о казахах все восприняли как достоверную. В официальных документах и делопроизводстве, имеющих государственное значение, слово «казах» было заменено на «киргиз».
«Возникла крайне анекдотичная ситуация, поскольку эта статья появилась в официальной газете царского правительства. Это было воспринято как закон для употребления, – говорит Ирина Ерофеева. – Фактически с этого времени чиновники во всех официальных документах стали именовать казахов киргизами». Тем более для царских чиновников это было удобно, чтобы отличать казахов от сибирских и яицких казаков. Хотя этимология этих слов разная, но поскольку в русский язык ещё не были введены графические знаки, фиксирующие фонетику, то возникала путаница между таким социальным слоем, как казаки, и названием целого народа казахи.
Надо сказать, что серьёзные учёные пытались исправить этот журналистский ляп. О том, что не нужно путать киргиз-кайсаков с казахами, первым написал в 1750 году академик Миллер. В 1771 году в своей рукописи об этом же говорил русский путешественник Барданес. Свой труд он так и назвал – «Киргизская или казахская хорография». Он уделил особое внимание тому, что так называемые «киргизы» никогда не называли себя киргиз-кайсаками, а говорили «мен казак» – «я казах». С этой исторической ошибкой боролся и Чокан Валиханов.
Но кто у нас слушает учёных! Как начали называть казахов киргизами, так на 200 лет это и осталось. Да, велика журналистская вина, но единственным оправданием служит лишь то, что название «казах» вернулось тоже благодаря журналисту. И не просто журналисту, а писателю, поэту, государственному и общественному деятелю Сакену Сейфуллину. В газете «Енбекши казах» была опубликована его статья «Давайте называть казахов казахами – исправим ошибку». Сейфуллин был председателем Совета Народных Комиссаров республики, то есть главой правительства, поэтому его слово много значило.
«Каждому казахскому гражданину нужно прекратить называть себя «киргиз», необходимо почаще говорить «казах», чтобы это слово стало привычным для слуха других народов. Центральное правительство Казахстана должно прекратить использовать слово «киргиз» и должно издать декрет о применении слова «казах» при названии народа».
Потом последовали и другие статьи Сакена Сейфуллина на эту тему. В них он постоянно поднимал вопрос о переименовании киргизов в казахов и упорно именовал республику не Киргизской АССР, а Казахстаном. И переломил-таки общественное мнение! С V съезда Советов 1925 года казахов стали называть правильно. Тогда же появилось и название страны – Казахстан.
Публикация Said Argyn в группе Фейсбук «Tengri»: