леонов актер биография национальность
Евгений Леонов
фотографии >>
биография
Леонов Евгений Павлович
Родился 2 сентября 1926 года в Москве.
Заслуженный артист РСФСР (9.05.1959).
Народный артист РСФСР (1972).
Народный артист СССР (24.01.1978).
Учась на третьем курсе техникума поступил на драматическое отделение Московской экспериментальной театральной студии, которой руководил Ростислав Захаров, известный балетмейстер Большого театра. Каждый день он пропадал в студии с 8 утра до часу ночи. Большое влияние на него оказал Андрей Александрович Гончаров, который, вернувшись с фронта, стал вести их курс. В 1947 году окончил студию и был принят в Московский театр Дзержинского района. С 1948 года выступал на сцене Театра им. К. С. Станиславского.
С 1968 года он играл на сцене театра имени В. В. Маяковского. В 70-х годах снялся в телевизионной рекламе рыбы нототении. В результате последовавшего за этим конфликта с Андреем Гончаровым был вынужден уйти из Театра им. Маяковского.
С 1974 года — актёр Театра имени Ленинского комсомола.
В кино актёр снимался с 1947 года. Добродушный внешний вид, улыбчивость и жизнерадостность наряду с ярким комедийным дарованием, обеспечили Леонову широкое признание с самых первых, ещё небольших ролей в театре (сыграл в том числе Лариосика в спектакле «Дни Турбиных») и кино.
Особой любовью многих поколений зрителей пользовалась его работа по озвучиванию анимационных фильмов, прежде всего роли Винни-Пуха в серии мультипликационных лент 1969-1972 годов. Даже когда актёр играл не таких уж положительных персонажей, которые не были лишены трусости или склонности к мошенничеству и авантюризму («Дело Румянцева», 1956; «Полосатый рейс», 1961; «Гори, гори, моя звезда», 1970; «Совсем пропащий», 1973), его персонажи вызывали симпатию зрителей.
Незаурядный драматический талант актёра раскрылся впервые в роли казака Якова Шибалка в картине «Донская повесть» (1964). В 1960-е годы Леонов поразил мастерским и точно выдержанным по стилю исполнением роли царя-тирана Креонта в спектакле «Антигона», поставленном Б. А. Львовым-Анохиным. Привычные комедийные характеры Леонова наполняются трагикомическими красками, как в фильмах «Тридцать три» (1966), «Зигзаг удачи» (1969), «Карусель» (1970, телефильм, выход в кинопрокат 1977), «Женитьба» (1977), «Отпуск в сентябре» (1979, выпуск 1987).
Некоторые неоднозначные роли Леонова создаются с учётом ожиданий публики, но всё же вопреки им — как в фильмах «Афоня» (1975), «Осенний марафон» (1979, Государственная премия РСФСР, 1981), «Слёзы капали» (1982) и «Кин-дза-дза» (1986) Георгия Данелии, для которого актёр был своеобразным талисманом в течение почти двадцати лет. В свою очередь Марк Захаров, создавший вместе с Леоновым несколько неожиданных ролей в театре, предлагал ему в своих лентах играть на контрасте внешнего благодушия и внутренней ущербности («Обыкновенное чудо», 1978; «Дом, который построил Свифт», 1983; «Убить Дракона», 1988).
Трагикомизм образов Леонова в картине «Легенда о Тиле»(1977), телефильмах «Старший сын» (1975) и «О бедном гусаре замолвите слово» (1980) приобретает, по сути, подлинно драматическое и даже трагичное измерение. Вообще лишены комизма роли в лентах «Белорусский вокзал» (1971), «Премия» (1975, Государственная премия СССР, 1976), телефильме «И это всё о нем»(1978, премия Ленинского комсомола). В последние годы в театре Леонов создает серьёзные психологические работы (но не исключающие острохарактерных и трагикомических обертонов) в спектаклях Марка Захарова «Иванов», «Оптимистическая трагедия», «Поминальная молитва». В последнем из них роль Тевье, которую актёр продолжал играть даже после перенесённой операции на сердце, стала своеобразным завещанием мастера, призывавшего любить жизнь несмотря ни на что.
В 1982 году был избран общественным директором Центрального Дома актера имени А. А. Яблочкиной.
В 1988 году во время гастролей в Германии в результате обширного инфаркта пережил «клиническую смерть». Перенес экстренную операцию коронарного шунтирования. В коме находился 16 суток. Вернулся к актерской деятельности через 4 месяца.
Актёр ушёл из жизни 29 января 1994 года в своей московской квартире, когда собирался на вечерний спектакль. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок №10, ряд №8, место №5).
Вдова — Ванда Владимировна Леонова (в девичестве Стойлова) — сотрудник литературной части театра «Ленком».
Сын — актёр театра и кино, заслуженный артист России Андрей Леонов (1959).
Московский театр Дзержинского района
1947 — «Ровесники» А. Авдеенко, реж. В. Власов — Колька
Московский драматический театр имени К. С. Станиславского
1948 — «Три сестры» А. П. Чехова, реж. М. Кедров — Дёнщик
1948 — «День чудесных обманов» Р. Шеридана, реж. Ю. Мальковский и Г. Кристи — Лопес
1949 — «Глубокие корни» Д. Гоу и А. Д’Юссо, реж. Б. Флягин — Чак Уоррен
1949 — «Две судьбы» Н. Зелеранского и Р. Хигеровича, реж. Б. Флягин — Абишев
1949 — «С любовью не шутят» П. Кальдерона, реж. Б. Равенских — Дон Диего
1949 — «Отцы и дети» Л. Муравьёвой по И. Тургеневу, реж. В. Дудин — Слуга в доме Одинцовой
1950 — «Жизнь начинается снова» В. Собко, реж. Ю. Мальковский — Клаус Нейдорф
1951 — «Грибоедов» С. Ермолинского, реж. М. Яншин — Слуга на балу
1951 — «Правда о его отце» М. Калиновского и Л. Березина, реж. Е. Весник и Л. Елагин — Отто
1951 — «Юность вождя» Г. Нахуцришвили, реж. М. Яншин и Ю. Мальковский — Иванидзе
1952 — «Девицы-красавицы» А. Симукова, реж. М. Яншин и С. Туманов — Виктор Шмелев
1953 — «Бесприданница» А. Островского, реж. М. Яншин — Робинзон
1953 — «Крошка Доррит» А. Бруштейн по Ч. Диккенсу, реж. С. Туманов — Джон
1953 — «На улице счастливой» Ю. Принцева, реж. М. Яншин и Т. Кондрашов — Фёдор Рудый
1954 — «Весенний поток» Ю. Чепурина, реж. А. Зиньковский — Второй шофёр
1954 — «Дни Турбиных» М. Булгакова, реж. М. Яншин — Лариосик
1954 — «Чайка» А. П. Чехова, реж. М. Яншин — Повар
1956 — «Трус» А. Крона, реж. А. Аронов — Василий Барыкин
1956 — «Домик у моря» С. Цвейга, реж. А. Аронов — Молодой моряк
1957 — «Ученик дьявола» Б. Шоу, реж. Р. Иоффе — Кристи
1958 — «Раскрытое окно» Э. Брагинского, реж. А. Аронов — Игорь
1958 — «Неизвестный» М. Соболя, реж. В. Бортко — Кутан
1958 — «Де Преторе Винченцо» Э. Филиппо, реж. М. Яншин и Ю. Мальковский — Винченцо
1959 — «Здравствуй, Катя» М. Львовского, реж. М. Яншин и А. Аронов — Вадим
1960 — «Верю в тебя» В. Коростылёва, реж. Е. Завадский и Б. Львов-Анохин — Сергей
1960 — «Снежная королева» Е. Шварца, реж. Е. Завадский — Сказочник
1960 — «Встречи на дорогах» Э. Брагинского, реж. Е. Симонов — Колька
1962 — «Дайте крышу Маттуфлю. » И. Жамиака, реж. А. Карев — Каролин
1962 — «Первый встречный» Ю. Принцева, реж. М. Яншин — Константин Тимофеевич Шохин
1963 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта, реж. С. Туманов — Пичем
1963 — «Палуба» Л. Зорина, реж. М. Карклялис — Солодкий
1964 — «Шестое июля» М. Шатрова, реж. Б. Львов-Анохин — Часовой
1965 — «Энциклопедисты» Л. Зорина, реж. Б. Львов-Анохин — Куманьков
1965 — «Материнское поле» Ч. Айтматова, реж. Б. Львов-Анохин — эпизод
1966 — «Антигона» Ж. Ануя, реж. Б. Львов-Анохин — Креон
1967 — «Однажды в двадцатом» Н. Коржавина, реж. Б. Львов-Анохин и М. Резникович — Ключицкий
Московский академический театр имени Вл. Маяковского
1969 — «Дети Ванюшина» С. Найдёнова, реж. А. Гончаров — Ванюшин
1971 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского, реж. М. Кнебель и Н. Зверева — Нароков
1972 — «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Д. Дэриона, реж. А. Гончаров — Санчо Панса
Московский театр имени Ленинского комсомола
1974 — «Тиль» Г. Горина по роману Шарля де Костера, реж. М. Захаров — Ламме Гудзак
1975 — «Иванов» А. П. Чехова, реж. М. Захаров — Иванов
1978 — «Вор» В. Мысливского, реж. М. Захаров — Отец
1979 — «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд») М. Шатрова, реж. М. Захаров и Ю. Махаев — Крестьянский ходок
1983 — «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, реж. М. Захаров — Вожак
1986 — «Диктатура совести» М. Шатрова, реж. М. Захаров — Подсудимый
1989 — «Поминальная молитва» Г. Горина по Шолому-Алейхему, реж. М. Захаров — Тевье
Евгений Леонов
Биография
Миллионы людей полюбили Евгения Леонова за комедийные образы, а он мечтал сыграть Отелло. Фото улыбающегося актера, по слухам, рекомендовали советским политикам брать на сложные переговоры с иностранными партнерами, чтобы таким образом разряжать обстановку. Кто-то из зрителей наверняка всерьез воспринимал шуточный монолог о пользе алкоголя и рецепты, прозвучавшие в сатирическом тележурнале «Фитиль».
Актер Евгений Леонов
Марк Захаров, художественный руководитель «Ленкома», вспоминал о работе с Евгением Леоновым как о времени, проведенном рядом с великим артистом, не только гениально игравшим, но и самим своим существованием, поведением вне сцены учившим окружающих быть актером и человеком.
Детство и юность
Гениальный советский артист Евгений Леонов родился в семье московского авиаконструктора и домохозяйки через 2 года после старшего брата Коли. Жили Леоновы в коммуналке на Васильевской улице, но, несмотря на тесноту, дом всегда был полон гостей. Мама Анна Ильинична считалась душой компании. Она умела так смешно рассказывать любые, даже самые обычные истории, что гости были готовы слушать часами. Маленький Женя явно перенял у матери этот талант.
Евгений Леонов в детстве и молодости
Бытует мнение, что по национальности Евгений Павлович – еврей, хотя доказательств этому нет. А предположение возникло, когда в 1992-м актер единственный раз в жизни побывал в Израиле. Только приехал Леонов с благой целью – поблагодарить Бога за то, что выжил, перенеся тяжелую операцию на сердце. После болезни он резко изменил отношение к религии, читал Библию, стал серьезным и замкнутым.
Когда Леонов окончил 7-й класс, началась Великая Отечественная. На фронт мальчик, конечно же, не попал, но совершал трудовые подвиги в тылу. В войну всей семьей работали на авиационном заводе: отец конструировал летательные аппараты, мать – табельщица, брат – копировальщик, а Женя – ученик токаря.
Евгений Леонов в юности
Еще в мирное время будущий актер поступил в авиационный техникум имени Орджоникидзе, но так его и не закончил. Художественная самодеятельность в техникуме так увлекла Евгения, что с 3-го курса он ушел в Московскую экспериментальную театральную студию к Ростиславу Захарову, знаменитому балетмейстеру Большого театра.
Далекий от искусства неотесанный юноша, который даже пиджак на экзамен попросил у брата, покорил приемную комиссию своим обаянием. Он прочел серьезным театральным педагогам все, что выучил в самодеятельном театре техникума: Зощенко, Чехова, а под конец и любимое стихотворение Александра Блока «В ресторане». Преподаватели посовещались и решили, что из такого фактурного юноши выйдет прекрасный актер. И не ошиблись.
Евгений Леонов в молодости
Евгений ушел в освоение актерской профессии с головой. Он приходил в студию в 8 утра, а уходил далеко за полночь.
Театр
Закончив театральную студию, Евгений Леонов поступил на службу в Московский театр Дзержинского района. Визитной карточкой театра был спектакль «Ровесники», где молодой актер играл Кольку. Но не прошло и года, как это учреждение расформировали, а вместо него организовали драматический театр имени Станиславского, который возглавил знаменитый советский режиссер Владимир Дудин.
Евгений Леонов в роли Лариосика в спектакле «Дни Турбиных»
Труппу Леонова сохранили в прежнем составе, но главных ролей молодым актерам не доверяли, поэтому Евгений играл в массовке. Денег за это платили мало, и парню пришлось идти подрабатывать в кино, поначалу тоже на заднем плане.
Постепенно Леонову стали предлагать все более серьезные роли, но настоящее признание драматического таланта на сцене пришло к актеру, когда он был уже настоящей кинозвездой.
Евгений Леонов на театральной сцене
В 1966 году знаменитый к тому времени на весь Советский Союз комедийный актер сыграл серьёзную драматическую роль Креонта, царя-тирана, в пьесе «Антигона» древнегреческого драматурга Софокла, которую поставил в театре имени Станиславского Борис Львов-Анохин.
В 1979 году артист ушел из театра имени Станиславского к своему бывшему преподавателю Андрею Гончарову, который в тот момент был художественным руководителем театра имени Маяковского.
Евгений Леонов на подмостках театра имени Маяковского
Жизнь и творческая биография Евгения – пример фанатичного служения профессии. Актер выходил на сцену с температурой и воспалением легких. Но, несмотря на это, Гончаров был им недоволен, потому что Леонов часто отказывался от участия в спектаклях в пользу кино. Последней каплей стала съемка популярного актера в рекламе рыбы. Режиссер в гневе собрал труппу и оскорбил Леонова перед коллективом, предложив пустить шапку по кругу, чтобы собрать денег, раз он так в них нуждается, что опускается до рекламы. Евгений ушел к Марку Захарову в Театр имени Ленинского комсомола.
Евгений Леонов в гримерке
Позднее Леонов так объяснил состояние здоровья:
«Отчего сдало сердце: время пришло дepгaнoe или профессия нервная? Я считаю, человек изнaшивaетcя нe oт твopчecтвa – oт судьбы. Оттого, чтo пocтoяннo бopeтcя зa мecтo пoд coлнцeм. Зa пpaвo нa poль…».
Не прошло и полугода, как Леонов снова вышел на сцену в постановке с символичным названием «Поминальная молитва», сыграв главную роль Тевье-молочника. Артист был задействован в этом спектакле 5 лет.
Фильмы
Дебют Евгения Леонова в кино состоялся в 1947 году. Первые эпизодические роли были настолько небольшими, что история их не сохранила. В 1949-м актер засветился в картинах Владимира Немоляева «Карандаш на льду» и «Счастливый рейс», но снова в эпизодах. Потом молодому актеру стали доверять центральные роли, а в 1961 году на советские экраны вышел фильм Владимира Фетина «Полосатый рейс», после которого Леонов проснулся знаменитым.
Если бы в Советском Союзе считали кассовые сборы, то эта комедия побила бы все рекорды: за один только год ее посмотрели больше 32 млн человек.
Евгений Леонов в фильме «Полосатый рейс»
У Георгия Данелии актер сыграл в трагикомедии «Не горюй!», у Виктора Мережко – в «Зареченских женихах», у Петра Тодоровского – в «Фокуснике», у Эльдара Рязанова – в сатирической комедии «Зигзаг удачи».
Евгений Леонов в комедии «Зигзаг удачи»
В 1969 году голосом Леонова заговорил один из самых любимых советских мультипликационных персонажей – Винни Пух.
Вместе с Анатолием Папановым, Всеволодом Сафоновым и Алексеем Глазыриным Евгений Леонов воплотил образ целого поколения, прошедшего войну, в пронзительной киноповести Алексея Смирнова «Белорусский вокзал», которая получила приз на фестивале в Карловых Варах. А вскоре артист поразил зрителей перевоплощением сразу в двух персонажей в эксцентрической комедии Александра Серого «Джентльмены удачи». Для того чтобы убедительнее сыграть жестокого вора по кличке Доцент, актер ходил в Бутырскую тюрьму понаблюдать, как ведут себя настоящие заключенные.
Евгений Леонов в комедии «Джентльмены удачи»
Леонов сыграл отца Нелли Ледневой в «Большой перемене» и друга Афони в «Афоне», а одной из лучших его ролей считается Сарафанов в кинодраме «Старший сын» Виталия Мельникова. Поразительно тонко удалось передать актеру богатый внутренний мир косноязычного главного героя.
В 1978 году Марк Захаров, у которого к тому времени Леонов играл в театре, предложил актеру роль Короля в фильме «Обыкновенное чудо». Это был настоящий профессиональный вызов. Евгению предстояло воплотить тот же образ, что до него играл великий Эраст Гарин.
Евгений Леонов в фильме «Обыкновенное чудо»
Что из этого получилось, знает любой поклонник советского романтического кинематографа. Леонов сыграл отца героини Евгении Симоновой так убедительно, что до сих пор ходит легенда, что актер и в самом деле ее отец.
В середине 80-х Леонов участвовал в съемках картины Георгия Данелии, ставшей впоследствии культовой. Это фантастическая сатирическая комедия «Кин-дза-дза». Снимали фильм в пустыне Каракумы. Условия работы были настолько тяжелыми, что съемочная группа постоянно ругалась. Режиссер потом удивлялся, что он умудрился поссориться даже с неконфликтным Леоновым, от которого за 20 лет совместной работы не слышал ни одного резкого слова.
Евгений Леонов и Юрий Яковлев в комедии «Кин-дза-дза»
Участие Евгения в сатирической комедии «Тридцать три» фактически спасло фильм от прокатного забвения. Картину, в которой усмотрели критику высшего эшелона власти, нещадно отредактировали, вырезали не просто фразы – эпизодами. Исполнитель роли Ивана Травкина позднее назовет эту работу самой искренней и правдивой.
В 1978 году собралась комиссия, чтобы присвоить Евгению Леонову звание «Народный артист СССР». Ее члены недоумевали, почему не сделали этого раньше. Евгений Павлович к тому времени был без преувеличения всенародно любимым актером.
Народный артист СССР Евгений Леонов
Глядя на обстановку, развернувшуюся в постперестроечной России, Леонов в сердцах бросил, что лучше бы умер тогда, в 1988-м. Актер панически боялся, что его позабудут, хватался за любой шанс пополнить фильмографию: откажешься сейчас – больше не позовут. Вот только комедию «Американский дедушка» никогда не смотрел – стыдился, да и зрители нещадно критиковали исполнителя роли иммигранта-миллионера.
Одна из последних ролей Евгения в кино – дед в комедийном детективе «Сыскное бюро “Феликс”» об аферистах, ворующих породистых собак и затем возвращающих питомцев хозяевам за вознаграждение.
Личная жизнь
С личной жизнью Евгений Павлович определился раз и навсегда. Леонов с юности был очень стеснительным в общении с женщинами, понимая, что внешне он далеко не герой-любовник: невысокий (165 см) рост, склонность к полноте. Будущую жену актер встретил на улице. Он приехал в Свердловск на гастроли с театром Станиславского и первым делом вместе с другом отправился смотреть незнакомый город.
Товарищ, в отличие от Евгения, был не из робкого десятка и очень быстро нашел для них обоих приятную женскую компанию – студенток музыкально-педагогического училища. Одну из них звали редким и загадочным именем Ванда. Леонов был так очарован девушкой, что в тот же вечер пригласил на свой спектакль, после чего повел гулять по ночному Свердловску, читая стихи.
Училище в родном городе Ванда так и не закончила. Вернувшись в Москву, Леонов оборвал телефон, уговаривая новую знакомую приехать, и та сдалась.
Евгений Леонов с сыном Андреем Леоновым
Отец и мать Евгения пришли в восторг от избранницы сына, и он тут же сделал девушке предложение. А вот родители Ванды видели дочь замужем за серьезным человеком, а не за «каким-то там актером», к тому же тогда неизвестным. Но она все равно ответила Леонову «да».
16 ноября 1957 года влюбленные поженились и прожили вместе всю жизнь. Ванда закончила ГИТИС и стала театроведом, а в 1959-м родила Евгению сына Андрея.
Евгений Леонов с семьей
Андрей Леонов, в детстве познавший запах кулис, мечтал стать героем «В списках не значится» или «Тиля». В 1979-м, по окончании Щукинского училища, сын пришел в театр имени Ленинского комсомола.
Леонов-младший – копия Евгения Павловича, сам отец троих детей. Дочь Анна по малолетству считала, что дедушка не умер, а живет в телевизоре. Младший Михаил во дворе всем рассказывал, что приходится внуком Винни-пуху. Старшему Евгению, живущему в Швеции, запомнился показательный момент.
Сын и отец Леоновы удивительно похожи
В молодости актер любил ходить на футбольные матчи, делал это регулярно, насколько позволяло время, а потом и самочувствие. И как-то раз, когда Леонов появился в рядах болельщиков, трибуны, позабыв об игре, бросились к нему просить автограф.
Смерть
Причиной смерти Евгения Леонова 29 января 1994 года стал оторвавшийся тромб. Актер, в очередной раз собиравшийся в театр играть Тевье-молочника, по словам Ванды, умер в одно мгновение. Пришедшие на «Поминальную молитву» зрители узнали, что представление отменяется из-за внезапной кончины артиста, но никто не сдал билет.
Могила Евгения Леонова
Все время, которое должен был идти спектакль, зрители простояли у театра со свечами, которые принесли из ближайшего храма.
На похороны любимого артиста пришли тысячи поклонников, очередь из желающих попрощаться не иссякала на протяжении 4 часов. Могила Евгения Павловича расположена на Новодевичьем кладбище.
Мемориальная доска на доме, где жил Евгений Леонов
На доме на Комсомольском проспекте в Москве, где Леонов прожил почти 30 лет, установлена мемориальная доска.
Вдова Евгения Леонова умерла 13 мая 2021 года. После смерти мужа она больше не вышла замуж и посвятила свою жизнь воспитанию внуков.
Евгений Леонов
фотографии >>
биография
Леонов Евгений Павлович
Родился 2 сентября 1926 года в Москве.
Заслуженный артист РСФСР (9.05.1959).
Народный артист РСФСР (1972).
Народный артист СССР (24.01.1978).
Учась на третьем курсе техникума поступил на драматическое отделение Московской экспериментальной театральной студии, которой руководил Ростислав Захаров, известный балетмейстер Большого театра. Каждый день он пропадал в студии с 8 утра до часу ночи. Большое влияние на него оказал Андрей Александрович Гончаров, который, вернувшись с фронта, стал вести их курс. В 1947 году окончил студию и был принят в Московский театр Дзержинского района. С 1948 года выступал на сцене Театра им. К. С. Станиславского.
С 1968 года он играл на сцене театра имени В. В. Маяковского. В 70-х годах снялся в телевизионной рекламе рыбы нототении. В результате последовавшего за этим конфликта с Андреем Гончаровым был вынужден уйти из Театра им. Маяковского.
С 1974 года — актёр Театра имени Ленинского комсомола.
В кино актёр снимался с 1947 года. Добродушный внешний вид, улыбчивость и жизнерадостность наряду с ярким комедийным дарованием, обеспечили Леонову широкое признание с самых первых, ещё небольших ролей в театре (сыграл в том числе Лариосика в спектакле «Дни Турбиных») и кино.
Особой любовью многих поколений зрителей пользовалась его работа по озвучиванию анимационных фильмов, прежде всего роли Винни-Пуха в серии мультипликационных лент 1969-1972 годов. Даже когда актёр играл не таких уж положительных персонажей, которые не были лишены трусости или склонности к мошенничеству и авантюризму («Дело Румянцева», 1956; «Полосатый рейс», 1961; «Гори, гори, моя звезда», 1970; «Совсем пропащий», 1973), его персонажи вызывали симпатию зрителей.
Незаурядный драматический талант актёра раскрылся впервые в роли казака Якова Шибалка в картине «Донская повесть» (1964). В 1960-е годы Леонов поразил мастерским и точно выдержанным по стилю исполнением роли царя-тирана Креонта в спектакле «Антигона», поставленном Б. А. Львовым-Анохиным. Привычные комедийные характеры Леонова наполняются трагикомическими красками, как в фильмах «Тридцать три» (1966), «Зигзаг удачи» (1969), «Карусель» (1970, телефильм, выход в кинопрокат 1977), «Женитьба» (1977), «Отпуск в сентябре» (1979, выпуск 1987).
Некоторые неоднозначные роли Леонова создаются с учётом ожиданий публики, но всё же вопреки им — как в фильмах «Афоня» (1975), «Осенний марафон» (1979, Государственная премия РСФСР, 1981), «Слёзы капали» (1982) и «Кин-дза-дза» (1986) Георгия Данелии, для которого актёр был своеобразным талисманом в течение почти двадцати лет. В свою очередь Марк Захаров, создавший вместе с Леоновым несколько неожиданных ролей в театре, предлагал ему в своих лентах играть на контрасте внешнего благодушия и внутренней ущербности («Обыкновенное чудо», 1978; «Дом, который построил Свифт», 1983; «Убить Дракона», 1988).
Трагикомизм образов Леонова в картине «Легенда о Тиле»(1977), телефильмах «Старший сын» (1975) и «О бедном гусаре замолвите слово» (1980) приобретает, по сути, подлинно драматическое и даже трагичное измерение. Вообще лишены комизма роли в лентах «Белорусский вокзал» (1971), «Премия» (1975, Государственная премия СССР, 1976), телефильме «И это всё о нем»(1978, премия Ленинского комсомола). В последние годы в театре Леонов создает серьёзные психологические работы (но не исключающие острохарактерных и трагикомических обертонов) в спектаклях Марка Захарова «Иванов», «Оптимистическая трагедия», «Поминальная молитва». В последнем из них роль Тевье, которую актёр продолжал играть даже после перенесённой операции на сердце, стала своеобразным завещанием мастера, призывавшего любить жизнь несмотря ни на что.
В 1982 году был избран общественным директором Центрального Дома актера имени А. А. Яблочкиной.
В 1988 году во время гастролей в Германии в результате обширного инфаркта пережил «клиническую смерть». Перенес экстренную операцию коронарного шунтирования. В коме находился 16 суток. Вернулся к актерской деятельности через 4 месяца.
Актёр ушёл из жизни 29 января 1994 года в своей московской квартире, когда собирался на вечерний спектакль. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок №10, ряд №8, место №5).
Вдова — Ванда Владимировна Леонова (в девичестве Стойлова) — сотрудник литературной части театра «Ленком».
Сын — актёр театра и кино, заслуженный артист России Андрей Леонов (1959).
Московский театр Дзержинского района
1947 — «Ровесники» А. Авдеенко, реж. В. Власов — Колька
Московский драматический театр имени К. С. Станиславского
1948 — «Три сестры» А. П. Чехова, реж. М. Кедров — Дёнщик
1948 — «День чудесных обманов» Р. Шеридана, реж. Ю. Мальковский и Г. Кристи — Лопес
1949 — «Глубокие корни» Д. Гоу и А. Д’Юссо, реж. Б. Флягин — Чак Уоррен
1949 — «Две судьбы» Н. Зелеранского и Р. Хигеровича, реж. Б. Флягин — Абишев
1949 — «С любовью не шутят» П. Кальдерона, реж. Б. Равенских — Дон Диего
1949 — «Отцы и дети» Л. Муравьёвой по И. Тургеневу, реж. В. Дудин — Слуга в доме Одинцовой
1950 — «Жизнь начинается снова» В. Собко, реж. Ю. Мальковский — Клаус Нейдорф
1951 — «Грибоедов» С. Ермолинского, реж. М. Яншин — Слуга на балу
1951 — «Правда о его отце» М. Калиновского и Л. Березина, реж. Е. Весник и Л. Елагин — Отто
1951 — «Юность вождя» Г. Нахуцришвили, реж. М. Яншин и Ю. Мальковский — Иванидзе
1952 — «Девицы-красавицы» А. Симукова, реж. М. Яншин и С. Туманов — Виктор Шмелев
1953 — «Бесприданница» А. Островского, реж. М. Яншин — Робинзон
1953 — «Крошка Доррит» А. Бруштейн по Ч. Диккенсу, реж. С. Туманов — Джон
1953 — «На улице счастливой» Ю. Принцева, реж. М. Яншин и Т. Кондрашов — Фёдор Рудый
1954 — «Весенний поток» Ю. Чепурина, реж. А. Зиньковский — Второй шофёр
1954 — «Дни Турбиных» М. Булгакова, реж. М. Яншин — Лариосик
1954 — «Чайка» А. П. Чехова, реж. М. Яншин — Повар
1956 — «Трус» А. Крона, реж. А. Аронов — Василий Барыкин
1956 — «Домик у моря» С. Цвейга, реж. А. Аронов — Молодой моряк
1957 — «Ученик дьявола» Б. Шоу, реж. Р. Иоффе — Кристи
1958 — «Раскрытое окно» Э. Брагинского, реж. А. Аронов — Игорь
1958 — «Неизвестный» М. Соболя, реж. В. Бортко — Кутан
1958 — «Де Преторе Винченцо» Э. Филиппо, реж. М. Яншин и Ю. Мальковский — Винченцо
1959 — «Здравствуй, Катя» М. Львовского, реж. М. Яншин и А. Аронов — Вадим
1960 — «Верю в тебя» В. Коростылёва, реж. Е. Завадский и Б. Львов-Анохин — Сергей
1960 — «Снежная королева» Е. Шварца, реж. Е. Завадский — Сказочник
1960 — «Встречи на дорогах» Э. Брагинского, реж. Е. Симонов — Колька
1962 — «Дайте крышу Маттуфлю. » И. Жамиака, реж. А. Карев — Каролин
1962 — «Первый встречный» Ю. Принцева, реж. М. Яншин — Константин Тимофеевич Шохин
1963 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта, реж. С. Туманов — Пичем
1963 — «Палуба» Л. Зорина, реж. М. Карклялис — Солодкий
1964 — «Шестое июля» М. Шатрова, реж. Б. Львов-Анохин — Часовой
1965 — «Энциклопедисты» Л. Зорина, реж. Б. Львов-Анохин — Куманьков
1965 — «Материнское поле» Ч. Айтматова, реж. Б. Львов-Анохин — эпизод
1966 — «Антигона» Ж. Ануя, реж. Б. Львов-Анохин — Креон
1967 — «Однажды в двадцатом» Н. Коржавина, реж. Б. Львов-Анохин и М. Резникович — Ключицкий
Московский академический театр имени Вл. Маяковского
1969 — «Дети Ванюшина» С. Найдёнова, реж. А. Гончаров — Ванюшин
1971 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского, реж. М. Кнебель и Н. Зверева — Нароков
1972 — «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Д. Дэриона, реж. А. Гончаров — Санчо Панса
Московский театр имени Ленинского комсомола
1974 — «Тиль» Г. Горина по роману Шарля де Костера, реж. М. Захаров — Ламме Гудзак
1975 — «Иванов» А. П. Чехова, реж. М. Захаров — Иванов
1978 — «Вор» В. Мысливского, реж. М. Захаров — Отец
1979 — «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд») М. Шатрова, реж. М. Захаров и Ю. Махаев — Крестьянский ходок
1983 — «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, реж. М. Захаров — Вожак
1986 — «Диктатура совести» М. Шатрова, реж. М. Захаров — Подсудимый
1989 — «Поминальная молитва» Г. Горина по Шолому-Алейхему, реж. М. Захаров — Тевье