лепешинская балерина биография национальность
Ольга Лепешинская
Биография
Ольга Лепешинская — прима-балерина, звезда советской театральной сцены, общественный деятель, преподаватель.
Детство и юность
Ольга Васильевна Лепешинская родилась 15 (по новому стилю 28) сентября 1916 года в предреволюционном Киеве. Семья происходила из старинного дворянского рода с польскими корнями. Отец Василий Лепешинский — инженер, крупнейший специалист по строительству мостов.
Танцевать девочка начала еще раньше, чем ходить. Однажды на отдыхе ее танцы увидела жена театрального художника и посоветовала отдать Ольгу заниматься танцами. Отец не поддерживал эти намерения, считая их излишне легкомысленными. Он мечтал, чтобы дочь стала инженером или врачом, но она при поддержке матери сумела настоять.
С первого раза попасть в Государственное балетное училище Лепешинской не удалось: ноги девочки не отличались изяществом, да и рост маленький. Потребовались дополнительные занятия, и, наконец, удалось заменить заболевшую балерину. После окончания техникума, в 17-летнем возрасте, Лепешинская поступила в Большой театр.
В молодости рьяная комсомолка была вынуждена скрывать княжеские корни, отказывалась носить кружевные воротники и другую «благородную» одежду. В биографии будущей звезды балета также есть депутатство в Городском совете и членство в ВКП(б).
Балет
Лепешинская сразу попала на главную роль в «Тщетной предосторожности» Жана Доберваля. Известность принесли «Три Толстяка» Игоря Моисеева, где молодая актриса виртуозно исполнила роль Суок. А вот от Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» Ольга отказалась, посчитав, что у нее нет тех качеств, которые помогли бы слиться с образами и воплотить их идеально.
Перед войной ей удалось сыграть еще одну значимую роль — Китри в «Дон Кихоте». С потрясающей техникой, точностью движения и ярким темпераментом Лепешинская блистала как в классических, так и в современных партиях. Ее считали бесстрашной — чего стоит только рискованный вальс Морица Мошковского, где партнером артистки был Петр Гусев, с прыжком «на рыбку» (с разбега).
Знаменитость всегда ставили играть, когда в Большой театр приходил Иосиф Сталин, которому нравилась юная артистка балета. В начале 1941 года за вклад в развитие балета ее удостоили Сталинской премии.
После начала войны Лепешинская сразу попросила разрешения отправиться на фронт. Вместо этого ей предложили сначала пройти курсы медсестер. В эвакуации в Куйбышеве танцовщица продолжала давать концерты, передавая заработанное в пользу обороны. Там прошла премьера «Алых парусов» по повести Александра Грина, где Ольга воплотила образ Ассоль.
Ольга Лепешинская и Петр Гусев танцуют «Вальс Мошковского»По окончании войны первой премьерой стал балет Сергея Прокофьева «Золушка», за которым последовали роли в «Пламени Парижа» и «Красном маке». Каждая из них принесла актрисе государственные премии, а в 1951 году она стала последним кавалером звания «Народный артист СССР», присвоенного Иосифом Сталиным. Много времени проводила на гастролях по СССР и зарубежью. Ее фото украшали обложки журналов по всему миру.
После 1954 года Лепешинской пришлось сократить количество выступлений: во время исполнения центральной роли в «Красном маке» она сломала ногу. Со страшной болью завершив первый акт, актриса лишилась чувств за кулисами, врачи диагностировали тройной перелом. Балерина восстановилась и продолжила выступать до 1963 года.
После ухода из жизни третьего мужа Ольга Васильевна потеряла зрение. Правительство СССР отправило знаменитую танцовщицу на лечение в Италию. Оно оказалось успешным, и там Лепешинская начала педагогическую карьеру. Знаменитость давала уроки танцев в итальянской академии, а затем, получив разрешение от министра культуры Екатерины Фурцевой, осталась работать за рубежом. Почти 10 лет отдала берлинской опере, преподавала в Венгрии, Австрии, Швеции, США, Японии.
Биография Ольги Лепешинской включает в себя председательство в организационном комитете балетных комплексов, службу комментатором на телевидении, работу президентом Русской хореографической ассоциации, Центрального дома работников искусств. Свыше полувека руководила приемной комиссией ГИТИСа.
В 2004 году актриса подытожила карьеру в интервью бывшему художественному руководителю Большого театра Владимиру Васильеву. Получившийся разговор по душам двух поколений русской балетной школы стал частью документального фильма «Диалог с легендой». Собственных мемуаров балерина не оставила, но подробную информацию о ее жизни можно найти в книге театрального критика Александра Солодовникова «Солисты балета. Ольга Лепешинская».
Личная жизнь
Первым мужем артистки был кинорежиссер Илья Трауберг. Пара рассталась перед началом войны. Второй супруг Леонид Райхман, генерал-лейтенант Министерства государственной безопасности, был задержан в 1951 году. Лаврентий Берия лично запретил Лепешинской интересоваться его судьбой, она была исключена из партии и общественных организаций и продолжила выступать, по слухам, только благодаря заступничеству Сталина. Меньше чем через год мужа выпустили, но брак уже не восстановился из-за опасений испортить советской звезде карьеру.
С Антоновым на отдыхе в Карловы Вары, 1960г
Смерть
Умерла Ольга Лепешинская в 92 года, 20 декабря 2008 года, в своей московской квартире. Тело кремировали и захоронили в одной могиле с умершей на полтора месяца раньше подругой Ариадной Москаленко на 5-м участке Введенского кладбища в Москве.
Личную жизнь посвятившей себя сцене актрисы нельзя назвать удачной. Детей у нее не было, а обладателем наследства (уникальной квартиры в Москве на Тверской-Ямской, стоимость которой составляет более миллиона долларов) и другого имущества стал бывший сотрудник спецслужб Вячеслав Борульник, помогавший пожилым женщинам. Причину смерти этих женщин и вопросы наследования изучали в Генеральной прокуратуре, но не обнаружили нарушений.
Ольга Лепешинская
Ольга Лепешинская родилась 15 (28 по новому стилю) сентября 1916 года в Киеве.
Двоюродный дядя балерины находился в ссылке вместе с В.И. Лениным. И сама Ольга Лепешинская с детства увлеклась революционными идеями.
Родители Ольги долгое время жили в Харбине, где ее отец был одним из руководителей строительства Китайско-Восточной железной дороги. Они вернулись в Киев только с началом Первой мировой войны.
С ранних лет она любила танцевать, даже без музыки. В хореографическое училище она попала по совету бывшей балерины Большого театра, с которой Лепешинские познакомились в 1925 году во время отдыха в Крыму. Однако приемной комиссии Московского балетного техникума девочка не понравилась. Тогда Ольга начала заниматься хореографией сама. Все свободное время она училась танцевать, несколько раз в неделю ездила брать уроки у Ольги Некрасовой. И когда она из ранее принятых в техникум девочек заболела, на освободившееся место взяли Лепешинскую.
В 1933 году Ольга окончила техникум и пришла в филиал Большого театра. В том же году танцевала главную партию Лизы в балете «Тщетная предосторожность» Ж. Доберваля. В 1935 году была сенсационная премьера балета «Три толстяка» в постановке И.А. Моисеева. Спектакль был встречен в высшей степени доброжелательно как зрителями, так и критикой, и Лепешинская получила широкую известность. Обладая искрометной техникой, филигранной точностью движений, живым темпераментом, она с успехом танцевала как классические, так и современные партии.
Ольга Лепешинская в молодости
Ольга Лепешинская активно занималась комсомольской работой. В 1939 году ее избрали депутатом Московского совета.
Член ВКП(б) с 1943 года.
Сама Лепешинская говорила о популярности балета в СССР: «Потому что в Большой театр приходил Сталин. Когда у него было свободное время, он всегда приезжал, садился в свою ложу, и мы знали, что Сталин в театре. За кулисами появлялось много молодых, хорошо одетых мужчин. Сталин очень любил балет «Пламя Парижа», который и для нас был святым. Он часто приходил только на один акт, в котором происходило взятие Тюильри. Сталин сделал очень много для Большого театра, при нем театр превратился в единое целое. Появились первоклассные музыканты, а сам оркестр стал таким же цехом, как балет и опера».
Во время Великой Отечественной войны Лепешинская выступала перед фронтовиками в составе Первой фронтовой бригады Большого театра. Работала она и в тылу: танцевала на сцене Большого, а также давала сольные концерты, сбор средств от которых поступал в фонд обороны и на строительство танковой колонны «Советский артист». В 1942 году Лепешинская была избрана заместителем председателя Антифашистского комитета советской молодежи. За свою работу во имя победы в мае 1945 года артистка получила телеграмму с благодарностью от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.
После войны много гастролировала по городам СССР и за рубежом. Среди ее партнеров были А. Н. Ермолаев, А. М. Мессерер, П. А. Гусев и другие танцовщики.
В 1951 году Лепешинской было присвоено звание Народной артистки СССР. Была последней народной артисткой СССР, получившей звание при Сталине.
Партии Ольги Лепешинской:
В начале 1960-х, после смерти третьего мужа, она ослепла. Лечилась в Италии, где ей смогли вернуть зрение. В Италии началась ее педагогическая карьера: Лепешинскую убедили дать несколько уроков в Римской академии танца «Санта Чечилия».
Лепешинская приехала в Москву, но на сцену уже не вернулась. А вскоре руководители немецкой «Комише опер» пригласили артистку помочь им в создании балетной труппы. Этой труппе Лепешинская отдала почти 10 лет. Потом она преподавала в Дрездене, Штутгарте, Мюнхене, Будапеште, Вене, Белграде, Стокгольме, Нью-Йорке, Токио.
Ольга Лепешинская стала почетным гражданином и Западного, и Восточного Берлина, Белграда и Стокгольма, многих других городов.
С 1977 года Лепешинская возглавляла оргкомитет международных конкурсов артистов балета в Москве. Она также была обозревателем Центрального телевидения и членом редколлегии «Энциклопедии балета».
В 1992 году стала президентом Российской хореографической ассоциации. Артистка была академиком Международной академии творчества, действительным членом четырех иностранных академий, член-корреспондентом Академии искусств Германии, доктором гуманитарных наук Филиппин.
Более 50 лет она возглавляла государственную экзаменационную комиссию на кафедре хореографии ГИТИСа.
В мае 2001 года Ольга Лепешинская была вновь избрана председателем правления Центрального дома работников искусств.
После смерти балерины группа сотрудников Центрального дома работников искусств обратилась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой проверить обстоятельства, связанные с передачей гражданам в наследство имущества балерины. В связи с этим прокуратуре Москвы было поручено провести проверку в соответствии с законом.
Вещи из гардероба балерины после ее смерти были переданы наследниками историку моды А. Васильеву. В 2012 году несколько нарядов и сценических костюмов (к номеру «Девушка и гусар» и к балету «Дон Кихот») были представлены на выставке «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи», прошедшей в Хлебном доме музея-заповедника Царицыно.
Личная жизнь Ольги Лепешинской:
Трижды была замужем. Детей не имела.
Ольга Лепешинская и Леонид Райхман
Ольга Лепешинская и Алексей Антонов
Жила в Москве по адресу 1-я Тверская-Ямская улица, д. 36, стр. 1.
Фильмография Ольги Лепешинской:
Награды и звания Ольги Лепешинской:
последнее обновление информации: 23.03.2020
Великие танцоры. Ольга Лепешинская
Она танцевала ведущие партии в Большом Театре, пользовалась уважением Сталина и огромным авторитетом во всем мире. О судьбе этой великой женщины мы и расскажем в этой статье.
Происхождение
Лепешинская Ольга Васильевна родилась в 1916 году 28 сентября в семье Марии и Василия Лепешинских. Революционные потрясения и гражданскую войну эта семья пережила сравнительно спокойно, а когда в России началась ликвидация разрухи, папа девочки, одаренный инженер, возводивший еще Китайско-Восточную железную дорогу, стал весьма востребованным у новой власти как эксперт по проектированию мостов. Лепешинские были потомственными дворянами, однако репрессии и регулярные чистки «бывших» их не коснулись. Дедушка Ольги являлся известным народовольцем, а ее двоюродный дядя находился в ссылке вместе с В.И. Лениным – и это была лучшая индульгенция в 1920-е годы.
Детские годы
Ольга Лепешинская жила размеренной и спокойной жизнью вместе с родителями в Москве на Солянке. Папа и мама девочки мечтали, что их дочь продолжит семейную династию и станет инженером-мостостроителем.
Однако у Ольги были совершенно другие намерения. Она с детства горячо любила танцевать и хотела стать балериной. Поэтому вскоре она поступила в Государственную балетную школу при Большом театре.
К обучению будущих артисток в этом учебном заведении относились весьма серьезно, ведь многие из них потом попадали в Большой театр.
Затем девочка дебютировала и в первой своей настоящей роли – она воплощала образ Феи Драже в «Щелкунчике». А после выпуска из балетного техникума, в который школа была реорганизована в 1931 году, Ольга танцевала уже главную партию.
Путь к славе
В 18 лет Ольга Лепешинская стала знаменитой. В 1935 году она была задействована в премьерном балете «Три Толстяка», где исполнила партию девочки Суок. Ее выступления были восторженно встречены публикой, а в прессе молодую балерину окрестили восходящей звездой.
К тому времени на афишах балерину стали именовать «орденоносцем», а в 1937 году она была удостоена ордена «Знак Почёта». Для артистки, недавно отпраздновавшей двадцатилетие, это было настоящим признанием и залогом блестящей карьеры.
Разные роли
Однако не все в судьбе юной знаменитости складывалось гладко. Репрессии 1930-х годов все-таки не обошли семью балерины стороной.
Однажды арестовали тетю Ольги, но на жизни, которую вела Лепешинская Ольга Васильевна, это, к счастью, не сказалось.
В театре артистка все время исполняла новые партии. Она изобразила Зину в «Светлом ручье», воплотила образ принцессы Авроры в «Спящей красавице», танцевала Полину в «Кавказском пленнике» и Машу в «Щелкунчике».
Ей также довелось исполнить партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Об Ольге часто и благосклонно отзывались в прессе. Но сама балерина далеко не всегда была довольна тем, что делала.
Например, когда она сочла, что не сможет довести до совершенства партию Одетты, то попросила руководство освободить её от участия в «Лебедином озере». Подобный случай был для того времени беспрецедентным.
А самыми лучшими своими ролями Ольга называла партию Светланы в одноименной постановке и Китри в балете «Дон-Кихот».
Лепешинская никогда не страдала «звездной» болезнью и реально оценивала свои достижения.
На закате карьеры она утверждала, что ее хореография не была выдающейся, однако природная техника и огненный темперамент делали ее неподражаемой.
Ольга Лепешинская и Сталин
Карьера балерины складывалась очень успешно потому, что она очень строго относилась к себе и постоянно занималась самосовершенствованием.
Выступления артистки были настолько хороши, что на нее обратил внимание сам Сталин, шутливо называл «стрекозой», а после учреждения Сталинской премии собственноручно внес её имя в перечень первых лауреатов. Это произошло перед началом ВОВ, поэтому, получив огромные деньги (100 000 рублей), Ольга большую их часть отдала фонду обороны.
Вождь народов всегда питал слабость к Лепешинской и часто баловал ее дорогими подарками. Однажды в Кремле балерина пила шампанское, и ей очень понравились бокалы. На следующий день ей доставили пару таких фужеров с гравировкой «Попрыгунье-стрекозе от И. Сталина».
Военные годы
Ольга Лепешинская – балерина с богатой биографией. Во время войны Большой театр эвакуировали в Куйбышев. В те годы балерина не только постоянно выступала на сцене, но и изъездила с концертами всю страну. Она неоднократно танцевала и перед солдатами на фронте.
Однажды ее концертная бригада чуть не оказалась в плену у немцев. Лепешинская узнала об этом только в 1975 году, когда получила письмо от офицера, бывшего на том выступлении. Он сообщил, что сразу после концерта и отъезда артистов, дорогу перекрыли фашисты и завязался кровопролитный бой.
Говорят, что Лепешинская, у которой к концу жизни скопилось 14 орденов, считала самыми дорогими наградами медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За оборону Москвы», справедливо считая, что в победе над фашистами существует и её вклад.
Новые достижения
Ольга Лепешинская много работала в годы войны. Ее новой большой ролью стала партия Ассоль в «Алых парусах».
В 1943 году она уже танцевала в Москве на подмостках Большого театра. Первой постановкой в послевоенные годы, в которой балерина была задействована, стала «Золушка» С. Прокофьева.
В ней балерина исполнила главную партию. Образ, воплощенный Лепешинской, очень соответствовал времени, ведь к ее героине после нелегких испытаний приходит счастье и долгожданная любовь.
За эту роль в 1946 году Ольга была удостоена еще одной Сталинской премии. После этого, в 1947 и 1950 годах, получила еще две – за партии, исполненные в «Пламени Парижа» (Жанна) и «Красном маке» (Тао Хоа).
В 1951 году Ольге Васильевне вместе с Галиной Улановой присвоили звание Народной артистки СССР.
Личная жизнь
Ольга Лепешинская, личная жизнь которой интересует многих, выходила замуж три раза.
В 1956 она познакомилась с генералом Алексеем Антоновым. Через некоторое время влюбленные поженились и зажили счастливо.
Третий брак балерины оказался счастливым, однако в 1962 году Антонов скоропостижно скончался. Эту утрату Ольга Лепешинская переживала тяжело, она почти лишилась зрения.
После этого о выступлениях в театре можно было забыть. Зрение со временем удалось восстановить, и несколько лет артистка работала в Италии, занимаясь с юными балеринами.
Александр Герасимо. Портрет Лепешинской
Затем Ольга Васильевна попыталась вновь вернуться на сцену. Однако поняла, что ее хореография изменилась, пропали радость и душевный подъем, которыми отличались её танцы. Тогда Лепешинская на долгие годы уехала за границу.
Педагогическая деятельность
Ольга Лепешинская, фото которой публиковались в самых известных изданиях мира, работала в разных странах. Она создавала балетные национальные труппы, передавала свой богатый опыт начинающим балеринам. Ольга Васильевна очень хотела работать на родине, но здесь её педагогические способности не оценили. При этом авторитет артистки в театральной среде был непререкаем, более тридцати лет Лепешинская была главой оргкомитета международных балетных конкурсов в Москве и президентом Российской хореографической ассоциации. У этой замечательной женщины было столько почетных званий и международных наград, что она даже затруднялась припомнить некоторые из них.
Наследство
Ольга Лепешинская, биография которой очень поучительна, была человеком кипучей энергии, до последних дней она продолжала трудиться. Великая артистка скончалась в 2008 году 20 декабря, и ее похоронили в Москве на Введенском кладбище. Однако слава балерины недолговечна, и перед смертью судьбой Ольги Васильевны никто не интересовался. Возле нее появились новые друзья, которые после ее кончины получили богатое наследство знаменитости. В него входили старинные полотна, дорогие меха и драгоценности, а также элитная недвижимость.
Конечно, Ольга Лепешинская – балерина, наследство которой заключается далеко не в этом. Она дарила радость окружающим людям, много работала, делилась своим богатым опытом, однако материальных свидетельств ее таланта почти не сохранилось, а ценностями, которые у нее были, завладели посторонние люди. Эта история активно обсуждалась в СМИ, но должного развития так и не получила. Отдельные вещи артистки впоследствии были переданы в Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина и теперь трепетно в нем хранятся.
Лепешинская Ольга Васильевна прожила долгую и интересную жизнь. Она до последних дней оставалась сильным человеком с железной волей и принципами.
Умерла балерина 20 декабря 2008 года на 93-м году жизни в собственной квартире в Москве. Похоронена 23 декабря 2008 года на Введенском кладбище.
Балерина Ольга Лепешинская: биография, личная жизнь, интересные факты
Балерина Ольга Лепешинская (28.09.1916 – 20.12.2008) навсегда вошла в историю русской культуры. История жизни этой прекрасной женщины будет поведана в статье.
Виртуозность и обаяние – черты дарования Лепешинской
Талант балерины Ольги Лепешинской покорял артистизмом, обаянием, искрометностью. Она была феноменально виртуозна – легко крутила 32 фуэте и признавалась, что могла выполнить и 64. Ей были доступны тройные и четверные пируэты без поддержки партнера, ее танец покорял легкостью и полетностью. Инженер, посмотревший ее спектакль, предложил усовершенствовать конструкцию балетной обуви, вмонтировав в носок пуантов шариковые подшипники. Балерина отказалась от такой модернизации и продолжала танцевать, как обычно.
Детство
Будущая легенда советского балета Оля Лепешинская с самых юных лет демонстрировала любовь к танцу. Она родилась в высокообразованной семье – ученых, деятелей революции, государственных деятелей. Отец девочки, Василий Лепешинский, был крупным инженером – мостостроителем. В традиции ее семьи ее страсть к танцу никак не вписывалась. Мать в глубине души разделяла увлечение дочери, но настоящую поддержку в этом вопросе оказали друзья семьи Федоровы – художник Большого театра и его супруга, бывшая балерина.
Юная танцовщица
Дебюты в Большом театре
Впервые на сцену Большого театра Лепешинская вышла в возрасте 10 лет, в спектакле «Снегурочка» в образе пичужки. В годы учебы она танцевала партию феи Драже в балете «Щелкунчик», а после окончания училища была зачислена в труппу как прима-балерина, что не соответствовало общепринятым правилам.
В 1933 году состоялся ее «взрослый» сценический дебют в Большом театре – она с выдающимся успехом исполнила партию Лизы в балете «Тщетная предосторожность». После спектакля ее однокурсники соорудили носилки и попытались донести триумфальную танцовщицу до дома, но вмешалась милиция, которая всех отправила обратно в училище. Балетмейстер Ростислав Захаров рассказывает, что, будучи сказочной принцессой на сцене, Оля не уклонялась от традиционной трудовой практики – могла участвовать в рытье котлованов или ездить на уборку картошки вместе с молодежными отрядами.
Театральные роли
В 1935 году прима-балерина исполнила непростую партию Суок в балете «Три толстяка», а в 1936 блистательно выступила в партии Авроры, причем новую редакцию балета «Спящая красавица» подготовили балетмейстеры Чапрыгин и Мессерер. Этот спектакль стал для Лепешинской триумфальным.
В 1938 году она выступила в партии Полины в балете на сюжет А. С. Пушкина «Кавказский пленник», а вот от исполнения знаменитой партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» официально отказывалась, считая, что не имеет достаточно сил для этой роли.
Блистательным стало ее выступление в партии Китри в 1940 году. Свойственные ее таланту зажигательность, искроментность, чувство праздничного подъема воплотились в этой роли в полной мере.
Партнеры
Это было время прославленных имен на сцене Большого театра, блистательной плеяды звезд. Среди партнеров Лепешинской были Преображенский, Мессерер, Ермолаев, Габович, она работала с балетмейстерами Лавровским, Захаровым, Голейзовским, Вайоненом, Якобсоном. Ее ценили за открытость, общительность и легкий характер.
Великая Отечественная
В момент начала войны она потребовала, чтобы райком комсомола отправил ее на фронт, напоминала о значке «Ворошиловский стрелок», сданных нормах ГТО и других достижениях. Во время ее дежурства кто-то попросил ее станцевать, солдаты образовали круг, и Ольга вновь стала выступать как балерина. Лепешинская участвовала в работе концертных бригад, выступала в госпиталях перед ранеными солдатами в Куйбышеве (в период эвакуации Большого театра), она также прилетала, чтобы выступать в московских спектаклях.
В Куйбышеве, в эвакуированном Большом театре, состоялась премьера балета на сюжет Грина «Алые паруса», и Лепешинская исполняла партию Ассоль.
На выступление в Черновцах артисты прибыли прямо с самолета, и, возможно, у партнера Ольги закружилась голова – оба исполнителя дуэта из балета «Лебединое озеро» упали в оркестровую яму. На выручку пришел врач-ветеринар, который жестковато, но эффективно вправил балерине вывих, и травма Ольги быстро зажила. Рассказывают, что на вскрики и стоны он закричал «Трпруу!», словно бы лечил в конюшне лошадей.
С 1942 года Лепешинская танцевала на фронтах, и День Победы встретила в Варшаве.
Лепешинская Ольга Васильевна и Сталин
Сразу после войны, 10 мая 1945 года, она получила телеграмму о том, что Ростислав Захаров начинает работу над постановкой балета «Золушка», который был впервые представлен 21.11.1945 года. Балет на музыку Прокофьева стал первой балетной премьерой Большого театра после Великой Отечественной войны. Среди послевоенных ролей – партия Лизы в балете на сюжет Пушкина «Барышня-крестьянка», Мирандолина в балете на музыку Василенко и Тао Хоа в «Красном цветке» на музыку Глиэра. Роль Жанны в балете «Пламя Парижа» в ее исполнении особенно нравилась вождю, и он смотрел его не меньше 17 раз. Сталин называл Лепешинскую «моя стрекоза».
Биография Ольги Лепешинской не всегда была радостной. Ее семью также коснулись репрессии и ужасы ГУЛАГа. Еще в 30 годах была арестована тетя и две племянницы великой балерины, в начале 50-х годов арестован второй муж. Сама Лепешинская была исключена из рядов КПСС и других организаций. Балерину вызвал Берия и спросил, боится ли она или верит советской власти. Но Лепешинская боялась только, что у нее не будет возможности танцевать. Возможно, от пережитого стресса она получила травму во время спектакля «Красный Мак», с трудом дотанцевав его до конца, а под палантином потеряла сознание.
Ольга Лепешинская: личная жизнь
Лепешинская трижды была замужем. Ее первый брак был результатом юношеской влюбленности в режиссера Илью Трауберга, который полюбил балерину, приехавшую на гастроли в Ленинград.
Вторым ее мужем был Леонид Ройхман, познакомились они в Кремле во время вручения балерине Сталинской премии. Он был репрессирован в 1951 году. Попытки жены установить контакт с мужем или получить о нем какую-либо информацию Берия немедленно прекращал. Через некоторое время Ройхмана выпустили, но Ольга Васильевна не получила звания Героя Соцтруда. О том, что он был «генералом» в штатском, она узнала лишь на его поминках.
В 1963 году она прекращает танцевальную карьеру в возрасте 45 лет. Уланова ей посоветовала сделать попытку вернуться на сцену, но ее последней ролью стала «Вальпургиева ночь». Для танца у нее еще немало сил и возможностей, техника в безупречной форме, но она теряет чувство легкости, полетности, ощущение праздника, которое она чувствовала на сцене и которым щедро делилась со зрителями.
Педагогика
Начиная с 60- х годов ее творческие усилия сосредоточены на педагогике. Как и прежде, она всей душой уходила в работу, понимая, что главное – быть нужной людям. Сначала она дает несколько уроков для учениц академии «Санта Чечилия» в Риме, потом участвует в создании и осуществляет художественное руководство балетной труппой, немецкой «Комише опер» в течение 10 лет. Впоследствии Ольга Васильевна работает как педагог в Дрездене, Штутгарте, Мюнхене, Будапеште, Вене, Белграде, Стокгольме, Нью-Йорке, Токио и многих других городах.
Последние годы жизни
Самые последние годы балерина Ольга Лепешинская провела в обществе подруги Риты Москаленко на Тверской-Ямской в Москве. Они чувствовали себя как сестры и оформили завещания друг на друга. Лепешинская умерла через 45 дней после кончины Риты, 20.12. 2008 года, в возрасте 92 лет, в Москве. Подруги похоронены на Введенском кладбище.