лично венчал царя шапкой мономаха митрополит
Лично венчал царя шапкой мономаха митрополит
Впервые на Руси венчание на великое княжение, ставшее прообразом будущих венчаний на царство и коронаций, состоялось 4 февраля 1498 года в парадно убранном Успенском соборе Московского Кремля. Описание этой церемонии восходит к «Чину поставления на великое княжение Дмитрия Ивановича» – первому документально зафиксированному на Руси описанию церемонии избрания нового государя.
Великий князь Иван III решил официально и всенародно оформить права на русский престол княжича Дмитрия, своего малолетнего внука от старшего сына Ивана, уже умершего к тому времени. Церемония началась с торжественного входа в собор Ивана III и Дмитрия, которых в церковных дверях встретил митрополит Симеон, благословив их крестом. Затем начался молебен, по окончанию которого Иван III обратился к митрополиту с просьбой благословить Дмитрия на великое княжество.
Митрополит, благословив Дмитрия крестом, велел архимандритам принести сначала бармы, а потом шапку, которые он поочередно передал великому князю, возложившему их на внука под чтение молитв. Церемонию венчания завершила литургия, после чего Дмитрий посетил Архангельский и Благовещенский соборы, трижды осыпаемый по пути золотыми и серебряными монетами. Во время этого шествия новопоставленный великий князь был облачен в бармы и «золотую» шапку, впоследствии получившей название «Шапки Мономаха», ставшими первыми официальными регалиями Древней Руси, закрепленными в этом значении в Чине его венчания.
Шапка Мономаха
Золотая Орда (?), конец XIII – первая половина XIV в. (?); крест – Москва, XVII в. (?); касты камней на тулье – Москва, XVII в.; серебряный каркас на тулье – Москва, XIX в. (?)
Золото, сапфир, рубины, изумруды, желтый корунд, жемчуг, серебро, бархат, атлас, мех; литье, ковка, чеканка, скань, резьба, сквозная прочеканка, эмаль.
Своим названием этот старинный драгоценный венец, дошедший до наших дней и ставший одним из главных символов российской государственности, обязан легенде, скорее всего появившейся еще при Иване III, согласно которой она входила в состав даров, присланных киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху его дедом, византийским императором Константином Мономахом. Нет документальных данных о том, каким образом Шапка Мономаха оказалась в казне московских князей. Наиболее вероятной представляется появившаяся еще в XIXвеке версия, согласно которой Шапка Мономаха была подарена московскому князю Ивану Даниловичу Калите ханом Узбеком, властителем Золотой Орды. Став важнейшей регалией русских государей, она в течение двух столетий бессменно участвовала в обряде их поставления на престол. Впервые в роли символа верховной власти Шапка Мономаха, скорее всего, выступила в церемонии венчания на великое княжение в 1498 г. княжича Дмитрия, внука великого князя Ивана III. Последний раз Шапкой Мономаха венчали на царство в 1682 г. царя Ивана Алексеевича.
Лично венчал царя шапкой мономаха митрополит
«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.
В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.
Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».
Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.
«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.
В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».
В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.
В наши дни шапка Мономаха — один из древнейших и наиболее ценных экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля. Это золотой головной убор, обитый соболиной опушкой и украшенный филигранью и драгоценными камнями — сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью. Венчает шапку золотой крест с жемчужинами у оснований. Весит убор 993,66 грамма — не так уж и много, чтобы говорить голосом Бориса Годунова из трагедии Александра Пушкина:
«Безумец я! чего ж я испугался?
На призрак сей подуй — и нет его.
Так решено: не окажу я страха, —
Но презирать не должно ничего.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»
«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.
В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.
Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».
«А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую; а сыну моему Ивану — кожух желтого шелка с жемчугом, епанчу большую с оплечьями; моему сыну Андрею — бугай (верхняя одежда) соболий с наплечниками, с крупным жемчугом, с драгоценными камнями, суконную одежду с оплечьями. А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после бога ты будешь о них заботиться.
Духовная грамота Ивана Даниловича Калиты
Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.
«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.
«В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение — отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу… С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своим знатным посланником, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу… И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское».
«Сказание о князьях Владимирских»
В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».
В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.
Чин венчания на царство русских царей
Венчание на царство — торжественное, носившее сакральный (священный) характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти.
В Россию и Западную Европу обряд венчания на царство перешел из Византийской империи, где он был известен с V века. По описанию византийских историков, венчание на царство первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров. В X веке Византийская церковь провозглашала императора святым — освященным в своей власти для царствования; внешнее действие этого освящения проявлялось в чине миропомазания.
Первые русские князья были язычниками, и над ними обряд венчания на царство не совершался. Обряд княжеского «посажения на стол» в общих чертах был схож с обрядом византийского венчания, исключая миропомазание. При монгольском иге «поставление» русских князей на княжество происходило в Орде.
Среди древнейших атрибутов этого чина — золотая шапка с меховой опушкой, получившая при Иване IV Грозном название «Мономахова наследственная шапка золотая». В чине поставления на великое княжение фигурировали также другие символы власти: бармы (драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера и золотой пояс. При великом князе Василии I к ним был присоединен крест, на котором русские государи давали крестное целование при венчании на царство.
Первым дошедшим до нас письменным официальным документом стало свидетельство о великокняжеском венчании Дмитрия Ивановича, внука Ивана III, на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» в феврале 1489 года.
Венчание на царство Ивана IV Грозного произошло в январе 1547 года по чину венчания Дмитрия. В церемонии наряду с другими регалиями использовался деревянный трон, облицованный резными пластинами слоновой кости, повествующими о добродетели, мудрости и храбрости израильского царя Давида.
В официально закрепленной при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским царям. В соборной грамоте 1561 года был утвержден сан царя на Руси, а также изложен весь порядок чина венчания на царство.
Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при венчании на царство Федора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского «държа» власть.
Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор.
В сентябре 1598 года состоялось венчание на царство Бориса Годунова. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.
Венчание на царство Лжедмитрия I проходило в июле 1605 года. Сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха.
В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения по православному обряду.
В июне 1606 года митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Шуйского.
Из за отсутствия патриарха обряд венчания на царство Михаила Романова в июле 1613 года совершил митрополит Казанский Ефрем.
В 1645 году патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича.
При венчании на царство в июне 1676 года Федора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров.
Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (впоследствии Петра I). Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебряный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха второго наряда. При венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей скипетр и державу получил из рук высшего церковного иерарха Иван Алексеевич как старший брат.
С принятием Петром I титула Императора Всероссийского обряд венчания на царство был заменен коронацией, что повлекло существенные изменения. Императорская мантия или порфира с цепью ордена Святого Андрея Первозванного заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотой цепью, императорская корона — шапку Мономаха. Образцом для первой русской короны из позолоченного серебра и драгоценных камней стала корона византийской империи, составленная из двух полушарий, символизирующих единство восточной и западной частей Римской империи.
После замены представительства церкви в лице патриарха соборным представительством синода значительно изменился и обряд венчания на царство. Если раньше главенствующая роль при совершении обряда принадлежала патриарху или митрополиту, то теперь она перешла к самому коронующемуся. До Петра I царские регалии возлагались на царя высшим духовным лицом. Это лицо восседало рядом с царем на чертожном месте и обращалось к царю с поучением. Согласно новому чину, государь восседал на троне не с первенствующим епископом, а с государыней. Он сам возлагал на себя корону и сам же возносил ее на голову государыни.
Первое коронование было совершено в 1724 году над Екатериной I, супругой Петра I. В Успенском соборе Московского Кремля были поставлены два престола. После торжественного шествия под звон колоколов и звуки полковых оркестров император возвел супругу на трон. Когда императрица произнесла Символ Веры, а архиерей прочитал молитву, император возложил мантию на императрицу. Увенчав ее короной и вручив державу, Петр I подвел Екатерину к Царским Вратам для совершения миропомазания и причащения Святых Таин.
Царские венцы Российских самодержцев
Золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII — начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом. Регалия русских великих князей и царей. Символ самодержавия в России.Особый статус венца диктовал его использование — до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда».
Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать ее и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков.
Шапка Казанская создана ок. 1553 в честь взятия Казани в октябре 1552 войском Царя Иоанна IV Грозного и присоединения Казанского Ханства к Московскому Царству. Корона Казанского Царства имеет вид удлиненной золотой шапки, украшенной бирюзой, рубинами, жемчугом и другими камнями. Вместе с восточным орнаментом на тулье расположены в три ряда накладные «кокошники-городки». В центре «городка» закреплен большой драгоценный камень либо крупная жемчужина. Шапку первоначально венчал густо-красный камень – китайский шпинель, но в 1627 его заменили на жёлтый сапфир.
Изображение Казанской шапки венчает щит Казанского царства в Большом гербе Российской империи. В наше время Казанская шапка также венчает щит в гербе Казани. Хранится в Оружейной Палате Московского Кремля.
Астраханская шапка была изготовлена в 1627 году специально для царя Михаила Романова и в честь покорения Астраханского ханства. Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционный для такого типа венцов — «шапок». Шапка украшена 177 камнями и жемчужинами. Сегодня изображение этой короны венчает герб Астрахани.
Алтабасная — то есть из золотой ткани. Данная шапка была сделана специально для царя Ивана V Алексеевича, причем, для украшения шапки использовались украшения, снятые с Алмазной шапки Фёдора Алексеевича. Также в украшениях использовались: алмазы, яхонты, изумруды. В настоящее время входит в собрание экспонатов Оружейной палаты Московского кремля.
Шапка Алмазная 1682 — 1687 гг.
Запасной головной убор Ивана V. Был рассчитан для повседневного использования. Шапка также была богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку.
Венец Алмазный. 1682 — 1684 гг.
Первый венец царя Петра. В этом головном уборе примечательно то, что по высоте и окружности она значительно уступала аналогичной «алмазной шапке» старшего брата Петра – Ивана V. После поездки в заморские страны и знакомства с местной модой Петр стеснялся носить на людях этот венец.
Шапка Таврическая или «Шапка Мономаха второго наряда». 1682 г.
Шапка Таврическая («Шапка Мономаха второго наряда») создана для Царя Петра I, который венчался на царство вместе со старшим братом Царем Иоанном V в 1682. Как и на Шапке Мономаха, на ней восемь вытянутых треугольных пластин из золота, но они гладкие и отполированные, с драгоценными камнями в благородных оправах, окруженными жемчугом. Шапка Мономаха второго наряда венчает герб Царства Херсониса Таврического, почему и имеет второе название Таврическая. Хранится в Оружейной Палате Московского Кремля.
Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730—1731 г.
Корона, изготовленная в Петербурге в 1730 году мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Была переделана из серебряной короны Петра I, в которую ювелиры вмонтировали около 2500 алмазов, рубинов. Главная ценность: помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. Этой же короной 20 лет спустя короновалась императрица Елизавета Петровна.
Большая императорская корона Российской империи 1762 г.
Большая Императорская корона Российской Империи была изготовлена в 1762 году по специальному заказу Екатерины II. Работа осуществлялась под руководством известных ювелиров Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми Позье, который в основном занимался подбором камней. Ювелирное чудо было создано всего за два месяца!
Самым известным из драгоценных камней короны является шпинель весом в 398,72 карат, которая находится на дуге, разделяющей две половины короны. Этот камень был приобретен в 1676 году у китайского императора Канси. Поверх шпинели находится крест из пяти больших бриллиантов. Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом.
Две полусферы в короне олицетворяют соединение Востока и Запада на территории Российской империи, ставшей «границей» в виде увенчанного красным рубином восточных земель и крестом православия усыпанного бриллиантами обода и объединяющей два континента в победе над османами. Соединенные у основания короны и обрамленные жемчугом, они изображают латинскую букву «V» ( лат. victoria — победа), что также символизирует победу Екатерины Великой. Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви — символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и желуди, что символизирует крепость и прочность власти.
Малая императорская корона Российской империи 1856 г.
Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра II в 1856 году. Малую императорскую корону можно назвать миниатюрной: ее вес составляет всего 378 граммов, а к прическе она крепилась специальной шпилькой. Корона не являлась государственной регалией и считалась частной собственностью императрицы.В настоящее время корона хранится в Алмазном фонде Российской Федерации.