личностные ууд примеры на уроках истории

Формирование УУД на уроках истории (итоговая работа)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории

Срок обучения с «4» октября 2016 г. по «17» ноября 2016 г.

МБОУ «СОШ № 69» г. Кемерово

методист, старший преподаватель КРИПКиПРО

Глава 1. Общая характеристика УУД…………………………………………5

Глава 2. Типовые задачи формирования УУД на уроках истории. 8

Перемены, происходящие в современном мире, требуют постоянное совершенствование образовательного пространства, учитывающее государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития УУД как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Цель работы: изучить особенности формирования, развития и применения УУД на примере уроков истории и в системе обучения на основе ФГОС.

— изучить общую характеристику УУД с целью использования на уроках истории;

— рассмотреть типовые задания формирования УУД на уроках истории

Глава 1. Общая характеристика УУД

— носят метапредметный характер;

— обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

— обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

— лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

— обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Регуляция учебной деятельности;

Создание условий для саморазвития и самореализации личности;

Обеспечение успешности обучения;

В основу выделения состава и функций УУД для ООО были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития, изученные в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.К. Марковой и др.

В программе развития УУД для ООО выделены четыре блока УУД.

В первый блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-эстетического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Во второй блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана – и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результатов и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона реальным действием и его продуктом; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

В третий блок познавательных УУД входят следующие учебные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; понимание и адекватная оценка языка СМИ; умение составлять тексты различных жанров.

Четвертый блок – это коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других люде, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы и продуктивно в них сотрудничать.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития УУД.

Для каждого из базовых УУД должны быть определены критерии их сформированности, позволяющие описать конечную планируемую форму действия, открывая возможность реализации стратегии планомерного формирования умственных действий с заранее заданными свойствами (П.Я. Гальперин).

Источник

Статья «Формирование личностных УУД на уроках истории и обществознания с помощью типовых учебных задач»»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Шпота Валентина Николаевна учитель истории и обществознания МБОУ СШ №31 им. Героев Свири города Ульяновска

Формирование личностных УУД на уроках истории и обществознания с помощью типовых учебных задач

Особенность современного мира заключается в том, что он меняется быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а человек оказывается в сложной ситуации, ведь его не научили в школе «умению учиться», а только дали определенный набор знаний, который стремительно устаревает в наш век информационных технологий. Поэтому результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов (ФГОС). ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение ими создаёт возможности самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться [1]. ФГОС выделяет основные виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД. Уроки истории и обществознания всегда были ориентированы на развитие личности каждого конкретного обучающегося. На уроках истории и обществознания формируя личностные УУД, применяю учебные типовые задачи. Примерами формирования личностных УУД могут служить следующие типовые задания:

Задание: рассмотри рисунок, заполни пропуски в пирамиде собственными примерами. Как ты думаешь, почему потребности распределили в форме пирамиды?

Пирамида человеческих потребностей

Планируемые результаты : оценивают свои потребности, определяют их содержание и самостоятельно решают какие из них являются для него самыми важными.

Тема: «Библейские сказания», 5 класс

Задание: прочитайте текст §16 о главной книге христиан Библии. Какие заповеди содержатся в Библии? Выпишите их. Как вы считаете, необходимо ли их соблюдать в современной жизни? Какие заповеди соблюдаешь ты? (отобрази их с помощью рисунка).

Планируемые результаты: понимают смысл понятия «мораль» и «моральная норма», определяют свою нравственную позицию.

Тема: «Человек познает мир», 6 класс Задание: Коля и Миша одноклассники. Они нарисовали свой внутренний мир. Вот, что у них получилось.

личностные ууд примеры на уроках истории. Смотреть фото личностные ууд примеры на уроках истории. Смотреть картинку личностные ууд примеры на уроках истории. Картинка про личностные ууд примеры на уроках истории. Фото личностные ууд примеры на уроках истории личностные ууд примеры на уроках истории. Смотреть фото личностные ууд примеры на уроках истории. Смотреть картинку личностные ууд примеры на уроках истории. Картинка про личностные ууд примеры на уроках истории. Фото личностные ууд примеры на уроках истории личностные ууд примеры на уроках истории. Смотреть фото личностные ууд примеры на уроках истории. Смотреть картинку личностные ууд примеры на уроках истории. Картинка про личностные ууд примеры на уроках истории. Фото личностные ууд примеры на уроках историиличностные ууд примеры на уроках истории. Смотреть фото личностные ууд примеры на уроках истории. Смотреть картинку личностные ууд примеры на уроках истории. Картинка про личностные ууд примеры на уроках истории. Фото личностные ууд примеры на уроках истории

Что общего и чем отличается внутренний мир этих учеников? Каким представляется тебе твой внутренний мир? Отобразить его тоже при помощи рисунков.

Планируемые результаты: понимают смысл понятия «внутренний мир человека», правильно идентифицирует позицию школьников и себя в соответствии со своими интересами.

Тема: «Образование государства у франков», 6 класс

Планируемые результаты: осмысливают исторический опыт, дают характеристики личных качеств другого человека через оценивания поступков, определяют свою личностную позицию.

Тема: «Защита Отечества», 7 класс

Задание: в трагический момент наступления немецких войск под Сталинградом осенью 1942 года в одну из местных комсомольских ячеек поступило заявление ученика средней школы Геннадия Межевалова. «Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего города…И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна». Охарактеризуйте поступок мальчика. Какими качествами обладал подросток? А как поступил бы ты? Актуален ли сейчас вопрос о защите Отечества?

Планируемые результаты: осмысливают исторический опыт, дают характеристики личных качеств другого человека через оценивания поступков, определяют свою личностную позицию.

Тема: « Россия в начале XX века”, 9 класс

Задание: представьте, что вам поручено сделать фотовыставку выдающихся людей начала XX в. по номинациям: «Деятели культуры» и «Политика». Кого вы бы выбрали для выставки и почему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Планируемые результаты: осмысливают исторический опыт предшествующих поколений, определяют свою личностную позицию своему адекватному представлению об ответственности перед обществом.

Благодаря использованию типовых учебных задач формируются личностные универсальные учебные действия. Они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Сформированность личностных УУД (личностный результат) сложно диагностировать. Результат можно увидеть, на мой взгляд, только методом наблюдения. Метод наблюдения наиболее доступный и распространенный метод изучения учащихся в педагогической практике. Личностными результатами могут быть : внутренняя позиция школьника; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; осознание ответственности человека за общее благополучие; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Источник

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

« Формирование универсальных учебных действий на уроках истории»

Выполнила: Кузнецова Татьяна Николаевна,

Учитель истории ГБОУ СОШ с. Майское, Пестравский район, Самарская область.

Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы формирования универсальных учебных действий у школьников на уроках истории.

Глава 2. Апробация системы деятельности по организации формирования универсальных учебных действий на уроках истории.

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»

Ни для кого не секрет, что специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и мета предметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Цель: организовать образовательный процесс с применением универсальных учебных действий в системе обучения на основе ФГОС.

— изучить УУД с целью использования на различных этапах уроков истории;

— изучить приемы и методы использования УУД;

— апробировать полученные знания и доказать эффективность их применения.

Объект исследования: универсальные учебные действия.

Предмет исследования: применение универсальных учебных действий на уроках истории.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

— теоретический анализ научной литературы;

— обобщение передового педагогического опыта;

Глава 1. Психолого-педагогические проблемы формирования универсальных учебных действий у школьников на уроках истории.

Универсальные учебные действия:

В широком значении “универсальные учебные действия” – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) “универсальные учебные действия” – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением мета предметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. На уроках истории при изучении одних тем может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса истории должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

К основным функциям УУД относятся :

-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

— обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

3. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Роль учителя в формировании УУД.

Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

Обеспечивает бесконфликтную совместную работу в группе;

Устраивает эффектные групповые обсуждения;

Адекватно реагировать на нужды других;

Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Содержание основных УУД формируемых на уроках истории.

Наблюдаются значительные изменения в наполнении всех УУД на разных ступенях обучения истории, постепенно возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Всё это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. Уровень и состав универсальных учебных действий для старшей школы будет усложняться, а основная база должна закладываться в основной школе.

Таким образом, предполагается, что результатом изучения истории является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. История может научить жизни лишь в том случае, если достаточное количество полученных знаний перейдет в качество, позволяющее делать обобщения и выводы, анализировать, строить прогнозы.

В тоже время, История – это «знание ориентированный» учебный предмет. Стандартные КИМы, государственной итоговой аттестации по истории содержат как задания, направленные на проверку формализованных знаний, так и задания требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию (часть С), поэтому в своей практической деятельности учитель должен использовать эти задания как инструмент формирования УУД.

Хорошим подспорьем в развитии УУД является систематичное ведение рабочих тетрадей и выполнение в тетради таких заданий как:

«умные» тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся);

заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;

задания на анализ цифровой информации;

задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников;

задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
• личностное, жизненное с амоопределение ;
• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий :

Основными критериями сформированности личностных универсальных учебных действий можно считать :

1) структуру ценностного сознания;

2) уровень развития морального сознания;

3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

2.Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.

Методы формирования регулятивных универсальных учебных действий

Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем. Учитель в данном случае является консультантом. Ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно начинает выращивать основы личного мировоззрения.

Важнейшими средствами формирования активной позиции учащихся в процессе обучения являются действия самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и её ход, эффективность. Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её. Поэтому одной из важнейших задач системы развивающего обучения является формирование в ученике средств контроля и оценки. Это возможно только при условии организации систематической рефлексивной деятельности учащихся.

Сформировать у учеников навыки самоконтроля и самооценки помогают различные приёмы и способы, предусмотренные технологией: итоговая рефлексия в конце каждого урока, различные рефлексивные таблицы, листы самооценки.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

поиск информации в предложенных источниках;

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность :
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.

3.Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Какие же технологии можно применять на уроках истории, чтобы формировать познавательные универсальные учебные действия у школьника?

Использование ИКТ на уроках истории, это в свою очередь позволяет:

активизировать познавательную деятельность учащихся;

повысить объем выполняемой работы на уроке;

усовершенствовать контроль знаний;

формировать навыки исследовательской деятельности;

обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Кроме того, у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.

— Использование мультимедийных пособий. Школа будущего – это школа «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

— Исследовательская деятельность. Успешная исследовательская деятельность в старших классах возможна лишь при условии начала формирования исследовательских умений и навыков в начальной и среднем звеньях обучения. В процессе обучения в школе возможно формирование следующих компонентов исследовательской культуры школьника выделенных:

мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;

специальные исследовательские умения и навыки (в старших классах).

Проблемное обучение предполагает активную «исследовательскую» деятельность ученика, весь путь познания от начала и до получения результата он проходит сам (естественно, с помощью педагога), и правила, закономерности, факта, события и пр.) становится для него личностно важным. Школьник не только приобретает новые знания и умения, но и становится инициативной, самостоятельной, творческой личностью. Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
• ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений;
• учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
• уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
• уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• уметь устанавливать причинно-следственные связи;
• уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• уметь устанавливать аналогии;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины).
4. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Общей особенностью совместной деятельности учителя и учеников является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения.

Давать учащимся время на обдумывание их ответов. Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей; не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации); поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет; предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении;

задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников; создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении. частности, для развития коммуникативных УУД очень важны групповые формы работы.

составь задание партнеру;

отзыв на работу товарища;

групповая работа по составлению кроссворда;

«отгадай, о ком говорим»;

диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

Основным критерием сформированности коммуникативных действий является желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»); умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Формированию универсальных учебных действий в значительной степени способствует методика изучения материала крупными блоками. Основная идея данной методики: изучаемая тема не дробится на отдельные мелкие фрагменты (параграфы), а представляется целиком на лекционном занятии, затем повторно проводится через различные виды практической самостоятельной работы и, наконец, третий раз «пропускается» через сознание и память школьников посредством контрольных заданий различного характера (как репродуктивных и конструктивных, так и творческих).

Этапы работы с блоком

Самый сложный этап для учителя, так как нужно изложить большой объем материала с привлечением различных средств обучения: историческая карта, наглядные пособия, электронные пособия; мультимедиа-лекции; презентации; видеофильмы. Подготовка к этому этапу должна быть тщательно продумана, главная задача учителя на данном этапе – заложить основы знаний при помощи всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, дискретной. Блок-схема составляется в виде опорного конспекта (ОК). ОК требует от составителя не только глубокого знания предмета, но и межпредметных связей и дидактических задач. Используется первичное закрепление и обобщение знаний на первом уроке, задается воспроизведение блок-схемы на дом. Повышается осознанность и активность домашней работы. Ученик правильно излагает вопрос только в том случае, если разбирается в схеме, если усвоил самый смысл исторического явления, отраженного в схеме.

Его цель: определить уровень усвоения материала. Достигается это сочетанием самостоятельной индивидуальной и групповой работ. Эффективен дифференцированный контроль, программированные задания, познавательные задачи и др. Уровень сложности может быть задан любой, он зависит от цели, степени подготовленности детей и т.д.

Методы, приёмы, ситуации, которые может использовать учитель на уроках истории по формированию личностных учебных действий :

1)Школьнику предлагается обоснованно присоединиться к одной из точек зрения или высказать свою собственную. Например, «Происхождение человека на Земле до сих пор остаётся загадкой. Многие учёные считают, что предками первых людей были обезьяны…». Данное высказывание рассчитано на базовый уровень освоения УУД в четвёртом классе. Однако часть учащихся может высказать своё несогласие (примерная форма предполагаемого мнения: люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вы­мерших обезьян, кости которых находят в земле).

2)Очень хорошо прослеживается формирование личностных УУД на уроках с патриотическим уклоном «Советский тыл в годы ВОВ», «Партизанское движение в годы Отечественной войны 1812 года» где у школьников формируются ценностные ориентации, личное восприятие. Ребята с удовольствием выполняют проекты, рабочий материал часто берётся из семейных архивов.

Методы, приёмы, ситуации, которые может использовать учитель на уроках истории по формированию регулятивных учебных действий :

1)Формулировки заданий, нацеленных на запуск механизма контроля и самоконтроля учащихся, выглядят следующим образом: «Проверь, соответствует ли Машино суждение об увиденном в фильме тому, что заложено в тексте учебника на странице…»; «Проверь наблюдение Андрея» «Проверь, имеются ли отличия сцены охоты на горных козлов от того, что вы увидели в фильме; «Вернись к тексту. Проверь Юлины слова, и если она права, подумай: почему древнейшего человека называют умелым »
Вместе с тем, возможны и другие формулировки, целевое назначение которых – такое же: «Тебе чья точка зрения ближе: Маши или Вани?», «С кем ты соглашаешься: с Аней или Артёмом?» (и т.д.), поскольку, отвечая на эти вопросы, школьник вынужден будет совершать действия сравнительного анализа и самоопределения, а значит, содержательного самоконтроля.

Методы, приёмы, ситуации, которые может использовать учитель на уроках истории по формированию познавательных учебных действий :

1)Учитель, обращая внимание учеников на название учебника «История Древнего мира», акцентирует внимание на понятии «История» и ставит перед ними задачу, проанализировав наглядный материал, представленный в виде презентации учителя, дать определение новой для них науки (в Презентации представлены картины из прошлой жизни людей разных эпох, предметы прошлых лет – прялка, старинный утюг, звуки музыки прошлых лет). Это порождает массу теорий, споров и в итоге ученики сами записывают определение науки «История» как первое свое историческое открытие. По этой схеме ученики выводят определение «История Древнего мира»

2)Например, при подготовке темы «Борьба Руси против экспансии с Запада» в 6 классе, я отмечаю следующие виды деятельности школьников:

рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы; умение извлекать информацию из источника;описание объекта по схеме ; составление характеристики исторического деятеля.

Следующий шаг – подобрать способы достижения оптимального результата. Готовится раздаточный материал (на данном уроке – это отрывок из Симеоновской летописи о битве на Чудском озере, отрывок из поэмы К.Симонова «Ледовое побоище»), карта «Русь в XIII веке», схемы (в презентации). Урок начинается с создания мотивационной основы формирования умений. Ученикам представлен 1-й слайд презентации: картина «Александр Невский», слова: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»; «Не в силе Бог, но в правде». Вопросы, которые возникли у шестиклассников (когда, при каких обстоятельствах были сказаны эти слова, кто угрожал Руси и т. д.), решаются с помощью следующих приёмов: работа с картой («Чтение карты»), схемой; анализ исторического источника ; чтение и обобщение фактов из литературного источника. Работа может идти как в группах, так и индивидуально.

Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы: составление вопросов к тексту, ответы на них; комментированное чтение текста ; составление простого и сложного плана; составление сравнительных, хронологических таблиц; составление кластера, подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; составление логической схемы, цепочки.

Методы, приёмы, ситуации, которые может использовать учитель на уроках истории по формированию коммуникативных учебных действий :

2)Создание на уроках игровых ситуаций.
Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. Вопросы в игре не должны быть и не очень простыми ( если ответ лежит на поверхности, то у большинства учеников исчезает азарт и интерес к игре), и в
тоже время, не очень сложным и не понятными (это тоже снижает интерес у
основной массы учащихся). Вопрос должен порождать стимул к работе с дополнительной литературой, к более глубокому осмыслению темы, а ответ должен строиться не только из найденных фактов, а логически построенной цепи суждений и личного мнения.

Например, в ходе обобщения раздела Российская империя в XIX веке, в 8 классе, можно провести игру «Аукцион имен», где учащимся предлагается 5 качеств или фрагментов из жизни того или иного исторического деятеля. Чем меньше черт будет названо при определении этой личности, тем выше балл у отвечающего.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, М.2006

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.

5. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред. А.А.Леонтьева М.,2006.

6. Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании// Педагогика. № 10. – 2005. С. 27-33.

7.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.

9.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-176 с.

11.Короткова М.В. Противоречивые проблемы современного преподавания истории: взгляд методиста.// Преподавание истории в школе.- 1997.-№1.-С.15-19.

12.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова.- М. : Просвещение, 2010. – 159 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *