ломоносов эссе по истории
Ломоносов Михаил Васильевич (ЕГЭ по истории)
Ломоносов Михаил Васильевич — историк, поэт, ученый, видный деятель 18 века.
Именно он стоял у истоков основания Московского университета в 1755 г.
Елизавета Петровна понимала, что существующие ВУЗы не могут обеспечить страну образованными кадрами, поэтому подписала указ об открытии одного из крупнейших в России университетов. Ломоносов разработал проект ВУЗа, отвечал за организацию его работы. По его идее образование было бесплатным, а все факультеты делились на медицинский, юридический и философский. Руководил кафедрой Иван Шувалов. Благодаря открытию университета Российская империя встала на одну ступень с развитыми Западно-Европейскими странами, а ВУЗ стал научно-культурным центром.
Так же Ломоносов является создателем антинорманнской теории. Главной причиной её возникновения можно считать стоявший вопрос возникновения государственности на Руси. Норманисты Миллер, Байер и Шлецер считали, что государственность на Русь принесли варяги в лице Рюрика, поэтому славяне не были способны к её созданию. А само слово Русь норманнского происхождения.
Ломоносов же считал, что государственность у славян была задолго до призвания Рюрика, а слово Русь славянского происхождения. Споры норманнистов и антинорманнистов не утихают и по сей день. У каждой из теорий есть свои последователи.
Открытия, сделанные Ломоносовым, бесценны. К примеру, именно он объяснил явление грозы и Северного сияния. Написанные им оды и стихи являются образцом классической литературы. Поэтому Ломоносова можно смело назвать универсальным человеком!
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Ломоносов эссе по истории
Эссе на тему:М. В. Ломоносов как историк.
В своем эссе я хочу рассказать о Ломоносове. Мне всегда казалось удивительным, что человек, родившийся на окраине империи в далеком XVIII веке, смог столько совершить на благо Отечества и его наследие актуально до сих пор. Михаил Васильевич очень много занимался вопросами истории, понимая важность и значимость исторической науки. Великой битвой можно назвать противостояние Ломоносову немецкой исторической школы в научном мире России. Я считаю, что диспут вокруг «норманнской теории» имеет политические корни. До Ломоносова, связной истории России, как цельной работы не существовало.Поэтому, мне хотелось быпроанализировать вклад М.В. Ломоносова в Российскую историческую науку и влияние его на историческую науку вообще.
Основные исторические труды Ломоносова – «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Перваго или до 1054 года…» (1766); «Краткой Российской летописец с родословием» (1760); «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софии» (это сочинение почти дословно включил Вольтер в свою книгу «История Российской империи при Петре Великом» (1761). Описание исторических событий и их оценка содержатся также во многих других произведениях Ломоносова.
Самый большой труд Михаила Васильевича по истории — «Древняя Российская история». Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи и делает вывод: Россия ещё в незапамятные времена была развита ничуть не меньше «классической» Европы. Первый том, «Древняя Российская история», доведённый до Ярослава Мудрого, был завершён в 1758 году, но вышел только после смерти учёного, как и второй. От остальных томов остались только наброски, о которых даёт представление «Краткий российский летописец», написанный в 1760 году совместно с А. Богдановым и долго игравший роль главного учебного пособия по истории, что тоже, несомненно, является, огромным вкладом Ломоносова в историческую науку. Исторические произведения Ломоносова – это исследования, основанные на различных источниках.Так же чрезвычайно важным, Ломоносов, считал задачу создания национальных кадров историков.
Исторические открытия Ломоносова, касающиеся Древней Руси, не были своевременно и в должной мере поняты и оценены большинством последующих историков.Считалось, что он необъективно и слишком предвзято, прорусски, изучает и описывает историю. Однако последние исторические и археологические исследования подтвердили практически все то, о чем писал Ломоносов в XVIII веке, например, в монографии современного историка В.В. Фомина «Ломоносов: Гений русской истории». Профессор В.В. Фомин обстоятельно, с привлечением самого широкого круга источников – исторических, археологических, лингвистических, антропологических, показал, что почти все идеи, высказанные Ломоносовым в XVIII веке в отношении русской и мировой истории, соответствуют уровню современной науки, например, что Ломоносов прав, выводя варяжскую Русь с берегов Южной Балтии.
Ломоносов эссе по истории
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: «Сочинение по литературе в декабре»
1741-1761. Историческое сочинение. Видные деятели эпохи. М.В.Ломоносов
1741-1761. Историческое сочинение.
Видные деятели эпохи. М.В.Ломоносов
Портрет М.В.Ломоносова. Неизвестный художник, 18 век
Годы жизни:1711-1765
Михаил Васильевич Ломоносов – гений России, первый русский академик. Трудно назвать область знаний, в которой не трудился бы он. М.В.Ломоносов считал, что радость и предназначение — трудиться во благо родины и народа, долг перед Отечеством должен преобладать над личными потребностями.
Из биографии:
Открытия М.В.Ломоносова:
Основные труды М.В.Ломоносова:
Высказывания М.В.Ломоносова
Основные направления деятельности М.В.Ломоносова и их результаты
Материал к историческому сочинению
Причины:
Следствие:
Итогом стало дальнейшее развитие культуры: было построено множество прекрасных архитектурных сооружений( архитектор В.Растрелли), развивалась литература, печать, театр, науки, было открыт первый университет, Академия художеств Велика заслуга в данном процессе такого выдающегося человека, как М.В.Ломоносов.
Данный материал можно использовать, готовясь к задания № 25 по эпохе Елизаветы Петровны.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Памятник М.В.Ломоносову на Воробьёвых горах
Памятник М.В.Ломоносову на Моховой улице в Москве.
История24
Готовые сочинения по истории
Поиск
М. В. Ломоносов. Историческое сочинение
М. В. Ломоносов был выдающимся российским ученым. С его деятельностью связано основание Московского университета, написание «Российской грамматики», а также развитие антинорманнской теории.
Важным событием является основание Московского университета в 1755 году – именно Ломоносов стал одним их главных вдохновителей и основателей университета. Но не менее важную роль сыграл и И. И. Шувалов. Он, будучи просвещенным дворянином, настоял на необходимости создания университета, вместе с Ломоносовым разработал проект по его созданию и предоставил его на рассмотрение императрице, а после основания университета контролировал его работу. Таким образом, во многом именно благодаря Шувалову осуществление проекта создания университета и его успешная работа стали возможны. Причины создания университета были следующие: необходимость создания высшего учебного заведения для подготовки отечественных специалистов, которые будут способствовать развитию страны в различных областях, а также наличие объективных предпосылок создания крупного высшего учебного заведения еще со времен Петра: постепенно создавалось все больше учебных заведений, таких как петровские технические школы, затем Академия наук, и наконец, пришло время для Императорского Московского университета. Следствием стал крупный толчок развитию образования в России.
Еще одним важным процессом, тесно связанным с деятельностью Ломоносова, является развитие антинорманизма. Ломоносов изучил историю славян и «варяжский вопрос», оценил влияние скандинавских языков на русский, настаивал на том, что Рюрик был славянином, критиковал взгляды норманиста Миллера и вступил с ним в острую полемику. Таким образом, именно Ломоносов сыграл ключевую роль в популяризации антинорманской теории. Причиной развития антинорманизма является: наличие противоречивых моментов в Повести временных лет Нестора, дающих основания строить разные теории происхождения государства, повышение интереса к исторической науке в XVIII веке, популяризация норманской теории немецкими историками, что вызвало противодействие со стороны патриотически настроенных историков, считавших, что норманисты принижают славян. Следствием развития антинорманизма стали его популяризация наравне с норманской теорией и обострение исторических дискуссий.
События и процессы, происходившие при участии М. В. Ломоносова, имели большое влияние на историю России. Так, Императорский Московский университет, основанный в 1755 году, продолжит развиваться и расширяться, как и высшее образование в России в целом: так, при Александре I будет открыто еще несколько университетов в разных концах страны, например, в Дерпте и Казани, и будет принят университетский устав. Развитие антинорманизма также является чрезвычайно важным не только для исторической науки, но и для политики: так, славянофилы нередко будут использовать тезисы антинорманской теории для поддержки своих политических взглядов. Даже в XX веке эта теория не будет оставлена без внимания: после Великой Отечественной войны и разгрома нацистов с их теорией расового превосходства произойдет новый всплеск развития антинорманизма, советскими историками будет написано немало научных работ на эту тему. На сегодняшний день спор между приверженцами норманской и антинорманской теорий остается актуальным.
М.В. Ломоносов. Историческое сочинение
Михаил Васильевич Ломоносов вошёл в историю как крупнейший русский учёный и естествоиспытатель XVIII века, один из образованнейших людей своего времени. Именно этот человек сыграл решающую роль в основания второго в стране университета – Московского (1755 г.), который ныне носит его имя.
Это классическое учебное заведение Михаил Васильевич создал вместе с Иваном Ивановичем Шуваловым – видным государственным деятелем, который содействовал развитию науки и искусства, помогал русским учёным, писателям и художникам.
Шувалова впоследствии назвали «министром новорожденного русского просвещения». Он не только сам понял огромную важность развития образования для будущего страны, но и убедил в этом императрицу Елизавету Петровну. Благодаря этому, она взяла создаваемый Ломоносовым и Шуваловым Московский университет под своё непосредственное покровительство.
Причиной создания этого высшего учебного заведения стала необходимость в подготовке квалифицированных кадров для российской науки и различных отраслей хозяйства. Следствием открытия университета – то, что Российская империя в развитии образования встала на одну ступень западноевропейскими государствами, а московский вуз на все времена сделался важным научным и культурным центром нашей страны.
Второе важное историческое событие с участием Михаила Ломоносова, на котором хотелось бы остановиться подробнее, – это его изучение отечественной истории и дискуссия со сторонниками «норманнской теории».
Будучи ярким примером учёного-универсала, который занимался не только естественными, но и гуманитарными науками, Ломоносов стал одним из первопроходцев в изучении отечественной истории. В своём труде «Древняя Российская история», вышедшем в 1766 году, Михаил Васильевич раскритиковал «норманнскую теорию».
Согласно этой концепции, создателями Древнерусского государства были варяги – призванные на княжение в Новгороде скандинавы во главе с Рюриком. Ломоносов доказывал, что государственность у славян была и до призвания Рюрика, а сам этот князь был славянского, а не норманнского происхождения.
Таким образом, создателями Древнерусского государства были, по мнению Ломоносова, не скандинавские воины, сами славянские и отчасти чудские (финно-угорские) племена.
Дискуссии о «норманнской теории» продолжились и в последующие эпохи. В частности, академики Лихачёв и Рыбаков, поддерживая точку зрения Ломоносова, справедливо указывали на легендарность старинной истории о призвании варягов на княжение в Новгород.
Годы научной и творческой активности Михаила Ломоносова пришлись на период правления Елизаветы Петровны, для которого характерен повышенный интерес к науке и культуре и их расцвет. Вклад Михаила Васильевича в развитие отечественных науки и культуры огромен. Будучи неутомимым и энергичным учёным, естествоиспытателем, педагогом, он способствовал развитию как точных, так и гуманитарных наук в России; образования и просвещения в целом.
Также хотелось бы сказать о том, что Ломоносов навечно стал для всех нас самым лучшим и вдохновляющим примером «человека, который сделал себя сам». Выходец из низов общества – простой крестьянской семьи, он не смирился со своей скромной участью. Ломоносов прошёл пешком более семисот километров с рыбным обозом до Москвы, потому что хотел получить образование.
В итоге он стал крупным учёным и занял высокое положение в обществе, доказав: упорство и целеустремлённость помогают преодолеть самые сложные преграды. И в этом смысле его значение для истории и всех последующих поколений тоже чрезвычайно велико.