лучшие школьные учебники по истории

Лучшие школьные учебники по истории

лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории

Этап III. Профессиональный (не рекомендуется)

Учебники истфака МГУ. Не рекомендую, потому что даже для подготовленного читателя (студента истфака) это не очень легкое чтение. Текст очень плотный, с высокой концентрацией информации, дат, имен, идей на абзац. Заставить влить в себя такой объем информации может только экзаменационная сессия, да и то настоящих «Гойко Митичей», сдающих, к примеру, годовой курс отечественную историю до XIX века по 1200 страницам из трехтоминка под ред. Милова буквально пять-шесть человек на поток. Остальные обходятся давно составленными шпорами/бомбами. Более того, в реальности эти тома подкрепляются семинарами, на которых читают и разбирают кучу толстых монографий, и отличными от других вузов курсовыми, являющимися по своей сути мини-исследованиями. Плюс лекции по предметам отличаются от учебников определенным образом и дополняют их, а не замещают. Плюс само общение с преподами, временами очень ценное. В итоге, у того, кто прочитает учебники получится следующая ситуация: затратит он сил немерено, наверное даже больше чем студент, и точно дольше. И дойдя до конца (что сильно вряд ли) будет считать что «все понял и все знает», короче «аналитег». Но это будет не так. Так что, подходить к этим курсам надо уже в конце, и то. стоит тогда подумать о поступлении на истфак. хотя бы для мотивации 🙂

Вторая проблема, это то что большинство учебников являются переизданиями авторами своих же, написанных еще в советские времена вариантов, с соответствующими недостатками. И если всякую откровенно идеологическую муть авторы вычистили, то исправить подачу материала многие уже не в состоянии (в силу возраста и нежелания что-то вообще делать за те деньги которые старикам платят). Поэтому, например, XIX-XX века всемирной истории (а это четыре кирпича) читать надо с оглядкой и с улыбкой.

1) Отечественная история

Для облегчения жизни студентам, и в связи со смертью Милова, каждая кафедра выпустила свой учебник являющийся облегченной и переделанной и главное доделанной версией трехтомника.

Вдовин А. История СССР от Ленина до Горбачева. (подправленный запрещенный третий том Милова)
http://www.ozon.ru/context/detail/id/24903312/

была еще постсоветская история, неплохая, но что-то не могу найти

Источник

Лучшие школьные учебники по истории

лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории

УЧЕБНИК 1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.Д. История России. Из-во «Проспект», 4-е издание, 2016.
Классический учебник, по которому уже не одно поколение школьников готовилось к ЕГЭ по истории. В некоторых вузах его даже дают для подготовки к экзамену по истории студентам младших курсов непрофильных специальностей (технических и естественно-научных). Репетиторы по истории часто советуют его своим ученикам.

ПРЕИМУЩЕСТВА +++
+ Весь материал собран в одной книге, от Древней Руси до XXI века, всегда под рукой, если держать учебник на рабочем столе.
+ Хорошая структура, логичное изложение, простота и доступность.
+ Учебник легко достать, есть, практически, в каждой школе и библиотеке.

ИТОГ. Старый, классический, хрестоматийный учебник, который нужно прочитать хотя бы один раз. Однако надеяться на него при подготовки к ЕГЭ по истории не следует, как и уделять слишком большое внимание. Как репетитор по истории я не стану опираться на эту книгу в своей работе, однако порекомендую начать подготовку к экзамену именно с него.

лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории

УЧЕБНИК 2. Сахаров А.Н. Буганов В.И.\Боханов А.Н.\Шестаков В.А. История России, 6-11 класс лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории
Знаменитая линейка школьных учебников издающаяся еще с 1990-х гг. под редакцией А.Н. Сахарова. Менялись издательства, обложки, приходили и уходили вторые и третьи соавторы. Неизменным оставалось лишь содержание и фамилия самого Сахарова, конечно, за что учителя и прозвали учебник «сахаровским» лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории

ПРЕИМУЩЕСТВА лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по историилучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории
На самом деле, их совсем немного:
лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по историиучебник доступен по цене, есть в библиотеке многих школ.
лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по историипростое и доступное изложение.

лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории

лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории

лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории

УЧЕБНИК 3, а точнее, серия пособий под авторством Л.А. Кацвы:
— Кацва Л.А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М.: АСТ-пресс, 2012. — 848 с.;
— Кацва Л.А. История России. Советский период. (1917-1991). М.: РГУ, 2003. — 412 с.;
— Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв.
— Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVIII вв.
Хоть эти книги и не переиздаются каждый год, но известны многим выпускникам, благодаря пользе, которую приносят при подготовке к ЕГЭ. Их редко используют в школе, но часто читают дома.

НЕДОСТАТКИлучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по историилучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по истории
Их немного, но они существенные:
лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по историиМатериал подаётся в форме курса лекций, т.е. длинного текста мелким шрифтом, восприятие которого требует большого интереса к истории и вообще мотивации. Как было сказано выше, форма подачи напоминает вузовский учебник, а не школьный, поэтому кому-то книги Кацвы могут показаться скучными и сложными для восприятия.
лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по историиОтсутствуют вспомогательные материалы. Нет картинок, карт, отрывков из документов, таблиц и т.п. Всё это придётся осваивать по другим книгам.
лучшие школьные учебники по истории. Смотреть фото лучшие школьные учебники по истории. Смотреть картинку лучшие школьные учебники по истории. Картинка про лучшие школьные учебники по истории. Фото лучшие школьные учебники по историиОтсутствует материал по всеобщей истории. В формате справочника его вполне можно было бы добавить, но это почему-то не сделано. А ведь в ЕГЭ по истории зарубежный материал тоже есть.

ИТОГ: очень полезный учебник для подготовки к ЕГЭ по истории, но осилить его будет непросто. К тому же карты, иллюстрации по темам про культуру (живопись, архитектура и т.д.) придётся изучать отдельно по другим книгам. Тем не менее, как репетитор по истории, очень рекомендую запастись книгами Кацвы для подготовки к ЕГЭ

Источник

Лучшие учебники для подготовки к ЕГЭ по истории

В процессе подготовки важно определить учебные пособия, которые помогут лучше понять или повторить необходимое, если решено готовиться самостоятельно. Не спешите скупать все книги подряд в магазинах, в первую очередь вспомните о школьных учебниках, в которых подробно описаны все теме.

При подготовке к истории своим ученикам я предлагаю покупать и использовать именно эти учебные пособия:

2. Николаева Л.И., Сафарова А.И. «Подготовка к ЕГЭ». В данном учебнике представлены 2 секции. Теоретическая секция состоит из справочника фактов, словаря терминов и отдельных глав, посвященных правителям и культурному аспекту. Практическая секция состоит из 10 авторских тестов, проверяющих базовые знания.

3.Пазин Роман: «История. ЕГЭ. 10-11 классы. Анализ исторического источника». Данное учебное пособие посвящено отдельным заданиям ЕГЭ, проверяющим умения выпусника работать с историческими источниками. Задания разного типа и различного уровня сложности.

4. Атлас: Сергей Колпаков: История России с древнейших времен до начала XXI века. 10-11 классы. Для выполнения одной из части ЕГЭ понадобиться умение работать с картами. Поэтому при изучении каждого раздела следует параллельно пользоваться картографическими источниками.

5. Маркин С.А. «Картографический тренинг». Содержит советы по действиям с картами и тренировочные тесты, распределенные по периодам.

6. Артасов И.А. «ЕГЭ.История. Трудные задания. Работа с изображениями». В пособии приведен подробный разбор выполнения заданий ЕГЭ повышенного и высокого уровня сложности (задания с изображениями).

В идеале, если ученик проработает все эти учебники, он точно сдаст экзамен на 85+ баллов. Сложно ли это? Безусловно. Вообще к ЕГЭ по истории готовиться очень нелегко. Даже сложно. Главное вовремя начать подготовку к ЕГЭ по истории.

Источник

Чем новые учебники истории отличаются от старых. По пунктам

С 1 сентября российские школьники начнут изучать отечественную историю по учебникам, переформатированным под новый историко-культурный стандарт. Как рассказала на днях в эфире программы «Вести» новый министр образования РФ Ольга Васильева, подготовлены три линейки учебников. В российские школы, пообещала чиновница, книги поступят в сентябре. Znak.com нашел новый учебник и сравнил его с пособиями предыдущих лет. Выполнены ли установки главного вдохновителя реформы, президента РФ Владимира Путина? В 2013 году он, предлагая создать новый единый учебник по истории, настаивал на том, что новые учебники должны быть «написаны хорошим русским языком», лишены «внутренних противоречий и двойных толкований», а также «идеологического мусора».

Три линейки новых учебников по истории, о которых упоминала Васильева, подготовлены тремя разными издательствами: «Просвещение», «Русское слово» и «Дрофа». Найти их сейчас в свободной продаже непросто. В книжных магазинах Екатеринбурга, например, доступны лишь книги издательства «Дрофа». Это пять томов в твердой обложке светлых тонов. В верхнем правом углу красная отметка – «историко-культурный стандарт», сзади еще одна – «одобрено Российским историческим обществом». Текст отпечатан на хорошей бумаге, с обилием цветных иллюстраций. Деление по томам (как и прежде) соответствует изучаемым в классе периодам. Шестой класс, например, изучает историю с древнейших времен до XVI века, а десятый — с начала XX века по начало XXI.

Всей линейки новых школьных учебников по истории России целиком не оказалось ни в одном из магазинов города. Только единичные экземпляры от издательства «Дрофа» (а учебник за восьмой класс, рассказывающий об эпохе от Петра I до Екатерины II, нам не удалось найти вовсе). При этом сотрудники торговых точек утверждают, что учебников от двух других издательств, соответствующих новому историко-культурному стандарту, они не видели вообще. До начала учебного года осталась неделя. (Стоит, правда отметить, что в первую очередь отпечатанные книги идут в школьные библиотеки для выдачи учащимся. И в свердловских образовательных учреждениях говорят, что они действительно поступают к ним).

Конечно, нагляднее и корректнее всего было бы сравнить учебники одного авторского коллектива: том, написанный до принятия нового историко-культурного стандарта, с томом, написанным после. На практике это невозможно. У каждой из линеек учебников свой набор авторов, их состав меняется от тома к тому (в зависимости от специализации историков по периодам) и от издания к изданию. Так, учебник «История России: с древнейших времен до XVI века», опубликованный в этом году издательством «Дрофа», написан Игорем Андреевым и Иваном Федоровым. В 2012 году учебник по отечественной истории того же периода был подготовлен Игорем Андреевым в соавторстве с Игорем Данилевским и опубликован издательством «Мнемозина». Два издания отличаются оформлением, названиями глав и параграфов, контрольными заданиями для учащихся. Текстовая часть также имеет различия.

Тем не менее новеллы, продиктованные современными общественно-политическими веяниями, в новых учебниках вполне считываются и материал для сравнения есть. Естественно, самые любопытные перемены прослеживаются в кусках текста, повествующих о так называемых «дискуссионных моментах» российской истории.

«Иногда это объединение называют Киевской Русью»

В самом раннем средневековье такой спорный момент — это прежде всего вопрос происхождения славян и руси, трактовка призвания варягов. С XIX века это предмет полемики, порой ожесточенной, между историками-западниками и историками-славянофилами.

«Итак, князья, возглавившие ранние восточнославянские объединения, скорее всего, были иноплеменниками. Однако неверно считать, что славяне не могли самостоятельно создать государство. Просто во главе древнейших государств обычно ставились выходцы из других народов. Объединявшиеся племена предпочитали, чтобы ими управляли иноземцы. Почему? Скорее всего, потому что людям пришлым легче разрешать противоречия и споры местной родовой знати», — объясняется этот момент в учебнике Андреева, Федорова 2016 года. Тезис прописан как аксиома и без каких-либо примеров из истории других государств.

В 2012 году этот эпизод в учебнике Андреева и Данилевского подавался так: «Чем больше людей присутствовало на вече, тем труднее было принять решение, которое устроило бы всех. Поэтому вскоре между племенами, заключившими военный союз, начались распри. По летописной легенде, чтобы прекратить их и наладить порядок, народное собрание жителей северных земель решило пригласить правителя-князя со стороны, “из заморья”».

Еще один важный момент, бросающийся в глаза тем, кто учился по учебникам советского образца и книгам, изданным в 90-х, — старательная попытка избежать общепринятого термина «Киевская Русь». Раннее государство восточнославянских племен теперь старательно именуется «Древнерусским». Упоминается, что варяги Кий, Щек и Хорив были «первыми князьями» в «земле полян» и что именно они «по преданию» построили на берегу Днепра Киев. Только один раз дается скромное пояснение в одну строку о том, почему Древнерусское государство имеет другое, куда более распространенное название: «Поскольку столицей государства стал Киев, иногда это объединение называют Киевской Русью».

«Языческая реформа 983 года» и князья-торговцы

Еще один ключевой момент раннего средневековья – крещение Руси князем Владимиром в 988-989 годах. С инициативой установить именно этому князю монумент в Москве в 2015 году выступило Российское военно-историческое общество (идеологом создания РВИО выступал глава минкульта РФ Владимир Мединский, а попечительский совет возглавляет вице-премьер Дмитрий Рогозин).

«Новая религия проповедовала терпение, смирение и всепрощение. Ее основные заповеди способствовали сохранению внутреннего порядка в государстве, давая ему нравственное обоснование», — такой параграф появился в учебнике Андреева, Федорова, подготовленного по новому историко-культурному стандарту. Попытка унификации языческих культов и придание Киеву статуса духовного центра государства, предпринятая Владимиром около 983 года, теперь именуется «языческой реформой» — «первым самостоятельным шагом» молодого князя, который «захотел поставить языческую веру на службу государству». Подчеркивается, что шаг этот был «неудачным».

В учебнике 2012 года эти события описывались проще. Никакого упоминания о «языческой реформе» и государственническом подходе. Вместо этого были слова о попытке укрепления Владимиром личной власти. Впрочем, принятие христианства трактуется так же – как «одно из самых важных решений, которые когда-либо приходилось принимать древнерусским правителям». О том, что принятие византийского варианта христианства вскоре осложнило взаимоотношения с западным миром, не сказано ничего.

Любопытный момент. Из нынешней версии учебника выпал параграф о торговых контактах Древней Руси. В учебнике 2012 года было сказано: «Уже при Владимире I Святославовиче молодая христианская Русь начала налаживать связи с государствами Центральной и Западной Европы. Сохранялись связи и со странами Востока. Бурно развивалась торговля. В древнерусских городах можно было встретить купцов из Византии, Польши и Скандинавии, Хазарии и Волжской Болгарии, а также Персии и Хорезма. Армянские и еврейские торговцы связывали Русь с Англией, Испанией, странами Кавказа и Передней Азии». В 2016 году вопрос торговых контактов включили в параграф о роли городов в Древней Руси. «Большое значение для их развития имела международная торговля. Однако ею занимались лишь знатные и богатые люди. Даже князья участвовали в торговых операциях», — кратко отметили Андреев и Федоров.

«Спас народ, воспитанный в православной вере»

Еще одна реперная точка, маркирующая происходящее в стране, — трактовка Смуты. И старая, и новая версии учебника описывают этот период как драматические события XVII века. В учебнике 2016 года, составленном по новому историко-культурному стандарту, отмечается, что эти события связаны «с расколом общества и государства». Чуть ниже объясняется, что крестьяне были недовольны отменой Юрьева дня (права перехода к другому барину) и усилением «налогового гнета». «Тысячи крестьян жаждали возвращения к старине, связывая свои чаяния с мечтой о добром и справедливом государе» — резюмируют составители книги. Резкие строки о том, что «низы ополчились на верхи» и «сословия распались на враждующие лагеря», присутствовавшие в прежней версии учебника, исчезли из обновленного текста.

«Свободный выбор украинского народа»

Из череды исторических событий в России XVII века, которые традиционно включаются во все учебные планы, обращает на себя внимание появившийся в новой версии учебника параграф о мотивах выхода украинских земель из-под юрисдикции Речи Посполитой и перехода их под юрисдикцию Московского государства. «Несмотря на позицию части [казацкой] старшины, которая рассматривала Переяславльскую раду (в 1654 году на раде в Переяславле казачество во главе с Богданом Хмельницким приняло решение о вхождении Украины в состав Московского государства – прим. ред.) как эпизод в политической борьбе, то был свободный и осознанный выбор украинского народа, проявление культурной, исторической религиозной, этнической общности, соединяющей два народа», — прописали авторы нового учебного издания Андреев, Федоров, Амосова.

В издании 2012 года Андреева и Данилевского фрагмент о решении Переяславльской рады звучал проще: «В январе 1654 года на Переяславльской раде было принято решение о вхождении Украины в состав России. При этом Украина получала автономию: царь сохранял гетманское управление, права и вольности казачьего войска, самоуправление городов».

«Обман, воровство, взяточничество процветали на всех этажах власти»

В новых учебниках, как и раньше, можно прочитать о пороках самодержавия и неэффективности абсолютной монархии. То ли так укоренились клише, оставшиеся еще с советских времен, то ли все-таки идеологическое влияние в этих местах оказалось не слишком сильно. Например, вот какой пассаж можно найти про эпоху Николая I.

«Итоги его царствования были неутешительными. Попытки выстроить патриархальное государство-семью потерпели неудачу. Стремление монарха лично контролировать все сферы российского общества оборачивалось слабостью системы управления. Работа бюрократического в основе своей аппарата власти приходила в расстройство. Воспитанные беспрекословно исполнять волю начальства чиновники не были заинтересованы ни в успехе проводимых мероприятий, ни в повышении своего профессионализма. В итоге — обман, воровство, взяточничество процветали на всех этажах власти», — говорится в учебнике за авторством Ляшенко, Волобуева, Симоновой.

Звучит довольно современно. Учебник одобрен Министерством образования и науки РФ. Соответствующая помета в книге имеется.

«Индустриализация в условиях враждебного окружения»

Наверное, самое непростое для авторов учебников — описание эпохи Сталина. В новом историко-культурном стандарте из числа 20 трудных вопросов отечественной истории три касаются именно этого периода (среди исторических деятелей это «рекорд»). Спорные моменты в стандарте сформулированы так: «причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И. В. Сталина, причины репрессий», «оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны», «цена победы СССР в Великой Отечественной войне».

Для сравнения, в учебнике 2006 года для 10 классов под редакцией Никиты Загладина, Сергея Козленко, Сергея Минакова, Юрия Петрова, по которому раньше учились школьники, параграф, посвященный культу личности Сталина и репрессиям, составлял 12 страниц. В учебнике, выпущенном в этом году издательством «Дрофа» за подписью Олега Волобуева, Сергея Карпачева и Петра Романова по новому историко-культурному стандарту, тем же самым вопросам отведено лишь две страницы текста.

В старом учебнике Загладина, Козленко, Минакова, Петрова итоги сталинских репрессий описывались куда предметнее: «Точные масштабы репрессий до сих пор точно не установлены. По примерной оценке, с 1930 по 1953 год к смертной казни было приговорено 800 тыс. человек. Концентрационные лагеря прошли 18 млн человек».

В начало главы о 1930-х годах авторы нового учебника Волобуев, Карпачев, Романов вынесли достижение сталинской эпохи – индустриализацию. «Индустриализация проходила в условиях “враждебного” окружения. Следствием противостояния с “миром капитала” стало создание военно-промышленного комплекса, — пишут авторы. — Здесь не действовали принципы рыночного хозяйства, на которых выросла индустрия Запада». Еще один абзац о показателях: «По объему промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и второе место в мире – вслед за США. Удельный вес нашей страны в мировом производстве в 1937 году составлял 13,7% против 2,6% в 1913 году. Советский Союз превратился в индустриальную державу».

Коллективизация трактуется аналогичным образом: «Ни отмена крепостного права, ни Столыпинская реформа не изменили столь сильно жизнь деревни, как введение колхозного строя. Безвозвратно ушли в прошлое патриархальная крестьянская Русь». Чуть ниже: «Был остановлен характерный для второй половины XIX – начала XX века процесс расслоения крестьянства». Про трагедию раскулачивания сказано только: «Одновременно с ликвидацией кулака ушел из жизни тип предприимчивого хозяина-труженика».

Для сравнения — несколько строк из предыдущего учебника Загладина, Козленко, Минакова, Петрова. «Модернизация СССР в 1930-е годы не сняла все проблемы развития страны». «Модернизация лишь частично изменила социально-демографическую структуру Советского Союза. Сельское население составляло большую часть населения страны (55%)».

«Единый антироссийский фронт»

Отсутствие в новом учебнике хоть какого-нибудь анализа причин больших потерь и отступления Красной армии в первый период Великой Отечественной войны уже не удивляет. Все это осталось в учебниках 90-х. Теперь текст начинается с фразы: «Война началась внезапно для расположенных вдоль границ советских воинских частей». Никаких упоминаний о директиве №1, разосланной в 23.30 войскам о приведении приграничных военных округов в боевую готовность. Зато в числе тех, кто выступал с обращениями к гражданам в первые дни войны, между Молотовым и Сталиным упомянут «глава Русской православной церкви митрополит Сергий», обратившийся «с патриотическим посланием к верующим».

Для описания событий новейшего периода истории России авторы учебника отвели 51 страницу. Из них 16 страниц посвящены эпохе Бориса Ельцина, 35 – периоду правления Владимира Путина, с перерывом на президентство Дмитрия Медведева.

Последняя часть кажется слишком комплиментарной. Отмечается, что Путину «досталось непростое наследство». Среди проблем перечисляются: «внешний долг, низкий уровень инвестиций, криминализация промышленной и торговой деятельности», «незначительный золотовалютный резерв, дефицит бюджета, низкая собираемость налогов», «своеволие региональных властей», «влияние олигархов и лоббистов на принятие решений разными органами власти», «низкий уровень жизни большой части населения, маленькие пенсии, безработица, демографический спад». «Все эти задачи постепенно (хотя и не в полной мере) решались и в первое президентство В. В. Путина, и в течение второго его президентства», — подчеркивают авторы учебника. Ниже — несколько страниц об улучшениях в экономике и социальной сфере.

В части политических преобразований отмечается, что к началу нулевых «электорат разочаровался в либеральных реформах». Решение об отмене одномандатных округов перед выборами в Госдуму 2007 года объясняется так: «Отказ от выборов по одномандатным округам был призван снизить использование административного ресурса для проведения “своих” кандидатов. Новый порядок выборов облегчил формирование законодательных инициатив и решений». О том, что в 2014 году одномандатные округа на выборах в Госдуму вернули, нет ни строчки. Ничего не говорится о подверстанном к событиям в Беслане 2004 года решении упразднить выборы глав регионов. Вместо этого есть другой абзац: «На фоне думских и президентских выборов [декабря 2011-го, марта 2012 года] активизировалась оппозиция как праволиберальная, так и крайняя левая. Довольно многолюдные митинги были проведены в Москве, например, на Болотной площади. Необходимость дальнейшей демократизации общественной жизни признала и государственная власть. Так, были приняты решения об избрании губернаторов и облегчении правил юридической регистрации политических партий». Ниже с красной строки: «Выборы 2011 года в Государственную думу подтвердили доминирующее положение в ней “Единой России”». О последовательном внедрении «двуглавой» системы местного самоуправления и повсеместного отказа от всенародных выборов мэров — опять ничего.

Заканчивается глава о власти и обществе в начале XXI века пространным объяснением нынешнего кризиса: «В 2014 году Россия столкнулась с серьезными политическими и экономическими трудностями, вызванными политикой санкций со стороны стран Запада в связи с событиями в Украине и воссоединением (после референдума) Крыма».

Внешней политике России отведена самая существенная часть последнего раздела. Среди прочего описываются «так называемые “цветные революции”», «произошедшие в Грузии и Украине», «революция тюльпанов» 2005 года в Киргизии.

Сильнее прочих недоумение вызывает последний блок, посвященный событиям конца 2013-2014 годов в Украине. «Янукович (под угрозой для его жизни) тайно покинул Киев и вскоре вынужден был укрыться в России. В Киеве незаконно было сформировано новое правительство», — безапелляционно констатируют авторы учебника. Присоединение Крыма к России описывается так: «11 марта 2014 года постановлениями Верховного совета автономной республики Крым и Севастопольского городского совета была принята Декларация о независимости. Так революция, начавшаяся в Киеве, стала явлением международной политики и на революционной волне выплеснулся “поплывший” в другом направлении Крым».

«В странах Запада сложился во главе с США единый антироссийский фронт, ставящий целью с помощью системы санкций “наказать” Россию за Крым и за неприятие большинством населения юго-восточных областей Украины национализма киевской власти. Налаживаемые в течение двух десятилетий партнерские отношения между Россией и странами Запада во многом были сведены на нет», — заканчивается глава о современной внешней политике России.

Вместо итога

Профессор факультета истории Высшей школы экономики, член рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Игорь Данилевский в интервью «Медузе» заявил на этой неделе: «Никаких особенных отличий от прошлых учебников у новых не будет. Единственное, что вызвало споры, это год, на котором заканчивается рассмотрение. Рабочая группа приняла решение, что лучше закончить 2013-м, хотя я считаю, что лучше бы остановились на 2000-м. Сложные исторические вопросы были вынесены вовне».

Возражений эта позиция не вызывает. Так повелось еще с дореволюционной России, что история страны преподается детям списками дат, событий, имен. Все это напыляется трактовками, идеологически необходимыми для действующих руководителей государства. Почти не предпринималось попыток дать школьникам понимание многообразия других государств, а также экономических и культурных традиций, которые вошли в сплав современной России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *