лянная неля анатольевна биография
Разработка проекта функционирования системы управления в условиях чрезвычайных ситуаций: На примере Префектуры ЮАО Москвы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05, кандидат экономических наук Лянная, Неля Анатольевна
Оглавление диссертации кандидат экономических наук Лянная, Неля Анатольевна
Глава 1. Теоретические основы проектно-ориентированного управления в 11 условиях чрезвычайных ситуациях
1. Особенности создания и функционирования систем управления в условиях 11 чрезвычайных ситуаций
2. Управление проектом как методологическая база системы управления в 23 условиях чрезвычайных ситуаций
3. Система проектного управления в условиях чрезвычайных ситуаций
Глава 2. Базовые методические решение по построению проектно- 50 ориентированной системы управления чрезвычайными ситуациями
1. Организационная структура и функции проектно-ориентированного 50 управления чрезвычайными ситуациями
2. Функции и задачи проектно-ориентированной системы управления 63 чрезвычайной ситуацией в различных режимах функционирования
3. Процессы планирования и организации в проектно-ориентированной 74 системе управления чрезвычайными ситуациями
4. Процессы реализации и контроля в системе проектно-ориентированного 88 управления чрезвычайными ситуациями
Глава 3. Разработка проекта функционирования системы управления в режиме 119 чрезвычайной ситуации
1. Организационные решения по проекту функционирования системы 119 управления в режиме чрезвычайной ситуации
2. Информационное обеспечение функционирования системы управления в 125 режиме чрезвычайной ситуации
3. Кадровое обеспечение проекта функционирования системы управления в 135 условиях чрезвычайных ситуаций
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК
Методы проектного управления инновационным развитием нефтедобывающих компаний 2010 год, кандидат экономических наук Енокян, Роман Дживанович
Совершенствование эффективности процесса принятия управленческих решений в условиях чрезвычайных ситуаций в системе МЧС России 2003 год, кандидат технических наук Беляев, Леонид Анатольевич
Административная ответственность за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций 2004 год, кандидат юридических наук Романов, Игорь Борисович
Организационные методы управления ресурсами при строительно-восстановительных работах на железных дорогах в особых условиях 2004 год, кандидат технических наук Сбитнев, Василий Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка проекта функционирования системы управления в условиях чрезвычайных ситуаций: На примере Префектуры ЮАО Москвы»
2004 году в России чрезвычайных ситуаций погибло 2 тысячи 459 человек и пострадало 23 тысячи 182 человека. Следует отметить, что в статистику МЧС попадают только крупные чрезвычайные ситуации регионального масштаба.
Прогноз МЧС на 2005 год /18/ содержит в себе ожидаиия увеличения количества чрезвычайных ситуаций природного характера. В 2005 г. неблагоприятные особенности современной циркуляции атмосферы сохранятся, что позволяет утверждать о повышенной вероятности возникновения стихийных бедствий (природных источников ЧС) с аномальными параметрами. Техногенные чрезвычайные ситуации прогнозируются на уровне средних за последние пять лет и ниже средних значений за последние 10 лет. Вместе с тем ожидается увеличение количества биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.
Можно без преувеличения сказать, что чрезвычайные ситуации современности становятся глобальными и превращаются в факторы, преображающие практически все аспекты общественной жизни в глобальном масштабе. Для подтверждения этих слов достаточно вспомнить трагические события в Соединенных Штатах Америки 11 сентября 2001 года, террористические акты в Москве, недавние землетрясения в Иране и цунами в Юго-Восточной Азии.
Такие мировые трагедии несколько заслоняют возрастающее количество менее масштабных чрезвычайных ситуаций. Это можно объяснить тем, что возросло количество различного рода опасностей, угрожающих как отдельным лицам, так и обществу в целом, которые могут проявляться в форме прямого насилия, террора, стихийных и других бедствий. Кроме этого, устройство общественной жизни в отдельных государствах и на планете в целом серьезно усложнилось, что приводит и к повышению вероятности различного рода непредвиденных ситуаций, которые при неадекватном управлении могут превратиться в катастрофы в считанные минуты.
Много бедствий приносит производственная деятельность различных предприятий, наносящая серьезный ущерб окружающей среде (см. табл.1). Результатами такой деятельности являются эндемические засухи, беспрецедентное нашествие саранчи, уничтожение лесов, кислотные дожди, загрязнение окружающей среды и другие нежелательные экологические последствия.
Неблагоприятное воздействие чрезвычайных ситуаций в ходе производственной деятельности на природную окружающую среду № Сфера Некоторые характеристики воздействия п\п воздействия
1. Мировой Ежегодно в мировой океан попадает до 30 млн т. нефти и океан нефтепродуктов, 6 млн т. фосфора, 20 млн т. пестицидов.
2. Запасы Годовое потребление человеком пресной воды составляет 3 500 пресной м3. При этом слив неочищенных вод-32mj (1 mj стоков губит воды 50 м3 пресной воды).
3. Атмосфера Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 5 млрд т углекислого газа, 200 млн т окиси углерода, 146 млн т двуокиси серы, 53 млн т окислов азота. Наметилась всевозрастающая тенденция ежегодного разрушения озонового слоя, роста «парникового эффекта».
4. Фауна и Леса планеты уничтожаются со скоростью 20 га в мин., что в 18 флора раз превышает темп их роста. Под угрозой распространения пустыни находится до 20% поверхности суши. Ландшафты разрушаются со скоростью 44 га в мин. На грани исчезновения находятся более 1000 позвоночных животных и 25 тыс. видов растений.
В связи с этим следует отметить, что четверть территории СНГ расположена в особо опасных с сейсмической точки зрения районах. Наличие в этих районах сооружений, к которым предъявляются повышенные требования по сейсмической безопасности, например, атомных электростанций, зданий взрывоопасных и химических производств, существенно расширяет опасную зону, которая (по данным РАН /55Г) составляет около 40% территории СНГ.
Следует заметить, что в силу сложившихся географических и климатических условий почти во всех регионах Российской Федерации существует опасность возникновения не только землетрясений, но и катастрофических наводнений и затоплений, снежных заносов, лесных и торфяных пожаров, ураганов, оползней, лавин.
Наибольшую опасность из рассматриваемых процессов в России представляют наводнения, оползни и обвалы, землетрясения, смерчи, лавины, сели, цунами. Именно с ними часто связан огромный социально-экономический ущерб, величина которого ежегодно исчисляется сотнями и тысячами миллиардов рублей в год (см. табл. 2).
Ориентировочный социально-экономический ущерб от развития наиболее опасных природных и природно-техногенных процессов на территории Российской
Чрезвычайные ситуации Кол-во городов, подверженных воздействию Ориентировочный социально-экономический ущерб млрд. руб. в год
Возможный разовый Средне-многолетний гидрометеорологи ческие приводящие к гибели людей наводнения 746 7,2 13,5-14,7 ураганные ветры и смерчи 500 0,1 0,4 цунами 9 0,7 0,2 геологические оползни и обвалы 725 0,1 8,1-13,5 землетрясения 103 135 6,8-10,4 лавины 5 3,8 0,1 сели 9 0,7 0,01 обычно не приводящие к гибели людей эрозия плоскостная и овражная 734 2,0 23,8-28,8 подтопление территорий 960 0,7 16,2-20,25 переработка берегов водохранилищ и морей 53 0,1 15,75-11,25 эрозия 442 0,01 речная наледеобразо 174 0,3 вание
Помимо специально выделенных организаций, сегодня практически каждое предприятие и учреждение должны иметь гибкую систему управления, позволяющую быстро переходить в режим эффективного управления в условиях чрезвычайной ситуации. При этом организации, специализирующиеся на деятельности по устранению чрезвычайных ситуаций и их последствий, и обычные организации должны эффективно взаимодействовать, и не только в условиях непосредственно чрезвычайной ситуации, но и до (для проведения профилактических и предупредительных мер), и после (для проведения анализа и выработки дальнейших стабилизационных мероприятий).
Для того чтобы научиться встречать чрезвычайную ситуацию в полной готовности, нужны масштабные организационные мероприятия. При этом возможны не только существенные капиталовложения и уровень технической вооруженности общества, но моральная готовность населения к чрезвычайным ситуациям.
Если население достаточно подготовлено к действиям в условиях чрезвычайной ситуации, реализованы все заранее запланированные контрмеры, введены в действие силы, средства и системы быстрого реагирования, в том числе информационные, нежелательные последствия чрезвычайной ситуации могут быть минимальными.
Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций во многом похожи на аналогичные мероприятия по отражению военного нападения. Но при этом следует понимать, что чрезвычайные ситуации случаются
Анализ развития чрезвычайных ситуаций и принятие оперативных решений осложняются весьма существенной неопределенностью оценок их основных факторов, неоднозначностью в выборе способов их ликвидации, сложностью количественной оценки эффективности принимаемых решений. Руководящим органам различных организаций даже при значительных материальных ресурсах приходится действовать в условиях острого дефицита времени, ограниченной точности и достоверности информации, что может привести к принятию нерациональных и даже ошибочных решений, а, следовательно, и к большим потерям не только материального плана.
Таким образом, очевидно, что актуальность проблем, связанных с управлением деятельностью по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, на сегодняшний день весьма высока и будет повышаться в будущем. Одновременно с этим следует признать, что существует острый дефицит эффективных и научно-обоснованных методов управления в условиях чрезвычайной ситуаций. Это в первую очередь касается не специализированные организации, а общегражданские предприятия и учреждения, и особенно государственные учреждения, призванные обеспечить необходимую интеграцию деятельности всех вовлеченных в чрезвычайную ситуацию организаций. Кроме того, специфика управления деятельностью по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций не позволяет напрямую использовать методы и инструменты, выработанные в рамках традиционного менеджмента и военного управления.
Лянная неля анатольевна биография
Поиск по реестру юридических лиц дает возможность найти организацию по ИНН и другим реквизитам ОГРН/ОГРНИП/ОКПО, наименованию предприятия, адресу, субъекту РФ.
Стоит отметить, что поиск по ИНН/ОГРН/ОГРНИП/ОКПО является «точным», поэтому результатом будет сразу карточка искомого юридического лица.
Помимо поисковых запросов по реквизитам по данному реестру юридических лиц можно осуществлять «поиск в одну строку». Например, при вводе Ф.И.О. руководителя и наименования компании, поиск будет идти только по тем карточкам, в которых встречаются эти два значения. Комбинация значений повышает релевантность выдачи поисковой системы (высокому совпадению введенного запроса с ответом на него), что дает возможность быстрее найти нужную вам компанию или физическое лицо.
Запросы «в одну строку» осуществляются по следующим комбинациям: адрес компании и Ф.И.О. руководителя, наименование компании и Ф.И.О. учредителя, Ф.И.О. учредителя и место его рождения, наименование организации и её адрес, Ф.И.О. прежнего руководителя и прежний адрес компании, прежнее наименование на английском и Ф.И.О. прежнего учредителя.
Поиск по физическим лицам осуществляется по Ф.И.О. учредителя/руководителя, месту рождения.
При запросе по наименованию компании, адресу, Ф.И.О. учредителя/руководителя, результатом поиска будет список карточек организаций, в которых найдено совпадение по введенному значению.
Правила поиска по существенным событиям
Для поиска сообщений юридических лиц, опубликованных в журнале «Вестник государственной регистрации», задайте в поисковую форму запрос, состоящий из ИНН/ОГРН или названия юридического лица.
В результатах поиска по ИНН/ОГРН поисковая система выдаст список сообщений, поданных данным юридическим лицом.
При поиске по названию организации, вы получите список сообщений, содержащих данный поисковый запрос. Обращайте ваше внимание, что название юридических лиц может совпадать.
Вы можете ознакомиться с полным текстом сообщений, при необходимости заказать копию страницы журнала «Вестник государственной регистрации» с данным сообщением. Для заказа необходимо войти в личный кабинет зарегистрироваться на сайте.
Правила поиска по имуществу должника
Для поиска имущества, задайте в поисковую форму запрос.
В результатах поиска по ИНН/ОГРН/Наименованию поисковая система выдаст список имущества, соответствущий критериям поиска. Обращайте ваше внимание, что название юридических лиц может совпадать или содержаться в тексте лота.
Правила поиска по залогам движимого имущества
Поисковая система «Информация о залогах» осуществляет сквозной поиск по базе залогового имущества.
Необходимо ввести в поисковую строку запрос. Например:
Помимо сквозного поиска, есть возможность искать по определенным полям – по регистрационному номеру уведомления, по предмету залога, в отличии от ФНП, вы можете искать не только по залогодателю, но и по залогодержателю. Преимуществом также служит, что в результате поиска выводятся как действующие залоги, так и прекращенные.
Также вы можете сортировать информацию по определенным параметрам:
По временному отрезку:
Такая возможность поможет вам совершить максимально удобный и точный поиск, это позволит избежать вывода избыточной информации.
Введите запрос в поисковую строку и нажмите кнопку «Найти».
Выводится число с количеством найденных записей о залогах.
Ниже показаны результаты поиска в виде регистрационного номера уведомления в качестве заголовка и краткая информация – дата регистрации, залогодатель, залогодержатель и статус залога.
Кликнув по регистрационному номеру уведомления, вы перейдете на карточку залога, где получите полную информацию о залоге.
Правила поиска информации о патентах
Найти интересующую Вас информацию о патентах вы можете по номеру или названию патента, а так же по Ф.И.О. патентообладателя. Результатом поиска будет список всех карточек, в материалах которых найдено совпадение по введенному значению.
Можно ограничить результаты поиска по дате, выбрав соответствующий параметр «Дата подачи заявки» или «Дата публикации заявки».
В блоке «Параметры поиска» можно выбрать интересующие базы патентов, отметив их галочками. В таком случае поиск будет осуществляться только по ним.
Правила поиска по недействительным паспортам
Для проверки паспорта гражданина РФ задайте в поисковую форму запрос, содержащий серию и номер документа.
Правила поиска информации по новостям в СМИ
1. Сформулируйте запрос по вашему вопросу. Учитывайте при этом, что поиск является полнотекстовым и структурированным, что позволяет охватить больший объем информации и выделить основные интересующие вас позиции.
2. Не забывайте о том, что писать поисковый запрос нужно грамотно. От этого зависит качество выданной информации.
3. Нажмите на кнопку «Найти», после чего отобразится вся информация, соответствующая вашему запросу.
4. Воспользуйтесь функциями расширенного поиска, если вам нужны уточнения по типам источника или датам. Для этого следует нажать на кнопку «Фильтр», где отобразятся все возможности сужения поискового запроса.
Правила поиска по файлам эмитентов
Задайте в поисковую форму произвольную строку для поиска по файлам раскрываемым эмитентами.
Разработка проекта функционирования системы управления в условиях чрезвычайных ситуаций Лянная Неля Анатольевна
Содержание к диссертации
Глава 1. Теоретические основы проектно-ориентированного управления в условиях чрезвычайных ситуациях 11
1. Особенности создания и функционирования систем управления в условиях чрезвычайных ситуаций 11
2. Управление проектом как методологическая база системы управления в условиях чрезвычайных ситуаций
3. Система проектного управления в условиях чрезвычайных ситуаций 32
Глава 2. Базовые методические решение по построению проектно- ориентированной системы управления чрезвычайными ситуациями 50
1. Организационная структура и функции проектно-ориентированногоуправления чрезвычайными ситуациями 50
2. Функции и задачи проектно-ориентированной системы управления чрезвычайной ситуацией в различных режимах функционирования 63
3. Процессы планирования и организации в проектно-ориентированной системе управления чрезвычайными ситуациями 74
4. Процессы реализации и контроля в системе проектно-ориентированного
управления чрезвычайными ситуациями50
Глава 3. Разработка проекта функционирования системы управления в режиме чрезвычайной ситуации 119
1. Организационные решения по проекту функционирования системы управления в режиме чрезвычайной ситуации 119
2. Информационное обеспечение функционирования системы управления в режиме чрезвычайной ситуации 125
3. Кадровое обеспечение проекта функционирования системы управления в условиях чрезвычайных ситуаций 135
Список использованной литературы 162
году в России чрезвычайных ситуаций погибло 2 тысячи 459 человек и пострадало 23 тысячи 182 человека. Следует отметить, что в статистику МЧС попадают только крупные чрезвычайные ситуации регионального масштаба.
Прогноз МЧС на 2005 год /18/ содержит в себе ожидания увеличения количества чрезвычайных ситуаций природного характера. В 2005 г. неблагоприятные особенности современной циркуляции атмосферы сохранятся, что позволяет утверждать о повышенной вероятности возникновения стихийных бедствий (природных источников ЧС) с аномальными параметрами. Техногенные
чрезвычайные ситуации прогнозируются на уровне средних за последние пять лет и ниже средних значений за последние 10 лет. Вместе с тем ожидается увеличение количества биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.
Можно без преувеличения сказать, что чрезвычайные ситуации современности становятся глобальными и превращаются в факторы, преображающие практически все аспекты общественной жизни в глобальном масштабе. Для подтверждения этих слов достаточно вспомнить трагические события в Соединенных Штатах Америки 11 сентября 2001 года, террористические акты в Москве, недавние землетрясения в Иране и цунами в Юго-Восточной Азии.
Такие мировые трагедии несколько заслоняют возрастающее количество менее масштабных чрезвычайных ситуаций. Это можно объяснить тем, что возросло количество различного рода опасностей, угрожающих как отдельным лицам, так и обществу в целом, которые могут проявляться в форме прямого насилия, террора, стихийных и других бедствий. Кроме этого, устройство общественной жизни в отдельных государствах и на планете в целом серьезно усложнилось, что приводит и к повышению вероятности различного рода непредвиденных ситуаций, которые при неадекватном управлении могут превратиться в катастрофы в считанные минуты.
Много бедствий приносит производственная деятельность различных предприятий, наносящая серьезный ущерб окружающей среде (см. табл.1). Результатами такой деятельности являются эндемические засухи, беспрецедентное нашествие саранчи, уничтожение лесов, кислотные дожди, загрязнение окружающей среды и другие нежелательные экологические последствия.
Таблица 1
Неблагоприятное воздействие чрезвычайных ситуаций в ходе производственной
деятельности на природную окружающую среду
№ Сфера Некоторые характеристики воздействия
Запасы пресной воды
3. Атмосфера Ежегодно в атмосферу выбрасывается около 5 млрд т
углекислого газа, 200 млн т окиси углерода, 146 млн т двуокиси серы, 53 млн т окислов азота. Наметилась всевозрастающая тенденция ежегодного разрушения озонового слоя, роста «парникового эффекта».
Леса планеты уничтожаются со скоростью 20 га в мин., что в 18 раз превышает темп их роста. Под угрозой распространения пустыни находится до 20% поверхности суши. Ландшафты разрушаются со скоростью 44 га в мин. На грани исчезновения находятся более 1000 позвоночных животных и 25 тыс. видов растений.
В связи с этим следует отметить, что четверть территории СНГ расположена в особо опасных с сейсмической точки зрения районах. Наличие в этих районах сооружений, к которым предъявляются повышенные требования по сейсмической безопасности, например, атомных электростанций, зданий взрывоопасных и химических производств, существенно расширяет опасную зону, которая (по данным РАН /55/) составляет около 40% территории СНГ.
Следует заметить, что в силу сложившихся географических и климатических условий почти во всех регионах Российской Федерации существует опасность возникновения не только землетрясений, но и катастрофических наводнений и затоплений, снежных заносов, лесных и торфяных пожаров, ураганов, оползней, лавин.
Наибольшую опасность из рассматриваемых процессов в России представляют наводнения, оползни и обвалы, землетрясения, смерчи, лавины, сели, цунами. Именно с ними часто связан огромный социально-экономический ущерб, величина которого ежегодно исчисляется сотнями и тысячами миллиардов рублей в год (см. табл. 2).
Таблица 2 Ориентировочный социально-экономический ущерб от развития наиболее опасных природных и природно-техногенных процессов на территории Российской
Помимо специально выделенных организаций, сегодня практически каждое предприятие и учреждение должны иметь гибкую систему управления, позволяющую быстро переходить в режим эффективного управления в условиях чрезвычайной ситуации. При этом организации, специализирующиеся на деятельности по устранению чрезвычайных ситуаций и их последствий, и обычные организации должны эффективно взаимодействовать, и не только в условиях непосредственно чрезвычайной ситуации, но и до (для проведения профилактических и предупредительных мер), и после (для проведения анализа и выработки дальнейших стабилизационных мероприятий).
Для того чтобы научиться встречать чрезвычайную ситуацию в полной готовности, нужны масштабные организационные мероприятия. При этом возможны не только существенные капиталовложения и уровень технической вооруженности общества, но моральная готовность населения к чрезвычайным ситуациям.
Если население достаточно подготовлено к действиям в условиях чрезвычайной ситуации, реализованы все заранее запланированные контрмеры, введены в действие силы, средства и системы быстрого реагирования, в том числе информационные, нежелательные последствия чрезвычайной ситуации могут быть минимальными.
Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций во многом похожи на аналогичные мероприятия по отражению военного нападения. Но при этом следует понимать, что чрезвычайные ситуации случаются
Анализ развития чрезвычайных ситуаций и принятие оперативных решений осложняются весьма существенной неопределенностью оценок их основных факторов, неоднозначностью в выборе способов их ликвидации, сложностью количественной оценки эффективности принимаемых решений. Руководящим органам различных организаций даже при значительных материальных ресурсах приходится действовать в условиях острого дефицита времени, ограниченной точности и достоверности информации, что может привести к принятию нерациональных и даже ошибочных решений, а, следовательно, и к большим потерям не только материального плана.
Таким образом, очевидно, что актуальность проблем, связанных с управлением деятельностью по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, па сегодняшний день весьма высока и будет повышаться в будущем. Одновременно с этим следует признать, что существует острый дефицит эффективных и научно-обоснованных методов управления в условиях чрезвычайной ситуаций. Это в первую очередь касается не специализированные организации, а общегражданские предприятия и учреждения, и особенно государственные учреждения, призванные обеспечить необходимую
интеграцию деятельности всех вовлеченных в чрезвычайную ситуацию организаций. Кроме того, специфика управления деятельностью по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций не позволяет напрямую использовать методы и инструменты, выработанные в рамках традиционного менеджмента и военного управления.
Особенности создания и функционирования систем управления в условиях чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации можно классифицировать по различным параметрам. По масштабам или размерам сферы действия можно выделить межгосударственные, общегосударственные, региональные, местные, объектовые, технологические ЧС. По времени, динамике развития и ликвидации последствии можно говорить о стратегических чрезвычайных ситуаций, которые очень быстро приводят к катастрофическим последствиям большого масштаба; чрезвычайные ситуации, которые развиваются достаточно медленно, и чрезвычайные ситуации оперативного плана (аварии), последствия которых обычно носят локальный характер. По виду нанесенного ущерба различают чрезвычайные ситуации с прямым и косвенным ущербом; чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни людей; чрезвычайные ситуации, приводящие к нарушению экологического равновесия, уничтожению материальных ресурсов и т.д.
Чрезвычайные ситуации подразделяются также по причинам возникновения, последействиям, стратегиям их ликвидации, возможностям использования противоаварийного упреждающего планирования и т.д.
Но вне зависимости от вида и типа чрезвычайной ситуации характеристики системы управления в условиях чрезвычайных ситуаций как правило неизменны.
Основные особенности функционирования систем управления в условиях чрезвычайных ситуаций состоят в том, что проблема (чрезвычайная ситуация) развивается неожиданно, внезапно. Когда она возникает, перед системой управления встают задачи, не свойственные стационарному режиму работы организации и ее прошлому опыту. Контрмеры должны приниматься срочно, однако обычный порядок деятельности не позволяет этого сделать по следующим причинам.
Существующие планы работы не соответствуют новой ситуации. Встают новые задачи, информация, которую следует изучить и проанализировать, поступает мощным потоком. В этих условиях может возникнуть всеобщая паника. Руководители нижнего уровня, оказавшись в неожиданной ситуации, не имея указаний сверху и не зная общей картины, могут поддаться этой панике и непродуманными решениями способствовать неразберихе. К тому же следует отметить, что многие руководители не могут изменить стиль своего мышления и деятельности в условиях скачкообразных, неожиданных изменений. Поэтому инициатива снизу, часто повышающая в обычных условиях эффективность принимаемых решений, при чрезвычайных ситуациях теряет свою действенность и может оказаться небезопасной.
Функциональная структура системы управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций и действиям в чрезвычайных ситуациях (СУЧС; далее также будет использоваться сокращенный термин «система управления чрезвычайными ситуациями») должна охватывать весь круг проблем, касающихся чрезвычайных ситуаций, включая этапы их прогнозирования, предупреждения и подготовки к функционированию в условиях чрезвычайной ситуации, а также ликвидации ее последствий.
Эффективные подсистемы противоаварийного упреждающего планирования должны не только прогнозировать возникновение возможных чрезвычайных ситуаций, но и предусматривать соответствующие превентивные меры, причем упор следует делать на устранение исходных причин, а не возникающих последствий.
Вместе с тем превентивный план должен быть достаточно гибким, чтобы на его основе в случае необходимости могла быть построена конкретная программа действий, включающая срочные меры по проведению спасательных и других неотложных работ (СиДНР). В такой план требуется включать посекторный анализ, чтобы ни одна область деятельности не оставалась без внимания. В плане определяются потребности в персонале, участки, на которых могут быть приняты и расселены пострадавшие, наличие продовольствия и возможные узкие места в системе материально-технического обеспечения. Ценность такого плана в момент возникновения ЧС состоит в том, что он сократит до минимума время сбора информации и принятия необходимых оперативных решений.
Управление проектом как методологическая база системы управления в 23 условиях чрезвычайных ситуаций
Как видно из общего анализа характеристик управления в условиях чрезвычайных ситуаций методы и подходы, сформировавшиеся в рамках традиционного менеджмента нельзя признать адекватными, так как они предназначены для управления либо в режиме гомеостатического развития системы, либо в режиме эволюционного развития системы, никак не в условиях, близких к критическим показателям функционирования системы в сочетании с активным воздействием со стороны внешней среды.
Но вместе с этим ряд характерных особенностей управления в условиях чрезвычайной ситуаций, таких как уникальность каждой чрезвычайной ситуации, исключительно целевой характер деятельности, необходимость интеграции деятельности огромного количества независимых организаций, предприятий и физических лиц, невозможность построения жестких организационных структур и четкого распределения функций, требуемая в виду непредсказуемого развития ситуации, высокого темпа изменений и наличия различных режимов функционирования гибкость управления, позволяет сделать предположение о применимости методологии управления проектом к рассматриваемым проблемам. Действительно, если внимательно рассмотреть характеристики систем управления в условиях чрезвычайных ситуаций, как они представлены в табл.3, то можно заметить много характеристик, схожих с теми, что приводят при сравнительном анализе традиционного и проектного управления.
Естественно, обоснование предлагаемой методологии управления не следует сводить лишь к схожести общих характеристик. Данный вопрос требует чуть более подробного рассмотрения. Поэтому вслед за тем, как в п.1 были рассмотрены характеристики систем управления в чрезвычайных ситуациях, целесообразно представить обзор современной концепции проектного управления, в ее потенциальном применении к проблематике управления в условиях чрезвычайных ситуаций.
На сегодня существует большое количество определений понятия «проект», некоторые из них пользуются особым авторитетом. Все они базируются на трех основных характеристиках проекта: наличие уникальной цели, ограниченность во времени, наличие ограничений по ресурсам. Не принижая ценности этих определений и не нисколько не отрицая значимости представленных характеристик, следует все же указать, что большинство из распространенных сегодня определений имеет два недостатка: отсутствие связи между проектом, как предварительно разработанным планом, и проектом, как процессом реализации этого плана; а также отсутствие связи между проектом и проектным управлением, связи, которая должна подчеркивать то, что проект выступает не как традиционно понимаемый объект, к которому применяют весь набор стандартных процессов и процедур управления, а как сущностная характеристика самого управления.
В связи с тем, что термин «проект» сегодня уже устойчиво ассоциируется с распространенными определениями, предлагается следующее определение управления проектом, в рамках которого удобнее устранить представленные выше недостатки:
Отправной точкой проектного управления является осознание цели, т.е. желаемого состояния управляемого объекта. Цель в управлении проектом, как правило, характеризуется теми или иными элементами новизны, которые могут вытекать из внутренних свойств желаемого результата проекта и из внешних условий.
Цель содержит в себе основную идею проекта и определяет проект и деятельность по его реализации в целом. В проектном управлении цель декомпозируется на осознаваемые и управляемые элементы деятельности, логически и организационно связанные в комплексы и пакеты работ. Цель является неким эмбрионом, зерном, латентно содержащим в себе концепцию проекта и вырастающим в результате получения необходимых ресурсов из внешней среды в иерархическую, «древовидную» структуру, приносящую соответствующие результаты, плоды.
Деятельность по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации также является четко целевой. Но при этом некоторые исследователи /40, 66/ несколько неправильно трактуют, что цель в управлении чрезвычайными ситуации является внешнеполагаемой, т.е. возникающей за пределами самой системы, и поэтому самоочевидной. С такой точкой зрения нельзя согласиться, так как цель, не может возникать во внешней среде. Цель является продуктом сознательной деятельности человеческих коллективов. Очень часто чрезвычайные ситуации не представляются настолько очевидными, чтобы цель вытекала из них однозначным образом. Наоборот, большинство чрезвычайных ситуаций инициирует возникновение многоцелевой установки деятельности, в рамках которой очень остро стоят проблемы несопоставимости, а подчас и противоречивости целей друг другу, возникают конфликты между целями и средствами, результатами и стоимостью их достижения. Целеполагание в рамках управления чрезвычайными ситуациями становится таким образом важной и динамической функцией, органично связанной с процессом принятия решений (в первую очередь решений, касающихся приоритетов и выбора целей). Цель в условиях чрезвычайной ситуации, наоборот, приобретает большую важность по сравнению с условиями повседневной жизнедеятельности.
Организационная структура и функции проектно-ориентированногоуправления чрезвычайными ситуациями
Чрезвычайная ситуация является сложнейшим объектом управления, поэтому для ликвидации ее последствий обычно создаются специальные управленческие структуры (правительственные, межведомственные, ведомственные, чрезвычайные комиссии и др.).
Серьезной проблемой организации эффективного управления в условиях чрезвычайной ситуации является отсутствие координации деятельности официальных правительственных, ведомственных и неправительственных органов. Часто возникает путаница при решении вопроса, чем должно заниматься то или иное учреждение; это приводит к дублированию работы в одних областях и неудовлетворению потребностей в других.
В странах, где чрезвычайные ситуации возникают редко, ликвидацией их последствий обычно занимаются вооруженные силы и постоянно действующие службы по оказанию помощи в чрезвычайных обстоятельствах. Эти службы выполняют, как минимум, следующие основные функции: раннее оповещение и планирование, оказание помощи пострадавшим, координация внешней помощи, транспортировка и материальное обеспечение.
Однако традиционные подходы к управлению чрезвычайными ситуациями, как показывает опыт их использования, приводят к неудовлетворительным результатам /55/.
Решать проблему управления в условиях чрезвычайной ситуации необходимо не только путем перестройки функциональной структуры и повышения квалификации управленческих кадров, но и перехода к новой управленческой концепции, базовыми принципами которой, по предложению автора, должны стать принципы и инструменты методологии управления проектом, дополненной современными взглядами на управление в условиях чрезвычайной ситуации. В рамках этой концепции система управления в чрезвычайной ситуации рассматривается как открытая система. Основные предпосылки се успешного функционирования должны определяться не внутри, а вне ее, т.е. эффективность функционирования системы связывают с тем, насколько она удачно реагирует на внешнее окружение, насколько устойчива к неожиданным изменениям внешней среды, в том числе стратегическим, насколько эффективно использует потенциальные возможности, в том числе и различные резервы.
При сложной и изменчивой внешней среде структура системы управления чрезвычайными ситуациями прежде всего должна быть гибкой и адаптивной. В отличие от организационных механизмов традиционных систем аналогичные механизмы систем управления в условиях чрезвычайной ситуации должны быть приспособлены к определению новых проблем и выработке новых решений в большей степени, чем к контролю уже принятых решений и их реализации. В рамках структур таких систем управления должна быть обеспечена возможность максимальной концентрации всех ресурсов, объединения информационных, организационных и других типов резервов для ликвидации в кратчайшие сроки создавшейся экстремальной ситуации, организации целевой деятельности огромного количества участников, до данного момента не имевших возможности отладить регулярные коммуникации.
В рамках структуры системы управления в чрезвычайной ситуации должно быть реализовано совместное использование двух, казалось бы взаимоисключающих, принципов: единоначалия (единства полномочий и ответственности) и распределенных полномочий и ответственности, что обеспечивает проведение согласований и консультаций, а также создает условия для устранения неизбежных конфликтов и разногласий. Руководитель в системе управления чрезвычайной ситуацией (СУЧС) несет персональную ответственность за состояние дел, однако в работе штаба, в котором решаются вопросы взаимодействия и координации между руководителями различных уровней и зон развития чрезвычайной ситуации, реализуется принцип распределенной ответственности. Это обеспечивает его минимальное вмешательство в оперативную деятельность руководителей нижестоящих уровней.
Проектно-матричные и ироектно-целевые организационные структуры управления, являющиеся базовыми организационными решениями при применении методологии управления проектом, безусловно, должны стать стандартным вариантом построения структур управления в условиях ЧС. Именно в рамках таких структур возможно эффективная координация различных функциональных служб и силовых структур, задействованных в чрезвычайной ситуации. Проектно-матричные структуры управления позволяют применить уже отработанные решения для соединения единоначалии и распределения полномочий в ходе многоцелевой и разнонаправленной деятельности по ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий. Но и ставшие уже традиционными проектно-матричные и проектно-целевые структуры должны быть подвергнуты определенном переосмыслению.
Организационная структура в условиях чрезвычайной ситуации должна быть голархическои. Ее различные элементы участвуют в установлении целей и задач и совместными усилиями добиваются их реализации, иначе говоря, это структура с локальной автономией и глобальной координацией.
Обязанности по управлению в чрезвычайной ситуации принимает на себя группа лиц из высшего руководства, располагающая необходимыми полномочиями и ресурсами для того, чтобы можно было немедленно приступить к оперативным действиям.
Успешность деятельности руководителей по выработке адекватных управленческих решений во многом зависит от уровня их осведомленности. При низких уровнях осведомленности прибегают к методам экспертных оценок. При ее более высоких уровнях можно использовать количественное прогнозирование, моделирование и оптимизацию. При этом существуют три направления принятия решений: получение дополнительной информации, увеличение Уровня осведомленности и понимания ситуации; внедрение мероприятий, направленных на увеличение гибкости организации; выбор необходимых мероприятий для отражения опасности или использования всех имеющихся возможностей для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Организационные решения по проекту функционирования системы управления в режиме чрезвычайной ситуации
В главе 2 были рассмотрены основные принципы построения проектно-ориентированной системы управления чрезвычайными ситуациями. В настоящей главе диссертационного исследования рассмотренные принципы подлежат дальнейшей конкретизации и разработке на их основе детального проекта функционирования системы управления в режиме чрезвычайной ситуации.
В отличие от того, что в предыдущих главах рассматривалась система управления чрезвычайными ситуациями в ее целостном представлении, в настоящей главе задача будет несколько конкретизирована и ограничена только разработкой проекта (но не реализацией) функционирования системы управления одного из основных субъектов общей системы управления чрезвычайными ситуациями.
В качестве субъекта управления данной системы выступает Префектура Южного административного округа. Этот орган в лице префекта выступает как центральный интегрирующий центр управления при ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих на территории округа.
Организационная структура управления Префектурой показана на рис.9.
Основным органом управления чрезвычайной ситуацией является Оперативный штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации и их последствий. Данный орган по своему внутреннему устройству является временной проектно-целевой полиструктурой, в которую включаются по мере необходимости представители самых различных организаций и предприятий, не только самой Префектуры непосредственно.
Работа штаба ведется в круглосуточном режиме и предусматривает проведение комплекса мероприятий в целях организованного и успешного выполнения задач по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и оказанию помощи пострадавшим.
Руководитель аппарата префектуры готовит предложения и проект распоряжения префекта об организации круглосуточного дежурства оперативного штаба.
Префект назначает своим распоряжением ответственных лиц из числа заместителей префекта для дежурства в штабе по графику, определяет структурные подразделения, выделяющих своих представителей из числа руководителей для работы в штабе в круглосуточном режиме.
Оперативный штаб взаимодействует по мере необходимости со всеми окружными и городскими структурами, населением, средствами массовой информации.
Следует сформулировать общие требования к функционированию системы управления Префектурой в режиме чрезвычайной ситуации, цели и задачи Префектуры по управлению чрезвычайной ситуацией и ее последствиями.
Руководство действиями при чрезвычайной ситуации на территории административного округа осуществляет префект.
Управление внутренних дел, Управление по ЮАО Главного управления Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных последствий по г. Москве округа обеспечивают связь своих руководителей с префектом, через постоянно действующую информационно-коммуникационную систему.
Префект создает Оперативный штаб по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, в который входят его заместители, главы управ районов, руководители окружных структур.
Решения оперативного штаба по ликвидации последствий ЧС и оказанию помощи пострадавшим являются обязательными для всех предприятий, организаций и учреждений округа.
Руководители окружных структур, предприятий и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, несут персональную ответственность за организацию и выполнение задач по ликвидации чрезвычайной ситуации и защите населения и объектов, находящихся на территории административного округа.
Все действия руководства Префектуры при управлении чрезвычайными ситуациями должны быть предварительно продуманы, научно-обоснованы и изложены в виде документов, которые с одной стороны четко и однозначно предписывают необходимые действия, с другой стороны позволяют учитывать динамизм быстро изменяющейся чрезвычайной ситуации, высокий уровень неопределенности и вероятностный характер всех последствий принимаемых управленческих решений.