м козаков актер биография
Михаил Михайлович Козаков
Фото Все
Видео Все
Михаил Козаков. «Разве я не гениален?!»
Михаил Козаков. «В гостях у Дмитрия Гордона». 1/3 (2008)
«Герой дня»: Михаил Козаков
Михаил Козаков — биография
По мнению коллег Михаила Козакова он был очень красивым и своеобразным человеком, которому была уготована непростая, путанная, странная, не совсем понятная жизнь. Он метался между двумя странами, пытаясь найти себя в России и в Израиле, и эти метания плохо сказались на его здоровье, отнимали и творческие силы и вдохновение. Но, несмотря на все трудности, судьба у него была счастливой.
В творческой биографии Михаила Козакова было много интересных и запоминающихся картин. Слава пришла к молодому актеру после выхода ленты «Человек-амфибия». Его полюбили зрители, даже несмотря на то, что в этом фильме ему достался отрицательный персонаж.
Детство
Родился Михаил Козаков 14.10.1934 года в Ленинграде. У него были интеллигентные родители, которые имели прямое отношение к литературе. Отец мальчика – Михаил Эммануилович, писатель. Мама – Зоя Александровна Никитина(Гацкевич)работала редактором в «Издательстве писателей в Ленинграде». Отец по происхождению был еврей, предки которого сменили фамилию на Козаков, чтобы не выделяться среди русских. В материнских жилах текла сербско-греческая кровь, а бабушка по материнской линии была коренной одесситкой. Мать и бабушка попали под сталинские репрессии и были дважды арестованы — первый раз в 1937-м (освободились через год), второй раз в 1948-м. Обе остались живы.
Фото: Михаил Козаков в юности
Перед самой блокадой многих ленинградских детей эвакуировали. Был среди них и Миша Козаков. Местом жительства Михаила на ближайшие четыре года стала Молотовская область, ставшая впоследствии Пермским краем. В 1941-1944 г.г. Козаков жил в деревеньке Черная, что в Краснокамском районе.
В 1945-м мальчик вернулся из эвакуации в родной город и стал учиться хореографии. Все детство и юность Михаил провел за книгой, благо в родительском доме было что почитать. Родители были очень занятыми людьми, но, несмотря на вечную нехватку времени, всегда уделяли время сыну. Они много говорили, дискутировали об искусстве, старались обсудить прочитанное. Только одна тема была под запретом в семье – политика.
Фильмы
Окончив школу и хореографическое училище, Михаил уже не сомневается в том, кем он хочет стать. Парень уезжает в столицу и после успешной сдачи экзаменов, становится студентом Школы-студии МХАТ. В кино начинающий актер дебютировал еще во время учебы. Ему посчастливилось сниматься у самого М.Ромма, который предложил парню роль в картине «Убийство на улице Данте». Этот фильм стал дебютным не только для Михаила Козакова – зрители впервые увидели будущих звезд отечественного кинематографа Валентина Гафта и И.Смоктуновского. Козакову досталась роль Шарля Тибо, с которой он отлично справился. Молодой талант заметили режиссеры и стали звать его в новые проекты – «Восемнадцатый год», «Трудное счастье».
Настоящая слава накрыла Козакова после съемок «Человека-амфибии», которую зритель увидел в 1961-м. Фильм стал очень популярным, а Козаков всеобщим любимцем, невзирая на то, что его герой Зурита очень неприятный персонаж.
Театральная карьера
Параллельно с работой в кинематографе Козаков плодотворно трудится в театре. На театральных подмостках у него было гораздо больше работы, чем на съемочной площадке.
После того, как Козаков получил диплом об окончании вуза, он становится актером в театре им.Маяковского. Именно на его сцене у молодого актера появилось амплуа, с которым артист определился после роли Гамлета.
На сцене этого театра Козаков блистал три года, а потом сменил ее на театральные подмостки «Современника». С 1959-го по по 1971-й актер трудится в этом театре, а потом уходит во МХАТ. Сцена МХАТа не стала родной для Козакова, потому что он ушел из театра спустя год. На этот раз Михаил вошел в труппу Театра на Малой Бронной.
Возвращение в кинематограф
В 70-е годы прошлого века актер снова вернулся в кино. Это был расцвет кинематографа, когда снималось качественное, зрелищное кино, впоследствии ставшее настоящим золотым фондом. Козакова можно было увидеть в картинах «Вся королевская рать», «Соломенная шляпка», «Здравствуйте, я ваша тетя!».
В это же время к актеру Козакову пришло понимание, что он хочет снять свое кино. В 1975-м он стал режиссером фильма «Ночь ошибок», в 1978-м – «Безымянной звезды».
Роль главного героя должен был исполнить Олег Даль, но ее отдали другому молодому актеру – И.Костолевскому. Его партнершей по фильму стала Анастасия Вертинская. Дуэт молодых дарований очень понравился зрителям и критикам, и лента прошла с большим успехом.
А вот следующий проект Козакова под названием «Покровские ворота» принес ему как режиссеру, настоящую славу. После этого Козаков снимает еще несколько удачных картин, которые только закрепили за ним славу талантливого режиссера – «Визит дамы», «Если верить Лопотухину», «Маскарад». Особым вниманием пользовался фильм «Визит дамы».
В 1992 году актер принял решение эмигрировать на «историческую родину» — в Израиль. Козаков пытается работать, даже создает труппу, в которую вошли эмигрировавшие актеры. Но после четырех лет пребывания в Израиле, актер в 1996-м вернулся в Россию. На родине он становится организатором и руководителем собственной труппы, которая называлась «Русская антреприза Михаила Козакова». В новом столетии Козаков продолжает снимать и сниматься сам. В новом веке зрители увидели еще две удачных работы Козакова-режиссера – «Медная бабушка» и «Очарование зла», рассказывающих о том, как живут русские эмигранты.
Личная жизнь
В личной жизни актера-режиссера Козакова было четыре официальных брака. Первой женой Михаила стала эстонка Грета Таар. Они поженились после окончания вуза и прожили вместе десять лет. Грета была костюмером на киностудии «Мосфильм». В 1957-м у них родилась дочка Катерина, которая впоследствии стала филологом. В 1962-м они стали родителями сына Кирилла, продолжившего семейную актерскую династию. Дочь Кирилла Козакова Мария тоже стала актрисой.
Фото: Михаил Козаков с семьей
После разрыва с первой женой, Козаков женится на Медее Берелашвили, известной художнице-реставраторе. Их брак был недолгим, всего три года, после которых был громкий и болезненный развод, сопровождавшийся выяснениями отношений и обвинениями друг друга. В 1969-м у них родилась дочь Манана, которая впоследствии закончила «Щуку» и стала актрисой Тбилисского театра. Этот развод был очень болезненным, Козаков не выдержал напряжения и начал пить.
У Михаила началась затяжная депрессия, преодолеть которую он смог только благодаря новому знакомству. Козаков женится в третий раз. Его новой женой стала Регина Быкова, литератор, которая переводила прозу и поэзию с английского на русский и наоборот. Они были вместе 18 лет, брак был бездетным. Регина умела идти на компромиссы, поэтому чтобы сохранить в семье мир и покой, часто не обращала внимания на выходки мужа. Она не стала выяснять отношения, когда до нее дошли слухи о романе ее супруга с А.Вертинской. В 1988-м женщина уехала в США на работу, и спустя три месяца они развелись.
Светлая полоса в личной жизни актера началась после знакомства с Анной Ямпольской. Они поженились, несмотря на то, что разница в возрасте влюбленных составляла четверть столетия. В 1988-м у них родился сын Миша, в 1995-м дочка Зоя.
Смерть
В 2010-м Михаил Козаков почувствовал недомогание и обратился в больницу. Заключение врачей звучало как приговор – рак легких, к тому же запущенный. Но актер решил бороться и дал согласие на проведение операции израильскими онкологами в городе Рамат-Ган. Актер понимал, что больших шансов у него нет, поэтому заранее побеспокоился о месте своего захоронения. Он купил участок земли на кладбище Введенское, рядом со своим отцом.
Михаил Козаков пытался преодолеть недуг, поддерживал форму и продолжал работать. Он снялся в интересных проектах «Зоя», «Борис Годунов», «Любовь-морковь».
Фото: Могила Михаила Козакова
Но болезнь прогрессировала и 22 апреля 2011 года актера не стало. Он умер в той же клинике в Израиле, где до этого ему делали операцию.
Избранная фильмография
Михаил Козаков
Биография
Михаил Козаков — советский и российский актер, режиссер, писатель. Этот удивительный артист с яркой внешностью, харизматичный, темпераментный, пленял сердца зрителей, создавал на экране яркие, колоритные образы. Поклонники ценили его не только как талантливого исполнителя, но и как тонкого постановщика, раскрывающего перед публикой классические сюжеты в сценическом и кинематографическом воплощении.
Детство и юность
Михаил Михайлович родился в Ленинграде в октябре 1934 года. Он воспитывался в интеллигентной семье, где работа родителей была самым тесным образом связана с литературой. Отец Михаил Эммануилович Козаков был писателем. Мама Зоя Александровна Гацкевич трудилась редактором одного из ленинградских издательств.
Предки Михаила Козакова были евреями. Стремясь ассимилироваться, они изменили фамилию на Козаковы. В жилах Михаила Михайловича текла не только еврейская, но и сербско-греческая кровь, доставшаяся от мамы. Семьи будущего артиста коснулись сталинские репрессии. Мама и бабушка Михаила Козакова (одесситка Зоя Параскева-Борисова) были дважды арестованы: первый раз до войны, второй после. К счастью, обе выжили.
Годы Великой Отечественной Козаков провел вдалеке от блокадного Ленинграда. 4 года он жил в Краснокамском районе, в деревне Черной. После окончания войны артист вернулся в родной город и поступил в хореографическое училище.
Детские и юношеские годы запомнились ему огромным количеством прочитанной литературы, которой в доме папы-писателя и мамы-редактора было великое множество. Родители, невзирая на загруженность, всегда находили время на взрослые разговоры с сыном. Они обсуждали прочитанные книги, спорили об искусстве. Единственная тема, которую старались обходить, — политика.
Кроме того, в доме часто собиралась творческая элита. Одним из постоянных гостей был драматург Евгений Шварц, которого юный Михаил называл по-простому дядей Женей. Приходил в квартиру и Анатолий Мариенгоф, с которым работал отец будущего артиста. Козаков-младший был даже лично знаком с Анной Ахматовой. Подросток впитывал эту атмосферу, которая в дальнейшем и предопределила его путь.
Театр
В молодости, завершив подготовку в хореографическом училище, Михаил отправился в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ. Сразу же после окончания театрального вуза Козакова приняли в театр имени Владимира Маяковского. На этой сцене он сыграл Гамлета — роль, оказавшую огромное влияние на выбор амплуа. Режиссер Николай Охлопков почувствовал потенциал молодого артиста, доверив тому образ, который мечтали представить на сцене более опытные исполнители.
Позднее в беседе с журналистами Михаил Михайлович шутил, что в молодости играл Гамлета, в зрелости — Полония, еще позже, у режиссера Петера Штайна, — тень отца датского принца, а теперь ему осталось войти в образ бедного Йорика.
Через 3 года после «Маяковки» Козаков перешел в «Современник». Здесь начиная с 1959 года он трудился 12 лет. В 1971-м артист перешел во МХАТ, но уже через год сменил эту сцену на Театр на Малой Бронной. Близкие позднее отмечали, что у Козакова была прекрасная интуиция, дар предвидения будущего: когда тот оставил «Современник», в скором времени оттуда ушел и Олег Ефремов, уволился из Театра на Малой Бронной — центр драматического искусства через год оставил Анатолий Эфрос.
Да и распад СССР Михаил Михайлович тоже словно предугадывал — уже в 1992 году эмигрировал в Израиль. Исполнитель пробовал продолжить там творческую работу, сколотил труппу из актеров-эмигрантов, но выдержал лишь 4 года. Вернувшись на родину в 1996-м, артист создал и возглавил «Русскую антрепризу Михаила Козакова».
До 2010 года артист выступал с моноспектаклями (один из таких проектов — «Пушкин и о нем») и в роли чтеца со стихотворными произведениями Иосифа Бродского и Анны Ахматовой, с которыми он был лично знаком.
Актер кино
Кинематографическая биография Михаила Козакова стартовала в студенческие годы. Он снялся в замечательной ленте Михаила Ромма «Убийство на улице Данте». Здесь состоялся дебют не только Козакова, но и таких в будущем известных актеров, как Валентин Гафт и Иннокентий Смоктуновский.
Первая роль Шарля Тибо оказалась для Козакова успешной. Артиста с колоритной внешностью начали охотно приглашать в новые проекты. Михаил появился в картинах «Восемнадцатый год» и «Трудное счастье». Но настоящая известность к исполнителю пришла позже, после выхода на экраны легендарного фильма «Человек-амфибия». Картина вышла на экраны в 1961 году и сразу же стала хитом. Козаков сыграл роль главного отрицательного героя — Зуриту.
Михаил Козаков в фильме «Человек-амфибия»
В 1970-х артист вернулся на экраны. В эти годы были созданы замечательные картины, которые впоследствии вошли в золотой фонд российского кинематографа. Фильмы «Вся королевская рать», «Соломенная шляпка», «Здравствуйте, я ваша тетя!» зрители смотрели и продолжают смотреть с огромным удовольствием.
В 2000-х артист продолжил сниматься. В эти годы вышли несколько картин, в которых Козаков сыграл небольшие роли. Яркими в фильмографии исполнителя периода «десятых» стали ленты, вошедшие в комедийную трилогию «Любовь-морковь».
Режиссер
В 70-е Козаков попробовал свои силы в качестве кинорежиссера. Его картина «Ночь ошибок» вышла на экраны в 1975 году. А через 3 года зрители увидели еще один прекрасный фильм в его постановке — «Безымянная звезда».
Первоначально планировалось, что главную роль в проекте исполнит Олег Даль, но его пришлось заменить Игорем Костолевским. В паре с ним сыграла Анастасия Вертинская. Лента имела большой успех. Но он несравним с тем, который получила картина Михаила Михайловича «Покровские ворота». Этот фильм сразу же превратился в культовый, сделав своего творца по-настоящему знаменитым.
После «Покровских ворот» режиссеру удалось снять еще несколько кинолент, которые прославились. Трагифарс «Визит дамы», комедия для детей «Если верить Лопотухину», экранизация произведения Михаила Лермонтова «Маскарад» закрепили имя Михаила Козакова в нише наиболее талантливых советских режиссеров.
Личная жизнь
Артист был женат 5 раз. В первом браке с эстонкой Гретой Таар, заключенном сразу после окончания Школы-студии, он прожил 10 лет. Жена работала костюмером на «Мосфильме». В этом союзе родилось двое детей: Кирилл Козаков, который пошел стопами отца и выбрал актерскую профессию, и дочь Екатерина, филолог. Примечательно, что актерскую династию продолжила и внучка Михаила Михайловича — Мария Козакова.
После развода с Гретой Таар в жизни артиста случился неудачный брак с художником-реставратором Медеей Берелашвили. Они прожили лишь 3 года, но разошлись с огромными скандалами и взаимными обвинениями. В этом браке родилась дочь Манана Козакова, тоже ставшая актрисой. После болезненного развода Михаил Козаков пристрастился к спиртному.
Вывести его из состояния затяжной депрессии сумела третья супруга, Регина. Вместе они прожили замечательные 18 лет, но детей в этом союзе не было. По слухам, Регина на многое закрывала глаза ради мира в семье.
Поговаривали, она простила мужу роман с Анастасией Вертинской, который бурно обсуждался в актерской среде. Но Регина оставила артиста, уехав работать в Америку. Через 3 месяца после ее отъезда пара подала на развод.
Михаил Козаков и его последняя законная жена Надежда Седова. Разница в возрасте ок.50 лет. Пройдет совсем немного.
Личная жизнь Михаила Козакова заиграла новыми красками в 55 лет, после того, как он встретил четвертую супругу Анну Ямпольскую, младше его на 25 лет. В браке родились сын Миша и дочь Зоя. Первый ребенок появился на свет, когда отцу исполнилось 62 года. Брак с Анной оказался счастливым, продлился больше 10 лет, но вечно ищущая душа артиста не знала покоя. После расставания с четвертой женой Козаков, вернувшийся в Россию, периодически выходил в свет с молодыми спутницами.
Дети с матерью остались жить в Израиле, куда артист привез их в начале 90-х. Шокирующей для поклонников исполнителя стала новость о пятом браке, который Михаил Михайлович заключил с Надеждой Седовой, родившейся в 1981 году. Фото супругов мелькали в прессе, но публика не верила в искренность чувств. Пара прожила вместе до 2010 года, после чего артист потребовал развода.
Надежда оказалась прагматичной дамой, решившей присвоить московскую квартиру артиста. Долгие судебные разбирательства отрицательно сказались на здоровье Козакова.
Смерть
В 2010 году Козакову диагностировали рак легких. Страшная болезнь обнаружили слишком поздно. Тем не менее артист согласился на операцию, которую произвели в клинике города Рамат-Гана. Михаил Михайлович чувствовал близкую кончину и заблаговременно приобрел место на Введенском кладбище.
Михаил Козаков
фотографии >>
биография
Козаков Михаил Михайлович
Родился 14 октября 1934 года в Ленинграде.
Актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, чтец.
Заслуженный артист РСФСР (1969).
Народный артист РСФСР (18.12.1980).
Отец — Козаков Михаил Эммануилович (1897-1954), известный писатель, мать — Никитина Зоя Александровна (1902-1973), литературовед. В квартире Козаковых на канале Грибоедова бывали Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Анатолий Мариенгоф, Борис Эйхенбаум, Анна Ахматова и многие другие литературные знаменитости.
В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ. Этот год был необычайно счастливым в жизни молодого актёра: летом вышла картина Михаила Ромма «Убийство на улице Данте», и осенью этого же года — роль Гамлета в замечательном охлопковском спектакле в Театре имени Маяковского.
С 1956 года по 1959 год — актёр Театра имени Маяковского.
С 1959 года по 1970 год — актёр Театра «Современник».
С 1971 года по 1972 год — актёр МХАТ.
Во МХАТе Козаков ставил пьесу Леонида Зорина «Медная бабушка», где роль А.С. Пушкина репетировал Ролан Быков. Спектакль закрыли и Козаков ушёл в Театр на Малой Бронной к А. Дунаеву и А.В. Эфросу.
С 1972 года по 1981 год — актёр Театра на Малой Бронной.
По признанию самого актёра, он уходил тогда, когда считал нужным. Уходил, научившись чему-то главному у своих учителей. У него их трое — Николай Охлопков, Олег Ефремов и Анатолий Эфрос. И у каждого он учился режиссуре. Был самый главный учитель — Олег Ефремов, который был одним из его педагогов в Школе-студии МХАТа, художественным руководителем «Современника».
Актёр активно снимался в кино, в том числе в ярких острохарактерных ролях, в картинах различных жанров.
В 1978 году дебютировал как кинорежиссёр, поставив на телевидении двухсерийный фильм «Безымянная звезда», созданный по мотивам пьесы Михаила Себастьяна.
Именно с «Безымянной звезды» начался новый Козаков — режиссёр, который определил своё место в истории советского кино, обозначил свой неповторимый стиль.
После будут — незабываемые и любимые «Покровские ворота» (1982), «Попечители» по А.Н. Островскому (1983), «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1985) и другие замечательные режиссёрские работы.
В 1981-1983 гг. сотрудничал с Московским театром «Сфера».
В годы перестройки уехал из России. Успешно реализовавшись в Тель-Авивском Государственном камерном театре как актёр и режиссёр, Михаил Козаков предпочёл вернуться в Москву. Вернувшись в Россию, он создал собственный театр под названием «Русская антреприза Михаила Козакова».
С 2003 года — играл в Московском академическом Театре имени Моссовета («Венецианский купец» — Шейлок, «Король Лир» — Лир).
Многогранность таланта актёра раскрылась и на концертной эстраде, где он читал поэзию от Александра Пушкина до Иосифа Бродского, Козаков читал поэзию и на радио, и на телеэкране, записывал диски.
В 1999 году актёр совместно с саксофонистом Игорем Бутманом поставил спектакль-концерт по стихам Иосифа Бродского «Концерт для голоса и саксофона».
В 1997 году вышла «Актёрская книга» М.М. Козакова, в которой он рассказывает о прожитой жизни, о разных временах и людях искусства в них.
Ушёл из жизни 22 апреля 2011 года после продолжительной болезни в клинике израильского города Рамат-Ган близ Тель-Авива. Михаил Козаков похоронен 27 апреля в Москве на Введенском кладбище (участок № 5) рядом с родителями, как и завещал великий актёр.
Театр имени Маяковского: «Гамлет» — главная роль, режиссёр Николай Охлопков.
Театр «Современник» — несомненными удачами в театральной карьере Михаила Козакова стали Сирано де Бержерак («Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, режиссёр О.Н. Ефремов, 1964), ярко сыгранный им в спектакле театра «Современник»; до этого — Камергер из сказки Е.Л. Шварца «Голый король» — спектакля, который в 1960 году принёс театру триумф, а после превратился в легенду; Кисточкин в комедии Василия Аксёнова «Всегда в продаже» (режиссёр О.Н. Ефремов, 1965), яркий тип интеллигента-перерожденца 1960-х годов, делающего карьеру, обаятельного циника, у которого всё на продажу.
Актёрские работы в «Современнике» (режиссёр Г.Б. Волчек):
* Адуев-старший в «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова (1966, Государственная премия СССР);
* Джерри Раин в «Двое на качелях» Уильяма Ибсена;
* Актёр в пьесе Максима Горького «На дне»;
* Николай I в «Декабристах» Л.Г. Зорина (режиссёр О.Н. Ефремов);
* Мастер Живко в «Мастерах» Р. Стоянова (болгарский режиссёр В. Цанков).
МХАТ имени Горького — Лорд Горинг в «Идеальном муже» Оскара Уайльда (режиссёр В.Я. Станицын), Гусев в пьесе «Валентин и Валентина» М.М. Рощина (режиссёр О.Н. Ефремов).
Театр на Малой Бронной:
Дон Жуан («Дон-Жуан» Ж.-Б. Мольера, 1973);
Кочкарёв («Женитьба» Н.В. Гоголя, 1975);
Ракитин («Месяц в деревне» И.С. Тургенева, 1978) — все режиссёр А.В. Эфрос
В театре на Малой Бронной поставил два спектакля: комедию Леонида Зорина «Покровские ворота» и пьесу Юджина О’Нила «Душа поэта».
В 1986 году — роль Полония в панфиловском «Гамлете» в Театре Ленинского комсомола, позже, в конце 1990-х годов, Тень отца в том же «Гамлете» немецкого режиссёра Петера Штайна.
В Тель-Авивском Государственном камерном театре как актёр и режиссёр (роль Тригорина в чеховской «Чайке» на иврите, постановка и игра в «Любовнике» Гарольда Пинтера на иврите)
Московский академический Театр имени Моссовета (шекспировские «Венецианский купец» — Шейлок, «Король Лир» — Лир) — 2003.
«Возможная встреча» (1995 год, роль Гендель (режиссёр Михаил Козаков)
Михаил Козаков
фотографии >>
биография
Козаков Михаил Михайлович
Родился 14 октября 1934 года в Ленинграде.
Актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, чтец.
Заслуженный артист РСФСР (1969).
Народный артист РСФСР (18.12.1980).
Отец — Козаков Михаил Эммануилович (1897-1954), известный писатель, мать — Никитина Зоя Александровна (1902-1973), литературовед. В квартире Козаковых на канале Грибоедова бывали Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Анатолий Мариенгоф, Борис Эйхенбаум, Анна Ахматова и многие другие литературные знаменитости.
В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ. Этот год был необычайно счастливым в жизни молодого актёра: летом вышла картина Михаила Ромма «Убийство на улице Данте», и осенью этого же года — роль Гамлета в замечательном охлопковском спектакле в Театре имени Маяковского.
С 1956 года по 1959 год — актёр Театра имени Маяковского.
С 1959 года по 1970 год — актёр Театра «Современник».
С 1971 года по 1972 год — актёр МХАТ.
Во МХАТе Козаков ставил пьесу Леонида Зорина «Медная бабушка», где роль А.С. Пушкина репетировал Ролан Быков. Спектакль закрыли и Козаков ушёл в Театр на Малой Бронной к А. Дунаеву и А.В. Эфросу.
С 1972 года по 1981 год — актёр Театра на Малой Бронной.
По признанию самого актёра, он уходил тогда, когда считал нужным. Уходил, научившись чему-то главному у своих учителей. У него их трое — Николай Охлопков, Олег Ефремов и Анатолий Эфрос. И у каждого он учился режиссуре. Был самый главный учитель — Олег Ефремов, который был одним из его педагогов в Школе-студии МХАТа, художественным руководителем «Современника».
Актёр активно снимался в кино, в том числе в ярких острохарактерных ролях, в картинах различных жанров.
В 1978 году дебютировал как кинорежиссёр, поставив на телевидении двухсерийный фильм «Безымянная звезда», созданный по мотивам пьесы Михаила Себастьяна.
Именно с «Безымянной звезды» начался новый Козаков — режиссёр, который определил своё место в истории советского кино, обозначил свой неповторимый стиль.
После будут — незабываемые и любимые «Покровские ворота» (1982), «Попечители» по А.Н. Островскому (1983), «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1985) и другие замечательные режиссёрские работы.
В 1981-1983 гг. сотрудничал с Московским театром «Сфера».
В годы перестройки уехал из России. Успешно реализовавшись в Тель-Авивском Государственном камерном театре как актёр и режиссёр, Михаил Козаков предпочёл вернуться в Москву. Вернувшись в Россию, он создал собственный театр под названием «Русская антреприза Михаила Козакова».
С 2003 года — играл в Московском академическом Театре имени Моссовета («Венецианский купец» — Шейлок, «Король Лир» — Лир).
Многогранность таланта актёра раскрылась и на концертной эстраде, где он читал поэзию от Александра Пушкина до Иосифа Бродского, Козаков читал поэзию и на радио, и на телеэкране, записывал диски.
В 1999 году актёр совместно с саксофонистом Игорем Бутманом поставил спектакль-концерт по стихам Иосифа Бродского «Концерт для голоса и саксофона».
В 1997 году вышла «Актёрская книга» М.М. Козакова, в которой он рассказывает о прожитой жизни, о разных временах и людях искусства в них.
Ушёл из жизни 22 апреля 2011 года после продолжительной болезни в клинике израильского города Рамат-Ган близ Тель-Авива. Михаил Козаков похоронен 27 апреля в Москве на Введенском кладбище (участок № 5) рядом с родителями, как и завещал великий актёр.
Театр имени Маяковского: «Гамлет» — главная роль, режиссёр Николай Охлопков.
Театр «Современник» — несомненными удачами в театральной карьере Михаила Козакова стали Сирано де Бержерак («Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, режиссёр О.Н. Ефремов, 1964), ярко сыгранный им в спектакле театра «Современник»; до этого — Камергер из сказки Е.Л. Шварца «Голый король» — спектакля, который в 1960 году принёс театру триумф, а после превратился в легенду; Кисточкин в комедии Василия Аксёнова «Всегда в продаже» (режиссёр О.Н. Ефремов, 1965), яркий тип интеллигента-перерожденца 1960-х годов, делающего карьеру, обаятельного циника, у которого всё на продажу.
Актёрские работы в «Современнике» (режиссёр Г.Б. Волчек):
* Адуев-старший в «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова (1966, Государственная премия СССР);
* Джерри Раин в «Двое на качелях» Уильяма Ибсена;
* Актёр в пьесе Максима Горького «На дне»;
* Николай I в «Декабристах» Л.Г. Зорина (режиссёр О.Н. Ефремов);
* Мастер Живко в «Мастерах» Р. Стоянова (болгарский режиссёр В. Цанков).
МХАТ имени Горького — Лорд Горинг в «Идеальном муже» Оскара Уайльда (режиссёр В.Я. Станицын), Гусев в пьесе «Валентин и Валентина» М.М. Рощина (режиссёр О.Н. Ефремов).
Театр на Малой Бронной:
Дон Жуан («Дон-Жуан» Ж.-Б. Мольера, 1973);
Кочкарёв («Женитьба» Н.В. Гоголя, 1975);
Ракитин («Месяц в деревне» И.С. Тургенева, 1978) — все режиссёр А.В. Эфрос
В театре на Малой Бронной поставил два спектакля: комедию Леонида Зорина «Покровские ворота» и пьесу Юджина О’Нила «Душа поэта».
В 1986 году — роль Полония в панфиловском «Гамлете» в Театре Ленинского комсомола, позже, в конце 1990-х годов, Тень отца в том же «Гамлете» немецкого режиссёра Петера Штайна.
В Тель-Авивском Государственном камерном театре как актёр и режиссёр (роль Тригорина в чеховской «Чайке» на иврите, постановка и игра в «Любовнике» Гарольда Пинтера на иврите)
Московский академический Театр имени Моссовета (шекспировские «Венецианский купец» — Шейлок, «Король Лир» — Лир) — 2003.
«Возможная встреча» (1995 год, роль Гендель (режиссёр Михаил Козаков)