маленькая хозяйка большого дома история написания
Джек Лондон — «Маленькая хозяйка большого дома» — краткое содержание романа
Нежная и очень обаятельная модель Ханна Фергюсон: информация, фото, факты
Джеймс Паккард: владелец заводов, газет, пароходов и коллекционер самых уникальных дорогих часов
Немецкая успешная супермодель Хайди Клум (Heidi Klum) информация, фото, факты
Красивые и оригинальные картинки С Днем Рождения (100 фото)
Российский художник Казимир Малевич и картины Чёрный квадрат, Чёрный круг, Чёрный крест
Д жек Лондон
Американский писатель, социалист, общественный деятель, наиболее известен как автор приключенческих рассказов и романов.
Джек Лондон был вторым после Г. Х. Андерсена по издаваемости в СССР зарубежным писателем за 1918-1986 годы: общий тираж 956 изданий составил 77,153 млн экземпляров.
Дата и место рождения — 12 января 1876 г., Сан-Франциско, Калифорния, США.
Дата и место смерти — 22 ноября 1916 г. (40 лет), Глен-Эллен, Калифорния, США.
М аленькая хозяйка большого дома
The little lady of the big house
«Маленькая хозяйка» — это как раз то, к чему я стремился всю свою писательскую жизнь… эта книга необычна, так непохожая на то, что я создавал прежде.
Роман американского писателя Джека Лондона, созданный в 1915 году, впервые опубликован в 1916 г. Написано произведение в жанре трагической прозы.
В основу сюжета положен «любовный треугольник». Роман посвящён отношениям сильных по духу личностей и показывает мощь и глубину чувств, которые способна порождать любовь в сердцах таких людей. Главными героями романа являются Паола Дестен, Дик Форрест и Ивэн Грэхем. События в романе развиваются в штате Калифорния. Роман полон хитросплетений, любовных интриг и при этом насквозь пропитан благородностью и честью. Это придает своеобразный шарм произведению.
В романе также присутствует вторая сюжетная линия, где рассказывается о детстве главного героя, Дика Форреста, решившего уйти из дома в раннем возрасте и отправившегося скитаться по миру без гроша за душой. Сюжет романа построен весьма необычно и имеет неожиданный конец. По словам самого автора, это был единственно возможный чистый и благородный выход из создавшегося положения.
Дик Форрест, сын богатых родителей, успешный и очень богатый человек, удачно женат на Паоле. Они идеальная пара, прекрасно дополняют и подходят друг другу. Оба обладают массой талантов. Вместе являются владельцами обширных участков земли, где занимаются селекцией зерновых культур и разведением лошадей.
Несмотря на то, что в их подчинении находятся люди, Дик и Паола зачастую сами принимают участие в работе. Паола объезжает молодых скакунов, а Дик разрабатывает и создает различные машины, которые помогают орошать и засевать поля. Дик полностью погружен в работу, в отличие от Паолы, которая любит понежиться в постели до полудня. Живут они в огромном поместье, именуемом «Большим домом», в котором всегда гостит куча народа, поэтому в доме никогда не бывает скучно.
Однажды к ним приезжает давний друг Дика Ивэн Грэхем. В силу обстоятельств Паола и Ивэн проводят много времени вместе и, естественно, приятель Дика проникается чувством к хозяйке дома. Он восхищается красотой, умом и величественным обаянием Паолы, поскольку она предстает перед ним ребячливой и озорной как девчонка и вместе с тем мудрой, благородной, изысканной, с чувством гордости и такта.
Ивэн открывает свои чувства Паоле. Она понимает, что влюблена в него и больше не может относиться к нему, как к приятелю. Паолу начинают терзать душевные переживания, она разрывается между любовью и преданностью к мужу, к человеку, который стал для неё смыслом жизни, и любовью к Ивэну, человеку, внёсшему в её жизнь столько радости и давно позабытых чувств и эмоций.
Дик обо всем догадывается, он наблюдает за их романом, но держит все внутри себя. Ничего не рассказывает жене, но как любящий муж решает пойти на шаг, который облегчил бы Паоле и Ивэну жизнь. Дик принимает решение покончить жизнь самоубийством. Паола же, испытывая чувство вины перед мужем, долго не может выбрать: остаться верной своему супругу или уехать с Ивэном. Попав в такое двойственное положение, главная героиня не может сделать выбор между преданным мужем и влюбленным другом. С одной стороны она не может пойти на предательство, а с другой идти против любви она тоже не в силах, т. к. забыть её она не может. В итоге она решает свою проблему самоубийством…
Анализ романа Джека Лондона «Маленькая хозяйка большого дома»
Помню, в детстве не понимала, как можно читать книги и считать их при этом увлекательными. Мама часами на пролёт сидела за бумажными изданиями и вечно делилась увлекательными историями, которые я зачастую не понимала. Романы, детективы, триллеры – все было единым для меня. Я искренне не понимала, как можно влюбиться в простые бумажки с переплетом. С таким энтузиазмом и вдохновением она рассказывала мне сюжет за сюжетом, а они просто перемешивались у меня в голове, создавая одно нескончаемое произведение. Однажды я спросила у мамы: «Для чего нужны книги с огромным количеством листов, когда есть фильмы, которые в тысячу раз лучше, короче и красочнее?» На что она молча протянула мне мою первую книгу, своеобразный «проходной билет» в этот увлекательный мир. Несколько месяцев пролежала на пыльной полке с остальными книгами, но вскоре затянула меня на много лет. До сих пор я с содроганием сердца вспоминаю сюжет и те переживания, которые испытывала при прочтении.
Я не могу сказать, что это самое любимое литературное произведение, однако это та книга, которая помогла мне взглянуть на мир другими глазами, которая открыла во мне что-то неизведанное и сокровенное. Каждая прочтённая мною книга оставила определённый отпечаток в жизни, и каждая по-своему любима. Но этот длинный путь из переживаний и слез, радости и неописуемого восторга начался с романа Джека Лондона «Маленькая хозяйка большого дома».
С первых страниц произведения я восхищалась главными героями Диком Форрестом и его супругой Паолой Дестен. Приковывала внимание их семейная идиллия, взаимопонимание и открытость окружающему миру. Они дополняли друг друга, создавая единое целое. Помню, как по несколько раз перечитывала описание автором улыбки Дика, или весёлый ребяческий смех Паолы. До сих пор, вспоминая книгу, слышу этот смех, запавший глубоко в душу; имею четкое представление, как выглядит главный герой и его хозяйство. Откровенно говоря, я влюбилась в эту семью. Там не было предательства и лжи, а царили благородство, спокойствие и душевное равновесие. Ближе к середине произведения появился новый герой, друг Дика – Ивэн Грэхем. Я часто задавалась вопросом, почему я не возненавидела Ивэна за то, что он разрушил тот мир, который Дик с Паолой создавали годами? Почему я полюбила его так же искренне, как и хозяев дома? И только спустя время понимаю, что это заслуга автора.
Казалось, что в каждой книге должно быть некое подразделение на добро и зло. Но я не смогла испытать хоть к кому-то ненависть или же отвращение. Наоборот, до последней страницы переживала историю каждого героя. Легкий флирт Паолы с давним другом мужа перерос в искреннюю влюбленность, и даже в этой, казалось бы предательской ситуации, я должна была всем сердцем возненавидеть ее, но нет. Я смогла понять Паолу, попытаться почувствовать то, что чувствовала она в тот момент. Их брак держался на привязанности и быте, который связывал долгие годы. У них не было секретов друг от друга, но не было и душевных разговоров. Каждый день, по сути, был предсказуем даже мне, читателю. Тот огонь, ребячество и легкость сошли на нет. Без сомнения, они любили друг друга и нуждались, но все было предсказуемо. Не могло быть все настолько прекрасно. В Ивэне она нашла некую отдушину. Паола обрела то, чего ей давно не хватало. Она настолько искренне и по-настоящему влюбилась в него, что я не смогла ее осудить.
Джек Лондон создаёт некий мир, который не хочется покидать. Ты полностью погружаешься в то время, те разговоры, и даже становишься частью этой истории. До сих пор ощущаю свое присутствие, когда в доме собирались гости, когда герои плавали в бассейне. Однозначно, это заслуга автора. Роман пропитан благородством, воспитанностью. Герои настоящие и открытые этому миру, они поступают по зову сердца. После прочтения у меня возникло много вопросов, прежде всего к себе.
Подводя итог всему вышесказанному, я могу сказать, что каждая прочитанная книга наносит свой отпечаток в сердце человека. Книга – это полет фантазии. Мы вправе сами выбирать черты лица героя, его манеры, смех, чего не можем сделать при просмотре фильма. Книга – это наш лучший друг и собеседник, который может достучаться до самых глубин, затронуть душе трепещущие темы и помочь найти выход из сложной ситуации. Авторы создают для нас своеобразный мир, дают волю нашему воображению и эмоциям. Я с уверенностью могу сказать, что у меня нет любимого литературного произведения, потому что каждое по- своему особенно.
Джек Лондон. Маленькая хозяйка Большого Дома
Паола… Невозможно в нее не влюбиться. Не только героям романа, но и читатель не останется равнодушным, особенно прочитав последние строки:
«Она долго и молча смотрела на Грэхема, потом повернулась лицом к Дику, который стоял возле нее на коленях и держал ее руку.
— Багряное Облако, — прошептала она. — Я люблю тебя больше. И я горда тем, что была твоей так долго, долго. — Она сжала его руку и притянула его к себе еще ближе. — Мне очень жалко, что у нас не было детей, Багряное Облако…
Потом разжала руку и слегка отстранила его от себя, чтобы видеть обоих.
— Оба хорошие, оба хорошие… Прощайте, мои хорошие. Прощай, Багряное Облако.
Они молча ждали, пока доктор подготовлял ее руку для укола.
— Спать, спать, — тихо щебетала она, как засыпающая птичка. — Я готова, доктор. Но сначала хорошенько натяните кожу. Вы знаете, я не люблю, чтобы мне делали больно. Держи меня крепче. Дик!
Робинсон, подчиняясь взгляду Дика, легко и быстро вонзил иглу в туго натянутую кожу, твердой рукой нажал на поршень, тихонько растер пальцем уколотое место, чтобы морфий скорее всосался.
— Спать, спать, хочу спать… — опять, словно задремывая, прошептала она.
В полусознании она повернулась на бок, положила голову на согнутую руку и свернулась клубочком в той позе, в которой, Дик знал, она любила засыпать.
Прошло немало времени, пока она еще раз чуть вздохнула… и отошла так легко, что они даже не заметили, как ее не стало.»
Заключительный аккорд, трогательный, заставляющий проникнуться глубочайшим сочувствием к этой мужественной, замечательной женщине.
Наверное – у кого-то выжмет слезу.
В 19 я не сдержался и слезы непроизвольно появились, когда читал последние страницы Овода. Сейчас я спокойнее читаю литературу.
Прочитав рассказы и Мартина Идена Джека Лондона мне очень хотелось вернуться к Маленькой хозяйке. Я читал ее очень давно и ничего не помнил кроме того, что героиня попала в сложную ситуацию и полюбила второго мужчину, друга ее мужа, продолжая любить мужа, и не нашла другого решения как покончить с собой.
«При моих взглядах и моем характере, — продолжал он, — я не мог бы целовать женщину, которая бы только терпела мои поцелуи, — это было бы для меня самой большой душевной мукой.
— А допустите, что она притворялась бы — ради прошлого или из жалости к вам, из боязни огорчить вас? — настаивал Хэнкок.
— Я счел бы такое притворство непростительным грехом с ее стороны, — возразил Дик. — Тут нечестную игру вела бы она. Нечестно и несправедливо удерживать возле себя любимую женщину хоть на минуту дольше, чем ей хочется. К тому же это не доставило бы мне ни малейшей радости. Лео прав. Какому-нибудь пьяному ремесленнику, может быть, и удастся пробудить и удержать с помощью кулаков привязанность своей глупой подруги, но мужчины с более утонченной природой и хотя бы намеком на интеллект и духовность не могут прикасаться к любви грубыми руками. Я, как и Лео, всячески облегчил бы женщине ее положение и обращался бы с ней очень бережно.
— Куда же денется тогда инстинкт единобрачия, которым так гордится западная цивилизация? — спросил Дар-Хиал.
— Я могу, к сожалению, ответить только избитой формулой: несвободной любви быть не может. Прошу вас при этом иметь в виду, что мы все время разумеем людей высшего типа. И пусть это послужит вам ответом, Дар.
— Дети, семья, карьера, общество, государство — все это делает брак — законный брак — необходимым. Но потому же я признаю и развод. Мужчины — решительно все — и женщины тоже способны любить в своей жизни больше одного раза; в каждом старая любовь может умереть и новая родиться. Государство не властно над любовью так же, как не властны над ней ни мужчина, ни женщина. Если человек влюбился, он знает только, что влюбился, и больше ничего: вот она — трепетная, вздыхающая, поющая, взволнованная любовь! «
Без сомнения, эти слова отражают внутреннее благородство Дика Форреста. Но не спешите. Благородство – это только модель поведения с определенными мотивами. А что же мотивы? Рожденные некими эмоциями? Могут ли они быть ошибочными? Какие критерии правильного поведения способно породить общество и люди, особенно если эти мотивы сталкиваются с собственными эмоциями, с неожиданной бурей чувств, с потерей любви, потерей обьекта любви?
Так и Дик Форрест думал долгое время, пока не столкнулся со своими собственными переживаниями и эмоциями. И оказывается, что Дик сам не знает себя, его рациональный, интеллектуальный подход к любой проблеме вдруг терпит крах, когда появляется любовь.
Или точнее – уходит, теряется любовь. Ведь недаром в нескольких местах Джек Лондон упоминает Оскара Уайлда. И это Уайлд сказал: «Тем, кто верен в любви, доступна лишь ее банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет».
Он был так спокоен, так уверен в ней; гораздо больше, чем она в нем. Двенадцать лет брака настолько укрепили его уверенность, что он столь же мало сомневался в супружеских добродетелях Паолы, как в ежедневном вращении Земли вокруг своей оси.
«И вдруг оказывается, что на вращение Земли не очень-то можно полагаться, — подумал он, в душе подсмеиваясь над собой, — и, может быть. Земля вдруг окажется плоской, как представляли себе древние».
Дик стал свидетелем, как Паола поцеловала Грэхема. Она обхватила его шею рукой и притянула к себе для поцелуя. Это была внезапная и неудержимая вспышка страсти.
И вот он, момент познания себя: «Дик ухватился за колонну, держась за нее, скользнул вниз и сел на каменные плиты. Он задыхался. Сердце стучало, словно хотело выскочить из груди, он ловил губами воздух. А проклятое сердце металось, билось в горле, душило его. Ему казалось, что оно уже во рту, он жует его и глотает вместе с освежающим воздухом. Вдруг он почувствовал озноб, а затем весь покрылся потом.
— Слыхано ли, чтобы у кого-нибудь из Форрестов были болезни сердца? — пробормотал он, все еще сидя на земле, прислонясь к колонне и вытирая мокрое от пота лицо. Его рука дрожала, болезненный трепет сердца вызывал легкую тошноту.
Если бы Грэхем поцеловал ее, это еще куда ни шло, размышлял он. Но Паола сама поцеловала Грэхема. Значит — любовь, страсть. Он сам теперь убедился; и когда эта картина вновь встала перед его глазами, сердце опять сжалось и удушье подступило к горлу. Сделав огромное усилие, он наконец овладел собой и встал на ноги.
«Честное слово, оно было у меня во рту, и я жевал его, — подумал он о своем сердце. — Да, жевал».
И вот забыты рассуждения о праве свободного выбора. Его мучают сомнения, душевная боль. И при этом он все еще сохранить рациональность в мышлении…
И эта его пассивность погубила Паолу. Позже они разговаривали. Паола искренне обращалась к нему за помощью, состояние отношений с Диком и Грэхемом было мучительно для нее. Не один раз в ее глазах промелькнет эмоция слабости, растерянности.
«Он увидел, что она смотрит на него странным взглядом. В этом взгляде он прочел и вопрос, и любовь, и страх — да, страх или граничащую со страхом тревогу, а главное — вопрос, что-то ищущее, испытующее.»
Ей было страшно. Тревожно. Ей была нужна мужская помощь.
А сильный, самостоятельный, рациональный мужчина Дик Форрест скажет ей:
« — Только ты, ты одна можешь все разрешить, Паола, — сказал он строго.
— Но помоги мне, ну хоть немного! Ты даже не стараешься удержать меня! — настаивала она.
— Я бессилен. У меня руки связаны. Я не могу сделать ни одного движения, чтобы удержать тебя. Ты не можешь делить себя между двоими. Ты была в его объятиях… — Он движением руки остановил ее возражения. — Пожалуйста, прошу тебя, любимая, не надо… Ты была в его объятиях — и ты трепещешь, как испуганная птичка, при одной мысли, что я могу приласкать тебя. Разве ты не видишь? Твои поступки решают вопрос не в мою пользу. Тело твое избрало другого. Его объятия ты переносишь. А одна мысль о моих тебя отталкивает.
Она медленно, но убежденно покачала головой.
— И все-таки я не знаю, не могу решить, — настаивала она.
— Но ты должна! Создавшееся положение нестерпимо, и надо что-то предпринять, потому что Ивэну пора ехать. Понимаешь? Или уезжай ты. Вы оба здесь оставаться не можете. Не спеши. Обдумай все.»
Итак, чтобы более коротко изложить свое мнение о романе, то после обдумывания всех событий в книге, слов и поступков героев, вынужден констатировать: двое сильных, умных, умудренных опытом, казалось бы, закаленных и проверенных жизнью мужчин, эти два идеальных красавца, спортивные, решительные возложили ответственность на плечи хрупкой женщины. Они ее погубили. Гордая, любящая обоих, любящая по-разному, не допустившая в отношениях с Грэхемом ни одного унизительного для Дика поступка, она оказалась в ситуации, где должна была принять решение ее любовь. А любовь на это оказалась не способна.
Слабая женщина оказалась сильнее духом, чем двое мужчин, говорящих о любви к ней. Трогательная и трагичная история. Трогательная, как известная мелодия «Адажио».
Уместно вообще спросить – а возможна ли такая любовь к двум мужчинам одновременно?
Да, возможна. Но только такая женщина как Паола, в этом треугольнике видела один выход. А таких женщин – одна на миллион.
Что сказать о Ивэне Грэхеме? Почему он предстает мне отрицательным персонажем, хотя уверен, что Джек Лондон не пытался его таким изобразить?
Ведь словами Дика Форреста «О, Грэхем — это человек. Настоящий мужчина. На него можно положиться. Знаешь этот тип: великодушный, сильный, простой, чистый сердцем; везде побывал, все видел, изведал многое — и вместе с тем такой искренний, смотрит прямо в глаза. Ну — мужчина в лучшем смысле слова!
Он прошел огонь, и воду, и медные трубы. Он кроток, но неуловим. К тому же молодые девушки его не интересуют. Конечно, вы можете заподозрить его в моральной трусости, но я заверяю вас, что он просто закален жизнью, стар и очень мудр.»
Ведь зарождение любви показывается Джеком Лондоном деликатно. По мере чтения романа все ярче и резче появляются признаки любви.
Автор медленно и осторожно подводит героев к осознанию охватившего их чувства.
Но некоторые акценты имеют двойственный смысл. Безобидные вроде в контексте романа они приобретают свое содержание, когда вспоминаешь о смерти Паолы.
Обратите внимание на мысль Грэхема в романе: « Ивэн Грэхем, прислушиваясь к этой песне и не сводя глаз с руки Форреста, властно обнимавшей Паолу, почувствовал какую-то боль и обиду; у него даже мелькнула мысль, которую он тотчас с негодованием подавил: «Дику Форресту везет, слишком везет».
Что это за мысль, что это за эмоция?
Я нашел простой ответ. Он – в Нагорной проповеди и в Евангелии. Вот так – простой ответ, но он является на мой взгляд ключевым в понимании роли Грэхема:
«Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.»
В романе отражены чувства и переживания Грэхема. Но они все связаны с этой мыслью.
«От этого образа Грэхем никак не мог отделаться: он преследовал его неотступно, точно наваждение. Образ этот, сотканный из света и красок, как бы горел перед ним, неизменно возвращаясь, и хотя Грэхем сознавал его иллюзорность, видение все вновь и вновь вставало перед ним в своей обманчивой реальности.
Однако, идя в свою комнату, он не мог не признаться, что очарование Паолы Форрест, словно волшебные щупальца, уже коснулось его и обвивалось вокруг сердца. И он знал, что с гораздо большим удовольствием поехал бы кататься с ней, чем со своим давним другом Форрестом.»
Или – Грэхем думает: «Почему он здесь и под ним лошадь Дика Форреста, спрашивал себя Грэхем, почему он все еще не едет на станцию, чтобы сесть в первый же поезд, найденный им сегодня в расписании? И он ответил себе с горечью, что эти колебания, эта странная нерешительность в мыслях и поступках — для него новость. А впрочем, — и тут он весь как бы загорелся, — ему дана одна только жизнь, и есть одна только такая женщина на свете!»
Конечно, и Паола поддалась его очарованию и тем эмоциям, зарожденным в нем его же сознанием, она « тоже с радостью отметила особое изящество его движений, гордую посадку головы, волнистые волосы, нежный бронзовый загар щек, великолепный лоб и удлиненные серые глаза, чуть прикрытые веками и по-мальчишески сердитые, причем это выражение тут же растаяло, когда он, улыбаясь, приветствовал ее. С тех пор как они встретились, она не раз замечала эту улыбку: в ней было какое-то неотразимое очарование, — дружеская, приветливая, она отражалась особым блеском в его глазах, а в уголках рта появлялись веселые добрые морщинки. На эту улыбку нельзя было не ответить.»
Слабая женщина. Желающая любви всегда.
«Грэхем смотрел на Паолу и дивился — дивился и ей, и себе. Разве ему место здесь, подле этой женщины, под крышей ее мужа? И все-таки он здесь, хотя должен был бы уже давно уехать. После стольких лет он, оказывается, не знал себя. Это какое-то наваждение, безумие.
Ведь это же посягательство на его святыни, столь дорогие ему, столь ревниво и благоговейно оберегаемые в тайниках души: он еще ни разу не изменял им.
Однако он не вырвался из плена.»
Грэхем понимал.
Он понимал греховность своих чувств к чужой жене. Но – «Что же! Жребий брошен!», и это тоже мысль Грэхема.
То, что произошло, произошло совершенно неожиданно. Но это было неизбежно. Это не могло не случиться. Грэхем действовал не по заранее обдуманному плану, хоть теперь и понимал, что при своей пассивности и промедлениях с отъездом должен был все это предвидеть.
«Мы живем в реальном мире, — говорил он себе, медленно направляя лошадь к дому, — и Паола, и Дик, и я живые люди; и мы реалисты — мы привыкли прямо смотреть в лицо жизненным фактам. Ни церковь, ни законы, никакие мудрствования и установления здесь ни при чем. Мы трое должны все решить сами. Конечно, кому-нибудь будет больно. Но вся жизнь — страдание. Умение жить состоит в том, чтобы свести страдание до минимума. К счастью. Дик и сам держится таких же взглядов. Ничто не ново под луной. Бесчисленные треугольники бесчисленных поколений всегда как-то разрешались, значит, будет разрешен и этот. Все человеческие дела в конце концов как-нибудь да разрешаются…»
Паола, Паола, эта маленькая девочка, эта слабая женщина так нуждалась в помощи этих двух мужчин, лишь они могли ей помочь, лишь они могли разрешить эту ситуацию.
Но как и Дик, так и Грэхем говорит ей:
— Вы должны решить, — настаивал Грэхем.
— Я сама не знаю, чего я хочу – говорит Паола, не сердитесь на меня. Я думаю не о себе. Я последнее дело. Но я должна думать о Дике и должна думать о вас. Я… я так не привыкла быть в подобном положении, — добавила она с вымученной улыбкой.
— Вы не можете любить двух мужчин одновременно, — бросил он ей с другого конца комнаты.
— А все-таки это так, Ивэн. Вот я и стараюсь во всем этом разобраться. Я только не могу понять, кого люблю больше. Дика я знаю давно, а вы… вы…
— Видите, мне очень нелегко, — продолжала она. — Тут так все переплетено, так переплетено, что я ничего не понимаю. Вы говорите, что вы теряетесь. Но подумайте обо мне! Я совсем запуталась и не знаю, что делать. Вы… да что говорить! Вы мужчина, с мужским жизненным опытом и мужским характером. Для вас все это очень просто: она любит меня… она не любит меня. А я запуталась и никак не разберусь. Я, конечно, тоже не девочка, но у меня нет никакого опыта во всех этих сложностях любви. У меня никогда не было романов. Я любила в жизни только одного человека, а теперь вот… вас… Вы и эта любовь к вам нарушили идеальный брак, Ивэн…»
… я спрашиваю свое сердце… И я не знаю. Не знаю… Вы большой человек и любите меня большой любовью. Но Дик больше вас. Вы ближе к земле, вы… — как бы это выразиться? — вы человечнее, что ли. И вот почему я люблю вас сильнее — или по крайней мере мне кажется, что сильнее.»
Конец близок. Напряжение чувств уже толкнуло Паолу к принятию решения. Слабые женские плечи оказались самыми сильными в их треугольнике.
Прощаясь с Диком, на пороге она остановилась и прижалась к нему.
— Поцелуй меня. Дик, — сказала она и добавила: — Это не то, не любовный поцелуй… — Ее голос вдруг упал. — На случай, если бы я… решила уехать…
А Дик, погруженный в свои мысли о самоубийстве, чтобы грамотно и рационально разрешить эту ситуацию (какое самолюбивое, эгоистичное решение), не услышал ее, не увидел приближающуюся опасность. Так все-таки – это была любовь к Паоле или забота о себе и своих переживаниях? Что было центром его Эго в те минуты?
Грэхем толкнул Паолу в чувственный мир, преступив черту, и оба – Дик и Грэхем оставили ее наедине с душевной трагедией, с осознанием того, что выхода из чувства любви к двум близким ей людям нет, кроме самоубийства, и ни первый, ни второй не помогли ей.
А ведь выход скорее всего был.