марьина горка история названия
Марьина Горка
Город с интересным названием Марьина Горка находится в 63 километрах юго-восточнее Минска, в нескольких километрах от географического центра нашей республики. Город, расположенный на реке Титовка, известен в первую очередь благодаря усадьбе Маковых, дата создания которой относится к 1760-1770 годам.
О происхождении названия города ходит немало легенд. Самой правдоподобной из них считается версия, в которой рассказывается о священнике, который проезжал здесь мимо языческого алтаря и решил окропить его водой. Капище провалилось сквозь землю, и священник, увидев в этом знак свыше, заложил на месте валуна церковь Марии Богородицы. Поскольку стояла она на горе, то и стали эту местность, на которой затем появился город, называть Марьина Горка.
Впервые упоминание о Марьиной Горке датируется XVI веком, однако заселение этих территорий человеком произошло еще в IX тысячелетии до н.э. За свой достаточно долгий срок существования Марьина Горка не раз переходила из рук в руки. Ею владели знаменитые династии Радзивиллов, Бужинских, Ратынских, Крупских и т.д. Однако главная достопримечательность города связана с именем министра внутренних дел Льва Макова, которому принадлежала прекрасно сохранившаяся усадьба второй половины XIX века – отличный образец эклектической архитектуры тех времен. Примечательна она не только своей сохранностью, но еще и тем, что именно здесь с 1935 по 1941 годы был расположен Дом творчества писателей Беларуси. В стенах усадьбы жили и создавали свои шедевры белорусские «песняры» Янка Купала и Якуб Колас, здесь же творили не менее известные Кузьма Черный, Змитрок Бядуля и многие другие.
Как и большинство белорусских территорий, Марьина Горка входила в состав Великого княжества Литовского, затем Речи Посполитой, а после стала частью Российской империи.
Ощутимый скачок в развитии города произошел в 1873 году, когда через Пуховичские земли была проложена Либаво-Роменская железная дорога и появилась железнодорожная станция «Пуховичи». Местечко росло, и в 1894 году здесь появлялся стеклозавод. В 1925 году центр района был перенесен из Пуховичей в Марьину Горку.
Через шесть дней после начала Великой Отечественной войны поселок оказался в оккупации. В райцентре был расположен трехтысячный гарнизон группы армий «Центр» и две военные школы с 800 солдатами. Жесткие условия оккупации послужили толчком к разворачиванию подпольного и партизанского движения. В Марьиной Горке существовало несколько партизанских отрядов, издавалась подпольная газета «Партизан Беларуси». В 1943 году здесь же сформировалась бригада «Пламя», принимавшая активное участие в рельсовой войне. Всего в борьбе потеряли жизнь 5919 человек, и город поныне хранит память о своих героях, увековечивая их подвиг памятниками и обелисками.
Городом Марьина Горка стала только в 1955 году и лишь спустя сорок пять лет, в 2000 году, обрела свой собственный герб – изображение Девы Марии в красно-голубых одеждах с белым покровом в руках.
Краеведы полагают, что поселение Марьина Горка появилось на 400 лет позднее, чем принято считать
Краеведы полагают, что поселение появилось на 400 лет позднее, чем принято считать.
Много лет нас интересуют вопросы, когда же появилась Марьина Горка, с чего начинается история нашего города и какие документы об этом могут рассказать. Эта статья — рассуждение с указанием фактов, ссылок на документы, а также набор гипотез.
Открывая книгу “Памяць. Пухавiцкi раён”, можно найти следующую информацию относительно нашего города: “…Па пісьмовых крыніцах пасяленне вядома з XVI стагоддзя. Належала Радзівілам, Бужынскім, Ратынскім, Крупскім. Быў уладальнікам пасялення і міністр унутраных спраў Расіі Л.С. Макаў…” (страница 684). После прочтения этих строк мы обращались ко многим краеведам, исследователям нашего района, сами старались найти информацию, какие же письменные источники об этом свидетельствуют, ведь известно, что история города либо поселения для историков начинается с первого письменного упоминания. Есть документы, что часть Игуменского уезда принадлежала указанным родам, но название поселения Марьина Горка нами не было там обнаружено.
Документа, где можно увидеть упоминание Марьиной Горки в XVI веке, так и не удалось найти, что натолкнуло на мысль о том, что такого поселения просто не существовало в этот период. Возникает закономерный вопрос: а где найти доказательства? Самый верный источник информации в этом — карты.
Одна из наиболее подробных карт Минской губернии, где подписаны не только поселения, но и церкви, кладбища, болота и озера — военно-топографическая карта Минской губернии (1860-х годов). На ней обозначено большое количество небольших поселений: Люция, фольварок Анапров (сегодня деревня Шиманов Кут), где было всего 10 жителей по некоторым описаниям, Дайнова, Антоново и Новоселки, имение Подблонь и другие. Но нет Марьиной Горки. Конечно, можно предположить, что наше поселение было очень маленьким даже для такой стратегически важной карты, но это опровергается данными, которые появились в нашем распоряжении позднее.
Мы не остановили поиски информации, изучали новые и новые источники. Наиболее красноречивым оказалось обнаруженное в электронном архиве издание 1855 года, “Современник т. 52” (Санкт-Петербург, типография главного штаба императорского величества по военно-учебным заведениям). Оно содержит одну из первых публикаций “Записок о путешествии по Полесью и Белорусскому краю” Павла Шпилевского. В них автор описывает все места, которые он посетил, события, которые с ним приключились. Есть там упоминание и наших населенных пунктов: Марьиной Горки, Горельца, Омельно, Новоселок, Поречья, Турина. Марьина Горка в них упоминается при описании Новоселок: “Что же касается до самого названия “Новоселки”, то оно напоминает о старом селище или селе, которое, говорят старожилы, было некогда по ту сторону реки Цитовки, близ так называемой ныне Марьиной Горы, отстоящей от Новоселок в двух верстах…” (страница 369). Из этого описания мы видим, что поселение не называлось Марьиной Горкой — оно просто находилось рядом с горой, носящей такое название, а потом почему-то прекратило свое существование, но его история продолжена Новоселками…
На этом останавливаться не будем. Возьмем карту, на которую мы ссылались ранее, посмотрим масштаб, измерим расстояние от Новоселок до нынешнего кладбища (места, где была церковь) и увидим, что оно совпадает, а вот наш город Марьина Горка со своим центром находятся в другом месте…
Но продолжим читать Шпилевского: “Эта Марьина Горка имеет свои старинные предания, относящиеся к XVI столетию. Название Марьиной Горки произошло от того, что на этой горе построена приписная Новоселковская церковь, по случаю явления на этом месте чудотворного образа Пресвятой Марии Девы Богородицы. В честь этого явления и сама церковь на горе называется Марьиногорскою…” (страница 369). Из этого видим, что наше предположение находит свое подтверждение.
Шпилевский перечисляет известные нам легенды и говорит, что события, описанные в них по рассказам местных жителей, произошли примерно триста лет назад (экспедиция Шпилевского проходила в XIX веке. Отнимаем три века и получаем XVI век). Немного позже автор описывает события, которые пережила церковь, пожары и военные лихолетья (Отечественная война 1812 года), но отдельно останавливается на описании места: “Марьина Горка осенена довольно большими ветвистыми деревьями и бесчисленными кустарниками лиственницы и можжевельника, между которой виднеются разной величины кресты — надгробные памятники почивших: здесь устроено деревенское кладбище” (страница 370). Из Новоселок Шпилевский отправляется в деревню Кресты, как видим, что никакого поселения Марьина Горка он не упоминает. Стало быть, даже в 1850-х такого поселения не было. Но есть географическая точка, возвышенность, на которой расположено кладбище и церковь.
Возникает вопрос: когда же появилась Марьина Горка? Заштатный клирик Минской епархии протоиерей Федор Кривонос в журнале “Зрок” сообщает, что недалеко от центра нынешнего города действительно существовала Марьина Горка. В середине XVIII века на ее вершине стоял обычный деревянный крест, который можно было увидеть издалека. В то время рядом с этим возвышением еще никто не жил. Одноименное поселение возникло тут значительно позднее и получило свое название от этой горы. Относительно чего он сделал свои выводы, нам неизвестно. К сожалению, с первоисточником ознакомиться не удалось и журнал мы не видели, но, судя по описанию, это очень похоже на то, что написано у Шпилевского.
Мы стали изучать вопрос и нашли упоминание, что есть описание нашего города в начале XX столетия. Это воспоминания старожила И.Л. Слободера, которые хранятся в районной библиотеке. В них речь идет о том, что в начале ХХ столетия город был представлен двумя основными улицами (сегодня это улицы Андреевская и Октябрьская). Других застроенных улиц не было, а жители главным образом работали на железной дороге. Теперь подумайте: может ли поселение, появившееся в XVI веке, иметь только две четко обозначенные улицы, которые бы шли параллельно железной дороге, построенной во второй половине XIX века, да еще и по обе ее стороны без ответвлений и более старых построек? Конечно же, нет. А, значит, наша родная Марьина Горка начала свое развитие с началом строительства железной дороги как таковой (информацию мы нашли в книге Ю.В. Татаринова “Города Беларуси в некоторых интересных исторических событиях. Минщина”). Есть этому еще одно подтверждение: самые старые строения тоже относятся к XIX веку.
Кому же мы обязаны появлением населенного пункта с названием Марьина Горка? Этот вопрос мы раскроем в рамках гипотезы. Вероятнее всего, Льву Савичу Макову. Одним из доказательств нашей гипотезы может выступить обнаруженная нами в архивах переписка. Зная особое почитание Маковым религии, внимание к распространению православия, можно предположить, что он называл свое имение “Марьина Горка” из-за особой близости к святому месту. Переписка, которая содержится в издании “Минская старина. Труды Минского Церковного Историко-Археалогического комитета. Выпуск 3. 1911 год” содержит следующее письмо, датированное 17 августа 1880 года: “Ваше Высокопреподобие, достопочтенный Отец Фердинанд. Благодарю Вас за приветственную телеграмму с днем моего рождения. Что мне сказать на последнее письмо Ваше? О поездке Л.С.М. [Л.С. Макова] куда-либо столько же знаю, как и Вы. Он в начале июля посетил меня и говорил, что думает в конце лета побывать на несколько дней в своем имении. Всего лучше знают о времени его приезда в Марьиной Горке (в этом месте стоит сноска, что это имение ст. секретаря Л.С. Макова), и она от Вас недалеко; можно справиться у отца Иоанна Русецкаго…”. Таким образом, видим, что Лев Маков сам называл свое имение не официальным названием Подблонье, а Марьина Горка. Зная его роль в строительстве церкви, сельскохозяйственной школы, мы приходим к выводу, что именно он так и назвал наше поселение и свое имение, а исторический центр нашего города — это его усадьба, где сегодня поправляют здоровье дети из всей области.
Марьина Горка Посмотреть на карте
В 1894 году в Марьиной Горке освятили ещё один престол. Он был назван в честь святого Александра Ивьевского. В начале 20 века при церкви создали особый приход. Неотъемлемой и очень важной частью в жизни Марьиной Горки до конца 20-ых годов остаётся крестный ход, в котором обычно принимали участие жители шести близлежащих приходов.
Только в 30-ых годах прервалась церковная жизнь в Марьиной Горке. По воспоминаниям старожилов, когда храм закрыли, в нём решили разместить клуб. Стали замазывать все фрески, несколько раз белили стены, а лики святых всё равно проявлялись. Но, в конце концов, стены удалось побелить. Тогда начали играть внутри собора на музыкальных инструментах, но как ни старались, а хорошего звучания добиться не смогли. Была попытка переделать храм в зернохранилище. Сделали в нём плеть, завезли зерно, но по весне всё зерно сгнило. Тогда, убедившись, что церковь к своим потребностям никак не приспособить — её взорвали.
Сейчас собор Успения Божьей Матери можно увидеть разве, что на фотографиях и рисунках, а когда-то он являлся живым воплощением духовности, тем огоньком, к которому из разных мест Марьиногорской округи стекались верующие.
Версии происхождения города
Существует несколько гипотез относительно происхождения названия города. По одной из них, очень много лет назад один поселянин очень тяжело заболел. Денег было у него достаточно много, и поэтому мог себе позволить лечиться у разных врачей и знахарей. Но ни один из приходивших лекарей не мог облегчить его страдания, ни одно из прописанного ими лекарств не помогало. Не получая никакой помощи от людей, он находил единственное утешение в молитве; и вот однажды за искреннюю молитву свою он удостоился во сне Марии Богоматери. Богоматерь обещала ему совершенное исцеление от многолетнего его недуга, если он поставит крест и дом молитвы на горке, на которую собирается народ для свершения суеверных служений, в память бывшего там язычества. Поселянин исполнил волю небесной заступницы и получил исцеление; после чего, говорят, он провел в этом доме род часовни и помесил образ Пресвятой девы Марии, многие приходили к нему и слушали от него рассказы о чудесном свойстве образа; многие и сами получали исцеление от этого образа. Молва о марьиногорской часовне разнеслась по всем окрестностям и вскоре нашлись люди недоверчивые: это были враги православия, которые вздумали сжечь часовню. Но каково же было их удивление, когда в пепле нашли целую и невредимую икону Богоматери. Такое обстоятельство образумило их, и они позволили православным построить новую часовню. Но и новопостроенная подверглась той же участи. В 1812 году отряд наполеоновской армии проник сюда и, надругавшись над храмом Христовым, сожгли часовню, за что и наказаны были слепотой. И образ опять сохранился невредимым. Видя такую чудодейственную силу образа, крестьяне обратились к помещику Боржецкому и стали просить его построить церковь на месте сожженной часовни. Боржецкий согласился на просьбу крестьян и в 1814 году построил довольно красивую деревянную церковь во имя Пресвятой Марии и перенес туда образ её.
Второй и наиболее распространенной легендой является та, которой придерживаются географ Семёнов-Тян-Шанский и многие другие ученые. «…Эта Марьина Горка имеет свои старинные предания, относящиеся к XVI столетию. Название Марьиной произошло оттого, что на этой горе построена приписная новоселковская церковь по случаю явления и сама церковь на горке называется Марьинской. Когда именно, не говорят, но очень давно, замечают старожилы на этой горке было языческое кладбище, и там совершались тризны и пляски на большом камне, который стоял посреди горы… „Впоследствии, проезжал чрез этот край один христианский священник, и заметив такое осквернение людское, возжелал уничтожить оное и освятил святой водой: от чего гора распалась и камень провалился“. Гора, действительно, как бы раздвоена в настоящее время — не знаю, хранится ли внутри горы камень; но это еще не может служить ручательством за верность приведенного предания».
400 лет несуществующей истории. История города Марьина Горка. Откуда пошло название города?
Идея этой статьи насчитывает не один год, но сейчас, собравшись с мыслями решили ее написать, чтобы постараться разобраться с вопросом. Эта статья – рассуждение нашей команды с указанием фактов, ссылок на документы, а также набор гипотез. Буду рад, если Вы пришлете свои комментарии на сайт нашего проекта, поделитесь своими воспоминаниями или документами по истории нашего города и района.
Много лет интересует вопрос, когда же появилась Марьина Горка, какие документы об этом могут рассказать и с чего же начинается история нашего города.
Открывая книгу «Памяць. Пухавiцкi раён» можно найти следующую информацию относительно нашего города: «… Па пісьмовых крыніцах пасяленне вядома з XVI ст. Належала Радзівілам, Бужынскім, Ратынскім, Крупскім. Быў уладальнікам пасялення і міністр унутранных спраў Рассіі Л.С. Макаў…» (страница 684). После прочтения этих строк я обращался ко многим краеведам, исследователям нашего района, да и старался найти информацию сам, какие же письменные источники об этом свидетельствуют. Ведь известно, что история города либо поселения для историков начинается с первого письменного упоминания. Есть документы, что часть Игуменского уезда принадлежала указанным родам, но название поселения Марьина Горка, нами так и не было там обнаружено. Нами были обнаружены упоминания других поселений и ни одного относительно нашего города.
Одна из наиболее подробных карт Минской губернии, где подписаны не только поселения, но и церкви, кладбища, болота и озера – военно-топографическая карта Минской губернии (1860-х гг.). На этой карте упоминается большое количество небольших поселений: Люция, Фольварок Анапров – сегодня Деревня Шимано Кут (где было всего 10 жителей по некоторым описаниям), Дайнова, Антоново и Новоселки, имения Подблонь и другие, но нет нашей родной Марьиной Горки. Конечно, можно предположить, что наше поселение было очень маленьким даже для такой стратегически важной карты, которая имела военный потенциал, но это опровергается данными, которые появились в нашем распоряжении позднее.
Мы не остановили поиски информации, изучали новые и новые источники, но наиболее красноречивым оказалось замечательное издание 1855 года, которое мы изучили в электронном архиве: “Современник т. 52” (Санкт Петербург, типография главного штаба императорского величества по военно-учебным заведениям). В нем одним из первых было опубликовано собрание записок о путешествии Павла Шпилевского, которые в прочем так и называются: “Записки о путешествии по Полесью и Белорусскому краю”. В этом произведении автор описывает все места, которые он посетил, события, которые с ним приключились, есть там упоминание и наших мест: Марьиной Горки, Горельца, Омельно, Новоселок, Поречья, Турина. При описании Марьиной Горки содержатся следующие сведения: “Что же касается, до самого названия “Новоселки”, то оно напоминает о старом селище или селе, которое, говорят старожилы, было некогда по ту сторону р. Цитовки, близ так называемой ныне Марьиной Горы, отстоящей от Новоселок в двух верстах…”(страница 369). Что мы видим из этого описания, поселение не называлось Марьиной Горкой, оно находилось рядом, потом почему-то прекратило свое существование, но его история продолжена Новоселками. На этом останавливаться не будем, возьмем карту, на которую мы ссылались ранее, посмотрим масштаб, измерим расстояние от Новоселок до нынешнего кладбища (места, где была церковь) и увидим, что оно совпадает, а вот наш город Марьина Горка, со своим центром находятся в другом месте… Но, продолжим читать Шпилевского: “Эта Марьина Горка, имеет свои старинные предания, относящиеся к XVI столетию. Название Марьиной произошло от того, что на этой горе построена приписная новоселковская церковь, по случаю явления на этом месте чудотворного образа Пресвятой Марии Девы Богородицы. В честь этого явления и сама церковь на горе называется Марьиногорскою…» (страница 369). Из этого видим, что наше предположение находит свое подтверждение. Но дальше больше, Шпилевский перечисляет известные нам легенды и говорит, что события, описанные в них по рассказам местных жителей произошли примерно триста лет назад (Экспедиция Шпилевского проходила в XIX веке, отнимаем три века и получаем XVI). Немного позже автор описывает события, которые пережила церковь, пожары и военные лихолетья (отечественная война 1812 года), но отдельно останавливается на описании места: «Марьина Горка осенена довольно большими ветвистыми деревьями, и бесчисленными кустарниками лиственницы и можжевельника, между которой виднеются разной величины кресты – надгробные памятники почивших: здесь устроено деревенское кладбище» (страница 370). Из Новоселок Шпилевский отправляется в деревню Кресты, как видим никакого поселения Марьиной Горки он не упоминает, стало быть даже в 1850-ых такого поселения не было. Но есть географическая точка, возвышенность на которой расположено кладбище и церковь.
Возникает вопрос, когда же появилась Марьина Горка? Историк, заштатный клирик Минской епархии протоиерей Федор Кривонос в журнале «Зрок» сообщает, что недалеко от центра нынешнего города действительно существовала Марьина Горка. В середине XVIII в. на ее вершине стоял обычный деревянный крест, который можно было увидеть издалека. В то время рядом с этим возвышением еще никто не жил. Одноименное поселение возникло тут значительно позднее и получило свое название от этой горы. Относительно чего он сделал свои выводы нам неизвестно, к сожалению, с первоисточником ознакомиться не удалось и журнал мы не видели, но судя по описанию это очень похоже на то, что написано в издании Шпилевского. Мы стали изучать вопрос и нашли упоминание, что есть описание нашего города в начале XX столетия. Это воспоминания старожила И.Л. Слободера, которые хранятся в районной библиотеке, за что работникам и директору библиотеки – Алле Леонидовне, нужно выразить отдельную благодарность. В его воспоминании идет речь о том, что в начале 20 столетия город был представлен двумя улицами, сегодня это улицы Андреевская и Октябрьская. Располагались они вдоль железной дороги, других застроенных улиц не было. Теперь подумайте, может ли поселение, появившееся в XVI веке иметь только две четко обозначенные улицы, которые бы шли параллельно железной дороге (которая была построена во второй половине XIX века), да еще и по обе ее стороны без ответвлений и более старых построек? Конечно же нет. А значит наша родная Марьина Горка начала свое развитие и появление с началом строительства железной дороги как таковой (информацию о точке зрения Ф. Кривоноса и воспоминания И. Слободера мы нашли у Татаринова Ю.В. в его издании: «Города Беларуси в некоторых интересных исторических событиях. Минщина»). Есть этому еще одно подтверждение – самые старые строения тоже относятся к XIX веку.
Кому же мы обязаны своим местом жительства и названием города? Этот вопрос мы раскроем в рамках гипотезы. Вероятнее всего мы должны отдать дань уважения именно министру внутренних дел Льву Саввичу Макову. Именно он имел отношение к построению железной дороги через наши места. Но подробнее о железной дороге мы напишем позже, единственное, требующее внимания примечание – еще одна карта, где появляется наша станция, год издания карты нам неизвестен, в Интернет источниках числится, что это трехверстовка Шуберта 1860, но можно заметить, что она склеена из двух частей, на второй половине карты уже есть железная дорога, а значит она позже первой половины карты как минимум на десятилетие, а исходя из нанесенных подписей скорее всего относится уже к началу XX века (вывод сделан на основе нанесенных обозначений второй части). Главное не это, главное то, что на этой второй части уже есть станция Пуховичи, которая расположена просто в пустой точке. Вокруг все также нет поселения. Скорее всего оно и стало формироваться после появления на этом месте станции железной дороги.
Кривошей Дмитрий, Корниенко Илья
Эта статья вышла в газете «Пухавіцкія навіны» за 24 июля 2021 года под заголовком «Загадки происхождения Марьиной Горки»
Тайна города Марьина Горка
У каждого города есть свои тайны. Обычно рассказывают о них в городских легендах — древних и не очень. Кто-то в них верит, кто-то — нет, а кто-то стремится подтвердить или опровергнуть.
Марьина Горка в этом плане не исключение. У города тоже есть в запасе несколько тайн, будоражащих воображение любопытных людей. Одна из них — о сокровищах разрушенного в 30-е годы минувшего столетия марьиногорского Александро-Невского храма, якобы спрятанных где-то в его подземельях.
Не уверена, слышала ли эту историю про клад современная молодежь, а вот среди моих жаждущих приключений ровесников она была когда-то очень популярна.
И вот совсем недавно благодаря подсказке краеведов из Омельно удалось убедиться, что история с кладом — это действительно всего лишь легенда. В марьиногорском храме было немало ценностей. Но их исчезновение связано совсем не с действием большевиков, разрушивших святыню. Как оказалось, церковная утварь и колокола были вывезены за пределы Беларуси еще в годы Первой мировой войны. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Московской области. Ссылки на них можно найти в сети Интернет.
С осени 1915 по зиму 1918 года по белорусской территории проходил фронт. Это был главный «щит России». Германские и австрийские войска за два с лишним года так и не смогли его прорвать. Но в 1915 году предугадать, как будут развиваться события, было еще сложно. И чтобы в случае отступления русских войск врагу не достались церковные ценности, военные власти приказали эвакуировать их в центральные районы России. Вывезти надлежало иконы, колокола, метрические книги, хоругви и даже мелкую церковную утварь.
В сети Интернет можно найти документы, в которых приведено описание вывезенных ценностей. Так, например, сохранились сведения о том, что из Марьиной Горки было эвакуировано 8 колоколов и 7 ящиков церковной утвари. Известно, что один из колоколов был весом 108 пудов (1 пуд — 16,38 килограмма). Получается, что на момент разрушения храма прятать было практически нечего: в семи ящиках вполне могла уместиться вся самая ценная утварь большого собора. Понятно, что для проведения богослужений необходимая утварь осталась. Но вряд ли это было сопоставимо с тем, что увезли. А дальше события в Российской империи развивались так, что вернуть церковные ценности назад возможности просто не было.
К слову, в сети Интернет можно найти информацию и о том, что было вывезено в это время из других населенных пунктов Пуховщины. В основном о колоколах. Например, служитель церкви в Пуховичах составил очень подробную опись, из которой следует, что в глубь России были отправлены: большой колокол, очень звучный — 30 пудов весом; средний колокол, тенор — 15 пудов; средний колокол, баритон — 10 пудов; малый колокол, дискант — 5 пудов; малый колокол, звучный — 2 пуда. Семь колоколов общим весом 98 пудов было вывезено из Дукоры. Вывозили колокола из Шацка и Омельно. Получается, что над Пуховщиной малиновый колокольный звон перестал литься еще в 1915 году. И там, где есть легенды о спрятанных от уничтожения в болотах и урочищах колоколах, это тоже просто красивые истории. Если колокола и остались целы, то находятся они где-то в России. Как и те ценности, которые имеют в виду те, кто знает легенду о марьиногорском кладе.