мартос скульптор краткая биография
Мартос Иван Петрович
Российский скульптор-монументалист. Один из крупнейших представителей русского классицизма. Действительный статский советник. Автор памятников Минину и Пожарскому, Ломоносову в Архангельске, мраморной статуи Екатерины II в зале Московского дворянского собрания.
Иван Мартос родился в 1754 году в городе Ичня, Украина. Рос в семье сотенного атамана Петра Михайловича Мартоса. В возрасте десяти лет мальчика отправили в Петербургскую академию художеств, в которой провел девять лет. Первоначально учился в классе орнаментальной скульптуры у Луи Роллана. Затем его воспитанием занялся Никола Жилле, замечательный педагог, воспитавший крупнейших русских ваятелей.
В 1773 году, после окончания курса с малой золотой медалью, Мартос отправился в Италию в качестве выпускника Академии. В Риме занимался не только скульптурой. Упражнялся в рисовании с натуры в мастерской Помпео Батони и с антиков, под руководством Рафаэля Менгса.
Портрет как самостоятельный жанр не занимает в творчестве Мартоса значительного места. Его дарованию свойственно тяготение к большему обобщению, к передаче человеческих чувств в более широком смысле, чем это присуще портретному искусству. Но вместе с тем скульптор обращается и к портретным изображениям, которые являются неизменным компонентом созданных им надгробий. В этих работах показал себя интересным и своеобразным мастером скульптурного портрета. Надгробия стали главной сферой его деятельности на многие годы. Двадцать лет жизни художник посвящает почти исключительно им.
В 1785 году Иван Мартос стал адъюнкт-профессором, а затем старшим профессором Академии искусств. С 1788 года являлся членом Совета Академии художеств.
В 1805 году Мартос избран почетным членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». В 1808 году принял участие и выиграл в конкурсе на постановку памятника Минину и Пожарскому в Москве.
Мартос изображает момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы. В памятнике скульптор утверждает ведущее значение Минина, который наиболее активен в композиции. Стоя, одной рукой как бы вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту отечества. Пожарский, принимая меч и опираясь левой рукой на щит, как бы готов откликнуться на призыв Минина.
Изображая своих героев подобно древним мастерам и сохраняя большую долю условности и идеализации, Иван Мартос вместе с тем стремится отметить их национальное своеобразие. Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку. На щите Пожарского изображен Спас.
Открытие памятника Минину и Пожарскому 4 марта 1818 года превратилось в народное торжество. Этот памятник стал первым в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.
Одним из лучших произведений позднего периода творчества Мартоса является памятник Ришелье в Одессе, выполненный в бронзе. Памятник заказан городом с «целью почтить заслуги бывшего начальника Новороссийского края». Скульптор изобразил герцога в образе мудрого правителя, который похож на юного римлянина в длинной тоге и лавровом венке. Спокойное достоинство есть в его прямо стоящей фигуре и жесте, указывающем на порт перед ним. Лаконичные, компактные формы, подчеркнутые высоким пьедесталом с изображением аллегорий Правосудия, Торговли и Земледелия, придают памятнику монументальную торжественность.
В 1831 году Иван Мартос оставил работу в академии по состоянию здоровья.
Иван Петрович Мартос умер 17 апреля 1735 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.
В 1930-х годах захоронение перенесено на Лазаревское кладбище.
Произведения Ивана Мартоса
памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (1804-1818);
памятник Александру I в Таганроге (1830, уничтожен в 1932, воссоздан в 1998);
памятник герцогу де Ришельё в Одессе (1823-1828);
памятник Ломоносову в Архангельске (перед зданием АГТУ, 1828);
памятник князю Потемкину в Херсоне (1831, уничтожен; современная имитация 2003).
в Александро-Невской лавре: графа Н. И. Панина (1788), княгини Е. С. Куракиной (1792), А. Ф. Турчанинова (1792), княгини Е. И. Гагариной (1803), предположительно также: А. А. Нарышкина (1798), графа А. И. Васильева (ок. 1809), Е. К. Чичаговой (1813), тайной советницы Е. С. Карнеевой (Лашкаревой, 1830-е);
в Донском монастыре: княгини С. С. Волконской (1782), М. П. Собакиной (1782), И. А. Алексеева (ок. 1816);
графа К. Г. Разумовского в Воскресенской церкви Батурина (1803-05);
графини Прасковьи Брюс в усадьбе Глинки.
Семья Ивана Мартоса
Биография Ивана Петровича Мартоса
Иван Петрович Мартос родился в 1754 году в местечке Ичня Черниговской губернии (Украина) в семье обедневшего помещика, отставного корнета.
В десять лет Ивана отправили в Петербургскую академию художеств. Здесь он провел девять лет. Учился Мартос первоначально в классе орнаментальной скульптуры у Луи Роллана. Затем его воспитанием занялся Никола Жилле, замечательный педагог, воспитавший крупнейших русских ваятелей.
После окончания Академии Мартос был послан на пять лет продолжать обучение в Риме, что сыграло огромную роль в формировании творческой индивидуальности скульптора.
Портрет как самостоятельный жанр не занимает в творчестве Мартоса значительного места. Его дарованию свойственно тяготение к большему обобщению, к передаче человеческих чувств в более широком смысле, чем это присуще портретному искусству. Но вместе с тем скульптор обращается и к портретным изображениям. Они являются неизменным компонентом созданных им надгробий. В этих работах Мартос показал себя интересным и своеобразным мастером скульптурного портрета. Надгробия для Мартоса стали главной сферой его деятельности на многие годы. Двадцать лет жизни художник посвящает почти исключительно им.
Памятник Минину и Пожарскому в Москве. 1804-18. Бронза, латунь, гранит
Успех ранних надгробий принес славу и признание молодому скульптору. Он начинает получать множество заказов. В эти годы одно за другим появляются надгробия Брюс, Куракиной, Турчанинова, Лазаревых, Павла I и многих других.
Как истинный творец, Мартос в этих работах не повторяет себя, он находит новые решения, в которых можно заметить определенную эволюцию его стиля, тенденцию к монументальной значительности и героизации образов.
Надгробие С. С. Волконской. 1782. Мрамор
Все чаще Мартос обращается в своих работах к круглой скульптуре, делая ее главным элементом надгробных сооружений, стремясь в пластике человеческого тела передать душевные движения, эмоции.
До конца своих дней работал Мартос в мемориальной пластике, исполнив еще немало замечательных произведений, среди которых наиболее совершенны надгробия Павлу I и «Памятник родителям» в Павловске, созвучные лирическим музыкальным образам ранних созданий скульптора.
Однако работа в надгробной скульптуре уже не занимала столь значительного места в творчестве Мартоса двух последних десятилетий. Этот период его деятельности связан всецело с созданием произведений общественного характера, и прежде всего городских памятников.
Надгробие княгини Е. С. Куракиной. 1792. Гипс
История жизни Ивана Петровича Мартоса
Превосходное понимание Мартосом архитектуры и закономерностей декоративного рельефа в полной мере проявилось в этой работе. Большая протяженность композиции требовала мастерства в группировке и построении фигур. Обессиленные, страждущие от нестерпимой жажды люди тянутся к воде, причем скульптор показывает своих героев не как единообразную безликую массу, а изображает их в конкретных положениях, наделяет образы той необходимой степенью правды, которая впечатляет зрителя и делает для него понятным замысел художника.
В 1805 году Мартос избирается почетным членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». К моменту вступления в Общество Мартос уже широко известный скульптор, профессор Академии художеств, автор многих произведений. Именно одним из членов петербургского Вольного общества в 1803 году было внесено предложение о сборе пожертвований на постановку памятника Минину и Пожарскому в Москве. Но только в 1808 году был объявлен конкурс, где участвовали, кроме Мартоса, крупнейшие русские скульпторы Демут-Малиновский, Пименов, Прокофьев, Щедрин.
Портрет графа Н. И. Панина. 1780. Отлив 1912 г. Гипс
Мартос изображает момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы. В памятнике Мартос утверждает ведущее значение Минина, который наиболее активен в композиции. Стоя, он одной рукой как бы вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту отечества.
Пожарский, принимая меч и опираясь левой рукой на щит, как бы готов откликнуться на призыв Минина.
И.П. Мартос. Надгробие княгини Е.С. Куракиной. Русский музей, Санкт-Петербург
Изображая своих героев подобно древним мастерам и сохраняя большую долю условности и идеализации, Мартос вместе с тем стремится отметить их национальное своеобразие. Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку. На щите Пожарского изображен Спас.
Открытие памятника Минину и Пожарскому 20 февраля 1818 года превратилось в народное торжество. Этот памятник был первым в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.
И.П. Мартос. Хронос. 1792. Гипсовый отлив 1912 года с бронзовой фигуры надгробия А.Ф. Турчанинова. Русский музей, Санкт-Петербург
Будучи уже старым человеком, Мартос не оставлял помыслов о создании новых, еще более совершенных произведений. О творческой активности мастера можно судить по отчету Академии 1821 года. В нем говорится о том, что скульптор исполнил аллегорическую фигуру в человеческий рост, изображающую Веру «с приличными атрибутами» для надгробия Алексеева, фигуру апостола Петра больше человеческого роста для надгробия Куракиной, большую барельефную композицию «Скульптура» для украшения новой парадной лестницы в здании Академии художеств и начал огромный бюст Александра I для здания Биржи.
В эти годы своей жизни скульптор переживал большой творческий подъем. Одна крупная работа следовала за другой памятник Павлу I в Грузине, Александру I в Таганроге, Потемкину в Херсоне, Ришелье в Одессе и другие.
И.П. Мартос. Плакальщица. 1792. Гипсовый отлив 1912 года с бронзовой фигуры надгробия А.Ф. Турчанинова. Русский музей, Санкт-Петербург
Памятник герцогу де Ришельё
Иван Мартос — гениальный автор памятников Минину и Пожарскому в Москве и дюку Ришелье в Одессе
Иван Мартос (Ivan Martos; 1754 — 5 апреля 1835 гг.) — знаменитый российский скульптор XVIII-XIX веков, выдающийся мастер классицизма. Иван Мартос создал множество публичных и надгробных памятников, статуй, бюстов и барельефов, которые до сих пор поражают ценителей искусства идеальной гармонией силуэтов и форм. Прекрасные шедевры творчества художника неизменно вызывают сильные эмоции у зрителей, а в его биографии есть немало интересных фактов.
Иван Мартос много времени и сил отдал обучению молодых талантов. Более 50 лет он посвятил преподавательской работе в Императорской Академии художеств и воспитал немало известных учеников. Великий мастер пользовался особой благосклонностью российской императорской семьи, и к концу жизни сколотил солидное состояние. Но он всегда оставался добрым, порядочным и глубоко верующим человеком.
Биография Ивана Мартоса
Иван Петрович Мартос родился в небольшом городке Ичня Черниговской губернии в 1754 году. К сожалению, точная дата его рождения неизвестна, зато не вызывает сомнений у историков казацкое происхождение гениального мастера. Отец будущего скульптора был сотенным атаманом и состоял на действительной службе в царской армии. Маленький Иван с раннего детства увлекался лепкой фигурок из глины, но родители мечтали, что их сын станет профессиональным военным. К счастью, уникальный талант мальчика вовремя заметил его дядя, служивший диаконом в церкви, который уговорил отца и мать Вани не отдавать племянника в кадетский корпус.
Настойчивый дядя лично отвез 10-летнего мальчика в 1764 году в Санкт-Петербург, где его приняли на обучение в Императорскую Академию художеств. Под руководством опытных наставников Луи Роллана (Louis Rolland) и Николя-Франсуа Жилле (Nicolas-François Gillet) Иван Мартос в течение девяти лет увлеченно изучал скульптурное искусство и добился блестящих успехов в учебе. В 1773 году он был награжден большой золотой медалью академии и завоевал право на поездку в Италию для дальнейшего продолжения обучения за государственный счет.
Молодой выпускник сразу же уехал в Рим, где перед ним открылись уникальные возможности для изучения шедевров мастеров античности и Ренессанса. В Италии ему посчастливилось познакомиться со многими известными скульпторами той поры. За шесть лет пребывания в Риме он успел набраться опыта и знаний в мастерских:
Итальянский период жизни оказал решающее значение на дальнейшую профессиональную карьеру Ивана Мартоса. Под влиянием авторитетных учителей он стал пылким приверженцем идей классицизма в искусстве и сохранил верность выбранному стилю до конца жизни. Сразу же после возращения в Россию, 25-летний мастер был назначен преподавателем скульптуры в Академию художеств, а в 1782 году ему присвоили звание академика. Тогда же Иван женился на молодой дворянке по имени Матрёна, которая подарила ему четырех сыновей и семерых дочерей. К несчастью она умерла в 1807 году от туберкулеза, оставив детей на попечении вдовца.
Еще во время пребывания в Италии Мартос увлекся созданием надгробных памятников и именно этот вид скульптурного творчества принес ему на родине широкую известность. В ту пору в России было принято украшать могилы традиционными православными крестами. Молодой мастер решил кардинально изменить эту ситуацию и начал предлагать состоятельным соотечественникам услуги по изготовлению величественных рельефных надгробий.
Смелая новаторская идея оказалась очень успешной. Уникальные произведения искусства, проникнутые глубокой скорбью и переживаниями, буквально взбудоражили элиту петербургского общества. В столице Российской империи начался настоящий бум по изготовлению надгробных памятников, а самые высокооплачиваемые заказы неизменно получал Мартос. Растущая слава и признание способствовали быстрому развитию профессиональной карьеры художника. Иван Петрович в кратчайшие сроки стал самым востребованным скульптором в Санкт-Петербурге. Помимо надгробий у мастера охотно заказывали барельефы и статуи в античном стиле для украшения парков или дворцов.
Новый этап в творческой карьере художника начался в начале XIX столетия, когда в Российской империи приобрела огромную популярность идея создания монумента героям войны с поляками двухсотлетней давности. Иван Мартос решил внести свой вклад в благородное дело и создал авторский проект памятника Минину и Пожарскому в Москве. Впоследствии он неоднократно вносил правки в первоначальный замысел, а в 1808 году окончательный вариант был утвержден конкурсной комиссией.
Открытие монумента состоялось только в 1818 году, но это событие стало величайшим триумфом в жизни гениального художника. Иван Петрович окончательно утвердился в роли величайшего отечественного скульптора современности. А позже Мартос создал целый ряд других публичных памятников, которые были установлены в разных городах России. В 1814 году скульптор был назначен ректором Академии искусств и женился во второй раз на племяннице своей первой супруги. В этом браке у него родилось еще двое детей, из которых выжила только дочь Екатерина, а сын Александр умер в двухлетнем возрасте.
В 1831 году стареющий мастер подал в отставку с должности ректора, которую вскоре принял император Николай I. К тому времени скульптор испытывал серьезные проблемы со здоровьем, но продолжал работать в мастерской до последних дней жизни. А 5 апреля 1835 года Иван Мартос умер в окружении жены и других близких родственников. С большими почестями его похоронили на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, где и сегодня под скромной плитой покоятся его останки.
Самые известные работы Ивана Мартоса
Великий мастер создал немало уникальных шедевров из бронзы, мрамора и гранита. И все же, к числу самых известных работ Ивана Мартоса относятся памятники:
Иван Мартос по праву считается одним из величайших скульпторов в истории русского искусства, а его имя навсегда останется в памяти благодарных потомков.
Мартос, Иван Петрович
Ива́н Петро́вич Ма́ртос (1754— 5 (17) апреля 1835) — украинский и российский скульптор-монументалист.
Содержание
Биография
Иван Мартос родился около 1754 г. в городке Ичня Полтавской губернии (ныне Черниговская область Украины) в семье мелкопоместного украинского дворянина. Был принят в воспитанники Императорской академии в первом году по её учреждению (в 1761), начал учёбу в 1764 г., окончил курс в 1773 г. с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию, в качестве пенсионера Академии. В Риме усердно занимался своей отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской П. Баттони и с антиков, под руководством Р. Менгса. Вернулся в Санкт-Петербург. в 1779 г. и тотчас же был определён преподавателем ваяния в Академии, а в 1794 г. был уже старшим профессором, в 1814 г. — ректором и наконец в 1831 г. — заслуженным ректором скульптуры. Императоры Павел I, Александр I [1] и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях.
Умер Мартос в Петербурге 17апреля 1835 г. и захоронен на Лазаревском кладбище
Произведения
И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому.
Памятник де Ришельё в Одессе
Надгробие М.П. Собакиной, 1782
Надгробие С.С. Волконской, 1782
Надгробие Е.С. Куракиной, 1792
Cемья
Мартос был женат дважды. В первый раз на очень красивой дворянке Матрене, фамилия которой неизвестна. Она рано умерла. Вдовец оказался заботливым отцом, он сумел вырастить и воспитать детей.
Иван Петрович имел доброе, искреннее сердце, он был гостеприимным человеком и большим благотворителем. В его просторной профессорской квартире постоянно проживало много бедных родственников, которых он содержал. О его искреннем благодеянии свидетельствует такой факт, что даже когда он овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, беднейшая сирота дворянка Авдотья Афанасьевна Спиридонова, милая и добрая девушка. Как-то Мартос стал свидетелем, когда одна из его дочерей некорректно отнеслась к намного старше её Авдотье и дала ей пощечину. Несправедливо обиженная сирота с горькими рыданиями принялась складывать в плетеный из прутьев баул свои вещи, чтобы навсегда уйти от Мартосов и где-то устроиться гувернанткой. Иван Петрович принялся искренне уговаривать девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, благородный хозяин предложил ей руку и сердце. Так неожиданно для всей родни и даже для самого себя, уже в годах, Мартос женился во второй раз. Сразу же после венчания строго предупредил своих детей, чтобы они уважали Авдотью Афанасьевну, как родную мать. Следует отметить, что его дети и мачеха постоянно жили во взаимном уважении. Мартос очень хотел, чтобы его дочери вышли замуж за художников или людей родственных профессий.
Дети от первого брака: