медовый мост в калининграде история
42 Путешествие в Калининград Медовый мост
42. Путешествие в Калининград. 07-10.09.2017. Медовый мост.
Нина Анатольевна Суворова, Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)
«Медовый мост» вёл на остров Кнайпхоф, где жили богачи, университетские преподаватели и работники, то есть «vip» персоны, где жизнь казалась «мёдом». Однако всё, как всегда, гораздо проще и прозаичнее…
Обербургграф Безенрод, который возглавлял кнайпхофскую ратушу (мэрию), был владельцем богатой медовой лавки, но его покупателям приходилось делать большой круг по мостам, чтобы купить у него мёд и продукты из мёда и с мёдом. В материковом районе города в Альтштадте тоже можно было купить медовые товары, но у Безенрода они были лучше, поэтому был основан Медовый мост.
Говорят, что торговец мёдом и обербургграф Безенрод дал депутатам мэрии взятку бочками мёда или мёдом «заплатил» за постройку моста, но с этих пор мост стал «Медовым», а жители острова Кнайпхоф – «медовыми лизунами»…
«Медовый мост» самый маленький из семи мостов Кёнигсберга. Вот их список по очерёдности возникновения: Лавочный (1286), Зелёный (1322), Рабочий (1377), Кузнечный (1397), Деревянный (1404), Высокий (1520), Медовый (1542).
Кстати, «Медовый мост» до сих пор сочится мёдом и наш аудио-гид предупредил, чтобы мы «либо берегли свои причёски от капель мёда, либо ловили ртом медовые капли», что мы дружно все и сделали под сводами уже древнего Медового моста…
Городская легенда Медового моста: «Если свою любимую девушку три раза перенести на руках через Медовый мост, три раза покружить её на каждом берегу и закончить хождение с любимой на руках на берегу острова Кнайпхоф, так и не опустив её с рук, то она будет любить вас вечно».
Точно, любить будет, даже если вы сорвёте спину или загнётесь окончательно. Попробуйте…
«Живой Кёнигсберг»: Медовый мост
Здравствуйте, дамы и господа! Мы уже успели пройтись по четырём самым старым мостам города и посетить их в хронологическом порядке, но сегодня мы несколько изменим традиции и рассмотрим один из самых молодых мостов города с приятным названием Медовый.
Он был основан в весьма непростое для Пруссии время. Тогда у власти находился однин из самых известных и почитаемых правителей — герцог Альбрехт Бранденбургский, последний Великий магистр Тевтонского ордена. Слишком долго рассказывать биографию человека, изменившего историю не только старинного рыцарского ордена, но и прусской земли. Лучше мы ему посвятим отдельную статью.
Медовый мост был основан время такого взлёта Кёнигсберга, в 1542 году, буквально за два года до открытия университета, когда Кёнигсберг всё ещё был во власти Реформации, а Альбрехт был проклят самим Папой Римским. Забавное было время, и горожане тоже не отставали от внешнеполитических новостей: Альтштадт и Кнайпхоф всё ещё не выяснили, кто из них лучше, а Медовый мост стал одним из тех объектов, с помощью которых можно было позлить соседей с противоположного берега.
Возможно, вы задаетесь вполне резонным вопросом: «А почему Медовый?», ведь с остальными мостами всё более-менее ясно. Кузнечный — потому что около кузницы, Лавочный был с лавками, а Зелёный просто был зелёным. С Медовым мостом история сложилась более интересно: он стал родоначальником прозвища всех жителей Кнайпхофа. Как обычно и бывает в истории Кенигсберга, нет одной версии одного и того же события.
Два варианта ведут в кнайпхофскую ратушу (мэрию) прямо к обербургграфу Безенроде, который прославился на века благодаря своей лавке с медом. По легенде его покупателям тяжело было попасть в магазин, так как приходилось делать большой круг по мостам. Конечно, они могли бы пойти и купить мед у продавца в Альтштадте, но это было совсем недопустимо. В итоге Безенроде смекнул и решил основать свой мост, который соединил бы берега Прегеля прямо у его лавки.
Ради этого предприниматель дал взятку кнайпхофской ратуше бочками меда. Тут-то версии и расходятся. Одни говорят, что он вовсе не «клал на лапу», а честно заплатил мёдом за постройку моста, другие утверждают, что мёд дали за разрешение на строительство лавки, а третьи и подавно говорят, что Безенроде… купил целый мост.
Как бы то ни было объект, построенный в 1542 году, назвали Медовым, а жителей Кнайпхофа — Медовыми лизунами. Кто их так назвал, можно не сомневаться: это были альтштадтцы. Ещё одна версия говорит о том, что название моста происходит о слова «усмешка». Версия подтверждается тем, что кнайпхофцы построили его как акт очередной насмешки над жителями Альтштадта.
Вот так мост и жил до массовых архитектурных переделок конца XIX века. В 1881-1882 годах его кардинально перестроили и сделали разводным. Причём этот мост был не только самым молодым, но и одним из самых маленьких, за что его и полюбили как старые, так и современные жители города. Да-да! На этот раз вы не ослышались. Медовый мост сохранился до сих пор и находится между островом Канта и островом Октябрьским. Перила старого моста увешаны замками молодожёнов, а каблуки приятно цокают на его дощатом покрытии.
Кстати, романтическая функция у Медового моста была и в Кёнигсберге. Как мне рассказывал престарелый кёнигсбержец, существовало такое поверье: «Если свою любимую девушку три раза перенести на руках через Медовый мост, три раза покружить её на каждом берегу и закончить цикл на берегу Кнайпхофа, так и не опустив её с рук, то она будет любить вас вечно». Немец загадочно улыбнулся и легонько кивнул головой, а в его глазах я успел уловить старое воспоминание с тренькающими трамваями, шумом старинных городов и нежным смехом той девушки, которую он нёс на руках из последних сил.
Видимо, поверье работает, ведь иначе старик не рассказал бы этого, а я бы не запомнил его. Думаю, что традицию стоило бы возобновить, тем более тем, кто вешает на перила замки. Ведь древние приметы и благословление города куда крепче, чем сталь
Мост имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.
Изначально Медовый мост (немецкое название: Honigbrücke) был построен в Кёнигсберге (ныне город Калининград) в 1879-1882 годах по проекту строительных мастеров Эгера и Фрюлинга.
Мост был разводным с гидравлическим приводом и соединял острова Ломзе и Кнайпхоф.
В последующем мост реставрировали и проводили ремонтные работы.
По мосту возможет проезд транспорта только обслуживающего остров и собор.
С противоположной стороны моста от острова Канта, на Октябрьском острове (ранее Ломзе), находятся Рыбная деревня и Новая синагога.
Вид на бывший разводной пролет Медового моста
Вид на Медовый мост и Новую синагогу
Вид на Медовый мост и остров Канта с Кафедральным собором
Вид на Медовый мост, реку Преголю и Рыбную деревню
Вид на Рыбную деревню, Медовый мост и остров Канта с Кафедральным собором
В Рыбной деревне, у Медового моста, расположен 3-звездочный отель у Медового моста с террасой, семейными номерами, круглосуточной стойкой регистрации, камерой хранения багажа и бесплатным Wi-Fi на всей территории.
В стоимость номеров включен завтрак. Ссылка на отель
Все средства размещения в Калининграде (отели, апартаменты и пр.), в том числе возле острова Канта и в Рыбной деревне, можно посмотреть и забронировать здесь
Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет скидки по множеству систем бронирования Отели со скидками →
Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает билеты по самым выгодным ценам Дешевые авиабилеты →
Такси заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в «чужих» странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте Такси/Трансфер →
Остров Канта, Калининград: Кафедральный собор, могила Канта, парк скульптуры и Медовый мост
Ранее остров Канта носил название Кнайпхоф. Название Кнайпхоф (Kneiphof) происходит от прусского «Knypabe», что означает «Окруженное водой, рекой».
В настоящее время остров Канта является одной из главных достопримечательностей Калининграда.
В свою очередь основными достопримечательностями острова Канта выступают: Кафедральный собор Калининграда, могила Канта и парк скульптуры, а также Медовый мост, связывающий остров с Рыбной деревней.
В настоящее время на территории острова Канта, возле кафедрального собора, проводят праздники, ярмарки и прочие культурно-развлекательные мероприятия.
Медовый мост, Калининград
Фото Медового моста и Новой синагоги
Вид на остров Канта с Эстакадного моста
Кафедральный собор на острове Канта в Калининграде
До начала церковной реформации 16 века собор являлся главным католическим храмом Кенигсберга (был посвящен Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту). Также, за время своей богатой истории, собор был лютеранским храмом Пруссии.
Калининградский кафедральный собор построен в стиле кирпичной (балтийской) готики и является одним из немногих готических сооружений в России.
В настоящее время по прямому назначению Кафедральный собор не используется. Сейчас в соборе проводят концерты и открыт музей Канта.
Возле входа в концертный зал расположены две каменные скульптуры медведей, держащих в лапах щиты с изображением герба Кнайпхофа. Ранее скульптуры этих медведей располагались на лестнице городской Ратуши Кнайпхофа и чудом уцелели во время Второй мировой войны, когда ратуша была разрушена.
Фото концертного зала и органа Кафедрального собора
Фото музея канта в Кафедральном соборе
Также в соборе действуют небольшая часовня иконы Бижией Матери и Евангелическая Лютеранская церковь. Вход свободный (бесплатный).
Фото лютеранской церкви
Могила Канта, остров Канта, Калининград
Могила Иммануила Канта, расположенная с северо-восточной стороны Кафедрального собора, ежегодно собирает возле себя тысячи туристов.
В 1804 году в «профессорской усыпальнице» был похоронен Иммануил Кант, ставший последним человеком, погребенным в соборе.
Недалеко от острова Канта, на Ленинском проспекте 40-42а, на жилом доме можно видеть табличку «Здесь стоял дом, в котором 22.04.1724 родился и жил до 1740 года Иммануил Кант». Сам дом, в котором родился и жил Кант, не сохранился.
Возле собора
Перед центральным входом в собор размещена композиция в миниатюре «Символы Кёнигсберга 1930 г.».
В центре прогулочного бульвара острова (улица Канта) можно видеть камень, информационная табличка на котором гласит «на этом месте будет установлен монумент «Мир всем». Камень уже установлен минимум как несколько лет, а вот монумента всё нет.
Также на территории острова, возле главного входа в Кафедральный собор, находятся билетные кассы собора, есть несколько уличных кафе и киосков с кофе, закусками и сувенирами, а также платный общественный туалет.
Парк Скульптуры на острове Канта, Калининград
В настоящее время в парке представлены 23 работы, объединение темой «Человек и Мир».
Ещё одной достопримечательностью парка Скульптуры на острове Канте, помимо самих скульптур, является дендроколлекция, отражающая богатство растительного мира региона. Здесь представлены растения из Европы, Северной и Южной Америки, Японии, Китая и т.д.
На острове также находятся места для отдыха, аллейки и дорожки для прогулок, качели и платановая набережная вдоль реки Преголи.
Вид на набережную острова Каната и Рыбную деревню
Вид с набережной острова каната на бывшее здание Кёнигсбергской биржи, в стенах которой ныне находится музей изобразительных искусств города Калининграда. Подробнее о бирже и музее.
Посетить остров Иммануила Канта можно самостоятельно или с экскурсией
При организации поездок (путешествий) пользуемся «Планировщиком поездок», где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.
«Живой Кёнигсберг»: Осколки Кёнигсберга
Здравствуйте, уважаемые читатели! Вот и закончился наш цикл по восьми мостам Кенигсберга, но закончилась ли на этом история Кенигсберга? Конечно же, нет. Впереди нас еще ждет множество интересных открытия и фактов.
Сегодня мы представляем весьма необычную статью, которая посвящена скорее не истории города или какого-либо из его объектов, а тому, что осталось из всего этого на данный момент. В этой публикации мы обсудим и посмотрим на те необычные вещи, которые можно увидеть и сегодня, прогуливаясь по Калининграду и которые редко являются невооруженному взгляду горожанина.
Действительно, знаем ли мы все то, что находится вокруг нас и то, что некогда было чем-то великим? Многие из нас проходят мимо уникальных сооружений или их остатков, даже не обращая на них внимания, и именно это играет важную роль в окончательном разрушении Кенигсберга. Как сказал кто-то из великих: «Человек жив, пока его помнят». Так же и с тем, что осталось от Кенигсберга. Пока мы не знаем, что собираются разрушить, никто ничего и не скажет, чем активно пользуются власти города.
Представим себе огромный хрустальный дворец, который был разбит во время войны и практически стерт с лица земли. Уже никто не скажет, что дворец прекрасен, так как его нет. Но всегда, на поверхности земли будут оставаться осколки хрусталя, напоминающие о былом великолепии и удивляющие нас своей красотой. Вот именно об этих «осколках» мы и поговорим с Вами в новой рубрике, завершающей каждый цикл статей. И сегодня, «Осколки Кенигсберга» расскажут нам о том, что осталось от мостов старого города.
Начнем со старейшего из мостов Кенигсберга — Лавочного. Как мы помним из самых первых статей, основан он был аж в 1286 году. Что самое обидное, этот мост сохранился после Второй мировой войны и даже использовался до 70-х годов прошлого века, но был разрушен, немного не дотянув до своего семисотлетия. Когда строили эстакаду, историю никто жалеть и не собирался. Напротив, именно в эти годы все то, что еще осталось от Кенигсберга стремились уничтожить и заполонить чуждыми ему безликими бетонными громадами. Но, такова была дань новой эпохе, и хотим мы того или нет, это наша история. Лавочный мост, к сожалению, проходил на пути Эстакадного, и был нещадно разобран на металлолом.
Кто же знал о его богатом прошлом и сравнении его с мостом из сказки Марка Твена? Тем, кто знал, дали понять великую истину: «Меньше знаешь — крепче спишь» и историки вместе с культурологами были вынуждены молча наблюдать за разрушением древних памятников уже СВОЕГО города. Печально. Что же касается самого Лавочного моста, то стереть его с лица земли не удалось, да и цели такой не было. Если спуститься под эстакаду в районе Московского проспекта, можно увидеть мощные выступы с обоих берегов реки, которые некогда являлись единственными опорами однопролетного Лавочного моста. На фото выше даже видна их характерная кладка из желтого клинкерного кирпича, которая вся потрескалась и медленно сползает в реку. Сегодня мало кто догадается, что это не декор советского променада, а опоры 1900 года, но вы уж точно будете знать правду. Большее количество фотографий по Лавочному мосту и его истории можно найти в ранних статьях, но сейчас мы пойдем искать «осколки» дальше.
Впрочем, идти далеко вовсе не надо: достаточно спуститься к самой реке на советском променаде. Забавное место, ведь ровно напротив находится в точности такой же спуск. Даже по форме они одинаковые, но что-то смущает… И это что-то снова выражается в немецкой кладке и огромных гранитных блоках с металлическими штырями в них. Как уже многие догадались, это тоже опоры моста, только теперь уже Кузнечного. Их, как и сам мост, разобрали практически до основания, превратив в «красивые» спуски к реке, к которым теперь швартуются прогулочные катера. Видимо, тогда ничего лучше придумать не могли. Кстати, Кузнечный мост был бы весьма актуален и в нашем городе, поэтому можно радоваться новостям о его грядущем восстановлении. Фото нынешнего состояния опоры моста находятся выше.
Дальше на нашем пути встречается старый знакомый — Деревянный или же Дровяной мост, счастливчик, которому повезло дожить до наших дней. Присмотритесь к горделивой красоте опор этого моста, рассекающих реку как нос корабля, встаньте на их угол и просто посмотрите вокруг себя. Каждый раз, проводя экскурсии своим знакомым, я неизменно говорю только одно: «Кенигсберга больше нет, и если вы хотите увидеть его, то включите воображение». Также и здесь. Осмотрите немецкие фотографии и представьте все это великолепие, будучи там. Как минимум, вам станет очень горько: ведь то, что осталось, мы и сегодня собираемся потерять.
Кстати, от Деревянного моста осталось не так уж и мало. Во-первых, стоит обратить внимание на его перила. «Родные» перила украшены коваными дубовыми веточками с желудями на них, но есть еще и перила от… Рабочего моста! Выглядят вторые как пересеченные колечки и на Деревянном мосту их не так уж и мало, за что стоит сказать спасибо советским инженерам, ремонтирующим мост, ведь они взяли часть перил и пролетов от разрушенного Рабочего моста и с помощью них восстановили Деревянный.
Как бы то ни было, этому можно порадоваться, ведь именно благодаря столь курьезному случаю, сохранена часть уникальной мостовой ковки Кенигсберга. Кстати, на фото выше, вы можете увидеть одновременно два вида перил и чуть ниже абзаца столбик с изображением герба города Кнайпхоф. Сам Деревянный мост, к сожалению, выглядит совсем не так, как раньше и больше не разводится. Я так думаю, что до его реконструкции он разводиться точно не будет. Не стану спорить с тем, что Преголе не нужны разводные мосты, но нужны ли они уважающему свою историю городу или туристам, совершенно другой вопрос…
На разного рода изюминки также богат и Медовый мост, соединяющий острова Канта и Октябрьский. Он маленький, уютный и вовсе не кажется особенным. На первый взгляд. Но, если взглянуть на него с катера или сбоку, то вы увидите колоссальные разводные механизмы, которые некогда приводились в действие силой городского водоснабжения, причем на развод и сведение моста уходило всего 40 секунд. В настоящее время, механизм, конечно же, не работает. Его частично разобрали, но для какой цели точно не ясно. Видимо, металла не хватало для светлого будущего. Хоть мост разобрать ума не хватило и то радует.
Насчет Высокого моста нас тоже порадуют немало фактов. Во-первых, новый мост все так же разводится, и это регулярно делают для его профилактики. Во-вторых, он практически идентичен своему оригиналу и его недавно ремонтировали. Что же касается старого моста, то и он оставил нам свой прелестный мостовой домик и полуразрушенные опоры. Кстати, одну из них, береговую, уже успели залить в бетон нового еще не существующего променада, а жаль! Раньше, многие романтики любили посидеть на этой опоре и любоваться замечательным видом, представляя себе бурлящую жизнь старого Кенигсберга. Прямо у берега, в воде, находились и детали декора старого моста, но теперь от них нет и следа.
На обратном пути к центру города, остановимся у нового Юбилейного моста. С виду он хорош, но с немецким аналогом по красоте не сравнится. Тут переделали все, что могли, и найти что-то интересное сложно, если только не посмотреть с опор ровно вниз, в мутные воды реки. Там вы увидите фундамент опор старого Императорского моста с их идеальной формой и острыми, красивыми углами. Даже под водой эти опоры красивее тех, которые есть сейчас! Вы, конечно, можете сказать, что я преувеличиваю. Но, когда вы увидите фундаменты сами, поймете, что даже сегодня можно достроить эти бетонные столбы до прежнего «кенигсбергского» вида. Более того, мне почему-то кажется, что так оно и должно было быть, но денег «не хватило». Как обычно и удивляться нечему.
Кстати, тут же около нового моста есть еще одна любопытная особенность. Если обратить внимание на современный мостовой домик и набережную перед ним, можно увидеть интересное совпадение в контуре набережной и фасаде здания. Все дело в том, что мостовой домик Императорского моста находился прямо на воде и был несколько стройнее. Современное здание, как бы отодвинули от берега и немного расширили, а фундамент оригинала так и выступает, как некая тень прошлого города, что хорошо видно на фото выше.
Ну и напоследок расскажу об остатках Рабочего моста. Их лучше всего наблюдать со стороны острова, где тоже есть характерный спуск к реке. Что это такое, мы теперь хорошо знаем, но именно отсюда и виден замечательный пейзаж на часть сохранившейся кенигсбергской набережной и береговую опору Рабочего моста все из того же желтого кирпича.
Стоит только дорисовать себе картину всего остального великолепия, и вы влюбитесь в Кенигсберг раз и навсегда. К сожалению, только в воображении остаются парусники, шпили красивых зданий и скрип поднимающихся к небу пролетов моста с пролетами, которые частично перекочевали к его собрату. Теперь же перед нами остается только часть шикарной набережной, и опора ведущая в никуда, как и современная архитектура нашего города. Но, будем надеяться на лучшее и стремиться сохранять наше наследие. Именно наше, а не немецкое, как скажут многие. Хватит уже совершать ошибки! Пора обратить внимание на то, что находится под нашими ногами и бережно относится к истории, которую мы губим по незнанию.
На этом, пожалуй, я и завершу цикл о мостах города. Мы увидимся вновь довольно скоро в самом сердце Кенигсберга — Королевском замке, о котором и пойдет следующий рассказ. Если у вас возникли трудности с местоположением мостов, то перечитайте предыдущие статьи. Там вы не только сможете узнать их историю, но и понять, насколько эти мосты важны для нас и нашего города. Отдельное спасибо в подготовке статьи хочу выразить всем читателям, заботливо оставляющим свои отзывы и замечания, а также неизменному фотографу проекта — Кириллу Новикову. До новых встреч в Кенигсберге!