мэмз памяти революции 1905 года история
20 лет Международной Ассоциации «Метро» (цикл статей, часть 21)
ЗАО «МЭМЗ Памяти революции 1905 года»
Закрытое акционерное общество «Московский электромашиностроительный завод Памяти революции 1905 года», входящее в Группу компаний «Кросна», — одно из старейших промышленных предприятий Москвы, специализирующееся на выпуске широкой гаммы электродвигателей, генераторов и аппаратуры для многих отраслей народного хозяйства.
А. К. Чанов, генеральный директор ЗАО «МЭМЗ Памяти революции 1905 года»
Приоритетными для предприятия являются поставки продукции для нужд города: нового электрооборудования и комплектующих для капитального ремонта оборудования для городского транспорта: трамваев, троллейбусов и, в первую очередь, для метро. За последние три года освоена полная линейка аппаратов для вагонов серии 81-814/817, тяговые двигатели КР-117М (усовершенствованная модель двигателя ДК-117), тяговый асинхронный двигатель нового поколения КРА-280 для вагонов на переменном токе.
Численность персонала завода составляет более 1 тысячи человек.
А. К. ЧАНОВ, генеральный директор ЗАО «МЭМЗ Памяти революции 1905 года»
«Память революции» под снос для нового проекта ГК «ПИК»
В августе прошлого года градостроительная земельная комиссия приняла решение согласиться с застройкой территории по адресу Пресненский вал, вл. 27, где располагается промышленный завод Памяти революции 1905 года, часть корпусов которого признана памятником архитектуры. Застройщиком выступает группа компаний «ПИК», один из крупнейших застройщиков по реновации. Местные жители хотят сохранить исторический облик центра и выступают за реконструкцию завода.
Площадь Тверской заставы может кардинально поменять свой облик из-за нового проекта высотных зданий ГК «ПИК». Предельная высота застройки — 120 метров, общая площадь — 400 тыс. кв. м. В планы застройщика входит отдать 260 тыс. кв. м. под жилые комплексы и 140 тыс. кв. м. — под «общественную застройку», что, скорее всего, означает под бизнес-центры и торговые ряды. Офисы в данном расположении будут востребованы, так как участок находится в сложившимся бизнес-районе Белой площади.
Площадь Тверской заставы. Фото: Wikipedia.org
Официально четыре корпуса завода Памяти революции 1905 года считаются памятниками архитектуры. В мае 2019 года им был присвоен статус выявленных объектов культурного наследия по заявке активиста общественного движения «Архнадзор» в Департамент культурного наследия города Москвы. Однако местные жители считают, что исторических памятников на территории куда больше — как минимум еще 13. Всего на заводе 28 корпусов. Но московских застройщиков мало волнует сохранность исторических построек, обеспокоенность и негодование москвичей они не разделяют.
Известная своими старинными фабричными постройками Пресня могла бы стать кварталом лофтов и арт-пространств. Ведь сегодня бывшие промзоны — это кладезь идей для современных решений. Местные жители считают, что корпуса завода вполне пригодны для творческого кластера и хотят пересмотра высотного проекта.
Название завода хранит в себе память об одном из ключевых событий нашей истории — Декабрьском восстании 1905 года.
Местные жители называют завод «Кросной» — по названию группы компаний «Кросна», купившей его в начале 1990-х годов. Часть корпусов комплекса сдаются в аренду, но предприятие функционирует и сегодня. ЗАО «Московский электромашиностроительный завод Памяти революции 1905 года» конструирует, испытывает и изготавливает электротехническое оборудование, применяемое в самых разных областях. Но и действующее производство и исторический памятник могут кануть в лето в угоду застройщика.
Фото: wikipedia.org
Москвич
Старинный завод на Пресненском Валу отойдет ПИК под застройку
Лофтов и очередного арт-кластера на этом месте, кажется, не будет.
Есть некая несправедливость в том, что за Бадаевский завод бьются насмерть, а судьба блестящего образца промышленной архитектуры, расположенного в 500 метрах от Белорусского вокзала, всем, в общем, безразлична. С 1870 года это были мастерские Московско-Смоленской железной дороги, которые в советское время стали Московским электромашиностроительным заводом Памяти Революции 1905 года. У местных жителей он называется «Кросной» — по имени основанной в начале 1990-х группы компаний, первой наладившей выпуск отечественных спутниковых «тарелок» на базе завода, а затем купившей его. Он занимает около 8 га земли вдоль ведущих к вокзалу железнодорожных путей, и скоро, видимо, о нем можно будет говорить только в прошедшем времени.
«Коммерсанту» стало известно, что «Кросна» договорилась о продаже завода группе ПИК под застройку. Решение Градостроительно-земельной комиссии, пишет газета, разрешает построить 400 тыс. кв. м, из которых 260 тыс. кв. м будет отдано под жилье (из них 20 тыс. кв. м на жилье по реновации). Остальные 140 тыс. кв. м девелопер сможет отдать под «общественную застройку» — что значит этот термин, не очень понятно: это могут быть и общественные пространства, и офисные помещения, и торговые ряды.
Мы не случайно упомянули Бадаевский завод — как и на Трехгорном пивкомбинате, на «Кросне» множество памятников архитектуры. Официально таковыми считаются всего четыре дома, однако есть подозрение, что их там гораздо больше — по 13 постройкам был получен отказ; всего на заводе 28 корпусов. Как поступит с ними ПИК? Пример завода «Борец» неподалеку от Савеловского вокзала, одного из старейших московских промышленных предприятий, который был выкуплен ПИК под застройку (сейчас тут достраивается ЖК «Шереметьевский»), дает об этом представление. Нет, ПИК не снесла памятники архитектуры, они расположены в середине квартала, однако ни топографии предприятия, ни памяти о ней в жилом квартале толком не осталось.
«Коммерсантъ» рассказывает, что «Яндекс» и «Тинькофф» присматривались к этой территории, чтобы сделать из нее деловой кластер. Корпуса завода вполне пригодны и для арт-кластера: здесь, например, до последнего времени квартировала одна из сцен экспериментального Электротеатра. Но этому не суждено сбыться — пока лишь небольшой гастрокластер в пространстве «Белка» складывается неподалеку, но уже за территорией завода, позади метро «Белорусская» Кольцевой линии. Хотя на Пресненском Валу выстраивалась целая экосистема промышленной архитектуры — «круглый» хлебозавод им. Зотова, электромашиностроительный завод, электродепо Белорусского вокзала.
Вообще известная своими старинными фабричными постройками Пресня могла бы стать кварталом лофтов и арт-пространств, но, кажется, решила уступить эту привилегию окрестностям Бауманской. Никакой памяти, никаких следов ни о трудовой, ни об исторической славе этих мест почти не остается, если не считать ЖК у метро «Улица 1905 года», где попытались воссоздать топографию знаменитой лакокрасочной мануфактуры, правда, зачем-то сломав для этого несколько старинных зданий. Которые, конечно, не были признаны памятниками архитектуры.