меркулова моспроект 3 биография
Анна Меркулова: биография гендиректора «Моспроект-3»
Анна Дмитриевна Меркулова – генеральный директор группы компаний «Моспроект-3», объединяющей ведущие российские проектные институты в области транспортного строительства и комплексного развития территорий – «Моспроект-3», «Моспромпроект», «МНИИТЭП».
Ключевые проекты
Среди проектов Анны Меркуловой ключевые объекты московской агломерации:
Начало карьеры
Анна Меркулова родилась 21 июля 1982 года в семье военных инженеров. Окончила с отличием Московский государственный строительный университет по специальности «инженер-строитель».
Карьерный путь начала с должности инженера в международном холдинге, специализирующемся на проектировании сложных транспортных сооружений. Сформировала направление комплексного проектирования автомобильных дорог и транспортных пересечений, что позволило компании занять новые рынки. Прошла карьерный путь до вице-президента компании.
В рамках реализации беспрецедентной программы градостроительного развития российской столицы, инициированной мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным, в 2012 году Анна Дмитриевна Меркулова получила приглашение возглавить ГУП «Моспроект-3». Под ее руководством специалисты предприятия сосредоточились на проектировании объектов метрополитена в рамках программы по удвоению сети столичной подземки.
Объединение проектных институтов
В 2014 году Анна Меркулова провела реорганизацию старейших проектных институтов «Моспроект-3», «МНИИТЭП» и «Моспромпроект» в единый инжиниринговый центр. «Моспроект-3» к тому моменту накопил компетенции по проектированию всей городской среды. Специалисты «МНИИТЭП» специализировались на жилищном строительстве и сопутствующей ему социальной инфраструктуре. Инженеры «Моспромпроекта» исторически были сильны в проектировании транспортных и промышленных объектов.
Как отмечал Марат Хуснуллин, возглавлявший в тот период Стройкомплекс Москвы, объединение проектных институтов позволило повысить их конкурентоспособность. Специалисты нового инжинирингового центра сконцентрировались на главных направлениях градостроительного развития Москвы – проектировании транспортных объектов и комплексном развитии территорий, а также управлении строительством и выполнении строительно-монтажных работ под ключ.
Московские власти к тому моменту приступили к реализации масштабных градостроительных программ:
В 2017 году Анна Меркулова, следуя мировым тенденциям, внедрила в группе компаний систему информационного моделирования при проектировании инфраструктурных объектов. BIM-моделирование существенно повысило качество и сроки подготовки проектной документации, что позволило форсировать реализацию градостроительных программ.
Развитие компетенций
Коллектив объединенных в холдинг АО «Моспроект-3», АО «МНИИТЭП» и АО «Моспромпроект» насчитывает уже 1500 уникальных специалистов. Как отмечал Марат Хуснуллин, современные технологические решения и новаторский подход коллектива, собранного Меркуловой, позволили значительно снизить стоимость программы по строительству путепроводов над железнодорожной системой Москвы.
В группе компаний большое значение отводят вопросу профессионального развития сотрудников. Так, в 2018 году Анна Дмитриевна Меркулова запустила специальную программу корпоративного обучения в Сколково для управленцев в инфраструктурном строительстве. Корпоративная программа получила признание профессионального сообщества, в частности, она отмечена премией Skolkovo Trande Awards – за комплексное развитие команды. В 2020 году совместно с Техническим университетом Граца (Австрия) и бизнес-школой Сколково Анна Меркулова сформировала международную программу обучения в части тоннелестроения и подземного строительства.
Развитие компетенций специалистов группы компаний и применение современных технологий при проектировании городских объектов позволили новому генеральному директору вывести вверенные предприятия из убыточного состояния.
Награды Анны Меркуловой и ГК «Моспроект-3»
Результаты работы генерального директора группы компаний «Моспроект-3» признаны профессиональным сообществом. Анна Дмитриевна Меркулова награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, медалью «За строительство транспортных объектов». Успехи в профессиональной деятельности неоднократно отмечались мэром Москвы и руководством Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы.
Объекты транспортной инфраструктуры и жилищного строительства разработанные инженерами ГК «Моспроект-3» также регулярно получали премии «Лучший реализованный проект года в области инвестиций и строительства».
БИОГРАФИЯ
Меркулова Анна Дмитриевна – потомственный инженер, эксперт в сфере транспортного строительства, автор более сотни проектов сложных инженерных сооружений столичной агломерации. Принимала непосредственное участие в реализации первых российских проектов государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства и ключевых градостроительных программ «Большой Москвы».
Консолидировала в 2014 году старейшие проектные институты «Моспроект-3», «Моспромпроект» и «МНИИТЭП» в крупнейший в стране инженерный центр. В кратчайшие сроки вывела группу компаний из убытка, актуализировала компетенции коллектива, диверсифицировала услуги и нарастила портфель заказов. Активная участница государственной программы по цифровизации экономики, последовательно внедряет в работу холдинга BIM-технологии и формирует отраслевую нормативную базу.
Анна Меркулова родилась 21 июля 1982 года в семье военных и горных инженеров. С отличием окончила в 2004 году Московский государственный строительный университет по специальности инженер-строитель.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ДО РАБОТЫ В ГК «МОСПРОЕКТ-3»
Карьеру начала в 2004 году в международном строительном холдинге, специализирующемся на проектировании сложных транспортных сооружений. Прошла профессиональный путь от инженера до вице-президента компании. Вывела холдинг на новые рынки, запустив дополнительное направление по комплексному проектированию автомобильных дорог и транспортных пересечений.
В указанный период активно участвовала в реализации объектов государственно-частного партнерства (ГЧП) – Северного обхода Одинцово, платной магистрали Москва – Санкт-Петербург и ЦКАД. Стала автором первых проектов по программам реконструкции вылетных магистралей Москвы и развязок на МКАД. Обеспечила уникальными инженерными решениями новый главный терминал аэропорта Внуково и интегрировала его привокзальную площадь в транспортную систему агломерации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ В ГК «МОСПРОЕКТ-3»
Получила в 2012 году от руководства столицы приглашение возглавить государственное унитарное предприятие «Институт по проектированию жилых и общественных зданий, благоустройства и городского дизайна «Моспроект-3». Успешно выполнила в 2014 году задачу Стройкомплекса Москвы по укрупнению разрозненных проектных институтов в единый холдинг под брендом «Моспроект-3». Сформировала амбициозную команду инженеров для выполнения масштабных градостроительных задач по децентрализации мегаполиса, стремительному развитию транспортной системы агломерации и формированию сбалансированных территорий в точках роста.
Компании холдинга получили уникальные специализации:
Расширила портфель заказов объектами метрополитена, в том числе, МЦК, системы хордовых магистралей, транспортного каркаса Новой Москвы и реновации жилого фонда столицы. Под руководством Анны Меркуловой холдинг получил первый федеральный проект – участок со сложными геологическими условиями в составе транспортного коридора «Европа – Западный Китай».
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ
Разработала и запустила несколько образовательных курсов, в том числе, авторскую программу для управленцев в инфраструктурном строительстве в бизнес-школе Skolkovo. Следуя мировым тенденциям, активно внедряет в работу ГК «Моспроект-3» методы информационного моделирования. Холдинг неоднократно признавался экспертами крупнейшего в мире разработчика программных продуктов Autodesk BIM-лидером России. Входит в состав межведомственной рабочей группы по внедрению технологий информационного моделирования при реализации строительных проектов в Москве. Заключения экспертов в дальнейшем послужат нормативной базой для повсеместного распространения в стране BIM-технологий. В частности, под руководством Анны Меркуловой с помощью BIM разработан первый в России проект метро.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ
Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Удостоена медали «За строительство транспортных объектов».
Экспертами Тоннельной Ассоциации России признана «Инженером года» в сфере метростроения.
Анна Дмитриевна Меркулова
Фото Все
Анна Меркулова – биография
Анна Меркулова – руководитель группы компаний «Моспроект-3» с 2012 года. За эти годы ей удалось реструктуризировать столичные проектные институты, объединив их в современный инжиниринговый холдинг. Сегодня при непосредственном участии группы компаний «Моспроект-3» в столице запроектированы и реализованы многие ключевые объекты: в первую очередь – транспортной инфраструктуры (метрополитен, МЦК, автомобильных развязки и магистрали), а также объекты гражданского назначения (от жилых домов, образовательных и медицинских учреждений до комплексного развития территорий и целых районов).
Профессиональные достижения Анны Меркуловой отмечены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и медалью «За заслуги в транспортном строительстве», а также почетными грамотами и благодарственными письмами правительства Москвы и мэра столицы. Бывший заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству, в настоящее время вице-премьер России Марат Хуснуллин характеризует Меркулову как «талантливого управленца».
Детство и образование
Анна Дмитриевна Меркулова родилась в июле 1982 года в семье инженеров. По окончании школы поступила в Московский Государственный Строительный Университет, который окончила с отличием в 2004 году.
Начальный этап карьеры
Профессиональная деятельность Меркуловой началась в том же 2004 году в международной компании, занятой проектированием транспортных сооружений. Анна Дмитриевна сосредоточилась на комплексном проектировании автомобильных дорог и транспортных пересечений. Пройдя за 8 лет путь от инженера до вице-президента компании, в 2012 году перешла в ГУП «Моспроект-3».
Деятельность в «Моспроекте-3»
В те годы многие проектные институты находились в упадке и не отвечали амбициозным планам мэрии по развитию мегаполиса. Однако Анне Меркуловой удалось вывести группу компаний «Моспроект-3» на прибыльный уровень. Экономически выгодными для города были и проекты компании: например, уже тогда вице-мэр Хуснуллин отмечал, что проектировщики сумели значительно снизить стоимость программы по строительству путепроводов над железнодорожной системой Москвы.
На фото ген. директор «Моспроект-3». Анна Меркулова
В 2014 году начался качественно новый этап развития компании: в единый проектный комплекс были объединены унитарные предприятия «Моспроект-3», «МНИИТЭП» и «Моспромпроект». В холдинге были созданы управляющая компания АО «Моспроект-3» и два управляемых общества – АО «Моспромпроект» и АО «МНИИТЭП». С тех пор группа компаний работает под названием «Моспроект-3», решая сложные и масштабные задачи, в том числе участвует в программах:
За семь лет, в 2014 – 2020 годах, группа компаний запроектировала несколько десятков транспортно-пересадочных узлов Московского центрального кольца и участки Замоскворецкой, Некрасовской, Сокольнической, Коммунарской и Люблинско-Дмитровской линий метрополитена. При Анне Меркуловой «Моспроект-3» сформировал единый подход к проектируемым инженерным системам метрополитена: в частности, был введен единый стандарт в области типизации компоновки и оптимизации площадей станций. В этот же период по проектам холдинга «Моспроект-3» возведены более ста жилых комплексов, социальных и административных зданий.
Анна Меркулова
За годы работы Меркуловой в «Моспроекте-3» были открыты новые направления деятельности, такие как:
В настоящее время в группе компаний «Моспроект-3» работают свыше 1500 специалистов.
Интересные факты
Большой опыт практической деятельности позволяет Анне Меркуловой открывать авторские учебные курсы для специалистов строительной отрасли. В 2018 году она создала программу обучения в Московской школе управления Сколково для управленцев в инфраструктурном строительстве. Программа получила премию Skolkovo Trend Award. В 2020 году руководитель «Моспроект-3» открыла совместную со Сколково и Австрийским Техническим Университетом Граца международную программу обучения в части тоннелестроения и подземного строительства.
Увлечения Анны Меркуловой
Свободное время Анна Меркулова посвящает спорту. Она бегает полумарафоны, увлекается горными лыжами, катается на водных лыжах.
Хуснуллин и его «фаворитки»
Как вице-премьер правительства Марат Хуснуллин может хранить и множить свой «капитал» через родственниц, бывшую супругу и близкую подругу.
Как стало известно корреспонденту The Moscow Post, группа девелоперских компаний «Гранель» по итогам января-февраля 2021 года заняла первое место в России по вводу жилья. По слухам, покровительствовать компании мог бывший вице-мэр Москвы и нынешний вице-премьер Марат Хуснуллин, при котором московский портфель компании значительно вырос. Кто же может быть заинтересован в «разбухании» компании?
Недавно стало известно, что первую отапливаемую наземную станцию метро «Новомосковская» Сокольнической линии столичного метро начнут возводить в этом году. Инженерные решения для этого разрабатывает «Моспроект-3», который считается близким господину Хуснуллину. До 2015 года компанию возглавлял Павел Батайкин – человек, прибывший в Москву в «свите» Хуснуллина.
В 2013 году под его управлением контора была акционирована, затем в него вошли ОАО «МНИИТЭП» и ОСО «Моспромпроект». Таким образом были консолидированы все крупнейшие проектные активы столицы.
Сейчас же «Моспроект-3» руководит Анна Меркулова. Как писал «Инфокс», женщину связывают теплые отношения с Хуснуллиным. Если это действительно так, то неудивительно, что она имеет значительные трудовые успехи: недавно даже получила медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за свою работу в компании. Работала, наверное, в «поте лица», не щадя себя для страны.
К слову, о дамах: главный специалист ГАУ «МОСГОСЭКСПЕРТИЗА», Людмила Черепенина, тоже может быть хорошо знакома с Хуснуллиным. Она также демонстрирует недюжинные успехи: согласно журналу «Стройэкспертиза. Республика Татарстан», она стала лучшим сметчиком в 2020 году. А еще недавно повысила свою квалификацию в Высшей школе экономики. Уж не вложился ли в ее развитие сам вице-премьер?
Однако взглянем на реальные результаты работы его вероятных протеже. Если взглянуть на финансовые показатели «Моспроекта-3», успех Меркуловой уже не назвать ошеломляющим: при выручке в 4,7 млрд рублей прибыль составляет всего 156 млн. Откуда, спрашивается, взялся такой «люфт»?
При этом портфель госзаказов предприятия составляет более 16 млрд рублей, 6,7 млрд из которых принесло сотрудничество с Департаментом строительства Москвы, которым некогда руководил Хуснуллин. Надо полагать, нужные связи в ведомстве у него имеются до сих пор?
Да и на Урале людей из команды московского мэра Сергея Собянина жалуют: поговаривают, что сам глава Свердловской области Евгений Куйвашев является «человеком» столичного градоначальника.
В контексте этого становиться понятно, почему T+T Architects могло так хорошо «спеться» с Prinzip свердловского предпринимателя Геннадия Черных. Компании ранее уже создавали проекты ЖК «Ленина, 8» и «Александровский сад». Недавно также стало известно, что Prinzip совместно с «Корпорацией развития Среднего Урала» займется строительством жилья и инвестиционного кластера в Екатеринбурге. Инвестпроект рассчитан на 20 лет и оценивается в 250 млрд рублей. Надо полагать, в этой денежной истории может «всплыть» и T+T Architects?
А ведь у многих действительно есть вопросы, отчего Черных отошел столь прибыльный проект, ведь предприниматель совсем недавно жаловался на то, что ему не хватает денег на строительство школы, о чем писал «Ура.ру». Все потому, что он может быть связан со столичными фирмами, которые, по слухам, имеют отношение к самому Марату Хуснуллину?
Семейные узы покрыли половину Лихтенштейна?
Примечательно, что некогда сам Хуснуллин говорил о том, что его родительница «никогда никакими капиталами не владела» и живет очень скромно. Видать, для вице-премьера «скромным» является передвижение на автомобиле Toyota Нighlаndеr, стоимость которого оценивается более чем в 3,5 млн рублей. Именно такое авто записано на пенсионерку Розу Хуснуллину.
Как утверждают авторы портала «Открытые медиа», якобы незадолго до свадьбы Киреева стала собственницей значительных сельскохозяйственных угодий, большую часть из которых прикупила у фирмы «Инвест Плюс». Последняя, в свою очередь, до 2014 года принадлежала ее матери, на тот момент супруге Хуснуллина, Лилии Харисовой.
Бывшая жена Лилия Хуснуллина-Харисова владела крупнейшим в Татарстане месторождением глины, писал «Московский Монитор». В 2014 году Харисова вошла в топ-50 богатейших жен чиновников по версии Forbes, заняв 40-е место, с доходом в 42 млн рублей. Сам Хуснуллин тогда отмечал, что такой доход супруга получила из-за продажи дома, а месторождение глины стоило один миллион рублей.
Складывается ощущение, будто все женщины в ближайшем окружении Хуснуллина обладают недюжинными предпринимательскими и управленческими качествами. Однако не является ли причиной их успеха связи с вице-премьером? Как щедрый джентльмен он не поскупился на «подарки» своим дамам, которые могут быть полезны и ему самому?
Меркулова Анна Дмитриевна
Содержание
Биография
Образование
Анна Меркулова родилась 21 июля 1982 года в семье военных инженеров. Экстерном окончила школу, была зачислена в Московский государственный строительный университет и через пять лет (в 2004 году) получила красный диплом и специальность инженер-строитель.
Начало карьеры
Следующие 8 лет Меркулова Анна проработала в крупном международном холдинге, основным направлением деятельности которого являлось проектирование уникальных транспортных развязок и инженерных сооружений. За 8 лет прошла путь от рядового сотрудника до вице-президента компании. При участии Меркуловой в структуре холдинга создано отдельное направление, специализирующееся исключительно на проектировании сложных транспортных узлов и автомобильных путепроводов.
Новые рубежи
В 2012 году Анне Дмитриевне Меркуловой предложили возглавить ГУП «Моспроект-3». По состоянию на 2012 год проектная организация с более чем полувековой историей находилась в сложном экономическом положении из-за убытков.
На посту генерального директора «Моспроекта» Анна Дмитриевна создала в организационно-штатной структуре компании отдельное подразделение, полностью ориентированное на проектирование дорог, путепроводов и транспортных развязок. Решение, которое несколькими годами ранее позволило добиться ощутимых результатов в международном холдинге, принесло успех и теперь. Уже через год ГУП «Моспроект-3» смогло пройти точку безубыточности и стать прибыльным предприятием.
Во главе столичного проектного холдинга
В 2014 году три городских проектных института ГУП «Моспроект-3», ГУП «Моспромпроект» и ГУП «МНИИТЭП» были трансформированы в акционерные общества и объединены в холдинг, головной компанией которого стало АО «Моспроект-3». Возглавила же группу компаний (ГК) Анна Меркулова.
Одна из основных задач, которая стояла перед Меркуловой Анной Дмитриевной, как руководителем объединенного проектного холдинга, заключалась в форсировании градостроительных программ за счет разработки передовых инженерных решений и снижении издержек. В 2016 году поставленная цель была достигнута. Помогли в этом: новый стандарт проектирования станций столичной подземки (позволил снизить как площадь застройки, так и стоимость строительства) и широкое применение BIM-технологий.
BIM-проектирование предполагает работу с цифровыми моделями зданий и сооружений, вписанных в цифровой ландшафт города. Такой подход требует больших трудозатрат на подготовительном этапе, но когда базы данных сформированы, цифровое проектирование позволяет в полной мере реализовать все преимущества, заложенные в этой технологии. Создавая новое здание или транспортную развязку с заданными характеристиками, специалисты получают возможность рассмотреть влияние нового объекта на микрорайон, район и даже округ. Качество детально проработанных цифровых моделей позволяет отслеживать влияние на городскую среду не только самих объектов, но и изменений их технических характеристик.
С момента создания новый инженерный центр стал современной эффективной структурой, объединивший техническую элиту Москвы. Сегодня в группе компаний трудоустроено более полутора тысяч высококлассных специалистов, выполняющих широкий круг задач от проектирования объектов столичного метрополитена до транспортных развязок высшей категории сложности (например, пятиуровневая Бусиновкая развязка на МКАД), жилой недвижимости и объектов социальной инфраструктуры.
Достижения Анны Меркуловой
Достижения Анны Меркуловой на посту руководителя столичного проектного холдинга высоко оцениваются как коллегами, так и высшими должностными лицами мэрии Москвы. Например, заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин, занимавший ранее пост вице-мэра столицы, характеризовал Анну Меркулову как одного из самых талантливых управленцев, работающих в структуре градостроительного комплекса, особо подчеркивая ее достижения в деле снижения себестоимости сооружения инфраструктурных объектов. И стоит сказать, что такая оценка вполне справедлива, ведь за восемь последних лет, новый столичный инженерный центр добился впечатляющих результатов:
Личное
Анна Меркулова активно занимается спортом. Прочим спортивным дисциплинам она предпочитает бег, горные и водные лыжи.
Анна Меркулова награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За заслуги в транспортном строительстве», благодарственными письмами мэра Москвы и почетными грамотами.