мероприятия к юбилею баруздин в библиотеке названия и формы проведения
По страницам книг Баруздина
В 2016 году исполняется 90 лет со дня рождения Сергея Алексеевича Баруздина (22 июля 1926 — 4 марта 1991) — русского советского писателя, поэта, прозаика. Он автор многих книг для детей и юношества. Начал печататься в 1946. Взрослому читателю адресованы роман «Повторение пройденного» (1964), «Повесть о женщинах» (1967), сборник рассказов и повестей «Я люблю нашу улицу…» (1969). Лирические произведения о жизни простых людей: «То, что было вчера» (1975), «Пора листопада» (1982). Сборник «Стихи минувших лет» (1983). Книга литературных заметок «Люди и книги» (1978). Был главным редактор журнала «Дружба народов». Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями.
К юбилею писателя в библиотеках района пройдут мероприятия:
19 июля в 15.00 в Верхнеаремзянской библиотеке пройдет встреча – читальня «90 лет со дня рождения русского писателя, поэта, прозаика С.А. Баруздина»
в 14.00 в Бизинской сельской библиотеке — литературная игра «О разных разностях» — по произведениям писателя
в 15.00 в Ермаковской сельской библиотеке — час доброго чтения «По страницам книг Баруздина«
в Малозоркальцеской библиотеке будет оформлена книжная выставка «Четверть века в дружбе с народом»
в Санниковской сельской библиотеке — книжная выставка «О человеке и его делах» к 90-летию со дня рождения русского прозаика, поэта Сергея Александровича Баруздина
«Писатель нашего детства», к 95- летию со дня рождения Сергея Алексеевича Баруздина, советского писателя, поэта, прозаика и журналиста, автора многочисленных книг для детей и юношества, романов, повестей и рассказов
Добрый талант – так можно определить направление всего творчества писателя. Герои писателя симпатичны читателю-ровеснику, часто растут вместе с ним, учатся, делают ошибки и исправляют их.
Жил в довоенной Москве мальчик Сережа Баруздин. Учился в школе. Рисовал. Сочинял стихи.
Великая Отечественная война началась внезапно для него. Вместо того, чтобы учиться, четырнадцатилетний подросток работал на оборонительных сооружениях на Чистых прудах.
«Из всех моих наград медаль «За оборону Москвы»- одна из самых моих дорогих, признавался Сергей Алексеевич. – И еще медали «За взятие Берлина» и «За освобождение Праги». Они – моя биография и география военных лет».
Самое-самое первое стихотворение Баруздин написал об отце:
Только поздно приходил
И носил домой работу».
В 1950 издал первый стихотворный сборник для детей.
За всю свою жизнь Сергей Баруздин написал более 200 книг для детей и взрослых. Книги выпускались примерно на 70 языках мира.
Книги писателя переиздаются, читаются и ныне.
К юбилею Сергея Алексеевича Баруздина предлагаем познакомиться с замечательными произведениями для детства и юношества.
«Рави, Шаши, Снежок и другие»
Эта книга – о животных. Вы прочтёте о том, как слонята Рави и Шаши оказались в Одесском зоопарке, преодолев далёкий путь через океан. О том, как белый медвежонок Снежок, оставшийся без матери, оказался в зоопарке Индии. И ещё здесь собраны увлекательные истории о хитром бурундуке Симпатяге, домашнем крокодиле Топ-Топе, простуженном ёжике и многих других братьях наших меньших.
«Сказка о трамвае»
Это не сказка как таковая, а самая настоящая история города и городского общественного транспорта!
В стихотворной форме читатель узнает историю, каким был первый трамвай, как он менялся. В иллюстрациях проследим, как менялась одежда у горожан, как менялись улицы.
Такое, настоящее погружение в прошлое, начиная с 7 апреля 1899 года, когда по улицам Москвы проехал первый электрический трамвай и заканчивая 70-тыми годами 20 века. И пусть в книге описывается Москва и московские улочки, но ведь сейчас трамвай ходит во многих городах. И книга не о Москве, а об истории городского транспорта в целом. И о людях, которые были свидетелями того времени, а значит о многих поколениях каждой семьи.
«Человеки» — это коротенькие рассказы Сергея Баруздина о двух мальчишках-близнецах Сане и Ване. Спокойные, простые, незатейливые, но забавные и вызывающие улыбку и воспоминания о беззаботном детстве. Каждый день с героями этой книги происходят настоящие чудеса. Разве не чудо – научиться читать, или приручить зайчишку, или впервые искупаться в Чёрном море? Каждый день жизни маленьких` Человеков` – обычных мальчишек (а может, и девчонок!) – наполнен забавными приключениями.
«Почему рыбы молчат»
Почему рыбы молчат? Отчего медведи разоряют гнёзда? Зачем сорока крутится у дороги? Для чего жирафу длинная шея?
Короткие истории – сказки замечательного детского писателя Сергея Баруздина дают ответы на все эти и множество других вопросов малышей. Большинство рассказов Сергея Баруздина посвящены взаимоотношениям людей и животных. Писатель ярко и красочно описывает, как люди проявляют свои лучшие качества в общении с природой, и постоянно напоминает читателю, что животные нуждаются в нашей заботе и любви.
Новости
к 95- летию со дня рождения Сергея Алексеевича Баруздина, советского писателя, поэта, прозаика и журналиста, автора многочисленных книг для детей и юношества, романов, повестей и рассказов.
К юбилею Сергея Алексеевича Баруздина Межпоселенческая центральная библиотека предлагает познакомиться с замечательными произведениями для детства и юношества.
Добрый талант – так можно определить направление всего творчества писателя. Герои писателя симпатичны читателю-ровеснику, часто растут вместе с ним, учатся, делают ошибки и исправляют их.
Жил в довоенной Москве мальчик Сережа Баруздин. Учился в школе. Рисовал. Сочинял стихи.
Великая Отечественная война началась внезапно для него. Вместо того, чтобы учиться, четырнадцатилетний подросток работал на оборонительных сооружениях на Чистых прудах.
«Из всех моих наград медаль «За оборону Москвы»- одна из самых моих дорогих, признавался Сергей Алексеевич. – И еще медали «За взятие Берлина» и «За освобождение Праги». Они – моя биография и география военных лет».
Самое-самое первое стихотворение Баруздин написал об отце:
Только поздно приходил
И носил домой работу».
В 1950 издал первый стихотворный сборник для детей.
За всю свою жизнь Сергей Баруздин написал более 200 книг для детей и взрослых. Книги выпускались примерно на 70 языках мира.
О чем бы ни писал Сергей Баруздин — о людях, о животных, о Родине, его произведения всегда искренние.
В книгах Баруздина ребенок постигает многообразную красоту жизни, учится доброте и радости быть добрым. Произведения «Шел по улице солдат», «Её зовут Елка», «Про Светлану», «Чучело гороховое» …
Книги писателя переиздаются, читаются и ныне.
Воронежская областная детская библиотека
Добрый талант – так можно определить направление всего творчества писателя. При этом он был «очень советским» человеком и автором, откликавшимся в своем творчестве на вызовы современности. Однако цель его художественной работы намного выше запросов времени. Вот как писал сам Сергей Алексеевич: «Нести людям добро и правду, без устали напоминать им, сколько чудес таит в себе детство и как ужасна война, как прекрасны дела советских людей и как важно ценить каждый миг нашей жизни. Это, думается мне, и детям важно знать, и взрослым помнить…».
Определенно можно сказать, что и сейчас, спустя несколько десятилетий со времени создания, каждый читатель книг Баруздина обретает счастье дружбы с большим писателем и человеком.
Человек по самой натуре своей должен быть добрым – это одно из основных и самых высоких его нравственных качеств. Но доброта, как и все особо драгоценное, требует постоянной бдительной охраны от злых разрушительных сил, которых в жизни тоже немало. Писатель Баруздин в числе таких ревностных охранителей. Настойчиво и тактично напоминает он через поступки и образ мыслей своих литературных героев, насколько доброта украшает человека и совершенствует отношения людей между собой. Баруздин исходит из твердого убеждения в том, что именно с детских и отроческих лет, когда стремительно быстро формируется характер человека и его мировоззрение, нравственным идеалом ему должна видеться победа добра над злом. А применительно к книге – ее оптимистический конец, создающий светлое, уверенное настроение. Закалять в предвидении будущих житейских бурь юных читателей нужно верой в бесконечную силу добра.
Для Сергея Алексеевича характерна открыто проповедническая позиция, он прямо заявляет о своем желании сделать людей лучше, чище, возвышеннее, роль литератора осознается им как роль наставника, воспитателя, стремящегося увлекать за собой других.
Много произведений, прозаических и стихотворных, Баруздин написал для ребят лет семи-десяти. Среди них хочется выделить сборники «Шаг за шагом» и «Кто сегодня учится», маленькую повесть «Алешка из нашего дома», книжку «Человеки», цикл рассказов «Большая Светлана». Герои писателя симпатичны читателю-ровеснику, часто растут вместе с ним, учатся, делают ошибки и исправляют их. Серьезно и уважительно относится Баруздин к своим маленьким героям. Он не «овзросляет» их, но и не примитивизирует взаимоотношения в детском обществе. Ему известна сила и чистота их эмоциональных связей, писатель легко угадывает меру наивности и серьезности, умеет уловить завязи симпатий и антипатий, точно обрисовать атмосферу детских взаимоотношений.
Для Сергея Баруздина вообще характерно понимание роста ребенка, усложнения и становления его сознания прежде всего как приобщение к труду. Он не забывает об этом, даже если рассказывает о годовалом малыше:
Первый шаг – не пустяк,
Трудно сделать первый шаг.
Любой повод использует поэт, чтобы подчеркнуть великое значение человеческой занятости делами. Жизнь бессмысленна, пуста, если она ничем не заполнена, если она бесцельна. Даже красавец бегемот не может, по мнению поэта, вызывать симпатию, потому что «у него огромный рот, а забот наоборот!». Делать ему нечего, тужить не о чем, ни в магазин его не посылают, ни в школу, ни уроков не задают.
Когда для бегемотов
И школ на свете нет?
Так настойчиво повторяется мысль, что учение – это труд, что для маленького человека, пока он маленький, именно школа – его призвание, именно на этом жизненном этапе должен он проявить свое упорство, волю, доказать способность и готовность к выполнению ответственных дел.
Писатель подчеркивает, что в мире имеет ценность только то, что дается для дела, для созидания, для людской пользы. Жить, творить, бороться и созидать, не терять понапрасну отпущенное тебе время, с детских лет хорошо усвоить, что
Жизнь дается не без счета,
А по дням и по часам…
Птицу судят по полету,
Человека – по делам!
Сергей Алексеевич прошел войну. Он прошел ее всю насквозь: от Москвы до Праги и Берлина. Он прошел войну, но и война прошла сквозь него. Она во многом, если не в главном, определила его таким, каким он стал. Вот так об этом сказал замечательный писатель Константин Симонов: «Баруздин как личность, как человек, избравший для себя тот вид служения обществу, который называется писательским трудом, начинался в войну, и почти все, а может быть, даже и все дальнейшее в его писательском пути определялось этой точкой отсчета, уходило своими корнями туда, в кровь и пот войны, в ее дороги, лишения, утраты, поражения и победы».
Действительно, война прошла через все творчество Баруздина, она прорывается в прозе для детей, и полностью завладевает вниманием читателя в романе «Повторение пройденного». В нем Сергей Баруздин не ставил задачу перед собой всесторонне обрисовать крупные военные события, представить нам широкую и подробную картину фронтовых действий. Его герой провоевал всю войну – от первого года до последнего, но он оказался рядовым в этой гигантской схватке. Взгляд его на происходящее невольно был ограничен. Но имея такого героя, автор получил возможность «разработать его» в глубину, и происшедшее, если и потеряло в арифметических масштабах, выиграло в индивидуальном и конкретном.
В романе не трудно заметить черты автобиографии, но он, конечно, не жизнеописание Сергея Баруздина. Не только потому, что писатель кое-что домыслил, дополнил эпизодами, с ним не случавшимися, ввел художественное обобщение. Но и потому еще, что о рассказчике говорится в романе гораздо меньше, скупее, чем о тех, кто рассказчика окружает. Если это и автобиография, то правильнее говорить об автобиографии поколения.
Сергей Алексеевич поставил перед собой задачу сложную: показать героев не на одном каком-то временном участке войны, а провести их через всю войну. От романа остается цельное, законченное впечатление. Радость победы, выплескивающаяся в последних главах произведения, своим дыханием согревает и первые, начальные, какие бы трагические картины в них ни были нарисованы. В этом видится принципиальная позиция автора в отношении к избранному материалу. Не смакование трудностей, но и не сглаживание углов – позиция объективная и оптимистическая.
Варианты названий выставок и мероприятий, посвященных творчеству С.А. Баруздина:
«Человеку свойственно мечтать…»
Человеку, мечтающему стать взрослым
«Человек без дела – человек без слова!»
И детям знать, и взрослым помнить (тема войны в творчестве писателя)
Использованная литература:
Сценарные материалы:
Небольшая пьеса для детей 7-9 лет к юбилею писателя.
Сценарий литературного часа для детей 6-9 лет.
Игра по произведниям С. Баруздина
Игра-викторина: рассказы С. А. Баруздина. Внеклассное мероприятие по прочитанным произведениям С. Баруздина
Просмотр содержимого документа
«Игра по произведниям С. Баруздина»
Игра-викторина: рассказы С. А. Баруздина.
Цели мероприятия:
познакомить с творчеством С. А. Баруздина;
пробудить интерес к автору и его произведениям;
формировать умение анализировать текст, глубже понимать смысл художественных произведений;
воспитывать вкус к хорошему слогу и яркому неожиданному образу.
развивать творческий потенциал учащихся;
развивать навыки выразительного чтения;
развитие речи, расширение читательского кругозора
Оборудование: презентация, диафильм.
Вступительное слово о жизни и творчестве С. А. Баруздина
Жил в довоенной Москве мальчик Сережа Баруздин. Учился в школе. Рисовал. Сочинял стихи.
В Москве была литературная студия Дворца пионеров, куда направили талантливого мальчика. С 1937 г. его стихи печатались в «Пионерке». Сергей был деткором. Его стихи отличались от стихов других детей младшего кружка, в котором занимался Сергей, они были полны серьезности. Еще в детстве Баруздин считал: «Стихи это стихи и писать их надо не так, как говоришь или думаешь».
Великая Отечественная война началась внезапно для него. Вместо того, чтобы учиться, четырнадцатилетний подросток должен был идти на работу.
Баруздина зачислили в состав добровольной дружины, и во время воздушной тревоги он должен был находиться на посту – на крыше своего дома.
В типографии записывали добровольцев в народное ополчение, но его туда не взяли, потому что ему было лишь 15 лет. Но зато его взяли добровольцем на строительство оборонительных сооружений на Чистых прудах.
16 октября 1941 года отец взял Сергея на фронт в особый батальон, который был сформирован из оставшихся в Москве работников наркоматов. Взял сам и отстаивал перед каким-то высшим начальством, когда пытались возражать. Даже прибавил Сергею год.
Как и все мальчишки, Сергей был больше привязан к отцу, чем к матери. Он реже видел отца и до войны, и особенно – в войну, но они всегда находили друг с другом общий язык и в больших делах и в малых. Особенно Сергей гордился тем, что отец порой доверял ему такие тайны, которые не доверял даже матери.
Самое-самое первое стихотворение Сергей написал об отце:
Только поздно приходил
И носил домой работу.
Этим маму он сердил.
А он работу притащил,
Положил ее на полку,
А работу не раскрыл.
Только ночевать домой.
От такой большой работы
Папа наш бывает злой.
И над ней всю ночь сидит.
И на службу с ней бежит.
18октября 1941 года отец Сергея погиб от осколка немецкой мины. Похоронили его на пятые сутки на Немецком кладбище. Среди сотен похороненных там людей с немецкими фамилиями лежал теперь человек с фамилией русской.
В 1945 г. Баруздин участвовал во взятии Берлина, и именно там он особенно остро почувствовал тоску по родине.
За время Великой Отечественной войны С.Баруздин был на фронтах: под Ленинградом, в Прибалтике, на Втором Белорусском, на Дальнем Востоке( в Мукдене, Харбине, Порт-Артуре).
«Из всех моих наград медаль «За оборону Москвы»- одна из самых моих дорогих, признавался Сергей Алексеевич. – И еще медали «За взятие Берлина» и «За освобождение Праги». Они – моя биография и география военных лет».
В 1958г. Баруздин окончил Литературный институт им.Горького.
Сергей создал военные книги: роман «Повторение пройденного», « Повесть о женщинах», повесть «Само собой» и оставшийся, увы, незавершенным роман «Полдень».
Всем памятны умные, добрые, веселые баруздинские произведения для детства и юношества: «Рави и Шаши», «Как куры научились плавать», «Лось в театре» и многие другие. Более двухсот детских и взрослых книг стихов и прозы общим тиражом свыше 90 миллионов экземпляров на 69 языках!
4 марта 1991 года Сергея Алексеевича Баруздина не стало. Книги писателя переиздаются, читаются и ныне.
Инсценировка рассказов С. А. Баруздина: 3 «А» класс – «Самое простое дело»; 3 «Б» класс «Как Алёшке учиться надоело»
Конкурс. «Из какого произведения слова?»
— « Жил в нашем доме человек. Большой или маленький, трудно сказать. Из пеленок он давным-давно вырос, а до школы еще не дорос.» (Алёшка из нашего дома)
-«Хотел я спросить нашего хозяина, почему пчелы меня не любят, но побоялся. «Подумает еще, что я действительно их обижаю. Как я ему докажу, что вовсе их не трогаю? А ведь пчела, говорят, после того как ужалит, умирает. Значит, немало их по моей вине погибло».» (Пчелиная напасть)
— «Глянул я под ноги. Вижу — кучка сухой листвы, да будто живая: сама собой движется. А внутри, в листьях, что-то фыркает, чихает. Здорово чихает! Присмотрелся получше: ежик. Мордочка с маленькими черными глазками, уши торчком, на грязно-желтых иглах листья наколоты.» (Простуженный ёжик)
— «Высунул я голову из палатки, смотрю — ничего не понимаю. Над рекой ещё туман стелется, еле-еле рассвет забрезжил, а шум и гам стоит, как на базаре. Гоготанье, кряканье, кудахтанье, хлопанье крыльев. Какие-то большие белые птицы летят с противоположного берега на наш, проносятся над палаткой и опускаются за машиной. А на капоте машины стоит петух и горланит что есть силы:
«Ку-ка-реку! Ку-к-ка-реку!» (Как куры учились плавать)
— «Принялся зверовод за работу. Сначала самое сложное сделали: накинули на бегемота канат, зацепили, подтащили его к решетке и тут связали. Теперь можно и рану промыть, залить ее йодом и наложить швы. Рана не очень серьезная, а кожа у бегемота толстая — заживет!» (Сложное поручение)
— «В Одессе я хотел разыскать своего старого фронтового товарища, который теперь служил моряком дальнего плавания. Я знал, что теплоход, на котором он плавает, только что вернулся из заграничного рейса.
Когда я пришёл в порт, оказалось, что теплоход уже разгрузился и команда его вчера списана на берег. В управлении порта я узнал адрес моего товарища и отправился к нему домой.» (Двухметровое несчастье)
— «В сквере важно расхаживал красавец лось, а вокруг него беспомощно
бегали два милиционера с веревками. Лось чувствовал себя довольно спокойно.
С гордым видом шествовал он вокруг клумбы, останавливался, срывал верхней
губой несколько цветков и вновь отправлялся в «кругосветное путешествие».» (Лось в театре)
В каком рассказе говорится о том, как Алёшка захотел помогать маме? («Ведро воды»)
Какой гвоздь мама Алёшки назвала нужным? (На который повесили кастрюлю)
Почему говорили, что у Алёшки золотые руки? (Он сделал ящик для рассады)
Когда и при каких обстоятельствах солдат подобрал простуженного ёжика? (Возле костра в листве)
Чем угощали бычка дети и как называется этот рассказ? (Сахар, булка, хлеб. «Вежливый бычок»)
Почему чучело называлось гороховыми что ему не хватало? (На гороховом поле, не хватало кепки)
Где происходили события рассказа «Как куры научились плавать» (На Украине)
Почему автора рассказа «Пчелиная напасть» кусали пчёлы? (Ел лук)
В каком городе происходили события рассказа «Лось в театре»? (В уральском)
Кем был по профессии и где работал до войны товарищ автора из рассказа «Сложное поручение»? (Зоотехником в зверосовхозе)
7. Подведение итогов.
О чем произведения Баруздина?
Рассказы С. Баруздина разные, но в большинстве из них он ярко и красочно описывает как люди проявляют свои лучшие качества в общении с природой. Через рассказы он доносит до нас, что животные нуждаются в нашей заботе и любви.