мертвые души булгаков персонажи

Николай Гоголь — Герои «Мертвые души»:
Краткое содержание

Список героев с характеристикой

Павел Иванович Чичиков – коллежский советник, чиновник в отставке, средних лет и полноты, дворянин, выпускник училища. Холостяк, друзей не имеет. Жулик, взяточник (из-за чего потерял работу в канцелярии и на таможне), психолог, лицемер, льстец. Фамилия «птичья». Нет имения, есть бричка с 3 лошадьми и 2 крепостных: лакей Петрушка и кучер Селифан. Он задешево скупает мертвые души, оформляет на себя почти 400 душ, чтобы заложить их в Опекунский совет как живых людей, и получить за них ссуду (деньги). Потом купить имение и жениться. Его афера не удалась из-за болтливости Коробочки и Ноздрева. После скандала покидает город.

Манилов – помещик средних лет, офицер в отставке, женат на Лизаньке, отец Фемистоклюса и Алкида. Дом богатый, но неухоженный. Мечтатель, бездельник, вежливый до приторности, скучный, но незлой человек. Его фамилия от слова «манить, обманывать». Хозяйством не занимается, крестьяне его обманывают. Бесплатно отдает Чичикову около 100 мертвых душ.

Настасья Петровна Коробочка – пожилая мелкая помещица, владелица около 80 крепостных, вдова коллежского секретаря. Недоверчивая, неумная, простодушная. Ее фамилия – символ накопительства. Крепко ведет хозяйство, крестьяне ее живут хорошо. Живет продажей продуктов из имения. Продает Чичикову 18 душ за 15 рублей. Из ее слов весь город узнает об афере Чичикова.

Ноздрев – 35-летний помещик, весельчак, драчун, картежник, охотник, коллекционер курительных трубок. Находится под судом за побои. Вдовец, отец 2 детей. Дома почти не бывает. Плохой хозяин имения. Дом неухоженный, грязный. Его друг – муж сестры Мижуев. Играет с Чичиковым на души в шашки, жульничает, лезет драться. Чичиков ушел от него ни с чем. Распускает сплетни о Чичикове, выдает его аферу.

Михаил Семенович Собакевич – грубый помещик средних лет, похожий на медведя. Любит поесть. Женат. Хороший хозяин имения, крестьяне его живут крепко. Дом мощный и неуклюжий. Продает Чичикову около 100 мертвых крестьян как ценных мастеров (сапожник, плотник) по 2,5 рубля за каждого.

Степан Плюшкин – пожилой вдовец, помещик с тысячью крепостных. Из жадности живет как бедняк, морит голодом крестьян, в ссоре с 2 дочерьми и сыном. При жене был хорошим хозяином. Чичиков не сразу понял, кто перед ним – баба или мужик. Он – «прореха на человечестве». Дом ветхий и заброшенный, внутри все в пыли и беспорядке. Продает Чичикову 120 умерших крепостных и 78 беглых по 32 копейки за каждого.

Губернатор – немолодой, учтивый мужчина, награжденный орденом святой Анны. Женат, есть 16-летняя дочь. Увлекается вышиванием. Устраивает балы. Делами губернии интересуется мало. Очарован Чичиковым. После разоблачения дел Чичикова боится за себя.

Губернаторша – немолодая кокетливая жена губернатора, мать 16-летней дочери. Подпала под обаяние Чичикова.

Губернаторская дочка – 16-летняя миловидная блондинка, выпускница благородного института. Экипаж Чичикова столкнулся с ее экипажем по дороге к Собакевичу. Второй раз он видит ее на балу. Она ему нравится.

Иван Григорьевич – председатель палаты, статский советник, масон. Помогает Чичикову оформить на себя мертвые души, поверенный Плюшкина при совершении купчей. После разоблачения дел Чичикова в страхе за свое место.

Прокурор – немолодой полный праздный человек. Женат. Помогает Чичикову совершить купчую. После разоблачения аферы Чичикова, слухов о назначении нового генерал-губернатора, скоропостижно умирает от страха. Чичиков видит его похороны на выезде из города.

Алексей Иванович – полицеймейстер, чиновник, взяточник. Оказывает помощь Чичикову с купчей на крестьян. Дрожит за свое место после разоблачения аферы.

Иван Андреевич – почтмейстер со стажем 30 лет, глава почты города N. Женат. Уверен, что Чичиков – это капитан Копейкин.

Петрушка – 30-летний лакей Чичикова, крепостной с грубой внешностью. Грамотный, молчаливый, ленивый (спит не раздеваясь), редко моется и имеет «особенный запах».

Селифан – бестолковый кучер Чичикова, добродушный человек, уважает барина, заботится о лошадях. Любит выпить и поболтать.

Копейкин – капитан, бедный офицер, участник войны 1812 года. Инвалид без правой руки и ноги. Безуспешно добивается пенсии у чиновников Петербурга. Его силком выпроваживают ждать решения «домой». Вскоре в лесах под Рязанью появляется шайка, во главе которой – Копейкин.
Почтмейстер уверен, что Чичиков и есть капитан Копейкин.

Источник

Михаил Булгаков «Похождения Чичикова»

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

Михаила Булгакова можно весьма смело назвать лучшим русским писателем ХХ века. Хотя и это утверждение будет не совсем справедливым, ведь очень часто по опросом читателей и литературных критиков он попадает в рейтинги лучших авторов всех времён и народов.

В своих произведениях Михаил Афанасьевич обращается к самым различным темам. К примеру, в ранний период он часто писал всевозможные сатирические произведения, высмеивающие общественные пороки. Примером такого произведения можно назвать фельетон «Похождения Чичикова».

Художественные особенности произведения

В произведении отображены реалии 20-х годов ХХ века, хотя эта тема актуальна как за сто лет до описываемых событий, так и через сто лет после нашего времени. Булгаков взял для своего фельетона архетипических персонажей российских чиновников из гоголевских «Мёртвых душ» и «Ревизора».

Автор выбрал своеобразную кольцевую композицию произведения. Сюжет книги подаётся нам в виде сна, в котором рассказывается о том периоде советской истории, который получил название НЕПа.

Герои Гоголя попадают в необычную для них историческую обстановку, но все эти Чичиковы хорошо себя чувствуют в любом месте и в любое время. Теперь Павел Иванович живёт в Москве, где он пересел из конной брички в авто. Поначалу он боялся новой обстановки, но, увидев, что люди со временем не изменились, он очень быстро освоился в новой для него действительности.

Читая этот фельетон, мы ясно представляем себе как старую Российскую империю XIX века, так и современную Россию 2000-х годов. Повсюду мы видим некомпетентность, халатность, коррупцию. Чиновников заботят их собственные интересы, а судьба страны и народа их абсолютно не касается.

Главнее персонажи:

Кроме, собственно, Чичикова в фельетоне мы можем встретить и других старых знакомых известных нам из произведений Николая Гоголя:

Сюжет книги «Похождения Чичикова»

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажиОднажды из небытия, царства теней появились на белый свет гоголевские персонажи и отправились они в Советский Союз 1920-х годов. Первым делом Чичиков решил заселиться в знакомую ему с XIX века гостиницу. К удивлению Павла Ивановича ничего в ней не изменилось за столь длительный период. Разве что появилась новая вывеска — «Общежитие».

У Чичикова стали требовать ордер на заселение. Он вызвал управляющего и довольно быстро решил данный вопрос. Потом он решил найти работу и отправился в госучреждение, где всё с такой же лёгкостью он получил место. Пространную анкету, заполненную Павлом Ивановичем, секретарь даже не изволила прочить.

В Москве он столкнулся со старыми знакомыми — Ноздрёвым и Собакевичем. По их совету Чичиков решил пойти в сферу внешней торговли, что довольно быстро принесло ему немалый капитал.

После этого Павел Иванович уже замахнулся на роль промышленника — он добился в государственных инстанциях разрешения взять в аренду целое предприятие, которое должно было приносить большую прибыль государству путём налогообложения.

Тут дела Чичикова уже совсем бесстыдно пошли в гору: он продал знакомой помещице Коробочке московский Манеж, создал предприятие по изготовлению металлопроката из отходов и даже получил подряд на электрификацию столицы.

Когда мошеннические схемы Павла Ивановича всплыли на поверхность, чиновники соизволили, наконец, прочесть анкету Чичикова, где он откровенно написал, что является персонажем гоголевской книги, и до революции зарабатывал на скупке «мёртвых душ». По адресу, где должно было находиться предприятие Чичикова, был обнаружен лишь памятник Пушкину. А помог в обезвреживании преступника автор данного фельетона.

У нас на сайте вы можете без проблем читать русскую классику, и другие известные книги от авторов со всего света. Наша библиотека всегда открыта для читателей!

Источник

Главные герои поэмы «Мертвые души»

Поэма Гоголя «Мертвые души» заслуженно считается одним из лучших произведений русской литературы. Среди множества ее достоинств — описание большого числа героев, порою сильно отличающихся друг от друга, но поведение и характеры которых актуальны и в наши дни.

Итак, главные герои поэмы «Мертвые души»:

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажиПавел Иванович Чичиков – Господин средней комплекции и среднего возраста (35-40 лет). Весьма любознательный, обходительный. Умел подстраиваться под тех, с кем беседовал в нужный момент. Умел получить необходимую информацию. Не гнушался общения с людьми низшего сословия.

Чичиков был дворянского происхождения. Когда-то отец, отправив его в город учиться, преподал Павлуше такой урок: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Еще учась в классах, он держался с приятелями так, что его угощали, но он никогда и никого не угощал. Даже умудрялся продавать те пряники и булочки, которыми его угощали товарищи.

Приехав в город, Чичиков нанес визиты городским чиновникам, старался каждому из них польстить. О себе говорил общими фразами. Проявил светские манеры, умел поддержать любой разговор, касался ли он лошадей, собак, или даже казенной палаты

Кучер Селифан – любитель подвыпить. Но в том, что принял, ни за что не признается. Зная характер барина, охотно соглашается со всем, что тот говорит. Даже с тем, чтобы его выпороли. Очевидно, знает, что дальше угроз дело не пойдет. Коли проштрафился, то лучше соглашаться. Шкура будет целее. Любит порассуждать. Тепло, по-человечески относится к лошадям.

Лакей Петрушка – малый лет тридцати, с крупными чертами лица, суровый на вид. Имел склонность к просвещению, любил читать книги. Ему было все равно что читать, получал удовольствие от самого процесса чтения.

Губернатор – внешне был ни толст, ни тонок, имел на шее Анну. Ходили слухи, что губернатор представлен к Звезде. Увлекался вышиванием и был предобрым господином.

Почтмейстер – низенького роста, остряк и философ, речистый господин.

Председатель палаты – рассудительный и серьезный человек. Дома принимал гостей в замасленном халате, несмотря на то, что в числе гостей были дамы.

Прокурор – примечательный господин с весьма густыми, черными бровями и подмигивающим глазом. Человек молчаливый и серьезный.

Манилов — обходительный и учтивый помещик. Имел глаза сладкие как сахар. Это был голубоглазый блондин. Слащавость и учтивость Манилова была безмерна. Не расчетлив, хозяйством почти не занимается, перепоручив все дело приказчику.

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажиМихаил Семенович Собакевич — тоже помещик, но неуклюжий, и неловкий. Очень своеобразный персонаж поэмы. Редко отзывался о людях положительно. Внешне был похож на медведя. За обедом ел много и с удовольствием. На предложение продать умерших крестьян, заломил цену по 100 рублей за душу, словно они были живые. Но все-таки, сговорились на двух рублях с полтиной.

Феодулия Ивановна, жена Собакевича. Высокая дама в чепце держалась степенно и прямо, как пальма.

Ноздрев – один из самых колоритных героев «Мертвых душ». Тридцатилетний помещик. Совершенно беспардонный, грубый господин. Имеет склонность навязывать людям свое мнение. А когда те не соглашались с ним, мог обвинить во всех смертных грехах. Плут и шулер. Однако вину свою не признает, склонен к рукоприкладству. Чичикова спас от агрессии Ноздрева судебный пристав, приехавший в имение «по случаю нанесения помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде».

Настасья Петровна Коробочка – вдова коллежского секретаря, помещица. Женщина в преклонных годах. Живет одна. Только прислуживает ей дворовая девка Фетинья. Хозяйственная, даже склонная к скупости. Предложение Чичикова продать ему умерших крестьян вызвало растерянность. Коробочка опасалась, как бы не прогадать, не продешевить. В результате, она не продала Чичикову своих умерших крестьян.

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажиПлюшкин – феноменальный скряга, помещик, имеющий около тысячи душ крестьян. У него были огромные запасы хлеба, холстов, прочих ценностей, которые давала ему деревня, и которыми он не пользовался, и не продавал. Он ходил в старом засаленном халате, был похож на старую ключницу, а не на помещика. Он бродил по деревне и подбирал все, что плохо лежало. Эта скупость была больше похожа на какую-то болезнь, чем на черту характера. Когда-то это был всего лишь бережливый, зажиточный помещик, выезжавший в свет. Человек образованный, благоразумный. К нему заезжали соседи, сам ездил в гости, был женат, имел двух дочерей и сына. Но жена умерла. Сын поступил на службу в полк и просил у отца деньги на обмундирование. Одна дочь сбежала с каким-то офицером, а другая умерла, и в доме стало совсем пусто.

Иван Антонович – типичный российский бюрократ. Чтобы придать вес собственной персоне, перед Чичиковым сделал вид, что очень занят. Как и любой российский чиновник, не отказывает себе в удовольствии брать взятки.

Приобретение Чичикова вызвало немало слухов в городке. Некоторые дамы, узнав, что Чичиков – «мильонщик», сделали попытку женить его на себе. Одна дама прислала ему любовное признание. Рассказ Коробочки о том, что Чичиков приобретал мертвецов, значившихся в ревизских списках, оброс немыслимыми преувеличениями и сплетнями. Однако эти сплетни не подтверждали помещики, продавшие Чичикову «мертвые души». Павел Иванович с небольшой заминкой, но вполне благополучно покинул город.

Источник

«Мертвые души» главные герои

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» была задумана в качестве масштабной картины всего российского общества. Черты характеров главных героев «Мертвых душ» представлены писателем таким образом, что в них находит свое отражение каждое сословие России образца 19 века. В своем произведении Гоголь откровенно высмеивает продажность чиновничества, невежество помещиков. Был издан только первый том произведения: от второго тома, уничтоженного самим Гоголем, осталось лишь несколько глав в черновиках.

Характеристика героев «Мертвые души»

Главные герои

Чичиков

Чиновник, удачливый аферист, молодой мужчина.

Павел Иванович – принципиально новый образ в русской литературе, представитель зарождающегося класса предпринимателей и «ловкачей». Коллежский советник в отставке, он зарабатывает себе на жизнь авантюрными махинациями, водя за нос доверчивых обывателей. Тщательно следит за своим внешним видом: модно одевается, всегда чист, опрятен. Отличается многоликой, переменчивой натурой и способностью моментально подстраиваться под обстоятельства.

Манилов

Помещик, мужчина средних лет.

Собирательный образ помещичьего класса, для которого характерны бесплотные фантазии, сентиментальность и отсутствие деятельности. Это добрый, скромный и приятный человек, который отчаянно стремится понравиться окружающим людям. Он молчалив, задумчив, доверчив. В жизненных ситуациях Манилов теряется и конфузится. Предпочитает витать в облаках, нежели заниматься ведением хозяйства. Стремится сделать свою жизнь похожей на роман или сентиментальный рассказ, в котором нет места суровой реальности.

Коробочка

Помещица, болезненная старуха.

Настасья Петровна – мелкая помещица, одинокая вдова, живущая в небольшой деревушке. Это аккуратная и рачительная хозяйка, которая содержит свое поместье в полном порядке. Коробочка не стремится развиваться духовно, ее ничего не интересует, кроме собственного хозяйства. В каждом человеке она видит лишь потенциального покупателя, который может принести ей прибыль. Несмотря на стабильное финансовое положение, в разговоре любит прибедняться и жаловаться на жизнь.

Ноздрев

Помещик, азартный игрок, 35 лет.

Молодой мужчина, свежий и румяный на вид. Это лихой прожигатель жизни, любитель вкусно поесть и отменно выпить. Обладая деятельной натурой, не в состоянии усидеть дома более одного дня. Однако всю свою неуемную энергию направляет не на благо хозяйства, а на поиск новых источников удовольствия. Вдовец, отец двоих детей, воспитанием которых совершенно не интересуется. Его также мало занимает судьба поместья и живущих в нем крестьян. Способен с легкостью проиграть крупную сумму денег в карты, совершенно не заботясь о том, на какие средства придется жить.

Собакевич

Помещик, физически сильный мужчина средних лет.

Михаил Семенович – зажиточный помещик преклонных лет, отличающийся крепким телосложением и отменным здоровьем. Это прямолинейный, грубый и неуклюжий человек. Во внешности помещика присутствует неуловимое сходство с диким зверем: сила, неповоротливость, скрытая угроза. Собакевича мало беспокоит внешняя привлекательность вещей: куда больше он ценит надежность и практичность. Несмотря на некоторую тяжеловесность, это весьма изворотливый и хитрый человек.

Плюшкин

Помещик, худой старик лет 60.

Невероятно скупой старик, который отличается удивительной жадностью не только по отношению к зависимым от него крестьянам, но, прежде всего, к самому себе. Он ходит в обносках, не доедает, не выбрасывает даже самый обветшавший хлам. Однако чрезмерная экономия на всем не делает его счастливым человеком. Болезненная скаредность Степана Плюшкина не дает ему шанса обрести семью.

Второстепенные персонажи

Петрушка

Лакей Чичикова, молодой мужчина 30 лет.

Слуга Чичикова. Отличается необщительным характером, однако при случае не прочь прихвастнуть своими путешествиями с барином. Большой любитель выпить и посидеть в доброй компании в кабаке. Носит старую барскую одежду, крайне редко моется из-за своей нелюбви к бане.

Селифан

Слуга Чичикова, кучер, большой знаток лошадей. Безответственный, простодушный, открытый мужик, невероятно преданный своему барину. Не прочь выпить и поводить хороводы с красивыми девками.

Капитан Копейкин

Офицер, ветеран Отечественной войны 1812 года, инвалид, мужчина средних лет.

Обедневший русский офицер, потерявший во время войны с Наполеоном правую руку и ногу. Будучи инвалидом, остается без малейшей помощи от государства, за которое в свое время отважно воевал. Устав ждать положенную ему пенсию, становится, по слухам, предводителем разбойничьей шайки.

Чиновничество

Чиновники города N.

Служащие города N: губернатор, прокурор, полицмейстер, председатель палаты и почтмейстер. Автор в деталях описывает негативные черты российских чиновников, но вместе с тем не останавливается на раскрытии их личных качеств.

В поэме «Мертвые души» герои наделены яркими чертами, присущими помещичьему и чиновничьему сословию в России. В таблице приведено краткое описание характеристик героев, которое позволит провести качественный анализ произведения.

Источник

«Мёртвые души» Михаила Булгакова

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

Выставка под таким названием проходит в Доме Гоголя на Никитском бульваре 7. До 24 ноября можно попасть. Очень интересно. Но нужно подготовиться. Мы зашли, проходя мимо, и утонули в информации. Вот восполняю пробелы.

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

Михаил Булгаков говорил, что проза и драматургия для него как правая и левая рука пианиста.
Булгаков был крупнейшим послереволюционным автором МХАТ. Вместе с тем жизнь писателя в театре складывалась очень непросто.

«Итак, мертвые души. Через девять дней мне исполнится 41 год. Это — чудовищно! Но тем не менее это так.
И вот, к концу моей писательской работы я был вынужден сочинять инсценировки. Какой блистательный финал, не правда ли? Я смотрю на полки и ужасаюсь: кого, кого еще мне придется инсценировать завтра? Тургенева, Лескова, Брокгауза—Эфрона? Островского? Но последний, по счастью, сам себя инсценировал, очевидно предвидя то, что случится со мною в 1929—1931 гг. Словом.

1) «Мертвые души» инсценировать нельзя. Примите это за аксиому от человека, который хорошо знает произведение. Мне сообщили, что существует 160 инсценировок. Быть может, это и не точно, но во всяком случае играть «Мертвые души» нельзя.
2) А как же я-то взялся за это?

Я не брался. Я ни за что не берусь уже давно, так как не распоряжаюсь ни одним моим шагом, а Судьба берет меня за горло. Как только меня назначили в МХАТ, я был введен в качестве режиссера-ассистента в «М. Д.» (старший режиссер Сахновский, Телешева и я). Одного взгляда моего в тетрадку с инсценировкой, написанной приглашенным инсценировщиком, достаточно было, чтобы у меня позеленело в глазах. Я понял, что на пороге еще Театра попал в беду — назначили в несуществующую пьесу. Хорош дебют? Долго тут рассказывать нечего. После долгих мучений выяснилось то, что мне давно известно, а многим, к сожалению, неизвестно: для того, чтобы что-то играть, надо это что-то написать. Коротко говоря, писать пришлось мне».

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

Идея назначить Булгакова ассистентом в работу над гоголевской поэмой принадлежала Немировичу-Данченко. Надо сказать, что идея была плодоносной. Пристальное вглядывание в гоголевскую судьбу, «заряженность» гоголевскими идеями и пафосом, ходом его мысли и писательской биографии станут составной частью писательской судьбы Булгакова. Профиль человека с острым птичьим носом долгие годы будет беспокоить воображение современного художника. Личный опыт будет перепроверяться опытом и жизнью автора поэмы.

Гоголь входит в 30-е годы в самые неожиданные сферы булгаковской жизни. Мотивируя необходимость видеть свет, другие страны, Булгаков ссылается на Гоголя, приводит прямые выписки из него: «Я знал только то, что еду вовсе не затем, чтобы наслаждаться чужими краями, но скорей чтобы натерпеться, точно как бы предчувствовал, что узнаю цену России только вне России и добуду любовь к ней вдали от нее».

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

Гоголь влияет на Булгакова, понуждает к работе, вселяет тайную надежду. В августе 1933 года Булгаков пишет В. В. Вересаеву: «Я же, кроме того, просидел две ночи над Вашим Гоголем. Боже! Какая фигура! Какая личность!» И сразу, без паузы: «В меня же вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю. Я тешу сам себя! Пусть упадет в Лету! Впрочем, я, наверное, скоро брошу это».

Булгаков «это» не бросил. На полях воскресшей из пепла рукописи появляется своего рода заклинание художника, знающего свое высшее призвание на земле: «Дописать раньше чем умереть!» Если хотите, это — гоголевское самочувствие, гоголевское понимание «дела литературы».
План «Мертвых душ», равно как и судьба автора поэмы, войдет важнейшей составной частью в план булгаковского романа. Образ Мастера, призванного открыть людям истину, «угадавшего» правду, формировался под непосредственным влиянием Гоголя. Современная и местная тема раздвигалась до вечной и всемирной. По существу, порождалась и строилась «поэма» XX века, одной из художественных предтечей которой в России была поэма Гоголя.

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

Гоголь, сочиняя «Мертвые души» в Италии, перечитывал Данте и Гомера, «медленно шагая по тенистой аллее. Аллее, которая ведет к Кастель-Гондольфо, загородному дворцу папы».
Мысль о том, что «Мертвые души» написаны в Италии, для Булгакова тоже была первообразом, освещавшим будущую пьесу.
«Человек пишет в Италии!

Гоголь пишет о России, глядя на нее «из прекрасного далека». Задумывалась пьеса о художнике, написавшем «Мертвые души». Задумывалась пьеса о том, какую душевную работу надо произвести художнику, решившемуся написать «Мертвые души». В этом был собственно булгаковский поворот темы и возможность создать не сто шестьдесят первую инсценировку, а самостоятельную пьесу со всеми такой пьесе присущими чертами.

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

«Инсценированная повесть» — это оценка того варианта, который сложился в результате трехлетней работы. Тем важнее восстановить черты первоначального замысла, и прежде всего той роли, которая называлась «Первый». Эта роль должна была определить тональность пьесы, ее лирический строй и внутренний пафос. В первой же строке, в первой ремарке Булгаков маркировал создаваемый мир своим индивидуальным знаком, совпадающим с гоголевским ощущением времени:

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

Для нас возник сложный вопрос: передать ли в спектакле широкую картину русской жизни в ритме эпического спокойствия, как говорил Вл. И. Немирович-Данченко, передать «спокойное течение великой русской реки», или идти от страшной деятельности Павла Ивановича, «приобретателя», увлекшего своим заразительным планом общество. » В другом интервью, данном также перед премьерой, Сахновский еще раз подтвердит принципиальное расхождение задуманного им вместе с Булгаковым спектакля с тем, как видел его руководитель МХАТ
центральной художественной проблемой стала, конечно, та роль, которую Булгаков называл «Чтецом» или «Первым».

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

На балу чтец должен был находиться среди гостей. Он иногда должен был сообщать зрительному залу те соображения, которые рассеяны Гоголем в восьмой главе о дамах, о разговорах на балу. Одно время даже предполагалось, что он будет танцевать.
Булгаков успел лишь наметить роль «Первого в пьесе». Детальная «установка» роли должна была произойти на репетициях. Репетиции с Качаловым успеха, однако, не принесли. Станиславский, вступив в работу, к идее «Первого» в конце концов остался равнодушным. У него был свой собственный план спектакля.

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

Многие вообще не приняли саму идею постановки. Предложили писателю «показать распад тогдашнего общества» и «связать его с позднейшим распадом капиталистического строя (через роль Первого)». Предложено было также написать роль Первого «по специальному заказу (не из текста Гоголя)

Изъятие Первого из пьесы было крупнейшим поражением Булгакова. За ним последовали другие, пьеса постепенно приобретала черты «обычной переделки», с отрицания которой Булгаков начинал работу. Идея нового бытия прозы на сцене истощилась и замерла на самом обнадеживающем повороте. Она была оставлена будущему.

Отбросив идею Рима и Первого на фоне Вечного города, Булгаков предложил иной пролог: уже не Италия, а Петербург, столичный трактир. «Ужин. Шампанское. Из соседней комнаты доносятся звуки кутежа. Пение: «Гляжу, как безумный, на черную шаль, и хладную душу терзает печаль». Вот отсюда, из этого трактира, идея Чичикова, «как зараза», пошла гулять по Руси. Первая фраза Чичикова, обращенная к секретарю опекунского совета, намечала тон и смысл авантюристической эпопеи: «Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, почтеннейший».

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

Гоголевский текст свободно компонуется по законам булгаковской драмы. В последних картинах Булгаков чувствует себя полноправным автором пьесы: по существу, это уже фантазия на тему Гоголя, булгаковская транскрипция гоголевских мотивов. Девятая картина посвящена механике роста, развития и распространения слухов и сплетен вокруг чичиковского дела.

Первый перед занавесом, как дирижер оркестру, предлагает гоголевскую тему:

«Весь город заговорил про мертвые души. Про Чичикова и мертвые души. Про губернаторскую дочку и Чичикова. Про Ноздрева и мертвые души и про Коробочку. Вдруг все, что ни есть, поднялось. Началась в головах кутерьма, сутолока. Как вихрь, взметнулся доселе, казалось, дремавший город. Показался какой-то Сысой Пафнутьич и Макдональд Карлович, о которых и не слышно было никогда. На улицах показались крытые дрожки, неведомые линейки, дребезжалки, колесосвистки.
Колокольчик.
Ну, заварилась каша.
(Скрывается..

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

И далее на эту тему шла сцена, в которой две дамы, потом Макдональд Карлович и Сысой Пафнутьевич, а потом и Прокурор раскручивали маховик чудовищной сплетни (насколько этот мотив был интимно усвоен Булгаковым у Гоголя, свидетельствует уже цитированное письмо о слухах, которые распространяли «жители города» в связи с возобновлением «Дней Турбиных»). Бытовой абсурд драматург доводил до гротескового всплеска: действие завершал попугай, перекочевавший в «Мертвые души» из «Багрового острова». Наглая птица проживала на квартире у Прокурора и в общей неразберихе и путанице вдруг оглушала собравшихся: «Ноздрев! Ноздрев!»

«Прокурор. И птица уже. Нечистая сила (крестится)».

В десятой картине, так называемой камеральной, Булгаков оказывается наиболее далеким от текста Гоголя — и наиболее близким к духу первоисточника. Он сочиняет сцену допроса косноязычного Селифана и вдрызг упившегося Петрушки. Тут же все время появляется Коробочка с вопросом: «Почем ходят мертвые души?»

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

Все чаще и чаще по ходу пьесы Булгаков заставлял Первого вступать в диалог с Чичиковым, исполненный уже не только в иронических, но и в понимающе тоскливых тонах. После камеральной сцены Первый начинал следующий эпизод таким рассказом о переживаниях героя: «Как полусонный бродил он по городу, не будучи в состоянии решить, он ли сошел с ума, чиновники ли потеряли голову, во сне ли все это делается или наяву заварилась дурь почище сна». Все острее к финалу возникал мотив взыскующей и неотступной печали по родной земле, по этому могучему «беспорывному» пространству, где все тонет и глохнет без движения, без воздуха, в сонной или пьяной одури маловерной и ленивой человеческой природы.

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

Булгаков завершал пьесу по «Мертвым душам» сдвоенным — гоголевским и, одновременно, глубоко личным — мотивом прощания с городом:
«Первый. О жизнь.

Сначала он не чувствовал ничего и поглядывал только назад, желая увериться, точно ли выехал из города. И увидел, что город уже давно скрылся. Ни кузниц, ни мельниц, и даже белые верхушки каменных церквей давно ушли в землю. И город как будто не бывал в памяти, как будто проезжал его давно, в детстве.
О дорога, дорога!»

Эти строки вызывают в памяти и другое прощание с городом — героев «романа о дьяволе» (впервые на эту параллель указала М. Чудакова): «Когда на мгновенье черный покров отнесло в сторону, Маргарита на скаку обернулась и увидела, что сзади нет не только разноцветных башен с разворачивающимся над ними аэропланом, но нет уже давно и самого города, который ушел в землю и оставил по себе только туман».

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

«Когда выйдут «Мертвые души»? По-моему, никогда. Если же они выйдут в том виде, в каком они сейчас, будет большой провал на Большой сцене.
В чем дело? Дело в том, что для того, чтобы гоголевские пленительные фантасмагории ставить, нужно режиссерские таланты в Театре иметь.
А впрочем, все равно. Все равно. И все равно».

Усталость и тяжкое равнодушие были следствием двухлетней работы, в которой Булгаков все меньше чувствовал себя драматургом и все больше становился режиссером-ассистентом Художественного театра.

«Мертвые души» в Художественном театре начались с мечты о каком-то совершенно особом спектакле, который передал бы масштаб и дух Гоголя в формах новой пьесы и нового принципа решения пространства.

В планировке пространства художник стремился передать фантасмагорическое начало Гоголя. «Грязная, с обвисшими обоями комната (Чичикова. — А. С.) и комната камерального заседания были сделаны по цвету и по характеру мебели в мутных, грязноватых тонах. Эти две комнаты были неправильные по форме, скошенные, с неясными краями. В них было что-то гофмановское».

Последняя фраза режиссера крайне существенна. Именно против такого понимания Гоголя восстанет Станиславский. В ноябре 1932 года, незадолго перед премьерой, в беседе с исполнителями он выскажется на этот счет с полной откровенностью: «Гоголь — прежде всего русский писатель. Островский из Гоголя вылился. Иные сейчас понимают Гоголя, как Гофмана; получается немецкий Гоголь. Зло у Гоголя приобретает особый гоголевский характер. Мы подойдем к Гоголю по-своему. Мейерхольд идет к этому бутафорским способом, мы же идем через актера».

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

Спектакль проживет на сцене Художественного театра несколько десятилетий. Актерские дуэты В. Топоркова с Л. Леонидовым, И. Москвиным, М. Кедровым, А. Зуевой, М. Тархановым войдут в хрестоматию, станут легендой.
Но тот Гоголь, которого ожидал драматург, посылая Станиславскому восхищенное письмо под новый, 1932 год, тот Гоголь, который должен был прийти в первых картинах представления в смехе, а в последней уйти подернутый пеплом больших раздумий, — этот Гоголь на мхатовскую сцену не пришел. Трагическая лирика поэмы, «кресты, вороны, поля», могучее пространство Руси, обратившее к художнику полные ожидания очи, остались за пределами спектакля, в другой театральной эпохе.
Память культуры, как известно, сохраняет невоплощенное и несбывшееся с не меньшей остротой, чем воплотившееся и свершенное. Булгаковское «зерно», брошенное в мхатовскую почву, не пропадет. Пройдет несколько десятилетий, идея нового бытия прозы на сцене реализуется в разных формах, в том числе и тех, которые были предугаданы Булгаковым.

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

Гоголь не оставляет писателя: по заказу кинорежиссера И. Пырьева Булгаков сочиняет сценарий поэмы, и начинается «кинороман», вполне в духе театрального. Вновь идея Рима, капитана Копейкина, России. И вновь — бесконечные переделки и замечания. «Все, что мне больше всего нравилось, то есть сцена суворовских солдат посреди Ноздревской сцены, отдельная большая баллада о капитане Копейкине, панихида в имении Собакевича и, самое главное, Рим с силуэтом на балконе — все это подверглось полному разгрому! Удастся сохранить только Копейкина, и то сузив его. Но боже! — до чего мне жаль Рима!» (из письма П. С. Попову).

Сценарий в производство не пошел. Пырьев стал снимать знаменитый впоследствии фильм «Партийный билет», а Булгаков сам себя начинает ощущать капитаном Копейкиным. Это становится домашним прозвищем, исполненным горького смысла («Люся прозвала меня Капитаном Копейкиным, — пишет «переводчик Гоголя» своему другу Попову. — Оцени остроту, полагаю, что она первоклассна»).

мертвые души булгаков персонажи. Смотреть фото мертвые души булгаков персонажи. Смотреть картинку мертвые души булгаков персонажи. Картинка про мертвые души булгаков персонажи. Фото мертвые души булгаков персонажи

В течение нескольких лет работа над Гоголем и собственные замыслы развивались параллельно: «Я пишу «Мертвые души» для экрана и привезу с собой готовую вещь. Потом начнется возня с «Блаженством». Ох, много у меня работы! Но в голове бродит моя Маргарита и кот и полеты. » В том же 1934 году, когда написано это письмо, в булгаковский роман, как установлено исследователем, входит новый персонаж. «В тетради дополнений романа, начатой 30 октября 1934 года, появился странно знакомый герой: в комнату Иванушки в психиатрической лечебнице с балкона, «ступая на цыпочках, вошел человек лет 35-ти примерно, худой и бритый, блондин с висящим клоком волос и с острым носом» 25.
В насыщенном растворе выпадают кристаллы. Пропитанность Гоголем, несколько лет, проведенных Булгаковым в его мире, дали этот неожиданный и крупнейший «кристалл» булгаковской фантазии. Его Мастер возник на скрещении личной судьбы с судьбой человека «с острым птичьим носом». Римская тема, которая никак не вмещалась в вынужденную литературную работу, пробилась в работе собственной. Одна писательская жизнь отозвалась в другой. «Чугунная шинель» автора поэмы укрыла дальнего гоголевского потомка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *