мертвые души характеристика персонажей таблица
Мертвые души. Таблица персонажей
Просмотр содержимого документа
«Мертвые души. Таблица персонажей»
Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Отношение к просьбе Чичикова
Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению)
Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно-синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой.
На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами
Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу
Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян
(попал случайно во время дождя)
Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины
Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее
Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями
Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций
Ноздрев (познакомился в городе, встретился в трактире в пути к Собакевичу)
Конюшня, где 2 лошади; пруд; псарня в отличном состоянии: был среди псов как отец семейства; плохие земли; в кабинете висели сабли и ружья, кинжалы, шарманка, трубки
Среднего роста, черные густые волосы, румяные щеки, белые зубы, черные бакенбарды, свеж
Играет в карты, лихач, кутила, любит погулять; дома больше дня не может усидеть; исторический человек, рассказывает небылицы, врёт
«Зачем они тебе? Верно, что-нибудь затеял? Пока не скажешь, не сделаю»; не верит объяснениям Чичикова, называет его мошенником, предлагает купить в придачу коня, собак, шарманку; затеял драку, Чичиков еле-еле убежал от него
(познакомился в городе, ехал по приглашению)
Большая деревня, два леса, деревянный дом с мезонином, крепкие прочные строения, решетки, картины с полководцами
Похож на медведя, фрак медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, цвет лица каленый, горячий
Плохо отзывается о городских чиновниках
«Извольте, я готов продать» (по сту рублей за штуку); «Да вот вы же покупаете, стало быть нужен»; долго торговался: 100-75-50-30-25 рублей; продал по 2, 5 рубля (два с полтиной)
Плюшкин (ехал понаслышке, услышал от Собакевича)
Большое село, ветхость, господский дом похож на дряхлого инвалида, окна были заставлены ставнями или забиты досками; темные холодные комнаты, беспорядок, в углу куча всякого хлама, одна пара сапог для всей дворни, крестьяне убегают от него; имеет больше тысячи душ, во всех углах двора сторожа
Нельзя было определить: баба или мужик; платье как женский капот, на голове колпак; лицо как у худощавого старика, подбородок выступал далеко вперед, маленькие глазки, высоко сросшиеся брови, грязный халат, на шее или чулок, или подвязка; деревянное лицо, нет зубов; мужики прозвали его «Заплатанной»
Ходил по улицам и всё, что ни попадалось ему, тащил к себе; когда-то был женат, сосед заезжал к нему, имел троих детей; жена умерла, старшая дочь вышла замуж за офицера, сын поступил на службу, младшая дочь умерла; превратился в скупого хозяина, морит крестьян голодом; жалуется на нищету, хотя все добро его гниёт
Предложение изумило его; обрадовался (будет доход), согласился продать 78 душ по 30 копеек
«Мёртвые души» (Н. В. Гоголь) — характеристики героев
Главные герои
Чичиков Павел Иванович
Чичиков Павел Иванович — коллежский советник, чиновник в отставке. Он человек среднего возраста, целеустремлённый, осмотрительный, рассудительный. Поставив себе цель разбогатеть, он самоотверженно и терпеливо двигается к ней, угождая начальству, проявляя деловую хватку. Выходить сухим из воды ему помогает его осторожность и ловкость. Он умеет произвести на всех приятное впечатление, знает, как нужно вести себя с разными людьми, чтобы получить от них то, что ему нужно. Не смог он понять сразу только характер Ноздрёва, поэтому еле унёс от него ноги.
Подробная характеристика Павла Ивановича Чичикова здесь.
Другие персонажи
Манилов
Манилов — помещик, который производит вначале приятное впечатление. Он культурен, деликатен, вежлив, обходителен, учтив. Но немного пообщавшись с ним, человек начинает ощущать неприятное чувство от приторной слащавости этого героя. Манилову чужда любая деятельность, он проводит время в мечтах о бессмысленных, неосуществимых проектах.
Подробная характеристика Манилова здесь.
Лизонька Манилова
Лизонька Манилова — жена Манилова, молодая любезная дама приятной наружности.
Фемистоклюс Манилов
Фемистоклюс Манилов — старший сын Манилова (8 лет). Отец хвалит его за сообразительность и прочит ему карьеру дипломата.
Алкид Манилов
Алкид Манилов — младший сын Манилова (6 лет), которого обижал старший брат.
Коробочка Настасья Петровна
Коробочка Настасья Петровна — небогатая помещица, пожилая вдова, самостоятельно управляющая своим имением. Она бережлива, умело управляется со своим хозяйством, живёт в довольстве, но жалуется Чичикову на убытки. Своих крепостных крестьян она знает отлично, и они в её деревне не бедствует.
Подробная характеристика Настасьи Петровны Коробочки здесь.
Ноздрёв
Подробная характеристика Ноздрёва здесь.
Мижуев Алексей
Мижуев Алексей — зять Ноздрёва, высокий, белокурый, худощавый. У него флегматичный темперамент, он всегда спокоен, медлителен. Мижуев спорит с Ноздрёвым, отстаивая своё мнение, но затем соглашается с ним, хотя сомневается в правдивости Ноздрёва.
Собакевич Михаил Семёнович
Собакевич Михаил Семёнович — человек неуклюжий, громоздкий, внешне похожий на медведя. Этот помещик является очень расчётливым хозяином. В его деревне дома прочны, добротны, каждого из своих крепостных мужиков он отлично знает, ценит тех из них, кто обладает отличным мастерством. Собакевич презирает просвещение и городских жителей. Отличительные черты его характера — прижимистость и цинизм.
Подробная характеристика Михаила Семёновича Собакевича здесь.
Собакевич Федулия Ивановна
Собакевич Федулия Ивановна — жена Собакевича, высокая, степенная, спокойная женщина. Супруга она называет душенькой, как и он её.
Плюшкин Степан
Плюшкин Степан — богатый помещик, который довёл своё имение до запустения из-за своей непомерной скупости. Он не обращает внимания на то, что у него гниёт зерно, портятся припасы. Главное для него — подобрать на улице валяющиеся негодные вещи да следить за тем, чтобы никто не пил наливку из графинчика. Людей он подозревает в воровстве и мошенничестве и старается оберегать от них свои вещи и припасы.
Подробная характеристика Степана Плюшкина здесь.
Слуги Чичикова и тройка коней
Петрушка — лакей «малый лет тридцати», немного суровый, с крупными губами и носом. Он молчалив, любил читать, причём любые книги, так как ему нравился просто процесс чтения. Читал он лёжа, спал, не раздеваясь, и носил всегда с собой какой-то особенный запах, «отзывавшийся несколько жилым покоем».
Кони: чубарый, гнедой и каурый Заседатель. Гнедой был коренным, вёл, по мнению Селифана, себя хорошо, пристяжного коня Заседателя он тоже хвалил, а пристяжного чубарого стыдил за хитрость и лукавство, так как тот показывал только для вида, будто бы везёт бричку.
Губернатор
Губернатор — ни толст, ни тонок, имеет орден Анны на шее. Он большой добряк и даже иногда вышивает по тюлю.
Губернаторша
Губернаторша — «первая в городе дама», поверила в то, что дочь собиралась убежать с Чичиковым и стала её упрекать.
Дочь губернатора
Дочь губернатора — молоденькая девушка 16 лет. У неё беленькое лицо, золотистые волосы, тоненькие черты лица и тоненький стан. Она только что выпущена из института для благородных девиц.
Вице-губернатор
Вице-губернатор имеет чин статского советника, любит льстецов.
Председатель палаты
Почтмейстер
Почтмейстер — невысокий человек, остряк и философ.
Прокурор
Прокурор — человек серьёзный и молчаливый, с густыми чёрными бровями и слегка подмигивающим левым глазом.
Городские сплетницы, пустившие слух, что Чичиков хочет увезти губернаторскую дочку
Анна Григорьевна — дама приятная во всех отношениях.
Софья Ивановна — просто приятная дама.
Дядя Митяй и дядя Миняй
Дядя Митяй и дядя Миняй — мужики, которые помогали развести коней, когда на тройку Чичикова наскакала коляска с шестериком коней. Дядя Митяй был длинный и сухощавый, а дядя Миняй — широкоплечий и пузатый. Помочь они не смогли, и кучер их прогнал.
Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в таблицах
Мёртвые души
• Композицию поэмы определяет замысел автора «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» вслед за Чичиковым, покупающим мертвые фактически, но живые по бумагам души.
? Краткая характеристика помещика (описание внешности).
? Описание усадьбы помещика.
? Как помещики реагируют на предложение Чичикова о продаже мертвых душ.
? Дальнейшие действия помещиков. Порядок следования помещиков неслучаен, автор выводит некую закономерность, которая приводит к экономическому и моральному упадку помещичий класс.
безалаберный прожигатель жизни
бесшабашный враль, мот и шулер
прижимистый и упрямый хозяин
скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения
«прореха на человечестве»
Общие черты всех помещиков
низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными крестьянами, нравственная нечистоплотность, и, наконец, отсутствие элементарного понятия о патриотизме
? Для создания образов помещиков Гоголь использует сатирические приемы, в том числе гиперболизацию.
? Интересно сопоставить образы помещиков в следующем сочетании:
фамильярность в общении
почти разоренное поместье
изобилие и основательность хозяйства
Бойкость, воинственность по отношению ко всем, кто кажется им врагами, неотступность в осуществлении желаний, «волчий» аппетит.
Все усилия, которые прилагают герои для достижения своих целей, приводят к какой-то неподвижности, неуклюжести.
«Был человек видный: черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».
О бесхозяйственности и непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей», «щегольский подсвечник, из темной бронзы с тремя античными грациями» стоял на столе, а рядом с ними помещался «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале».
Отношение к ведению хозяйства
Свою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами», вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.
«. Вошла хозяйка, женщина пожилых пет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее. ».
У нее «хорошая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья».
Отношение к ведению хозяйства
Рачительность Коробочки изображена автором почти абсурдной: среди множества полезных и необходимых предметов, каждый из которых лежит на своем месте, есть веревочки, которые «уже никуда не нужны».
Умственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает, что ее поведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится «продешевить» при продаже. Все «новое и небывалое» пугает ее.
«Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, казалось так и прыскало с лица его. »
«В доме не было никакого приготовления к их принятию. Посредине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены. Прежде всего пошли они обсматривать конюшню, где видели они двух кобыл. Потом Ноздрев показал пустые стойла, где были прежде тоже хорошие лошади. Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья».
Отношение к ведению хозяйства
Свое хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только одна псарня.
Нечестно играет в карты, всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на все, что хотите». Закономерно, что все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет его.
«Человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча»; весьма похож «на средней величины медведя»; «. казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».
«Чертов кулак», по выражению Чичикова, это воплощение прочной силы, нельзя не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний.
Отношение к ведению хозяйства
У Собакевича тяготение к старым, крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению.
Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. Даже своих умерших крестьян он пытается продать как можно дороже, всячески рекламируя Чичикову лучшие качества уже не существующих людей.
Автор подчеркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.
«Долго он [Чичиков] не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины. » «. маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух. »
В Плюшкине нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.
Автор сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда «все текло живо» и когда он обратился в «прореху на человечестве». Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что «омертвение» души начинается с бедности чувств. Кажется, что человечность недоступна Плюшкину. Не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, образ, созданный Гоголем мог вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. Пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни.
Автор восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости».
«Мёртвые души» характеристика главных героев произведения Гоголя, список и описание персонажей
Композиционной основой поэмы Гоголя «Мёртвые души» является путешествие Чичикова по городам и губерниям России. По замыслу автора читателю предлагается «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров». В первом томе «Мёртвых душ» Николай Васильевич Гоголь знакомит читателя с целым рядом персонажей, которые репрезентируют «тёмное царство», знакомое по пьесам А. Н. Островского. Типы, созданные писателем, актуальны и по сей день, а многие имена собственные со временем стали нарицательными, хотя в последнее время в разговорной речи используются всё реже. Ниже представлена характеристика героев поэмы. В «Мёртвых душах» главными героями являются помещики и главный авантюрист, приключения которого положены в основу сюжета.
Чичиков, главный герой «Мёртвых душ», путешествует по России, покупая документы на умерших крестьян, которые по ревизорской книге всё ещё числятся живыми. В первых главах произведения автор всячески стремится подчеркнуть, что Чичиков был совершенно обычным, ничем не примечательным человеком. Зная, как найти подход к каждому человеку, Чичиков без особых проблем смог добиться расположения, уважения и признания в любом обществе, с которым ему приходилось сталкиваться. Павел Иванович готов на всё, чтобы достичь своей цели: он лжёт, выдаёт себя за другого человека, льстит, пользуется другими людьми. Но при этом он кажется читателям совершенно обаятельным человеком!
Гоголь мастерски показал многогранную человеческую личность, которая сочетает в себе порочность и стремление к добродетели.
Ещё одним героем произведения «Мёртвые души» Гоголя является Манилов. К нему Чичиков приезжает первым. Манилов производит впечатление беспечного человека, которого не заботят мирские проблемы. Жену Манилов нашёл себе под стать – такую же мечтательную барышню. Домом занимались слуги, а к двум их детям, Фемистоклюсу и Алкиду, приходят учителя. Характер Манилова определить было сложно: сам Гоголь говорит, что в первую минуту можно подумать «какой потрясающий человек!», чуть позже – разочароваться в герое, а ещё через минуту убедиться в том, что и вовсе ничего о Манилове сказать не могут. В нём нет никаких желаний, нет самой жизни. Своё время помещик проводит в абстрактных размышлениях, совершенно игнорируя бытовые проблемы. Манилов с лёгкостью отдал Чичикову мёртвые души, не спросив о юридических деталях.
Если продолжать список героев рассказа, то следующим будет Коробочка Настасья Петровна, старая одинокая вдова, которая живёт в небольшой деревне. Чичиков попал к ней случайно: кучер Селифан сбился с пути и повернул не на ту дорогу. Герой вынужден был остановится на ночлег. Внешние атрибуты являлись показателем внутреннего состояния помещицы: всё у неё в доме было сделано толково, крепко, но тем не менее везде было множество мух. Коробочка была настоящей предпринимательницей, ведь в каждом человеке она привыкла видеть только лишь потенциального покупателя. Настасья Петровна запомнилась читателю тем, что никак не соглашалась на сделку. Чичиков и уговаривал помещицу, и пообещал ей отдать несколько голубых бумаг для прошений, но пока не согласился в следующий раз непременно заказать у Коробочки муку, мёд и сало, несколько десятков мёртвых душ Павел Иванович не получил.
Следующим по списку был Ноздрёв – кутила, лгун и весельчак, прожигатель жизни. Смыслом его жизни были развлечения, даже двое детей не могли удержать помещика дома дольше нескольких дней. Ноздрёв часто попадал в различные истории, но благодаря врождённому таланту находить выход из любой ситуации всегда выбирался сухим из воды. С людьми Ноздрёв общался легко, даже с теми, с кем ему удалось рассориться, через некоторое время он общался как со старыми друзьями. Впрочем, многие старались не иметь с Ноздрёвым ничего общего: помещик сотни раз придумывал различные небылицы о других, рассказывая их на балах и званых обедах. Казалось, что Ноздрёва совершенно не волновал тот факт, что он часто проигрывал своё имущество в карты – ему непременно хотелось отыграться. Образ Ноздрёва очень важен для характеристики других героев поэмы, в частности Чичикова. Ведь Ноздрёв был единственным человеком, с кем Чичиков не заключил сделку да и вообще не хотел больше с ним встречаться. Павлу Ивановичу еле удалось сбежать от Ноздрёва, однако Чичиков даже представить себе не мог, при каких обстоятельствах он вновь увидит этого человека.
Собакевич был четвёртым продавцом мёртвых душ. Своим внешним видом и поведением он напоминал медведя, даже интерьер его дома и домашняя утварь были огромными, неуместными и громоздкими. С самого начала автор делает акцент на хозяйственности и расчётливости Собакевича. Именно он первый предложил Чичикову купить документы на крестьян. Чичиков был удивлён таким ходом событий, но перечить не стал. Помещик запомнился ещё и тем, что набивал цену крестьянам, несмотря на то, что последние были давно мертвы. Он рассказывал об их профессиональных навыках или личных качествах, пытаясь продать документы по более высокой цене, чем предлагал Чичиков.
Удивительно, но именно у этого героя намного больше шансов на духовное возрождение, ведь Собакевич видит насколько обмельчали люди, насколько они ничтожны в своих стремлениях.
В этом списке характеристик героев «Мёртвых душ» приведены наиболее важные для понимания сюжета персонажи, однако не стоит забывать и о кучере Селифане, и о слуге Павла Ивановича, и о добродушном помещике Плюшкине. Будучи мастером слова, Гоголь создал очень яркие портреты героев и их типажи, поэтому все описания героев «Мёртвых душ» так легко запоминаются и сразу узнаются.