место коронации русских царей и императоров
Место коронации русских царей и императоров
На протяжении XVI века в церемонию вносились некоторые дополнения, связанные с ростом престижа царской власти. Так, царю Федору Иоанновичу кроме креста, золотой цепи, барм и шапки Мономаха был вручен скипетр. После того, как во время венчания царь Борис Годунов получил из рук главы церкви державу, процесс формирования комплекса царских регалий был завершен.
К 1613 году, ко времени венчания на царство первого представителя династии Романовых Михаила, в состав регалий, вручавшихся царю, входили: крест, золотая цепь, бармы и шапка Мономаха, скипетр и держава. Российских самодержцев венчали на царство по установленному обряду до конца XVII столетия. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей в 1682 году.
Венчания на царство всегда были пышными праздниками. В Успенском соборе собиралось не только духовенство, но и огромное количество самых именитых бояр. За церемонией следовал пир в Грановитой палате. В течение трех дней в Кремле и по всей Москве не смолкали колокольные звоны. Для народа выставлялось угощение. Объявляли амнистии.
При Петре I, когда Россия была провозглашена империей, вместо венчания на царство был введен обряд коронации. Несмотря на то, что столица России официально была перенесена в Петербург, коронации по-прежнему проводились в Успенском соборе Московского Кремля. Первой на российский престол короновалась императрица Екатерина I – жена Петра I. Последней была коронация императора Николая II в 1896 году.
СОДЕРЖАНИЕ
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также использования в образовательных целях и для распространения в СМИ. Перепечатка материалов допускается только по согласованию с музеем. При цитировании ссылка на сайт обязательна. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения музея.
Чин венчания на царство русских царей
Венчание на царство — торжественное, носившее сакральный (священный) характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти.
В Россию и Западную Европу обряд венчания на царство перешел из Византийской империи, где он был известен с V века. По описанию византийских историков, венчание на царство первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров. В X веке Византийская церковь провозглашала императора святым — освященным в своей власти для царствования; внешнее действие этого освящения проявлялось в чине миропомазания.
Первые русские князья были язычниками, и над ними обряд венчания на царство не совершался. Обряд княжеского «посажения на стол» в общих чертах был схож с обрядом византийского венчания, исключая миропомазание. При монгольском иге «поставление» русских князей на княжество происходило в Орде.
Среди древнейших атрибутов этого чина — золотая шапка с меховой опушкой, получившая при Иване IV Грозном название «Мономахова наследственная шапка золотая». В чине поставления на великое княжение фигурировали также другие символы власти: бармы (драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера и золотой пояс. При великом князе Василии I к ним был присоединен крест, на котором русские государи давали крестное целование при венчании на царство.
Первым дошедшим до нас письменным официальным документом стало свидетельство о великокняжеском венчании Дмитрия Ивановича, внука Ивана III, на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» в феврале 1489 года.
Венчание на царство Ивана IV Грозного произошло в январе 1547 года по чину венчания Дмитрия. В церемонии наряду с другими регалиями использовался деревянный трон, облицованный резными пластинами слоновой кости, повествующими о добродетели, мудрости и храбрости израильского царя Давида.
В официально закрепленной при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским царям. В соборной грамоте 1561 года был утвержден сан царя на Руси, а также изложен весь порядок чина венчания на царство.
Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при венчании на царство Федора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского «държа» власть.
Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор.
В сентябре 1598 года состоялось венчание на царство Бориса Годунова. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.
Венчание на царство Лжедмитрия I проходило в июле 1605 года. Сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха.
В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения по православному обряду.
В июне 1606 года митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Шуйского.
Из за отсутствия патриарха обряд венчания на царство Михаила Романова в июле 1613 года совершил митрополит Казанский Ефрем.
В 1645 году патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича.
При венчании на царство в июне 1676 года Федора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров.
Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (впоследствии Петра I). Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебряный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха второго наряда. При венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей скипетр и державу получил из рук высшего церковного иерарха Иван Алексеевич как старший брат.
С принятием Петром I титула Императора Всероссийского обряд венчания на царство был заменен коронацией, что повлекло существенные изменения. Императорская мантия или порфира с цепью ордена Святого Андрея Первозванного заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотой цепью, императорская корона — шапку Мономаха. Образцом для первой русской короны из позолоченного серебра и драгоценных камней стала корона византийской империи, составленная из двух полушарий, символизирующих единство восточной и западной частей Римской империи.
После замены представительства церкви в лице патриарха соборным представительством синода значительно изменился и обряд венчания на царство. Если раньше главенствующая роль при совершении обряда принадлежала патриарху или митрополиту, то теперь она перешла к самому коронующемуся. До Петра I царские регалии возлагались на царя высшим духовным лицом. Это лицо восседало рядом с царем на чертожном месте и обращалось к царю с поучением. Согласно новому чину, государь восседал на троне не с первенствующим епископом, а с государыней. Он сам возлагал на себя корону и сам же возносил ее на голову государыни.
Первое коронование было совершено в 1724 году над Екатериной I, супругой Петра I. В Успенском соборе Московского Кремля были поставлены два престола. После торжественного шествия под звон колоколов и звуки полковых оркестров император возвел супругу на трон. Когда императрица произнесла Символ Веры, а архиерей прочитал молитву, император возложил мантию на императрицу. Увенчав ее короной и вручив державу, Петр I подвел Екатерину к Царским Вратам для совершения миропомазания и причащения Святых Таин.
Подробности коронации русского императора: Николай сам надел на себя корону
Что написал государь в дневнике после торжественной церемонии
125 лет назад произошло важнейшее по меркам Российской империи событие. 14 (26 по новому стилю) мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась церемония коронации государя Николая Второго. Программа коронационных торжеств растянулась на три недели, но их апофеозом стал именно церковный обряд, совершенный в главном храме Москвы. Специалист-историк рассказал некоторые подробности, связанные с этим парадным «действом».
фото Wikimedia Commons
Для начала — логичный вопрос: почему между вступлением Николая Александровича на престол (октябрь 1894 года) и его коронацией прошло полтора года?
Но и здесь все не так просто. Конкретный временной интервал определен логическими связями. Коронационные торжества начались с прибытия царской четы в Москву 6 мая — в день рождения Николая Александровича. А закончились 26 мая — как раз после того, как накануне, 25 мая был отмечен день рождения императрицы Александры Федоровны.
Сама дата проведения церемонии коронации тоже не просто так появилась. В тот год 12 мая отмечали Троицу — величайший христианский праздник, чествуемый на 50-й день после Пасхи. Согласно церковному календарю на следующий день (всегда понедельник) православные отмечают Духов день. А первая «незанятая» после этого дата — 14 мая 1896 года, вторник — и была намечена для проведения «эксклюзивной» коронационной церемонии.
По-другому ее называли венчанием на царство. Такую традицию ввел еще Иван Грозный в 1547 году. (То есть Николай Второй почти точно подгадал со своей коронацией к 350-летнему юбилею!)
Некоторые внешние атрибуты при коронации русских государей отличались друг от друга. Здесь имели значение пожелания самого «виновника торжества».
Сам день коронации начался шумно. В 7 утра несколько артиллерийских орудий, установленных у Тайницкой башни Кремля дали 21 залп. Вслед за тем раздался в центре города долгий перезвон колоколов. После такой «увертюры» подошло время начала главных событий праздника.
О них подробно писали тогдашние газеты.
Помимо жителей Москвы разных сословий и специально приехавшей в Первопрестольную российской знати на коронационных торжествах присутствовали несколько представителей европейских правящих династий. Среди них королева Греции Ольга Константиновна, эмир Бухарский, князья Фердинанд Болгарский и Николай Черногорский, принц Генрих Прусский — брат императора Вильгельма Второго, английский герцог Артур Коннаутский, брат персидского шаха, японский принц, сын короля Сиама, папский нунций.
Церемония коронации особенная, сопровождалась специальными действиями и молитвами, совершаемыми в храме перед началом Божественной литургии.
Вот что происходило, судя по описаниям очевидцев, в Кремле 14 мая 1896 года. У дверей Успенского собора царскую чету встретил Митрополит Московский Сергий. Он сперва благословил Николая и Александру, а потом произнес речь-наставление: «. Ты вступаешь в это древнее святилище, чтобы возложить здесь на себя царский венец и принять священное миропомазание. Нет труднее на земле царской власти, нет бремени тяжелее царского служения. Чрез помазание видимое да подастся тебе невидимая сила, свыше действующая, озаряющая твою самодержавную деятельность ко благу и счастью твоих верных подданных».
После этого царь и царица вошли в собор, посреди которого заранее были установлены для них исторические тронные места. Николай Александрович сел на трон царя Михаила Федоровича (первого русского государя из династии Романовых), а Александра Федоровна — на трон его сына, царя Алексея Михайловича.
Далее последовала формальная, но обязательная процедура. Митрополит Санкт-Петербургский Палладий подошел к государю и задал вопрос о его вероисповедании. В ответ Николай Второй громко произнес Символ Православной веры: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли. »
Апофеоз коронации наступил после чтения церковными иерархами нескольких положенных по уставу священных текстов и молитв. Митрополит возложил на голову государя сложенные крестообразно руки и возгласил прошение к Богу, чтобы тот «помазал царя елеем радования, одел его силою с высоты, …дал в десницу его скипетр спасения, посадил на престоле правды…» Вслед за тем государь взял с поднесенной ему подушки лежащую на ней Большую императорскую корону и возложил на свою голову этот символ монаршей власти. Вслед за тем Николай Александрович с другой поднесенной подушки взял Малую корону и возложил ее на голову супруги-императрицы.
Получив царские регалии самодержец опустился на колени, обнажил голову (корону он теперь держал в руке) и произнес особую коронационную молитву: «. Исповедую неизследимое Твое о мне смотрение и, благодаря, величеству Твоему поклоняюся, Ты же, Владыко и Господи мой, настави мя в деле, на не же послал мя еси, вразуми и управи мя в великом служении сем. Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне людей и к славе Твоей. »
После окончания молитвы император поднялся, а все остальные, присутствовавшие в храме, наоборот, опустились на колени. Митрополит коленопреклоненно прочитал просительную молитву: «. Покажи его врагам победительна, злодеям страшна, добрым милостива и благонадежна, согрей его сердце к призрению нищих, к приятию странных, к заступлению нападствуемых. Подчиненное ему правительство управляя на путь истины и правды, и от лицеприятия и мздоимства отражая. »
Эх, если бы все так и было в реальной жизни!
Довелось читать об одном небольшом ЧП, якобы, приключившемся с государем. Дело в том, что торжественное богослужение длилось долго, а парадное царское одеяние было очень тяжелым. Да еще и массивная корона на голове! В результате в какой-то момент физические кондиции подвели молодого монарха. Поднимаясь на церковный амвон, он споткнулся на ступеньках и едва не упал, потеряв на секунды координацию.
Сам император сделал такую запись о произошедших событиях в своем дневнике:
«Великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, Мама и меня, день. С 8 ч. утра были на ногах; а наше шествие тронулось только в 1/2 10. Погода стояла к счастью дивная; Красное крыльцо представляло сияющий вид. Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь. Вернулись к себе в половину второго. В 3 часа вторично пошли тем же шествием в Грановитую палату к трапезе. В 4 часа все окончилось вполне благополучно; душою, преисполненною благодарностью к Богу, я вполне потом отдохнул. Обедали у Мама, которая к счастью отлично выдержала все это длинное испытание. В 9 час. пошли на верхний балкон, откуда Аликс зажгла электрическую иллюминацию на Иване Великом и затем последовательно осветились башни и стены Кремля, а также противоположная набережная и Замоскворечье. Легли спать рано».
Историк царствования Николая Второго Сергей Ольденбург написал: «С этой минуты Он (император — А.С.) почувствовал себя помазанником Божиим, чин коронования был для него полон глубокого смысла. С детства обрученный России, он в этот день как бы повенчался с нею».
Место коронации русских царей и императоров
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Императорские коронации в России
Коронация или коронование (до 1724 венчание на царство), соединённое с церковными обрядами принятие монархом символов принадлежащей ему власти. Обряд коронации совершался в Успенском соборе Московского Кремля. 7 мая 1724 император Пётр I короновал свою супругу Екатерину I. Чин коронации был составлен по чину венчания на царство Фёдора Алексеевича, с некоторыми изменениями: Пётр I сам возложил на свою супругу императорскую корону (первая русская императорская корона была изготовлена из позолоченного серебра по типу церковных венцов для бракосочетания); шапку Мономаха при коронации не возлагали, а несли впереди торжественной процессии, царские бармы были заменены императорской порфирой из золотого штофа, усеянной двуглавыми орлами и подбитой горностаем. Во время коронации Екатерине I была вручена золотая малая держава («глобус»). Императорская коронация «по установленному чину» была впервые совершена 25 февраля 1728 (коронация Петра II). 28 апреля 1730 состоялась коронация Анны Ивановны. По повелению императрицы была изготовлена новая императорская корона, украшенная алмазами с короны Екатерины I (точная копия короны византийских императоров из двух полушарий, символизировавших разделение Римской империи на Западную и Восточную). В течение 7 дней в Москве продолжались разнообразные празднества: коронационный обед в Грановитой палате, аудиенции, балы, иллюминации. Коронация Елизаветы Петровны состоялась 25 апреля 1742, при этом императрица сама возложила на себя корону. Из-за кратковременности пребывания на российском престоле Ивана IV Антоновича и императора Петра III они не были коронованы. Коронация императрицы Екатерины II проходила 22 сентября 1762. Для народа в день коронации были устроены празднества с обильными угощениями.
Коронация императора Павла I состоялась 5 апреля 1797 и была первой совместной коронацией императора и императрицы. Малую корону на голову императрицы возложил сам император, предварительно подержав над ней Большую императорскую корону
(изготовлена специально для Павла I вместе со скипетром и державой). Павел I во время коронации был одет в мундир Преображенского полка с особым клапаном для миропомазания (этому примеру в дальнейшем следовали все российские императоры).
При последующих коронациях церковный обряд отправлялся по прежнему чину — одновременно императора и его супруги. 15 апреля 1801 состоялась коронация Александра I и его супруги Екатерины Алексеевны (обряд совершал митрополит Московский Платон). В сентябре 1826 прошла коронация Николая I. Праздник для народа был организован на Девичьем поле. Коронация Александра II, отсроченная до окончания Крымской войны 1853—56, была отмечена с особой пышностью 26 августа 1856. Для народа был устроен праздник на Ходынском поле. 15 мая 1883 были коронованы император Александр III и императрица Мария Фёдоровна. 14 мая 1896 состоялось коронование Николая II и Александры Фёдоровны
Во время коронации в народ бросали монеты различного достоинства, золотые и серебрянные.
К коронации выпускались коронационные монеты,медали и жетоны.
Представляю коронационный рубль 1896 года ( из моей коллекции )
Как известно правление Николая 2 второго началось с 1894 то есть к исполнению обязанностей главы государства новый император приступал сразу же после кончины своего предшественника, но полновластным государем, «помазанником Божиим» становился лишь после торжественной церемонии Священного Коронования.
Ниже коронационный рубль 1883 года (Александр 3)
( из моей коллекции )
На каждую из фотографии монет можно кликнуть, чтобы получить изображение
монеты в более высокой резолюции.
Венчание на царство
Венчание на царство — церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III, проводника идеи правопреемства московской и византийской государственности. В Византии и России чин венчания на царства носил ярко выраженный сакральный оттенок и включал в себя таинство миропомазания — «чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям». [1]
Содержание
История
Поставление на великое княжение в Средние века оформлялось путём настолования, или интронизации. Византийский обряд венчания на царство, видимо, принесла на Русь царевна София Палеолог. Впервые в России венчание на царство имело место в 1498 году, когда её супруг Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. Дмитрий, однако, пользовался титулом «великий князь», а не «царь». Ни сам Иван III, ни его преемник Василий III не были коронованы.
Впервые как глава государства короновался (и с того времени систематически использовал титул царь) Иван IV Грозный (1547 год). Помазания на царство этот обряд не предусматривал. [2] В 1561 г. греческое духовенство преподнесло Ивану книгу царского венчания императоров Византии. Тогда же был составлен чин венчания на царство (вероятный автор — митрополит Макарий). [2]
При этом обряд помазания на царство был ошибочно отождествлён с миропомазанием, хотя и в Европе и в Византии эти обряды различались: в отличие от России, там помазание на царство предшествовало венчанию, а не наоборот. [2] Если в других странах царь при помазании уподоблялся царям Израилевым, то в России он стал уподобляться самому Христу. [2]
Венчание на царство Феодора Иоанновича (31 мая 1584) было первым, целостно следовавшим переосмысленному византийскому чину с «великим выходом» государя и придворных в Успенский собор (где были устроены особые царские места) и вручением ему «яблока державного». Позднее великий выход осуществлялся на Золотое крыльцо Грановитой палаты.
Все коронации происходили в Успенском соборе Московского Кремля и совершались митрополитами Московскими и всея Руси, затем — патриархами, в поздний синодальный период — митрополитами Санкт-Петербургскими. Дальнейшая сакрализация фигуры «помазанника» привела к тому, что с XVII века между священством и царством ставился знак равенства: даже причащались цари точно в том же порядке, что и священнослужители. [2]
Начиная с Павла I, короновались также и супруги российских императоров: корону (меньшую по размеру) возлагал сам Государь (а не священнодействовавший архиерей); причём императрица становилась пред своим супругом на колени (при короновании Александра I отличием было то, что императрица Елисавета Алексеевна «не становилась пред своим супругом на колени, а стоя приняла на свою голову корону» [3] ; обычай становиться на колени был восстановлен при короновании Александра II [4] ).
Перечень венчаний на царство
Следующие цари и императоры: Фёдор II Борисович, Владислав Сигизмундович, Екатерина I (как царствующая императрица), Иоанн Антонович, Пётр III — не были коронованы. Павел I при перезахоронении Петра III возложил на его гроб корону в 1796 году.
Царский венец
Традиционно при русском венчании на царство начиная с Дмитрия Ивановича и Ивана IV использовалась корона XIV века — так называемая шапка Мономаха. Для коронации Ивана V и Петра I была изготовлена вторая аналогичная шапка — «шапка Мономаха второго наряда». Владислав IV Ваза предполагал короноваться особым убором — «короной московитов».
Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна и Елизавета венчались на царство коронами европейского образца. От Екатерины II и до Николая II использовалась одна и та же Большая императорская корона, изготовленная ювелирами Экартом и Позье (с группой подмастерий). Начиная с коронации Павла I и Марии Фёдоровны в 1797 году для императриц-супруг использовались особые малые короны.