метод проектов история возникновения
Метод проектов история возникновения
Говоря о проектном обучении, имеем в виду не только метод проектов, называемый нами «методом учебных проектов» для подчеркивания того, что проекты используются в образовательных целях. Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить школьника проектированию. Кстати, сам термин «метод проектов» пришел к нам из Америки в начале прошлого века.
Основателями его считаются американские ученые Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может под сказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проек тную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующе го баланса на каждом этапе обучения.
Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, приме нить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, со единить в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом:
Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884—1916 гг. в различных учебных заведениях его учениками и последователями — американскими педагогами Е. Пархерст и В. Кильпатриком. Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение по «методу проектов». Дети выполняли «проекты» — конкретные задания, связанные с учебным материалом, но фактически объем теоретических знаний при этом был сужен.
Вильям Кильпатрик предполагал, что стимулом побуждения учащихся к деятельности для достижения определенной цели и связанной с ней необходимостью приобретения новых знаний является «рефлекс цели» (по И.П. Павлову). Некоторые идеи Кильпатрика получили развитие и не потеряли актуальности и в наше время, и, прежде всего — идея повышения эффективности обучения учащихся посредством тщательно ими спланированной интересующей их деятельности.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Использовались в вузовском обучении в 20-х годах ХХ века, хорошо были известны С.Т. Шацкому, В.Н Росинскому, А.С. Макаренко и многим другим. Более полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. Наркомпрос утвердил программы для школы и для школ ФЭС, которые работали на основе комплексов-проектов. В числе проектов были, например, такие как: «Поможем фабрике или заводу выполнить промфинплан» или «Научимся разводить кур» и т.д.
Под руководством русско го педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недо статочно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.
Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:
• не было учителей, способных работать с проектами;
• не было разработанной методики проектной деятельности;
• чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;
• «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;
• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.
В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии – применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.
На волне демократизации всех сфер общественной жизни со 2-й половины 80-х годов положение в нашем образовании стало изменяться. В учебных заведениях стали ломаться авторитарно-командные педагогические нравы, начала оформляться педагогика сотрудничества, идеи приоритетности субъектности и личности ребенка в процессе организации его воспитания и обучения, нацеленность всех ступеней образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие учащихся.
Сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
История возникновения метода проектов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
История возникновения метода проектов
В теории и практике отечественной педагогической науки в последнее время инициируется интерес к методу проектов как к технологии, направленной на решение важнейших образовательных стратегий.
Согласно ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «общий объем обязательной части Программы… включает время, отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе различных видов детской деятельности (игровой, социально-коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
В разъясняющем письме Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения» предлагается строить воспитательно-образовательный процесс на основе объединения комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой темы. При этом в качестве темы могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, организация проектов, традиции и пр. Таким образом, серьезное внимание уделяется организации проектов в дошкольной организации.
«Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса» (Н.Е. Веракса).
Формирование проектной деятельности необходимо воспитанникам для вооружения их универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и образовательные. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как непосредственная образовательная деятельность.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Он возник в США во второй половине XIX века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952).
Основные концептуальные положения его теории таковы:
истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);
усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;
ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения, согласно теории Д. Дьюи, являются:
проблематизация учебного материала;
познавательная активность ребенка;
связь обучения с жизненным опытом ребенка;
организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).
Таким образом, Д. Дьюи предложил, по существу, преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путем делания», которое обогащает личный опыт ребенка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира.
Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей – американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика.
Одним из путей реализации идей Дьюи было обучение по методу проектов. Этот метод использовался и в России в школьном и вузовском обучении в 1920-е годы (например, в педагогической практике С. Т. Шацкого, A.C. Макаренко и др.). В 1920 – 30-е годы вышло довольно много публикаций, посвященных внедрению метода проектов: Е. Г. Кагаров «Метод проектов в трудовой школе» (1926), «На путях к методу проектов» (1930). В них подробно освещаются вопросы организации образовательного процесса, проблемы и пути их решения.
Е. Г. Кагаров отмечал, что в американской литературе термин «метод проектов» употребляют в различных, даже противоречивых значениях. Наиболее широкое определение такого понятия имеет следующий вид: «Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца («wholeheartedly!») и с определенной целью». Значение проектного метода, по его мнению, состоит в том, что благодаря ему решаются две основные задачи школьного обучения: внушить детям любовь к знанию и дать возможность удовлетворить ее любознательностью.
Таким образом, он приходит к следующим выводам: «Под проектом мы должны понимать разрешение действенных общественно-полезных задач, направленных к укреплению и расширению колхозного строительства, участию в выполнении пятилетнего плана, преобразованию и улучшению хозяйственной жизни фабрики, завода, колхоза, совхоза. В этом и заключается основное отличие советского метода проектов от американского».
«Сущность и ценность метода проектов в том, что он ставит задачею школы подыскание для детей дела, могущего привлечь их интерес и внимание, дела, которое вполне соответствует их силам, в процессе работы дает полезные знания и навыки и, кроме того, в самом себе таит зародыши нового задания и импульс к его выполнению».
Согласно классификации профессора Коллингса, проекты могут быть экскурсионные, трудовые (производственные), игральные и проекты рассказывания.
В статье «О сущности метода проектов» Новоспелов, основываясь на американском опыте, предложил выделять исследовательские («Какой севооборот наиболее пригоден для нашей местности»), производственные («Сделать курятник»), развлекательные (игры, драматизация), проекты общественной работы (организация очистки семян).
Данные виды проектов впоследствии были пересмотрены в соответствии с задачами трудовой школы. В основу классификации на этот раз было положено участие детей в общественной работе и производительном труде. Предлагались проекты общественно-политические (пропаганда партийных и правительственных решений), хозяйственно-производственные (участие в посевных компаниях), культурно-бытовые (организация дошкольных учреждений, работа в клубе, избе-читальне).
Большое внимание уделялось планированию работы. Для этого составлялись специальные вспомогательные таблицы (табл. 1).
Таблица 1 Примерная форма планирования проектов
Презентация на тему «Метод проектов. История возникновения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
МЕТОД ПРОЕКТОВ Государственное профессиональное образовательное учреждение «Шахтерский профессиональный лицей» Преподаватель русского языка и литературы Литвинова Елена Владимировна 2016 год
Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Джоном Дьюи (1859-1952) с целью ориенти-рования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Джон Дьюи (1859-1952) Суть метода – стимулирование интереса детей к определенным проблемам и практическое применение знаний, полученных через проектную деятельность.
Главные идеи метода проектов 20 годов ХХ века Деятельность выбирается самим ребенком. Деятельность строится не в русле учебного предмета. Опора на увлечения детей. Истинное обучение никогда не бывает односторонним.
Проблемное обучение Киллпатрик приветствовал проблемное обучение, в центре которого стоит метод проектов. Он писал, что при использовании метода проектов нет места заранее составленной методистами учебной программе, «только учитель в процессе работы вместе с учеником должен создавать программу учебных действий». Главная идея метода проектов у Киллпатрика состоит в лозунге всей проектной деятельности — «Всё из жизни – всё для жизни».
Отличительные черты Проектного метода: Проектная инициатива из жизни. Договор друг с другом о форме обучения. Развитие проектной инициативы. Организация работы. Информирование друг друга о ходе работы. Дискуссии. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (изд-во «Бельц», Германия, 1997) под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект.
Русские педагоги ХХ века в проектной деятельности Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) – русский педагог-экспериментатор
Русские педагоги ХХ века в проектной деятельности Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) «Основы педагогики»
Принципы проектного метода по Гессену Ориентация на свободу ребенка. Творчество, а не механическая процедура. В приоритете интересы личности. Стимулирование активности личности. Равенство в деятельности. Образование от практики к абстракции.
Известным постановлением ЦК ВКП(б) “О педагогических извращениях в системе Наркомпроса” метод проектов был осужден, в стране ввели единый учебный план, был осуществлен переход на предметное преподавание основ наук, пятибалльную систему оценки знаний. С тех пор в России до начала 90-х годов ХХ века больше не предпринимались серьезные попытки возродить этот метод в школьной практике. Осуждение проектного метода
Источники: Ресурсы интернета: http://www.best-pedagog.ru/ http://www.solideducator.ru/ http://cyberleninka.ru/ http://nsportal.ru/ http://soc-work.ru/
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-601216
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«История создания метода проектов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Из истории метода проектов
Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психо лог и педагог. Правда, ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу. Однако каждая страница, написанная рукой Дьюи, излучает пафос связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опы том человеческого общества. Все это — признаки школы, основной формой организации образовательного процесса в которой является проектная деятельность.
С начала XX в. метод проектов становится необыкновенно попу лярным в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов. Американцы назвали метод проектов — «наш метод школьной работы».
В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжитель ного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, пред ложил первую в мире классификацию учебных проектов:
«проекты игр» — детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации, разного рода раз влечения и т. д.);
«экскурсионные проекты», которые предполагали целесооб разное изучение проблем, связанных с окружающей природой и об щественной жизнью;
«повествовательные проекты.» — разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнооб разной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художе ственной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.;
«конструктивные проекты» нацелены на создание конкрет ного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приго товление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.
В экспериментальной школе, работавшей под руководством Кол лингса исключительно по методу проектов, за один первый год работы было задумано, проработано и доведено до конца самими детьми 58 «экскурсионных проектов»; 54 «проекта игр»; 92 «конструктивных проекта»; 396 «повествовательных проектов». Руководила всеми шес тьюстами проектами единственная учительница этой школы.
На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику оте чественной школы. Это история, полная драматизма. Сначала — «перспективный», а вскоре и «универсальный метод». Через пять с небольшим лет — «легкомысленное прожектерство». Так колебались оценки метода проектов в официальной педагогике.
Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обуче ния. В качестве причин этого явления выделяют:
отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
слабая разработанность методики проектной деятельности;
гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обу чения;
сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».
Источник: И.С. Сергеев «Как организовать проектную деятельность»
Статья: «История возникновения проектного обучения в России и зарубежом»
Тема: История возникновения проектного обучения в России и зарубежом.
учитель начальных классов
История возникновения проектного обучения в России и зарубежом
Идея проектного обучения имеет глубокие исторические и научно-теоретические корни. Еще более трехсот лет назад основоположник теоретической педагогике Я.А.Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешного обучения. Он считал, что людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т.е. чтобы они исследовали и познавали сами предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения.
Как педагогическая технология и форма учебной работы проектная деятельность получила распространение в первой трети ХХ века. Ведущим методом осуществления проектной деятельности стал метод проектов. Метод проектов представлял собой способ комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой мобилизуется и концентрируется внимание учащихся.
Метод проектов широко известен и издавна используется в мировой педагогической практике. Впервые он был описан в книге «Метод проектов» в 1918 г. американским психологом и педагогом Вильямом Килпатриком, хотя его и начали использовать значительно раньше. За это и взялся В. Килпатрик, ученик Дж. Дьюи, в 1918 г. Дети должны были получать знания и приобретать необходимый опыт при решении практических проблем в реальных жизненных ситуациях. Отметим, что В. Килпатрик находился под влиянием психологических идей Э. Торндайка даже в большей мере, чем Дж. Дьюи. В соответствии с «законом учения» Э. Торндайка, выполнение действия, к которому у ученика есть наклонность, приносит ему больше удовлетворения, чем выполнение действия, которое ему не нравится и которое он выполняет по принуждению. Из этого утверждения В. Килпатрик сделал заключение, что психология ребёнка, его желания, наклонности должны играть решающую роль в учебном процессе. Таким образом, В. Килпатрик под методом проектов понимал «от души выполняемый замысел». Его типология проектов относилас ь практически к любой области: от построения механизмов до решения математических задач, изучения французских слов, наблюдений за солнечным закатом или прослушивания сонаты Бетховена. В отличие от своих предшественников В. Килпатрик не связывал проект с какой-то конкретной предметной областью. В его интерпретации проект не требовал даже активной деятельности и участия в ней. Дети, которые представляли спектакль, и дети, которые сидели в зале и с удовольствием смотрели его, одинаково выполняли проект, поскольку получали удовольствие. По его мнению, проект имел четыре фазы: замысел, планирование, исполнение и оценку. В идеале все части проекта ученики должны были выполнять без участия учителя. Только тогда, когда ученики могут демонстрировать свободу действий, они становятся действительно независимыми, могут самостоятельно судить о результатах. Именно такая деятельность, по мнению В. Килпатрика, давала ученикам возможность познать дух демократии. Эта концепция быстро распространилась среди учителей американских школ, однако очень скоро она вызвала критику как со стороны «консерваторов», так и «прогрессистов». Дж. Дьюи, учитель и друг В. Килпатрика, подверг его концепцию резкой критике. В чём же дело? Нам важно это понять, поскольку и в нашей практике мы постоянно сталкиваемся с пониманием метода проектов, очень близким В. Килпатрику. Главное возражение Дж. Дьюи было связано с односторонней ориентацией В. Килпатрика на интересы детей, на их полную самостоятельность. Ученики, по мнению Дж. Дьюи, не могут обходиться без помощи учителя. С точки зрения Дж. Дьюи, проект должен быть совместной деятельностью учителя и учащихся.
Дж. Дьюи критиковал и определение метода проектов, данное В. Килпатриком, обращая внимание на то, что замысел часто возникает импульсивно и не получает дальнейшего развития из-за сложности, недостатка знаний у учащихся. Только если учитель убеждает учеников в необходимости пройти полный цикл «думания» — от выявления противоречий, проблем, через разработку плана действий для решения проблем, они могут обогатить собственный опыт и получить нужные знания. По мнению Дж.Дьюи, все методы обучения базируются на научном знании и педагогическом опыте.
Метод проектов — это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
В отличие от В. Килпатрика Дж. Дьюи подчёркивал роль учителя в организации и управлении всей познавательной деятельностью учащихся при использовании метода проектов, особенно на первых порах, пока они ещё не в полной мере освоили этот метод. Действительно, учащиеся иногда преувеличивают свои возможности и выбирают замысел проекта, который им не под силу. Но умению ограничивать свои импульсивные желания, объективно оценивать свои возможности тоже полезно учиться. Таким образом, понимание Дж. Дьюи метода проектов принципиально отличалось от понимания В. Килпатрика, что он всегда и подчёркивал, поскольку В. Килпатрик часто ссылался именно на Дж. Дьюи. В отличие от В. Килпатрика Дж. Дьюи не считал метод проектов универсальным методом, способным решить все педагогические проблемы. Он рассматривал метод проектов как один из возможных эффективных методов обучения. Критика возымела своё действие и, начиная с 30-х годов, популярность метода проектов стала несколько снижаться. Даже В. Килпатрик признал свои заблуждения (11).
В России идеи проектного обучения возни кли практически в то же время. Уже в 1905 году русский педагог С. Т. Шацкий с небольшой группой коллег ( А. Г. Автухов, П.П. Блонский, Б. В. Всесвятский, Ш. И. Ганелин, В. Ф. Натали, Б. Е. Райков, И. Ф. Сладковский и т.д.) пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а использование его в работу учителя запрещено.
Вместе с тем в зарубежной практике он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи и метод проектов.
Применение проектной деятельности к сфере обучения и воспитания особенно активизировалось во второй половине 1990-х гг. в связи с разботкой государственных стандартов образования. Одновременно усилилась тенденция к гуманитаризации подходов к проектированию, где структурно-значимыми стали философские, культурологические и психологические знания. Появились трактовки проектной деятельности как культурной формы образовательных инноваций (Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В.Рубцов и др.), как полифункциональной деятельности. Практические возможности проектной деятельности в образовании еще больше расширились с появлением и интенсивным развитием сетевых и информационно-коммуникативных технологий.
Постепенно характерные проектной деятельности свойства присваиваются образовательным процессом и образовательной системой в целом. Идеи проектирования распространяются на уровне педагогических систем, образовательной среды, личности, содержания воспитания и обучения. Происходит формирование особого проектного пространства жизнедеятельности участников образования. От методов проектов педагогическое сообщество переходит к проектному обучению (обучение с помощью проектирования, обучению в проекте), проектному воспитанию и проектному образованию. Проектная среда приобретает свойства образовательной среды. Использование возможностей логики создания типовых проектов выступает в качестве основного средства обучения.
По мере развития общества сфера применения проектирования в образовании расширяется, вырастает до образовательной идеологии в целом. Этому способствует динамика соотношения науки и образования, сформировавшегося еще в эпоху Просвещения. Современный этап развития образования в России можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения, знаниецентрического типа к личностно-ориентированному и деятельностному подходам, отражающим концепцию гуманистической педагогике, культуросообразному типу обучения. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умения работать с информацией. Сегодня утверждается возможность получения научного знания внутри образовательной системы, способной к производству нового знания, что ведет к формированию ее нового социального статуса. В российской концепции модернизации отчетливо выражена тенденция к интеграции научных и образовательных учреждений. Это требует массового распространения способов обучения, имеющих исследовательскую, опытно-экспериментальную, проектную природу.
С точки зрения известного российского методолога Ю.В.Громыко в настоящее время в условиях смены парадигмы образования формируется проектно-программный тип мышления. Ее основу составляют деятельности проектирования и программирования, характеризующиеся разработкой, формированием и созданием еще не существующих в практике систем образования. Необходимость массового освоения основ проектной деятельности становится еще более очевидной. По мере воплощения в жизнь принципа непрерывности образования меняется характер мотивации и знаний, необходимых человеку на каждом этапе его жизни. Основной проблемой образования становиться не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а умение учиться. Существование веками система образования была ориентирована на носителя готового знания — учителя, преподавателя. В настоящее время любой человек, в том числе и учащийся, может стать носителем и источником информации независимо от уровня полученного образования [1:16].
Одним из проявлений модернизации образования является проектное обучение, основу которого составляет метод проектов, реализующий в проектной деятельности учащихся.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта и состояния).
Современные отечественные исследователи (В.В.Гузеев, М.В.Кларин, И.Д. Чечель, Д.Г.Левитес, Е.С.Полат, Н.В.Матяш и др.) рассматривают обучение на качественном уровне: как средство развития способностей обучаемых, исследовательских умений, социальных навыков.
Технологии организации собственно исследовательских прое ктов посвящена работа И.Д. Чечель, в которой автор, определяя проект как буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, рассматривает его функции, типы, виды, формы включенности в учебный процесс, период времени, педагогически целесообразного для развертывания проектной технологии.
В ходе проектирования (по И.Д. Чечель) самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть:
а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
б) поиск пути их решения;
в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;
г) аргументация выбора;
д) сравнение полученного результата с требуемым;
е) корректировка (при необходимости) результата;
ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.
Если рассматривать понятие «проектная деятельность» с точки зрения педагогики и психологии, то, по мнению Н.В. Матяш, проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Таким образом, современные отечественные исследователи (В.В.Гузеев, М.В.Кларин, И.Д. Чечель, Д.Г.Левитес, Е.С.Полат, Н.В.Матяш и др.) рассматривают обучение на качественном уровне: как средство развития способностей обучаемых, исследовательских умений, социальных навыков.