методическая копилка учителя истории и обществознания
Методическая копилка МО учителей истории и обществознания
Материалы учителя истории и обществознания
Презентация к уроку истории в 6 классе Византия при Юстиниане
Скачать презентацию
Презентация к уроку истории в 7 классе по теме Реформация. Обновление христианства
Скачать презентацию
Презентация к уроку обществознания в 6 классе по теме Потребности человека
Скачать презентацию
Пирамида Маслоу
Формирование национальной гражданской идентичности на примере внеурочного занятия по истории Отечества «Россия и Крым. Мы-вместе», посвященному 3-ей годовщине воссоединения России и Крыма.
скачать презентацию
скачать презентацию
скачать презентацию
скачать презентацию
скачать презентацию
скачать презентацию
скачать презентацию
Открытое внеурочное мероприятие в 7 классе «В» МБОУ СОШ №20 г. Минеральные Воды по теме «Холокост. Память поколений» в рамках Недели памяти жертв Холокоста
скачать материал
НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV. РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ
Севумян Г.М., учитель истории МБОУ СОШ №20 г. Минеральные Воды
Скачать материал
Севумян Г.М., учитель истории МБОУ СОШ №20 г. Минеральные Воды
Скачать материал
Опрос по домашнему заданию устно по вопросам: «Высшие органы государственной власти в РФ»
Севумян Г.М., учитель истории МБОУ СОШ №20 г. Минеральные Воды
Скачать материал
Методическая копилка педагогических приемов для уроков истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методическая «копилка» приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Технология РКМЧП представлена определенными приемами и стратегиями, использование которых позволяет учителю пошагово реализовать каждую стадию урока. Существуют конкретные приемы и стратегии для работы на стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Каждый прием, стратегия в технологии РКМЧП направлены на раскрытие творческого потенциала обучающихся.
Концептуальные и сводные таблицы.
Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Этот прием может быть началом урока. Учащиеся выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Например по теме «Эпоха застоя» могут быть предложены следующие высказывания:
— в эпоху застоя была принята новая конституция, в которой были провозглашены основные права граждан;
— это было время расцвета литературы и искусства;
— была восстановлена система ГУЛАГА;
— была ужесточена цензура;
— видные деятели науки и искусства были выдворены из СССР и т.д.
Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Таблица » толстых » и » тонких » вопросов
Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________
Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:
Критическое мышление.
Знакомое и незнакомое.
Сомневается, активизирует, анализирует.
Нет предела совершенству и фонтану
Идей.
Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка.
1. Обсуждаемая тема (проблема).
2. Моя позиция.
3. Краткое обоснование.
4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие.
5. Причина, почему данная позиция все же правильна.
6. Заключение.
В начале изучения новой темы можно использовать прием . Учащимся предлагается учебный текст, в котором имеются пропуски. А под текстом записаны пропущенные цифры или слова. Учитель предлагает восстановить текст, затем сверить в паре или в группе и сравнить с образцом.
«Задание со сменой установки».
Учитель предлагает ученикам выполнить тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Одновременно происходит проверка качества усвоения программного материала.
Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (понятия, названия растений, животных), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а учащиеся должны постараться ответить на вопросы учителя (устно или письменно в тетрадях). Этот прием можно использовать при изучении любой темы по многообразию живых организмов.
На доске написаны слова коала, тигр, крот,
ушан, белка, кит, лошадь. Учащиеся в течение
30 секунд видят их, затем доска закрывается и
учитель предлагает ответить на вопросы.
Сколько всего животных?
На каком месте стоит животное, которое относится к отряду Грызуны?
На каком месте стоит животное, способное к полету?
Название какого животного записано после тигра?
Название какого животного стоит первым?
Какое животное вынашивает своих детенышей в сумке?
Какое животное ошибочно называют рыбой?
Прием «лекция со стопами»
Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенность ее использования в технологии критического мышления заключаются в том, что она читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.
Алгоритм действий (возможны варианты):
1. Вызов. Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).
2. Анонс содержания первой части лекции. Задание для учащихся (дл начала лекции): по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «-« услышанной в лекции информации со сделанным ранее прогнозом (аудированный вариант ИНСЕРТа)
3. Осмысление. Учитель зачитывает первую часть лекции.
4. Рефлексия. Предварительное подведение итогов.(Индивидуальное задание: выделение главного – письменный ответ. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар).
6. Осмысление. Учитель зачитывает вторую часть лекции.
7. Рефлексия. Подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, выступления от пар).
8. Итоговая рефлексия. Задание классу: индивидуальная самостоятельная работа – письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма – 10-минутное эссе.
9. Работы сдаются учителю. (Используются как показатель усвоения учащимися содержания лекции, а также как материал для подготовки следующего занятия.
Предметная область лекций не ограничена. Задания и способы организации индивидуальной и коллективной деятельности могут варьироваться.
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.
Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.
Перепутанные логические цепочки
В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.
Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Прием « Прогнозирование по фотографии» .
Предлагается сделать предположения об изображенном на фотографии человеке по его внешности. Составление психологического портрета развивает психологическую зоркость, погружает во внутренний мир другого человека.
Суть приема заключается в том, что студентам предъявляется какая – либо картина и предлагается ответить на серию вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. При этом точка зрения может отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущения объектов, изображенных на данной картине. Фантазия при работе над «оживлением» картины столь безгранична, что можно смело говорить о развитии творческого мышления.
-Что было ранее? Если бы картина ожила, какие звуки бы мы услышали? Что бы произошло чуть позже?
П рием «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума »)
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что. », «Если я правильно понял, то. », «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о. ». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что. ».
Методические находки учителя истории и обществознания Мелащенко В.Н.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
учителя истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска» Ставропольского края
Слова выдающегося психолога Л.С. Выготского: « Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» сегодня весьма актуальны, прежде всего, потому что пришло время переосмыслить всю работу в школе. Моя коллега, которая несколько лет не работала в школе и вновь вернулась, вдруг обнаружила для себя, что она вернулась в другой мир: и дети другие, и методики другие, и ритм школы другой. В сегодняшнем мире трудно выжить любому человеку, еще труднее это сделать это молодому. Какие же качества необходимы современному выпускнику?
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения.
Для меня как учителя, самым важным является формирование ключевых компетенций учащихся на уроке. Для достижения этого я использую определенную структуру урока, где важна не внешняя структура (опрос, объяснение, закрепление), а внутренняя. Я не планирую рассказать, показать, ознакомить учащихся, а планирую установить, найти, определить, сформулировать, то есть формирую у учащихся готовность к разрешению проблем. Для использования данного метода необходимо освоить технологию разработки проблемных вопросов и задач. Берется важное историческое или обществоведческое положение (факт, событие, идея), соответствующее программе курса и выносимое на обсуждение учащихся; осуществляется поиск альтернативного ему положения, содержащего противоречие (учебное, реальное, кажущееся) в соответствии с первым; на основе обоих положений формулируется проблемная задача или вопрос. Например. Изучаемое положение: в русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов на Балканах Россия победила Турцию. Был заключен выгодный для России Сан–Стефанский мирный договор. Альтернативное положение: вскоре по инициативе ведущих европейских стран состоялась Берлинская конференция с участием России, пересмотревшая условия Сан – Стефанского договора в свою пользу. Проблемная задача: В войне участвовала Россия и Турция. Россия одержала победу. Воевавшие страны заключили мир. Европейские страны собирают другой кворум, в работе которого участвует и Россия, пересматривают условия договора не в пользу России, и она соглашается с этим. Почему?
Чем больше «почему» будет задано мне на уроке, тем продуктивнее будет усвоение материала. Тем интереснее будем мне на уроке, тем больше радости познания и удовольствия открытий будет у меня на уроке и у детей. Практически на каждом уроке я планирую работу с текстом. Простой, но очень действенный прием на уроке для поддержания внимания: чтение теста по абзацам, после прочтения каждый учащийся выделяет главную мысль абзаца, а после прочтения статьи каждый из ребят повторяет свое предложение и таким образом составляется краткий пересказ текста, который уже без труда может повторить каждый.
Веду поиск новых современных и в тоже время эффективных форм проверки знаний, умений, навыков учащихся. Готовность к самообразованию формирую во время применения разнообразных карточек-заданий, анкет-опросников, презентаций, познавательно-развивающих вопросов, разнообразного методического материала: документов, исторических карт, статистических данных и т.д., ученических рефератов. В освоении предмета мне помогает методика «Развития критического мышления через чтение и письмо», которая базируется на трех стадиях «вызов – осмысление – рефлексия». На стадии вызова в сознании учеников актуализируются имеющиеся знания и представления о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая форма работы, деятельность школьников активизируется, формируется познавательный интерес. На стадии осмысления ученики вступают в контекст с новой информацией, систематизирует сведения, соотносятся их с собственными знаниями. На стадии размышления происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу. Синквейн, являясь простейшей стихотворной формой, тренирует способность искать и находить адекватные, точные и лаконичные слова, для выражения своей мысли, позволяет в художественной форме воспроизвести содержание занятия. Кластер дает возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика. Уроки с использованием приемов данной технологии проходят живо и интересно.
Готовность к использованию информационных ресурсов формирую во время использования богатой коллекции электронных материалов по ряду курсов. В 5 классе применяла электронное приложение к учебнику издательства «Просвещение» «История Древнего мира» и методическое пособие с электронным приложением автора – составителя Мартьянова О.А. «Повторение и контроль знаний. История Древнего мира. 5 класс Тесты, кроссворды, филворды, лексические задания», в 6 классе электронное приложение к учебнику Ведюшкина В.А. «История средних веков», электронное приложение издательства «Сфера» «Россия с древнейших времен до конца XVI века» и методическое пособие с электронным приложением автора – составителя Мартьянова О.А. «Повторение и контроль знаний. История средних веков. 6 класс Тесты, кроссворды, филворды, лексические задания». В 10 классе социально-гуманитарного профиля электронный учебник «История мировых цивилизаций» в 2 частях, аудиоучебники по всеобщей истории и истории России.
Готовность к социальному взаимодействию формирую у учащихся во время проведения уроков с использованием интерактивных методик: «мозговой штурм», «аквариум», «коллаж» и т.д На уроках повторительно-обобщающего характера, когда перед ребятами ставится задача, направленная на рефлексию, развитие творческого потенциала, обычно класс разбивается на 4 группы, получающие четыре вида заданий:
на основе материалов учебника составить тесты разных видов (альтернативный, на соответствие, исключение лишнего);
на основе материала учебника сформулировать по два вопроса репродуктивного характера, т.е. на восстановление информации; расширяющих знания, т.е. таких, которые связаны с темой, но ответа на них в учебнике нет;
придумать задания («угадай слово», составить задачу на основе материала учебника);
сформулировать вопросу к материалу учебника, начинающиеся слов «Что…», «Когда…», «Где…», «Почему …», «Как…», «Какой…» (возможны иные варианты вопросов). Таким образом, все ученики, работая с одним и тем же текстом, получили совершенно разные задания. Ученики других групп получают возможность ответить на эти вопросу и получить отметку.
Безусловно, любая цель должна носить реальный характер, быть достижимой. Работа с конкретной аудиторией школьников я учитываю уровень подготовки ребят, их индивидуальные способности к восприятию новой информации. Формулируя цель, мысленно задаю себе вопросы: чему научатся ребята? Что будет способствовать их развитию и как? Каков будет воспитательный эффект урока? Последний вопрос является очень важным. Да. Сегодняшняя система организации обучения исключает морализаторские, шаблонные приемы внешнего давления на поведение ребенка. Однако она не исключает воспитательного воздействия на ребенка вообще.
Таким образом, подводя итог всей сказанной мною информации, можно сделать вывод, что думающий учитель выберет для себя активные формы работы с учащимися. Усложняя себе жизнь, он все время будет находиться в поиске наиболее оптимальных методов и приемов, которые активизируют познавательную и мыслительную деятельность учащихся на уроке. Я отношу себя именно к таким, тем, кто ищет и находит, тем кто радуется даже малым успехам учащихся, тем кто не может жить по-другому.
Методическая копилка Жутовского Вадима Евгеньевича, учителя истории и обществознания
Учитель истории и обществознания В.Е. Жутовский принял участие в Международном литературном конкурсе «Вы — в наших сердцах», посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Стихотворения В.Е. Жутовского вошли в число избранных произведений и были напечатаны в одноименном сборнике. Желаем учителям и обучающимся познакомиться с творчеством Вадима Евгеньевича.
У бранденбургских ворот 2 мая 1945 г.
Ну, вот и все. Теперь один
Лежишь в бесславье и бессилье
Мы бы не брали твой Берлин
Зачем пошел ты на Россию?
Навеки миллионы вдов
Запомнят музыку «люфтваффе»,
Но порт, что создал Ушаков
Не станет Теодорихсхафен*
Убит. Остекленелый взгляд
Уставился в миры иные,
И бранденбургские косят
С испугом кони вороные.
Не встать, не двинуть головой
Навек земли военнопленный,
Ты был вчера еще живой,
Ты был частичкою Вселенной
А мама? Мама? Где она?
Звала ли Фрицем или Гансом?
Сын заплатил за все сполна
И, кажется, отвоевался
За Севастополь, Сталинград
Не слушай черного мессию –
Ты и сейчас бы жил, солдат,
Зачем пошел ты на Россию?
*Гавань Теодориха. Так нацисты хотели переименовать Севастополь.
«Воспоминание ветерана-защитника Севастополя»
Июньский месяц замер у окна.
Четвертый час. Недолго до рассвета.
А в памяти уже всплывает лето
Где юность, Севастополь и война.
Накатывает жар передовой,
Тревожные, горящие закаты.
И девочка из медсанбата,
Бинтуя шепчет: «Потерпи, родной»!
Распятый город, где твоя Победа?
Дрожит земля, стал воздух раскален.
И черные кресты, изрезав небо,
Кидаются на свежий батальон.
А я ползу. Ползут гранаты в связке.
Вжимаюсь в землю, прячусь за бугры.
Кругом тела, прострелянные каски,
Осколками усыпанные рвы.
Уже рукой подать до той воронки,
Откуда густо мины он кладет.
Бросок. Шарахнуло по перепонкам.
Но главное – подавленный расчет.
Скрипит во рту песок от крови сладкий.
Воды бы фляжечку! Трофейные – пусты.
Вот, наконец, ударила «тридцатка».
И «фрицы» вновь отходят с высоты.
Память
Весна, не я был тот солдат,
Что расписался на Рейхстаге
И не меня звал Сталинград,
И не меня качали в Праге
Летят по небу журавли
В твоих «Семнадцати мгновеньях»
Ах, что-то не припомню дни,
Как выходил из окруженья.
Не я расстрелян был во рве,
Другого мучили в гестапо,
Но память – мне о той войне…
И сердце бьется виновато.
Севастополю
Здравствуй, солнечный берег,
Здравствуй, шумный прибой,
Мне не нужно америк
Слышишь, город родной
Ловят гулкие камни
Каждый пенистый вздох,
Словно колокол давних
Раскаленных эпох
Как твои батареи
Доверяюсь судьбе
И ничуть не жалею,
Что родился в тебе.
Памяти защитников 365-й зенитной батареи, удерживающих высоту 60.0, названную позже «Высотой Героев» посвящается)
Высота Героев
Пядь севастопольской земли,
Накрыло небо фронтовое
Что скажешь, Высотой Героев,
Когда закончатся бои?
Здесь яростно ревел металл,
Бетон раскалывали взрывы,
И те, кто насмерть здесь стоял,
Лишь в памяти остались живы.
Пусть алы звездочки в бинте
Проступят и засохнут сгустком.
Они – на этой высоте.
И Севастополь будет русским!
Севастополю
Засыпающий город,
Что сегодня приснится?
Бастионного хора
Чугунные лица?
Или гордые шпили
Державного флота?
Обелиски, фамилии
На умолкших высотах
Им вовек не растаять
В рубежах оборон
Не умолкшая память,
Будь длиннее, чем сон.
Матрос-пулеметчик Алексей Калюжный и его боевые друзья из дзота № 11, расположенного на важном направлении, в районе деревни Камышлы, отражали яростные атаки противника, Когда в живых осталось трое тяжело раненных моряков, фашисты овладели высотой и захватили дзот.
«Родина моя! Земля русская! Я, сын ленинского комсомола, его воспитанник, дрался так, как подсказывало мне сердце, уничтожал гадов, пока в груди моей билось сердце. Я умираю, но знаю, что мы победим. Врагу не бывать в Севастополе!Моряки-черноморцы! Уничтожайте фашистских бешеных собак. Клятву воина я сдержал.
Стенам
— Нашей большой стране
Время пришло воевать.
Не переждать в тишине
Черно-крестовую рать.
Ринулась стая ворон.
Мысль тяжела у бойца.
— Этот бутобетон*
Спрячет лишь от свинца
Под проливным огнем
Время прижало бег
И как стена вдвоем –
Камень и человек.
Крепко держат стволы
Обожженных высот,
Вздыбленные Камышлы,
Номер одиннадцать дзот.
Сквозь разъяренный металл,
В бою,
Губ улыбнулся край.
— Родина, клятву свою
Я сдержал, прощай.
В этой святой стране
Каждый идущий в бой
Стоит вдесятерне
Тех, кто не встал стеной
*дикий камень, скрепленный цементным раствором